Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА / САДОВО- ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / САД ЧОРБОГ / ВОДОЕМ / ХАУЗ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухиддинова Рухшона Кутфиевна

Данная статья рассматривает историю формирования и развития садово-паркового искуссто средневековых городов Средней Азии, которое охватывает конец IX-го по середине XVIII-х веков. В эпоху античности с учётом природно-климатических факторов, садам и паркам придавали большое значение. Но, свое усовершенствование садово-парковая архитектура получила лишь в средневековье. Время правления Темуридов и его потомков. Особого внимания заслуживал так называемый «чорбаг» (чарбаг), четко распланированный регулярный сад. Искусно распланированные и благоустроенные сады и парки, часто с выразительными по архитектуре дворцовыми постройками и павильонами имели четко квадратную или прямоугольную форму в планы, где при разбивке были расчленены ровно на четыре ровных частей. История формирования садов того времени по своим стилистическим и композиционным характером имеет отличающий друг от друга архитектурный образ. Особенно это запечатлено в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат», а также в рукописи «История Бухары». Вывод этой статьи заключается в том, что сад Чорбог своей уникальной планировочной структурой, распределяющая определённый участок на ровно геометрические формы, заняло особое место в истории формирования садов мирового ландшафта. Своими канонами построения, декоративностью и композиционным решением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FORMATION OF GARDEN AND PARK ARCHITECTURE IN THE MEDIEVAL CITIES OF CENTRAL ASIA

This article examines the history of the formation and development of gardening art in medieval cities of Central Asia, which covers the end of the 9th to the middle of the 18th centuries. In the era of antiquity, taking into account natural and climatic factors, gardens and parks were given great importance. But, gardening architecture received its improvement only in the Middle Ages. The reign of the Temurids and his descendants. Many scientists have uncovered the planning system of landscaped gardens of that period. The so-called «chorbag» (charbag), a well-planned regular garden, deserved special attention. Skillfully planned and landscaped gardens and parks, often with palace buildings and pavilions expressive in architecture, had a clearly square or rectangular shape in plans, where, when broken down, they were divided into exactly four even parts. The history of the formation of gardens of that time, in its stylistic and compositional nature, gives an architectural image that distinguishes from each other. This is especially captured in the agricultural treatise «Irshad-uz ziroat ilmil hirosat», as well as in the manuscript «History of Bukhara». The conclusion of this article is that the Chorbog garden, with its unique planning structure, distributing a certain area into even geometric shapes, has taken a special place in the history of the formation of world landscape gardens. With its canons of construction, decorativeness and compositional solution.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

broadcasts and books; 4. Research on the causes and solutions of the stereotypes and negative evaluations in the Chinese media is still waiting to researchers.

Keywords: media; Chinese media; image of the country; image of Russia; media discourse.

Сведения об авторах:

Хоу Цзялэ, студент Факультета иностранных языков Китайского нефтяного университета;

Дай Сяоянь, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы институты иностранных языков Китайского нефтяного университета (Восточный Китай)

About authors:

Hou Jiale, student at the Faculty of Foreign Languages, China University of Petroleum;

Dai Xiaoyan, Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Institute of

Foreign Languages, China University of Petroleum (East China)

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Мухиддинова Р. К

Таджикский технический университет имени М. Осими

История формирования садово-парковой архитектуры средневековых городов -это почти вся территория Средней Азии в IX-X века. Это было одним из внушительных историко-культурных регионов Центральной Азии.

В эпоху античности (например, Сасанидский Иран, в составе которого началось формирование таджикского языка и культуры) устраивали искусно распланированные и благоустроенные сады и парки, часто с выразительными по архитектуре дворцовыми постройками и павильонами (например, так называемые персидские сады-парадизы).

Искусство садов и парков является неотъемлемой частью искусственной среды обитания, это великое социальное богатство, созданное человечеством с древнего мира по законам природы, перспективы и теории цвета с использованием природных материалов, которые помогают создавать иное величие[1, с. 129]. Садово-парковое искусство Средней Азии было исследовано и отражено в статьях лишь нескольких отечественных ученых. Наиболее ранними и значительными из них были статьи и разделы монографии Г.А. Пугаченковой[2, с. 143], где ярко и обстоятельно представлены в основном архитектурные традиции садов-чарбагов эпохи Темуридов в окрестностях Самарканда и Герата.

