Научная статья на тему 'История формирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области Украины'

История формирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области Украины Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
938
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ЖЕЛ ЕЗНОДОРОЖ-НАЯ СЕТЬ / ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ РЕГИОНА / СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛ ЕЗНЫХ ДОРОГ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / СКОРОСТНОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД / RAILWAY TRANSPORT COMPLEX / RAILWAY NETWORK / HISTORY OF RAILWAY NETWORK IN REGION / CONSTRUCTION OF RAILWAYS / FREIGHT / PASSENGER TRANSPORTATIONS / ELECTRIFCATION OF RAILWAYS / HIGH-SPEED PASSENGER TRAIN

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лымарь Татьяна Викторовна

В статье исследованы основные аспекты создания и функционирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области Украины. Актуальность работы объясняется необходимостью модернизации железнодорожного транспорта, который играет важную роль в развитии региона. Любые изменения более результативны при предварительном анализе этапов становления данной транспортной отрасли. Вопрос формирования железнодорожной сети на территории Полтавской области рассмотрен только в контексте исследования её истории, поэтому требует более детального изучения. В работе отображены предпосылки строительства железной дороги. Определены историко-географические особенности возникновения железнодорожного транспорта региона. Рассмотрен процесс расширения железнодорожных линий. Дана характеристика современного состояния железнодорожных коммуникаций Полтавской области. Проанализирована динамика основных показателей работы жел езной дороги: грузоперевозок, их структуры, пассажирских перевозок. Охарактеризованы главные направления функционирования исследуемого вида транспорта. Показаны этапы электрификации участков Полтавской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги. Исследованы главные железнодорожные узлы Полтавской области Полтава и Кременчуг. Изучено внедрение высокоскоростного движения пассажирских поездов одного из направлений модернизации жел езнодорожного транспортного комплекса. Определены пробл емы функционирования данной транспортной отрасли. Обозначены меры по дальнейшему развитию жел езнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF RAILWAY TRANSPORT COMPLEX IN POLTAVA REGION OF UKRAINE

The main aspects of forming and functioning of railway transport complex in the Poltava region of Ukraine are explored. The research is relevant due to need for modernization of railway transport that plays an important role in regional development. Any changes are more effective if we conduct the preliminary analysis of formation stages of this transport sector. The issue of railway network formation is disclosed only in the context of historical research in the Poltava region therefore it requires more detailed study. The article investigates preconditions of railway construction. The article studies historical and geographical features of the railway transport in the region. The author characterizes the current state of railway communications in the Poltava region. The paper analyses dynamics of cargo transportation and passenger transportation. The stages of stations electrifcation are disclosed. The main railway junctions of the Poltava region Poltava and Kremenchug are investigated. The author considers the introduction of high-speed passenger trains, which is one of the directions in modernization of railway transport complex. The functioning problems and the directions to further development of railway transport are determined.

Текст научной работы на тему «История формирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области Украины»

Псковский регионологический журнал № 3 (27)/2016 УДК 911.3(477.53)

Т. В. Лымарь

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПОЛТАВСКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ

В статье исследованы основные аспекты создания и функционирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области Украины. Актуальность работы объясняется необходимостью модернизации железнодорожного транспорта, который играет важную роль в развитии региона. Любые изменения более результативны при предварительном анализе этапов становления данной транспортной отрасли. Вопрос формирования железнодорожной сети на территории Полтавской области рассмотрен только в контексте исследования её истории, поэтому требует более детального изучения.

В работе отображены предпосылки строительства железной дороги. Определены историко-географические особенности возникновения железнодорожного транспорта региона. Рассмотрен процесс расширения железнодорожных линий. Дана характеристика современного состояния железнодорожных коммуникаций Полтавской области. Проанализирована динамика основных показателей работы железной дороги: грузоперевозок, их структуры, пассажирских перевозок. Охарактеризованы главные направления функционирования исследуемого вида транспорта. Показаны этапы электрификации участков Полтавской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги. Исследованы главные железнодорожные узлы Полтавской области — Полтава и Кременчуг. Изучено внедрение высокоскоростного движения пассажирских поездов — одного из направлений модернизации железнодорожного транспортного комплекса. Определены проблемы функционирования данной транспортной отрасли. Обозначены меры по дальнейшему развитию железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспортный комплекс, железнодорожная сеть, история формирования железнодорожной сети региона, строительство железных дорог, грузоперевозки, пассажирские перевозки, электрификация железной дороги, скоростной пассажирский поезд.

Введение. Железнодорожный транспорт занимает весомое место на рынке транспортных услуг Украины, в т. ч. и Полтавской области, особенно в грузоперевозках. Этому способствуют такие характеристики железной дороги, как регулярность, относительно низкая себестоимость перевозок, большая пропускная способность, возможность перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий.

