культпросветработу, и с 1923 г. отчисления на эти нужды происходят регулярно. Опираясь на постановления V Всероссийского Съезда профсоюзов и III сессии ВЦСПС, Челябинский Губпрофсовет начал передавать органам народного образования школы и детские дома, находившиеся на полном или частичном содержании союзов, что позволяло высвободить дополнительные средства.
Примечания
1 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 107.
2 См.: Сов. правда. - 1921. - № 559. - С. 1.
3 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 41. Л. 131, 82.
4 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 66. Л. 8-24.
5 См.: РГАСПИ. Ф. 17, Оп. 33. Д. 38. Л. 33.
6 См.: ГАРФ. Ф. 5451, Оп. 5. Д. 549. Л 58.
7 См.: ГАРФ. Ф. 5451, Оп. 5. Д. 411. Л. 14-17.
8 См.: Носач, В. И. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру / В. И. Носач,
А. А. Ушанов. - М., 1986. - С. 18.
9 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 76. Л. 46.
10 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 76. Л. 198.
11 См.: Бюллетень V Всероссийского Съезда профсоюзов. - М., 1922. - № 6. - С. 93.
12 См.: Просвещение на Урале : издание Златоустовского окружного общества краеведения. - Златоуст, 1928. - № 3. - С. 7.
13 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 76. Л. 351.
14 См.: Сов. правда. - 1922. - № 892. - С. 1.
15 См.: История профсоюзов Урала 1905-1984 гг. - М., 1984. - С. 87.
16 См.: ОГАЧО. Ф. П-453, Оп. 1. Д. 98-а. Л. 3.
17 См.: Отчет Челябинского Губэкономсовещания Совета труда и обороны от 1 апреля 1922 г. -Челябинск, 1922. - С. 156.
И. А. Фатеева
ИСТОРИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНО-ГАЗЕТНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ ЮЖНОГО УРАЛА
В статье рассказывается об опыте работы Челябинской областной партийногазетной школы (1936-1939 гг.) - среднем специальном учреждении формального образования для журналистов. С этой школы начинается история профессионального медиаобразования Южного Урала. Статья представляет особый интерес, так как в науке нет подробных описаний газетных средних специальных образовательных учреждений, переставших существовать в конце 30-х гг. XXв.
Ключевые слова: история журналистского образования, среднее специальное образование, газетные школы, партийное руководство профессиональным медиаобразованием, учебный план.
В последние годы наблюдается стабильный интерес к медиаобразованию, в том числе к его истории. Несмотря на это, некоторые эпизоды истории журналистского образования не нашли никакого отражения в трудах исследователей. Это относится, прежде всего, к работе тех учебных заведений (как целых групп, так и отдельных учреждений), чья история насчитывает всего несколько лет и не имеет
продолжения в дальнейшем. В первую очередь, это касается учреждений начального и среднего специального образования журналистов, которые функционировали в 20-30-е гг. XX в. и перестали существовать на рубеже 30-40-х гг. По всей видимости, отсутствие исследований объясняется дефицитом сохранившихся материалов, по которым можно бы было судить о работе первых газетных образовательных учреждений.
К счастью, такие материалы сохранились в архиве Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР (ГАРФ) и в партийном архиве Областного государственного архива Челябинской области. Речь идет о разрозненных документах, имеющих отношение к Челябинской областной партийногазетной школе. Учитывая неоспоримую ценность обнаруженных нами материалов, имеющих как краеведческое, так и общероссийское значение, попробуем восстановить по ним картину существования первого в области учреждения профессионального медиаобразования.
