Научная статья на тему 'История фармации в Московском университете (середина XVIII - начало ХХ В. )'

История фармации в Московском университете (середина XVIII - начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
514
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ / ИМПЕРАТОРСКИЙ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФАРМАКОГНОЗИЯ / ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЕ / HISTORY OF PHARMACY / IMPERIAL MOSCOW UNIVERSITY / HISTORY OF MEDICAL EDUCATION / PHARMACOGNOSY / THE DEVELOPMENT OF PHARMACOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Логинов Василий Анатольевич

В статье рассмотрено развитие фармации на медицинском факультете Московского университета с момента начала его деятельности (1758) до 1917 г. Автор предлагает разбить весь этот период на четыре этапа: начальный (1758-1804); формирования отечественного лекарствоведения (1805-1835); развития научных основ фармации (1836-1884) и клинико-практический (1885-1917). Такое разделение обусловлено определенными историческими факторами, связанными как с организацией обучения студентов-медиков в Московском университете, так и с процессом становления и формирования научных основ химии. Каждый из этапов сопоставлен с научно-организационной деятельностью профессоров Московского университета, внесших значительный вклад в становление научных основ фармации в Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Логинов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Pharmacy at Moscow University (mid 18th - early 20th century)

The article covers the development of pharmacy at the medical faculty of Moscow University since the beginning of its functioning (1758) until 1917. This period is divided into four phases: initial (1758-1804), the formation of domestic principles of plant drugs preparation (1805-1835), the development of chemical principles of pharmacy (1836-1884), integration of pharmacology and clinical practice (1885-1917). The division is based on historical factors associated with the organization of medical students training at the Moscow University and with the development of chemistry. Chronologically, all the steps correspond with scientific-organizational activities of some professors of the Moscow University, according to their contribution to the development of scientific basics of pharmacy in Russia.

Текст научной работы на тему «История фармации в Московском университете (середина XVIII - начало ХХ В. )»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2017. № 3

В.А. Логинов

(доктор медицинских наук, профессор кафедры экологической и экстремальной медицины факультета фундаментальной медицины МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (СЕРЕДИНА XVIII - НАЧАЛО XX в.)

В статье рассмотрено развитие фармации на медицинском факультете Московского университета с момента начала его деятельности (1758) до 1917 г Автор предлагает разбить весь этот период на четыре этапа: начальный (1758—1804); формирования отечественного лекарствоведения (1805—1835); развития научных основ фармации (1836—1884) и клинико-практический (1885—1917). Такое разделение обусловлено определенными историческими факторами, связанными как с организацией обучения студентов-медиков в Московском университете, так и с процессом становления и формирования научных основ химии. Каждый из этапов сопоставлен с научно-организационной деятельностью профессоров Московского университета, внесших значительный вклад в становление научных основ фармации в Российской империи.

Ключевые слова: история фармации, Императорский Московский университет, история медицинского образования, фармакогнозия, лекарствоведение.

The article covers the development of pharmacy at the medical faculty of Moscow University since the beginning of its functioning (1758) until 1917. This period is divided into four phases: initial (1758—1804), the formation of domestic principles of plant drugs preparation (1805—1835), the development of chemical principles of pharmacy (1836—1884), integration of pharmacology and clinical practice (1885—1917). The division is based on historical factors associated with the organization of medical students training at the Moscow University and with the development of chemistry. Chronologically, all the steps correspond with scientific-organizational activities of some professors of the Moscow University, according to their contribution to the development of scientific basics of pharmacy in Russia.

Key words: history of pharmacy, Imperial Moscow University, history of

medical education, pharmacognosy, the development of pharmacology.

* * *

Фармацевтические науки в Императорском Московском университете (ИМУ) с момента основания до 1917 г. развивались в основном на базе медицинского факультета. Целью настоящей работы стала систематизация разрозненных исторических данных и пред-

* Логинов Василий Анатольевич, e-mail: [email protected]

ставление обобщенной картины фармацевтического образования в ИМУ до 1917 г.