Железнодорожное сообщение формируется под влиянием многих факторов и постоянно меняется на разных исторических этапах. Железнодорожный транспорт на территории Полтавской области функционирует уже около 150 лет. За это время он трансформировался от паровозов, а затем тепловозов, до высокоскоростных электропоездов, и продолжает развиваться.

Исходные предпосылки. Теоретическим вопросам формирования и развития транспортных комплексов, в т. ч. и железнодорожных, уделяли внимание в своих работах В. Н. Бугроменко, Г. А. Гольц, В. И. Дорошенко, Е. Ф. Коценко, И. В. Никольский, Ю. Е. Пащенко, В. Я. Савенко, С. А. Тархов, А. Г. Топчиев, Л. Г. Чернюк и другие учёные. Кроме того, непосредственно историю железнодорожного транспорта изучали И. В. Агиенко, С. С. Богатчук, С. В. Верховский, Л. Л. Головачев, В. Н. Димитрюк, Г. Н. Кирпа, С. В. Кульчицкий, А. Г. Напорко, Р. О. Пономаренко,

A. Н. Пшинько, А. М. Соловьева, О. А. Шарыгина. Проблемам современного состояния железнодорожного транспорта Украины посвящены работы И. М. Аксенова, Н. И. Богомоловой, Л. Н. Гаевской, И. М. Гойхмана, В. П. Гудковой, Ю. Ф. Кулаева, М. В. Макаренко, Е. Н. Сыча, Ю. М. Цветова, И. Р. Юхновского и др.

Строительство железной дороги по территории Полтавской области и развитие её железнодорожной сети охарактеризовали в контексте истории Полтавщины исследователи-краеведы: А. А. Билоусько, А. П. Ермак, П. В. Киридон, Т. П. Пустовит,

B. Я. Ревегук. Некоторые сведения встречаются в разных периодических изданиях. Поэтому вопрос истории формирования железнодорожного транспортного комплекса Полтавской области требует более детального изучения.

Цель и задачи. Целью является исследование истории строительства и развития железнодорожных путей по территории Полтавской области с последующим прогнозированием изменения конфигурации железнодорожной сети, а также основных показателей грузо- и пассажироперевозок. Изучая все трансформации, можно определить историко-географические особенности формирования железнодорожного транспортного комплекса региона. Это позволит проследить, как происходило его возникновение и становление и очертить оптимальные пути дальнейшего функционирования, что особенно актуально.

В развитии региона особое внимание необходимо уделять оптимизации транспортного комплекса, обеспечивающего наилучшие условия и активно способствующего наиболее эффективному развитию экономики и размещению производительных сил.

Изложение основного материала. Транспортный комплекс Полтавской области Украины формировался в течение длительного времени. Главными видами транспорта в регионе до появления железной дороги были гужевой и речной. История железнодорожного транспорта началась в конце ХК в. Наиболее заметно на экономическое развитие Полтавской губернии повлияло именно интенсивное строительство железных дорог.

Первая железная дорога на украинских землях Одесса — Балта была построена в 1865 г. В 1868 г. её довели до Елисаветграда, затем в 1869 г. — до Кременчуга. Был открыт первый в губернии железнодорожный участок, который соединил Кременчуг с Елисаветградом (нынешним Кировоградом) и Балтой, а также станция «Крюков-на-Днепре». Это событие стало отправной точкой интенсивного развития цивилизации на Полтавщине [13, с. 1—2].

В 1870 г. была построена линия Полтава — Кременчуг, а с 1871 г. началось движение поездов от Полтавы до Харькова, что сразу же упростило сообщение и транспортировку грузов, позволило резко увеличить объёмы перевозок. Так, на смену старинным чумацким путям пришла железнодорожная сеть. Транзитная железная дорога связала центральную часть Украины с азово-черноморскими портами и двумя

промышленными областями — Донбассом и Криворожьем. В 1870-х гг. прибалтийский порт Либава (теперь Лиепая) был соединён железной дорогой с Ромнами, откуда в 1880-х гг. линию через Ромодан продлили до Кременчуга. В 1890-х гг. была введена в действие железная дорога Полтава — Киев. Таким образом, железнодорожная сеть в губернии составила 1500 км. В 1893-1895 гг. строилась также железная дорога Лохвица — Лебедин, но она дошла только до Гадяча. Строительство линии Полтава

— Лозовая в конце XIX — нач. ХХ в. фактически сформировало железнодорожную сеть губернии. Другие магистральные пути: Москва — Курск — Харьков — Лозовая

— Александровск — Севастополь и Москва — Курск — Бахмач — Киев не проходили через Полтавщину. Позже, 1 января 1907 г., Харьковско-Николаевская железная дорога, объединившись с Курско-Харьковско-Севастопольской, стала магистралью, которую назвали Южная железная дорога.

