УДК 377.8 ББК Ч446.0
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-СТИМУЛИРУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
А.С. Родионов
Рассмотрены этапы историографии проблемы формирования у педагогов профессионального обучения такого личностного качества, как организационно-стимулирующая компетенция. На первом этапе (начало 1960-х - конец 1980-х гг.) в странах Запада началось формирование системы компетентностно-ориентирован-ного образования, тогда как в СССР начался процесс восстановления организационной структуры профессионально-педагогического образования, а также начались исследования в области стимулирования учащихся в условиях профессионального образования. Второй этап (1990-е гг.) охарактеризовался реформированием российской системы образования (в том числе и профессионально-педагогического), ростом числа работ, в которых исследуется организация и стимулирование в системе профессионального образования и появлением исследований, связанных с проблемами формирования профессиональных компетенций. На третьем этапе (с начала XXI века до настоящего времени) в России произошел полный переход на компетентностно-ориентированное образование, и увеличилось число исследований, посвященных проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов. Также этот этап отмечен появлением в отечественной науке терминов «организационно-стимулирующая функция», «организационно-стимули-рующая среда» и «организационно-стимулирующее сопровождение».
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, организа-ционно-стимулирующая компетенция, профессиональное обучение, педагог профессионального обучения.
В настоящее время педагог профессионального обучения - это ответственный управленец в сфере образования, который не только должен отлично знать свой предмет, но и уметь организовывать и мотивировать деятельность своих студентов, поскольку большую часть контингента обучающихся составляют подростки с недостаточным уровнем самоорганизации, самоконтроля и академических притязаний. Поэтому для педагога профессионального обучения особое значение приобретает организационно-стимулирующая компетенция. Универсальность данной компетенции обеспечивает результативность выполнения основных профессиональных задач, а также выступает одним из важных показателей качества подготовки и существенным фактором эффективной деятельности педагога профессионального обучения.
Значимость организационно-стимули-
рующей составляющей готовности педагогов профессионального обучения подчеркнута в основных нормативных документах, регламентирующих процесс их профессионального становления [11, 14].
Создание в образовательном процессе особых условий, при которых у педагога профессионального обучения может формироваться такое уникальное, интегративное личностное качество как организационно-стиму-лирующая компетенция, является важнейшей задачей профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе. Возможность решения такой задачи следует из накопленного современной педагогической наукой опыта.
Перед проведением исторического анализа развития проблемы данного исследования необходимо определить временные рамки разрабатываемой историографии и содержание этапов развития исследуемой проблемы.
Началом генезиса проблемы исследования определены 60-е гг. ХХ в., так как в этот период времени система подготовки педагогов профессионального обучения уже имела современный вид. Н. Хомским в США начаты исследования, в которых применительно к теории обучения языку впервые используется понятие «компетенция», позже приведшие к ориентации образования на формирование компетенций.
Периодизация развития проблемы формирования организационно-стимулирующей компетенции у будущих педагогов профессионального обучения вследствие различий в общественно-политическом строе, изменений в отечественной и мировой системе образования, а также изменения интереса ученых к исследованию компетенций была разделена на три этапа:
1) с начала 1960-х до конца 1980-х гг.;
2) 1990-е гг.;
3) с начала XXI в. до настоящего времени.
Отметим, что в ходе изучения предыдущих исторических этапов (с начала XX в. до конца 1950-х гг.) был получен ряд предпосылок, обозначивших возможности для формирования исследуемой проблемы:
1. В 1916 г. Анри Файоль стал первым, кто описал основные виды управленческой деятельности (работа «Общее и промышленное управление»). Он утверждал о том, что управлять - значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Позднее к этим функциям добавилась мотивация (стимулирование).
2. С начала 1920-х до середины 1930-х гг. в СССР был отмечен рост интереса к изучению теории управления [1, с. 19]. Вопросы научной организации труда и управления производством в период становления советской власти рассматривались Н. А. Амосовым,
А. А. Богдановым, Н.А. Витке, А. А. Гастевым, П.М. Керженцевым, П.А. Поповым и др.
