ИСТОРИОСОФИЯ П.А. СОРОКИНА КАК ЧАСТЬ ЕГО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА, КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ
Владимир Николаевич АЛАЛЫКИН-ИЗВЕКОВ1
HISTORIOSOPHY OF P.A. SOROKIN AS PART OF HIS INTEGRAL PARADIGM FOR SCIENTIFIC STUDY OF STRUCTURE AND EVOLUTION
OF SOCIETY, CULTURE, AND PERSONALITY Vladimir N. ALALYKIN-IZVEKOV
«...его общее видение совпадает с Аристотелевским...»
- Карл Циммерман
«... почти все великие социологические системы являются частью философии истории и ... большинство великих философий истории представляют собой что-то
^вроде социологии культурных перемен...»
- Питирим А. Сорокин
Резюме. В работе представлено оригинальное переосмысление генезиса, эволюции, сущности, роли, места и значения философско-исторических воззрений великого российского и американского философа, социолога и просветителя П.А. Сорокина. По ряду причин научно-философское наследие П.А. Сорокина, как на Западе, так и в России, порой рассматривается и анализируется не в его целостности, многоаспектности, системности и эволюции, а подобно слону в древнеиндийской притче - хобот огромного животного принимается за шланг, ноги уподобляются колоннам, хвост -веревке и т.д.
В данной работе историософия П.А. Сорокина представлена в процессе ее развития, в контексте других его социокультурных теорий, а также как важнейшая часть фундаментальной философско-мировоззренческой парадигмы, которую ученый называет интегрализмом. Как интегрализм в целом, так и интегральная историософия П.А. Сорокина, в частности, базируются на социологических, культурологических, психоневрологических и психофизиологических концепциях и теориях, которые, по мере их становления и развития, ученый излагает в многочисленных трудах на протяжении своей полувековой научной карьеры, и которые мы условно именуем его системой социологии.
С точки зрения становления зрелой историософии ученого, особый интерес представляет собой этап восстановления мыслителем его научно-
1 The International Society for the Comparative Study of Civilizations, Washington, DC, USA.
мировоззренческой "картины мира" в рамках интегральной парадигмы. В этом процессе черты интегрализма пробретают все многочисленные концепции и теории ученого. Интегральной становится его социология, философия, психология и, в первую очередь, его историософия, которая не только оказывается областью первоочередных научных интересов мыслителя, но и постепенно как бы вбирает в себя, синтезирует в единое целое многие его обществоведческие концепции и теории.
На основе тщательного анализа трудов ученого мы полагаем, что историософия П.А. Сорокина занимает в его зрелой интегральной научно-философской парадигме гораздо более значительное место и играет гораздо более важную роль, чем полагали некоторые исследователи его наследия. Как совершенно ясно показывают, например, высказывания самого ученого, она неразрывно соединена с его системой социологии, и обе научные области, являясь частями интегральной парадигмы, фактически представляют собой одно неразделимое целое.
Таким образом, помимо переосмысления основных положений историософии П.А. Сорокина в контексте его интегральной парадигмы, предпринимается попытка адекватно определить ее место и роль как в его научном творчестве, так и в мировой сокровищнице высших достижений человеческого духа.
Ключевые слова: система социологии, интегрализм, интегральная историософия, интегральная парадигма научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности, циклическая теория истории, линейная теория истории, флуктуационная теория истории, социокультурная суперсистема, рекурсивность, макроуровневые социокультурные образования и долговременные социокультурные процессы.
Содержание
1. Система социологии
2. Интегрализм
3. Историософия
Заключения
"...his general outlook is Aristotelian..."
- Carle Zimmerman
"... almost all great sociological systems are a brand ofphilosophy of history, and ... most of the great philosophies of history are a sort of sociology of cultural change ...
- Pitirim A. Sorokin
Abstract. The paper presents an original rethinking of genesis, evolution, essence, role, place, and significance of philosophical and historical views of the great Russian and American philosopher, sociologist and educator P.A. Sorokin. For a number of reasons, both in the West and in Russia, scholarly and philosophical heritage of P.A. Sorokin is sometimes viewed and analyzed not in its integrity, multidimensionality, systemic complexity, and evolution, but, like an elephant in the ancient Indian parable - trunk of the colossal animal is mistaken for a hose, legs are likened to columns, tail is a rope, etc.