В начале ХХ в. по железнодорожным линиям Полтавской губернии перевозили продукты сельского хозяйства, фабрично-заводской и ремесленной промышленности. Так, в 1905-1909 гг., в среднем за год, наивысшие показатели веса перевозок железной дорогой имели уголь, дрова и строительный камень, а также продукты сахарного производства (табл. 1). В этот период железнодорожными путями транспортировали около 70 наименований грузов.

Таблица 1

Передвижение грузов по железнодорожным линиям Полтавской губернии [12]*

Наименование груза Вес

тыс. пуд. тонн

Уголь 17708,8 290079

Дрова 2745,2 44968

Строительный камень 1976,7 32379

Продукты сахарного производства 1932,5 31655

Каменная и поваренная соль 1332,5 21827

Продукты рыболовства 1214 19886

Железо и сталь 909,6 14900

Продукты птицеводства 664,2 10880

Сельскохозяйственные машины 397 6503,1

Нефть 317,2 5196

Продукты обработки дерева (древесный уголь, деготь и т. д.) 256,3 4198

Крупный рогатый скот, лошади, свиньи 170865 гол.

* В таблице приведены наименования грузов только с высокими показателями веса перевозок

Развитие транспортного комплекса региона продолжалось. За счёт внедрения новых технологий повысились эксплуатационные показатели на железной дороге (1910 г.). Экономика Украины, которая постоянно наращивала свой потенциал, способствовала увеличению грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. На государственном уровне железная дорога стала занимать ведущие позиции [10].

Важнейшим железнодорожным узлом в Приднепровской Украине стал Харьков, где сходились 6 линий. К нему через территорию Полтавщины тянулись железнодо-

рожные пути от Одессы и Киева. С ними была соединена линия Ромны — Минск — Либава, по которой вывозили украинское зерно в порты Балтийского моря [1].

В 1913 г. товарный обмен Полтавской губернии характеризовался превышением вывоза над ввозом. Это были продукты земледелия, между которыми (после хлебных продуктов) на первом месте была свекла — 12485,3 тыс. пудов (204515 т); продукты сахарного — 4063 тыс. пудов (66554 т) и крахмального производства — 75,5 тыс. пудов (1237 т); также продукты птицеводства — 785,7 тыс. пудов (12870 т), скотоводства — скот (50329 гол.), кожа — 148,2 тыс. пудов (2428 т), шерсть — 28,1 тыс. пудов (460 т). Другие продукты фабрично-заводской промышленности губерния получала извне, кроме строительных материалов. Они прибывали водным путём в Кременчуг и Крюков, откуда по железной дороге развозились за пределы губернии [12].

Железные дороги стали своеобразными капиталистическими предприятиями, на которых работало 8 тыс. рабочих (наиболее крупными были железнодорожные мастерские в Крюкове и Полтаве). Однако развитие железных дорог одновременно вызвало упадок ярмарок и чумачества.

После проведённой большевиками в 1918—1920 гг. национализации мелкой и средней промышленности большинство предприятий прекратили свою деятельность. Плохо работал и железнодорожный транспорт. Однако уже после провозглашения новой экономической политики (1921—1927 гг.) на Полтавщине работа транспорта налаживалась. Длина рельсовых путей в Полтавской округе составляла 391 км (367 вёрст), которые обслуживались 30 станциями [5].

В результате реформ на железной дороге 1 февраля 1934 г. была образована Южная железная дорога практически в таком составе линий, в котором она находится и сейчас. Центром Полтавского отделения стала станция «Полтава-Южная». В конце 1930-х гг. вместе с промышленностью быстрыми темпами развивался и железнодорожный транспорт. По территории области проходило 890 км железных дорог. Грузооборот в 1938 г. по сравнению с 1913 г. вырос в 3,4 раза (вывоз) и в 5 раз (ввоз).

В 1940-х гг. на развитие железнодорожного транспорта повлияла Вторая мировая война. Большое значение для восстановления хозяйства в освобождённых районах имело именно налаживание бесперебойной работы всех видов транспорта. На восстановлении мостов, железной дороги, станционных сооружений и зданий работали военизированные формирования Наркомата путей сообщения СССР и тысячи мобилизованных жителей Полтавской области Украины. Так, в восстановлении Полтавского железнодорожного узла участвовали рабочие шестого строительно-восстановительного участка и около 2000 мобилизованных, главным образом женщин. В начале октября 1943 г. было восстановлено движение поездов на участке Полтава — Дарница.

