Научная статья на тему 'Историография «Казанских дорог»'

Историография «Казанских дорог» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОГИ / УРАЛ / ПОВОЛЖЬЕ / СИБИРЬ / ЗАСЕЛЕНИЕ / WAYS / URAL / VOLGA REGION / SIBERIA / SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самигулов Гаяз Хамитович

Статья посвящена обзору сведений о южных трансуральских путях, известных под общим названием «Старая Казанская дорога». В результате обзора дореволюционных публикаций по истории Урала, архивных материалов и опубликованных источников, выяснилось, что весьма смутно понимаемое сегодня выражение Старая Казанская дорога обозначало целую сеть исторических путей Южного и, частью, Среднего Урала, соединявших как европейскую часть материка с азиатской, так и южные районы с северными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«KAZAN' WAYS»: THE HISTORY OF STUDY

This paper concerned the South Trans-Uralian ways that are known under overall name "Old Kazan' road". Author has studied the pre-revolutionary publications, archive materials and published sources on the history of Ural region. As a result he concluded that very vague understanding now concept "Old Kazan' road" in really means a large network of historical ways of Southern and, partially, Middle Ural, that connected European and Asian parts of continent, as well as Southern regions with Northern.

Текст научной работы на тему «Историография «Казанских дорог»»

УДК 550 + 94(470.5) ББК Т4(2Р36)

Г.Х. Самигулов

ИСТОРИОГРАФИЯ «КАЗАНСКИХ ДОРОГ»

G. Kh. Samigulov

«KAZAN’ WAYS»: THE HISTORY OF STUDY

Статья посвящена обзору сведений о южных трансуральских путях, известных под общим названием «Старая Казанская дорога». В результате обзора дореволюционных публикаций по истории Урала, архивных материалов и опубликованных источников, выяснилось, что весьма смутно понимаемое сегодня выражение Старая Казанская дорога обозначало целую сеть исторических путей Южного и, частью, Среднего Урала, соединявших как европейскую часть материка с азиатской, так и южные районы с северными.

Ключевые слова: дороги, Урал, Поволжье, Сибирь, заселение.

This paper concerned the South Trans-Uralian ways that are known under overall name “Old Kazan’ road”. Author has studied the pre-revolutionary publications, archive materials and published sources on the history of Ural region. As a result he concluded that very vague understanding now concept “Old Kazan’ road” in really means a large network of historical ways of Southern and, partially, Middle Ural, that connected European and Asian parts of continent, as well as Southern regions with Northern.

Keywords: ways, Ural, Volga region, Siberia, settlement

Трансуральские пути сыграли важную роль в русском заселении Сибири и восточных склонов Урала, в сельскохозяйственном и промышленном освоении новых территорий. Различной была история «открытия» и использования путей из Европы в Азию через Уральский хребет. Различна и их современная судьба, а историческая память оказывается довольно пристрастной, бережно лелея воспоминания об одних трансуральских трассах и старательно затушевывая, до полного забвения, сведения о других маршрутах. Наверное все, кто интересуется историей Урала и Зауралья знают про древний путь в Югру, соединявший в средние века северные русские земли и Зауралье. Шла эта дорога от Чердыни по Вишере и Лозьве на Тавду и, далее на Тобол, однако была трудна в использовании и не всегда проходима1. Существовал маршрут, которым прошел в Сибирь Ермак, но он тоже был не для постоянного, бесперебойного сообщения2. В 1597 г. Артемий Бабинов указал новую, более удобную дорогу, ведущую от Соликамска к верховьям реки Туры, где и был поставлен город Верхотурск, а сама дорога получила название Новой Сибирской Верхотурской3, или Государевой Верхотурской, однако чаще используется наименование по имени открывателя — Бабиновская дорога4. Существовала также Чусовская дорога для контроля за которой была поставлена сначала Чусовская-Уткинская слобода5, а затем, на ее месте, Уткин-ская пристань. Правда, как будет показано дальше, Уткинская слобода (первоначально Чусовская застава) контролировала, в большей степени путь из района Кунгура по р. Сылва, через верховья Чусовой, далее на р. Исеть6; на этом же маршруте, очевидно, возникло село с говорящим названием Караульное в верховьях р. Сылвы. Впоследствии по этой трассе

