Научная статья на тему 'Историография социального призрения в России во второй половине XIX века'

Историография социального призрения в России во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
368
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография социального призрения в России во второй половине XIX века»

В 1993 году открылось Уральское региональное отделение международного союза «Экология человека». Основное направление работы - содействие объединению научно-технического и творческого потенциала различных групп граждан и общественных организаций для формирования и реализации стратегии социальной экологии.

В 1994 году зарегистрирована экологическая партия «Кедр», она ведет активную политическую деятельность. Наиболее крупный филиал ее находится в Екатеринбурге. «Кедр» оказывает поддержку инновационной работе, уделяет внимание здоровью детей, экологическому воспитанию и образованию молодежи.

2-й этап экологического движения - абсолютно новый виток в его развитии. Основная инициатива идет изнутри организации, которая объединяет наиболее активных защитников природы и человека как ее часть. В то же время экологическое движение не имеет массовой социальной базы. Население в большинстве своем думает об экономических, национальных проблемах, оставляя в стороне проблемы экологические. Не ожидается поддержки населения, видимо, и в ближайшие годы. Опрос 500 учащихся из семи школ г.Челябинска (по одной из каждого района), проведенный сотрудниками кафедры социологии и политологии ЧелГУ в 1997 году, показал, что учащиеся не знакомы с общественными экологическими организациями, смогли назвать таковые лишь 4% респондентов. Участвовать самим в общественных организациях экологической направленности выражают желание немногие - 8,8%, не хотят - 25%, остальные, значительное большинство, пока не определились - 66%4.

Общие интересы, а порой и финансовые проблемы вывели ряд организаций на мировой уровень, опыт общения с международными организациями придаст им масштабность, уверенность в себе, обогатит определенными знаниями и навыками продвижения своих идей даже в экстремальной ситуации.

Примечания

1 ГАЧО, ф. Р-274, оп. 10, д. 2414, л.62-64.

2 Социальная защита населения Восточно-Уральской территории радиоактивного загрязнения: Общественное мнение / Ишутина Т.А., Козлов В.Н., Никитин В.В. и др. Челябинск; Екатеринбург, 1994. С.6.

3 Социальные проблемы радиоактивного загрязнения реки Теча в зеркале общественного мнения / Под ред. В.Н.Козлова. Челябинск, 1995. С.25.

4 Мишина О.К. Отношение старшеклассников к проблемам, связанным с радиоактивным загрязнением // Уральский регион как социум: Материалы XI Урал. социол. чтений. Челябинск, 1998. С.308.

Е.Е.Задворнова

ИСТОРИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В дореволюционной историографии представлены следующие основные направления в исследовании проблемы социального призрения в России: эволюция форм общественной помощи; система общественного призрения; попечение нуждающихся в законодательстве.

Интерес к ранним страницам российской практики помощи и защиты нуждающихся в XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики.

Первым, кто попытался привести в систему эволюцию политики государства в области помощи и поддержки нуждающихся, был А. Стог [1].

Начало исследованию вопросов теории общественного призрения как специфической области познания, имеющей свою предметную определенность, было положено в трудах В.И. Герье [2]. Рассматривая проблемы государственного призрения в традиционной схеме с точки зрения полицейско-административной, экономической и народнохозяйственной, он выдвинул тезис об ответственности государства за благосостояние народа и обязательности государственной помощи неимущим.

В его понимании государственное призрение должно «производиться на средства государственного казначейства и посредством органов, назначаемых администрацией и независимых от общин и от местного населения». В то же время Стог не умолял и роли общин. Именно община, местные органы призрения должны были стать, по его мнению, важнейшим звеном в деле государственной помощи нуждающимся. С этой целью он предлагал расширить их финансовую самостоятельность.

Не исключая контроля за деятельностью общественного призрения со стороны МВД, В.И.Герье поставил вопрос об учреждении государственного органа -Центрального Попечительства, который ведал бы всеми делами и проблемами общественного призрения. В целом, по его мнению, государственное призрение должно стать приоритетным по отношению к общественному, но не подменять, а дополнять его.

