В.Г. Ананьев
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО МУЗЕЕВ
Статья посвящена анализу деятельности Международного бюро музеев - первой международной музейной организации. Опираясь на аутентичные источники и историографию, автор анализирует обстоятельства создания бюро и основные направления его деятельности. Особое внимание уделяется научным конференциям и публикациям, подготовленным этой организацией*.
Ключевые слова: Международное бюро музеев, Лига Наций, интеллектуальное сотрудничество, музеография.
Первой международной организацией в сфере музейного дела стало Международное бюро музеев, появившееся в Париже в 1927 г. В научной литературе отсутствуют исследования, специально посвященные этой организации; как правило, авторы лишь кратко упоминают о ней, иногда даже путая ее название1.
Международное бюро музеев функционировало в тесном контакте с Комиссией международного интеллектуального сотрудничества, которая действовала под эгидой Лиги Наций.
Уже в ходе Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.) возникла идея, что Лига Наций должна стать не только политическим органом, но и средством международного сотрудничества
© Ананьев В.Г., 2012
* Автор выражает искреннюю признательность всем, кто помогал ему при написании этой статьи: профессору Исабель де Мадариага (Лондон), профессору Патрику Бойлан (Лестер), Маргарите Вулгарупулу (Салоники), Вере Гаврииловне Бондарчук (Санкт-Петербург).
интеллектуалов2. Горячими сторонниками этой идеи были Анри Лафонтен (лауреат Нобелевской премии 1913 г.) и председатель совета Лиги наций Леон Буржуа - еще один Нобелевский лауреат (1920 г.). Специалист в области классической литературы, профессор Оксфорда Джордж Гилберт Мюррей доказывал, что интеллектуальное сотрудничество может стать действенным способом формирования общественного мнения в пользу Лиги и ее политики.
В итоге в мае 1922 г. был сформирован первый состав Комиссии международного интеллектуального сотрудничества. В разные годы в нее входили такие видные деятели, как М. Склодовская-Кюри, А. Эйнштейн, Р. Тагор, Дж. Голсуорси, З. Фрейд, Т. Манн, П. Валери и др. В 1922 г. первым председателем комиссии был избран знаменитый французский философ А. Бергсон, в 1925 г. его сменил голландский физик Хендрик Лоренц, а с 1929 г. комиссию возглавлял Джордж Гилберт Мюррей. Членов комиссии выбирал совет Лиги Наций, учитывая только их научный и моральный авторитет3 так что заседания комиссии сравнивали со «встречей Монблана и Эвереста»4. Хотя СССР тогда не входил в Лигу Наций, на заседаниях этой Комиссии нередко присутствовал А.В. Лу-начарский5. В это же время появляются проекты международного сотрудничества университетов и крупнейших библиотек в области библиографии, археологии и искусствоведения. Но средств на все это катастрофически не хватало.
Только французское правительство в июле 1924 г. согласилось финансировать созданный при Лиге Наций Международный институт интеллектуального сотрудничества (Парижский институт)6, который Поль Валери назвал «Лигой умов». В январе 1926 г. Институт начал свою деятельность и вскоре стал базой для целого ряда комитетов и бюро. С 1931 г. Институт начал издавать журнал «Бюллетень интеллектуального сотрудничества». В 1931-1932 гг. при Лиге Наций была создана Комиссия по историческому образованию, которая начала сбор материалов о преподавании истории в школах разных государств7. Музеи тоже были охарактеризованы Комиссией как «превосходный инструмент воспитания» и средство сближения наций после Первой мировой войны. С 1934 г. СССР постоянно сотрудничал с Институтом через Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которое фактически выполняло функции национальной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству8.
Еще в июле 1926 г. при Парижском институте было образовано Международное бюро музеев. Одним из инициаторов его создания
стал известнейший искусствовед, исследователь средневекового искусства Анри Фосийон (1881-1943). Он был директором Музея изящных искусств в Лионе, преподавал в Лионском университете, затем в Сорбонне и Коллеж-де-Франс9. Неудивительно, что под его руководством Бюро сконцентрировало внимание на группе художественных, археологических и этнографических музеев, оставив в стороне музеи науки и техники, как и естественно-исторические музеи10. Уже в уставе Бюро (статья 2) говорилось, что его деятельность будет направлена на музейные коллекции и произведения искусства, исторические постройки, археологические находки и народное творчество.
В первые годы своего существования Бюро музеев функционировало в основном как информационный и издательский центр, а также организатор конференций. Международный комитет Бюро состоял главным образом из историков искусства, а его председателем был Жюль Дестре - бывший министр культуры Бельгии. После его смерти в 1936 г. новым президентом Комитета стал Сальвадор де Мадариага - испанский дипломат и философ, активный сотрудник Лиги Наций11. Историк искусства и фольклорист Эврипид Фундукидис исполнял обязанности генерального секретаря Комитета. Первоначально в состав этого центрального органа Бюро музеев входили лишь представители Англии, Италии, Германии, но с 1931 г. в него были включены выдающиеся музейные деятели из США и Японии (Лоренс Вайль Кольман, которого сменил Герберт Уинлок; директор Императорского музея в Токио Эйзабуро Суджи)12.
