Научная статья на тему 'История формирования советской кинотеатральной системы в постреволюционный период (1917-1940 гг. )'

История формирования советской кинотеатральной системы в постреволюционный период (1917-1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОТЕАТР / КИНЕМАТОГРАФ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ КИНОИСКУССТВА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА / СССР / MOVIE THEATER / CINEMA / WORK OF CINEMATIC ART / MOVIE / CULTURAL POLICY / PROLETARIAN CULTURE / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Общева Е.В.

Данная статья посвящена истории развития кинотеатров и их роли в культурной политике советского государства в постреволюционный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE SOVIET CINEMA SYSTEM IN THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD (1917-1940)

This article explores the role of movie theaters in the cultural policy of the Soviet state in the post-revolutionary period

Текст научной работы на тему «История формирования советской кинотеатральной системы в постреволюционный период (1917-1940 гг. )»

Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21) ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 009 Е. В. Общева

г. Екатеринбург, Россия

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ КИНОТЕАТРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1940 гг.)

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена истории развития кинотеатров и их роли в культурной политике советского государства в постреволюционный период.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кинотеатр, кинематограф, произведение киноискусства, культурная политика, пролетарская культура, СССР

E.V. Obshcheva

Yekaterinburg, Russia

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE SOVIET CINEMA SYSTEM IN THE POST-REVOLUTIONARY PERIOD (1917-1940)

ABSTRACT. This article explores the role of movie theaters in the cultural policy of the Soviet state in the post-revolutionary period

KEYWORDS: movie theater, cinema, work of cinematic art, movie, cultural policy, proletarian culture, USSR

Кинотеатр является обязательным элементом культурного пространства города с начала XX века и сохраняет свою значимость в культурно-досуговой сфере и по сей день. Более ста лет кинотеатр исполняет свою основную функцию - быть посредником между зрителями и создателями произведений киноискусства, независимо от смены эпох и политических режимов. В этой связи интересно рассмотреть не только историю самих кинотеатров, но и их роль в культурной политике государства. В данной статье мы рассмотрим развитие, трансформацию и видоизменение кинотеатров с установления советской власти в 1917 году и до конца 1930-х гг.

С выпуском Совнаркомом декрета о национализации кино- и фотопромышленности от 27 августа 1919 года система управления кинопроизводством, кинопрокатом, а также кинопоказом переходит в ведении Наркомпроса [1, с. 12]. Однако, провозгласив кино «важнейшим из искусств», советская власть не учла того факта, что прежняя система кинопромышленности исчезла в пучине революцион-

ных и военных конфликтов, особенно пострадали кинотеатры. Более полутора тысяч кинотеатров, существовавших в дореволюционной России, превратились в покинутые здания с пустыми залами. Владельцы кинотеатров, а также владельцы фабрик кинопроизводства, имеющих свои кинотеатры, уезжая из охваченной революцией страны, увозили с собой за границу аппаратуру для кинопоказа. То немногое, что осталось в стране, было разграблено и продано на чёрных рынках в годы Гражданской войны. В Москве к 1921 году уцелели всего четыре кинотеатра: «Художественный» на Арбате, «Малая Дмитровка», богемный «Эрмитаж» и пролетарский кинотеатр «Мозаика» [2].

Началась спешная закупка импортной проекционной аппаратуры, под кинотеатры стали переоборудовать пустующие здания и помещения, так как на строительство новых не было ни средств, ни времени. В помещении бывшего кинотеатра Ханжонкова - «Триумфального» - на площади Маяковского вновь открылся кинотеатр, теперь под названием «Горн». А в

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1923 г. организация «Центральная комиссия по работе среди безработных» открыла кинотеатр «Труд» в чайной «Дома крестьянина» на Трубной улице в Москве. Репертуар чайной составляли зарубежные фильмы вперемешку с агитирующими киноматериалами о пользе труда, сделанными по заказу киносекции Мосгорсовета профою-зов.

На Урале созданием государственной киносети занимались В.Я. Павловский и П. М. Быков, который в последствие стал директором «Ленфильма» [1, с. 12]. Имеющиеся к 1917 году в Екатеринбурге постоянные кинотеатры «Лоранж» и «Кол-лизей», с приходом советской власти были переименованы в «Совкино» и «Октябрь» соответственно. В конце 1990-х годов бывший «Колизей» станет центральным кинотеатром города.