будет проложена трансуральская часть Большого Сибирского тракта7. Но один из самых южных путей через Уральский хребет из Европейской России в Азиатскую — Старая Казанская дорога, как ни странно, практически неизвестен современным исследователям. В том случае, если этот путь упоминается в связи с какими-либо обстоятельствами, описание его трассы, за редким исключением, весьма приблизительно. Л. Е. Иофа, в своей книге «Города Урала» так описал трассу Старой Казанской дороги: «она шла с востока от верховьев Исети степью-«полем» и разветвлялась по направлению рр. Уфы и Сылвы», причем это описание несколько расходится с изображением дороги на карте в той же книге8. Приведенное в книге «Города Урала» описание Казанской дороги, в слегка измененном виде, перекочевывает в «Уральскую историческую энциклопедию»9. Откровенно говоря, представить себе, где именно проходила описанная дорога в Зауралье практически невозможно, поскольку привязки предельно размыты, и без графического образа бессмысленно гадать, где же шли караваны. Мы должны констатировать, что на сегодняшний день фактически неизвестна трасса, или трассы Старой Казанской дороги10, не изучены характер и интенсивность ее использования на протяжении периода русской колонизации. Иначе говоря, практически все наши знания о Старой Казанской дороге весьма приблизительны. В настоящей работе мы попытались на основании данных ряда исследований, а также ряда опубликованных и неопубликованных источников проследить историю этого трансуральского пути периода русской колонизации и выяснить, где именно он проходил, по крайней мере, по территории Южного Зауралья.

С этим путем можно соотнести дороги, прямо или косвенно упоминаемые в ряде опубликованных документов, в частности в приложениях к «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера в «Пермской летописи» В. Шишонко, некоторых других изданиях. Одно из самых ранних упоминаний названного пути в русских документах связано со строительством города Уфы и датируется 1586 г.: «государевы люди городы многие поставили в Сибирской земле. Из этого города на Белой Воложке казанским людям многим ходить в Сибирь. А тот город стал на дороге...»11. К начальному периоду русской колонизации Зауралья, относится документ, упоминающий короткую дорогу из Сибири на Уфу и датированный 1600 г. Это отписка тюменского воеводы Луки Щербатого уфимскому воеводе Михаилу Нагому, где содержится следующий текст: «А путь, господине, от Уфы на Тюмень ближний сухой. А я, господине, тюменским служивым людям и волостным татарам по государеву указу позволил ездить на Уфу и в Уфинский уезд в волости со всяким товаром»12. Очевидно, той же дорогой ехали в ноябре 1600 г. посланные на поиск лагеря Кучумовичей сын боярский Гаврило Артемьев с отрядом, которые добрались от Уфы до Каратабынской волости за 10 дней, а оттуда до кочевий Кучумовичей, в верховьях Убагана, за 8 дней. «А кочуют де царевичи Канай да Озим меж Ишим и Обага реки (современный Убаган — приток р. Тобол — Г. С.) в дуброве, а от устья Обаги реки три днища езду конного вверх по Абаге...»13. И, скорее всего, именно по этому пути в начале XVII в. гнали на продажу коней и коров в Туринский острог «казанские татаровя и черемиса и чуваша»14— хорошо сочетается этот документ с тем, что приведен ниже, о том как «скот ганивали» из Казани в «Тоболеск». Да и сложно представить себе перегон коров из Поволжья в Туринск через Верхотурье, по Бабиновской дороге, по крайней мере, прибыльность подобного торгового предприятия была бы довольно сомнительна. Путь по Старой Казанской дороге был ближе, как минимум, в два раза. В начале 1670-х гг. на месте впадения в р. Ай — база экспедиции по поиску серебряной руды. Руководитель работ в 1672—1674 гг. Яков Хитрово, похоже, вновь «открыл» Старую Казанскую дорогу, по которой можно было отправлять письма и грузы от Уральского острожка до Москвы напрямую — через Уфу и Казань, а не вкруговую — через Верхотурье. Он писал, что «уфимской дорогой до Москвы полтрети тысячи (две с половиной тысячи — Автор), а сибирской — 4000 верст и более», правда, уточнял, что через башкирские леса и степи без толмача и проводника ездить невозможно15. В одной из статей, где рассматривается вопрос о придорожном кресте, когда-то (в 1649—1650 гг.) поставленном на перекрестке дорог, неподалеку от новопостроенного Исетского острога, приведен текст документа XVII в. Дадим, в свою очередь, выдержки из этого документа: «В прошлом де во 158-м (1649—1650)... построен на реке Исети То-болского уезду вновь Исецкой острог..., а к тому острогу была дорога которая ныне есть с Тюмени в ЬІсецкой острог, и через ту тюменскую дорогу ездили дорогою ис Казани в Тоболеск и ис Тобол-