Называлось оно Челябинской школой, но находилось в Кургане (Курган с окрестностями входил тогда в состав Челябинской области). Функционировала школа без малого 3 года: с марта 1936 по январь 1939 г. Открыли ее формально по решению X (январского 1935 г.) пленума обкома ВКП (б), посвященного вопросу повышения квалификации и идейно-теоретического уровня областных кадров, занятых в партпросвещении, агитации и печати. На самом деле таким образом челябинское начальство отреагировало на веяния из Москвы, в том числе на передовую статью «Правды» «Районной газетой надо руководить», опубликованную в конце октября 1935 г. В ней - наряду с курскими и ивановскими - досталось и газете Петуховского района Челябинской области. Она названа «подхалимствующей до неприличия, и совершенно безнаказанно». Удар был нанесен не столько по самим газетам, сколько по местным партийным комитетам. Именно к ним обращены следующие слова: «Давно пора по-настоящему взяться за подготовку новых кадров районной печати - не только редакторов, но и секретарей редакций, литературных сотрудников и корректоров. <...> Давно пора понять, что партийная журналистика - это профессия, и этой профессии надо учить людей, и притом людей талантливых, чувствующих склонность к литературной работе»1.
Работники челябинского обкома, проанализировав кадры местных газет, убедились, что они очень слабые (например, из 63 редакторов районок только один был с высшим образованием, среди рядовых литсотрудников из 106 человек высшее образование тоже имелось только у одного, еще один получил образование в газетном техникуме2) и подчинились московской инициативе о перепрофилировании некоторых совпартшкол 2-й ступени в 2-годичные партийно-газетные школы. Совпартшкол в Челябинской области было не очень много - всего 7 (Магнитогорская, Троицкая, Миасская, Макушинская, Камышловская, Шадрин-ская и Курганская). Газетную школу решено было создать на базе Курганской.
Заработала она с 10 марта, не имея ни преподавателей специальных предметов, ни методического обеспечения, ни хорошей библиотеки и других учебновспомогательных подразделений. Челябинский обком в такой ситуации обратился в Отдел печати и издательств ЦК с просьбой о содействии: просили выслать программы, Положение о школах, преподавателя газетного дела, а также учебные пособия по газетным дисциплинам издания ВКИЖа и библиотечку «Журналиста»3.
Из Москвы выслали только типовой учебный план и руководящие указания. В них значилось, что 2-годичные газетные школы представляют собой тип среднего газетного учебного заведения и должны готовить квалифицированных, поли-
тически грамотных и культурных работников среднего звена районных газет, а также редакторов фабрично-заводских, транспортных и совхозных газет. В газетные школы должны были приниматься члены партии, члены комсомола, беспартийные общественники в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие опыт низовой газетной или общественной работы и обладающие образованием не ниже чем в объеме 7-летней школы и политическим образованием совпартшколы.
Учебный план для школ составлен таким образом, чтобы за время учебы в ней студенты получили подготовку по общеобразовательным предметам, а также необходимые знания и навыки газетной работы.
Приводим учебный план 1935/36 учебного года4.
Дисциплины 1 курс 2 курс Всего
Общеобразовательные дисциплины 268ч. 160 ч.
Родной язык 220 ч. 115 ч. 383 ч.
Литература 140 ч. 300 ч.
География (физич., эконом. и полит.) - 220 ч.
Социально-экономические дисцип-
лины
История России и народов СССР 140 ч. - 140 ч.
Всеобщая история 180 ч. - 180 ч.
Политическая экономия 100 ч. - 100 ч.
История ВКП (б) 40 ч. 240 ч. 280 ч.
Ленинизм - 128 ч. 128 ч.
Экономическая политика - 120 ч. 120 ч.
Газетные дисциплины
Редактирование и массовая работа
большевистской печати 170 ч. 150 ч. 320 ч.
Газетная техника 60 ч. - 60 ч.
Производственная практика - 2 месяца 300 ч.
Военное дело (военно-технич. дело и 50 ч. 50 ч. 100 ч.
военно-полит. воспитание)
Сельскохозяйственные дисциплины
Сельскохозяйственные дисциплины 30 ч. 30 ч. 60 ч.
Резерв 10 ч. 12 ч. 22 ч.
Зачеты 60 ч. 120 ч.(с выпуск. экз.) 180 ч.
Всего 1488 ч. 1404 ч. 2992 ч.
