Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ'

ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАБРИСТЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / А.В. ПОДЖИО / С.Г. ВОЛКОНСКИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабенко Оксана Васильевна

В обзоре рассматриваются новые научные публикации, посвященные культурному аспекту истории декабризма. Представленные статьи охватывают проблемы исторической памяти, мировоззрения и самоидентификации декабристов, а также создание Иркутского музея декабристов и судьбу «Архива декабриста С.Г. Волконского».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DECEMBRISTS IN THE CULTURAL DIMENSION

The review examines new scientific publications dedicated to the cultural aspect of the Decembrists history. Submitted articles cover the problems of historical memory, worldview and self-identification of the Decembrists, as well as creation of the Irkutsk Museum of the Decembrists and the fate of «Archive of the Decembrist S.G. Volkonsky».

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

УДК 303.446.2; 304.44; 930.85; 94.47.07

БАБЕНКО О.В.* ИСТОРИЯ ДЕКАБРИСТОВ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ. (Обзор). DOI: 10.31249/ihist/2021.03.05

Аннотация. В обзоре рассматриваются новые научные публикации, посвященные культурному аспекту истории декабризма. Представленные статьи охватывают проблемы исторической памяти, мировоззрения и самоидентификации декабристов, а также создание Иркутского музея декабристов и судьбу «Архива декабриста С.Г. Волконского».

Ключевые слова: декабристы; историческая память; А.В. Поджио; С.Г. Волконский.

BABENKO O.V. History of the decembrists in the cultural dimension.

(Review).

Abstract. The review examines new scientific publications dedicated to the cultural aspect of the Decembrists history. Submitted articles cover the problems of historical memory, worldview ond self-identification of the Decembrists, as well as creation of the Irkutsk Museum of the Decembrists and the fate of «Archive of the Decembrist S.G. Volkonsky».

Keywords: Decembrists; historical memory; A.V. Poggio; S.G. Volkonsky.

Для цитирования: Бабенко О.В. История декабристов в культурном измерении (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отече-

* Бабенко Оксана Васильевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: o.v.babenko@mail.ru

ственная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - Москва : ИНИОН. РАН, 2021. - № 3. - С. 61-69. DOI: 10.31249/rhist/2021.03.05

Тема декабристов имеет для отечественной истории особое значение, связанное с проблемой истоков «русской революции». Она до сих пор имеет «белые пятна», исследовательский интерес к ней не угасает, а круг изучаемых вопросов с годами становится все шире. Движению декабристов в разное время давались противоположные оценки, это явление обрастало мифами. Как справедливо отмечает д-р ист. наук О.И. Киянская (ИНИОН РАН, РГГУ), в современной науке преобладает следующая точка зрения: «декабристы предприняли попытку разрушить великую империю - и, естественно, должны быть историей осуждены»1. Между тем существуют проблемы нейтрального характера, изучение которых не требует оценки политической деятельности декабристов. В нашем обзоре представлены публикации последних пяти лет, посвященные таким проблемам, как историческая память и сознание декабристов, национальная, конфессиональная и социальная самоидентификация А.В. Поджио, история «Архива декабриста С.Г. Волконского».

В статье Д.С. Артамонова (Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского) [2] рассматривается вопрос об отражении легенды о призвании варягов в Новгород в исторической памяти декабристов. Он связан с проблемой понимания политических позиций декабристов. Ведь содержание исторической памяти политических деятелей оказывает влияние на процесс принятия решений, создание программных документов, стратегию и тактику политической борьбы. Как пишет автор, представления декабристов о прошлом во многом определялись «коммуникативной памятью эпохи, которая включала в себя актуальные для них исторические события и исторических персонажей: образы Петра I и Екатерины II, дворцовые перевороты и особенно заговор 11 марта 1801 г., восстание Емельяна Пугачева и революцию во Франции» [2, с. 17-18]. Декабристов интересовали также герои Античности и события истории России и стран Западной Европы периода Средних веков и Нового времени (революция в Англии, эпоха Ивана Грозного,

1 Киянская О.И. Декабристы. - М. : Молодая гвардия, 2015. - С. 5.

62

Смутное время в России). Историческая память декабристов формировалась как под воздействием научных трудов профессиональных историков, так и под влиянием литературных произведений исторической направленности.