Бюро стремилось облегчить контакты между музеями разных стран; его проекты предусматривали как обмен хранителями, так и единообразную инвентаризацию коллекций в странах - членах организации. Первым мероприятием Бюро музеев стала выставка гравюр на меди, состоявшаяся в июне 1927 г. в Париже, а затем показанная в Риме и Мадриде. С этого же года Бюро начало проводить международные круглые столы, посвященные воспитательной функции музеев. Речь шла о том, что музей должен стать институтом, широко открытым для обсуждения социальных и культурных проблем13.
С этой целью Бюро начало выпускать собственное периодическое издание - журнал «Мусейон», который выходил с апреля 1927 г. по 1946 г. на французском языке (с английскими аннотациями некоторых материалов). После Второй мировой войны название журнала изменилось на «Музеум», а затем - на «Музеум
интернэшнл»; это официальное издание ИКОМ продолжает выходить и в наши дни. В первое время в этом журнале публиковались, в основном, статьи о проблемах художественных музеев Европы, сообщения о выставках, о деятельности Национальных ассоциаций музеев. Многие европейские авторы доказывали, что образцом для всех музеев должна служить образовательная деятельность музеев США. Кроме того, они уделяли много внимания истории искусства и археологии, а также проблемам консервации и реставрации картин, скульптуры, различных памятников14. В целом, направленность журнала вполне соответствовала «эмпирически-описательной» стадии развития тогдашней музеологии (по определению З.З. Странского15).
В 1928 г. в Праге состоялся международный конгресс по народному искусству, который вызвал большой интерес со стороны фольклористов, историков искусства и музейных хранителей. По случаю конгресса был выпущен тематический номер журнала «Му-сейон», посвященный «музеям народного искусства»; однако музеи СССР, Германии и Англии в нем представлены не были. Конгресс принял решение о создании Международной комиссии по народным искусствам. На 1932 г. планировалось совместное заседание в Стокгольме этой Комиссии и Бюро музеев, посвященное этнографическим музеям под открытым небом. Однако из-за финансовых трудностей заседание так и не состоялось, причем не был составлен даже список всех музеев этого типа16.
13-17 октября 1930 г. в Риме прошла первая из конференций, посвященных научным методам исследования и консервации произведений живописи и скульптуры17. Она была организована Международным бюро музеев, которому удалось собрать около 100 видных ученых и реставраторов-практиков. Выступавшие говорили о начале нового этапа в истории консервации, которая перестала быть сферой «торговли со своими уловками и трюками»18. На конференции обсуждались проблемы химического анализа пигментов и лаков, использования рентгеновских лучей, а также роль микроорганизмов и влажностно-температурного режима в деле сохранения памятников искусства. Была создана специальная комиссия по вопросам реставрации живописи19.
Вторая конференция, организованная Бюро, была посвящена реставрации исторических зданий. Она состоялась 21-30 октября 1931 г. в Афинах, где собрались 120 специалистов из 24 стран. По итогам этой конференции была принята знаменитая Афинская декларация, утвержденная Лигой Наций в 1932 г. В ней были сфор-
мулированы базовые принципы реставрации; подчеркивалось, что практике должен предшествовать этап тщательного, хорошо документированного изучения памятников. Важно отметить, в Декларации впервые была четко сформулирована идея охраны «мирового культурного наследия» усилиями многих государств20.
Третья конференция прошла 28 октября - 4 ноября 1934 г. в Мадриде и была посвящена музейной архитектуре и оборудованию музеев21. На ней присутствовало 75 экспертов из 20 государств. Вновь в центре внимания участников оказались практические вопросы: системы освещения и влажностно-температурного режима музеев, возможность использования для них исторических зданий, методы презентации коллекций и этикетажа, соотношение временных и постоянных экспозиций и т. д. Обсуждались и проблемы коллекционирования произведений искусства, скульптуры, живописи, предметов народного искусства, нумизматики. В организации конференции активное участие приняло испанское правительство, которое предоставило для нее помещение Испанской академии художеств22. По итогам конференции были изданы два выпуска статей под общим заглавием «Музеография», ставшие определенной вехой в развитии музейной историографии.