В разные годы к преподаванию фармацевтических наук в университете имели отношение следующие «знаковые» ученые: И.Х. Кер-штенс (1758-1770), П.Д. Вениаминов (1770-1775), С.Г. Зыбелин (1775-1802), Н.Г. Щеголев (1803-1820), В.М. Котельницкий (18201835), А.А. Иовский (1835-1843), Н.Б. Анке (1845-1863), А.А. Соколовский (1864-1881), В.С. Богословский (1884-1901), С.И. Чирвин-ский (1902-1923). В вышеприведенном списке в скобках указаны годы, когда профессора непосредственно участвовали в учебной и учебно-методической работе по преподаванию фармацевтических дисциплин (далее в тексте статьи после фамилии ученого в скобках указываются годы его жизни).

Безусловно, прослеживается определенное влияние научных предпочтений перечисленных профессоров на общее направление работы фармацевтов в ИМУ, что редко отображается в исторических исследованиях. Поэтому в настоящей статье также приведены краткие сведения об их деятельности в связи со становлением российской фармации, а также указаны печатные труды, внесшие значительный вклад в преподавании данной дисциплины.

Рассматривая в историческом плане формирование принципов современного фармацевтического образования, а также аппроксимируя их на всю историю Московского университета, можно условно выделить следующие четыре этапа становления фармации в стенах старейшего высшего учебного заведения России: начальный; формирования отечественного лекарствоведения; развития научных основ фармации и клинико-практический. Ниже представлены характеристики каждого из этапов.

Начальный этап (1758-1804)

До середины XIX столетия высшее фармацевтическое образование и медицинское образование были тесно связаны. Наука о лекарствах, которая преподавалась в университетах, включала фармацию как раздел медицины. В соответствии с таким положением строилось преподавание отдельных дисциплин, а учебные и справочные пособия были одни и те же для врачей и фармацевтов.

Первые студенты приступили к занятиям на медицинском факультете Московского университета в 1758 г. Необходимо отметить, что в этот период отечественная система преподавания медицинских наук еще не была окончательно оформлена, занятия велись сначала с привлечением иностранных педагогов, а потом, по мере подготовки российских специалистов, - силами обучившихся за границей выпускников ИМУ.

С самого начала на медицинском факультете ИМУ был задан вектор преподавания, связанный с экспериментальными естественными науками, и особенно с химией. Клинические дисциплины и непосредственная работа у «постели больного» пришли в ИМУ на рубеже ХУШ-Х1Х вв.1

В качестве лекарствоведения на медицинском факультете ИМУ преподавалась теоретическая химия по трудам Андреаса Либавия (1555—1616) и ботаника по трактату Педания Диоскорида (I век н.э.). Практикум в учебном плане отсутствовал.

Один из первых профессоров ИМУ, доктор медицины и магистр философии Иоганн-Христиан Керштенс (1713—1801) прибыл в Россию из Лейпцига в 1758 г. и сразу же приступил к чтению лекций по химии и минералогии. В 1764 г. он читал также курс «врачебное веществословие». В своих лекциях профессор Керштенс отмечал, что «отделы о растениях и животных, служащих для медицинских целей», излагает по «руководству собственных положений»2.

С 1766 г. медицинскую ботанику, потом химию и практическую медицину читал П.Д. Вениаминов (1733—1775), выпускник ИМУ, освоивший естественные науки в Кенигсберге и Лейдене. В Москве он был очень известным человеком, поскольку в 1765—1767 гг. издавал популярную газету «Московские Ведомости»3. 23 апреля 1767 г. П.Д. Вениаминов на общем собрании ИМУ произнес запоминающуюся речь «О свойствах и пользе растений», основанную на собственной экспедиционной работе по изучению лекарственной флоры Центральной России.

После смерти П.Д. Вениаминова «врачебное веществословие» стал преподавать С.Г. Зыбелин (1735—1802), ординарный профессор анатомии и хирургии, практической медицины и химии в ИМУ, член Российской Академии, по происхождению из духовного звания. Он был зачислен в ИМУ согласно указу Синода одним из первых, и часто упоминается в исторической литературе как первый студент Московского университета4.

1 Кривобокова С.С., Сергеева М.С. К истории академического преподавания фармации в России в XIX — начале ХХ века // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 6. С. 49—52; Российский Д.М. 200 лет медицинского факультета Московского государственного университета — 1 Московского ордена Ленина медицинского института. М., 1955.

2 Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII — начала XX веков // Естественные и технические науки. М., 2003. С. 49—50.

