Научная статья на тему 'Историографический обзор философско-поэтического наследия Веданта Дешики (Венкатанатхи)'

Историографический обзор философско-поэтического наследия Веданта Дешики (Венкатанатхи) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историографический обзор философско-поэтического наследия Веданта Дешики (Венкатанатхи)»

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКО-ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВЕДАНТА ДЕШИКИ (ВЕНКАТАНАТХИ)*

Н.А. Сафина

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Вклад Веданта Дешики (Венкатанатхи) (1269—1370) (1) в философскую систему вишишта-адвайта-веданты настолько значителен, что признается вторым по величине после Рамануджи (1017—1137). Его наследие составляет более 100 работ на санскрите, тамильском и др. языках, среди которых помимо крупных философских и теологических трактатов и подробных комментариев мы находим ряд поэтических сочинений. Если задачей Рамануджи как основателя вишишта-адвайты было построение прочного фундамента учения и его систематизация, то задача Венкатанатхи состояла во всестороннем развитии философских и теологических доктрин школы и защите их от усиливающейся критики со стороны других религиозных систем того времени.

Автобиографические зарисовки о жизненном пути Веданта Дешики мы находим в его сочинении «Санкальпа-сурьйодая» и некоторых других его философских работах.

Он родился в районе Туппул южноиндийского города Канчипурам в брахманской семье вишнуитов в 1269 г. Его отец, Анантасури, был внуком одного из семидесяти четырех преемников Рамануджи. Дешика получил традиционное для брахманов образование под руководством выдающегося логика вишишта-адвайты того времени Атреи Рамануджи (1221—1295).

Первый период своего жизненного пути Венкатанатха провел в родном городе, где стал главой ачарьев Канчи-матха (2). В дальнейшем он переехал в Тиру-вахиндрапурам. Если в Канчипураме Дешика творил как философ, написав здесь несколько самых известных философских работ, то в Тирувахиндрапураме он написал свои лучшие санскритские поэмы и гимны (3). Позднее он совершил паломничество в Тирупати, а также посетил главные религиозные центры северной Индии. В Шрирангам, главный религиозно-философский центр шри-вишнуизма, Венкатанатха был приглашен для защиты учения вишишта-адвайты в философских диспутах, провоцируемых представителями религиозно-философской системы адвайты. После блестящих побед в философских спорах и укрепления учения Рамануджи ему было предложено место главы Шрирангама. Таким образом, он стал главой двух крупнейших религиозно-философских центров вишнуизма XIV в.

В Шрирангаме Венкатанатха вел активную деятельность по обучению и разъяснению священных текстов вишнуизма и написал свои монументальные фило-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-00806.

софские труды, не считая периода мусульманского вторжения, во время которого он посетил Мелкот.

На сегодняшний день религиозно-философскому учению Веданта Дешики посвящен ряд исследований индийских и европейских авторов. Для формирования наиболее полной историографической картины в первую очередь мы обратимся к списку статей и монографий фундаментального энциклопедического труда К. Пот-тера [2. P. 493—502]. Кроме того, мы также рассмотрим статьи, посвященные учению Венкатанатхи в историях индийской философии, религии и литературы, энциклопедических изданиях, а также обратимся к российским исследованиям.

Особое место среди работ, посвященных Веданта Дешике, занимает обширная монография Сатьяврата Сингха «Веданта Дешика: его жизнь, работы и философия» (1958), в которой автор ссылается на множество автобиографических пассажей из трудов философа, приводит подробное описание и хронологию его работ и иную информацию [3].

Как указывает автор, учение Венкатанатхи и его работы стали предметом подробного изучения еще во время его жизни. В этом смысле первопроходцем можно рассматривать уже его сына Вараданатха Ведантачарью (р. 1317), который написал серию санскритских комментариев на философские работы своего отца (4). Кроме того, ближайший ученик Веданта Дешики, ачарья Брахматантра Па-ракала, также занимался изучением жизни, работ и философского учения своего

гуру (5).

В XV—XVI вв. благодаря усилиям крупных мыслителей того времени, таких как Махачарья (Доддаячарья), Шри Ниваса, Нарасимха Дева и Аппайя Дикшита, творчество Ведантачарьи заняло свое место в истории философии и литературы Индии. В XVII—XIX вв. сформировались центры изучения философии и поэзии Дешики в Канчипураме, Шрирангаме, Тирупати и Тирувахиндрапураме. Последователи сочиняли хвалебные песни и поэмы на санскрите и тамильском во славу великого ачарьи вишнуизма (6).