Впоследствии о садово-парковой архитектуре городов Средней Азии писали М.С.Тахтаходжаева, Д.А.Назилов, а также молодые исследователи Узбекистана периода Независимости[3, с.19]. О чарбагах Бухары впервые стала писать М.А.Юсупова[4, с.48]. В XIV-XV вв. особого внимания заслуживал так называемый «чорбаг» (чарбаг), четко распланированный регулярный сад. Дословный перевод с языка персов «чорбог» переводится, как «четырех-членный сад». Основной вид планировки таких садов был характерен его разделением на четыре ровных частей. Словами Г.А.Пугаченковой, «...Система планировки чарбага раскрыты в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат». Он был составлен в городе Герате и посвящен Алишеру Навои. В этом трактате как бы синтезированы успехи агротехнической культуры и садово-парковое строительство XVb.»[5, с.4]. Чарбагу была посвящена отдельная глава. Ещё есть и другие принципы парко - строения, где написал узбекский ученый У. Алимов[6, с.42].

Особенность постройки Чорбог была заключена в принципах ориентации по четырем сторонам света. Имела в плане прямоугольную или квадратную форму, вокруг которого была рассада тополей. Иморат- как он и назывался, был построен уже в глубине сада. Чинари, тутовники окружали иморат, а чарчаманы - являлись основным украшениям сада. Имелась небольшая площадь с мощеной дорожкой так называемый «пешгох» с басейном и клумбами из пион.

Согласно письменным источникам, в XIV веке в Самарканде были известны созданные при Тимуре загородные сады, созданные по стилю «чарбаг». Назывались они так: «Сад - узор мира»

(Нахши-Джеханнумо), «Высокий сад» (Баги-Балянд), «Сад северного ветерка» (Баги Шамаль), «Райский сад» (Баги-Бахишт), «Новый сад» (Баги-Нау), «Чинаровый сад»(Баги-Чинар), «Сад, пленяющий сердце» (Баги-Дилькуша), «Сад довольства» (БагиБульды), «Сад воронов» (Баги-Заган). Также имелся «Сад царевича Шахруха» (Баги-Амир-заде Шахрух), основанный в 1394 г. Во время возвращения царевича Шахруха из похода. Подробно пишет Г.А.Пугаенкова .. .Построены были также «Перепелиный заповедник» (Бидана-курук), «Местопребывание власти» (Давлет-Абад), ко дню возвращения Тимура из индийского похода, на южной части, у дороги к Шахрисабзу, находился «Сад - карта мира» (Баги-Джехан-нумо). «Сад площади» (Баги-Майдан) с дворцом Чиль-Сутун был оформлен во время правления Улугбека, находившейся близ Чупан-ата. Рядышком организовали «Багча»- малый сад. Большой известностью во второй половине XV столетия пользовался Чарбаг вельможи Дервиш-Мухаммед Тархана» [7. с.123]. В Бухаре сады создавались в более ранний период, в частности, в период правления Исмаила Сомони и его преемников. В рукописи «История Бухары», предналежашему Мухаммаду Наршахи (X в.) говорится о более ранных садах Бухары 1Х-Х вв. Он был переведен переводчиком Кубави в XII веке с арабского языка на форси, в которой сделал весьма ценные дополнения по дальнейшей истории описываемых Наршахи объектов на состояние XII в. [8, с.37]. Как пишет М.МЮсупова, «... продуманная и зрелая архитектура садов X в. говорить о продолжении мощной традиции, сложившиеся издревле, в предшествующие века. Словами Мухаммада Наршахи можно подчеркнуть следующее: в городе Бухара нет прекрасного место, схожее на местность, как рай - Джуи-Муллиян. Его территория полностью была посажена: парками, цветочными насаждениями, фруктовыми садами, построены дворцы, водоемы текущим по рощам. «Каналы пересекаются между собой и проведены по тысяче направлений в сторону рощ и цветников» [9, с.97]. Про садового искусства времен Саманидов, Наршахи писал: «.Хорошо разукрашенные расчленённые, возвышенные каменные строения, находились на территории Регистана до Даштака. Красивые парки, гостиницы с украшенными картинами, бассейны и конечно же деревья, с разнообразной формой образовывали зелёные большие зонты. Высокоствольные деревья придавали тень и прохладу.

