Научная статья на тему 'История формирования и основные направления деятельности международного Бюро музеев'

История формирования и основные направления деятельности международного Бюро музеев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
673
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО МУЗЕЕВ / INTERNATIONAL MUSEUM OFFICE / ЛИГА НАЦИЙ / LEAGUE OF NATIONS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTELLECTUAL COOPERATION / МУЗЕОГРАФИЯ / MUSEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ананьев Виталий Геннадьевич

Статья посвящена анализу деятельности Международного бюро музеев первой международной музейной организации. Опираясь на аутентичные источники и историографию, автор анализирует обстоятельства создания бюро и основные направления его деятельности. Особое внимание уделяется научным конференциям и публикациям, подготовленным этой организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of forming and the main trends in activity of International museum office

The article is devoted to analysis the activity of International museum office the first international museums organization. Based upon the authentic sources and historiography, author analyzes the circumstances of creation of this office and main trends of its activity. The special attention is paid to the academic conferences and publications, prepared by this organization.

Текст научной работы на тему «История формирования и основные направления деятельности международного Бюро музеев»

В.Г. Ананьев

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО МУЗЕЕВ

Статья посвящена анализу деятельности Международного бюро музеев - первой международной музейной организации. Опираясь на аутентичные источники и историографию, автор анализирует обстоятельства создания бюро и основные направления его деятельности. Особое внимание уделяется научным конференциям и публикациям, подготовленным этой организацией*.

Ключевые слова: Международное бюро музеев, Лига Наций, интеллектуальное сотрудничество, музеография.

Первой международной организацией в сфере музейного дела стало Международное бюро музеев, появившееся в Париже в 1927 г. В научной литературе отсутствуют исследования, специально посвященные этой организации; как правило, авторы лишь кратко упоминают о ней, иногда даже путая ее название1.

Международное бюро музеев функционировало в тесном контакте с Комиссией международного интеллектуального сотрудничества, которая действовала под эгидой Лиги Наций.

Уже в ходе Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.) возникла идея, что Лига Наций должна стать не только политическим органом, но и средством международного сотрудничества

© Ананьев В.Г., 2012

* Автор выражает искреннюю признательность всем, кто помогал ему при написании этой статьи: профессору Исабель де Мадариага (Лондон), профессору Патрику Бойлан (Лестер), Маргарите Вулгарупулу (Салоники), Вере Гаврииловне Бондарчук (Санкт-Петербург).

интеллектуалов2. Горячими сторонниками этой идеи были Анри Лафонтен (лауреат Нобелевской премии 1913 г.) и председатель совета Лиги наций Леон Буржуа - еще один Нобелевский лауреат (1920 г.). Специалист в области классической литературы, профессор Оксфорда Джордж Гилберт Мюррей доказывал, что интеллектуальное сотрудничество может стать действенным способом формирования общественного мнения в пользу Лиги и ее политики.

В итоге в мае 1922 г. был сформирован первый состав Комиссии международного интеллектуального сотрудничества. В разные годы в нее входили такие видные деятели, как М. Склодовская-Кюри, А. Эйнштейн, Р. Тагор, Дж. Голсуорси, З. Фрейд, Т. Манн, П. Валери и др. В 1922 г. первым председателем комиссии был избран знаменитый французский философ А. Бергсон, в 1925 г. его сменил голландский физик Хендрик Лоренц, а с 1929 г. комиссию возглавлял Джордж Гилберт Мюррей. Членов комиссии выбирал совет Лиги Наций, учитывая только их научный и моральный авторитет3 так что заседания комиссии сравнивали со «встречей Монблана и Эвереста»4. Хотя СССР тогда не входил в Лигу Наций, на заседаниях этой Комиссии нередко присутствовал А.В. Лу-начарский5. В это же время появляются проекты международного сотрудничества университетов и крупнейших библиотек в области библиографии, археологии и искусствоведения. Но средств на все это катастрофически не хватало.