XX век на фоне значительного развития знания и исследований в области индологии дал относительно масштабный рост в изучении философско-поэтического наследия Веданта Дешики. Впервые была опубликована большая часть его трудов, появились публикации и монографии, посвященные его жизни и творчеству, часть произведений была переведена на другие индийские языки. Весь корпус этих работ мы можем разделить на три типа.

Первый тип включает представителей вишнуитской школы Вадагалаи (7), которые продолжали традицию своих предшественников, основывая академии, исследуя и разъясняя работы своего ачарьи и пропагандируя его учение (8). В этот период появились целые серии публикаций трудов Дешики: «Шастра-муктавали», «Веданта Дешика Грантхамала», а также серия «Пандита» в Бенаресе, благодаря которой североиндийские студенты направлений индийской философии и санскритской литературы получили возможность изучения трудов философа [3. P. XI— XVII Introduction].

Второй тип включает индийских академических исследователей. Как указывает Сатьяврата Сингх, первые исследования на английском языке, предостав-

ляющие исторические сведения о жизни и творчестве Веданта Дешики, появились в 1905—1912 гг. в индийских индологических журналах. Здесь можно отметить работы авторов Гопинатха Рао в Madras Review (1905), Говиндачарьи и В. Рагха-вачари в Journal of the Royal Asiatic Society (1909—1912).

Конечно, по сравнению с сотнями обзорных исследований, посвященных Ра-манудже, общее число исследований о Дешике крайне мало. Карл Поттер указывает 15 статей и 4 монографии на английском языке, посвященные жизнеописанию, обзорам трудов и вкладу Веданта Дешики в философскую систему вишишта-ад-вайты. Самая ранняя статья датируется 1909 г. в Indian Review автора Т. Раджа-гопалачарьи под названием «Шри Веданта Дешика», а первая монография написана в 1911 г. М.К. Татачарьей [4]. Кроме вышеупомянутой обширной монографии Сатьяврата Сингха отметим также заслуживающую внимания работу К.С. Вара-дачари, выдающегося исследователя шри-вишнуизма XX в., под названием «Библиография работ Веданта Дешики» [5], которая содержит сведения о его трудах, а также исследование С. Ийенгара [6].

Среди историй индийской философии, литературы, религии и политики, пожалуй, самой информативной работой о жизни и творчестве Веданта Дешики является работа С. Дасгупты в его «Истории индийской философии» (1922), хотя она и пересекается по содержанию со многими предшествующими статьями [7. P. 119—125]. Стоит обратить внимание и на короткие, в среднем объемом 1—2 стр., статьи М. Хириянны в его «Очерках индийской философии» (1932), где он пишет о личности Венкатанатхи как о второй по значимости фигуре в истории вишиш-та-адвайты [8. P. 385], и М. Кришнамачариара в «Истории классической санскритской литературы» (1937), где тот дает биографические сведения о Дешике и приводит некоторые его поэтические работы [9. P. 208—209]. Проявляет интерес к Веданта Дешике и Сарвапелли Радхакришнан в «Индийской философии» (1923) [10. P. 669—670].

Рассматривая корпус статей, посвященных учению Венкатанатхи, следует обратить особое внимание на обширную работу С.М. Шриниваса Чари «Веданта Дешика. Поэт-диалектик школы вишишта-адвайты», состоящую из 5 разделов о его биографии и работах, его вкладе и развитии философских и теологических доктрин вишишта-адвайты [11. P. 133—166]. Шриниваса Чари также принадлежит серия монографий о некоторых философских работах Дешики, о чем будет подробнее сказано ниже.

Что же касается изучения наследия Веданта Дешики на западе, что и составляет третий тип, то можно отметить крайне неглубокую разработанность этого вопроса в среде европейских исследователей XX в., хотя упоминания о нем встречаются еще в работах А.Б. Кейта, М. Моньера-Уильямса, О. Барта в их историях индийской религии и философии [12. P. 124].

