Научная статья на тему 'Историографический анализ государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири в 20-30-е гг. Xx в'

Историографический анализ государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири в 20-30-е гг. Xx в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ / ПРИНЦИПЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / HISTORIAN AND SOCIAL STUDIES EDUCATION / GOAL / PRINCIPLE / STATE EDUCATION POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захожая Татьяна Михайловна, Фролова Наталья Викторовна

В статье представлен историографический анализ проблемы становления и развития историко-обществоведческого образования на территории Севера Западной Сибири 20-30-е гг. XX в. На основе выделенных критериев дан содержательный историографический обзор отдельных аспектов проблемы: цели и задачи образовательной политики советского государства; отбор содержания историко-обществоведческих дисциплин и организация учебного процесса; материально-техническое оснащение школ Севера Западной Сибири, обеспечение историко-обществоведческих дисциплин учебной литературой; подготовка педагогических кадров для школ Севера Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захожая Татьяна Михайловна, Фролова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF STATE POLICY IN THE FIELD OF HISTORICAL AND SOCIAL STUDIES EDUCATION IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA IN THE 20-30TH OF THE 20TH CENTURY

The article presents the historiographic analysis of the problem of historical and social studies’ education formation and development in the North of Western Siberia in the 20-30th of the 20th century. There is a full historiographic review of some aspects as the education goal and tasks in the Soviet state, selection of contents of the historian and social studies’ disciplines and organization of educational process; material and technical equipment, educational literature of schools and teaching staff in the North of Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Историографический анализ государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири в 20-30-е гг. Xx в»

YAK 94(571.1).084 + 37.014(571.1) ББК 63.3(253.3)6-7 + 74.03(253.3)6

Т.М. ЗАХОЖАЯ, ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНААИЗ

Н.В. ФРОАОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОАИТИКИ В ОБААСТИ

ИСТОРИКО-ОБШЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 20-30-Е гг. XX в.

T.M. ZAKHOZHAYA, HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF STATE POLICY N.V. FROLOVA IN THE FIELD OF HISTORICAL

AND SOCIAL STUDIES EDUCATION IN THE NORTH OF WESTERN SIBERIA IN THE 20-30th OF THE 20th CENTURY

В статье представлен историографический анализ проблемы становления и развития историко-обществоведческого образования на территории Севера Западной Сибири 20-30-е гг. XX в. На основе выделенных критериев дан содержательный историографический обзор отдельных аспектов проблемы: цели и задачи образовательной политики советского государства; отбор содержания историко-обществоведческих дисциплин и организация учебного процесса; материально-техническое оснащение школ Севера Западной Сибири, обеспечение историко-обществоведческих дисциплин учебной литературой; подготовка педагогических кадров для школ Севера Западной Сибири.

The article presents the historiographie analysis of the problem of historical and social studies' education formation and development in the North of Western Siberia in the 20-30th of the 20th century. There is a full historiographic review of some aspects as the education goal and tasks in the Soviet state, selection of contents of the historian and social studies' disciplines and organization of educational process; material and technical equipment, educational literature of schools and teaching staff in the North of Western Siberia.

Ключевые слова: историко-обществоведческое образование, цели, принципы, государственная образовательная политика.

Key words: historian and social studies education, goal, principle, the state education policy.

Проблема становления историко-обществоведческого образования в Советском Союзе относится к актуальным темам исследования среди научного сообщества как историков, так и педагогов. Во-первых, это связано с тем, что государственная политика 1920-1930-х гг. в сфере образования была направлена на формирование нового социокультурного типа человека и во многом определила общественные явления отечественной истории вплоть до наших дней. Во-вторых, изучение места и роли историко-обществоведческого образования в формировании нового типа советского человека важно, т.к. оно рассматривалось государством как ключевое в реализации школьной политики, поскольку именно эти предметы призваны были стать фундаментом социального воспитания подрастающего поколения. В-третьих, в такой территориально огромной стране, как Россия, важно региональное измерение государственной политики, и не только для того чтобы выявить общее и особенное, но и в связи с тем, что региональная история выступает, с одной стороны, как способ мобилизации исторической памяти, а с другой - как эффективный инструмент исторического познания, в котором находят применение теории, методы и концепции смежных дисциплин.

