Научная статья на тему 'Историография проблемы деятельности культурно-просветительных учреждений в Адыгее (1920-1930-е годы)'

Историография проблемы деятельности культурно-просветительных учреждений в Адыгее (1920-1930-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ КУЛЬТУРЫ АДЫГЕИ / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теувежева Ирина Рамазановна

В статье рассматриваются новые аспекты изучения региональной научной историографии на основе конкретного исторического материала о деятельности культурно-просветительных учреждений первых десятилетий советской власти в Адыгее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историография проблемы деятельности культурно-просветительных учреждений в Адыгее (1920-1930-е годы)»

134 "КулътУРная жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

И. Р. ТЕУВЕЖЕВА

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АДЫГЕЕ

(1920-1930-е годы)

В статье рассматриваются новые аспекты изучения региональной научной историографии на основе конкретного исторического материала о деятельности культурно-просветительных учреждений первых десятилетий советской власти в Адыгее.

Ключевые слова: историография культуры Адыгеи, культурно-массовая работа, культурно-просветительные учреждения.

Детальное изучение развития исторической науки в Адыгее имеет научное и практическое значение, так как позволяет выявить новые грани закономерностей развития социальных отношений и событий последних десятилетий в регионе. Сделаны определенные шаги в направлении более объективного и правдивого освещения описанных ранее фактов.

Сложные и противоречивые социальные процессы являются объектом исторического исследования. В современном российском обществе наблюдается ярко выраженный интерес к культурно-историческим ценностям, их истокам и перспективам. В последние годы пересмотрены традиционные для советской исторической науки выводы. Отмечены ошибки в теории и практике. Материалы фондов Национального архива Республики Адыгея и отдельные литературные источники дают некоторое представление об основных направлениях, характере, методах, динамике развития исторической науки в регионе в 1920-1930-е годы.

Сегодня адыгские ученые склонны разделять изучение источников на три этапа: советский, постсоветский и современный. При этом объективность освещения исторического материала определяется политической ситуацией в стране и степенью доступности документов [1].

В рамках каждого периода, соответственно сложившейся в историографии традиции, источники подразделяются по территориальному признаку на общероссийские, региональные и местные. Рассматривая ряд исследований, опубликованных на территории Адыгеи, мы пришли к выводу, что вопросы руководства культурно-просветительной работой в большей степени изучались в статьях, раскрывающих историю культурного строительства (публикации о развитии периодической печати, ликвидации неграмотности взрослого населения Адыгеи и т. д.). Специальных работ по указанной тематике опубликовано не было, за исключением тех, которые входили в юбилейные периодические издания. В 1927 году вышла в свет первая концептуальная книга Ш. Хакурате [2]. В ней собран материал, отражающий состояние адыгейского аула послереволюционного периода: его социальная струк-

тура, школьное строительство, культурно-массо-вая работа, развитие быта.

Известные в Адыгее и за ее пределами ученые С. X. Сиюхов и Б. М. Городецкий явились главными исполнителями значительного для своего времени научного труда, изданного в начале 1926 года в серии «Республики и области СССР. Северный Кавказ» [3]. Историю и культуру адыгов до революции и после нее раскрыл в своей монографии (1927) известный кавказовед Н. А. Дубровин [4].

В конце того же 1927 года Я. Н. Раенко-Туранским к 10-летнему юбилею Октября была опубликована еще одна работа монографического плана по истории [5]. Автор труда, деятель местного бюро комиссии по изучению истории Октябрьской революции и ВКП(б), постарался в своей работе более подробно и детально осветить события, которые происходили в период Гражданской войны и советского строительства в Адыгее, стремясь строго придерживаться позиции и рамок существовавшей марксистской идеологии.

Оценивая литературу 1920-х годов, следует отметить ее агитационно-пропагандистский характер: научные обобщения соседствовали в ней с личными впечатлениями авторов. Следовательно, данные научные труды можно квалифицировать как работы, находившиеся на стыке исторического источника и научного анализа материалов.

Исследование событий 1920-1930-х годов имело продолжение и в более поздний период, цели и значение которого оставались прежними. Заслуживает внимания книга А. В. Бурнышева «Культура, рожденная Октябрем» [6], которая стала первым серьезным научным анализом культурного строительства в Адыгее. А. О. Хоретлевым совместно с работниками Адыгейского областного архива был подготовлен сборник документов о культурном строительстве в Адыгее [7].