После отмены крепостного права происходит реорганизация управления бывшей помещичьей деревни, что в свою очередь определило интерес к анализу практики в деле призрения и к изучению государственных мероприятий в области социальной политики. В частности, были опубликованы исторические обзоры государственного общественного призрения и деятельности приказов общественного призрения. Появляются научные труды, содержащие различные предложения по реформированию государственного призрения. Так, Д.Жбанков [3], анализируя действующее законодательство, пришел к выводу, что обязательному призрению должны подлежать все, кто «нищенствует». На основании этого он поставил вопрос о необходимости расширения категории субъектов обязательного призрения. Он предложил разделить их на две группы: «постоянного» и «временного» призрения. К первой он относил душевнобольных, увечных, стариков, сирот, вдов с детьми, женщин с незаконными детьми; ко второй - лиц, пострадавших от стихийных бедствий, лишившихся работы, больных, пьяниц, проституток. Он считал, что решение о призрении данных групп станет возможным тогда, когда сформируется единый подход по основным позициям: кто будет признаваться нуждающимся? Кто будет оказывать помощь и на какие средства? По его мнению, эти главные вопросы должны определить сущность и политику призрения в обществе на данный момент.

Место и роль государства в деле призрения анализировали также П.Обнинский [4], Н.Рождественский [5]. Н.Рождественский, основываясь на законе о полиции, где ее полномочия рассматривались достаточно широко, выделяя ее главные функции в социальной помощи, такие как призрение «нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих», защита «вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божьим», воспитание «юных в целомудренной чистоте и честных науках», стремился обосновать «фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобства». Отличительная сторона исследования Н. Рождественского заключается в том, что наряду с социально-правовыми его волновали проблемы социально-экологические и социально-медицинские.

В практике XIX в. отчетливо проявилась специфика крестьянского, городского, церковно-приходского призрения, что отразилось на характере исследований.

Виды общественной помощи, преобладавшие у крестьян, изучал В. Дерю-жинский [6]. Наиболее распространенным было поочередное кормление по домам, основными же формами общественного призрения в сельской местности являлись натуральные пособия (хлеб, соль, зерно), милостыня.

Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты, о чем свидетельствуют исследования Ю.Янсона [7], И.Фуделя [8], И.Матвеева [9]. Они показывают, что не существовало единой схемы общественного призрения. Реальная жизнь вносила свои коррективы в административное управление, и частная инициатива в этом деле тесно переплеталась с городским самоуправлением. Однако в призрении «городских обывателей» существовали общие формы помощи: раздача денежных пособий, плата за лечение, локализация проблем социальной патологии, призрение детства.

Благотворительную деятельность приходских попечительств, существовавших как учреждения «управляемые на особых основаниях», изучали А. Кудрявцев [10], Д.Всесвятский [11], И. Фудель [12]. Авторы выделили следующие наиболее распространенные ее формы: материальную и медицинскую помощь; просветительскую деятельность, особенно помощь учащимся.

Благотворительным организациям, таким как Императорское Человеколюбивое общество, Попечительство о трудовой помощи, Ведомство учреждений Императрицы Марии, посвящены труды В. Троицкого [13], В.С. Порошина [14], В.А. Инсарского [15], И. Куприянова [16].

Предметом интереса ряда исследователей являлись различные формы отклоняющегося поведения: нищенство, самоубийства, проституция, пьянство и алкоголизм, социальная патология детства.

Так, Б.Г. Карнович [17], С.В.Сперанский [18] обратили внимание на истоки, причины этих явлений; А.Левенстим [19] составил типологическую характеристику профессиональных нищих, поставив под сомнение убеждение, что нищенство, тем более профессиональное нищенство, было обусловлено только социально-экономическими причинами. А.Кудрявцев [20], А. Краевский [21] полагали, что успех решения проблем нищих зависит от совместной деятельности церкви, общества и государства.