К восстановительным работам на Кременчугском железнодорожном узле было привлечено 1500 чел. В течение нескольких дней рабочие и мобилизованные восстановили водокачку, механическую мастерскую, железнодорожные пути. Уже 4 ноября 1943 г. на станцию прибыл первый поезд с боеприпасами.

Сразу после освобождения г. Кременчуга началось сооружение нового высоководного моста через р. Днепр. К его строительству были привлечены военные градостроительные части и около 3000 мобилизованных местных жителей. Мост удалось ввести в эксплуатацию 1 января 1944 г. — на 20 дней раньше срока.

В Полтаве 16 июля 1944 г. был открыт мост через р. Ворсклу на трассе Харьков

— Полтава — Киев. Также проходило восстановление Полтавского паровозоремонтного завода. С целью обеспечения его квалифицированными рабочими при управлении восстановления ППРЗ 15 марта 1944 г. открылась школа фабрично-заводского обучения на 300 учеников.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил 5-летний план развития хозяйства (1946-1950 гг.). Уже в первый год 5-летки на территории Полтавской области было восстановлено 3 железнодорожных вокзала, 8 железнодорожных мостов и путей общей длиной 973 тыс. погонных метров. 21 декабря 1949 г. в эксплуатацию был введён двухъярусный стальной мост через р. Днепр [1, с. 220].

В конце 1950-х гг. железнодорожная сеть в Полтавской области была уже достаточно густой (27,1 км на 1000 км2). Протяжёность железнодорожных путей области составляла 1467 км, большинство из них — в её центральных и северо-западных районах. Такую густую сеть обусловило выгодное географическое положение Полтавской области относительно ряда экономических районов страны, а также её транзитное значение.

В экономическом развитии Полтавщины и её связях с другими областями Украины исключительно важную роль играли меридиональные и широтные железнодорожные магистрали: Бахмач — Одесса через Пирятин — Гребенку — Черкассы, Бах-мач — Ромодан — Кременчуг с ответвлением Лохвица — Гадяч, Харьков — Полтава

— Кременчуг, Лозовая — Полтава — Ромодан — Киев. В то время именно последняя железная дорога имела очень большое значение для хозяйства Полтавской области. По этой магистрали перевозили уголь и металл из Донбасса и Приднепровья в Киев, правобережные и западные районы. Вместе с тем, пересекая все меридиональные железнодорожные линии области, она давала выход грузам, которые шли с запада Белоруссии и Прибалтики на Донбасс.

С меридиональных железнодорожных линий на то время очень важной была линия Бахмач — Ромодан — Кременчуг, которая связывала северную и южную части области и имела большое транзитное значение. По ней перевозили в основном лесоматериалы в южные области Украины, а в обратном направлении — различные сельскохозяйственные продукты. Эта железная дорога связывала центральные районы области с р. Днепр и тем самым с Приднепровьем и Белоруссией и давала выход к морю. Магистраль Харьков — Полтава — Кременчуг обслуживала восточную и юго-восточную части Полтавской области [4].

В 1960-е гг. железнодорожным транспортом вывозили из области муку, сахар, спирт, мясо-молочные продукты, а также промышленное оборудование, строительные материалы, изделия лёгкой промышленности — текстильной и кожаной; привозили — уголь, металл, лес, станки, изделия текстильной промышленности.

В 1970-е гг. железная дорога на Полтавщине была оборудована сортировочной горкой, устройствами электрической централизации, пневмопочтой, телетайпной связью. На смену паровозам пришли тепловозы. Продлены приёмоотправочные и сортировочные пути. Вырос объём перевозок и перерабатывающая способность станций. Приём поездов увеличился на 18 %, простой транзитных вагонов с переработкой сокращён на 1,1 часа, местных — на 2,2 часа.

В конце 1980-х гг. железнодорожный транспорт перевозил более 40 % пассажиров и более 50 % грузов. Перевозки грузов на железной дороге по сравнению с 1985 г.

увеличились на 1,9 %. Однако уже в 1995 г. они уменьшились в 2 раза, до 21,2 млн т [11]. Снижение показателей продолжилось, и уже в 2000 г. они составили 13,628 млн т. С 2001 г. началось постепенное наращивание грузовых перевозок — максимум был достигнут в 2006 г. (25,5 млн т). С 2007 г. наблюдается снижение объёмов перевозок.

В течение 1990-2004 гг. в отправлении преобладали нефть и нефтепродукты, однако с 2005 г. наибольший удельный вес в структуре отправленных из области грузов занимают железная и марганцевая руды [2; 9]. Таким образом, за последние 25 лет структура железнодорожных перевозок в Полтавской области существенно изменилась (рис. 1).