Только французское правительство в июле 1924 г. согласилось финансировать созданный при Лиге Наций Международный институт интеллектуального сотрудничества (Парижский институт)6, который Поль Валери назвал «Лигой умов». В январе 1926 г. Институт начал свою деятельность и вскоре стал базой для целого ряда комитетов и бюро. С 1931 г. Институт начал издавать журнал «Бюллетень интеллектуального сотрудничества». В 1931-1932 гг. при Лиге Наций была создана Комиссия по историческому образованию, которая начала сбор материалов о преподавании истории в школах разных государств7. Музеи тоже были охарактеризованы Комиссией как «превосходный инструмент воспитания» и средство сближения наций после Первой мировой войны. С 1934 г. СССР постоянно сотрудничал с Институтом через Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), которое фактически выполняло функции национальной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству8.

Еще в июле 1926 г. при Парижском институте было образовано Международное бюро музеев. Одним из инициаторов его создания

стал известнейший искусствовед, исследователь средневекового искусства Анри Фосийон (1881-1943). Он был директором Музея изящных искусств в Лионе, преподавал в Лионском университете, затем в Сорбонне и Коллеж-де-Франс9. Неудивительно, что под его руководством Бюро сконцентрировало внимание на группе художественных, археологических и этнографических музеев, оставив в стороне музеи науки и техники, как и естественно-исторические музеи10. Уже в уставе Бюро (статья 2) говорилось, что его деятельность будет направлена на музейные коллекции и произведения искусства, исторические постройки, археологические находки и народное творчество.

В первые годы своего существования Бюро музеев функционировало в основном как информационный и издательский центр, а также организатор конференций. Международный комитет Бюро состоял главным образом из историков искусства, а его председателем был Жюль Дестре - бывший министр культуры Бельгии. После его смерти в 1936 г. новым президентом Комитета стал Сальвадор де Мадариага - испанский дипломат и философ, активный сотрудник Лиги Наций11. Историк искусства и фольклорист Эврипид Фундукидис исполнял обязанности генерального секретаря Комитета. Первоначально в состав этого центрального органа Бюро музеев входили лишь представители Англии, Италии, Германии, но с 1931 г. в него были включены выдающиеся музейные деятели из США и Японии (Лоренс Вайль Кольман, которого сменил Герберт Уинлок; директор Императорского музея в Токио Эйзабуро Суджи)12.

Бюро стремилось облегчить контакты между музеями разных стран; его проекты предусматривали как обмен хранителями, так и единообразную инвентаризацию коллекций в странах - членах организации. Первым мероприятием Бюро музеев стала выставка гравюр на меди, состоявшаяся в июне 1927 г. в Париже, а затем показанная в Риме и Мадриде. С этого же года Бюро начало проводить международные круглые столы, посвященные воспитательной функции музеев. Речь шла о том, что музей должен стать институтом, широко открытым для обсуждения социальных и культурных проблем13.

С этой целью Бюро начало выпускать собственное периодическое издание - журнал «Мусейон», который выходил с апреля 1927 г. по 1946 г. на французском языке (с английскими аннотациями некоторых материалов). После Второй мировой войны название журнала изменилось на «Музеум», а затем - на «Музеум

интернэшнл»; это официальное издание ИКОМ продолжает выходить и в наши дни. В первое время в этом журнале публиковались, в основном, статьи о проблемах художественных музеев Европы, сообщения о выставках, о деятельности Национальных ассоциаций музеев. Многие европейские авторы доказывали, что образцом для всех музеев должна служить образовательная деятельность музеев США. Кроме того, они уделяли много внимания истории искусства и археологии, а также проблемам консервации и реставрации картин, скульптуры, различных памятников14. В целом, направленность журнала вполне соответствовала «эмпирически-описательной» стадии развития тогдашней музеологии (по определению З.З. Странского15).

В 1928 г. в Праге состоялся международный конгресс по народному искусству, который вызвал большой интерес со стороны фольклористов, историков искусства и музейных хранителей. По случаю конгресса был выпущен тематический номер журнала «Му-сейон», посвященный «музеям народного искусства»; однако музеи СССР, Германии и Англии в нем представлены не были. Конгресс принял решение о создании Международной комиссии по народным искусствам. На 1932 г. планировалось совместное заседание в Стокгольме этой Комиссии и Бюро музеев, посвященное этнографическим музеям под открытым небом. Однако из-за финансовых трудностей заседание так и не состоялось, причем не был составлен даже список всех музеев этого типа16.