Для эпохи НЭПа 1920-х годов была характерна свобода от правительственного надзора, которая положительно сказалась и на развитии кинотеатров. Правительство, не имея средств и ресурсов для создания сети кинотеатров, позволяло создавать и арендовать кинотеатры всем желающим учреждениям и организациям. Особенно бурное развитие кинотеатров началось в Москве. Студия Малого театра арендовала кинотеатр «Мраморное кино», Общество строителей Международного Красного стадиона (ОСМКС) устроило кинотеатр «Сплендид-Палас» в здании бывшей студии Русского театра, «Межрабпом» несколько лет арендовал под кинотеатр «Колос» на 1800 мест Большой зал Московской консерватории. В 1928 году под трибунами стадиона «Динамо» открылся одноименный кинотеатр «Динамо» [2]. Хотя развитие провинциальной сети кинопоказа шло не столь бурно, однако к 1928 году в стране насчитывалось около 9800 стационарных кинотеатров.

К концу 1920-х годов государство взяло под контроль всю сферу культуры, в том числе и систему кинопроизводства и кинопоказа. Под самыми различными предлогами немногочисленные частные

кинотеатры, зачастую в насильственном порядке, передавались в аренду государственным учреждениям. Кинотеатры, находившиеся в аренде по истечению арендного договора, а порой и до, также переходили в ведение государства.

В это же время начинается контроль над содержанием потребляемых кинофильмов различными возрастными группами. Именно в 1928 году в Москве впервые появляется запрещающая надпись «Детям до 16 лет запрещается». Моссовет выпускает постановление, согласно которому школьникам разрешалось смотреть лишь фильмы, рекомендованные отделом народного образования, а дошкольникам — только детские киноутренники [2]. В 1929 году начинается строительство зданий, специально предназначенных для новых кинотеатров, одним из первых был открыт кинотеатр «Имени Моссовета».

Тенденция вывода кинопроизводства и кинопоказа из частного сектора сохранялась вплоть до начала 1930-х годов. Главной целью кино 1920-х годов правительство видело в утверждении в сознании народа исторической победы над царизмом, что проявлялось в обилии исторических фильмов на революционную тематику, то перед киноискусством 1930-х годов была поставлена новая цель - формирование социалистического сознания у населения. Происходят и крупные изменения в технической составляющей киносферы -кино обретает звук, голос и слова становятся новым инструментом влияния на зрителей. Таким образом, в 1930-е годы происходят крупные реорганизационные изменения во всех сферах производства и показа кинопродукции, одновременно с которыми произошел и полный переход всех кинотеатров в ведение горсоветов.

1930-е годы в истории СССР ознаменовались эпохой больших строек и пятилеток. Не обошла большая стройка и сферу кинотеатров. В этот период было разработано несколько типовых планов для строительства кинотеатров. Во всей стране с удивительной скоростью стали

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

появляется идентичные типовые кинотеатры, от города к городу и от деревни к деревни ничем не отличавшиеся друг от друга. Если для провинции правительством был выбран принцип «количества», то для центральных кинотеатров столичных городов разрабатывались индивидуальные архитектурные планы. Такие кинотеатры должные были вызывать восхищение оригинальностью или масштабностью архитектурного исполнения, обладать большим количеством мест и открываться премьерой ожидаемой кинокартины.

На этом масштабные планы по развитию всесовестской киносети не останавливались. В 1935 году ЦК ВКП(б) был утвержден генеральный план реконструкции города Москвы, согласно которому в столице должно было появиться еще более

пятидесяти кинотеатров, также было объявлено о самом колоссальном в истории советского кинематографа строительстве Большого Кинотеатра СССР. Все эти планы стали невозможными для воплощения с началом Второй мировой войны. Помимо амбициозных строительных планов, в сфере кинопоказа в конце 1930-х годов обнаружились и другие вопросы требующие решения - из имеющихся в стране 28 000 оборудованных кинозалов, около 30% располагали аппаратурой, предназначенной для показа только немого кино.

Таким образом, за два десятилетия кинотеатральная сеть страны из малочисленных небольших частных кинозалов разрослась до всесоюзных масштабов и превратилась в мощный институт идеологии и культурной политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллова Н.Б. Кино Урала: от прошлого к будущему. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013. - 408 с.

2. Энциклопедия отечественного кино / Проект журнала «Сеанс» / Под ред. Л. Аркус. URL: http://2011.russiancinema.ru (дата обращения 01.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.