3 Вениаминов Петр Дмитриевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. VA (10). СПб., 1892.

4 Мирский М. Самый первый из «природных россиян». Минуло 275 лет как родился профессор С.Г. Зыбелин, ученый и практик // Медицинская газета. 2010. № 9. С. 15; Лотова Е.И. Идеи профилактики в трудах С.Г. Зыбелина (1732—1802) // Совет-

После завершения зарубежной стажировки С.Г. Зыбелин читал курсы: а) теоретической медицины, куда входили анатомия, физиология и патология; б) натуральной истории; в) «врачебного веще-ствословия»; г) терапии; д) хирургии.

С.Г Зыбелин одним из первых профессоров ИМУ осознал значение практики для образования врача. Именно с его именем связано два нововведения в структуре лекционных курсов: демонстрационные опыты и разбор больных. Профессор Зыбелин организовал также оригинальный практический курс химико-фармацевтического приготовления лекарств в университетской аптеке5. Во время таких занятий ему помогал аптекарь Готлиб (Боголюбим) Христиа-нович Гильденбрандт (ок. 1735 — ок. 1815).

Профессор С.Г. Зыбелин завещал ИМУ свою огромную библиотеку и литературный архив. К сожалению, книги не дошли до нас, так как сгорели при пожаре в сентябре 1812 г.

Этап формирования отечественного лекарствоведения (1805—1835)

В 1804 г. в России была законодательно сформирована система, предусматривавшая создание образовательной вертикали (приходские школы — уездные училища — губернские гимназии — университеты) и придавшая университетам статус учебно-методических и административных центров6. 15 ноября 1804 г. императором Александром I был подписан Устав Московского университета, позже действие документа было распространено и на другие российские университеты.

Медицинские факультеты были открыты в Харьковском (1805) и Казанском (1814) университетах. Соответственно, в России стали развиваться связанные с университетами фармацевтические школы. Наметилась тенденция к системному подходу в базовой подготовке кадров.

Повышению уровня подготовки медицинских кадров способствовало не только конкуренция школ, но и расширение преподавания философии и естественных наук на соответствующих «участках» образовательной вертикали.

Совершенствовалась и система повышения квалификации преподавателей. К основной преподавательской деятельности в университетах стали допускать только после защиты магистерской

ское здравоохранение. 1952. № 3. С. 50—55; Коростелев Н.Б. Эпитафии российским врачам // Московский журнал. 2009. № 9. С. 2—40; Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. М., 2000. С. 246—247.

5 Сточик А.М., Затравкин С.Н. Указ. соч.

6 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1-е. Т. XXVIII. СПб., 1830 (21502, 21503).

или докторской диссертацию. В 1828 г. по предложению академика Г.Ф. Паррота (1767—1852) при Дерптском университете был организован так называемый «профессорский институт», где прошли подготовку многие видные российские медики7.

Возвращаясь к становлению фармации в ИМУ, можно отметить, что в этот период существенным фактором улучшения подготовки кадров стал переход под юрисдикцию университета Московского аптекарского огорода. Еще в 1706 г. по указу Петра I для выращивания лекарственных растений на северной окраине Москвы, неподалеку от Сухаревой башни, был заложен Московский аптекарский огород (МАО). Сначала он принадлежал Аптекарскому приказу, потом находился в ведении Медицинской коллегии8.

В 1790-х гг. уже не на медицинском, а на философском факультете ИМУ была создана кафедра естественной истории, где ботаника преподавалась на русском языке. Становлению этой кафедры способствовали коллекции, подаренные университету меценатами. Многие из уникальных коллекций были представлены прекрасными гербариями, которые хранились при кафедре естественной истории.

Однако занятия для медиков по лекарственной ботанике невозможно было проводить только по образцам из хранилища трав. Для развития фармации требовалось свежее лекарственное сырье. Было проведено специальное заседание Совета ИМУ по поводу реорганизации преподавания ботаники в университете9. Одним из вариантов решения проблемы было приобрести МАО.

