Научная статья на тему 'ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историография / исторические источники / этнокультурная выразительность Беларуси / полиэтничность / поликонфессиональность / historiography / historical sources / Belarus's ethnocultural expressiveness / multi-ethnicity / multiconfessionalism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Т. В. Палиева, Е. Е. Барсук, Т. Н. Сыманович

В статье представлен анализ историографических и исторических источников, осуществленный в процессе исследования проблемы формирования этнокультурной выразительности Беларуси конца XVIII – начала ХХ века. Историографический материал был систематизирован на основе проблемно-хронологического принципа по двум тематических категориям (исторические работы, анализирующие развитие общественно-политической мысли и затрагивающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси периода конца XVIII – начала ХХ века, и историко-педагогические исследования развития образовательной практики в условиях полиэтничности и поликонфессиональности) и трем хронологическим группам (дореволюционного, советского и постсоветского периодов). Выявлены исторические источники, отражающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси в изучаемый период: периодические публицистические и педагогические издания, диариуши, мемуары, законодательные и нормативные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Т. В. Палиева, Е. Е. Барсук, Т. Н. Сыманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL AND SOURCE ANALYSIS OF STUDYING THE PROBLEM OF SHAPING BELARUS'S ETHNOCULTURAL EXPRESSIVENESS FROM THE LATE 18th TO EARLY 20th CENTURY

The article presents an analysis of historiographical and historical sources, carried out in the process of researching the problem of Belarus's ethnocultural expressiveness formation from the late 18th to early 20th-century. The historiographical material was systematized on the basis of the problem-chronological principle into two thematic categories (historical works analyzing the development of socio-political thought and touching upon the issues of shaping Belarus's ethnocultural expressiveness in the period from the late 18th through early 20th century, and historical and pedagogical studies of educational practice development in the conditions of multi-ethnicity and multiconfessionalism) and three chronological groups (pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods). The historical sources that reflect the issues of Belarus's ethnocultural expressiveness formation during the period under study have been identified, namely, periodical journalistic and pedagogical editions, diariushi, memoirs, legislative and regulatory documents.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

УДК [930+37](476)«17Л9»

Т. В. Палиева1, Е. Е. Барсук2, Т. Н. Сыманович3

1 Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,

г. Мозырь, Республика Беларусь 2Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,

г. Мозырь, Республика Беларусь 3Кандидат педагогических наук, декан филологического факультета, УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина»,

г. Мозырь, Республика Беларусь

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

В статье представлен анализ историографических и исторических источников, осуществленный в процессе исследования проблемы формирования этнокультурной выразительности Беларуси конца XVIII - начала ХХ века. Историографический материал был систематизирован на основе проблемно-хронологического принципа по двум тематических категориям (исторические работы, анализирующие развитие общественно-политической мысли и затрагивающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси периода конца XVIII - начала ХХ века, и историко-педагогические исследования развития образовательной практики в условиях полиэтничности и поликонфессиональности) и трем хронологическим группам (дореволюционного, советского и постсоветского периодов). Выявлены исторические источники, отражающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси в изучаемый период: периодические публицистические и педагогические издания, диариуши, мемуары, законодательные и нормативные документы.

Ключевые слова: историография, исторические источники, этнокультурная выразительность Беларуси, полиэтничность, поликонфессиональность.

Введение

В условиях новых глобализационных и геополитических вызовов XXI века актуализируются задачи сохранения государственного суверенитета и традиционных национальных ценностей, укрепления исторической памяти, формирования у подрастающего поколения высокого уровня национального самосознания и патриотизма, что, в конечном итоге, определяет конкурентоспособность нации, вектор ее экономического и социального развития. Данные задачи определены рядом нормативных документов, среди которых Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «Концепция национальной безопасности Республики Беларусь», «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года», «Стратегия развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года», «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы» и др. Изучение исторического опыта белорусского народа, его использование при организации воспитания и обучения молодежи поможет найти оптимальные способы достижения обозначенных в перечисленных выше документах задач.

