ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
_I___
Р. Г. Резаков, Ф. М. Рекешева
История дошкольного и начального
образования в Астрахани:
этноконфессиональный
аспект
Резаков Равиль Гарифович - доктор педагогических наук, профессор государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва, Россия)
Рекешева Фарида Марсильевна - кандидат психологических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» (г. Астрахань, Россия)
В статье раскрываются основные направления становления развития образовательных учреждений в Астраханской губернии XIX - начала ХХ века, показана взаимосвязь истории края с развитием просвещения России, раскрывается роль религии в становлении народного образования, рассмотрена позиция конца XX века. В статье описывается развитие просвещения среди различных национальностей Астрахани - татар, казахов и калмыков. Авторы констатируют, что система дошкольного воспитания и образования независимо от национальной принадлежности предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, предшкольной подготовки, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей. Делается вывод, что в становлении системы дошкольного образования роль этноконфессионального аспекта достаточно велика, но несущественна.
Ключевые слова: народное образование, дошкольное образование, начальное образование, государственные учебные заведения, конфессиональные учебные заведения, духовное обучение, светское обучение, религия, нерусские народности, этнические группы.
The history of pre-school and primary education in Astrakhan region: ethno-religious aspect Rezakov Ravil, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia) Rekesheva Farida, Ph.D., Associate Professor of the Astrakhan State University (Astrakhan, Russia) The article describes the main areas of the formation of educational development in the Astrakhan province during nineteenth - early twentieth century, the relationship of history of the region with the
development of education in Russia. Authors describe the role of religion in the development of public education. Attention is given to the development of education among the various nationalities of Astrakhan - Tatars, Kazakhs and Kalmyks. The authors concluded that the system of early childhood care and education, regardless of their ethnic origin was aimed at initial socialization of children, teaching them the skills to communicate with their peers as well as solving the problem of employment of their parents. It is concluded that in the development of pre-school education the role of ethno-religious dimension is large enough, but it is insignificant. Keywords: public education, early childhood education, primary education, educational institutions, religious institutions, religion, the non-Russian nationalities, ethnic groups.
Астраханская губерния в конце XIX века по размеру территории занимала четвертое место в Европейской России, ее превосходили только три губернии: Архангельская, Вологодская и Пермская. По переписи 28 января 1897 года население Астраханской губернии (включающей в себя 5 уездов и две степи - Калмыцкая и Киргизская /Казахская/) составляло 1 000 316 человек. Численность населения губернии далеко не соответствовала ее громадному, по тем временам, пространству: на 1 кв. милю приходилось 250 человек1.
Население, как в национальном, так и в религиозном отношении было крайне разнообразным. Русское население являлось преобладающим (более 50%), за ним по нисходящей следовали: киргизы (казахи), калмыки, татары, персы, армяне и другие национальности. Распределение национальностей на территории губернии соответствовало особенностям их жизни и занятиям. Русское население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством. Киргизы (казахи) были скотоводами. Армяне и персы главным образом торговали. Татары занимались садоводством и огородничеством. Пестрота населения, разнообразие занятий и исторические условия - все это находило отражение в становлении и развитии различных уровней образования. Образование каждой народности, каждой исторической группы шло своим особым путем и имело свою историю. Чтобы увидеть более или менее всю полноту развития дошкольного воспитания и начального образования в Астраханской губернии, необходимо рассмотреть проведение образовательной политики в отношении нерусских народов2.
1 Казанский Н.Ф. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. - 1898. - №1-4.
2 Там же.
Наиболее многочисленными и устойчивыми этническими группами в Астраханской губернии были русские, татары, казахи и калмыки. Совместное обучение русских и нерусских детей было особенностью системы народного образования Астраханского края. Существовали начальные школы казачьего войска, русско-татарские, русско-калмыцкие, русско-казахские школы. Однако необходимо подчеркнуть, что в рамках процесса создания государственных образовательных учебных заведений для нерусских народностей русификаторская политика правительства в Астраханской губернии абсолютно не доминировала и не достигла своих целей, в отличие от остальных территорий России.