В краткой записке для заседания Совета об Аптекарском огороде следующее: «...впервые рассажен был в царствование императора Петра I с целью воспитания лекарственных растений и принадлежал тогда Медицинской Коллегии, во владении которой, при всех последующих ее преобразованиях, оставался <...>. Поныне еще показывают в нем несколько хвойных дерев (пихту, ель, сосну) будто Августейшими руками, или, по крайней мере, под непосредственным наблюдением Петра Великого насажденных для научения граждан в их различии»10.

7 Карнаух Н.В. Профессорский институт в истории профессиональной педагогики России первой половины XIX века // Педагогическое образование и наука. 2010. № 4. С. 87-91.

8 Сало В.М. Развитие отечественной фармакогнозии в первой половине XIX века // Фармация. 1989. № 4. С. 73-76.

9 К 150-летней годовщине Московского университета. Извлечения из юбилейных приветствий ко дню 12 января 1905 года / Сост. К.И. Шидловский // Журнал Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова. М., 1905. С. 29.

10 ЦГИА г. Москвы. Ф. 118. Оп. 8. Д. 4.

В 1805 г. университет купил МАО, а на следующий год профессор Н.Г. Щеголев (1771—1820) по поручению Совета ИМУ осмотрел и описал новое приобретение.

Первым научным руководителем Ботанического сада ИМУ (бывш. МАО) стал заведующий кафедрой ботаники (отделившейся от кафедры естественной истории) Георг Франц Гофман (1760—1826) — немецкий ученый, около 20 лет проработавший в России, один из основателей Московского общества испытателей природы, лекции которого на родине слушали И.Ф. Гёте и А. Гумбольдт.

Первое время средств для содержания Ботанического сада катастрофически не хватало. И профессору Гофману, заручившемуся поддержкой Совета университета, пришлось продать несколько гектаров земли МАО для обеспечения нужд выращивания растений. Площадь сада сократилась до его нынешних размеров — 6 га. В нем были две оранжереи, каменный дом с залом для чтения лекций, дом профессора и садовника. В каталоге 1808 г. было перечислено 3528 видов растений, произраставших в Ботаническом саду11. Почти все выращиваемые растения использовались для приготовления лекарств и обучения студентов-медиков.

Основным преподавателем кафедры врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности в те годы был выпускник медицинского факультета Н.Г. Щеголев (1771—1820), защитивший докторскую диссертацию "De vita et usu vegetabilium" в Москве (1803)12. Он читал в университете два лекционных курса — «врачебное веще-ствословие» и «рецептура». Для формирования первого профессор Щеголев использовал труды К. Линнея (1707—1778) и собственные материалы, а второй курс читался только по немецким учебникам. Весной и летом для желающих он также вел практический курс «Начала врачебной фитургии, или искусства разводить врачебные растения».

Экстраординарный (1814) профессор ИМУ Щеголев был одним из первых российских врачей-писателей. Он оставил после себя несколько лирических стихотворений, а также цикл прозаических миниатюр публицистического характера.

На второй этап развития фармации оказали влияние несколько ученых, никогда не работавших в Московском университете, однако без их экспериментальных и теоретических достижений картина становления отечественной фармации была бы неполной.

11 Новиков В.С. Исторические вехи // Московский университет (газета). 2006. № 15.С. 9.

12 Щеголев Николай Гаврилович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. XL (79). СПб., 1904.

Прежде всего, это Товий Егорович Ловиц (1757-1804), открывший способность древесного угля очищать растворы и увековечивший свое имя в истории кристаллохимии. Его работы носили практический характер и существенно повлияли на развитие методов очистки лекарственных соединений. Ниже приведены названия некоторых работ академика Ловица13:

«Способ без перегонки выводить дурной запах из горячего хлебного вина»; «Опыты и показание, как очищать мед так, чтобы оный при разных ествах и напитках вместо сахара без различия употреблять было можно»; «Изложение произведенных мною опытов по наиболее полной дефлегмации алкоголя»; «Примечания о извлечении сахара из естественных произведений, в России находящихся»; «Донесение Вольному экономическому обществу о учиненных опытах с так называемым картофельным мылом»; «Как приготовить очень приятный подслащенный уксус и уксусный эфир без помощи постороннего вещества»; «Показание нового, легчайшего и выгоднейшего способа приготовлять самую крепчайшую уксусную кислоту, изобретенного Товиею Ловицем, академиком и коллежским советником, Государственной медицинской коллегии почетным членом и многих ученых обществ членом».