In this work, historiosophy of P.A. Sorokin is presented in the process of its development, in the context of his other sociocultural theories, and also as the most important part of a fundamental philosophical and ideological paradigm, which the scholar calls integralism. Both integralism as a whole and integral historiosophy of P.A. Sorokin, in particular, are based on sociological, cultural, psycho-neurological and psycho-physiological concepts and theories, which, as they originate and develop, the scientist outlines in numerous works throughout his half-a-century long scholarly career, and which we conditionally call his system of sociology. From the point of view of development of the scholar's mature historiosophy, the stage of reintegration by the thinker of his scientific and ideological "picture of the world" within the framework of the integral paradigm is of particular interest. In this process, the features of integralism are acquired by all scholar's numerous concepts and theories, including his sociology, philosophy, psychology and, first of all, by his historiosophy - which not only turns out to be the thinker's area of primary scholarly interests, but which also gradually absorbs, as it were, many of his other social concepts and theories.
Based on a thorough analysis of the scholar's works, we believe that historiosophy of P.A. Sorokin occupies a much more significant place in his mature integral scholarly and philosophical paradigm, and it plays a much more important role than some researchers of his legacy believed. As the statements of the scholar himself quite clearly demonstrate, it is, for example, inseparably connected with his system of sociology, and both scientific fields, being parts of the integral paradigm, are in fact one inseparable whole.
Thus, in addition to rethinking the basic tenets of the historical philosophy of P.A. Sorokin in the context of his integral paradigm, an attempt is being made to adequately determine its place and role both in his scholarly work, as well as in the world treasury of highest achievements of the human spirit.
Keywords: System of sociology, integralism, integral historiosophy, integral paradigm of scientific study of structure and dynamics of development of society, culture, and personality, cyclical theory of history, linear theory of history,
fluctuational theory of history, sociocultural supersystem, recursiveness, macro-level sociocultural entities and long-term sociocultural processes
Contents
1. System of Sociology
2. Integralism
3. Historiosophy
Conclusions
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
1. ^стема эдциологии
Первоначально, система социологии П.А. Сорокина представляла собой монументальный проект разработки им основ науки о структуре и развитии общества, который мыслитель намеревался изложить в многотомном труде, который так и назывался - "Система социологии." В известном смысле этот труд представляет собой фундамент всех последующих научных социокультурных и философских построений учёного. П.А. Сорокин планирует опубликовать десять томов «Системы социологии», однако по многим причинам (революция, гражданская война, эмиграция, а также ряд коренных пересмотров своего научного мировоззрения), этот замысел остается не осуществлённым и в 1920 г. в печати появляются лишь два тома задуманной монографии [1].
Первый том "Системы" посвящен, в основном, анализу индивидуальных социальных взаимодействий, а во втором исследуются структура и взаимодействие социальных групп различного калибра и уровня. Как известно, в ранние годы своей научной карьеры П.А. Сорокин исповедует позитивистско -бихевиористический подход как к социальной структуре, так и к социокультурному динамизму истории. Используя раннюю терминологию П.А. Сорокина, первые два тома "Системы" посвящены "социальной аналитике," а основные идеи своей "социальной механики," т.е. деятельности людей под воздействием различных факторов окружающей среды, а также их собственных психоневрологических и психофизиологических импульсов, предназначались для публикации в так и не появившемся в печати третьем томе «Системы». Тем не менее, ученый успевает изложить их во второй части изданного в том же, 1920 г. «Общедоступного учебника по социологии» [2].
Бурные события начала XX века вносят радикальные корррективы в планы молодого, однако уже широко известного ученого. Так, в 1921-1922 гг. Россию охватывает достигший невиданных масштабов голод, который уносит несколько миллионов жизней. Это колоссальное бедствие побуждает Сорокина
развернуть анализируюший феномен голода раздел второй части «Общедоступного учебника по социологии» в целый том.