Рис. 1. Структура отправки грузов железнодорожным транспортом Полтавской области (1990-2014 гг.)

За 2014 г. показатель перевозки грузов железнодорожным транспортом региона составлял 21,834 млн т, что на 4,8 % меньше, чем в 2013 г. Значительно (в 2,3 раза) увеличилось отправление цемента. Отправка химических и минеральных удобрений по сравнению с 2013 г. увеличилась на 31,4 %, чёрных металлов — на 30,3 %, зерна и продуктов перемола — на 9,1 %, лесных грузов — на 4,0 %, руды железной и марганцевой — на 2,2 %. Однако отправление лома чёрных металлов уменьшилось на 44,7 %, нефти и нефтепродуктов — на 41,0 %, строительных материалов — на 21,0 % [9].

В дальнейшем для Полтавской области можно предположить постепенное увеличение показателей веса перевозок чёрных металлов и железной руды в связи с наращиванием мощностей Еристовского горно-обогатительного комбината, а также снижение показателей веса перевозок нефти и нефтепродуктов вследствие сокращения поставок сырья и его последующей переработки на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе.

Снижение показателей наблюдается и в пассажирских перевозках. В 1990 г. железнодорожным транспортом было перевезено 14 млн пассажиров. За период 1990102

2014 гг. наивысший показатель был достигнут в 1995 г. (20,791 млн пасс.). Начиная с 1996 г. он снижался и в 2014 г. составил 15,441 млн. пасс. Однако в дальнейшем, с развитием скоростного железнодорожного движения, количество пассажиров может постепенно увеличиваться.

Сегодня железнодорожные перевозки составляют 14 % объёмов перевозок пассажиров и 9 % перевозок грузов в Полтавской области [2; 9].

Эксплуатационная протяжённость железных дорог остаётся стабильной и составляет 852 км. Плотность железных дорог области в расчёте на 1000 км2 составляет 29,6 км (в Украине — 36,0 км, в мире — 18,1 км). Железные дороги обслуживаются тепловозной и электрической тягой. Электрификация мощных железнодорожных узлов позволяет снизить себестоимость перевозок пассажиров и грузов за счёт экономии на энергоносителях, а также увеличить пропускную способность станций и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду в регионе. С 1994 г. уже введено в действие 514,7 км электрифицированных железнодорожных путей (60,4 % от общей протяженности) [2].

Электрификация участков Полтавской дирекции железнодорожных перевозок Южной железной дороги проходила поэтапно: 1) Гребенка — Сагайдак (1994— 2002 гг.); 2) Сагайдак — Полтава-Киевская — Вакуленцы (2002—2003 гг.); 3) Вакулен-цы — Совнаркомовская (2003—2007 гг.); 4) станция Полтава-Южная (2007—2008 гг.); 5) Полтава-Южная — Кременчуг (2008—2011 гг.); 6) Полтава-Южная — Лозовая (2008—2012 гг.); 7) вторые пути на участке Полтава-Киевская — Ромодан (2012— 2014 гг.) [8]. На сегодня перевод на электрическую тягу продолжается. Министерством инфраструктуры Украины разработан проект электрификации участка Потоки — Золотнишино (14 км) до 2019 г. Его ориентировочная стоимость составляет 76,9 млн грн. [3].

Сегодня железнодорожный транспорт области функционирует по таким направлениям: Лозовая — Полтава — Ромодан — Гребенка — Киев; Харьков — Полтава — Кременчуг; Бахмач — Ромодан — Кременчуг с ответвлением Лохвица — Гадяч; Бахмач — Пирятин — Гребенка.

Магистраль Лозовая — Полтава — Ромодан — Гребенка — Киев обеспечивает транзитный поток каменного угля, химических грузов, машин и промышленного оборудования. По железнодорожной линии Кременчуг — Полтава — Харьков идёт транзитный поток чёрных металлов, машин, промышленного оборудования из Приднепровья в другие районы Украины и за границу.

Железнодорожные линии, проходящие по территории Полтавской области, относятся к Полтавской дирекции железнодорожных перевозок (структурное подразделение Южной железной дороги). ЮЖД — одна из шести железных дорог Украины под руководством Государственной администрации железнодорожного транспорта («Укрзализныця»). В состав Полтавской дирекции входит более 100 станций и разъездов, 57 из которых грузовые. Она обеспечивает перевозки пассажиров в своём регионе, обслуживает предприятия горнорудной промышленности, строительных материалов, нефтеперерабатывающие предприятия, машиностроение, а также районы сельского хозяйства [8].