Все свои замечательные эксперименты талантливый химик-практик Ловиц провел в аптекарской лаборатории.

Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) оставил около пятисот публикаций о лекарственных растениях в журнале «Экономический магазин»14. Он по праву считается основоположником отечественной фармакогнозии. Литературный памятник социальной, бытовой и культурной истории России «Записки Болотова» послужили, в частности, первоосновой для повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) - акушер и профессор повивального искусства при Петербургском воспитательном доме издал труд «Врачебное веществословие или описание целительных растений во врачевстве употребляемых» (СПб., 1783-1789) - первое отечественное учебное пособие по медицинской ботанике. В богато иллюстрированной (167 цветных таблиц) книге были приведены названия растений на русском, греческом, французском, английском и немецком языках. Долгое время труд

13 Сало В.М. К открытию Т.Е. Ловицем явления адсорбции углем // Фармация. 1985. № 34 (2). С. 82-84; Фигуровский Н.А., Ушакова Н.Н. Товий Егорович Ловиц, 1757-1804. М., 1988. С. 192.

14 Болотов А.Т. Избранные труды / Сост. А.П. Бердышев, В.Г. Поздняков. М., 1988. С. 416.

Максимовича-Амбодика был единственным практическим руководством по растительному лекарствоведению для русских врачей15.

В первой трети XIX в. труды Ловица, Болотова и Максимовича-Амбодика активно использовались для преподавания основ фармации в Московском университете.

Этап развития научных основ фармации (1836—1884)

Кафедру врачебного веществословия, фармации и врачебной словесности с 1810 по 1835 г. возглавлял профессор В.М. Котель-ницкий (1770—1844). Область его научных интересов составляла медицинская химия. В 1811 г. на торжественном собрании университета профессор Котельницкий произнес «Слово о начале, успехах и постепенном усовершенствовании химии»16. Благодаря его усилиям акцент в преподавании фармации был постепенно смещен в область экспериментальной химии.

Экстраординарный (1835), а затем и ординарный профессор кафедры врачебного веществословия А.А. Иовский (1796—1857) поддержал и расширил направление, связанное с научными основами фармации. Он читал лекции по общей химии, фармации, токсикологии и рецептуре. Для занятий профессор Иовский использовал собственный материал, а также привлекал труды автора теории химической атомистики Джона Дальтона (1766—1844) и электрохимика-аналитика, создателя современных символов элементов Йенса Якоба Берцелиуса (1779-1848)17.

Профессор Иовский активно выступал против идеалистических взглядов в медицине и фармации, против витализма, месмеризма, животного магнетизма, спагирии и суеверий18. Он считал, что фармация является наукой, развивающейся на основе рациональной химии и теоретической биологии, не ограничивающаяся знанием растительного лекарствоведения, и, следовательно, нуждающаяся в комплексном преподавании.

Несколько трудов профессора Иовского стали классическими учебными пособиями, на которых несколько десятилетий основывался учебный процесс студентов медицинского факультета ИМУ

15 Российский Д.М. Основоположник отечественной фитотерапии Н.М. Амбо-дик // Клиническая медицина. 1945. № 10—11. С. 47—56.

16 Шевырёв С.П. История Императорского Московского университета. М., 1855. С. 584.

17 Зархин И.Б. К истории фармации в Московском университете. Профессор фармации Александр Алексеевич Иовский // Фармация. 1941. № 8. С. 22; Мен-шуткин Б.Н. Из прошлого русской химии. Московские химики двадцатых годов XIX века // Известия Института физ.-хим. анализа. 1928. Вып. 4(1). С. 46.

18 Меншуткин Б.Н. Указ. соч.

по соответствующим дисциплинам. Таковыми были: «Руководство к распознаванию ядов» (1834); «Начертания общей фармакологии» (1835); «Памятная книжка для занимающихся фармациею и рецептурою» (1837); «Начертания фармации» (1838).

Развитие принципов, заложенных профессором Иовским, происходило вплоть до 1884 г. и поддерживалось учеными, пришедшими ему на смену.