Сегодня нам известно несколько европейских авторов, которые в последние годы начали проявлять глубокий интерес к изучению философских трудов Вен-катанатхи. В первую очередь к ним можно отнести Г. Оберхаммера, М. Шмукера, М. Растелли, Э. Фрески (9). Интересы этих ученых связаны с исследованиями и переводами текстов Панчаратры, мимансы и вишишта-адвайты. Ими, в частности,

переводятся работы Дешики «Панчаратра-ракша» и «Сешвара-миманса», а также изучается влияние религиозной традиции Панчаратры на философскую систему вишишта-адвайты. Следует также упомянуть работы Патриции Мумме из Университета Огайо (США), которые посвящены изучению философско-теологических особенностей школы Тенгалаи вишишта-адвайты. С поэтическими работами Вен-катанатхи читатель может ознакомиться, например, в монографии С. Хопкинса (2007) [15].

В России наследие Веданта Дешики еще не изучено и является абсолютно неразработанной темой исследования. Однако в 1985 г. известный российский индолог В.С. Семенцов в своей монографии «Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике» обращает особое внимание на «крупнейшего мыслителя вишишта-адвайты после Рамануджи» Венкатанатху и приводит некоторые его комментаторские работы [16. С 23, 106]. Сегодня также можно отметить рецензию Р.В. Псху на сборник трудов по материалам специальной конференции, организованной Г. Оберхаммером и М. Растелли (2011), в которой читатель знакомится с личностью Веданта Дешики и некоторыми его философскими взглядами [17. С 459—470], а также статью этого автора в энциклопедии «Индийская философия» (2009) [18. С 255—257] и ссылки в ее работах о Раманудже. Следует также упомянуть материалы лекций М. Б. Демченко о Венкатанатхе, прочитанных в рамках курса «Религии Южной Азии» ф-та религиоведения РПУ в 2012—2015 гг.

В сравнении с Рамануджей Венкатанатха был очень плодотворным автором. В частности, Сатьяврата Сингх приводит библиографию из 119 работ, хотя есть упоминания и о большем количестве его трудов (121). Как уже упоминалось, Веданта Дешика писал не только на санскрите и тамильском — до нас дошли его работы на маниправалам и пракрите (10).

Весь корпус его работ можно разделить на несколько категорий: философские труды на санскрите, комментарии, теологические работы на санскрите и мани-правалам, поэтические работы и лирика. К сожалению, лишь немногие труды (в основном поэтические) переведены полностью или частично на европейские языки. Здесь более подробно мы остановимся на философских работах автора на санскрите и его комментариях.

Философские трактаты Дешики уточняют и развивают многие аспекты и концепции вишишта-адвайты, разработанные Рамануджей в полемике с другими философскими системами.

Классический трактат «Таттва-мукта-калапа» (Тайуашик1ака1ара, «Стихотворный трактат об освобожденной реальности») с комментарием «Сарвартха-сиддхи» (8агуагШа81ёдЫ, «Достижение всех целей») самого же автора предположительно написан в 1333/34 г.

Эта работа сквозь призму критической оценки взглядов других школ философской мысли раскрывает онтологические, эпистемологические и метафизические основы философско-религиозной системы вишишта-адвайты и рассматривает их в пяти разделах: субстанция (dravya), индивидуальная душа С^), Бог (Т^га), познание (buddhi), не-субстанция (adravya). Трактат переведен на язык хинди, а также ему посвящена монография Чари на английском языке [19].

Как пишет Ш. Чари в своей статье, труд «Сешвара-миманса» (Sesvaraml-mamsa, «Теистическая миманса») имеет целью гармонизировать учение «Брахма-сутр» Бадараяны и «Пурва-миманса-сутр» Джаймини как две непротиворечивые формы единого целого (eka-aastra).

Произведение является незаконченным. Данный трактат исследуется на сегодняшний момент Э. Фрески.

«Ньяя-паришуддхи» (Nyayaparisuddhi, «Оправдание логики») раскрывает эпистемологические теории вишишта-адвайты, и, по словам самого автора, призвана примирить веданту и ньяю. Как указывает Карл Поттер, некоторые пассажи трактата переведены и опубликованы в Нью-Йорке в 1976 г. в Hindu Theology: A Reader. Кроме того, в 2008 г. вышла монография Ведавалли Нараянана, посвященная этому труду [20].

«Ньяя-сиддханджана» (Nyayasiddhanjana, «Волшебный бальзам логики») является своего рода дополнением и продолжением «Ньяя-паришуддхи». В нем подробно рассматривается последняя тема предшествующего труда — объекты познания вишишта-адвайты (prameya). Как указывает Э. Фрески, работа переводилась исследователем Миками Тошихиро, но, к сожалению, осталась неопубликованной. Она доступна на сайте университета Токио в электронной форме [21].