Как отмечает Д.С. Артамонов, «легенда о призвании варягов занимала одно из важнейших мест в исторической памяти декабристов» [2, с. 18]. Более того, эта тема занимала главное место в научных трудах историков и привлекала литераторов как сюжет из начала отечественной истории. Летописное сказание о призвании варягов на Русь «воспринималось как первое достоверное свидетельство о начале создания русского государства...» [2, с. 19]. Свидетельства о Рюрике из «Повести временных лет» крайне скудны, их дополняла история новгородца Вадима Храброго из Никоновской летописи XVI в. Значительный вклад в осмысление этой легенды внесли императрица Екатерина II, писатели Я.Б. Княжнин и П.А. Плавильщиков, историк и писатель Н.М. Карамзин.

На основе вышедшей к первой четверти XIX в. литературы декабристы в большинстве своем приняли идею о добровольности призвания новгородцами варягов. Однако она существовала в их сознании в бытовой и даже ироничной форме, что свидетельствует, с одной стороны, «о прочности этой идеи в исторической памяти, но с другой может говорить о ее неприятии., во многом она воспринималась именно как легенда, сказание, небылица, которая не может стать основанием серьезной концепции основания русской государственности» [2, с. 20].

В то же время отдельные декабристы, например, М.Ф. Орлов, сомневались в том, что Рюрик был иноземцем. Другой декабрист, М.С. Лунин, полностью отрицал саму возможность добровольного призвания варягов в Новгород. В целом в исторической памяти декабристов «варяги воспринимались как завоеватели» [2, с. 23].

Т.В. Андреева (Санкт-Петербургский институт истории РАН) посвятила свою статью [1] отношению декабристов к личности и реформаторской деятельности Петра I, их оценкам роли царя как реформатора, значения результатов и последствий его преобразований. Она отмечает, что среди декабристов было немало профессиональных историков, среди которых выделяет Н.А. Бестужева, А.О. Корниловича и В.Д. Сухорукова [1, с. 72]. Имя Петра I постоянно встречается в исторических трудах, политических эссе,

воспоминаниях и письмах декабристов. В своих размышлениях о реформаторстве члены тайных обществ обращались прежде всего к анализу реформ Петра Великого, стремясь выявить их «значение для цивилизационной судьбы России» [1, с. 73].

Т.В. Андреева выделяет два периода в развитии исторических воззрений декабристов. Первый период (вторая половина 1810-х - начало 1820-х годов) характеризуется поисками патриотической символики, целей политического воспитания и формированием национального самосознания русского общества. В этот период декабристы-историки А.О. Корнилович и Н.А. Бестужев обращаются к изучению реформ Петра I. В их наукотворчестве просматриваются элементы идеализации царя и его реформаторской деятельности. Позитивная оценка преобразований Петра I высказывалась также декабристами из либерально-монархической среды Г.С. Батеньковым, М.Ф. Орловым и В.Ф. Раевским.

Во второй период (время сибирской ссылки) акцент делался на изучение институциональных и социальных реформ Петра Великого. Это нашло отражение в эпистолярном творчестве декабристов, их историко-политических трактатах. Большинство декабристов положительно оценивало введение коллегиальной системы управления. «Колоссом», обладавшим «обширным умом, могучим как империя, которую он основал», называл Петра I П.Н. Свистунов [цит. по: 1, с. 74]. Автор полагает, что «декабристский взгляд на петровскую эпоху был упрощенным, соединяя в себе западнические и самобытнические тенденции» [1, с. 75].

По мнению Андреевой, наиболее глубокий и взвешенный взгляд на Петра I как реформатора был характерен для Н.И. Тургенева. Он с осторожностью относился к идеализации Петра Великого своими современниками, особенно ссыльными декабристами. Основу реформаторства царя Тургенев находил разрушительной. Кроме того, он отмечал, что Петр I не усвоил в полной мере систему европейских ценностей и накладывал модель развития просвещенной Европы на неподготовленную Россию [1, с. 75-76].

Т.В. Андреева приходит к выводу о том, что в декабристском историческом сознании прослеживались три тенденции: «1) сознательная идеализация "северного исполина", формирование образа идеального монарха, давшего жизни государства и общества иное направление; 2) критическое отношение к насиль-

ственным методам изменения Петром I хода исторических часов России, к его стремлению "с такой беспощадностью перевернуть все в стране"; 3) спокойная и взвешенная оценка преобразовательных изломов петровской эпохи, понимание сложности и трагизма российского реформаторского процесса» [1, с. 77].

Ю.С. Сулаберидзе (Институт кавказоведения Тбилисского государственного университета им. Ив. Джавахишвили, Грузия) анализирует проблему восприятия декабристами Кавказа [6]. Как сказано в статье, «декабризм своими корнями связан с русской почвой, но испытал влияние Запада. Его соприкосновение с кавказским миром внесло в ментальное ядро декабризма новые оттенки» [6, с. 56].