Ученый свидетельствует: «Опубликовав мои два тома Системы социологии, я отложил написание третьего тома, чтобы воочию изучить характерные для революции феномены и представить их в такой форме, которая облегчила бы их исследование в обычное время. С моими студентами и сотрудниками, а также в тесном сотрудничестве с академиками Павловым и Бехтеревым, я приступил к исследованию социальных изменений, социальных групп и их развития в нашем обществе. В рамки исследования входило изучение бюджетов времени наших современников, а также сравнительного влияния различных факторов в определении человеческого поведения. Поведение людей вокруг меня лишилось сдерживающих факторов, которые в нормальных обстоятельствах маскируют его механизм и усложняют его исследование. В качестве основного объекта моего исследования я определил влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и социальную организацию. При изучении данной проблемы я располагал личным опытом, а также преимуществами личных контактов в знакомой мне среде. Фундаментальная потребность в питании, а также влияние пищи на человеческое поведение никогда прежде не подвергались серьезному исследованию» [3, cc. 283-284]. Затем, в свою очередь, последняя глава «Голода как фактора» тоже превращается в отдельный большой том -«Социологию революции», которая создаётся в 1923 г., когда Сорокин уже находится в Чехословакии.
Разрушительные катаклизмы первой мировой войны, российской революции и гражданской войны также радикальным образом изменяют его мировоззрение. Результаты многолетних усилий учёного реинтегрировать его взгляды на социокультурное развитие в рамках новой, интегральной парадигмы ныне известны как четырёхтомный opus magnum «Социальная и культурная динамика» [4], хотя корни ее можно проследить уже в "Системе социологии" и даже в таких специализированных трудах, как, например, «Основы социологии города и села» (1929 г.) и «Систематизированная хрестоматия по сельской социологии (1930-1932 гг.)».2
Эти масштабные работы основаны на колоссальном количестве исторического материала и содержат детальный анализ как структуры, так и динамики развития аграрного общества, а также аграрно-урбанистических отношений. Являясь, по сути, компаративной аграрно-урбанистической философией истории человечества, они представляют собой своеобразный
2 Sorokin, P.A., Zimmerman, C.C. (1929). Principles of Rural-Urban Sociology. New York: Henry
Holt and Company. 652 p. (Прим. авт.) Sorokin, P.A., Zimmerman, C.C. Galpin, C.J. Ed-s. (1965). A Systematic Source Book in Rural
Sociology. Vol. I. New York: Russell & Russell. 645 p. (Прим. авт.) Sorokin, P.A., Zimmerman, C.C. Galpin, C.J. Ed-s. (1965). A Systematic Source Book in Rural
Sociology. Vol. II. New York: Russell & Russell. 677 p. Sorokin, P.A., Zimmerman, C.C. Galpin, C.J. Ed-s. (1932). A Systematic Source Book in Rural Sociology. Vol. III. Minneapolis New York: The University of Minnesota Press. 752 p.
полигон, где отрабатываются концепции и теории таких будущих классических трудов, как "Социальная и культурная динамика" и "Общество, культура и личность."
Так, уже в предисловии к первому тому «Хрестоматии по социологии села» (A Systematic Source Book in Rural Sociology) П.А. Сорокин констатирует: "На протяжении всей своей истории человеческое общество - в своих истоках, формах, деятельности, процессах, росте, эволюции - находилось, в основном, в такой степени под давлением аграрных и сельскохозяйственных сил, что до настоящего времени социология как общественная наука фактически была социологией сельской жизни [5, с. VII].
В работах также уже присутствуют такие ключевые понятия проходящей этап своего становления интегральной парадигмы, как, например, социальная стратификация, социальная мобильность, а также авторитарный, контрактный и семейственный типы социальных отношений.
Уникальные по шокирующей правдивости, научной глубине содержания и прозрачности изложения автобиографические произведения мыслителя позволяют нам стать свидетелями событий бурного начала двадцатого века, а также заглянуть в его творческую лабораторию.3 П.П. Кротов отмечает в этой связи:
В многочисленных работах, анализирующих научное творчество Питирима Сорокина, его автобиография, как правило, остается вне интерпретаций смены его философской парадигмы. «Долгий путь»4, вышедший в свет в 1963 году в США воспринимается многими исследователями, в том числе и биографами, только как классическое мемуарное произведение. Тем не менее, автобиографию Питирима Сорокина вряд ли можно отнести к историческим мемуарам, хотя перечень исторических фактов в тексте огромен. Кроме того, автор был непосредственным участником переломных в отечественной истории событий. Было бы также недостаточным определить «Долгий путь» как научные мемуары, несмотря на то, что здесь Сорокин дает детальную характеристику практически всем своим работам. В автобиографии нашли отражение научные дискуссии во многом определившие развитие современной отечественной и американской социологии. С моей точки зрения, интерпретация «Долгого пути» как научного исследования, в котором Сорокин анализирует трансформацию своего мировоззрения и свою личную историю, основываясь на
3 См. например, Pitirin A. Sorokin. Leaves From a Russian Diary - and Thirty Years Later.