13-17 октября 1930 г. в Риме прошла первая из конференций, посвященных научным методам исследования и консервации произведений живописи и скульптуры17. Она была организована Международным бюро музеев, которому удалось собрать около 100 видных ученых и реставраторов-практиков. Выступавшие говорили о начале нового этапа в истории консервации, которая перестала быть сферой «торговли со своими уловками и трюками»18. На конференции обсуждались проблемы химического анализа пигментов и лаков, использования рентгеновских лучей, а также роль микроорганизмов и влажностно-температурного режима в деле сохранения памятников искусства. Была создана специальная комиссия по вопросам реставрации живописи19.

Вторая конференция, организованная Бюро, была посвящена реставрации исторических зданий. Она состоялась 21-30 октября 1931 г. в Афинах, где собрались 120 специалистов из 24 стран. По итогам этой конференции была принята знаменитая Афинская декларация, утвержденная Лигой Наций в 1932 г. В ней были сфор-

мулированы базовые принципы реставрации; подчеркивалось, что практике должен предшествовать этап тщательного, хорошо документированного изучения памятников. Важно отметить, в Декларации впервые была четко сформулирована идея охраны «мирового культурного наследия» усилиями многих государств20.

Третья конференция прошла 28 октября - 4 ноября 1934 г. в Мадриде и была посвящена музейной архитектуре и оборудованию музеев21. На ней присутствовало 75 экспертов из 20 государств. Вновь в центре внимания участников оказались практические вопросы: системы освещения и влажностно-температурного режима музеев, возможность использования для них исторических зданий, методы презентации коллекций и этикетажа, соотношение временных и постоянных экспозиций и т. д. Обсуждались и проблемы коллекционирования произведений искусства, скульптуры, живописи, предметов народного искусства, нумизматики. В организации конференции активное участие приняло испанское правительство, которое предоставило для нее помещение Испанской академии художеств22. По итогам конференции были изданы два выпуска статей под общим заглавием «Музеография», ставшие определенной вехой в развитии музейной историографии.

Четвертая конференция состоялась в Каире 9-15 марта 1937 г.; она была посвящена проблемам археологических раскопок. По ее итогам был разработан проект Международной конвенции о защите национальных художественных и исторических коллекций, подготовленный Бюро еще в 1936 г. Теперь к числу «культурных объектов» стали относить «объекты, представляющие значительный палеонтологический, археологический, исторический или художественный интерес». Кроме того, были сформулированы рекомендации национальному законодательству относительно защиты и сохранения археологических памятников, регулирования процесса раскопок23. Конференция способствовала публикации в 1940 г. первого учебника по археологическим раскопкам24.

Одной из самых актуальных задач Бюро была разработка мер по защите музеев и памятников культуры от опасностей войны, при масштабных авиабомбардировках. Бюро разрабатывало план временной эвакуации музейных коллекций из зоны военных действий, который был реализован на практике во время Гражданской войны в Испании (1936-1939). В 1937 г. несколько публикаций в «Мусейоне» были посвящены общим проблемам защиты музеев и конкретно музея Прадо25. Был создан специальный комитет, в который вошли представители Франции, Бельгии, Голландии,

Швейцарии. Комитет предложил план эвакуации ряда музейных коллекций с севера Испании и из Каталонии через французскую границу в Женеву, где располагалась штаб-квартира Лиги Наций. Республиканское правительство Испании согласилось на этот план, оговорив необходимость возвращения ему после войны этого достояния испанского народа. Соответствующее соглашение с представителем французской стороны было подписано, и 17 февраля 1939 г. при финансовой поддержке частных лиц 1 845 ящиков с прозведениями искусства были вывезены из Испании в Женеву. Но уже 1 апреля 1939 г. Гражданская война закончилась поражением республиканцев и тогда, по требованию Франко, художественные ценности Испании были возвращены его правительству26. В том же году специальный номер журнала «Мусейон» был посвящен теме «Защита памятников и произведений искусства во время войны». Фактически это был первый учебник, в котором рассматривались методы и технические вопросы эвакуации и защиты на местах движимых и недвижимых памятников. Были опубликованы также основные международные документы по данному вопросу. Следующий номер журнала открывала статья «Меры предосторожности, принятые в различных странах для защиты памятников и произведений искусства в условиях идущей войны»27.