Декабристы были высланы на Кавказ для того, чтобы принять участие в Кавказской войне. В их картине мира существовал мифологический образ Востока. В то же время Кавказ изначально отождествлялся декабристами с территорией, которая несет угрозу европейскому пониманию идеала. Ю.С. Сулаберидзе выделяет определенный «культурный тип декабриста», отличающийся толерантностью в отношении этносов Кавказа, пониманием особенностей их образа жизни, стремлением усвоить лучшие традиции кавказской культуры. Декабристов привлекало в горцах то, что почиталось и ими самими: это «следование особому горскому этикету ("адыге хабзе"), где уважалась свобода, почитались мужество, честь и достоинство воина, что было близко и понятно передовому сознанию декабристов» [6, с. 60].

К «культурному типу декабриста» относились, в частности, Е.Е. Лачинов, А.Е. Гангеблов, А.Е. Розен, Н.И. Лорер, А.П. Беляев. В статье они именуются также «декабристами-кавказоведами» -как специалисты по истории, культуре и географии данного региона. Так, Е.Е. Лачинов глубоко знал географию и топографию Грузии, был знаком с ее историей. Обрусевший грузин А.С. Гангеблов оставил этнографическое описание кавказских обычаев и традиций. А.Е. Розен уважал историю и культуру Кавказа, хотя негативно отзывался о работоспособности местного населения. Н.И. Лорер оставил записки, в которых восхищался природой Кавказа и критиковал чиновников, не желавших учитывать местную культуру и традиции. А.П. Беляев - автор красочного описания быта и нравов грузин.

«Декабристы-кавказоведы» оказались на Кавказе в центре важнейших событий 1820-1840-х годов. Кавказская война внесла коррективы в их представление о цивилизаторской миссии Российской империи, изменила их отношение к кавказскому культурному миру. Автор статьи приходит к выводу, что декабристы «культурного типа» «обнаруживают способность понимания иного культурного образа жизни, истории, толерантного отношения к традициям и обычаям, адаптации к ним, а также усвоения иных традиций, что позволяет им развивать проявления лучших качеств своей культуры» [6, с. 70].

Н.П. Матханова (Институт истории Сибирского отделения РАН) рассматривает вопрос о национальной, культурной, конфессиональной и социальной самоидентификации декабриста Александра Викторовича Поджио (1793-1873) [4]. Вопросы национальной самоидентификации декабристов практически не получили освещения в научной литературе. Автор решает их на примере А.В. Поджио - он был яркой личностью, вызывающей интерес историков. Национальная принадлежность этого человека долгое время не вызывала сомнений: и сам декабрист, и его товарищи указывали на его итальянское происхождение [4, с. 81]. Родившись в Одессе с ее интернациональным составом населения, Поджио мог стать космополитом. Однако сам декабрист не раз писал, что родина его - Россия. Более того, он подчеркнуто именовал себя русским, был патриотом России.

При определении национальной самоидентификации одним из самых важных является вопрос о языке. Как пишет автор, скорее всего, первым для Поджио «был язык родителей - итальянский» [4, с. 84]. Живя в русском обществе, он знал и русский язык. Как все гвардейские офицеры и светские люди, он говорил по-французски. Кроме того, он мог читать и писать по-немецки. Письменным и устным русским языком Поджио владел хорошо. Его «Записки» были написаны по-русски с небольшими французскими вкраплениями. Точно так же он давал письменные ответы на следствии по делу декабристов.

Вопрос о вероисповедании Поджио автор решает однозначно: как сын католиков он был крещен в католичестве и оставался католиком, живя в православном окружении. Социальное происхождение Поджио можно охарактеризовать так: он был беспо-

местным дворянином, происходившим, вероятно, из древнего генуэзского рода [4, с. 86].

Н.П. Матханова приходит к выводу, что А.В. Поджио -«русский итальянец» [4, с. 90]. Таких как он в России было немало и среди итальянцев, и среди немцев (русские немцы), и среди евреев (русские евреи).