Астраханские татары - особая этническая группа, относящаяся к европейской группе. Она состояла из нескольких подгрупп (юр-товские, карагаши и др.). На татар издревле имела сильное влияние религия. Как правило, они исповедовали ислам суннитского толка. К первой половине XVIII века ислам проник во все сферы жизни татар - язык, обычаи, нравы, литературу, и к концу XIX века в Астраханской губернии почти в каждом селе была мечеть.
Конфессиональная начальная школа (мек-тебе) имеет многовековую историю, восходящую к X веку. Мектебе размещались при мечети и возглавлялись приходским муллой. Таким образом, в каждой административной единице с татарским населением находилась татарская начальная мусульманская школа для учеников с 8 до 14 лет. Обучение девочек организовывалось в доме муллы его супругой. Срок обучения не был строго регламентирован, не существовало и особых методик преподавания. Неизменным основным учебным пособием являлся Коран. Курс обучения был следующим: чтение и заучивание текстов на арабском и татарском языках, письмо (переписка сур Корана и божественных текстов),
начала математики. Обучение девочек письму было строго запрещено. Мектебе существовали за счет пожертвований прихожан, с бедных плата за обучение детей не взималась3.
Что касается светского образования, то к началу ХХ века в ведении Дирекции народных училищ города Астрахани состояло три русско-татарских одноклассных училища и частная татарская школа, содержащаяся Мусульманским обществом «Шура-и-ислам». В школах изучались основы мусульманского вероучения, татарский, арабский, русский языки, основы арифметики. Таким образом, этноконфессиональное обучение было главным типом образования татар Астраханской губернии4.
Дошкольное воспитание и образование в целом было сосредоточено в семье, которая всегда высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. В прошлом семья являлась единственно возможной формой полнокровного функционирования крестьянского хозяйства, а также гарантией обеспеченной старости, и, как правило, она была многодетной. Брачное поведение жестко регламентировалось господствующей моралью того времени. Среди астраханских татар, как и среди народов, исповедовавших ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком»5.
Традиционное представление о браке, как о союзе, направленном, главным образом, на решение насущных потребностей в бытовом, материальном устройстве, воспроизводстве последующих поколений, в опоре и поддержке в старости, предопределяло и брачный выбор. Первостепенными были личные качества супругов, а также здоровье, хозяйственность, трудолюбие. Поэтому у детей с раннего возраста формировались высоко ценимые личные качества морально-этического плана - доброта, заботливость. Считалось, что эти качества, способствующие созданию благоприятного психологического климата в семье, несколько больше необходимы девочкам.
3 Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская ЕА. История развития образования в Астраханской губернии XVIII - начала ХХ в.: Курс лекций. - Астрахань, 2001. - С. 52.
4 Ольнева А.Б. Народное образование в Астраханском крае XIX в. - начала XX в.: Автореф. Дис. ...канд. пед. наук. - Тбилиси, 1988. - С. 13.
5 Вагабов М.В. Ислам и семья. - М.,1980. - С. 147.
Для мальчиков в качестве первостепенных выделялись морально-волевые качества - решительность, самостоятельность, смелость, что и поощрялось в игровых действиях6.
Влияние традиций ислама выступало одной из главных причин, затруднявших внедрение государственного образования среди татар.
Калмыки, относящиеся к народу монгольского происхождения, появились в Нижнем Поволжье в начале XVII века, и в 1655-1664 гг. приняли российское подданство. В 1714 г., с созданием Астраханской губернии, калмыки стали подчиняться военному губернатору. Семь основных улусов (кроме Ставропольского и Придонского) были включены в состав Астраханской губернии и находились в ней до 1920 г. Также необходимо учитывать тот факт, что до 1892 г. калмыки были в крепостной зависимости.