Также подчеркнул: «Ни один луч солнца не проникал сквозь листву на места, устроенные для отдохновения около бассейна.. .»[10, с.24]. Также, в системе парко - строения средневекового периода давали воображения «райским садам», опоминавшимся в священной книге Коран. «.Сады были полны прекрасными видами плодородных деревьев: как дерево ореха, черешни, груш, миндаля, яблонь, хурма, виноградников. Все плодовые деревья украшали их.». К X веку уже сложилась традиция организовать «красиво оформленное сады и парки». В этот период строились «каналы, которые пересекались между собой, сооружаются «возвышенные каменные построения», также павильоны с бассейнами — «места, для отдыха возле бассейна» и др.

Кубави также напоминал о садах заповедниках, создаваемые при дворцах с диковинной фауной. В XI веке, купив много земель возле ворот Ибрагима, Малик Шамс-уль Мульк создал великолепные сады. Израсходовав много материала, денег на постройку назвал это местност - Шамсабад. Он построил дворец, устроил голубятню, разбил пастбище для царских лошадей, различных диких животных (антилопы, козы, лисиц, кабанов). Оградил высокими стенами и название дал ему «Гурук» (курикхона), что означало заповедник. «.все эти животные привыкли к жизни в зверинце, а забор был настолько высок, что они не могли оттуда убежать» [11, с.95]. Заповедник запустел в 1119 году. И на этой территории по приказу царя Арсланхана был возведен мечеть Намазгох, с перестройками XVI веке. сохранился до наших дней. По археологическими данными в раннем периоде, средневековье сады

Рис. 1 Сад Чорбог по книги «Бабурнаме» Захир ад-дина Мухаммеда Бабура

Средней Азии не имели определенной типологии. Но в планировке, была развита пересекающийся с двух ровных направлениях ось, откуда шла названия четыре сада - «чарбаг».

Такое формирование с использование двух пересекающимся в центре осей, то и есть каналы, тротуары, дорожки, была распространенной уже в X в. Как отмечалось выше, к эпохе семейство Темуридов, уже были сформированы определенные каноны по созданию сада - чарбаг. В трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат» этот канон был изложен в 1515-1516 годах. В одной из глав «Об устройстве сада чарбаг, про рассад деревьев, душистых трав, цветов, и конечно же о последовательности его ухаживания и возведения» была рекомендована планировочная структура чарбаг, которая соответствовала «Парадиз»-у райский сад. В трактате говорилось о строгой ориентации постройки жилого корпуса по направлению север-юг с айваном лицом на север[12, с.124]. Нужно отметит, это был прием, одобренный веками, применяемый в разных регионов Мавераннахра. Как пишет М.А.Юсупова в своей докторской диссертации, в жилой архитектуре города Бухары с древных времён до прихода XX века «... высокие айваны — террасы на деревянных колоннах, были ориентированы на север» [13, с.37]. Описание приведенного в гератском трактате чарбага и предложенная Г.А Пугаченковой его графическая реконструкциявесьма схожи археологическими находками записями садов эпохи Темуридов в XV века и ряда других садов Бухарского оазиса XVI - нач. XVIII веков[14, с.38]. Все это ведёт к общности и приёмов традиционной планировке паркового искусства Хорасана и Средней Азии в XV - XVIII вв. В целом, в Мавераннахре в XVI в. было устроено весьма большое количество чарбагов, однако наиболее значительные из них все же возводились в это время в столице — Бухаре и ее окрестностях.

О чарбагах XVII - XVIII вв. нам известно мало. Примером для общего представления о планировочной структуры сада может послужит общие сведения сад-чарбаг в городе Ханабад. Сад построен в 1709 году приказом царя Убайдуллахана II, в западной части Бухары. При его строение участвовали мастера из городов Бухары, Балха и других[15, с.41]. Общими размерами в плане 1000х1000м., соединяя несколько садов, был создан сад «Чарбог». Квадратным планом в саду были посажены цветники шестиугольной и треугольной формы. Тополя окружали сад. Из каналов с большими и малыми размерами неслась прозрачная, чистая вода.