Так, лекции профессора Н.Б. Анке (1803-1872) в курсе врачебного веществословия весьма охотно посещались студентами, благодаря живому, увлекательному изложению, сопровождавшемуся наглядными опытами по токсикологии19. По своим обширным и разносторонним познаниям он принадлежал к числу образованнейших русских врачей своего времени. Анке увлекался филологией и составил для врачей и студентов греко-латинский медицинский словарь.

Ординарный профессор кафедры фармакогнозии и фармации (1865-1881) медицинского факультета А.А. Соколовский (1822-1891) перешел на службу в ИМУ из Казанского университета в 1864 г. В Московском университете он подготовил для будущих врачей курс лекций с использованием животных в демонстрационных опытах, что было тогда необычно и ново20. Под руководством профессора Соколовского вышли в свет несколько экспериментально-теоретических работ, имевших высокий научный потенциал. Он обладал редкой и ценной способностью к обобщению научных фактов в виде оригинальных идей.

Труды профессора Соколовского «Опыт теории фармакологии с фармакологической техникой» (1866-1867), «Неорганическая фармакология, основанная на химико-физиологических началах» (1871), «Руководство частной фармакологии и рецептуры» (1873), «Курс органической фармакодинамики, основанный на химико-физиологических началах» (1869) представляют первые отечественные попытки систематизировать и обобщить для педагогических целей рассеянный в разрозненных научных работах материал и наряду с трудами профессора Иовского являются достойным итогом этапа научных основ фармации.

В 1845 г. в России была установлена высшая фармацевтическая степень «магистр фармации». Получить данную степень могли провизоры, прошедшие годичную практику в аптеке, сдавшие магистерский экзамен и защитившие диссертацию. Первыми соискателями,

19 Профессора Московского университета. 1755-2004 гг. Биографический словарь. М., 2005. С. 1582.

20 Соколовский Алексей Андреевич // Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского ун-та (1804-1904). Казань, 1904.

получившими степени «магистров фармации» в Московском университете, были Арист Миндер (ок. 1821—?) и Макарий Шишко21.

А. Миндер, принадлежавший к одной из ветвей семьи выходцев из Ганновера — хорошо известных в Москве аптекарей, сдал экзамены на соискание степени магистра фармации в 1846 г., затем защитил диссертацию «О синильной кислоте и о препаратах, употребительнейших в фармации». В ней были описаны лекарственные препараты на основе лавровишневой и вишневой воды, эфирного масла горького миндаля, причем основное внимание уделено химическим методам получения соединений цианидов.

Провизор М. Шишко в конце 1846 г. тоже сдал соответствующий экзамен, а в 1848 г. защитил диссертацию на тему «О белене и ее составных началах». Он привел подробное описание алкалоидов белены и обосновал внедрение в лечебную практику данного растения (препарат «Астматин» до сих пор применяется в качестве бронхолитика). В квалификационной работе М. Шишко также подверг критике состояние фармацевтической науки и учения о лекарствах того времени. Критика была связана с недостаточным использованием достижений физики и химии.

Обе работы первых магистров фармации Московского университета свидетельствуют о том, что именно на этапе развития научных основ фармации фармакогнозия (наука о лекарственных средствах из растительного и животного сырья) окончательно оформилась как раздел более общей науки — фармакологии.

Вместе с тем, во второй половине XIX в. высшее фармацевтическое образование в России было далеко от совершенства. В университетах не было единой учебной программы, фактически фармацевты обучались в качестве вольнослушателей, наблюдалась оторванность фармации от клинической практики.

Клинико-практический этап (1885—1917)

В 1860-1870-х гг. многие университетские профессора неоднократно указывали на необходимость создания новых клиник при ИМУ, однако все предложения отклонялись Советом университета из-за трудностей финансового порядка22.

21 Сало В.М. История фармации в России. М., 2007. С. 258; Сергеева М.С., Кри-вобокова С.С. Многоступенчатость процесса подготовки фармацевтов в России в первой половине XIX века (Аптекарский ученик, Аптекарский помощник, Провизор, Аптекарь (Магистр)) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 4. С. 55—60.

22 Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапно-сти клинического преподавания в Московском университете. М., 2002. С. 148—150.

Возможность вернуться к этому проекту представилась в начале 1880-х гг. благодаря помощи меценатов и спонсоров. В 1882 г. в университет поступило несколько предложений пожертвовать крупные суммы на устройство клиник. Попечитель ИМУ, тайный советник граф П.А. Капнист (1842-1904) тут же направил прошение в Московскую городскую думу о выделении университету земли под строительство.