Для выполнения своей задачи газетно-партийным школам было необходимо:
а) обеспечить преподавание социально-экономических предметов, особенно истории ВКП (б), на высоком идейно-политическом уровне;
б) преподавание родного языка и литературы поставить с учетом специфики газетного учебного заведения, давая отчетливые знания грамматики, синтаксиса, навыки работы над газетой, книгой, широко практиковать письменные работы и литературные сочинения;
в) умелое и содержательное изучение газетного дела правильно сочетать, во-первых, с широко развернутой практической работой студентов в процессе учебы (литературная правка, показательная работа над корреспонденциями, заметками,
писание небольших статей, обзоров низовых газет, составление редакционных примечаний к письмам, изучение рабселькоровской работы на месте и т. д.), во-вторых, с тщательно подготовляемой производственной концентрированной практикой в районных, городских и фабрично-заводских газетах.
Каждая школа должна была иметь учебную газету. В учебном процессе не менее 1/3 аудиторных занятий должно было отдаваться лекциям и 2/3 классной проработке5.
Данные методичекие рекомендации распространялись через Отдел печати и издательств ЦК ВКП (б), а составлялись, по-видимому, в секторе партийных кадров Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР (председатель В. П. Милютин). Как удалось выяснить, в конце 1936 г. рассматривался вопрос о передаче 2-годичных газетных школ в его ведение. Руководителем сектора партшкол Учкома был И. Кувшинов, инспектором по газетным школам - А. Воротынский.
Таких школ на рубеже 1936 и 1937 гг. было 19. Приведем данные об их местонахождении и контингентах (по состоянию на 1 января 1937 г).
Сталинградская областная - г. Астрахань - 125 чел.
Саратовская областная - г. Вольск - 100 чел.
Ярославская областная - г. Кострома - 130 чел.
Куйбышевская областная - г. Пенза - 130 чел.
Белорусская республиканская - г. Могилев - 130 чел.
Калининская областная - г. В. Волочек - 100 чел.
Челябинская областная - г. Курган - 120 чел.
Западно-Сибирская краевая - г. Новосибирск - 125 чел.
Воронежская областная - г. Мичуринск - 160 чел.
Московская областная - г. Серпухов - 160 чел.
Курская областная - г. Орел - 190 чел.
Свердловская областная - г. Свердловск - 95 чел.
Украинская республиканская - г. Харьков - 355 чел.
Ленинградская областная - г. Псков - 100 чел.
Донецкая областная - г. Ворошиловград - 100 чел.
Узбекская республиканская - г. Ташкент - 120 чел.
Горьковская областная - г. Горький - 100 чел.
Чувашская областная - г. Чебоксары - 50 чел.
Дальне-Восточная областная - г. Благовещенск - 75 чел.6
Проанализировав первый опыт существования газетных школ, кураторы через год разослали на места новые руководящие указания. В них были названы типичные недостатки газетных школ: невысокий уровень учебы, в особенности по родному языку и истории ВКП (б), неумелая постановка преподавания вопросов практики газетного дела (заучивание учащимися общих определений и слабое развитие навыков практической литературной работы в газете), прием не только окончивших 7-летку, но и с меньшей общеобразовательной подготовкой, отсутствие качественной организации производственной практики.
Вносились изменения в учебный план. Увеличивалось количество часов на русский язык (до 441) и литературу (до 350), чтобы «поднять общую грамотность и культурность». Была исключена экономполитика (с параллельным увеличением часов на политэкономию социализма со 100 до 148), выключались резервные часы и сельскохозяйственные дисциплины («для устранения многопредметности и как ненужные в условиях газетной школы»); зато вводились лекционные курсы
«История большевистской печати» (28 ч.) и «Конституция СССР» (35 ч.). Отмечалось, что основным методом должен быть лекционный метод, на долю лекций теперь предполагалась не одна треть, а половина всех учебных часов. Однако по таким предметам, как техника газетного дела и практика газетной работы (так были переименованы газетные дисциплины) лекционный курс, наоборот, сводился к минимуму, а классные занятия должны приобрести исключительно характер практической работы в классе, лаборатории, в целях детального изучения литературного и технического оформления газеты под руководством опытных преподавателей-знатоков газетного дела. Так, по практике газетной работы только 15 % часов должны были быть лекционными, остальные планировались практическими, по технике газетного дела 56 из 76 часов - «практические занятия в типолаборатории»7.