Основной формой просвещения в XVII-XIX вв. являлась школа при ламаистском храме (хуруле). Хурульные школы делились на общие и специальные. Общее образование получали все мальчики, поступающие в хурулы учениками («манджики»). На начальной ступени манджики изучали азбуку монгольского, калмыцкого, тибетского языков, чтение, письмо, заучивали на память молитвы и богослужебный устав ламаистского вероучения, участвовали в хуральных богослужениях в качестве прислужников. Общее обучение продолжалось 5-10 лет. В Астраханской губернии наблюдалась стабильная тенденция роста числа учащихся в хурульных школах, но, несмотря на фактический рост, данный вид образования охватывал небольшое количество калмыцких детей7.
Одним из существенных средств развития образования калмыков могло стать непосредственное влияние соседней русской народности, но, как отмечают исследователи, «это средство может быть действенным только тогда, когда соседняя народность будет сама богата знаниями»8. Русская народность в тот период была такой же невежественной, а при таких условиях цивилизующее влияние соседей невозможно9.
Светское начальное калмыцкое образование получило большую поддержку прави-
6 Татары. - М.: Наука, 2001. - С. 327-329.
7 Ефремова В.Ф. Народные школы Калмыкии в конце XIX - начале XX в. - Элиста, 1969. - С. 4-41:
8 Казанский Н.Ф. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. - 1898. -№1-4.
9 Там же.
тельства царской России, которое было заинтересовано в использовании калмыков в экономике государства. Обучались как мальчики, так и девочки. В курс обучения входили основы ламаистского (буддистского) вероучения, русский и калмыцкий языки, всеобщая и российская история, арифметика. Безусловно, в описываемой период народные начальные школы (миссионерские, улусные, аймачные народные школы грамотности) имели важное значение в процессе развития образования калмыков Астраханской губернии. Но материальная необеспеченность школ, недостаток учебников и учебных пособий, низкая образовательная и педагогическая квалификация являлись характерными чертами русско-калмыцких начальных школ. В результате к 1913-1915 гг. в них обучалось 0,1% к общему числу калмыков Астраханской губернии10.
Казахов в XIX в. называли киргизами или киргиз-кайсаками. В начале XIX в. кочевое племя султана Букея откочевало из-за Урала под покровительство русского царя. Ханское правление было упразднено и назначенный в 1822-1824 гг. Временный совет по управлению Ордой занимался вопросами организации жизни казахов на территории Астраханской губернии. Казахи становятся новым этническим компонентом Нижнего Поволжья. Временный совет ведал делами образования, хотя не имел в этой области компетентных чиновников. Кочевая культура определяла уклад жизни казахов, которые исповедовали ислам, впитавший в себя элементы древних языческих верований кочевников11.
Первая русско-казахская школа была открыта в 1841 г. в Ставке хана Джангира Букеева. Учились в ней как казахи, так и русские. Опыт школы послужил основой для дальнейшей организации государственных начальных школ. В этой школе обучали «магометанскому закону, азиатским и русскому языкам, арифметике и общим понятиям об истории и географии»12 . Духовное образование казахов до середины XIX в. находилось в руках ордынского духовенства, что способствовало росту мусульманских начальных школ. Внедрение государственного образо-
10 Ефремова В.Ф. Народные школы Калмыкии в конце XIX - начале XX в. - Элиста, 1969. - С. 4-41.
11 Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская ЕА. История развития образования в Астраханской губернии XVIII - начала XX в.: Курс лекций. - Астрахань, 2001. - С. 54.
12 Казанский Н.Ф. Народное образование в Аст-
раханской губернии // Русская мысль. - 1898. -
№1-4.
вания в среду казахского населения было более успешным, чем среди татар, что привело к уменьшению количества мусульманских начальных школ.
Фактически рост государственных учебных заведений начался после административных реформ второй половины XIX в. Светское образование в этот период осуществлялось в аульных школах со сроком обучения 2-3 года; одноклассных русско-казахских, старшинских и участковых с 4-летним обучением; двухклассных русско-казахских с 6-летним сроком обучения. Данные формы обучения функционировали с конца XIX в. до 1918 г. Однако в связи с ухудшением финансирования государственных школ происходит троекратное увеличение числа мусульманских школ с конца XIX в. до 1913 г.