Boston: The Beacon Press. 1950. 346 p.; Pitirim A. Sorokin. A Long Journey: The Autobiography of Pitirim A. Sorokin.New Haven, Conn.: College and University Press. 327 p.
4 Название первоначально опубликованной на английском языке автобиографии П.А.
Сорокина «The Long Journey» обычно переводится в российских источниках как «Долгая дорога» либо «Долгий путь».
постулатах поздней концепции «созидательного альтруизма»,
открывает новые возможности более глубокого понимания книги и
Сорокина - ученого.5
С публикацией таких фундаментальных трудов, как «Общество, культура, личность», «Социальные философии периода кризиса» (позже переименованной в «Современные исторические и социальные философии», «Кризис нашего времени», коллективной монографии «Обзор творчества П.А. Сорокина», обобщающей работы «Главные тенденции нашего времени», «Социокультурная причинность, пространство, время» и, в особенности, последнего крупного труда мыслителя «Социологические теории современности», П.А. Сорокин активно продолжает свой поиск «истины в последней инстанции» о социокультурной вселенной.
В определенном смысле учёный продолжает работу над своей системой социологии всю последующую жизнь. Включив в себя многочисленные аспекты научного анализа структуры и развития социума, она становится основанием, краеугольным камнем грандиозного здания интегральной парадигмы научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности.
Поскольку зрелая историософия П.А. Сорокина является частью его интегральной философско-научной парадигмы, обратимся к ее генезису и эволюции.
2. Интегрализм
В наших предыдущих работах [6] мы рассматриваем как генезис, так и эволюцию научной и мировоззренческой парадигмы ученого, а также предлагаем следующую хронологию ее периодов:
1) Христианско-идеациональный (1889-1905 гг.).
2) Позитивистско-бихевиористский (1905-1920 гг.).
3) Переход от позитивизма к интегрализму (1920-1937 гг.).
4) Интегралистский (1937-1940-е гг.).
5) Провидческий (первая половина 1940-х гг.).
6) Альтруистический (вторая половина 40-х-50-е гг.).
7) Обобщающий (60-е гг.).
С точки зрения становления зрелой историософии ученого, особый интерес представляет собой этап восстановления мыслителем его научно-мировоззренческой "картины мира" в рамках интегральной парадигмы, который по времени совпадает с периодом работы над фундаментальным трудом "Социальная и культурная динамика." В этом процессе черты интегрализма пробретают все многочисленные концепции и теории ученого. Интегральной становится его социология, философия, психология и, в первую очередь, его историософия, которая не только оказывается областью первоочередных научных интересов мыслителя, но и постепенно как бы
5 Кротов П.П. Автобиография, как отражение альтруистической трансформации Питирима Сорокина. http://www.komi.com/IRSI/soroktxt.html
вбирает в себя, синтезирует в единое целое многие его обществоведческие концепции и теории.
По мнению Н.Ф. Зюзева, корень интегрализма Сорокина - в его интегральной теории истины и познания. Интегральная эпистемология П.А. Сорокина объединяет в себе все формы познания - эмпирическую, рациональную и интуитивную, и в этом ее решающее преимущество перед любой односторонней теорией познания. [7, сс. 150-152].
Сам П.А. Сорокин постулирует свои взгляды следующим образом: "... Интегральная истина не идентична ни одной из трех форм истины, но охватывает их все. Интегральная истина с ее трехмерным измерением истины веры, разума и чувств, ближе к абсолютной истине, чем любая из трех ее односторонних форм. Таким же образом и реальность, открываемая интегральной трехмерной истиной, с ее источниками - интуицией, разумом и чувствами - гораздо ближе к бесконечной металогической реальности с ее сотшёепйа орроБЙогит6, чем чисто чувственная, или чисто рациональная, или же чисто интуитивная реальность, открывающаяся по отдельности каждой из этих систем истины. Чувственно-эмпирический аспект интегральной истины познается с помощью истины чувств; рациональный - с помощью истины разума; сверхрациональный - с помощью истины веры. Тройственная интегральная система истины обеспечивает нас не только более адекватным знанием реальности, но и более надежным опытом - даже в специфической области каждой системы истины" [4, с. 870].