Е.А. Добрынина (Иркутский областной историко-мемориа-льный музей декабристов) опубликовала статью о рождении идеи музея декабристов в Иркутске и попытке воплотить ее в жизнь [3]. В декабре 2020 г. исполнилось 50 лет Иркутскому музею декабристов. Одним из организаторов музея был сибирский декабристовед Семен Федорович Коваль (1923-2005). В настоящее время музей является хранителем нескольких архивов известных декабристо-ведов, в том числе М.П. Волконского и С.Ф. Коваля. Е.А. Добрынина подробно освещает поездку М.П. Волконского в Сибирь в 1960 г., его архивные изыскания, научные связи. Судя по приведенным ею архивным материалам, вопрос об открытии музея декабристов прорабатывался в Иркутске достаточно серьезно, хотя изначально его планировали сделать частью краеведческого музея. Его хотели открыть в домах Волконского и Трубецкого - «выставочный зал будет в доме Волконского, а дом Трубецкого - под отдел фондов» [3, с. 178]. Автором был обнаружен архивный документ, предположительно 1968 г., - копия черновика ходатайства старших преподавателей Иркутского государственного университета о необходимости создания декабристского мемориала в Иркутске [3, с. 179]. Идея открытия музея была реализована в 1970 г. С.Ф. Ковалем, но основы для этого подготавливались не только им, но и М.П. Волконским.

Л.М. Подшивалова (Иркутский областной историко-мемо-риальный музей декабристов) посвятила свою статью [5] судьбам идеи публикации «Архива декабриста С.Г. Волконского». Иркутский музей декабристов является крупным издательским центром. В 2009 г. он стал одним из инициаторов и родоначальников серии «Польско-сибирская библиотека». В 2010 г. была продолжена серия «Путешествие по Восточной Сибири Леопольда Немировского». С 2011 г. музей выпустил пять сборников «Декабристское кольцо».

В настоящее время в Иркутском музее декабристов планируется опубликовать архивные материалы из Рукописного отдела

ИРЛИ (Пушкинский дом), относящиеся к истории семьи декабриста Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865). Материалы представляют собой корпус документов и писем (более 330 единиц), который был подготовлен к печати еще в 1918 г. как часть многотомного издания «Архив декабриста С.Г. Волконского». Идея публикации принадлежала С.М. Волконскому и Б.Л. Модза-левскому. В 1918 г. в Петрограде вышла в свет первая часть первого тома, была практически подготовлена вторая часть, но она не увидела свет, как и последующие тома.

Идея возобновления этого издания принадлежит правнуку С.Г. Волконского Михаилу Петровичу Волконскому, который долгие годы занимался документами своей семьи, а в 1960 г. предпринял поездку по Сибири, во время которой посетил Иркутск. Он неоднократно поднимал вопрос о возобновлении публикации «Архива декабриста», а также возможности издания всего эпистолярного наследия С.Г. Волконского. Михаил Петрович общался лично и переписывался со многими декабристоведами, в том числе с М.В. Нечкиной. Однако осуществить свои планы ему не удалось -в сентябре 1961 г. он скончался. В наши дни Иркутский музей декабристов планирует публикацию невышедших 100 лет назад материалов, а также неопубликованного эпистолярного наследия С.Г. Волконского. Как пишет Л.М. Подшивалова, «огромный корпус писем Волконского все еще не введен в научный оборот и нуждается в публикации. Именно эта задача и стоит в настоящее время перед Иркутским музеем декабристов» [5, с. 77].

Список литературы

1. Андреева Т.В. Эпоха Петра I в историческом сознании декабристов // Вестник НГУ. Серия История, филология. - 2021. - Т. 20, № 1. - С. 71-81.

2. Артамонов Д.С. Легенда o призвании варягов в исторической памяти декабристов // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. - 2017. - № 9. - С. 16-26.

3. Добрынина Е.А. Рождение музея: история в тридцати письмах и одной телеграмме // Исторический курьер. - 2020. - № 6 (14). - С. 160-182. - URL : http://istkurier.ru/index.php/2018-06-21-11 -23-48/2020/vypusk-2020-6

4. Матханова Н.П. Декабрист Александр Викторович Поджио (1798-1873) : проблема национальной (и не только) самоидентификации // Исторический курьер. - 2020. - № 6 (14). - С. 79-92. - URL : http://istkurier.ru/mdex.php/2018-06-21-11 -23-48/2020/vypusk-2020-6

5. Подшивалова Л.М. История «Архива декабриста С.Г. Волконского» : прошлое и настоящее // Исторический курьер. - 2020. - № 6 (14). - С. 72-78. -URL : http://istkurier.ru/index.php/2018-06-21-11-23-48/2020/vypusk-2020-6

6. Сулаберидзе Ю.С. Восприятие Кавказа декабристами: культурный тип декабриста на Кавказе // Исторический курьер. - 2020. - № 6 (14). - С. 53-71. -URL : http://istkurier.ru/index.php/2018-06-21-11-23-48/2020/vypusk-2020-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.