Поскольку казахи вели полукочевой образ жизни, возникла необходимость постройки интернатов при начальных училищах для детей. Так, училище в Xанской ставке имело интернат на 70 человек, двухклассное училище в селе Большие Ганюшки - интернат на 40 человек, 5 участковых школ - на 20 человек13.
Обеспечение учебного процесса в начальных русско-казахских школах было в плачевном состоянии. В отчетах инспекторов инородческих училищ (с 1884 г. казахские школы стали подчиняться Министерству народного просвещения) регулярно подчеркивалось неудовлетворительное состояние школьного дела среди казахского населения. Смета на содержание учеников не менялась с конца XIX в. по 1917 г. Многие участковые школы заканчивали учебный год с дефицитом бюджета. В связи с этим учеников, живущих в интернатах, отправляли на вынужденные каникулы на 1-2 месяца раньше положенного срока14.
Прежде всего, начальные государственные школы испытывали сложности в обеспечении учебниками и учебными пособиями, что было связано с разбросанностью по огромной степной территории аульных и старшинских школ. Возникали также трудности с обеспеченностью школ квалифицированными кадрами. Не меньшие затруднения вызывали обычаи кочевого образа жизни: проведение на кочевьях более 4 месяцев в году приводило к тому, что дети забывали пройденный материал в начальной школе. Некоторые дисциплины вызывали
13 Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская ЕА. История развития образования в Астраханской губернии XVIII - начала XX в.: Курс лекций. - Астрахань, 2001. - С. 54.
14 Там же.
недоверие у казахов - например, гимнастика в старшинских начальных школах воспринималась ими как подготовка к военной службе.
Немалые трудности возникали и в обучении девочек-казашек. До середины XIX в. они получали дошкольное религиозно-нравственное воспитание. Их готовили к роли матери в большой традиционной семье. Именно на это был сделан упор при создании школ для девочек, несмотря на то, что предполагалось готовить их к работе учительницами в старшинских и аульных школах.
Основная идея организаторов русско-казахских женских училищ заключалась в том, что, став матерями и заботясь о своих детях, они опосредованно вольют в них любовь к школе, учению, просвещению - в чем так нуждается казахский народ, и предполагалось, что, возможно, многие дети сыграют достойную роль в просвещении своего народа. Недоверие простых казахов к нетрадиционному образованию для казахских девочек удалось преломить через авторитет правителей и султанов, когда их дочери были отданы в учение. В училища принимали только по личному согласию и с учетом мнения родителей.
Упор на создание государственной системы дошкольного образования в Астраханской губернии был сделан после Октябрьской революции. Были поставлены задачи воспитать в подрастающем поколении волю, трудолюбие, приучить к систематическому и упорному труду. Предполагалось, что именно в самом раннем детском возрасте закладываются хорошие и искореняются плохие привычки, и именно детские годы накладывают сильный отпечаток на характер. В этот период нельзя пропустить развитие заложенных дарований.
С этой целью отделом дошкольного воспитания Комиссариата народного образования Астраханского края в 1918 г. для детей дошкольного возраста повсеместно создавались детские площадки, сады с играми, ручным трудом и т.д. «Основная задача площадок-садов - спасение детей от пагубного бесконтрольного влияния улицы, а также приучение с ранних лет к регулярному серьезному труду и приобретению истинных и полезных в жизни знаний (плетение корзин, сетей, склеивание коробочек, изготовление незамысловатых игрушек и т.п.)»15.
15 Калегулов В. О дошкольном образовании в Астраханском крае / Известия Астраханского
губернского комиссариата по народному образованию // Двухнедельный журнал. - 19(6) мая, 1918. - №1.
Помимо городских детских площадок-садов, создавались сельские дошкольные учреждения. По мнению руководителей губернского дошкольного образования, именно в селе дети оставались без присмотра родителей, что приводило к большому детскому травматизму и смертности. Кроме заботы о духовном и физическом развитии детей, присмотре и питании, именно в площадках-садах работа была направлена на то, чтобы дети разных национальностей сформировали толерантное отношение к детям с различной конфессиональной и национальной принадлежностью.