3. В период с середины 1880-х гг. до 1917 г. в отечественном образовании реализовывался проект «Общего нормального плана промышленного образования в России», благодаря которому система профессиональных школ до Октябрьской революции развивалась быстрыми темпами.
4. В первой половине XX в. появилось множество различных теорий мотивации: теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, теория мотивации достижения Генри Мюррея (исследование которой продолжил Дэвид Макклелланд), двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга и др.
Характеристика этапов становления данной проблемы в условиях российского (советского) и мирового образования будет рассмотрена нами с позиций развития системы образования, ориентированного на компетенции; становления системы образования будущих педагогов профессионального обучения; исследования проблем организации и стимулирования учащихся в условиях профессио-
нального (профессионально-педагогического) образования.
На первом этапе (начало 1960-х - конец 1980-х гг.) в Советском Союзе, благодаря работе по совершенствованию профессионального образования, появилась система профессионально-технических училищ, целью которых была подготовка квалифицированных рабочих кадров. Это привело к частичному восстановлению разрушенной в 30-е гг. XX в. организационной структуры профессионально-педагогического образования в СССР.
Большое влияние на дальнейшее развитие системы профессионально-педагогического образования в СССР оказало открытие в 1979 г. первого специализированного профессионально-педагогического вуза в стране - Свердловского инженерно-педагогического института (сейчас - Российский государственный профессионально-педагогический университет) [5].
В 1960-70-е гг. в нашей стране появились первые исследования проблемы организации и стимулирования учащихся в условиях профессионального образования.
На этом же этапе понятие «компетенция» получает свое обоснование, развитие и практическое использование в рамках кадрового менеджмента [7]. Американским психологом Дэвидом Макклелландом была разработана методика оценки компетенций, которая наиболее точно определяла, насколько человек подходит для конкретной должности [13]. Применение компетенций в системе управления человеческими ресурсами (набор, отбор и прием на работу, развитие и карьерный рост и др.) было представлено в работах Лайл и Сайн Спенсер [12]. Позднее произошло заимствование понятия «компетенция» образовательными институтами, что привело в 1970-х гг. к формированию и развитию компетентност-но-ориентированного образования.
На первом этапе исследуемая нами проблема учеными не изучалась, ввиду того что в СССР в рассматриваемый период отсутствовал интерес к исследованиям, связанным с идеей компетентностного подхода. Однако, несмотря на это, данный этап исследования проблемы интересен следующим: а) началось формирование системы компетентностно-ориентированного образования в странах Запада; б) в СССР начался процесс восстановления организационной структуры профессионально-педагогического образования;
в) в нашей стране начались исследования в области стимулирования учащихся в условиях профессионального образования.
Теория и методика профессионального образования
Второй этап: 1990-е гг. Распад Советского Союза, изменение политической системы в нашей стране повлекли за собой изменения в большинстве сфер жизни общества. Был поднят вопрос о модернизации системы образования в России, решении ряда важных задач, отражавших ожидания и достижения педагогической науки [3], в результате чего в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании», а в 1996 г. -Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В конце десятилетия начался процесс присоединения России к Зоне европейского высшего образования («Болонскому процессу»).
Благодаря положительному опыту европейских стран отечественные ученые обратили внимание на компетентностно-ориенти-рованный подход. Научная категория «компетенция» впервые появилась в исследованиях российских ученых (Н.В. Кузьмина,
A.К. Маркова, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и др.), которые внесли большой вклад в разработку содержания профессионально-педагогического образования.
В 1990 г. в нашей стране выходит первая публикация (Н.В. Кузьмина, «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения»), в которой рассматривается компетентностный подход и выделены пять видов компетентностей: специальная, методическая, психолого-педаго-гическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая.
Исследованием проблемы организации образовательного процесса на данном этапе занимались Ю.А. Конаржевский, К.А. Вазина, Е.А. Гнатышина и др. Над изучением проблемы стимулирования в образовательной деятельности на данном этапе работали
B.А. Квартальнов, В.В. Макаев, Н.Ш. Чин-кина, А.И. Гиро и др. Грамотно организованный процесс стимулирования студента, по мнению ряда авторов, ведет к повышению его учебной активности и формированию самостоятельности мышления.