Рассматривая вопросы государственной политики в области историко-обществоведческого образования, можно выделить следующие содержательные блоки, которые необходимо рассмотреть для получения комплексного историографического анализа государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири в 20-30-е гг. XX века:

- цели и задачи образовательной политики советского государства в области школьных дисциплин историко-обществоведческого цикла;

- принципы отбора содержания историко-обществоведческих дисциплин и организация учебного процесса в школах в центральной России и в школах Севера Западной Сибири;

- создание условий для достижения целей, сформулированных руководством в области школьного историко-обществоведческого образования (материально-техническое оснащение школ Севера Западной Сибири, обеспечение историко-обществоведческих дисциплин учебной литературой);

- политика государства в области подготовки педагогических кадров для школ Севера Западной Сибири.

Относительно изучения целей и задач, которые ставились руководством государства в области историко-обществоведческого образования советские и российские исследователи не вели дискуссий. Большинство из них признавали, что главной целью школы было воспитание нового человека, строителя социализма [7, 9, 10, 12, 14, 30, 31, 33, 34, 35]. Такое единодушное мнение можно объяснить наличием нормативных документов и учебных программ, в которых все целевые установки были сформулированы.

В отдельных исследованиях, посвященных развитию исторического образования, уделялось внимание вопросу трансформации целей, стоявших перед дисциплинами историко-обществоведческого цикла в 20-30-е гг. XX в. Большинство исследователей выделяют два этапа в эволюции целей преподавания истории. Первый начинается в 1917 г. и продолжается до середины 1920-х гг. Авторы приходят к выводу, что на целевые установки исторического образования на данном этапе с идеологической и политической точек зрения оказали влияние идеи свершения мировой революции и концепция пролетарского интернационализма. Это привело к отказу от изучения национальной истории. Революция провозглашалась «локомотивом истории», а реформистский путь полностью отвергался. Второй этап включает в себя вторую половину 1920-х гг. и первые годы 1930-х гг. Е.Е. Вяземский, В.Н. Данилов, К.А. Ушмаева в качестве основополагающих идеологических установок, транслированных советской властью, выделяют идеи безальтернативности принятого партийным руководством страны курса на «построение социализма в отдельно взятой стране», мысль о легитимности и закономерности установленного режима и переход от идеи интернационализма к государственному патриотизму [10, 12, 33, 34].

Интересным является факт рассмотрения вопроса достижения и реализации заданных целей во всесоюзном масштабе и на местах. Т.В. Чемоданова, рассматривая государственную политику в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х гг. - начале 1930-х гг. на примере учебных заведений Нижнего Поволжья, приходит к выводу, что историко-обществоведческое образование все-таки стало сильнейшим политико-воспитательным средством формирования человека «нового типа», и обществоведческие дисциплины сыграли в этом первостепенную роль [35]. О.А. Петухова, исследуя становление исторического образования в школах Смоленской области, отмечает, что цели, стоявшие перед дисциплинами историко-обществоведческого цикла, к середине 30-х гг. XX в. достигнуты не были, лишь к концу 1930-х гг. -началу 1940-х гг. наметились положительные тенденции, которые стали приносить конкретные результаты [31].

На современном этапе развития историографии актуальными являются исследования К.Ф. Лиджеевой. Используя ретроспективный анализ, она

соотнесла методы, средства и способы достижения поставленных государством целей в области образования с психологией и менталитетом народов южно-российских национальных районов (Северный Кавказ, Калмыкия) [27]. К.Ф. Лиджеева приходит к выводу, что советская власть в 20-е гг. XX в. не смогла выстроить в регионе унифицированную образовательную систему в связи с полиэтничностью и особенностью ментальных характеристик народов, проживающих в южно-российских национальных районах и тем самым не достигла тех целевых установок, которые были сформулированы в этот период в системе образования [28].