Сущность ключевого понятия нашего исследования «формирование этнокультурной выразительности Беларуси» мы определяем как исторический и социально-культурный процесс осознания белорусской культуры как целостной и уникальной, обеспечивающий становление социальной солидарности народа посредством национальной идентичности и осуществляющий репрезентацию себя по отношению к другим культурам. Этнокультурная выразительность Беларуси обусловила современный облик белорусской нации и повлияла на определение приоритетов и выбор модели дальнейшего развития государства. Однако до настоящего времени отсутствует целостное исследование, обобщающее и систематизирующее процесс формирования этнокультурной выразительности Беларуси, что снижает возможности интегрирования данного исторического опыта

© Палиева Т. В., Барсук Е. Е., Сыманович Т. Н., 2023

в современное образование. Понимание закономерностей и особенностей формирования этнокультурной выразительности Беларуси будет способствовать разработке практических рекомендаций использования образовательного и воспитательного потенциала исследованного исторического опыта в формировании национального самосознания и патриотизма у подрастающего поколения. Отметим также, что выбор хронологических рамок исследования (конец XVIII - начало ХХ в.) обусловлен значением данного периода для формирования белорусской нации и государственности, развития национальной культуры и науки.

Изучение любой научной исторической или историко-педагогической проблемы всегда начинается с историографического и источниковедческого анализа. Поэтому цель данной статьи -систематизировать и обобщить результаты собранного и проанализированного историографического и исторического материала по проблеме формирования этнокультурной выразительности Беларуси в общественно-политической мысли и образовательной практике в конце XVIII - начале ХХ века.

Методы и методология исследования

Сложность и многоаспектность изучаемого нами предмета исследования - формирование этнокультурной выразительности Беларуси в общественно-политической мысли и образовательной практике конца XVIII - начала ХХ века, требует интеграции разнообразных методологических подходов, таких как исторический, системный, культурологический, аксиологический, парадигмально-педагогический. Данные подходы во взаимосвязи, взаимодополнении направлены на осмысление, систематизацию, обобщение, выявление логики, закономерностей и особенностей изучаемых социальных и социально-педагогических явлений.

Технологическое обеспечение исследования осуществляется через применение разнообразных методов, таких как сравнительно-сопоставительный, проблемно-генетический, антологический, феноменологический и др.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе историографии формирования этнокультурной выразительности Беларуси в общественно-политической мысли и образовательной практике конца ХУШ - начала ХХ века нами был использован проблемно-хронологический принцип. Весь историографический материал был разделен на две тематические категории:

1) исторические исследования, анализирующие развитие общественно-политической мысли Беларуси конца ХУШ - начала ХХ века и затрагивающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси;

2) историко-педагогические исследования развития образовательной практики на территории Беларуси в условиях полиэтничности и поликонфессиональности в изучаемый нами период.

Изученные исторические и историко-педагогические научные работы были также систематизированы путем разделения на три хронологические группы:

- дореволюционный период (конец XVIII - начало ХХ века);

- советский период (1919-1991 гг.);

- постсоветский период (1991 - по настоящее время).

В дореволюционной историографии в рамках первой тематической категории нами были выделены работы историков, которые впервые исследовали Беларусь как самостоятельный исторический субъект, таких как О. В. Турчинович [1], М. И. Коялович [2-4], И. Д. Беляев [5], Р. С. Попов [6], Г. Я. Киприанович [7], М. В. Довнар-Запольский [8] и др. В их работах не только зарождается национальная белорусская историческая концепция как самостоятельное направление в рамках российской историографии, но и делается акцент на гражданско-политических и церковно-религиозных аспектах развития белорусских земель, уделяется внимание межнациональным и межконфессиональным отношениям. Многие из представленных в работах выводов являются достаточно спорными, неоднократно пересматривались и переоценивались в последующих исторических исследованиях. Вопросы формирования национального самосознания белорусов в данных научных трудах представлены в контексте идеологии западнорусизма.