Исходя из миниатюр XV-XVII веков, к светским садам значительное внимание уделялось системе водоемом: обводнение сада с помощью арыков каналов. В частности, это были бассейны с фонтанами. Главные каноны построения сада подчинялись закону: пользы, красоты, гармонии. В саду можно было увидеть разных животных: олени, павлины, рыбки и утки плавали в бассейне. Был он архитектурным садом, где дворец, раскрытое лоджиями, балконами и айванами наружу, создавало поразительную созвучие человека с природной средой. Системе паркостроении Средней

Азии, в том числе города Бухары, существовал иной тип сада, сооружаемый в составе мемориально-культового комплекса. Удобное место было для паломников, стремившемся к таким красивым местам. Одним из таких крупных садов мемориального характера считался комплекс XVI века Абу Бакра Са'ада «Чар-Бакр». Как считала АЮсупова, достаточно подробные сведения оставлены о последнем разбивке чарбага в комплексе Чар-Бакр, традиций чарбага в Бухаре в XVI века.» [16, с.30].

Выводы идут к тому, что в Бухаре использовались принципы построения четырехчленная садовая система, пространственная местность членялось двум осям, которая делилась на четыре части. Она же образовала построения чарбаг. На пересекании осей в центре сада, был создан «очень красивый бассейн» а в середине сада возведен китайский павильон, с вероятностью расписного фарфора. Немало примеров садов такого характера. Первая половина XV века был построен фарфоровый павильон - «Чини-хона». Облицован из плит подлёдного фарфора китайского происхождения. Создан был в саду Мирзо Улугбека в городе Самарканд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухиддинова Р.К. Садово - парковое искусство, как объект историко - культурного наследия// Политехнический

вестник. Серия: инженерные исследования. Душанбе, 2020. №3 (51) С. 129-133.

2. Пугаченкова Г. А. Садово-парковое искусство Средней Азии в эпоху Тимура иТимуридов//Труды САГУ. Вып. XXII .

Ташкент, 1951. - С. 143-168; Она же. Среднеазиатские сады и парки XV в. // Из художественной сокровищницы Среднего Востока. Ташкент. 1997. - С. 176-177; Она же. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. литер. и искусства им. Гафура Гуляма, 1976: раздел «Архитектурные сады», с. 95-100 (116 с., ил.).

3. Тохтаходжаева, М.С. Формирование городского парка в условиях орошаемой зоны. (На примере Узбекистана): Автореф. дис... канд. архитектуры. - М.: МАрхИ, 1972. - 19 с. (спец. 18.00.04); Она же. Общее в архитектурно-планировочных приемах садово-паркового искусства Средней Азии XIV-XVвв. и Индии ХМ-ХУП вв. // Градостроительство и архитектура. - Ташкент, 1989;

4.Назилов, Д.А. Чорбог. - Ташкент: ТГ ТУ, 1997. - 94 с., ил., на узб. яз.; Садыкова, С.Н. Научные рекомендации по возрождению садов Чор-баг // Молодой ученый. - 2013. - №3. - С. 91-98;

5.Абдуллаева, Ш., Ибадуллаев, И. Предпосылки и тенденции развития парков в городах Узбекистана //Молодой учёный. -№24 (158), июнь 2017 г. С. 2-4. и др.

6. Алимов У. Урта асрларда Мовароуннахрда богчилик хужалиги тарихи (История садоводческого хозяйства средневекового Мавераннахра). - Тошкент, 1984; Зироатнома. /Перевод с персидского Махмуда Хасаний. - Ташкент, 1991. Ниёзий Ирошодуз зироат фи илмил хиросат. - Уз ФАШИ кулёзмаси, № 565, с. 42а, 42б; и др.

7. Юсупова М.А. Садово-парковые ансамбли Бухарского оазиса // Санъатшунослик масалалари (Вопросы искусствознания). - Вып. II. - Ташкент, 2005. - С.115-123);

8. Ходжибаева Н.Х. Садово-парковые ансамбли Бухарского оазиса // Журнал «Гуманитарный трактат». - № 57. - 2019. - С.