Традиционно, "библией" интегрализма Сорокина считается его четырехтомная монография, переведенная на русский язык как "Социальная и культурная динамика." Присмотримся, однако, к полному названию труда, которое в его оригинальном, англоязычном варианте выглядит следующим образом: "Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в основных системах искусства, истины, этики, юриспруденции и социальных отношений." Явно, что ключевые слова здесь - динамика и изменение. Так, первые два тома "Динамики" посвящены изменению перечисленных выше культурных систем, в третьем томе анализируются изменения в социальных системах, в четвертом же представляется аналитический аппарат ученого.
Ученый свидетельствует: "Взятые вместе, первый, второй и третий тома представляют собой предварительное исследование культурной и социальной динамики. В четвертом томе я представлю в более завершенной и более аналитической форме систематическую теорию социальных и культурных изменений, а также формулировку ведущих принципов социологической методологии» [8, с. У1-У11].
Итак, в "Динамике" ученый представляет социокультурную динамику развития общества с точки зрения своей интегральной парадигмы. Где же нам искать структуру социума ученого в ее зрелом, интегральном представлении? Как мы помним, ученый очертил структуру общества в своей изданной еще в
6 Сотаёепйа орроБ^огит - (лат.) единство противоположностей. (Прим. авт.)
1920 г. "Системе социологии". Однако, "Система социологии" была написана с позитивистски-бихевиористских позиций.
По всей видимости, наиболее всесторонне интегральная парадигма ученого отражена в не переведенной пока еще на русский язык монументальной монографии ученого "Общество, культура, личность. Их структура и динамика. Система общей социологии" [9], в которой ученый развертывает перед читателем сопровождаемую фундаментальным по глубине междисциплинарным научным анализом всеобъемлющую панораму социокультурной вселенной. Так, уже из названия книги совершенно очевиден тот факт, что зрелая, интегральная социокультурная парадигма, (а, следовательно, и историософия) П.А. Сорокина строится на интегральной, триединой основе нерасчленимого (кроме как в целях научного анализа) единства общества, культуры и личности. Далее ученый глубоко анализирует структуру и динамику развития общества в полнейшей и органической связи трех основных компонентов социокультурного универсума, а также представляет вниманию читателя выведенные на основе этого анализа наиболее общие, универсальные тенденции, закономерности и законы общественного развития.
Ученый всегда подчеркивает в своих трудах, что единство общества, его представителей и его культуры неразрывно и, с необходимыми допущениями, возможно лишь для целей научного анализа. Он, например, пишет в третьем томе "Динамики": "В то время как первый и второй тома связаны, главным образом, с флуктуациями в области культурных процессов, этот том концентрируется на тех, что находятся в области социальных явлений. Культурный и социальный представляют собой два аспекта единой, неразделимой реальности; однако для целей анализа они могут быть условно разведены и изучены отдельно [8, с. V].
Все многочисленные работы ученого зрелого периода как бы подтверждают, дополняют и иллюстрируют его интегральную парадигму познания и анализа социума, его культуры и основных его создателей и строителей - индивидуальных личностей. Перед читателем - своего рода обобщающий труд, включающий в себя все компоненты его интегральной научно-мировоззренческой парадигмы, который буквально ломится от описаний и анализа сотен тысяч малых и великих социокультурных явлений и процессов, причем буквально каждое из них тут же выводится на уровень универсальных философско-исторических выводов и заключений.
Крупный западный исследователь научного наследия ученого Б. Джонстон также приходит к выводу, что именно монография "Общество, культура, личность" представляет собой синтезирующий и отражающий интегральную парадигму социокультурной вселенной во всей ее полноте, многосторонности и системности, обобщающий труд. Он, в частности, констатирует:
Сорокин делает свой следующий теоретический шаг в работе "Общество, культура и личность: система общей социологии". Большая часть тома представляет собой интеграцию ранних работ.