В советский период в работах таких ученых, как В. И. Пичета [9], В. К. Щербаков [10], А. И. Цвикевич [11] и др., подвергаются критическому осмыслению исторические труды дореволюционного времени, на основе марксистско-ленинской методологии зарождаются новые подходы в изучении истории Беларуси в целом и общественно-политических процессов в частности. В историографии советского периода доминировала линейная модель общественного развития с усилением внимания к классовой борьбе и роли большевистской партии; историческое

знание было направлено на воспитание патриота социалистического государства. Унификация белорусской исторической концепции наиболее полно воплотилась в двухтомном издании «История Белорусской ССР» [12]. Подвергалась переосмыслению также история общественно-политической и философской мысли Беларуси дореволюционного периода [13].

Таким образом, в ХУШ-ХХ вв. историческая наука становится важнейшим элементом коммуникативного механизма передачи информации между поколениями и институтом этнизации, который дополнялся художественной и публицистической литературой, государственной политикой в сфере культуры и образования. Изучение географических, политических, социокультурных, социолингвистических факторов формирования национальной идентичности белорусов в ходе основных этапов исторического развития в ХУШ-ХХ вв., исследование специфики процесса этнической консолидации белорусского этноса и особенностей его проявления в различных социальных и конфессиональных изучались в российской и отечественной историографии дореволюционного и советского периодов недостаточно в силу различных идеологических, конъюнктурных и других причин.

В постсоветский период в связи с провозглашением государственного суверенитета Республики Беларусь и активизацией демократических процессов национальная историческая концепция значительно меняется. Формируются позиции, рассматривающие роль белорусского народа в социально-экономической и культурной жизни государств, в составе которых находились белорусские земли. Методологические подходы историков консолидируются и направляются на осмысление белорусской национальной исторической концепции, которая нашла отражение в масштабных исследовательских работах [14].

В этот период историками активно изучаются вопросы этнического и конфессионального разнообразия Беларуси, формирования национального самосознания. Это работы таких ученых как, В. В. Табунов [15], Е. Я. Подлесный [16], В. В. Яновская [17] и др. Переоценка философской и общественно-политической мысли Беларуси в соответствии с новой исторической парадигмой мы видим в коллективной работе Института философии Национальной академии наук Беларуси [18]. Философско-историческому анализу конфессиональных противоречий и проблемам социокультурного развития посвящены работы С. А. Подокшина [19]. Вопросы конфессиональной и этнической идентичности белорусов рассматриваются в трудах И. А. Марзалюка [20; 21] и др.

В рамках второй тематической категории отметим историко-педагогические исследования дореволюционного периода таких ученых, педагогов и общественных деятелей, как И. П. Корнилов [22; 23], А. В. Белецкий [24; 25], А. И. Миловидов [26; 27] и др., в работах которых нашла отражение государственная политика Российской империи в отношении развития образования на белорусских землях, поддержка русского православия и самодержавия в деле воспитания подрастающего поколения.

Наиболее фундаментальными трудами о развитии еврейского образования в Российской империи в первой половине ХЖ века мы считаем изданную в 1894 году работу А. В. Белецкого [28] и опубликованные в 1909 году очерки П. С. Марека [29]. Анализ этих научных исследований позволяет нам рассматривать проблему еврейского образования ХЖ века с точки зрения его современников.

В советский период историко-педагогические исследования развития образования на территории Беларуси в конце ХУШ - начале ХХ века велись такими учеными, как П. Я. Пан-кевич [30], М. К. Кириллов [31; 32], И. М. Ильюшин, С. А. Умрейко [33] и др. В их работах уже с позиции советской идеологии анализируются образовательная практика и педагогические теории, имевшие место на территории Беларуси, в том числе в изучаемый нами период. Наиболее полный справочник советских изданий, касающихся исследований в области истории педагогики и образования дореволюционной России, составлен Э. Д. Днепровым. Данный библиографический указатель не потерял своей актуальности и в настоящее время [34].

В постсоветский период деятельность системы образования в условиях полиэтничности и поликонфессиональности как одного из главных инструментов сохранения и передачи исторического и социокультурного опыта раскрывается в историко-педагогических исследованиях таких белорусских ученых, как Е. Г. Андреева, В. С. Болбас, Н. К. Зинькова, В. А. Капранова, А. П. Орлова, В. В. Тетерина и др. Отдельно стоит выделить работы таких белорусских ученых как И. П. Герасимова, Ю. Г. Ермак, Э. Г. Иоффе, Л. М. Лыч и др., которые изучали вопросы развития образования национальных меньшинств на территории Беларуси.