В перспективе будут проложены дополнительные железнодорожные линии за чертой города, возле крупных железнодорожных узлов и станций Полтавской области, таких как Полтава, Гребенка, Ромодан, Лубны, Карловка, с целью повышения

пропускной способности, а также для прохождения скоростных пассажирских поездов и сокращения времени их движения.

Железнодорожная сеть Полтавской области характеризуется довольно равномерным размещением по территории. Населённые пункты расположены не более чем за 50 км от железной дороги. В территориальной структуре железнодорожной сети организующими элементами являются железнодорожные узлы — Полтава, Кременчуг, Гребенка, Ромодан и железнодорожные станции — Лубны и Миргород Полтавской области Украины.

Полтавский узел играет значительную функциональную роль в работе железнодорожного транспорта региона. Основой железнодорожного узла в городе Полтава является станция «Полтава-Южная» (сортировочная, внеклассная). Она расположена на пересечении Киевского, Харьковского, Кременчугского и Лозовского направлений.

Возникновение станции «Полтава» (сейчас «Полтава-Южная») Харьковско-Ни-колаевской железной дороги связано с началом движения поездов по линии Полтава — Харьков с 15 июня 1871 г. До 1880 г. на станции действовало временное здание пассажирского вокзала, а в 1880 г. построено капитальное и перестроено только в 1937 г. В годы Второй мировой войны вокзал был разрушен, в 1947 г. построено новое здание, внешний вид которого остался неизменным до сегодняшнего дня. Общая площадь помещений вокзала — 3817 м2. Он рассчитан на 200-250 пассажиров. В 2000 г. проведена реконструкция вокзального комплекса. Позже билетные кассы перенесены в один из залов вокзала и оснащены современной компьютерной техникой.

Сейчас станция «Полтава-Южная» состоит из шести парков: Пассажирского, Сортировочного, Ромодановского, Люботинского, Ворсклянского и Предго-рочного. К станции примыкают трёхпутный перегон Полтава-Южная — Ваку-ленцы (два пути на Харьков и один на Гребенку), а также двухпутные перегоны Полтава-Южная — Малая Перещепинская (на Кременчуг) и Полтава-Южная — пост 8 км (на Лозовую). Общее число путей — около 60, не считая тракционных и подъездных. На станции находится управление Полтавской дирекции железнодорожных перевозок (ДН-4), пассажирский вокзал 1-го класса, локомотивное депо, вагонное депо, Полтавская дистанция электроснабжения. Подъездные пути соединяют станцию с такими промышленными предприятиями — Полтавский тепловозоремонтный завод, ОАО «Полтаватрансстрой», ОАО «Полтавский комбинат хлебопродуктов», хлебозавод и др.

Кременчуг — второй по значению железнодорожный узел Полтавской области Украины. Он расположен на пересечении Полтавского, Знаменского и Ромоданов-ского направлений. Кременчугский узел — это 8 станций: Кременчуг, Кагамлыкская, Золотнишино, Крюков-на-Днепре, Редуты, Левобережная, Большая Кохновка, Свет-ловодск. Поскольку г. Кременчуг — крупный промышленный центр области, эти железнодорожные станции обслуживают такие промышленные предприятия: Большая Кохновка — автозавод «КрАЗ» и колесный завод; Редуты — гранитный карьер и щебневый завод; ст. Крюков-на-Днепре — карьероуправление, вагоностроительный и сталелитейный заводы; Светловодск — заводы ЖБИ, «Спецжелезобетон» и завод по изготовлению силикатного кирпича; Левобережная — Светловодское карьероу-правление и объединение «Днепроэнергострой».

Главный пункт подготовки составов под погрузку — станция «Кременчуг», кроме того, она имеет вокзальный комплекс. На ст. «Кагамлыкская» — промывоч-но-пропарочная станция. Также ст. «Золотнишино» оборудована специальным пунктом подготовки вагонов. На горочном комплексе ст. «Кременчуг» в среднем за сутки перерабатывается 1700 вагонов. На Кременчугском узле выполняют погрузку железной руды (100 % на ЮЖД), нефтеналивных (70 %) и строительных (90 %) грузов. В целом на узле выполняется свыше 60 % погрузки на Южной железной дороге и более 80 % в Полтавской дирекции [8].

В современных условиях, для более эффективной работы, железнодорожный комплекс страны и, в частности, её регионов, требует постоянного развития и усовершенствования, внедрения новейших технологий. В результате интенсификации всех процессов в обществе возникла необходимость в скоростных поездах. В июле 2002 г. был отправлен в рейс первый скоростной пассажирский поезд «Столичный экспресс» (Киев — Харьков), большая часть маршрута которого проходит именно по территории Полтавской области. Этот поезд был изготовлен ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» в сотрудничестве с польской фирмой «Pesa» (г. Быдгощ).