Рассмотрим, как обстояло дело с обеспечением образовательного процесса конкретно в Челябинской областной партийно-газетной школе. Первый набор в нее был произведен в марте 1936 г. Заявление желающие учиться и отправляемые по разверстке высылали в обком партии. Прошедшие мандатную комиссию выезжали на вступительные экзамены (по родному языку, литературе, географии и истории ВКП (б)). Не прошедших конкурс было довольно много - 45 человек (13 членов партии, 10 кандидатов и 22 комсомольца). Отсеивались из-за малограмотности (в основном партийцы) и из-за отсутствия опыта газетной и общественной работы. Вместо положенных 60 человек было принято в школу 72 студента (в некоторых документах указывалось 75, 77 и даже 80). Из них членов партии и кандидатов - 22 человека, остальные комсомольцы. Непосредственно из аппаратов редакций - 27 человек. Образовательный ценз соблюден не был: окончивших 7-летку и более оказалось только 26 человек, большинство же имело 3-6 классов образования. Аналогично и с политическим образованием: больше половины имело за плечами только курсы по истории ВКП (б) и текущей политике. Второй набор (из 49 человек) был сделан школой в сентябре 1936 г.
Удивительно, но целый год после открытия (до конца марта 1937 г.) в школе не было преподавателя газетных дисциплин, специальные предметы не велись, они заменялись общеобразовательными. Только весной 1937 г. в Челябинск приезжает «свежий» выпускник ВКИЖа 28-летний Леонид Семенович Баранов . Его назначают директором школы (вместо некой Малининой, которая скорее всего «досталась» Курганской газетной школе от совпартшколы), он же начинает вести газетные дисциплины, но. у него не было никакого опыта работы в газете (в институт журналистики он был командирован в свое время как партийный работник). С зимы 1937/38 учебного года в школе появляется еще один преподаватель газетных дисциплин - Петр Николаевич Торохов, параллельно с преподаванием заведовал в школе кабинетом печати (в прошлом редактор газеты «Сталинский путь» Петуховского района, образование среднее).
В 1937 г. школу серьезно лихорадило из-за отсутствия определенности относительно её подведомственности. С местных бюджетов школы поснимали, а в союзный включить не успели. 27 июня 1937 г. Баранов в отчаянии сообщает в Москву, что областные организации финансировать школу отказываются («газетная школа нам не подведомственна»), текущий счет часто подвергается аресту9. А между тем еще за неделю до написания Барановым письма в Москву вышло постановление Совнаркома № 641 «О финансировании совпартшкол и школ по подготовке газетных и культпросветработников», по которому Челябинской области выделялась 881 тыс. р. (это на Курганскую газетную и Златоустовскую культпро-
светшколу вместе)10. Заметим, что Баранов в мае «запрашивал» в смете 904801 р. только на свою школу11.
Положение сложилось критическое. До конца года на нужды школы областными организациями было «разнаряжено» 414000, а реально за полугодие было перечислено 361000, из которых 322500 уже израсходованы. Выходит, рассчитывать приходилось в оставшиеся полгода на 92100 р. Этих денег не хватило бы даже на стипендии, не говоря уж о других тратах12. Ясно, что директор, так же, как и его коллеги из других школ, просил дополнительных ассигнований. Обком его поддержал. Сохранился черновик письма в ЦК о том, что июньское распоряжение Наркомфина о значительном снижении норм финансирования школ (в 1936/37 учебном году расходы на одного студента составляли 5300 р., из них 3000 р. на стипендии, а теперь 3455 р. - по нормам совпартшкол), ставит под угрозу само существование школы13. Видимо, ходатайства возымели действие: 4 ноября Совнарком - во изменение своего прежнего постановления - утвердил другие суммы на содержание совпартшкол и организованных на их базе политпросвет- и газетных школ. По нему Челябинской области выделялось уже 1217200 р.