Основной источниковой базой исследования является общественно-политическая и религиозная публицистика, периодическая печать конца ХУШ - начала ХХ вв.: диариуши,

мемуары и исторические сочинения, записи белорусского фольклора, законодательные документы в сфере культуры этого периода.

Периодика, первоначально рассматриваемая как жанр оперативного реагирования на текущие события, эволюционировала от нерегулярно издаваемых в XVIII в. в Вильно, Гродно, Полоцке «календарей» и официальных «Губернских ведомостей», выходивших при Витебском, Гродненском, Могилевском, Минском губернских правлениях, и «Епархиальных ведомостей» в полноценные издания, в которых, кроме распоряжений и известий центральных и местных властей, публиковались историко-краеведческие исследования, обсуждались важные социально-культурные процессы.

На страницах периодической печати и в региональных журналах, таких как «Вестник Западной России», «Северо-Западный край», «Виленский вестник», «Циркуляр по Виленскому учебному округу», «Окраины России», поднимались актуальные для того времени вопросы истории, культуры, организации школьного дела.

Богатый источниковый материал содержится в общественно-политической и литературной газете «Минский листок», которая выходила с 1886 по 1902 гг. На ее страницах печатались материалы по истории, этнографии, фольклору, языку и культуре А. Богдановича, М. Довнар-Запольского, Е. Ляцкого, А. Слупского, Н. Янчука и др.

Большую роль в процессе становления национальной идентификации белорусов играл еженедельник «Наша шва», в котором в отдельной рубрике «Национальная школа» широко обсуждались вопросы разработки собственной белорусской педагогической концепции и формирования национального самосознания у подрастающего поколения.

Региональные органы печати в начале XX века выпускали и педагогические периодические издания, такие как «Педагогические записки» (Вильно, 1905-1907 гг.), «Голос учителя» (Витебск, 1908 г.), «Белорусский учительский вестник» (Могилев, 1906-1915) и др., которые отражали актуальные для того времени тенденции и подходы к воспитанию и обучению. В данных материалах отражены и вопросы организации образования для детей национальных меньшинств на территории Северо-Западного края.

Периодика второй половины XIX в. рассматривается Т. Н. Федоровой как один из основных источников изучения общественно-политической мысли Беларуси этого периода [35].

Работы плеяды писателей-классиков XIX - начала XX вв., национальных идеологов и общественных деятелей, таких, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Алаиза Пашкевич, Алесь Гарун, Змитрок Бядуля и др., сыграли значительную роль в деле консолидации белорусской нации, развитии языка, культуры, формировании национального самосознания белорусского народа.

Мемуары предоставляют нам уникальную возможность почувствовать эпоху «изнутри», исследователю важны не только факты, но и их интерпретация современниками [36].

Источники, отражающие в наиболее полной форме политику Российской империи на территории Беларуси, - это законодательные и нормативные документы, представленные в сборниках постановлений и распоряжений Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Главного Управления по делам цензуры, материалах архивного делопроизводства и др. [37; 38].

Изучение некоторых из представленных источников осуществлялось в российских и белорусских исторических работах XIX-XX вв., но сложившийся традиционный подход к источниковедческой базе был критически переосмыслен в научных работах советского историка Н. Н. Улащика, который ориентировал на изучение прежде всего рукописных первоисточников [39]. Источниковое и историографическое наследие Беларуси, оставленное исследователями XIX - начала XX в., до сих пор оказывает существенное влияние на развитие исторической и историко-педагогической науки.

В настоящее время в современной зарубежной и отечественной науке огромное внимание уделяется изучению концепта «историческая память» и задаче формирования национальной идентичности. Этот факт нашел отражение в коллективном труде ученых Российской Академии наук, опубликованном в 2018 г. В нем раскрыты механизмы и исторические траектории формирования национальной идентичности в различных странах на разных этапах истории; уровни и формы коллективных идентичностей (гражданской, этнической, религиозной, регионально-локальной); факторы этнокультурного развития и принципы самоопределения в современных условиях [40].