«Адхикарана-саравали» (Adhikaranasaravall, «Строки о сущности разделов [«Брахма-сутр»]) представляет собой поэтическое резюме каждой адхикараны «Брахма-сутр», их основных тем и разделов на основе «Шри-бхашьи» Рамануджи. Идея этой работы появилась благодаря учителю Венкатанатхи — Атрее Рамануд-же. «Адхикарана-саравали» написана предположительно до главного комментария Дешики на «Шри-бхашью» под названием «Таттва-тика» и является своего рода его синопсисом. Хотя перевода этой работы пока не существует, о ней написана обширная монография Шриниваса Чари [22]. Кроме того, как упоминалось выше, сын Дешики Вараданатха Ведантачарья написал комментарий к этой работе на санскрите.

Трактат «Шата-душани» (SatadusanI, «Сто опровержений») заслуживает особого внимания. Эта полемическая работа Дешики направлена на опровержение учения Шанкары, Бхаскары и Ядавы. Исходя из названия изначально планировалось 100 опровержений адвайта-веданты, однако сама работа состоит из 66-и таких пассажей.

«Шата-душани», пожалуй, является наиболее популярным философским сочинением Венкатанатхи. Существует перевод этой работы на хинди, статья Б.Х. Кападиа и монография на английском языке д-ра Шриниваса Чари [23].

Среди комментаторских работ Веданта Дешики, помимо важнейшего комментария на Шри-бхашью Рамануджи «Таттва-тика», необходимо отметить такие работы, как «Татпарья-чандрика» — комментарий на «Гита-бхашью» Рамануджи; «Гитартха-самграха-ракша» — комментарий на «Гитартха-самграху» Ямуначарьи; «Чатухшлоки-бхашья» — комментарий на «Чатухшлоки» Ямуначарьи; «Рахасья-ракша» — комментарий на «Гадьятрайю» Рамануджи; «Ишавасйопанишад-бхашья» — комментарий на «Иша-упанишаду».

Шриниваса Чари также упоминает тридцать два теологических трактата Ве-дантачарьи на языке маниправалам, призванных популяризировать вишнуитскую философию и религию среди простых людей. Самой популярной работой является «Рахасья-трайа-сара», где разъясняется природа Брахмана и индивидуальной души, доктрина прапатти (упования на Бога) и другие религиозные концепции.

Теологические труды на санскрите включают восемь работ. В них также уделяется большое внимание доктрине прапатти и подробно рассматриваются ежедневные религиозные обязанности. Трактат «Панчаратра-ракша», как упоминалось ранее, вызывает особый интерес среди европейских исследователей. Он переведен на язык хинди и упоминается в ряде европейских исследований. Основная идея этой работы — доказательство универсальности и непротиворечивости учения Панчаратры учению вишишта-адвайты. Она как бы продолжает традицию обоснования этого вопроса, заложенную Ямуначарьей (918—1038 гг.) в его «Агама-праманье» (11).

Особого внимания заслуживает корпус поэтических работ Веданта Дешики. Сюда входят не только многочисленные религиозные гимны и стотры, но и объемные поэмы.

Чтобы передать всю изысканность и виртуозность поэтического мастерства Веданта Дешики, достаточно взглянуть на некоторые его стихи на санскрите, вызывающие восхищение и удивление у исследователей.

В. Сампад приводит несколько примеров грамматического мастерства или санскритской «лингвистической акробатики» из работ Венкатанатхи, наравне со стихами Калидасы и Бхартрихари. Одним из таких примеров являются строки из «Падука-сахастра», состоящие из 32 слогов, где присутствует всего одна гласная «а» и одна согласная «йа»:

yäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyä I

yäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyäyä H (12)

В заключение отметим, что Венкатанатха был известен не только как величайший вишнуитский философ, поэт и религиозный деятель, но и как человек, обладающий яркой персональностью, чья жизнь и в настоящее время служит неиссякаемым источником вдохновения для последователей вишнуизма. Отличительной чертой его характера, как упоминает Ш. Чари, была отрешенность (vai-rägya). Благодаря признанному мастерству в диалектике, искусстве диспута и поэзии еще при жизни он был удостоен титулов «лев среди поэтов и философов» и «мастер всех искусств». Обширное философское, теологическое и поэтическое наследие этого философа и его вклад в развитие учения вишишта-адвайта-веданты несомненно составляет большой интерес для современного исследователя, а подробное изучение его трудов является актуальным для развития истории индийской философской мысли.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Веданта Дешика (Vedänta Desika) также известен как Венкатанатха (Vehkatanätha) или

