Научная статья на тему 'История древнегреческого театра'

История древнегреческого театра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3215
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ТЕАТР / РАЗВИТИЕ ТЕАТРА / ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ / ANCIENT GREECE / THEATER / THEATER DEVELOPMENT / THE HISTORY OF ANCIENT GREECE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суслонова Ваоерия Эдуардовна

Истоки всей нашей культуры, а в частности театрального искусства заложены еще в доисторическом периоде. Они прежде всего вызваны творческим потенциалом людей, которые были способны очеловечить природу, создавать творческими усилиями и сохранять посредствам традиции реальность, казавшуюся для них идеалом. И именно театр стал одним из феноменов идеальной реальности получивший путевку в жизнь именно в Древней Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of ancient Greek theater

The origins of our entire culture, and in particular theatrical art are laid back in the prehistoric period. They are primarily caused by the creative potential of people who were able to humanize nature, create through creative efforts and preserve through the means of tradition a reality that seemed ideal to them. And it was the theater that became one of the phenomena of ideal reality that received a ticket to life in ancient Greece.

Текст научной работы на тему «История древнегреческого театра»

История Древнегреческого театра History of ancient Greek theater

Суслонова Ваоерия Эдуардовна

Бакалавр

Факультет Педагогическое образование

САФУ

набережная Северной Двины, 17 e-mail: [email protected]

Suslonova Valeria Eduardovna

Bachelor

Faculty of Pedagogical education NARFU

embankment of Northern Dvina, 17 e-mail: [email protected]

Аннотация

Истоки всей нашей культуры, а в частности театрального искусства заложены еще в доисторическом периоде. Они прежде всего вызваны творческим потенциалом людей, которые были способны очеловечить природу, создавать творческими усилиями и сохранять посредствам традиции реальность, казавшуюся для них идеалом. И именно театр стал одним из феноменов идеальной реальности получивший путевку в жизнь именно в Древней Греции.

Annotation

The origins of our entire culture, and in particular theatrical art are laid back in the prehistoric period. They are primarily caused by the creative potential of people who were able to humanize nature, create through creative efforts and preserve through the means of tradition a reality that seemed ideal to them. And it was the theater that became one of the phenomena of ideal reality that received a ticket to life in ancient Greece.

Ключевые слова: Древняя Греция, театр, развитие театра, история Древней Греции

Key words: Ancient Greece, theater, theater development, the history of ancient Greece.

Античному театру предшествовало множество событий на протяжении длительного периода развития культуры. Предшественниками самого древнего театра на территории Европы принято считать разнообразное устное и народное творчество в виде пословиц, поговорок, трудовых и обрядовых песен или же мифов. Началом Древнегреческого театра как такового принято считать Эпические поэмы «Иллиада» и «Одиссея» Гомера зародившиеся в VIII веке до нашей эры. Именно они представляют психологические и нравственные типы аристократической среды древнегреческого общества того периода.

Сам по себе жанр драмы зародился, в Греции в VI веке до нашей эры. Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, посвящёнными покровителям земледелия, а точнее богине Деметре, а также ее дочери Коре и Дионису. В последствии эти обрядовые игры превращались в культовую драму. Как свидетельствует Аристотель, трагедия берет свое начало от запевал фаллических песен, то есть песен в которых прославлялись плодоносящие силы природы. Диалог, который вели эти самые запевалы смешивался с элементами актерской игры таким образом миф как бы оживал перед людьми [2].

Но уже во второй половине VI века до нашей эры трагедия шагнула далеко вперед. По свидетельствованиям историков античного периода, первым Афинским трагическим поэтом был Феспид (VI век до нашей эры). А первая постановка его не известной трагедии состоялась весной 534 года до нашей эры на праздновании Дионисий. Именно этот год принято считать годом рождения мирового театра. В свою очередь ученик Феспида - Фриних расширил сюжетные рамки трагедии. Именно он вывел их за пределы дионисского

круга. Фриниху принадлежал целый ряд трагедий на исторические темы, которые он написал по свежим следам событий случившимися при его жизни [4].

Считается также, что трагедия (буквальный перевод - «песня козлов») берет свое начало от хоровой песни, из дифирамба, который распевался «сатирами», а название песни козлов пошло от того, что они были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников бога Диониса. Именно эти хоры так называемых козлов были в Греции еще в VII веке до нашей эры. А уже в V веке Писистрат и вовсе объявил праздник Диониса общегосударственным.

Принято считать, что именно это событие положило начало официальному рождению, а также развитию культа Диониса. Именно трагедия отражала самую серьёзную сторону культа Диониса. Именно с нее всегда начинались праздники в честь него. Следует обратить внимание и на то, что хор в древнегреческой трагедии играл ничуть не меньшую роль чем сами актеры, и именно этот факт сближает ее с современной оперой и ораторией. Все темы и сюжеты трагедий были заимствованы из мифологии. По началу разыгрывались сцены мифов, касающиеся только Диониса, а позднее и других мифов. В первой половине V века до нашей эры свой вклад внесли не менее известны поэты такие как: Эсхил который ввел, второго актера, а Софокл третьего. Таким образом древний хор козлов и преобразился в драму [7].