Анализ феноменов общества и культуры, в основном, опирается на Динамику, в то время как результирующие обобщения указывают на проблемы, описанные в Кризисе нашего времени. "Новизна" проявляется в посвященных личности секциях, в которых Сорокин приводит все в систему и сосредоточивает внимание на социальной организации, а также на эволюции личности [10, с. 170].
В рамках своей интегральной парадигмы научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности, в своих трудах философ не только всесторонне анализирует прошлое, современное ему настоящее и даже будущее социокультурного универсума, но и предлагает глубоко оригинальные и по-настоящему эффективные решения встающих перед стремительно глобализирующимся человечеством экзистенциальных проблем. Именно поэтому его интегральная парадигма представляет собой подлинно научную основу стремительно развивающейся в настоящее время многочисленных новых областей исследований макроуровневых социокультурных образований и долговременных социокультурных процессов.
Сюда, в частности, относятся новая фундаментальная научная область Биокосмология - Нео-Аристотелизм (предмет исследования для Биокосмологической ассоциации), разрабатываемые нами новые фундаментальные научные области цивилизационика и философия цивилизации (В.Н. Алалыкин-Извеков), многодисциплинарное научное направление глобалистика (А.В. Коротаев и др), школа российского циклизма (Ю.В. Яковец и др.), область сравнительного изучения цивилизаций (У. Макнилл, К. Куигли и др.), ноосферные исследования (В.И. Вернадский, Т. Шарден), стремительно развивающаяся в России культурология (Ю.М. Лотман и др.), Большая история (Д. Кристиан Д. D.), мировая история (Д. Даймонд, Ф. Фернандес-Арместо и др.), мир-системная теория (И. Валлерстайн и др.), а также многие другие области и направления.
3. Историософия
В предисловии к четырехтомному изданию «Социальной и культурной динамики» ученый делится с нами мыслями по поводу своей масштабной историософской концепции: «Из всех полу-исторических дисциплин, которые она напоминает, она ближе всего к тому, что часто называют философией истории. Поскольку почти все великие социологические системы являются частью философии истории и поскольку большинство великих философий истории представляют собой что-то вроде социологии культурных перемен, у меня не было никаких возражений по поводу использования данного названия теми, кто заинтересован в определении данной работы»7.
На первый взгляд, эта фраза несколько загадочна в свой рекурсивности, однако, по некотором размышлении, мы можем попытаться как найти ключ к ее
7 Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. Volume I. 1937. p. IX.
расшифровке, так и достаточно точно определить место историософии ученого в его интегральной парадигме.
Так, в отличие от "индивидуализирующих" (т.е. описательных, как, например, история), общественных наук, ученый рассматривает социологию как науку "генерализирующую," т.е. исследующую наиболее общие закономерности рассматриваемых явлений [11, с. 161; 12, с. 3]. Следовательно, под "социологией культурных перемен" ученый имеет в виду наиболее общие закономерности культурного развития общества, или, по П.А. Сорокину, постоянную и неизбежную смену культурных систем и суперсистем. Далее, это утверждение также свидетельствует о том, что, с точки зрения ученого, практически все великие философии истории включают в себя социологическую систему, то есть, ту или иную парадигму общественной структуры и развития общества.
Собственно говоря, сам ученый охотно предоставляет нам ключ как к истинному пониманию своей интегральной историософии, так и к ее месту и роли в интегральной научно-философской парадигме. В относящейся к 1954 г. частной переписке, П.А. Сорокин, например, замечает: Касательно перечисления моих конкретных вкладов в социологию, вкратце они таковы:
Систематическая теория социальной мобильности, подкрепленная огромным числом эмпирических данных. Моя монография о социальной мобильности до сих пор является единственной существующей монографией в данной области.
Логически и эмпирически последовательная система социологии как науки. В плане своей логической и эмпирической системности она превосходит любую другую социологическую систему последних двух или трех десятилетий.
Логическая и эмпирическая система социальной и культурной динамики, либо философии истории. Эта система уже вошла в анналы истории наряду с системами Шпенглера, Тойнби и немногих других, как, возможно, наиболее существенный вклад в данной области.
Теория социального класса, в особенности класса крестьян, а также социологии крестьянства. Открытие, формулировка и обоснование закона поляризации. Открытие, формулировка и обоснование закона флуктуации, а также государственной регламентации и контроля.
Исчерпывающее исследование витальных, моральных, ментальных, религиозных, артистических и других аспектов бедствий и катастроф.
