ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ДОМА РОМАНОВЫХ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)
Абовян Е.Н.1, Мосин В.А.2
1Абовян Елена Николаевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра гуманитарных и социальных дисциплин;
2Мосин Владислав Андреевич - студент, кафедра электроники и наноэлектроники, Брянский государственный технический университет, г. Брянск
Аннотация: в статье описывается и анализируется жизнь одного из представителей дома Романовых - Константина Николаевича Романова и его семьи. Члена царской семьи, и при этом замечательного человека, поэта, гражданина своей страны... В данной статье представлена третья часть истории Дома Романовых. Ключевые слова: история, династия, Романовы, государственный деятель, реформатор.
К.Р. почти 30 лет был президентом Российской академии наук, одним из основателей Пушкинского Дома, а также главным генерал-инспектором высших военных заведений. В историю он вошел, прежде всего, как замечательный поэт. Свои стихи он подписывал буквами К. Р. Это были замечательные стихи: «Растворил я окно», «Я вам не нравлюсь», «Серенада». На некоторые из них Чайковским, Рахманиновым, Глазуновым, другими известными композиторами были написаны романсы.
Константином Романовым был открыт отдел изящной словесности, в который входили Толстой, Чехов, Короленко, Бунин. Им учреждена Пушкинская премия. Великий князь создал первую в России комиссию помощи нуждающимся ученым, музыкантам, литераторам. Организовал научные экспедиции на Шпицберген, на землю Каракору. Георгиевский кавалер, командир государевой роты, потом Преображенского полка, где служили все русские цари, он для учащихся военных училищ был "отцом всех кадет". В силу своей разнообразной деятельности Константин Константинович поддерживал отношения со множеством замечательных людей России.
Мелодичные строфы поэзии Константина Константиновича легко превращались в романсы (самый известный — романс «Растворил я окно...» с музыкой П. И. Чайковского). Они удержались в вокальном репертуаре, так как музыку к ним писали: Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной песней стало стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Самое значительное произведение К. Р. -мистерия «Царь Иудейский» (1913) была запрещена к постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории Страстей Господних на театральные подмостки. По разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.
Он был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879—1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан мученик», затем сборники «Новые стихотворения К.Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К.Р.» (1901).
С великим князем вели переписку И.А. Гончаров, Я.П. Полонский, А.А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи.
Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы.
Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно...» с музыкой П.И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила...», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). Сам написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А.К. Толстого, А.Н. Майкова [1].
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И.В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментариями в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.
Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М.А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».
«Константиновцы» в Главном Комитете по крестьянскому делу
Известен он был и своей гражданской позицией.
Именно Великий князь и его единомышленники, которых скоро прозвали «константиновцы», а ими, помимо А.В. Головина, возглавившего с 1861 года Министерства просвещения, были министр финансов М.Х. Рейтерн, военный министр Д.А. Милютин, генерал от инфантерии граф Я.И. Ростовцев, Великая княгиня Елена Павловна и другие, готовили отмену крепостного права в России. Константин Николаевич настаивал на освобождении крестьян с передачей им земли в собственность, но с сохранением общинной основы там, где были для этого местные условия.
Жаркие дебаты на заседаниях Комитета продолжалось до января 1861 года. Константин Николаевич выступал за введение института мировых съездов, способных отстаивать интересы крестьян против «преобладающего влияния дворянства, их корыстолюбия». В качестве председателя он умело ограничивал задор тех, кто стремился убедить Царя в необходимости уменьшения наделов крестьянам и в увеличении их повинностей. И все же, несмотря на все его старания, Государственный совет большинством голосов отверг проект Крестьянской реформы. Великий князь и его сторонники остались в меньшинстве.
Девятнадцатого февраля 1861 года два брата Романовых стояли рядом у стола. Александр, помолившись в уединении, подписал Манифест об отмене крепостного права, Константин присыпал песком его подпись. Метафору тут можно выбрать любую: присыпал, чтобы похоронить рабство, или присыпал, чтобы скорее высохли чернила, открыв великую суть самого важного события за все время правления династии Романовых.
Противники Великого князя сознательно путали либерализм с радикализмом. На Константина Николаевича обрушились потоки клеветы и сплетен, его обвиняли даже в оппозиционности к Александру 1. Обвинения такого рода, конечно же, стали известны Императору, но он не придавал им значения, оказывая младшему брату все то же доверие.
После Манифеста 1861 года одной из первых реакций на новые общественные свободы явились волнения в Польше, входившей в состав Российской империи. Великий князь Константин Николаевич был назначен наместником в Царство Польское, пожелав ехать туда вместо назначенного сначала младшего брата Михаила Николаевича. Не исключено, что это совпало и с желанием Царя. Во-первых, отъезд Константина Николаевича из Петербурга мог утихомирить страсти вокруг его роли в подготовке и проведении крестьянской реформы, а во-вторых, широко известный в России своими либеральными взглядами, он более уместен в Варшаве с миссией «примирительной политики».
Скажем сразу, что Константину Николаевичу не удалось справиться со своей задачей в Царстве Польском и он чуть не заплатил жизнью за стремление успокоить поляков. 21 июня 1862 года, на следующий же день после приезда с семьей в Варшаву, на него было совершено покушение полякомЯрошинским. Вот как Великий князь описал это в дневнике: «...выходит из толпы человек, я думал, проситель. Но он приложил мне к груди револьвер и в упор выстрелил. Его тотчас схватили. Оказалось, пуля пробила пальто, сюртук, галстук, рубашку, ранила меня под ключицей, ушибла кость, но не сломала ее, а тут жен остановилась, перепутавшись в снурке от лорнетки с канителью от эполет. Один Бог спас. Я тут же помолился... Общее остервенение и ужас» [2].
В России Константина Николаевича Романова стали критиковать как справа, так слева. Некоторые газеты договорились даже до того, что Великий князь хочет воцариться в Польше, отделив ее от России. Министр внутренних дел П.А. Валуев писал: «Великий князь явно в руках предателей или под влиянием страха за свою особу...». Герцен же на страницах своего «Колокола» издевательски вопрошал: «Ну, Константин Николаевич, как вы сладите со своей совестью?» [1].
В конце концов, под давлением этих нападок и чувствуя тщетность либеральных попыток утихомирить Польшу, Александр I издал рескрипт об увольнении брата с поста наместника. Польское восстание было подавлено летом 1864 года генералом Ф.Ф. Бергом.
Великий князь отвергал все обвинения: «Я свято исполнил данную мне программу. К глубокому сожалению, она не привела к доброму результату». В октябре 1863 года он покинул Варшаву, был вынужден на некоторое время отойти от дел, уехал заграницу.
Список литературы
1. Кюстин А. Николаевская Россия: Россия в 1893т. М., 1990 .
2. Матонина Э.Е., Говорушко Э.Л. К. Р. М.: Молодая гвардия, 2008.