Пьянство и алкоголизм как социальная, драматичная для русского общества проблема также находит отражение в работах этих лет. Исследуются социально-исторические корни отечественного алкоголизма, его особенности в городах и деревнях, формы и методы борьбы с этим социальным недугом. И.Г.Прыжов [22], Я.О.Михайловский [23] посвящали свои работы исследованию причин пьянства и алкоголизма. Н.И.Григорьев [24] изучал организацию и деятельность обществ трезвости. Проблема проституции тесно связана с проблемой алкоголизма. Работа Д.Бородина [25] так и называется «Алкоголизм и проституция». О проституции и приютах Св. Магдалины пишут Г.Дальтон [26], В.М. Тарновский [27], Э.А. Штей-гель [28].

Основателем отечественной суицидологии считают А.Лихачева [29]. Его исследования о мотивах самоубийств представляют интерес и в наше время. Логическим продолжением работ А.Лихачева являются исследования М.Гернета и Д. Родина, где широко и подробно даны статистика, динамика, классификация самоубийств.

Детская преступность, детская проституция, детская беспризорность, инфати-цид отражены в трудах А.Дриля [30], В.Куфаева [31]. Работы, посвященные вопросам отклоняющегося поведения, дают представление о феноменологии социальных патологий и способах их преодоления.

Исследования XIX в. в области социальной помощи определили в дальнейшем практическую деятельность в этой области и способствовали оформлению системы государственно-общественного призрения.

Список литературы

1. Стог А. Об общественном призрении в России. СПб., 1818.

2. Герье В.И. Попечительства о бедных в Москве в 1895 г. М., 1895. С.63.

3. Жбанков Д.Н. Несколько заметок по поводу проекта общественного призрения. СПб., 1895. С.22.

4. Обнинский П. Чего недостает нашей благотворительности. М., 1899. С.27.

5. Рождественский Н. Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа. СПб., 1836. С.121.

6. Дерюжинский В.Ф. Общественное призрение у крестьян. СПб., 1899.

7. Янсон Ю. Сборник сведений о благотворительности в С.-Петербурге 1891 г. СПб., 1892. ХУШ, С.400.

8. Фудель И. К реформе городских попечительств. М., 1894. С. 16.

9. Матвеев И. Общественное призрение в Саратове. Саратов, 1898. С.22, 28, 157.

1 0. Кудрявцев А. Церковно-благотворительные учреждения, вызванные крестьянской реформой 1861 года. Б.м., 1882. С. 12.

11. Всесвятский Д. О благотворительных кассах в приходах. Ярославль, 1891. С.18 .

12. Фудель И. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894.

13. Троицкий В. Исторический очерк Совета Императорского Человеколюбивого Общества. СПб., 1898.

14. Порошин В.С. Дворяне-благотворители: Сказание. СПб., 1856.

15. Инсарский В. А. Общество посещения бедных. М., 1869.

16. Куприянов И. Краткий очерк жизни Ея Императорского Величества блаженной памяти Государыни Импрератрицы Марии Федоровны. СПб., 1869.

17. Карнович Б.Г. Историческая записка о нищенстве. Воронеж, 1889.

18. Сперанский С. В. К истории нищенства в России. СПб., 1897.

19. Левенстим А.А. Профессиональное нищенство, его причины и формы: Бытовые очерки. СПб., 1990.

20. Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства: Речь. Одесса, 1885.

21 . Краевский А. Вопрос о нищенстве и об организации благотворительности в Москве. Вып. 1-2. М., 1889.

22. Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. СПб.; М., 1868.

23. Михайловский Я. О причинах пьянства среди рабочих и о мерах к его ослаблению. СПб., 1895.

24. Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 гг. СПб., 1894.

25. Бородин Д.Н. Лечебницы для пьяниц. СПб., 1893.

26. Дальтон Г. Социальный недуг: К вопросу о проституции и о приютах Св.Магдалины. СПб.; М., 1884.

27. Тарновский В.М. Потребители проституции. СПб., 1890.

28. Штейгель Э.А. Мысли об устройстве убежища или общества для обращающихся с пути заблуждения женщин в России. СПб., 1862.

29. Лихачев А.В. Самоубийство в Западной Европе и европейской России: Опыт сравнительно-статистического исследования. СПб., 1882.

30. Дриль Д.А. Бродяжничество и нищенство и меры борьбы с ними. СПб., 1898.

31. Куфаев В.И. Юные правонарушители. М., 1925.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.