Систематическая теория революций и войн, включая первое эмпирическое исследование всех войн и революций, начиная с VI века до н.э. по настоящее время. Мое исследование революций, а также их динамики и причин до сих пор остается единственным исследованием всех внутренних волнений с VI века до н.э. по настоящее время.
Обоснованная критика заблуждений в существующих социологических, психологических и других теориях.
Первая попытка научного изучения феномена креативной любви.
Далее, в нескольких моих работах сформулированы, и, возможно, открыты, определенные закономерности социальной и культурной жизни, однако в кратком письме данные закономерности перечислить невозможно."8
На первый взгляд, включая историософию в рамки своих сугубо социологических исследований, шестидесятипятилетний ученый "выводит за скобки" таковой, по сути, ее важнейшие положения. Мы, однако, полагаем, что на самом деле мыслитель тем самым включает как систему социологии, так и историософию в общий контекст своей интегральной парадигмы. При таком междисциплинарном понимании, историософия ученого перерастает, казалось бы, отведенные ей ученым "социологические" рамки и становится одной из важнейших составляющих его интегральной - Динамической, Флуктуационно-Циклической и Триадологической - научно-мировоззренческой парадигмы.
Согласно П.А. Сорокину, история любой организованной группы (а общества представляют собой разновидность таковых) конечна, т.е. в конечно итоге, циклична. Любое общество обычно проходит через этапы своего возникновения, становления, расцвета, кризиса, увядания, и, в конечном итоге, исчезновения. На этой концептуальной основе возлежат, например, "цивилизационные" теории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.
Культуры же, по П.А. Сорокину, как бы "включаются" одна в другую, зачастую наследуя наиболее стойкие и жизнеспособные элементы своих далеких предшественниц. Поэтому, надолго переживая общества, в которых они зародились, великие культурные системы могут существовать на протяжении весьма длительного времени. Философия истории П.А. Сорокина, таким образом избегает характерного для некоторых "философов истории" одностороннего, "монистического" подхода, а следовательно, является строго научной.
А. Тойнби полагает, что суть философии истории П.А. Сорокина возможно сгруппировать под следующими пятью заголовками:
1) идея культурной интеграции;
2) теория социальных и культурных изменений;
3) идентификация трех культурных суперсистем либо образов жизни через которые или вокруг которых интегрированы культуры;
4) идея чередования этих трех образов жизни с течением времени, а также анализ этого процесса; и
5) сорокинская концепция взаимоотношений между типами культуры и типами личности. [13, сс. 31-32].
Очевидно, однако, что данные положения характеризуют далеко не все аспекты историософии П.А. Сорокина, которая, как известно, включает в себя колоссальное количество категорий, концепций и теорий структуры и эволюции социокультурной вселенной. Нетрудно видеть, например, что все оригинальные и фундаментально обоснованные теории социальных
8 From the letter to: Mother Olowienka, Feb 10, 1954. Электронный источник: http://cliffstreet.org/index.php/theories
конфликтов и кризисов, в которую входят теории революции, войны, голода, эпидемий, бедствий и многих других кризисных социокультурных явлений представляют собой органичную часть философии истории ученого. Историософия П.А. Сорокина несомненно включает в себя также выдвинутые и всесторонне разработанные ученым принцип лимита развития, принцип имманентного изменения социокультурной системы, принцип поляризации, усиления и ослабления социального контроля, конвергенции. Сюда же относятся принцип флуктуации между саморегуляцией и модификацией окружающей среды [9, сс. 447-448), принцип флуктуации размера и стратификационного профиля групп [9, с. 450] и многие другие фундаментальные положения и закономерности.
Потенциально, да и фактически, она включает в себя все его социокультурные и психосоциальные теории, ибо они представляют собой фундамент, на основе которого ученый делает свои прозорливые выводы, заключения и диагнозы. Сюда же относится гениальное заключение ученого о том, что проходящее через период кризиса общество, скорее всего, страдает от синдрома кризиса своих фундаментальных ценностей. Другой пример -научные исследования ученым феномена креативной любви. Собственно, сами исследования были и предприняты-то ученым с целью нахождения и разработки средства решения либо облегчения извечных проблем человечества - войн, революций, эпидемий, голода и т.д.