Четвертая конференция состоялась в Каире 9-15 марта 1937 г.; она была посвящена проблемам археологических раскопок. По ее итогам был разработан проект Международной конвенции о защите национальных художественных и исторических коллекций, подготовленный Бюро еще в 1936 г. Теперь к числу «культурных объектов» стали относить «объекты, представляющие значительный палеонтологический, археологический, исторический или художественный интерес». Кроме того, были сформулированы рекомендации национальному законодательству относительно защиты и сохранения археологических памятников, регулирования процесса раскопок23. Конференция способствовала публикации в 1940 г. первого учебника по археологическим раскопкам24.
Одной из самых актуальных задач Бюро была разработка мер по защите музеев и памятников культуры от опасностей войны, при масштабных авиабомбардировках. Бюро разрабатывало план временной эвакуации музейных коллекций из зоны военных действий, который был реализован на практике во время Гражданской войны в Испании (1936-1939). В 1937 г. несколько публикаций в «Мусейоне» были посвящены общим проблемам защиты музеев и конкретно музея Прадо25. Был создан специальный комитет, в который вошли представители Франции, Бельгии, Голландии,
Швейцарии. Комитет предложил план эвакуации ряда музейных коллекций с севера Испании и из Каталонии через французскую границу в Женеву, где располагалась штаб-квартира Лиги Наций. Республиканское правительство Испании согласилось на этот план, оговорив необходимость возвращения ему после войны этого достояния испанского народа. Соответствующее соглашение с представителем французской стороны было подписано, и 17 февраля 1939 г. при финансовой поддержке частных лиц 1 845 ящиков с прозведениями искусства были вывезены из Испании в Женеву. Но уже 1 апреля 1939 г. Гражданская война закончилась поражением республиканцев и тогда, по требованию Франко, художественные ценности Испании были возвращены его правительству26. В том же году специальный номер журнала «Мусейон» был посвящен теме «Защита памятников и произведений искусства во время войны». Фактически это был первый учебник, в котором рассматривались методы и технические вопросы эвакуации и защиты на местах движимых и недвижимых памятников. Были опубликованы также основные международные документы по данному вопросу. Следующий номер журнала открывала статья «Меры предосторожности, принятые в различных странах для защиты памятников и произведений искусства в условиях идущей войны»27.
На деятельность самого Бюро музеев не могло не повлиять, конечно, поражение Франции и немецкая оккупация. Уже 9 июня 1940 г., по инструкции МИД, директор Парижского института А. Бонне переправил его персонал и архивы в Геранд, а затем в Бордо; он сам перебрался в США (через Лондон). Институт фактически прекратил работу, но деятельность Бюро музеев во главе с Э. Фундукидисом во Франции продолжалась и в военное время28. Представители Института считали, что из-за этого Бюро может навлечь на себя обвинение в служении «европейской политике, возглавляемой Германией и направленной против ее врагов». Но в октябре 1942 г. Э. Фундукидис получил «полномочия и финансовое содействие Министерства национального образования, позволяющие ему вновь открыть бюро музеев при Дирекции Искусств». Более того, Бюро получило от немцев в свое распоряжение помещения Парижского института. В октябре 1942 г., затем в мае и июне 1944 г. представители Института ходатайствовали в МИД Франции об отмене этой конфискации своих помещений. Однако подобное решение все же было принято, но не успело войти в силу: в августе 1944 г. в Париже началось восстание и немцы были вынуждены бежать из города29.
После этого Бюро вновь активизировало свою деятельность. Было опубликовано несколько крупных работ, подготовленных в военное время, в частности, английский перевод (с французского) двух учебников: «Хранение и реставрация живописи» и «Техника археологических раскопок». Сразу же вышли в свет два номера журнала «Мусейон» (№ 49-50), а также первый выпуск новой серии - «Международные проблемы искусства и археологии». К концу 1944 г. Бюро вело свою работу в рамках нескольких подсекций: Международной комиссии по историческим монументам, Международного центра институтов археологии и истории искусств, Международной комиссии по фольклору и народному искусству, Международного центра исследований архитектуры и городского планирования. Кроме того, был составлен план работы Международной комиссии по выявлению, сохранению и возвращению предметов искусства и исторических документов, незаконно перемещенных в годы войны30.
Однако после войны деятельность Бюро вскоре прекратилась. Вновь созданная Организация Объединенных Наций 1 ноября 1945 г. на Лондонской конференции приняла решение о создании ЮНЕСКО. На встрече музейных сотрудников, проходившей в Лувре 16-20 ноября 1946 г., было решено создать новую организацию, названную Международным советом музеев (ИКОМ).
Примечания
Так, например, В.И. Фокин пишет о «международном комитете музеев». См.: Фокин В И. Международный культурный обмен и СССР в 20-30-е годы. СПб., 1999. С. 50. Яник Даниэль Аквилина расшифровывает французскую аббревиатуру OIM как «Международная организация музеев». См. ее весьма содержательную статью: Aquilina J. D. The Babelian Tale of Museology and museography: A History in Words // Museology. International Scientific Electronic Journal. 2011. Is. 6. Р. 13. URL: http://museology.ct.aegean.gr/articles/2011104162340.pdf (дата обращения: 26.12.2011 г.).