На деятельность самого Бюро музеев не могло не повлиять, конечно, поражение Франции и немецкая оккупация. Уже 9 июня 1940 г., по инструкции МИД, директор Парижского института А. Бонне переправил его персонал и архивы в Геранд, а затем в Бордо; он сам перебрался в США (через Лондон). Институт фактически прекратил работу, но деятельность Бюро музеев во главе с Э. Фундукидисом во Франции продолжалась и в военное время28. Представители Института считали, что из-за этого Бюро может навлечь на себя обвинение в служении «европейской политике, возглавляемой Германией и направленной против ее врагов». Но в октябре 1942 г. Э. Фундукидис получил «полномочия и финансовое содействие Министерства национального образования, позволяющие ему вновь открыть бюро музеев при Дирекции Искусств». Более того, Бюро получило от немцев в свое распоряжение помещения Парижского института. В октябре 1942 г., затем в мае и июне 1944 г. представители Института ходатайствовали в МИД Франции об отмене этой конфискации своих помещений. Однако подобное решение все же было принято, но не успело войти в силу: в августе 1944 г. в Париже началось восстание и немцы были вынуждены бежать из города29.

После этого Бюро вновь активизировало свою деятельность. Было опубликовано несколько крупных работ, подготовленных в военное время, в частности, английский перевод (с французского) двух учебников: «Хранение и реставрация живописи» и «Техника археологических раскопок». Сразу же вышли в свет два номера журнала «Мусейон» (№ 49-50), а также первый выпуск новой серии - «Международные проблемы искусства и археологии». К концу 1944 г. Бюро вело свою работу в рамках нескольких подсекций: Международной комиссии по историческим монументам, Международного центра институтов археологии и истории искусств, Международной комиссии по фольклору и народному искусству, Международного центра исследований архитектуры и городского планирования. Кроме того, был составлен план работы Международной комиссии по выявлению, сохранению и возвращению предметов искусства и исторических документов, незаконно перемещенных в годы войны30.

Однако после войны деятельность Бюро вскоре прекратилась. Вновь созданная Организация Объединенных Наций 1 ноября 1945 г. на Лондонской конференции приняла решение о создании ЮНЕСКО. На встрече музейных сотрудников, проходившей в Лувре 16-20 ноября 1946 г., было решено создать новую организацию, названную Международным советом музеев (ИКОМ).

Примечания

Так, например, В.И. Фокин пишет о «международном комитете музеев». См.: Фокин В И. Международный культурный обмен и СССР в 20-30-е годы. СПб., 1999. С. 50. Яник Даниэль Аквилина расшифровывает французскую аббревиатуру OIM как «Международная организация музеев». См. ее весьма содержательную статью: Aquilina J. D. The Babelian Tale of Museology and museography: A History in Words // Museology. International Scientific Electronic Journal. 2011. Is. 6. Р. 13. URL: http://museology.ct.aegean.gr/articles/2011104162340.pdf (дата обращения: 26.12.2011 г.).

Идеи международного сотрудничества в области интеллектуальной деятельности обсуждались в Европе еще до Первой мировой войны и получили в дальнейшем широкое признание (см. проекты Р. Роллана, А. Барбюса и Г. Манна). Об этом подробнее см.: Laqua D. Transnational intellectual cooperation, the League of Nations, and the problem of order // Journal of Global History. 2011. Vol. 6. P. 226-227.