Таким образом, поставленная нами проблема разрешения научно-методологической проблемы определения границ историософии П.А. Сорокина внутри его философско-научной парадигмы разрешается как естественно, так и логично. С целью ее иллюстрации мы бы предложили "архитектурную" аналогию и сравнили бы интегральную парадигму ученого с колоссальным зданием средневекового собора. Как мы уже упоминали, учёный продолжает работу над своей системой социологии всю последующую жизнь. Включив в себя многочисленные аспекты научного анализа социума, она становится основанием, своеобразным краеугольным камнем всей интегральной научно-мировоззренческой парадигмы мыслителя. Опираясь на прочное основание социологических, культурологических, психоневрологических и психофизиологических концепций и теорий ученого (т.е. системы социологии), его историософия представляет собой как бы своды, стены, фрески, скульптуры и витражные окна. Что же касается теории истины и познания П.А. Сорокина, то в таком представлении является ключевым, замковым камнем главной, несущей арки огромного здания его интегральной парадигмы научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности.
Заключения
На протяжении своей уникальной полувековой научной карьеры П.А. Сорокин разрабатывает состоящую из многочисленных социологических, культурологических, психоневрологических и психофизиологических концепций и теорий великую социологическую систему, которую мы условно
именуем его системой социологии. Как интегрализм в целом, так и интегральная историософия П.А. Сорокина, в частности, базируются на прочной научной основе системы социологии.
Разработанная ученым фундаментальная интегральная парадигма научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности представляет собой прочную основу стремительно развивающейся в настоящее время новой области глобальных исследований макроуровневых социокультурных образований и долговременных социокультурных процессов. Колоссальный массив принципов, концепций и теорий, составляющий систему социологии, неразрывно связан с интегральной историософией ученого, а потому обе являются неотъемлемыми частями его интегральной парадигмы научного изучения структуры и динамики развития общества, культуры и личности.
Внешний отзыв
"I am excited to see the Sorokin work get more traction. It is an important project in so many ways!" (Blair A. Ruble9, a Distinguished Fellow at the Woodrow Wilson International Center for Scholars in Washington D.C., USA).
Литература
1. Сорокин П.А. Система социологии / Питирим Александрович Сорокин: вступ. статья, сост. и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2008. -1008 с.
2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. - 560 с. - (Социологическое наследие). - ISBN 5-02-013464-3 (в пер.).
3. Sorokin. P. (1950). Leaves from a Russian Diary - and Thirty years later. Boston: The Beacon Press. 346 p.
4. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / Питирим Александрович Сорокин; пер. с англ., вст. Статья и комментарии В.В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.: ил., 24 c ил. - (Социальная мысль России).
5. Sorokin, P.A., Zimmerman, C.C. Galpin, C.J. Ed-s. (1965). A Systematic Source Book in Rural Sociology. Vol. I. New York: Russell & Russell. 645 p. P. VII.
6. Алалыкин-Извеков В.Н. Философско-исторические воззрения П.А.Сорокина: генезис и эволюция: монография. - Томск: Томский ЦНТИ, 2017. - 166 с.
9 Previously Dr. Ruble served as Vice President for Programs, (2014-2017), as well as Director of the Center's Comparative Urban Studies Program /Urban Sustainability Laboratory (19922017), Director of the Kennan Institute for Advanced Russian Studies (1989-2012) and Program on Global Sustainability and Resilience (2012-2014).
7. Зюзев Н.Ф. Философия Питирима Сорокина: диссертация доктора философских наук: 09.00.03. - M., 2004. - 384 с.
8. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics: Fluctuation of social relationships, war, and revolution. American Book Company. Vol. III. New York: 1937. 636 p.
9. Sorokin, Pitirim А. (1947) Society, Culture, Personality. Their Structure and Dynamics: A System of General Sociology. New York & London: Harper & Brothers Publishers. 742 p.
10. Johnston, Barry V. (1995). Pitirim A. Sorokin: An Intellectual Biography. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas. 380 p.
11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. c англ. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
12. Sorokin, P., Zimmerman, C.C. Principles of Rural-Urban Sociology. New York: Henry Holt and Company. 1929. 652 p.
13. Zimmerman C. (1968). Sorokin, the world's greatest sociologist: His life and ideas on social time and change: Sorokin lectures. University of Saskatchewan. 97 p.