Сотрудничество было продолжено, и в 2007 г. в Украине появился первый рельсовый автобус (региональный поезд), который был запущен в Харькове. В июне 2008 г. такой автобус по маршруту Кременчуг — Бурты — Светловодск — Кременчуг появился в Кременчуге. Рельсовые автобусы значительно уменьшат расходы на перевозки пассажиров, повысится комфортность. Вместительность одного автобуса — 120 сидячих пассажиромест. Это очень выгодный транспорт для отдалённых районных центров и сел, куда трудно организовать движение обычных автобусов. Кроме того, сохраняются пригородные тарифы, для льготных категорий пассажиров проезд остается бесплатным. В настоящее время на территории Полтавской области рельсовые автобусы курсируют по маршрутам Кременчуг — Пав-лыш и Предгор. парк — Павлыш [6; 14].

Накануне Чемпионата Европы по футболу 2012 г. в Украине началось движение скоростных поездов «Интерсити» (EJ 675 — двухэтажный межрегиональный электропоезд производства компании «Skoda Vagonka», Чехия) и «Интерсити+». Последний — это межрегиональный электропоезд серии HRCS2, производства «Hyundai Rotem» (Южная Корея). Он предназначен для скоростных перевозок пассажиров в вагонах повышенной комфортности. Базовая модель спроектирована и построена в соответствии с украинскими условиями. Новый поезд развивает скорость до 160 км/ч. Запуск Hyundai 27 мая 2012 г. начал внедрение высокоскоростного железнодорожного движения между городами-хозяевами «ЕВР0-2012» в Украине.

Кроме того, с 2012 г. начал курсировать «Украина-2» — первый скоростной межрегиональный поезд локомотивной тяги повышенной комфортности категории «Интерсити» украинского производства. В 2014 г. ввели в эксплуатацию ЭКр1 «Тарпан» — межрегиональный скоростной двухсистемный электропоезд производства ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (г. Кременчуг, Полтавская обл., Украина) [6; 7; 15]. По территории Полтавской области проходят несколько маршрутов поездов HRCS2, «Hyundai Rotem» и EJ 675 (Харьков — Им. Т. Шевченко). Сегодня скоростные поезда курсируют по всем главным направлениям страны.

С началом скоростного движения был введён новый стандарт пассажирских перевозок, проведена работа по модернизации и подготовке железнодорожной ин-

фраструктуры, построении станций, вокзалов и вокзальных комплексов, усовершенствована тарифная политика на перевозки железнодорожным транспортом.

Таким образом, в современных условиях эффективное функционирование железнодорожного комплекса возможно только при постоянном развитии железнодорожных станций, совершенствовании их технических средств и путевого хозяйства, строительстве вторых путей и модернизации уже существующих с целью повышения пропускной способности и ускорения пассажирских поездов, обеспечении надлежащей безопасности движения, внедрении современных информационно-управляющих систем и защите прав граждан на транспортное обслуживание.

Выводы. В последней трети XIX в. весомым ускорителем социально-экономической модернизации и главным направлением промышленного переворота в транспортной отрасли регионов Украины было именно железнодорожное строительство. Формирование железнодорожной сети на территории Полтавщины началось в 1869 г. с открытием первого железнодорожного участка, который соединил г. Кременчуг с г. Елисаветградом (нынешним Кировоградом), а также станцией «Крюков-на-Днепре».

Полтавская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. Кроме того, очевидные преимущества железнодорожного транспорта для экономического роста способствовали строительству железнодорожных линий, и уже в начале XX в. Полтавщина соединилась с промышленными центрами, а также имела сообщение со многими другими регионами иностранных государств. Сейчас железнодорожный транспортный комплекс региона достаточно развит.

В будущем возможны изменения конфигурации железнодорожной сети Полтавской области — строительство дополнительных железнодорожных путей возле таких железнодорожных узлов и станций, как Полтава, Гребенка, Ромодан, Лубны, Карловка, с целью повышения пропускной способности, а также для прохождения скоростных пассажирских поездов. Именно развитие скоростного железнодорожного движения может привести к постепенному увеличению количества пассажиров.

В дальнейшем, предположительно, возрастут показатели веса перевозок железной руды и чёрных металлов в связи с увеличением добычи сырья и производства Еристовского горно-обогатительного комбината (г. Комсомольск).

Однако в современных условиях наблюдается снижение объёмов перевозок, особенно грузов. Это связано с сокращением производства в тяжёлой промышленности. Также можно спрогнозировать снижение показателей веса перевозок нефти и нефтепродуктов вследствие сокращения поставок сырья и его последующей переработки на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. Кроме того, большинство предприятий малого и среднего бизнеса в регионе пользуются автомобильными грузоперевозками.