В 1884 г. Московская городская дума удовлетворила просьбу университета об уступке участка земли на Девичьем Поле площадью около 40 тыс. саженей под строительство новых клиник и институтов. Дар города сопровождался условиями: клиники должны были быть построены в течение ближайших пяти лет с числом кроватей не менее шести сотен. Такие жесткие требования не могли не отразиться и на фармацевтическом образовании - рост количества пациентов должен был сопровождаться увеличением числа специалистов в области лекарствоведения.

Кроме клиник ИМУ на Девичьем Поле в 1890-х гг. были построены и оснащены несколько институтов (общей патологии, патологической анатомии, гигиены и др.), среди которых особое место занимал институт фармакологии. Это новое подразделение ИМУ, работавшее в тесной связи со всеми университетскими клиниками, стало прекрасной базой для проведения научных исследований в области лекарственного веществоведения, повышения научного уровня и организации фармацевтических наук во всей России.

В здание института фармакологии была переведена и кафедра медицинского факультета. Она теперь занимала обширное помещение, и, получив новые лабораторное оборудование и название («фармакологии с рецептурой и учением о минеральных водах»), стала образцовым научно-учебным подразделением медицинского факультета ИМУ23.

Таким образом, начавшийся с 1885 г. этап развития фармации в Московском университете можно назвать клинико-практическим. Яркими представителями данного этапа стали В.С. Богословский и С.И. Чирвинский24.

В.С. Богословский (1841-1904) после завершения обучения в Московском университете защитил докторскую диссертацию «Опытные и клинические исследования над серебром» (1868) и долгое

23 Сало В.М. История фармации в России. С. 258.

24 Российский Д.М. 200 лет медицинского факультета Московского государственного университета - 1 Московского ордена Ленина медицинского института; Сало В.М. История фармации в России. С. 258; Фисенко В.П., Бондарчук Н. Корифей отечественной фармакологии: Станислав Иосифович Чирвинский // Врач. 2009. № 1. С. 33-35.

время работал в клинике госпитальной терапии медицинского факультета. В 1884 г. он стал ординарным профессором фармакологии и сразу же провел реорганизацию научной и преподавательской работы кафедры, определив три направления: экспериментальное, химическое и лабораторно-клиническое. По этим направлениям и стали развиваться университетские фармацевтические науки.

Продолжателем дела профессора Богословского стал Станислав Иосифович Червинский (1852—1923), который после завершения обучения в Варшавском и Московском университетах (1875) стажировался в Германии под руководством известного немецкого фармаколога Освальда Шмидеберга (1838—1921), а также слушал лекции клинициста Адольфа Куссмауля (1822—1902), патолога Фридриха Даниэля фон Реклингхаузена (1833—1910) и физиолога Фридриха Леопольда Гольца (1834—1902)25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.И. Чирвинский был хорошо известен в Европе благодаря серии исследований по воздействию фармакологических препаратов на веточку блуждающего нерва, экспериментальному доказательству существования вазодилататорного центра и опытной модели, с помощью которой удалось получить факты, подтверждающие справедливость фильтрационной теории мочеобразования Карла Фридриха Вильгельма Людвига (1816—1895).

Блестящий экспериментатор, один из основоположников отечественной фармакологии XX в., создатель научной школы, заведующий кафедрой фармакологии с рецептурой и учением о минеральных водах (с 1917 г. кафедра фармации и фармакогнозии), профессор Чирвинский с 1903 вплоть до выхода на пенсию в 1923 г.

возглавлял институт фармакологии Московского университета.

* * *

На примере истории фармации в Московском университете можно проследить общие тенденции развития современной фармакологии. Очевидно, что данная наука в своей исторической основе имеет изучение лекарственных свойств растений (фармакогнозия), однако в современном виде учение о лекарственных растениях занимает лишь часть широкого спектра фармацевтических наук.

С точки зрения отечественной истории фармации крайне важно знать, когда в России фармакология стала самостоятельной областью научной деятельности. Кроме чисто утилитарной задачи структуризации материала для учебных целей, предложенное в данной статье разделение университетской фармации на отдельные этапы, позволяет сделать следующий вывод.