ска в Казань с торгами всяких чинов люди и скот ганивали; ... а та дорога проложена была исстари, для того что ездили де тою дорогою ис Тоболска в Казань, а ис Казани в Тоболеск торговать...; и в тех годех слобод и острогов не было, ездили тем пустым местом тою дорогою»16. В.Н. Курилов, из статьи которого взят приведенный текст, соотносит ее со Старой Казанской дорогой, которая шла с запада на восток, по водоразделу Исети и Туры-Пышмы17, но не рассматривает трассу дороги далее к западу, поскольку это далеко выходит за рамки цитируемой работы. В. В. Пестерев пишет, что на Старой Казанской дороге, в 1655 г. был поставлен Катайский острог. Он же сообщает, что этот путь реально существовал и использовался еще во второй половине XVII в., цитирует «Список с чертежа Сибирския земли» где дана общая характеристика маршрута дороги от Тобольска до Казани: «мимо Тюмени и Уфы, степью чрез Башкирскую землю, езду месяц»18. Практически все приведенные материалы фиксируют наличие пути из Казани в Сибирь через Уфу, причем пути, существовавшего до начала русской колонизации. Однако, в этих документах отсутствуют указания на конкретный маршрут — единственное, что можно заключить из вышеизложенного — путь действительно шел по короткому маршруту, иначе сложно представить себе как добирались из Тобольска до Казани за месяц. Нас же, как раз интересует маршрут/маршруты Казанской дороги на Южном Урале и место/места пересечения ею Уральского хребта.

Поскольку исчерпывающего ответа в современных работах найти не удается, попытаемся поискать информацию в старых исследованиях, может быть, что-то было описано тогда, когда еще не совсем ушло в прошлое? У В. Шишонко, в одном из томов его «Пермской летописи» есть такое примечание: «Чрез Катайский острог пролегала старинная дорога из Сибири, от урочища Явлутор... Означенная дорога тянулась к перешейку между озерами Иртышем (Иртяшем — Г. С.) и Большие Касли, потом, по перевале через Урал, она разделялась на две ветви, из коих одна шла на Кунгур, другая на Уфу. Эта дорога еще в 1680 г. называлась Старой Казанской дорогой; называлась она и Уральской дорогой (Курсив В. Шишонко. — Автор)»19. Название «Уральская» также весьма характерно, тот же В. Шишонко отмечает, что «Название: Урал заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом»20. Последнее обстоятельство —локальное изначально название «Урал», довольно характерно и немаловажно. Уральской могла называться дорога, пересекавшая хребет на определенном его отрезке, включавшем горы возле озер Иртяш и Касли — «меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень большая дорога...»21. Также как Новый Уральский острожек, существовавший в 1669—1674 гг., находился как раз таки на терри-

Исторические науки

тории современного Златоуста22, где горы носили название Урал, отчего и получил свое имя.

Однако насколько обоснованы выводы исследователя XIX в. о трассе Старой Казанской дороги? Чтобы уточнить это, обратимся к документам XVII—XVIII вв., часть которых опубликована в различных изданиях. Тема Казанской Уральской дороги затрагивается, в частности, в материалах территориального спора зауральских башкир и русских слободчиков. В конце XVII в. тобольскому дворянину Ивану Полозову, для выяснения ситуации, было поручено провести сыск. В документах сыска Полозова указано: «...по указу великих государей Катайский острог заводил и строил верхотурской сын боярской Панкратей Перхуров... и учинен тот острог заставою для проезду ис Казани и с Уфы купецких людей в Тоболеск и в ыные сибирские городы»23. Основан Катайский острог в 1655 г.24

В том же документе описана трасса старой Казанской (Уральской) дороги на определенном отрезке: «А от Катайского острогу идучи по Казанской Уральской дороге до отноги Маяна озера... 19 верст, а от тех ... до речки Караболки пять верст... А от Караболки речки, едучи по Казанской Уральской дороге, до озера Порохового... А от того озера, едучи по Казанской же дороге, х Каменю на правой стороне Алак Большой, другое озеро Алак Малой... А от того озера едучи на правой стороне Казанской дороги близ Камени озеро Касли. ,.»25. Сразу после проведения сыска Полозова зауральские крестьяне подали челобитную, доказывая необходимость строительства русских слобод и крепостей в Зауральской Башкирии. Одним из аргументов необходимости основывать русские населенные пункты служило то обстоятельство, что «... меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень проезжая большая дорога в Казань, и на Уфу, и на Кунгур, купеческия люди из русских городов с товары по вся годы ездят в Сибирские городы, а из Сибири ездят с товары в Русские городы. И кроме той дороги летом и зимою купецким людям с товары проехать утайкою будет не куды: объезжия дороги все сошлись к тем озерам, к Истоку, что течет из Касли озера в Иртяш озеро.»26.

Казанская дорога, судя по документам, имела четко выраженную «проезжую» часть, то есть хорошо фиксируемое дорожное полотно. Причем границы этого полотна были достаточно постоянны, чтобы служить ориентиром при межевании, описании границ земельных владений. Одно из первых упоминание Старой Казанской дороги как межевого ориентира приведено в цитированном выше документе об Исетском остроге: «будто та дорога Казанская межею Тюменскому городу и Исецкому острогу». Правда в документе эта точка зрения как раз таки оспаривается, но важен сам факт восприятия дороги как зримой разделительной черты27. В описи земель Успенского Далматова монастыря, составленной стольником Львом Поскочиным в 1683—1684 гг. значится: «...а межа той земли и сенным покосам (Далматова монастыря — Автор) от реки Исети от заречного сосноваго бору через реку Исеть х Казанской дороге прямо в гору через наволок у дороги Казанской выкопана яма, а в ней уголье, а подле тое ямы столб а (на) нем грань...