Заключение

Таким образом, в данной научной работе на основе проблемно-хронологического принципа был осуществлен отбор и анализ историографического материала по проблеме исследования. Были выделены две тематические категории: 1) исторические работы, анализирующие развитие общественно-политической мысли Беларуси конца XVIII - начала XX века и затрагивающие вопросы формирования этнокультурной выразительности Беларуси; 2) историко-педагогические исследования развития образовательной практики на территории Беларуси в условиях полиэтничности и поликонфессиональности в изучаемый нами период. Научные работы, касающиеся предметного поля нашего исследования, проанализированы в логике трех хронологических групп: дореволюционный период (конец XVIII - начало XX века); советский период (1919-1991 гг.); постсоветский период (с 1991 - по настоящее время). Выявлены исторические источники: периодические публицистические и педагогические издания, мемуары, законодательные и нормативные документы и др. В каждой хронологической группе мы наблюдаем доминирование тех или иных тенденций в интерпретации процессов, связанных с формированием этнокультурной выразительности Беларуси в изучаемый нами период, что обусловлено определенными философско-мировоззренческими и идеологическими установками, опирающимися на выбранный социально-политический вектор.

Проведенный анализ историографических работ и исторических источников по проблеме формирования этнокультурной выразительности Беларуси в общественно-политической мысли и образовательной практике конца XVIII - начала XX века показывает необходимость глубокого переосмысления большого количества фактологического материала, исследовательских подходов и теорий с позиции современного состояния развития научных знаний, социальной и идеологической востребованности и конкретного предмета исследования.

Работа подготовлена при финансовой поддержке БРФФИ, грант № Г23ИП-026.

СПИСОК ОСНОВНЬК ИСТОЧНИКОВ

1. Турчинович, О. В. Обозрение истории Белоруссии с древнейших времен / Соч. О. Турчиновича. - СПб. : Тип. Э. Праца, 1857. - XII, 303 с.

2. Коялович, М. И. Народное движение в Западной России / [М. Коялович]. - [СПб.] : Воен. тип., 1863. - 16 с.

3. Коялович, М. И. Литовская церковная уния : исслед. М. Кояловича / М. И. Коялович. -СПб. : Тип. духов. журн. «Странник», 1861. - Т. 2. - 443 с.

4. Коялович, М. И. Чтения по истории западной России / М. И. Коялович. - Минск : Беларус. энцыкл., 2006. - 474 с.

5. Беляев, И. Д. Очерк истории Северо-западного края России / Соч. проф. Моск. ун-та И. Д. Беляева. - Вильна : Тип. А. Сыркина, 1867. - 123 с.

6. Попов, Р. С. Белоруссия и белоруссы : Чтения для войск и народа : Читано в С.-Петербурге, в аудитории Соляного городка, в Москве, в нар. читальнях Комис. по устройству нар. чтений / сост. Р. С. Попов. - М. : А. А. Торлецкий, 1879. - 29 с.

7. Киприанович, Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени / [Соч.] Г. Я. Киприановича. - Вильна : Тип. И. Блюмовича, 1895. - XVI, 236 с.

8. Довнар-Запольский, М. В. Обзор новейшей русской истории / М. В. Довнар-Запольский. -Киев : Тип. И. И. Чоколова, 1912. - Т. 1. - 427 с.

9. Пичета, В. И. Введение в русскую историю : (источники и историография) / В. И. Пичета. -М. : Гос. изд-во, 1922. - 205 с.

10. Шчарбакоу, В. К. Класавая барацьба i пстарычная навука на Беларуа : [псторыягр. нарысы] / В. К. Шчарбакоу. - Менск [Мшск] : Выд-ва Беларус. акад. навук, 1934. - 105 с.

11. Цвiкевiч, А. И. «Западно-руссизм» : нарысы з псторьп грамадскай мысл на Беларуа у XIX i пачатку XX ст. / А. Цвiкевiч. - Выд. 2-е, стэр. - Менск [Мшск] : Беларус. дзярж. выд-ва, 1929. - 340 с.