Ведантачарья (Vedäntäcärya). Даты его жизни различаются в некоторых источниках. Так,

традиционными датами, зафиксированными вишнуитскими последователями гурупа-

рампары (линии передачи от учителя к ученику), являются 1268—1368 гг. Однако, как пишет В.Н. Хари Рао, такая датировка вызывает сомнения. Его главный аргумент касается стихотворных надписей в храме Шрирангама, которые были сочинены Веданта Де-шикой и датируются 1371 г. [1. P. 85—88]. Мы же придерживаемся более современной датировки, используемой в исследованиях последних десяти лет Австрийской академии наук.

(2) Канчи-матх — вишнуитский духовный центр г. Канчипурама.

(3) Например: «Деванаяка-панчасат», «Хаягива-стотра», «Ачьюта-шатака» и др. Именно в «Ачьюта-шатака» впервые появляется упоминание об известном титуле Дешики «лев среди поэтов и философов» (Kavitarkika-kesari/Kavitarkika-simha), который часто встречается в литературе о нем и в комментариях на его работы наравне с другим его титулом «мастер всех искусств» (Sarvatantra-svatantra). По-видимому, титулы были даны Дешике последователями и почитателями, сравнивавшими его с Калидасой.

(4) Например: «Адхикарана-чинтамани» на «Адхикарана-саравали», «Пар играна» на «Ми-манса-падука», «Артхасамграха» на «Рахасья-трая-сара», труд «Дешикапрапатти» и др. Подробный перечень работ представлен в библиографии К. Поттера [2. P. 512—513].

(5) После смерти учителя он возглавил Паракала-матх в Карнатаке, первый средневековый монастырь школы Вадагалаи, основанный Дешикой. Этот матх и сегодня ведет активную деятельность, а его глава является 36-м ачарьей после Паракалы.

(6) В это время появились работы «Веданта-дешика-вайбхава-пракашика», «Саптати-ратна-малика», «Веданта-дешика-мангалашасана» и др.

(7) Существует две ветви поздней вишишта-авайта-веданты — возглавляемая Веданта Дешикой северная санскритизированная школа Вадагалаи (Vatakalai) и южноиндийская тамилизированная школа Тенгалаи (Tenkalai), главой которой был Пиллаи Локачарья (1264—1369). Главные отличия во взглядах этих школ касаются вопросов пути спасения души, божественной милости и свободы воли.

(8) Они основали академии «Дешика-сампрадайа-вивардхини-сабха» (Desika Sampradaya Vivardhinl Sabha) в Мадрасе, «Веданта-Дешика-виджая-виджаянти-патхашала» (Vedanta Desika Vijaya VaijayantI Pathasala) в Канчипураме, а также знаменитый Восточный научно-исследовательский институт Шри-Венкатешвара (Sri Venkatesvara Oriental Research Institute) в Тирупати.

(9) Перечисленные авторы представляют австрийскую школу индологии, основанную Г. Оберхаммером (р. 1929). Основные работы этой школы изданы в Институте культурной и интеллектуальной истории Азии Австрийской академии наук. С ними можно ознакомиться в сборниках академии [13] и [14].

(10) Маниправалам — литературный стиль южной Индии, на котором в средние века было написано множество религиозных и поэтических произведений. Маниправалам сочетает в себе два языка — тамильский и санскрит. Вероятно, Веданта Дешика писал на манипра-валам с целью донести религиозные аспекты своего учения до тамилоязычных вишнуитов, не имевших возможности читать на санскрите.

(11) «Агамапраманья» букв. «Авторитетность откровения» [традиции Панчаратры] — религиозно-философский трактат Ямуначарьи, посвященный доказательству авторитетности традиции Панчаратры и ее писаний (самхит), которые не признавались классической ведантой. По мнению Ямуны, самхиты Панчаратры, также как и Веды, основываются на знании Брахмана, или Вишну-Нараяны, а следовательно не противоречат друг другу [24. C. 27—29].