На этом этапе становления компетентно-стного подхода понятие компетенции стало определяться как основной результат образования.
В 1996 г. был поднят вопрос разграничения видов определения ключевых компетенций для различных ступеней в системе образования. Согласно точке зрения В. Хутмахера,
существуют разные подходы к определению ключевых компетенций, и их количество может быть разным. Хутмахер привел определение пяти ключевых компетенций, которыми, по его мнению, должен владеть каждый молодой европеец [16]: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил четыре глобальные компетенции («четыре столпа»), на которых базируется образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить [4, с. 3].
Таким образом, на втором этапе у отечественных ученых появился интерес к компе-тентностно-ориентированному подходу в образовании и первое понимание проблемы данного исследования, однако исследований, посвященных формированию организацион-но-стимулирующей компетенции у будущих педагогов профессионального обучения, на данном этапе не было. Характерными чертами второго этапа стали: а) актуальность вопроса формирования ключевых компетенций, в том числе и в профессиональном образовании, в России и за рубежом; б) реформирование российской системы образования в целом, и профессионально-педагогического образования в частности; в) рост количества работ, в которых исследуется организация и стимулирование в системе профессионального образования; г) появление исследований, связанных с проблемами формирования организационной и стимулирующей компетенции.
На третьем этапе (с начала XXI в. до настоящего времени) отмечен ряд изменений в различных областях деятельности, в том числе экономике, политике, культуре, образовании. Основными из них стали процессы компьютеризации и информатизации. Изменения, которые начали происходить в российском образовании (присоединение к Болонскому процессу, приобретение компетентностным подходом официального статуса), привели к росту количества исследований, посвященных проблеме организации и стимулирования студентов (в том числе у будущих педагогов и
педагогов профессионального обучения) и формирования у них соответствующих профессиональных компетенций.
Так, исследованиями в области обучения студентов системы среднего профессионального образования занимались И.А. Бабанова,
Н.Н. Двуличанская, И.И. Епишева, Т.А. Ка-наева, И.А. Погребная и др. Работы С.А. Влаз-невой, Е.Ю. Зиминой, В.В. Сухининой,
Е.И. Травкина, В.В. Ушаковой и др. посвящены процессу подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Исследованию проблемы формирования у будущих педагогов организационной и организаторской компетенций были посвящены работы А.М. Калугиной, К.А. Баженовой, Т.А. Петровой,
В.Г. Цикунова, Е.Е. Акулиной, В.Г. Суранова, Ю.С. Ценч и др. Исследования в области стимулирующей деятельности и проблемы формирования стимулирующей компетенции были проведены Т.А. Жуковской, Е.И. Винтер,
О.И. Кравец, Ю.И. Богомоловой и др.
В начале XXI в. в европейских вузах стали распространены четыре модели компетенций, каждая из которых ведет к различным подходам к планированию, организации и предоставлению высшего образования, к оценке и признанию достижений студента и оценке возможностей его трудоустройства на рынке труда (модель, основанная на параметрах личности; модель компетенции решения задач; модель для производительной деятельности; модель управления деятельностью) [6].
На данном этапе в 2001 г. начал свою деятельность проект «Настройка образовательных структур в Европе» («Tuning»). Его целью стало сопоставление квалификаций и содержания подготовки по этим квалификациям (то есть «настройка», сопоставление содержания системы образования одной страны системе образования в странах Зоны европейского высшего образования).
В ходе рассмотрения имеющихся к настоящему времени исследований нам не удалось найти работы, посвященные организаци-онно-стимулирующей компетенции. Однако были проанализированы исследования, в которых были обозначены термины «организа-ционно-стимулирующая функция» [8, 15],
«организационно-стимулирующая среда»
[9, 10] и «организационно-стимулирующее сопровождение» [2]. Исследования, связанные с изучением организационно-стимулирующей среды, посвящены работе с младшими школьниками. Организационно-стимулирую-щее сопровождение, согласно определению
Е.И. Винтер, «вид педагогического сопровождения, состоящего в организации непрерывного стимулирующего влияния на процесс профессионально-творческой подготовки в соответствии с его внутренней логикой и индивидуальным образовательным маршрутом будущих специалистов». Под организационно-стимулирующей функцией ученые понимают организацию и управление самостоятельной работой как студентов, так и школьников, во время занятий и во внеучебное время. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что данное направление является слабоизученным, не определены специфика и содержание, этапы, методы, формы, средства формирования организационно-стимулирую-щей компетенции.