12. История Белорусской ССР : в 2 т. / Акад. наук БССР, Ин-т истории ; под общ. ред. Л. С. Абецедарского [и др.]. - 2-е изд., доп. - Минск : Изд-во Акад. наук БССР, 1961. - 2 т.

13. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии: (дооктябрьский период) / Акад. наук Белорус. ССР, Ин-т философии и права. - Минск : Наука и техника, 1977. - 278 с.

14. Очерки истории науки и культуры Беларуси ИХ - начала ХХ в. / Акад. наук Беларуси, Ин-т истории, Комис. по истории науки. - Минск : Навука i тэхтка, 1996. - 527 с.

15. Табунов, В. В. Политика российского правительства в отношении христианских конфессий в Беларуси (1895-1907) : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / В. В. Табунов. - Минск, 2008. - 22 с.

16. Подлесный, Е. Я. Страницы политической истории Беларуси (ХГУ-ХЖ вв.): цивилиза-ционный разлом / Е. Я. Подлесный. - М. ; Минск : МБА, 2015. - 235 с.

17. Канфесшны фактар у сацыяльным развщщ Беларуа (канец ХУШ - пачатак ХХ ст.) / В. В. Яноуская р шш.]. - Мiнск : Беларус. навука, 2015. - 496 с.

18. Псторыя фiласофскай i грамадска-палгтычнай думю Беларусi : у 6 т. / Нац. акад. навук Беларуа, 1н-т фшасофи. - Мшск : Беларус. навука, 2017. - Т. 4 : Асветнштва / [I. М. Бабкоу i iнш.]. - 430 с.

19. Падокшын, С. А. Утя. Дзяржаунасць. Культура : (фшасофска-пстарычны анал1з) / С. А. Падокшын. - 2-е выд. - Мшск : Беларус. навука, 2000. - 111 с.

20. Марзалюк, I. А. Этичны i канфесшны свет беларускага горада, ХМ-ХМН стст.: этнаканфесшны склад насельнштва, этшчныя i канфесшныя стэрэатыпы беларуск1х гараджан / I. А. Марзалюк. - Магшеу : МДУ, 2007. - 162 с.

21. Марзалюк, I. А. Людзi дауняй Беларусi: этнаканфесшныя i сацыякультурныя стэрэатыпы (Х-XVII стст.) / I. А. Марзалюк. - Магшеу : МДУ, 2003. - 321 с.

22. Корнилов, И. П. Общие замечания о положении учебно-воспитательного дела в Вилен-ском учебном округе в 1867 году / [И. П. Корнилов]. - [СПб.] : Печатня В. Головина, [1868]. - 27 с.

23. Корнилов, И. П. Русское дело в Северо-Западном крае : материалы для истории Вилен. учеб. окр. преимущественно в Муравьев. эпоху / И. П. Корнилов. - 2-е изд., пров. и доп. (посмерт.). -СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1908. - Вып. 1. - XXVIII, 504 с.

24. Белецкий, А. В. Краткий исторический обзор деятельности Управления Виленского учебного округа с 1803 по 1869 г. : Читано 24 янв. 1903 г. в торжеств. заседании Попеч. совета по случаю 100-летнего юбилея учеб. окр. / А. В. Белецкий. - Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1903. - 70 с.

25. Белецкий, А. В. Сорокалетие русской начальной школы в Северо-Западном крае России : (памяти князя А. П. Ширинского-Шихматова) / А. В. Белецкий. - 2-е изд. - Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1905. - 64 с.

26. Миловидов, А. И. Участие молодежи Северо-Западного края в мятеже 1863 года и вызванная им реформа местных учебных заведений : (по арх. материалам) / А. И. Миловидов. -Вильна : Тип. «Рус. почин», 1904. - 39 с.

27. Миловидов, А. И. Историческая справка о высших учебных заведениях бывших и предполагавшихся к открытию в Северо-Западном крае / А. Миловидов. - Вильна : Тип. «Рус. почин», 1908. - 23 с.

28. Белецкий, А. В. Вопрос об образовании русских евреев в царствование императора Николая I / [Соч.] А. В. Белецкого. - СПб. : Журн. «Рус. шк.», 1894. - 160 с.