25 Фисенко В.П., Бондарчук Н. Указ. соч.

Интенсивное развитие научных основ фармации в России относится ко второй трети XIX в. и было обусловлено рядом причин.

Во-первых, к таковым можно отнести достижения химии. Западноевропейская химическая «революция» (последние два десятилетия XVIII в.) дала свои плоды на российской почве хотя и с опозданием, однако научные итоги ее были сразу же интегрированы в подготовку фармацевтов.

Во-вторых, немалую роль в развитии фармации сыграла разумная коррекция законодательной базы (реформа образования, введение степени магистра фармации, поддержка самобытных фармацевтических школ). Российское государство уделяло должное внимание развитию фармацевтических наук.

В-третьих, к этому времени сформировали свои представления и приобрели необходимый авторитет ученые, активно способствовавшие внедрению передовых химических представлений в науку о лекарствах. Имена профессоров Московского университета В.М. Котельницкого, А.А. Иовского, Н.Б. Анке и А.А. Соколовского хорошо знакомы и химикам, и врачам, и физиологам, и фармакологам.

Таким образом, задачи, стоящие перед университетскими фармацевтами последней трети XIX и начала XX в., существенно изменились в связи с успехами химических наук. Развивался синтез органических соединений биологического происхождения. В эти же годы стало возможным вырабатывать тактику лечения различными фармацевтическими препаратами непосредственно в клинических подразделениях. Провизоры стали работать в тесном контакте с терапевтами и хирургами.

Отмеченные тенденции были характерны для фармации не только в Московском университете, но в полной мере распространялись на развитие данной науки во всей Российской империи.

Список литературы

1. Волков В.А., Куликова М.В. Московские профессора XVIII - начала XX веков // Естественные и технические науки. М., 2003.

2. Зархин И.Б. К истории фармации в Московском университете. Профессор фармации Александр Алексеевич Иовский // Фармация. 1941. № 8.

3. Карнаух Н.В. Профессорский институт в истории профессиональной педагогики России первой половины XIX века // Педагогическое образование и наука. 2010. № 4.

4. Коростелев Н.Б. Эпитафии российским врачам // Московский журнал. 2009. № 9.

5. Кривобокова С.С., Сергеева М.С. К истории академического преподавания фармации в России в XIX - начале ХХ века // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 6.

6. Лотова Е.И. Идеи профилактики в трудах С.Г. Зыбелина (1732-1802) // Советское здравоохранение. 1952. № 3.

7. Меншуткин Б.Н. Из прошлого русской химии. Московские химики двадцатых годов XIX века // Известия Института физ.-хим. анализа. 1928. Вып. 4 (1).

8. Мирский М. Самый первый из «природных россиян». Минуло 275 лет как родился профессор С.Г. Зыбелин, ученый и практик // Медицинская газета. 2010. № 9.

9. Новиков В.С. Исторические вехи // Московский университет (газета). 2006. № 15.

10. Профессора Московского университета. 1755-2004 гг. Биограф. словарь. М., 2005.

11. Российский Д.М. 200 лет медицинского факультета Московского государственного университета - 1 Московского ордена Ленина медицинского института. М., 1955.

12. Российский Д.М. Основоположник отечественной фитотерапии Н.М. Амбодик // Клиническая медицина. 1945. № 10-11.

13. Сало В.М. История фармации в России. М., 2007.

14. Сало В.М. К открытию Т.Е. Ловицем явления адсорбции углем // Фармация. 1985. № 34(2).

15. Сало В.М. Развитие отечественной фармакогнозии в первой половине XIX века // Фармация. 1989. № 4.

16. Сергеева М.С., Кривобокова С.С. Многоступенчатость процесса подготовки фармацевтов в России в первой половине XIX века (Аптекарский ученик, Аптекарский помощник, Провизор, Аптекарь (Магистр)) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 4.

17. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. М., 2000.

18. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете. М., 2002.

19. Фигуровский Н.А., Ушакова Н.Н. Товий Егорович Ловиц, 1757-1804. М., 1988.

20. Фисенко В.П., Бондарчук Н. Корифей отечественной фармакологии: Станислав Иосифович Чирвинский // Врач. 2009. № 1.

Поступила в редакцию 10 февраля 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.