Таким образом, третий этап развития проблемы характеризуется: а) реформированием системы российского образования и полным переходом на компетентностно-ориентированное образование; б) увеличением числа исследований, посвященных проблеме формирования профессиональных компетенций (в том числе организационной и стимулирующей); в) появлением терминов «организационно-стимулирующая функция», «организационно-стимулирующая среда» и «организационно-стимулирующее сопровождение».
Говоря в целом о периоде от 1960-х гг. до настоящего времени, можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие в этот период развития отечественного профессионально-педагогического образования, привели к актуализации данной проблемы и необходимости формирования организационно-стимулирующей компетенции у будущих педагогов профессионального обучения.
Литература
1. Базавлуцкая, Л.М. Формирование организаторской культуры у будущих менеджеров: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Базавлуцкая. - Челябинск, 2010. - 187 с.
2. Винтер, Е.И. Организационно-стиму-лирующее сопровождение профессиональнотворческой подготовки будущих специалистов: дис. ... д-ра пед. наук / Е.И. Винтер. -Челябинск, 2008. - 397 с.
3. Деев, Е.Е. Создание педагогических условий для развития профессионального учреждения / Е.Е. Деев // Учебно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования: сб. науч. ст. - М. : АПСН, 2004. -
С. 233-236.
Теория и методика профессионального образования
4. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. - Париж: ЮНЕСКО, 1ЯЯб. - 13 с.
З. Дорожкин, Е.М. Профессиональнопедагогическое образование России: состояние и проблемы / Е.М. Дорожкин // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 3S. - С. 24-23.
б. Захарова, Е.Н. О компетентностном подходе в образовательной деятельности / Е.Н. Захарова // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3 «Педагогика и психология». -2011. - Вып. 4. - С. 32-40.
?. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Левитан, К.М. Юридическая педагогика: учеб. / К.М. Левитан. - М. : Норма, 2GGS. -432 с.
Я. Носова, Т.А. Методология моделирования организационно-стимулирующей среды в начальной школе / Т.А. Носова // Соврем. проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. -http://www.science-education.ru/1G4-бS2б.
10. Носова, Т.А. Модель организационно-стимулирующей среды младших школьников / Т.А. Носова // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки», 2012. - № 41. -
С. 4б-30.
11. Проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» от 08.08.2013. - http://umo.sportedu.ru/sites/umo. sportedu.ru/files/profstprep_1.pdf.
12. Спенсер, Л.М. Компетенции на работе: пер. с англ. / Л.М. Спенсер мл. и С.М. Спенсер. - М. : Изд-во ГИППО, 2010. - 384 с.
13. Степанов, С. Дэвид Макклелланд (1917-1998) / С. Степанов // Школьный психолог. - 2004. - № 12. - С. 10-13.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050001 - «Профессиональное обучение (по отраслям)» (квалификация (степень) «бакалавр»). - http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/97449.
15. Чинкина, Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. /
Н.Ш. Чинкина. - Казань, 2000. - 497 с.
16. Hutmaher, W. Key competencies for Europe / W. Hutmaher // Report of the Symposium Berne, Switzerland, 2-30 March, 1996. -Strasburg: Council for Cultural Cooperation (CDCC). A secondary education for Europe, 1997. - 67p.
Родионов Александр Сергеевич, аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 10 февраля 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” ____________________________________________________2014, vol. 6, no. 3, pp. 104-109
HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND STIMULATING COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL EDUCATION
A.S. Rodionov, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The stages of formation of organizational and stimulating competence of future teachers are considered. The first stage (early 1960 - the end of the 1980s) is characterized by the formation of the competence-oriented education in Western countries, whereas in the Soviet Union the process of recovery of the organizational structure of professional teacher education began and research in the ways of stimulating students of professional education was carried out. The second stage (1990s) is marked by the reform of the
Russian educational system, by the increased number of research devoted to the investigation of the organizational and stimulating competence of future teachers and by the works investigating the problems of developing professional competencies. The third stage (from the beginning of the XXI century and up to the present) is characterized by the complete shift to competence-oriented education in Russia. Also this stage is marked by the appearance of terms “organizational and stimulating function”, “organizational and stimulating” and “organizational and stimulating support”.