Таким образом, только постоянное развитие, использование новейших технологий, предоставление качественных услуг позволят железной дороге оставаться конкурентоспособной среди других видов транспорта, которые постоянно совершенствуются.

Псковский регионологический журнал № 3 (27)/2016 Литература

1. БЫсуськс О. А., Срмак О. П., Ревегук В. Я. Новггня iсторiя Полтавщини (I пол. ХХ ст.). Полтава: Оршна, 2005. 312 с.

2. Головне управлшня статистики у Полтавськш облает! Транспорт i зв'язок // Статистичний щорiчник Полтавсько! областi за 2012 piK. Полтава, 2013. С. 152-163.

3. 1нфраструктурш проекти залiзничного транспорту / Офщшний сайт Мiнiстеpства гнфраструктури Украши. [Электронный ресурс]: URL: http://new.mtu.gov.ua/content/infrasturkturni-proekti-zaliznichnogo-transportu.html

4. Лапснсгсв О. М., Качансв О. Д. Полтавська область: Геогpафiчний нарис. К.: Радянська школа, 1959. 102 с.

5. Матеpiали до опису округ УСРР. Полтавська округа. Х., 1926. С.44-46.

6. Мiжpегiональний електропо!зд Hyundai вирушив у промо-рейс i3 Киева до Львова / Офщшний сайт ПАТ «Укрзашзниця». [Электронный ресурс]: URL: http://www.uz.gov.ua/press_center/up_to_ date_topic/ 315610/

7. Официальный сайт ПАО «Крюковский вагоностроительный завод». [Электронный ресурс]: URL: http://www.kvsz.com/index.php

8. Официальный сайт Южной железной дороги. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pz.gov.ua

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шдсумки роботи транспорту областi за 2014 рж: Експрес-випуск / Офiцiйний сайт Головного управлшня статистики у Полтавськш области [Электронный ресурс]: URL: http://www.poltavastat. gov.ua

10. Полтавська дирекЦя залiзничних перевезень. Затзничний комплекс // Украша транспортна, 2005. 2 с.

11. Полтавська область: природа, населення, господарство: Геогpафiчний та iстоpико-економiчний нарис / За ред. К. О. Маца. Полтава: Полтавський лггератор, 1998. 336 с.

12. Статистический справочник по Полтавской губернии. Полтава: Статистическое бюро Полтавского губернского земства, 1915. С. 176-180.

13. Статутне тершх^альне державне об'еднання «Пгвденна зашзниця». Залiзничний комплекс // Украша транспортна, 2005. 2 с.

14. Укрзализныця намерена перейти на малодеятельных участках на рельсовые автобусы / РБК-Украина: Новости Украины. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rbc.ua/rus/news/ukrzaliznytsya_ namerena_ pereyti_na_malodeyatelnyh_uchastkah_na_relsovye_avtobusy_1172831636.html

15. Укрзашзниця тдбила пiдсумки виконання Нацплану на 2012 piк iз впровадження Програми економiчних реформ / Офщшний сайт Кабшету Мiнiстpiв Украши. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/printable_article?art_id=246041770

Об авторе

Лымарь Татьяна Викторовна — аспирантка кафедры экономической и социальной географии, географический факультет, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина.

E-mail: tanya_lymar89@mail.ru

T. Lymar

HISTORY OF RAILWAY TRANSPORT COMPLEX IN POLTAVA REGION OF UKRAINE

The main aspects of forming andfunctioning of railway transport complex in the Poltava region of Ukraine are explored. The research is relevant due to needfor modernization of railway transport that plays an important role in regional development. Any changes are more effective if we conduct the preliminary analysis offormation stages of this transport sector. The issue of railway network formation is disclosed only in the context of historical research in the Poltava region therefore it requires more detailed study.

The article investigates preconditions of railway construction. The article studies historical and geographical features of the railway transport in the region. The author characterizes the current state of railway communications in the Poltava region. The paper analyses dynamics of cargo transportation and passenger transportation. The stages of stations electrification are disclosed. The main railway junctions of the Poltava region — Poltava and Kremenchug — are investigated. The author considers the introduction of high-speed passenger trains, which is one of the directions in modernization of railway transport complex. The functioning problems and the directions to further development of railway transport are determined.

Key words: railway transport complex, railway network, history of railway network in region, construction of railways, freight, passenger transportations, electrification of railways, high-speed passenger train.

About the author

Tatyana Lymar, PhD student, Department of Economic and Social Geography, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.

E-mail: tanya_lymar89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.