(12) ЦТЦТЦТ (yayaya), ШЦ (aya), ШЦТЦ (ayaya), ^ЦТЦ (ayaya), ^ЦТЦ (ayaya), ^ЦТЦ (ayaya), ШШ (ayaya), ^ЧТЧТ (ayaya), ЦТЦТЦ (yayaya), Ш1Ч1Ч1Ч (ayayaya), ШЧТЧТ (ayaya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya), ЦТ (ya). Перевод этих строк звучит так:

«сандалии, которые украшают Господа, которые помогают в достижении всего благоприятного и добродетельного, которые дают знание, которые есть сама причина желания (обрести Господа), которые устраняют все неблагоприятное, которые достигли Господа, которые используются для перемещения из одного места в другое, которыми могут быть достигнуты все уголки мира, — это сандалии Господа Вишну» (пер. с англ. автора статьи) [25. P. 39].

ЛИТЕРАТУРА

[ 1 ] Hari Rao V.N. A note on the date of Vedäntadesika. Sri Venkatesvara University Oriental Journal, Tirupati, 1969.

[2] Potter K. Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. I. Bibliography. Delhi, 1995.

[3] Singh Satyavrata. Vedanta Desika. His life, works, philosophy. Varanasi, 1958.

[4] Tätächärya M.K. Vedänta Desika, his life and literary writings. Madras: T.S. Ramaswami Aiyangar, 1911.

[5] Varadachari K.C. Bibliography of Vedänta Desika Works, 1928.

[6] Iyengar S. A critical appreciation of Sri Vedanta Desika vis-à-vis the Sri Vaisnavite world. Sri Ramanujan Publication, Kanchipuram, 1967.

[7] Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, Vol. III. Calcutta, 1956.

[8] Hiriyanna M. Outlines of Indian Philosophy. Bombay, 1976.

[9] Krishnamachariar M. History of Classical Sanskrit Literature. Madras, 1987.

[10] Radhakrishnan S. Indian Philosophy. New York, 2009. Vol. II.

[11] Srinivasa Chari S.M. Vedänta Desika. The Poet-Dealecrician of Visistädvaita School. Theistic Vedanta. History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization. Vol. 2. P. 3. PHISPC, New Delhi, 2008.

[12] Monier-Williams M. Religious thought and life in India. London, 1883.

[13] Studies in Hinduism III: Pancaratra and Visistadvaitavedanta. Ed. by Gerhard Oberhammer, Marion Rastelli. Wien: VÖAW, 2002.

[14] Studies in Hinduism IV: On the Mutual Influences and Relationship of Visistädvaita Vedänta and Päncarätra. Ed. by Gerhard Oberhammer and Marion Rastelli. Wien, 2007.

[15] Hopkins S.P. An Ornament for Jewels: Love Poems for the Lord of Gods by Vedäntadesika. New York: Oxford University Press, 2007.

[16] Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М.: Наука, 1985.

[17] Псху Р.В. «Г. Оберхаммер и М. Растелли. «Взаимовлияния и взаимоотношения вишишта-адвайты и Панчаратры». Философия религии: Альманах; Ин-т философии РАН. М., 2011.

[18] Псху Р.В. «Ведантадешика». Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Сте-панянц; Ин-т философии РАН. М.: Вост. лит, 2009.

[19] Srinivasa Chari S.M. Fundamentals of Visistädvaita Vedänta: a study based on Vedänta Desika's Tattva-muktä-kaläpa. Delhi: Motilal Banarsidass, 1988.

[20] Narayanan Vedavalli. The Epistemology of Visistädvaita. A Study Based on the Nyäyaparisuddhi of Vedänta Desika. New Delhi: Munshiram Manoharlal, 2008.

[21] Mikami Toshihiro. "Nyäyasiddhänjana of Vedänta Desika. An annotated Translation". PhD thesis: http://homepage3.nifty.com/indology/NyayaSiddhanjana.pdf, Tokyo: University of Tokyo,

n.y.

[22] Srinivasa Chari S.M. The philosophy of Visistädvaita Vedänta: a study based on Vedänta Desika's Adhikarana-särävali. Delhi: Motilal Banarasidass, 2008.

[23] Srinivasa Chari S.M. Advaita and Visistädvaita; a study based on Vedänta Desika's Satadûsanï. London and Madras: Asia Publishing House, 1961.