35-37.9. Пугаченкова, Г.А. Зодчество Центральной Азии. XV век. - Ташкент: Изд. литер. и искусстра им. Гафура Гуляма, 1976. - С. 97;

10. Алимов, У.А. История садово-паркового хозяйства Самарканда ХIV-ХV вв.: Автореф. дис.канд. архитектуры. -Самарканд: СамГАСИ, 1974. - 24 с.

11. Пугаченкова, Г.А. Зодчество Центральной Азии, с. 95.

12. Наршахи, Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары / Перевод с персидского Н.Лыкошина, под ред. В. В. Бартольда. -Ташкент, 1897. - С. 38 (124 с.)

13. Наршахи Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары, - С. 37.

14. Наршахи Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары, - С. 38.

15. Наршахи Абу-Бакр Мухаммад. История Бухары, - С. 41.

16. Уралов А. С. Навои-зодчий / /Маскан. - Ташкент, 1991. - №11. - С. 30.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САДОВО-ПАРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Данная статья рассматривает историю формирования и развития садово-паркового искуссто средневековых городов Средней Азии, которое охватывает конец К-го по середине XVIII-х веков.

В эпоху античности с учётом природно-климатических факторов, садам и паркам придавали большое значение. Но, свое усовершенствование садово-парковая архитектура получила лишь в средневековье. Время правления Темуридов и его потомков.

Особого внимания заслуживал так называемый «чорбаг» (чарбаг), четко распланированный регулярный сад. Искусно распланированные и благоустроенные сады и парки, часто с

выразительными по архитектуре дворцовыми постройками и павильонами имели четко квадратную или прямоугольную форму в планы, где при разбивке были расчленены ровно на четыре ровных частей.

История формирования садов того времени по своим стилистическим и композиционным характером имеет отличающий друг от друга архитектурный образ. Особенно это запечатлено в земледельческом трактате «Иршад-уз зироат илмил хиросат», а также в рукописи «История Бухары».

Вывод этой статьи заключается в том, что сад Чорбог своей уникальной планировочной структурой, распределяющая определённый участок на ровно геометрические формы, заняло особое место в истории формирования садов мирового ландшафта. Своими канонами построения, декоративностью и композиционным решением.

Ключевые слова: Средневековые города, садово- парковое искусство, история архитектуры, сад Чорбог. планировочная система, водоем, хауз.

HISTORY OF THE FORMATION OF GARDEN AND PARK ARCHITECTURE IN THE MEDIEVAL CITIES OF CENTRAL ASIA

This article examines the history of the formation and development of gardening art in medieval cities of Central Asia, which covers the end of the 9th to the middle of the 18th centuries. In the era of antiquity, taking into account natural and climatic factors, gardens and parks were given great importance. But, gardening architecture received its improvement only in the Middle Ages. The reign of the Temurids and his descendants. Many scientists have uncovered the planning system of landscaped gardens of that period.

The so-called «chorbag» (charbag), a well-planned regular garden, deserved special attention. Skillfully planned and landscaped gardens andparks, often with palace buildings andpavilions expressive in architecture, had a clearly square or rectangular shape in plans, where, when broken down, they were divided into exactly four even parts.

The history of the formation of gardens of that time, in its stylistic and compositional nature, gives an architectural image that distinguishes from each other. This is especially captured in the agricultural treatise «Irshad-uz ziroat ilmil hirosat», as well as in the manuscript «History of Bukhara».

The conclusion of this article is that the Chorbog garden, with its unique planning structure, distributing a certain area into even geometric shapes, has taken a special place in the history of the formation of world landscape gardens. With its canons of construction, decorativeness and compositional solution.

Key words: Medieval cities, landscaping art, history of architecture, Chorbog garden. planning system. water. house

Сведения об авторе:

Мухиддинова Рухшона Кутфиевна - ассистент кафедры «Дизайн архитектурной среды и реставрация» Таджикского технического университета имени академика М.С.Осими. Email: rmukhiddinova@inbox.ru

About the author:

Muhiddinova Rukhshona Qutfievna - assistant of the department «Design of the architectural environment and restoration» of the Tajik Technical University named after academician M.S.Osimi. E-mail: rmukhiddinova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.