2

3 Ibid. С. 47.

4 Ibid. Р. 224.

5 Ibid. С. 107.

6 Renoliet J.-J. L'UNESCO oubliee: l'Organisation de Cooperation Intellectuelle (1921 - 1946) // 60 ans d'histoire de l'UNESCO. Actes du colloque international, Paris, 16-18 november 2005. P., 2007. P. 63.

7 Ibid. С. 52-53.

8 Ibid. С. 107.

9 Kubler G. Henri Focillon, 1881-1943 // College Art Journal. 1945. Vol. 4. № 2. P. 71-74.

10 См.: Mairesse F. The Term Museum // What is a museum? Ed. by A. Davis, F. Mairesse, A. Desvallees. Munich, 2010. P. 31-32.

11 Как вспоминает дочь С. де Мадариаги, ее отец не мог уделять работе в Бюро музеев много времени, так как был вынужден оставить франкистскую Испанию и в сентябре 1936 г. вместе с семьей переехать в Англию. Однако он по-прежнему занимался проблемой образовательной роли музеев в жизни общества. См., напр.: Madariaga S. de. Museums and Education // Museums Journal. 1945. Vol. 45. P. 135-137.

12 Списки членов Международного комитета Бюро музеев постоянно печатались на второй обложке журнала, ставшего его периодическим изданием. См.: Mouseion: revue internationale de museographie. 1930. № 1(10); 1931. № 1-2 (13-14); 1936. № 1-2 (33-34).

13 Gorgus N. Le magicien des vitrines: le muséologue Georges Genri Rivière. P., 2003. P. 74.

14 Ibid. P. 75.

15 Stransky Z.Z. Temelji opce muzeologije // Muzeologija. 1970. № 8. Р. 71.

16 Gorgus N. Le magicien des vitrines. P. 75-77.

17 Материалы, представленные на конференцию, и принятые ею решения были опубликованы в специальном номере журнала «Мусейон». См.: Mouseion: revue internationale de museographie. 1931. № 1-2 (13-14).

18 Stout G.L. Thirty years of conservation in the arts: A Summary of remarks to the IIC American Group in New York, June 1963 // Studies in Conservation. 1964. Vol. 9. № 4. Р. 126.

19 Foundoukidis E. L' activite de l'office international des musees // Mouseion: revue internationale de museographie. 1931. № 4 (16). Р. 102-103.

20 Rapport annuel du President du Comite de Direction de l'Office international des Musees a la Comission internationale de Cooperation intellectuelle // Mouseion: revue internationale de museographie. 1933. № 1-2 (21-22). Р. 270-272.

21 См.: Organization of museums // Nature. 1935. № 135. Р. 262.

22 Rapport annuel pour l'exercice 1934-1935 // Mouseion: revue internationale de museographie. 1935. № 3-4 (31-32). Р. 234-236.

23 Vrdoljak A.F. International law, museums and the return of cultural objects. Cambridge, 2006. P. 114-118.

24 Cm.: Manual on the technique of archaeological excavations. P., 1940.

25 Cm., Hanp.: Kenyon F. La protection du patrimoine artistique en Espagne // Mousei-on: revue internationale de museographie. 1937. № 1-2 (37-38). P. 183-192; Re-nauJ. L'Organisation de la Defense du Patrimoine artistique et historique espagnol pendant la guerre civile // Ibid. № 3-4 (39-40). P. 7-66; Sanchez Canton J. F. Les premieres mesures de defense du Prado au cours de la guerre civile en Espagne // Ibid. P. 67-74; Stix A. La defense des Musees en cas d'attaques aeriennes // Ibid. P. 75-81; h «p.

26 Campbell Karlsgodt E. Defending National Treasures: French Art and Heritage Under Vichy. Stanford, 2011. P. 70-71.

27 Mouseion: revue internationale de museographie. 1937. № 3-4 (47-48).

28 Renoliet J.-J. L'UNESCO oubliee: La Societe des Nations et la cooperation intellectuelle (1919-1946). P., 1999. P. 151.

29 Ibid. P. 157.

30 Report on the work of the League during the war submitted to the Assembly by the acting Secretary-General. Geneva, 1945. P. 126-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.