Конечно, ведущая цель - освободить взрослых членов семьи для индивидуальной и общественной работы, не отклоняла решение еще одной важной для детских площадок-садов задачи. При дошкольных учреждениях предполагалось создание детских изб-читален, где детям должны были читать доступные их возрасту рассказы, сказки, и где предполагалось совместное вечернее проведение мероприятий для родителей: спектакли, постановки, беседы. Там же предполагалось организовать обучение огородничеству, цветоводству, молочному хозяйству и т.п., чтобы приучить детей к правильному ведению хозяйства, принятому и распространенному в данной местности16.
Общественное дошкольное воспитание получило широкое распространение в России с 1905 по 1917 гг., но было введено в общую систему народного образования только после Октябрьской революции. На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию были раскрыты основные программные требования, касающиеся общественного воспитания: «...основным типом дошкольного учреждения должен стать детский сад-очаг с длительным пребыванием в нем детей, чтобы помогать делу раскрепощения женщины и эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей; учреждения общественного дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению единых задач общественного и семейного воспитания; воспитательная работа в детских садах должна вестись на родном языке детей «с внесением в формы родного языка того социалистического содержания, каким проникнуто все наше строительство»; органы народного образования обязаны заботиться о подготовке для 16 Калегулов В. О дошкольном образовании в Астраханском крае / Известия Астраханского губернского комиссариата по народному образованию // Двухнедельный журнал. - 19(6) мая, 1918. - №1.
этих учреждений работников, которые могли вести воспитательную работу и создавать пособия на родном языке детей...»17.
Социалистическое содержание, о котором говорилось на съезде, не принимало никаких религиозных влияний, и с этого момента конфессиональная составляющая была отторгнута на государственном уровне от системы воспитания и обучения детей.
Основным типом дошкольных учреждений съезд признавал детский сад с шестичасовым пребыванием в нем детей. Вместе с тем, учитывая условия работающей женщины, съезд счел «желательным и возможным продолжить пребывание ребенка в детском саду на все время рабочего дня матери».
Основные требования к организации, содержанию и методам работы детского сада были изложены в «Инструкции по ведению очага и детского сада», опубликованной в 1919 г. Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов -детский сад, 8-10 часов - очаг. Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы18.
После I Всероссийского съезда продолжилась работа по созданию советской системы дошкольного воспитания. Серьезно стоял вопрос об установлении преемственности между детским садом и школой. Дошкольный отдел, работая в тесном контакте с отделом единой трудовой школы Наркомпроса, рассылал по городам указания, намечавшие организационные формы совместной работы детского сада и школы. К концу 1918 г. в нашей стране работало около 400 детских садов, а в 1920 - 4723 дошкольных учреждения.
Организация деятельности дошкольных учреждений в созданном социалистическом государстве (СССР), существовавшем с 1922 по 1991 гг., неразрывно связано с его экономической и политической жизнью. Исходя из этого, все программные документы, определяющие функционирование деятельности детских садов, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности, в целом функционировали по единым типовым харак-
17 История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. Л.Н. Литвина. -2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1989. - С. 259-230.
18 История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. Л.Н. Литвина. - 2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1989. - С. 259-230.
теристикам. Начиная с середины 1930-х гг., были созданы: программа работы детского сада, устав детского сада, руководство для воспитателей детского сада, типовые штаты для детских садов всех ведомств, ведомственные дошкольные учреждения и т.п.
Военные и послевоенные годы, несмотря на огромные трудности, в целом, не изменили, а только увеличили внимание партийных и государственных органов к деятельности детских садов: расширяется сеть дошкольных учреждений, усиливается методическое обеспечение, создается сеть специализированных дошкольных учреждений и т.д. Все изменения, происходящие в системе дошкольных учреждений, нашли отражение и в политике руководства и общественности Астраханской области в сфере дошкольного воспитания.
Развитие дошкольного образования в СССР носило единый, закономерный характер с определенным идеологическим отпечатком, в котором в малой степени учитывалось культурное прошлое народов и народностей СССР.