Идеи международного сотрудничества в области интеллектуальной деятельности обсуждались в Европе еще до Первой мировой войны и получили в дальнейшем широкое признание (см. проекты Р. Роллана, А. Барбюса и Г. Манна). Об этом подробнее см.: Laqua D. Transnational intellectual cooperation, the League of Nations, and the problem of order // Journal of Global History. 2011. Vol. 6. P. 226-227.
2
3 Ibid. С. 47.
4 Ibid. Р. 224.
5 Ibid. С. 107.
6 Renoliet J.-J. L'UNESCO oubliee: l'Organisation de Cooperation Intellectuelle (1921 - 1946) // 60 ans d'histoire de l'UNESCO. Actes du colloque international, Paris, 16-18 november 2005. P., 2007. P. 63.
7 Ibid. С. 52-53.
8 Ibid. С. 107.
9 Kubler G. Henri Focillon, 1881-1943 // College Art Journal. 1945. Vol. 4. № 2. P. 71-74.
10 См.: Mairesse F. The Term Museum // What is a museum? Ed. by A. Davis, F. Mairesse, A. Desvallees. Munich, 2010. P. 31-32.
11 Как вспоминает дочь С. де Мадариаги, ее отец не мог уделять работе в Бюро музеев много времени, так как был вынужден оставить франкистскую Испанию и в сентябре 1936 г. вместе с семьей переехать в Англию. Однако он по-прежнему занимался проблемой образовательной роли музеев в жизни общества. См., напр.: Madariaga S. de. Museums and Education // Museums Journal. 1945. Vol. 45. P. 135-137.
12 Списки членов Международного комитета Бюро музеев постоянно печатались на второй обложке журнала, ставшего его периодическим изданием. См.: Mouseion: revue internationale de museographie. 1930. № 1(10); 1931. № 1-2 (13-14); 1936. № 1-2 (33-34).
13 Gorgus N. Le magicien des vitrines: le muséologue Georges Genri Rivière. P., 2003. P. 74.
14 Ibid. P. 75.
15 Stransky Z.Z. Temelji opce muzeologije // Muzeologija. 1970. № 8. Р. 71.
16 Gorgus N. Le magicien des vitrines. P. 75-77.
17 Материалы, представленные на конференцию, и принятые ею решения были опубликованы в специальном номере журнала «Мусейон». См.: Mouseion: revue internationale de museographie. 1931. № 1-2 (13-14).
18 Stout G.L. Thirty years of conservation in the arts: A Summary of remarks to the IIC American Group in New York, June 1963 // Studies in Conservation. 1964. Vol. 9. № 4. Р. 126.
19 Foundoukidis E. L' activite de l'office international des musees // Mouseion: revue internationale de museographie. 1931. № 4 (16). Р. 102-103.
20 Rapport annuel du President du Comite de Direction de l'Office international des Musees a la Comission internationale de Cooperation intellectuelle // Mouseion: revue internationale de museographie. 1933. № 1-2 (21-22). Р. 270-272.
21 См.: Organization of museums // Nature. 1935. № 135. Р. 262.
22 Rapport annuel pour l'exercice 1934-1935 // Mouseion: revue internationale de museographie. 1935. № 3-4 (31-32). Р. 234-236.
23 Vrdoljak A.F. International law, museums and the return of cultural objects. Cambridge, 2006. P. 114-118.
24 Cm.: Manual on the technique of archaeological excavations. P., 1940.
25 Cm., Hanp.: Kenyon F. La protection du patrimoine artistique en Espagne // Mousei-on: revue internationale de museographie. 1937. № 1-2 (37-38). P. 183-192; Re-nauJ. L'Organisation de la Defense du Patrimoine artistique et historique espagnol pendant la guerre civile // Ibid. № 3-4 (39-40). P. 7-66; Sanchez Canton J. F. Les premieres mesures de defense du Prado au cours de la guerre civile en Espagne // Ibid. P. 67-74; Stix A. La defense des Musees en cas d'attaques aeriennes // Ibid. P. 75-81; h «p.
26 Campbell Karlsgodt E. Defending National Treasures: French Art and Heritage Under Vichy. Stanford, 2011. P. 70-71.
27 Mouseion: revue internationale de museographie. 1937. № 3-4 (47-48).
28 Renoliet J.-J. L'UNESCO oubliee: La Societe des Nations et la cooperation intellectuelle (1919-1946). P., 1999. P. 151.
29 Ibid. P. 157.
30 Report on the work of the League during the war submitted to the Assembly by the acting Secretary-General. Geneva, 1945. P. 126-127.