Также большой популярностью пользовался жанр комедии. Само слово комедия берет свое начало от двух слов «космос» - шествие выпившей толпы которая была наряжена и осыпала друг друга шутками и насмешками на праздниках в честь Диониса и «одэ» - песень. Именно поэтому комедия переводится как «песнь космоса». Но своего рассвета комедия достигла во времена афинского драматурга Аристофана (450 - 388 годы до нашей эры), именно его принято считать отцом комедии. До наших дней дошло всего 11 его комедий, но они стали ценным историческим источником той эпохи. В своих комедиях он высмеивал софистов, а в частности творчество философа Сократа. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи его жизни ярко выражены в его творчестве, отвечающем интересам консервативно-демократического крестьянства. Следует заметить и то, что Аристофан с недоверием относится к радикальной демагогии, которая, по его мнению, может увлечь лишь низы общества.

В отличие от остальных трагиков, Аристофан в своих комедиях не рассматривал глубоких философских вопросов, но его заслуги в качестве автора пьес в том, что он дал реалистичное описания множества сторон афинской жизни того периода. К примеру его комедийные ситуации в пьесах «Ахарняне» и «Птицы». Его комедии тонко выражали остроумное содержание его произведений. Как мы знаем комедии V века по своему содержанию и затрагивали вопросы политического строя, а также вопросы внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи и т.д. Более того в комедии того времени допускалось карикатурно изображать граждан под их подлинными именами.

Но уже в эпоху эллинизма (IV-! век до нашей эры) греческий театр претерпел значительных изменений, которые были связаны с новыми историческими условиями. В это время по-прежнему ставились комедии и трагедии, но судить о достоинствах трагедий IV века проблематично, так, как от трагедий того периода остались лишь некоторые фрагменты. Что нельзя сказать о комедиях того периода которые были изучены значительно лучше. К примеру, к нам дошли комедии Менандара, который писал свои комедии в духе бытового правдоподобия изображая конфликты частной и семейной жизни. Все его комедии были насыщены пафосом гуманности. И именно в своих произведениях Менандр достиг тонкости индивидуальных характеристик своих героев.

Именно комедию эллинистической эпохи принято называть новой аттической комедией. В это время произошли значительные изменения в менталитете общества, на смену представления о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости, пришло убеждение о всемогуществе случая. /то мировоззрение отразилось и в комедиях того периода.

Все сюжеты комедий того периода были ограничены сюжетами семейно-бытовых отношений, более того в новом жанре комедии именно случай определяем возникновение и решение конфликтов в семье. Также были введены маски, которые помогали зрителям распознавать того или иного персонажа на сцене. Также заметное влияние на новую комедию оказал Еврипид, это заметно в близости героев к жизни, раскрытии их душевных переживаний.

Другим нововведением стало отсутствие хора, который был органически связан с развитием действий в пьесе, хор стал появляться только в антрактах. Также в прологе новой комедии всегда давалось краткое изложение событий, которое помогало зрителям разбираться в интриге сюжета. И не смотря на политические тематики в новой комедии получили отражение такие проблемы, как методы воспитания, отношение к женщинам, а также к различным слоям населения.

Организация театральных представлений и действия на сцене в Древней Греции также заслуживают отдельного внимания к себе, так, как многие элементы имеют место и в современном театре, а ряд моментов, происходящий на сцене в те времена, можно было бы воскресить и сегодня.

Театр того времени был государственным учреждением и был рассчитан на все население города. Именно поэтому в нем было несколько тысяч мест. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и был посвящен Дионису, в нем было около 17 000 мест он послужил образцом для всех других театров. Афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду около 500 года до нашей эры. А один из самых знаменитых театров в Эпидавре построенный Поликлетом Младшим, около 350 года до нашей эры, мог вместить до 12 000 зрителей. Как и все греческие театры, он был построен на естественном склоне холма - сначала представления устраивались в долине, а зрители наблюдали сверху. Но одними из самых грандиозных были театры: Мегалополя построенный 350 году до нашей эры на 40 000 мест и театр в Эфесе III—II век до нашей эры вмещающий около 23 000 зрителей, как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса, а высота его койлон достигала в поперечнике 152 м. В свою очередь самым маленьким был Театр в Оропе III век до нашей эры, он вмещал всего 3 - 5 тыс. зрителей. Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе, помимо них известно еще около 25 остатков театров Древней Греции в различных городах.

Театр в те времена был частью жизни греков, в Афинах даже был учреждён фонд, так называемые театральные деньги, который имел цель помочь бедным гражданам с деньгами для покупки билетов в театр. /тот фонд не трогали даже в случае самых больших государственных проблем, или же войны [6].

Также организацию театральных представлений государство того времени брало на себя через специально назначенных ими лиц. Драмы в основном ставились на трех праздниках в честь бога Диониса: на Малых или Сельских Дионисиях — в декабре — январе по нашему календарю; Ленеях — в январе — феврале; на Великих или Городских Дионисиях — в марте — апреле.

Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что сам по себе театр в Древней Греции имел совершенно разные стадии своего развития, а также совершенно разные направления сюжетов, но все они были

тесно связанны между собой привнося что-то новое во все последующие произведения являющееся одной непрерывной ветвью развития привнося что-то новое, а также используя старое из предшествующих пьес.

Список используемой литературы:

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. Москва, 1979.

2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. Москва, 1967.

3. Головня В.В. История античного театра. Москва, 1972.

4. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. Москва, 1941.

5. Е. И. Гапонов. Театральное дело в историко-экономическом контексте эпохи. Москва, 2013.

6. З.П. Тинина. История от европейского театра от античности до новейшего времени. Волгоград, 2005.

7. Кузищин В.И. Культура Греции классического периода / История Древней Греции / Под редакцией В.И. Кузищина. Москва, 1986.

8. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. Москва, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.