Keywords: competence, professional competence, organizational and stimulating competence, professional training, educator.
References
1. Bazavlutskaya L.M. Formirovanie organizatorskoy kul'tury u budushchikh menedzherov. Dis. kand. ped. nauk [Formation of Organizational Culture of the Future Managers. Cand. Sci. Diss.]. Chelyabinsk, 2010. 187 p.
2. Vinter E.I. Organizatsionno-stimuliruyushchee soprovozhdenie professional'no-tvorcheskoy pod-gotovki budushchikh spetsialistov. Dis. dokt. ped. nauk [Organizational-Stimulating Support of Creative Professional Training of Future Specialists. Doct. Sci. Diss.]. Chelyabinsk, 2008. 397 p.
3. Deev E.E. [Creating Conditions for the Development of Pedagogical Professional Institutions]. Uchebno-vospitatel'nyy protsess v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [The Educational Process in the Modernization of Education]. Moscow, APSN Publ., 2004. (in Russ.)
4. Delor Zh. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche [Learning: the Hidden Treasure]. Parizh, YuNESKO Publ., 1996. 15 p.
5. Dorozhkin E.M. [Vocational Education in Russia: State and Problems]. Accreditation in Education, 2012, no. 58. (in Russ.)
6. Zakharova E.N. [About Competence Approach in Educational Activities]. Bulletin State University of Adygeya. Ser. Pedagogy and Psychology, 2011, no. 4. (in Russ.)
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. [Key Competence as Effectively-Targeted Base of Competency Approach to Education]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov Publ., 2004. 40 p.
8. Levitan K.M. Yuridicheskayapedagogika [Legal Pedagogy]. Moscow, Norma Publ., 2008. 432 p.
9. Nosova T.A. [Methodology of Modeling Organizational and Stimulating Environment in Elementary School]. Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 4. (in Russ.)
10. Nosova T.A. [Model of Organizational and Stimulating Environment Younger Students]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2012, no. 41 (300), pp. 46-50. (in Russ.)
11. Professional'nyy standart “Prepodavatel' (pedagogicheskaya deyatel'nost' v professional'nom obrazovanii, dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii, dopolnitel'nom obrazovanii)” [Professional Standard “Teacher (Teaching Activities in Vocational Education, Secondary Vocational Education, Secondary Education)”]. Available at: http:// umo.sportedu.ru/sites/umo.sportedu.ru/files/profstprep_1.pdf. (accessed 8.05.2014).
12. Spenser L.M., Spenser S.M. Kompetentsii na rabote [Competence at Work]. Moscow, GIPPO Publ., 2010. 384 p.
13. Stepanov S. [David C. McKlelland (1917-1998)]. School Psychologist, 2004, no. 12. (in Russ.)
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050001 - “Professional'noe obuchenie (po otraslyam)” (kvalifikatsiya (ste-pen') “bakalavr”) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Preparation 050001 - “Vocational Training (by Industry)” (Qualification (Degree) “Bachelor”)]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449 (accessed 8.05.2014).
15. Chinkina N.Sh. Pedagogicheskie osnovy stimulirovaniya motivatsii tvorcheskogo samorazvitiya uchitelya v usloviyakh innovatsionnoy deyatel'nosti. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical Framework to Stimulate Creative Self Motivation of the Teacher in Terms of Innovation. Doct. Sci. Diss.]. Kazan', 2000. 497 p.
16. Hutmaher, W. Key competencies for Europe. Report of the Symposium Berne, Switzerland, 2-30 March, 1996. Strasburg, Council for Cultural Cooperation (CDCC). A secondary education for Europe, 1997. 67 p.
Received 10 February 2014