Заметной вехой в изучении культуры и этнографии адыгов является коллективное издание в Москве Адыгейским научно-исследовательским институтом и Институтом этнографии АН СССР монографической работы, показавшей изменения, которые происходили в жизни сельского населения за годы первых пятилеток [8]. Однако ос-

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^

новными составляющими в спектре всех исследований являются такие работы, как «Очерки истории Адыгеи» [9], «Ученые записки» [10]. Это коллективные издания, где адыгские исследователи-историки в своих статьях и очерках пытались охватить все стороны материальной и духовной культуры в динамике ее развития, подробно осветить различные аспекты этносоциальной и политической истории Адыгеи.

Следует отметить работы, посвященные осмыслению региональной литературы. Важными являются монографии Л. С. Фрид (об истории развития политико-просветительной работы в РСФСР в 1917-1929 годах) [11], Е. Н. Кушевой (о связях народов Северного Кавказа с Россией) [12] и 3. М. Налоева (об истории культуры адыгов) [13]. Большой вклад в изучение этноса адыгов был внесен ученым Е. С. Зевакиным, посвятившим свой монографический труд истории адыгской культуры [14]. В сотрудничестве с адыгскими коллегами он подготовил к публикации очередные историко-этнографические очерки в книге, изданной к 25-летию Адыгейской автономной области [15]. Впоследствии в 1957 году в Майкопе была выпущена еще одна коллективная монография Н. А. Аутлева, Е. С. Зевакина и А. О. Хоретлева [16].

Среди ключевых проблем истории адыгов XX века продолжает оставаться изучение преобразований 1920-1930-х годов, неоднозначно трактуемых в науке, анализ национально-государственного строительства, мобильности и становления современной общественной структуры. Следует учитывать, что со сменой социально-экономического и политического курса меняются методологические и политические концепции ученых, планы и задачи дальнейшего исторического исследования. В настоящее время в развитии исторической науки в Адыгее наметился новый этап, работы историков обусловлены, прежде всего, переменами в общественно-политической жизни страны. Перед учеными стоит задача более глубокого и всестороннего освещение таких проблем, как русско-адыгские отношения XVI столетия, борьба адыгов за независимость в XIX веке и др. К сожалению, есть еще «белые пятна» в изучении Кавказской войны.

Естественно, что новый уровень теоретического постижения требует особых источников и, как следствие, совершенствования методов их

аналитического освоения. Развитие историографии помимо других возможных концептуальных измерений можно представить в виде смены исследовательских парадигм, выдвинувших на первый план тот или иной способ пространственного моделирования истории. Перед учеными стоят задачи переосмысления прошлого Адыгеи. Выработка новой концепции истории адыгов должна сказаться в освобождении от каких бы то ни было псевдонаучных и сиюминутных политических конъюнктур.

Литература

1. Напсо Ф. А. Из истории деятельности областной партийной организации по руководству народным образованием в Адыгее (1922-1940) // Ученые записки. Т. 2. Майкоп, 1974. С. 18.

2. Хакурате Ш. X Адыгея за 10 лет. Майкоп, 1927.

3. Сиюхов С. X, Городецкий Б. М. Адыгея: ис-торико-этнологический и культурно-экономический очерк. Майкоп, 1926.

4. Дубровин Н. А. Черкесы (адыге). Майкоп, 1927.

5. Раенко-Туранский Я. Н. Адыгея до и после Октября. Майкоп, 1927.

6. Национальный архив Республики Адыгея. Ф. Р-1. Оп. 1.Д. 17. Л. 63.

7. Хоретлев А. О. Культурное строительство в Адыгее (1922-1937 гг.): сб. архивных материалов. Майкоп, 1958.

8. Культура и быт колхозного крестьянства. Майкоп, 1957.

9. Очерки истории Адыгеи: в 2 т. Майкоп, 1976-1981.

10. Ученые записки: в 13 т. Майкоп, 1951-1989.

11. Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917-1929 гг.). Нальчик, 1974.

12. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связь с Россией. Нальчик, 1980.

13. Налоев 3. М. Из истории культуры адыгов. Майкоп, 1981.

14. ЗевакинЕ. С. Очерки истории адыгской культуры. Майкоп, 1949.

15. Зевакин Е. С. Адыгейская автономная область. Майкоп, 1951.

16. Аутлев Н. А., Зевакин Е. С., Хоретлев А. О. Адыги: историко-этнографический очерк. Майкоп, 1957.

I. R. TEUVEZHEVA. HISTORIOGRAPHY OF ACTIVITY OF CULTURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN ADYGHEYA IN THE 1920S AND 1930S

The article is dedicated to new aspects of study of regional scientific historiography on the basis of a certain historical material concerning the activity of cultural institutions of the first decades of the Soviet power in Ad-hygeya scientific historiography.

Key words: historiography ofAdhyg culture, culteral-mass work, cultural institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.