подле колка на краю береза... от березы прямо на Казанскую дорогу, а с Казанской дороги на речку... »28. В указной грамоте на основание Багаряцкой слободы, выданной в 1688 г., также фигурирует в качестве пространственного ориентира эта дорога, но уже под вторым своим названием — Уральской: «...до межи Катайскаго острогу а от того ключа и Катайской межи до Уральские дороги а от Уральские дороги в верх по той же Синаре речке по обе стороны на нижное озеро Аллак...»29. Использовали Старую Казанскую дорогу (причем именно под таким названием) как ориентир и геодезисты, составлявшие планы и описания участков, отводимых под разработку рудников для назначенных к строительству Златоустовского и Саткинского заводовв 1751—1765 гг.: «...до речки Уряк с левой стороны и до дороги старой Казанской, а вершина оной речки Уряка влеве с 4 версты... от той дороги Старой Казанской поворотя влево до речки Куваши впадшей в речку Ай вниз с левой стороны... пошли по инструменту от Саткинского заводу подле дорогу по которой ездят из города Казани в Новотроицкую крепость»30. Использовалась как ориентир эта дорога и при межевании земель Далматова монастыря в 1756 г.: «От оной кудреватой березы и ям по дороге Казанской в двухстах саженях поставлен столб.. ,»31. Там же зафиксировано изменение створа дороги на определенном участке: «...по дороге чистым пахотным местом между прежней и нынешней Казанскими дорогами...»32.

Итак, приведенные материалы довольно убедительно показывают, что с самого начала русской колонизации Зауралья была известна дорога, соединявшая Поволжье и, очевидно, Прикамье, с Зауральем и проходившая через хребет Южного Урала. Остаются, тем не менее, некоторые разночтения, которые не дают поставить точку в исследовании. Эти разночтения будут рассмотрены в следующей статье, темой которой станет локализация «реперных» участков дороги и выяснение вопроса — сколько же все таки было путей, объединенных названием «Старая Казанская дорога»?

Примечания

1. Шишонко 1881, 119; Дмитриев 1894, 166.

2. Шишонко 1881, 103; Дмитриев 1894,193—195

3. Иофа 1951, 68; Шишонко 1881, 119; Миллер 1999, 367—371.

4. Корчагин 2001, 18, 20 и др; Пестерев 2005, 198; Иофа 1951, 68.

5. Иофа 1951, 84—85.

6. Шишонко 1884, 478—479.

7. Иофа 1951, 186, карта 7.

8. Иофа 1951, 50—51, 87 — карта 5.

9. Уральская 2000, 188.

10. Это хорошо видно при сравнении статьи энциклопедии, посвященной этому пути с описаниями Бабинов-ской дороги, Большого Сибирского тракта или Чердын-ского пути в той же Уральской исторической энциклопедии. Уральская 2000, 187-188.

11. Иофа 1951, 81.

12. Миллер 2000, 187.

13. Миллер 2000, 195—196.

14. Миллер 2000, 214-215.

15. Курлаев, Манькова 2005, 177—179.

16. Курилов 2004, 70.

17. Курилов 2004, 70.

18. Пестерев 2005, 206.

19. Шишонко 1884, 478.

20. Шишонко 1887, 57—58.

21. Шишонко 1887, 55.

22. Курлаев, Манькова 2005, 149—183.

23. Материалы 1936, 88.

24. История 1995, 115; Менщиков 2004, 90.

25. Материалы 1936, 85—86.

26. Шишонко 1887, 55—56.

27. Курилов 2004, 70.

28. ГАГШ. Ф. 224. Д. 26. Л. 2 об.

29. ОГАЧО. Ф. И-172. On. 1. Д. 97. Л. 1—4.

30. ОГАЧО. Ф. И-227. On. 1. Д. 1. Л. 215.

31. ГАГШ. Ф. 224. Д. 26. Л. 66.

32. ГАГШ. Ф. 224. Д. 26. Л. 7.

Поступила в редакцию 09 февраля 2011 г.

САМИГУЛОВ Гаяз Хамитович, кандидат исторических наук, доцент кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ. E-mail: Gayas_@mail.ru; GayazSam@gmail.com

SAMIGULOV Gayas Khamitovich, PhD, Assistant Professor in South-Ural State University, Chair of Ancient History and Ethnology of Eurasia. E-mail: Gayas_@mail. ru; GayazSam@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.