[24] Псху Р.В. Религиозно-философское учение Ямуначарьи. М.: Российский университет дружбы народов, 2013.

[25] Sampad Vijay. The wonder that is Sanskrit. Pondicherry 2002.

HISTORIOGRAPHYCAL REVIEW OF PHILOSOPHICAL AND POETIC HERITAGE OF VEDÄNTA DESIKA (VENKAJANÄTHA)

N.A. Safina

Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya st., 10a, Moscow, Russia, 117198

REFERENCES

[1] Hari Rao V.N. A note on the date of Vedantadesika. Sri Venkatesvara University Oriental Journal, Tirupati, 1969.

[2] Potter K. Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. I. Bibliography. Delhi, 1995.

[3] Singh Satyavrata. Vedanta Desika. His life, works, philosophy. Varanasi, 1958.

[4] Tatacharya M.K. Vedanta Desika, his life and literary writings. Madras: T.S. Ramaswami Aiyangar, 1911.

[5] Varadachari K.C. Bibliography of Vedanta Desika Works, 1928.

[6] Iyengar S. A critical appreciation of Sri Vedanta Desika vis-à-vis the Sri Vaisnavite world. Sri Ramanujan Publication, Kanchipuram, 1967.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, Vol. III. Calcutta, 1956.

[8] Hiriyanna M. Outlines of Indian Philosophy. Bombay, 1976.

[9] Krishnamachariar M. History of Classical Sanskrit Literature. Madras, 1987.

[10] Radhakrishnan S. Indian Philosophy. New York, 2009. Vol. II.

[11] Srinivasa Chari S.M. Vedanta Desika. The Poet-Dealecrician of Visistadvaita School. Theistic Vedanta. History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization. Vol. 2 P. 3. PHISPC, New Delhi, 2008.

[12] Monier-Williams M. Religious thought and life in India. London, 1883.

[13] Studies in Hinduism III: Pancaratra and Visistadvaitavedanta. Ed. by Gerhard Oberhammer, Marion Rastelli. Wien: VÖAW, 2002.

[14] Studies in Hinduism IV: On the Mutual Influences and Relationship of Visistadvaita Vedanta and Pancaratra. Ed. by Gerhard Oberhammer and Marion Rastelli. Wien, 2007.

[15] Hopkins S.P. An Ornament for Jewels: Love Poems for the Lord of Gods by Vedantadesika. New York: Oxford University Press, 2007.

[16] Sementsov V.S. Bhagavadgita v traditsii i v sovremennoy nauchnoy kritike. M.: Nauka, 1985.

[17] Pskhu R.V. «G. Oberhammer i M. Rastelli. «Vzaimovliyaniya i vzaimootnosheniya vishishta-advayty i Pancharatry». Filosofiya religii: Almanakh; In-t filosofii RAN, Moskva, 2011.

[18] Pskhu R.V. «Vedantadeshika». Indiyskaya filosofiya: entsiklopediya, otv. red. M.T. Stepanyants; In-t filosofii RAN. M.: Vost. lit, 2009.

[19] Srinivasa Chari S.M. Fundamentals of Visistadvaita Vedanta: a study based on Vedanta Desika's Tattva-mukta-kalapa. Delhi: Motilal Banarsidass, 1988.

[20] Narayanan Vedavalli. The Epistemology of Visistadvaita. A Study Based on the Nyayaparisuddhi of Vedanta Desika. New Delhi: Munshiram Manoharlal, 2008.

[21] Mikami Toshihiro. "Nyäyasiddhänjana of Vedanta Desika. An annotated Translation". PhD thesis: http://homepage3.nifty.com/indology/NyayaSiddhanjana.pdf, Tokyo: University of Tokyo, n.y.

[22] Srinivasa Chari S.M. The philosophy of Visistadvaita Vedanta: a study based on Vedanta De-sika's Adhikarana-sârâvalï. Delhi: Motilal Banarasidass, 2008.

[23] Srinivasa Chari S.M. Advaita and Visistadvaita; a study based on Vedanta Desika's Satadûsanï. London and Madras: Asia Publishing House, 1961.

[24] Pskhu R.V. Religiozno-filosofskoe uchenie Yamunacharyi. M.: Rossiyskiy universitet druzhby narodov, 2013.

[25] Sampad Vijay. The wonder that is Sanskrit. Pondicherry, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.