Прекращение существования СССР в конце 1991 г. привело к росту национального самосознания внутри правопреемника распавшейся великой державы - России (это касается Республики Калмыкия и татар Астраханской области).
Республика Казахстан становится на путь самостоятельного развития со дня провозглашения независимости 16 декабря 1991 г., и с этого периода характеризуется как суверенное, демократическое правовое государство, со своим отношением к дошкольному образованию, отличному от российской системы образования. Но в целом, в системе государственного обеспечения дошкольного образования отсутствует конфессиональная составляющая.
Огромное преимущество Казахстана заключается в том, что дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования уже во второй половине XX в. Система дошкольного воспитания являлась важной частью выполнения государством своих обязанностей перед семьей, так как услуги предоставлялись либо бесплатно, либо за очень низкую плату. Это делало систему широкодоступной. Детям, как правило, гарантировались хорошее питание, медицинский контроль, а также возможность раннего обучения по официальной программе. Более половины детей в возрасте от 1 года до 7 лет охваты-
вались системой дошкольного образования. Была создана мощная «детская индустрия», работающая на ребенка.
Особенностью развития системы дошкольного воспитания в Республике Калмыкия является уничтожение самой республики в середине 1940-х годов и восстановление через десятилетие в 1950-х годах. Тогда территория Калмыкии оказалась распределенной между Астраханской, Сталинградской, Ростовской областями и Ставропольским краем.
Республика Калмыкия сегодня - это один из субъектов Российской Федерации, в котором функционирует система всех уровней образования, характерных для России, способствующая хорошему знанию русского и других языков. Помимо сохранения и развития с советских времен системы дошкольного воспитания и образования, представляет интерес существование в течение ряда лет повсеместного преподавания в школах шахмат (начиная с предшкольного возраста). Лидерство в развитии этого интеллектуального вида спорта говорит о заботе государства и калмыцкого общества о творческом развитии нации, талантов и умственных способностей ребенка.
В последние годы в республике восстанавливаются буддийские храмы, возвращается некогда утерянная традиция буддийского психофизического развития. Предполагается возрождение и создание буддийских школ и институтов, в которых будут изучать глубины человеческого сознания. Общеизвестно, что буддийское учение обладает двух с половиной тысячелетней традицией изучения психологии человека, тогда как на Западе этот период охватывает всего лишь полтора столетия. Во многом именно буддийская методология развития осознанности и креативности лежит в основе большинства новейших разработок креативных и других психосоциальных технологий. Традиции, заложенные в заботе о подрастающем поколении Калмыкии, совпадают с идеалами, провозглашенными в уставе Организации Объединенных Наций, особенно, в том, что дети должны быть воспитаны в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
В 1990-е гг. татарская диаспора Астраханской области не осталась в стороне от национального возрождения, которое проявилось в осознании татарами своей идентичности.
По мнению исследователей, этот процесс был довольно интенсивным в 1988-1990 гг.
Так, в 1988 г. появились статьи о литовских татарах (в том числе, живущих в Польше), о татарах Финляндии, США, крымских татарах, татарах Киргизии, Западной Сибири, Башкортостана, Ульяновской области. К 1991 г. к ним прибавились публикации о татарах Урала, Оренбурга, Санкт-Петербурга, астраханских, сибирских, японских. В основном, это были статьи познавательного характера, которые не предполагали анализа состояния диаспоры19.
В период национального подъема прослеживалось стремление активизировать некоторые определенные действия, реабилитирующие чувство национального самоуважения: дать оценку современному состоянию нации, выделить ее характерные особенности, нарисовать портрет своего народа. Немаловажную роль играла тема - язык татарского народа. Проблема сохранения языка определялась тем, что решение этой проблемы, по мнению представителей татарской диаспоры, расширило бы этноконсолидирующую функцию языка, позволило гордиться своим народом, его культурой и традициями, избавило от чувства ущербности.