Несмотря на трудности, жизнь подвигалась: 1 августа бюро обкома приняло решение об издании в школе печатной газеты «За газетные кадры» тиражом 250 экземпляров, периодичностью 10 раз в месяц (форматом 2941 см)14. На нее обл-плану предлагалось выделить 300 кг бумаги. Решение было послано на утверждение ЦК ВКП (б), но ответа не последовало. Обходились в надежде на будущее пока стенгазетой, хотя собственную типографию в школе создали: были машина-американка, тискальный станок и 17 наборов шрифтов. В августе 1937 г. школа произвела третий набор из 50 человек.
Но с начала 1938 г. на школу обрушилась череда проверок. Нашли множество недостатков. Одна из комиссий даже предлагала привлечь Баранова к ответственности. Однако ограничились снятием его с поста директора и переводом... заместителем ответственного редактора в «Челябинский рабочий».
При Л. С. Баранове Челябинская областная партийно-газетная школа успела сделать всего один выпуск: 1 апреля 1938 г. ее закончило 28 человек. Напомним, что первый набор включал чуть ли не 80 студентов. Так велик был отсев из школы. Второй выпуск (26 человек) производил уже другой (третий по счету) директор - Александр Игнатьевич Соколов (род. в 1897 г.). Он был назначен руководителем Курганской школы 11 июня 1938 г.15 До этого работал инструктором отдела пропаганды, агитации и печати Челябинского обкома партии.
После второго выпуска (июль 1938 г.) школе оставалось жить всего полгода. На тот момент в ней, кроме 39 студентов третьего набора, училось 30 человек, принятых на курсы переподготовки руководящего состава районных и совхозных газет. Срок обучения для них планировался в один год (3 очные сессии и между ними самостоятельная работа). Планировалось выпустить курсантов в апреле 1939 г., но выпустили раньше на 3 месяца - в январе. Вместе с «остатками» третьего набора школы (37 человек из набранных в сентябре 1937 г. 50). Таким образом, последний, третий, выпуск оказался самым многочисленным - 67 человек. Еще раз подчеркнем: отсев из школы был громадным (почти 50 %). Возможно, именно он и был причиной ожесточенной критики в адрес партийно-газетных школ, в том числе Челябинской.
Была и другая причина недовольства школой - неэффективность работы постоянно действовавших при ней курсов повышения квалификации пропагандистов. Партийные функционеры видели в школе, прежде всего, не учебно-
образовательный комплекс, а базу для проведения многочисленных, обязательных в то время курсов: курсов партийных пропагандистов, курсов комсомольских пропагандистов, курсов по переподготовке работников совхозных газет, районных газет, национальных газет и т. д. Но как место проведения краткосрочных курсов школа не годилась по одной простой причине: она находилась в 200 км от областного центра, «в пыльном городе Кургане», бедном по части журналистики и лишенном хоть какой-нибудь культурной жизни (был, правда, в Кургане театр, да и тот в 1937 г. чуть не сгорел).
А между тем школа продолжала пока свою работу. Был объявлен набор на 1938 год. Набрать предполагалось 50 человек. Но решением бюро обкома от 26 августа 1938 г. набор в школу был отменен16. Почему это произошло? Сохранилась докладная записка Отдела печати обкома (Алешинский), целью которой было доказать несостоятельность Курганской школы. Начав с аргументов в пользу своей позиции (затраты на содержание школы огромны - около 2 млн р., а результаты от двух выпусков неудовлетворительны; заявлений на учебу подано мало), противопоставив работе школы удачный опыт апрельского набора руководящих работников районной и низовой печати на одногодичные курсы, автор докладной предлагает далее осуществить следующие меры:
1) закрыть партийно-газетную школу как не оправдавшую себя;
2) прекратить набор в школу на 1938/1939 учебный год;
3) довести до выпуска в апреле 1939 г. 2 курс и слушателей годичных курсов;
4) перевести вновь организуемые курсы в г. Челябинск, имея необходимость использования учебно-практической базы «Челябинского рабочего», типографии и преподавательских кадров г. Челябинска;
5) средства до 1 января 1939 г. использовать отпущенные на партийногазетную школу, а с 1 января 1939 г. определить ассигнования в местном (областном) бюджете.