29. Марек, П. С. Очерки по истории просвещения евреев в России : (два воспитания) / П. Марек. - М. : Изд. О-ва распространения правил. сведений о евреях и еврействе, 1909. - VI, 289 с.

30. Панкевiч, П. Я. Исторыя педагогш : карот. нарыс : для пед. фак. пед. тэхншумау i шк. працауткоу / П. Панкевiч. - Менск [Мшск] : Беларус. дзярж выд-ва, 1929. - 335 с.

31. Кириллов, М. К. Очерки по истории начальной школы Белоруссии в ХЖ и ХХ в. : (с начала ХЖ века до 1917 г.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук, предст. в Ин-т теории и истории педагогики АПН РСФСР / М. К. Кириллов. - М., 1950. - 17 с.

32. Из истории школы Белоруссии и Литвы : тр. Ин-та теории и истории педагогики / отв. ред. В. З. Смирнов. - М. : Просвещение, 1964. - 322 с.

33. Ььюшын, I. М. Народная асвета у Беларускай ССР / I. М. Ььюшын, С. А. Умрэйка. -Мшск : Дзярж. вучэб.-пед. выд-ва М-ва асветы БССР, 1957. - 356 с.

34. Днепров, Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918-1977 : библиогр. указ. / Э. Д. Днепров. - М. : НИИ ОП, 1979. - 446 с.

35. Федорова, Т. Н. Общественно-политическая мысль в Белоруссии и «Минский листок» (1886-1902 гг.) / Т. Н. Федорова. - Минск : Наука и техника, 1966. - 132 с.

36. Тартаковский, А. Г. Русская мемуаристика ХУШ - первой половины ХЖ в. / А. Г. Тартаковский. - М. : Наука, 1991. - 286 с.

37. Атлас народонаселения Западно-Русского края по исповеданиям [Карты] / сост. при М-ве внутр. дел, в канцелярии заведывающего устройством православ. церквей в Зап. губерниях. - Изд. 2-е,

испр. и доп. - [Масштабы разные]. - СПб. : Тип. и литогр. В. Веллинга, 1864. - 1 атл. (18 сдв. л., 28 с.) : цв. карты, табл.

38. Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из архива Министерства народного просвещения. - СПб. : Изд. М-ва нар. просвещения, 1893-1902. - Т. 1-4.

39. Улащик, Н. Н. Отчеты губернаторов Литвы и Западной Белоруссии как исторический источник (1804-1861) / Н. Н. Улащик // Проблемы источниковедения. - М., 1961. - Т. 9. - С. 15-65.

40. Историческая память и российская идентичность / под ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. - М. : РАН, 2018. - 508 с.

Поступила в редакцию 04.07.2023 E-mail: 0605tanya1980@rambler.ru;

elenabarsuk@yandex.by; tatyana.symanovich@mail.ru

T. V. Paliyeva, E. E. Barsuk, T. N. Symanovic

HISTORIOGRAPHICAL AND SOURCE ANALYSIS OF STUDYING THE PROBLEM OF SHAPING BELARUS'S ETHNOCULTURAL EXPRESSIVENESS FROM THE LATE 18th TO EARLY 20th CENTURY

The article presents an analysis of historiographical and historical sources, carried out in the process of researching the problem of Belarus's ethnocultural expressiveness formation from the late 18th to early 20th-century. The historiographical material was systematized on the basis of the problem-chronological principle into two thematic categories (historical works analyzing the development of socio-political thought and touching upon the issues of shaping Belarus's ethnocultural expressiveness in the period from the late 18th through early 20th century, and historical and pedagogical studies of educational practice development in the conditions of multi-ethnicity and multiconfessionalism) and three chronological groups (pre-revolutionary, Soviet and post-Soviet periods). The historical sources that reflect the issues of Belarus's ethnocultural expressiveness formation during the period under study have been identified, namely, periodical journalistic and pedagogical editions, diariushi, memoirs, legislative and regulatory documents.

Keywords: historiography, historical sources, Belarus's ethnocultural expressiveness, multi-ethnicity, multiconfessionalism.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.