С другой стороны, необходимо отметить специфическую особенность этнических установок астраханских татар по отношению к русским - это отсутствие негативного заряда, а также агрессивных и враждебных проявлений. В Астраханской области число татар в целом не имеет сильного перекоса в сторону сельских или городских жителей, отличие только в том, что воспитание в условиях города более сходно с русской этнической ориентацией. Рост потребности в национальной идентичности прослеживается в сельской местности, в поселениях с компактным татарским населением, а также в ряде городских поселений (Царев, Нариманово и др.).
Отношение к религии среди астраханских татар - это понимание ислама как необходимого условия возрождения татарского народа, его культуры, нравственных устоев. Здесь можно согласиться с мнением об очевидности того, что в современном религиозном восприятии догматические, институциональные нормы у татар относятся к числу второстепенных. Большое значение приобретают нравственно-этическая сторона ислама и его роль в качестве компонента национальной культуры и этно-образующей составляющей20.
19 Татары. - М.: Наука, 2001. - С. 522.
20 Там же. - С. 516.
Таким образом, можно констатировать, что система дошкольного воспитания и образования независимо от национальной принадлежности предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, предшкольной подготовки, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей. Однако в Астраханской области существуют единичные случаи существования в дошкольных учреждениях групп с обучением на татарском и казахском языке, которые не встречают противодействия государственных органов, но не обеспечены поддержкой (т.е. обеспечение учебными и методическими пособиями, обученными кадрами). Во многом все вопросы реформирования сталкиваются не с этнокультурными и моральными проблемами, а, как правило, с необходимостью решения экономических проблем.
Анализируя историческое развитие системы дошкольного образования, можно сделать следующие выводы:
- в становлении системы дошкольного образования роль этноконфессионального аспекта достаточно велика, но несущественна;
- создание дошкольных учреждений было построено с учетом различных категорий населения и, в целом, направлено на решение социальных запросов населения на определенные виды услуг;
- политические и экономические изменения в нашем обществе находили отражение в развитии дошкольного образования;
- расширение этноконсолидирующей составляющей дошкольного воспитания в районах, где компактно проживают представители одной национальности, не имеет негативных сторон, способствует знакомству с иной культурой и традициями, но требует поддержки и контроля государства и общества. ■
Литература
1. Вагабов М.В. Ислам и семья. - М.,1980.
2. Ефремова В.Ф. Народные школы Калмыкии в конце XIX - начале ХХ в. - Элиста, 1969. - С. 4-41.
3. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост.: Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, Н.Б. Мчедлидзе; под ред. М.Ф. Шабаевой - М.: Просвещение, 1976. -432 с. - С. 423-429.
4. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошкольная)» / Под ред. Л.Н. Литвина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 352 с.
5. Казанский Н.Ф. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. -1898. - №1-4.
6. Калегулов В. О дошкольном образовании в Астраханском крае / Известия Астраханского губернского комиссариата по народному образованию // Двухнедельный журнал. - 19(6) мая, 1918. - №1.
7. Ольнева А.Б. Народное образование в Астраханском крае XIX в. - начала XX в.: Автореф. Дис. ...канд. пед. наук - Тбилиси, 1988. - 21 с.
8. Татары. - М.: Наука, 2001. - 583 с.
9. Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская ЕА. История развития образования в Астраханской губернии XVIII - начала XX в.: Курс лекций. - Астрахань, 2001. -118 с.
10. http://www.bembinn.ru/company/ chastniy-detskiy-sad/
Статья поступила в редакцию 29.08.2014 г.
Уважаемые читатели!
На страницах журнала вы найдете актуальную информацию об инновационных образовательных методиках, современных технологиях дошкольного образования, конспекты занятий и многое другое. Над журналом работают ведущие специалисты в области дошкольного образования. Творческий коллектив редакции прилагает максимум усилий, чтобы сделать его интересным и полезным для всех, кому небезразличны вопросы воспитания дошкольников. Мы рассчитываем и на вашу помощь, надеемся, что вы будете делиться опытом, участвовать в наших дискуссиях, предлагать темы для обсуждения.