На обороте одного из листов черновика17 имеется ссылка на указания, которые Алешинский якобы получил лично (по телефону) от зам. зав. Отделом печати ЦК ВКП (б) т. Эрлих о закрытии газетных школ как не оправдавших себя.
ЦК действительно считал, что газетные школы необходимо закрыть: в одном из летних номеров журнал «Большевистская печать»18, орган Центрального Комитета партии, сообщал читателям, что ЦК рассмотрел вопрос о переподготовке газетных работников и признал нецелесообразной организацию особых газетных курсов и школ. ЦК установил, что переподготовка газетчиков должна происходить в газетных отделениях, создаваемых при областных, краевых и республиканских школах пропагандистов. Были опубликованы контингенты организуемых газетных отделений: г. Ленинград - 70 слушателей, г. Москва - 70, Киев - 75, Тбилиси - 40, Ереван - 30, Баку - 40, Алма-Ата - 60, Ташкент - 50, Свердловск -40, Ворошиловск - 40, Хабаровск - 30. Московская, Свердловская, Ярославская и Новосибирская газетные школы реорганизовывались в газетные отделения соответствующих областных школ пропагандистов.
Как видим, Челябинская школа в постановлении не упоминается. Значит, ей предстояло закрытие. В январе 1939 г. Челябинская областная партийно-газетная школа произвела свой третий выпуск и была ликвидирована. Таким образом, первый опыт профессионального медиаобразования в нашем регионе был признан неудавшимся и продолжения не имел.
Вместе с челябинской школой или чуть позже были закрыты все остальные, в том числе и такие, которые просуществовали более десятилетия, например Сер-
пуховская газетная школа, возникшая в 1926 г. Таким образом, на рубеже 30-40-х гг. начальное и среднее профессиональное образование для журналистов в системе формальных институтов было ликвидировано. Мы считаем эту меру ошибкой, особенно если учесть, что вместе с газетными школами и техникумами были закрыты и журналистские вузы как автономные специализированные образовательные учреждения, развивавшие преимущественно практико-ориентированное журналистское образование. На смену им пришли факультеты и отделения журналистики в классических университетах, дававшие преимущественно академиче-ски-ориентированное образование, ценное само по себе, но не удовлетворявшее запросов отрасли в специалистах, хорошо подготовленных к работе в практической журналистике. За это журналистское образование как система неоднократно критиковалось в печати и в официальных документах за «оторванность от практической деятельности и задач большевистской печати». Так, серия статей «Правды» в 1951 г. была посвящена недостаткам обучения журналистов в нескольких университетах.
Но, несмотря на критику, сложившаяся система профессионального образования продолжала развиваться по избранному в начале 40-х гг. пути: постепенно журналистская специальность открылась в большинстве крупнейших университетов Советского Союза. К 1971 г. журналистов готовило около двадцати университетов страны. К 1986 г. - 23 университета плюс другие вузы (Академия общественных наук при ЦК КПСС, МГИМО и т. д.)19. И только в 1987 г. к таким вузам присоединится первый вуз из нашей области - Челябинский государственный университет, где в течение первого десятилетия профессиональное медиаобразование будет существовать в рамках журналистской специализации филологической специальности, а в 1998 г. в нем неконец-то появится лицензированная специальность «Журналистика».
Что же касается среднего специального образования для журналистов, его до сих пор нет в России, что резко контрастирует с опытом других стран, где неуниверситетский сектор журналистского обучения не только имеется, но и является значительной частью системы профессионального медиаобразования. Знаменательно, что представители отрасли (владельцы и редакторы средств массовой информации, представители российского медиасообщества) постоянно указывают медиапедагогам на столь существенный, по их мнению, пробел, как отсутствие в нашей стране журналистских колледжей. Но воз, как говорится, и ныне там.
Что мешает в наших реалиях создать учреждения среднего специального образования для журналистов или открыть соответствующие образовательные программы в существующих колледжах или лицеях? Ответ очевиден: отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы. Так, Общероссийский классификатор специальностей по образованию, вступивший в силу с 1 января 2004 г., не предусматривает обучения журналистике на этапе среднего специального образования. То же можно сказать и о прежнем классификаторе (1993 г.). Однако нам кажется, что со временем среднее специальное образование в стране возникнет, и тогда окажется востребованным тот опыт, который был накоплен в довоенных техникумах и школах, в том числе в Челябинской областной партийно-газетной школе.
Примечания
1 Районной газетой надо руководить // Правда. - 1935. - 31 окт.
2 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 1. Д. 650. Л. 2-22.
3 ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 1. Д. 650. Л. 38, 39.
4 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 1. Д. 650. Л. 28.
5 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 1. Д. 65G. Л. 2б-27.
6 См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2298. Л. 9, 35, 43.
7 ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2298. Л. 9б-98.
8 Л. С. Баранов (19G9-1953) - уроженец деревни Медведенки Свечинского уезда Вятской губернии
(родился в семье середняков). Окончил школу II ступени (1925), совпартшколу в г. Серпухове Московской области (1929), ВКИЖ им. «Правды» (1937). Работал помощником счетовода Рождественского сельпо (Черновско-Николаевский район Кировского края, 1925 г.), председателем волостного комитета Союза сельскохозяйственных и лесных рабочих в селе Круглыжи родного Свечинского района (192б г.), инструктором комсомольского окружкома в Серпухове (1929 г.), педагогом сельской опытно-педагогической станции Наркомпроса в селе Семеновское-Отрадное Михневского района Московской области (преподавал обществоведение и политэкономию), секретарем Волкома ВЛКСМ в Семеновском-Отрадном, инструктором и временно исполняющим обязанности зав. орготделом Михневского РК ВКП (б) (1932 г., вступил в партию в 1931 г.), директором Челябинской 2-годичной газетной школы (1937-1938 гг.), заместителем ответственного редактора и редактором областной газеты «Челябинский рабочий» (1938-1941 гг.), секретарем по кадрам и вторым секретарем Челябинского обкома партии, в годы Великой Отечественной войны парторгом ЦК ВКП (б) на Кировском заводе (на ЧТЗ - в знаменитом Танкограде), заместителем заведующего отделом внешней политики ЦК ВКП (б) (с 1944 г.), редактором отдела стран народной демократии в «Правде», зам. зав. сектором отдела партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП (б). Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, другими наградами. См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2279. Л. 8; ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 2. Д. 41. Л. 1G2; ОГАЧО. Ф. 288, Оп. бб. Д. 116G;
Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. Т. 1 I Гл. ред. К. Н. Бочкарев. - Челябинск : Камен.
пояс, 2GG3. - С. 28G-281.
9 См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2279. Л. 17.
1G См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2298. Л. 54.
11 См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2279. Л. 3.
12 См.: ГАРФ. Ф. 7бб8, Оп. 1. Д. 2279. Л. 18.
13 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 1. Д. 65G. Л. б8, б8 об.
14 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 2. Д. 59. Л. 47.
15 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 2. Д. 444. Л. 7G.
16 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 2. Д. 185. Л. 2G2.
17 См.: ОГАЧО. Ф. 288, Оп. 2. Д. 582. Л. 27 об.
18 См.: Большевист. печать. - 1938. - № 13. - С. 1.
19 См.: Свитич, Л. Г. Профессия : журналист : учеб. пособие I Л. Г. Свитич. - М., 2GG3. - С. 125.