Итак, вопросам определения и трансформации целей и задач государственной политики в области историко-обществоведческого образования уделялось внимание на протяжении всех этапов развития историографии. Наиболее полно и всесторонне этот аспект был рассмотрен на современном этапе, поскольку исследователи получили возможность отойти от давления марксистско-ленинской идеологии и, опираясь на широкий пласт источников, используя проблемно-хронологический метод, выделили этапы изменения целей историко-обществоведческого образования в 1920-1930-е гг.

Следующий аспект, который занимает значительное место в историографии государственной политики в области становления и развития историко-обществоведческого образования, связан с принципами отбора содержания, основных дидактических единиц, зафиксированных в учебных программах 1920 г., 1921 г., 1924 г., 1925 г., 1927 г. и 1934 г.

Это вопрос поднимается уже в первый период развития историографии (начало 1920-х гг. - середина 1930-х гг.). Так, 1920-е гг. можно назвать временем дискуссий между представителями методических школ по вопросу содержания курсов истории и обществоведения, а также методов их преподавания («Московская методическая школа», представителями которой были Б. Жаворонков, С. Дзюбинский и С. Сингалевич, «Ленинградское направление» во главе с А.Е. Кудрявцевым и методическая секция Общества историков-марксистов) [13, 15, 17, 25].

Не случайно именно на первом этапе развития историографии существовала возможность обсуждения содержательной стороны историко-обществоведческих дисциплин, так как это было временем, когда в научном сообществе еще не довлели идеологические стереотипы.

Анализ существующих учебных программ, разработанных сотрудниками Наркомпроса, представлен и в работах историков 40-х гг. XX в. [21, 22]. Фактически первым обобщающим трудом, посвященным вопросу содержания исторического образования в советской школе, является совместная работа В.Н. Вернадского и Н.В. Андреевской «Методика преподавания истории в семилетней школе». Особое внимание авторы уделили вопросу трансформации содержания историко-обществоведческих дисциплин, рассмотрели принципы отбора материала и возможности его усвоения школьниками. Авторы подвергли критике комплексные программы за их сложность и схематизм, который не позволил сформировать у учащихся необходимые представления об исторических процессах [4].

Аналогичные вопросы рассматривались и в методических работах М.А. Зиновьева. Он также отдельно изучил процесс изменения содержания школьных курсов истории в духе марксистко-ленинской концепции и проанализировал организацию системы их преподавания (отбор методов и форм обучения, подготовку соответствующей учебной литературы) [16].

Вопросы отбора содержания историко-обществоведческих дисциплин нашли отражение и в работах, посвященных становлению народного образования в общесоюзном масштабе. Ф.Ф. Королев в обобщающей работе об истории советской школы отдельное внимание уделил анализу не только общих нормативных документов, определивших в целом вектор развития народного образования после октября 1917 г., но и первым примерным предметным программам [22]. З.И. Равкин расширил хронологические рамки исследова-

ния и в 1959 г. опубликовал работу «Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг.», где подробно описал ситуацию, существовавшую с разработкой изданных за четыре года учебных программ (с 1921 г. по 1925 гг.), их внедрением и отношением учителей к ним [32].

В 1961 г. З.И. Равкин уже совместно с Ф.Ф. Королевым и Т.Д. Корней-чиком представили работу, в которой хронологические рамки исследования продлевали до 1931 г. [22]. В качестве основных источников данной работы выступали материалы центральных архивов, труды государственных деятелей (А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской), средства массовой информации, отражающие злободневные вопросы, связанные с системой образования. Стоит отметить, что даже фрагментарное рассмотрение вопросов формирования содержания исторического образования, позволило представить анализ тех трудностей, с которыми столкнулись учителя при внедрении новых программ в образовательный процесс.

В современных исследованиях вопросам отбора содержания уделяется отдельное внимание [10, 31, 35]. Особенностью и значимостью этих работ становится всесторонний анализ исследуемой проблемы с позиции системного подхода и историзма [37], а также широкое привлечение региональных материалов. Можно констатировать, что характеристике содержания уделялось внимание на протяжении всего времени изучения этого вопроса. Но если на первом этапе это происходило в рамках обсуждения того исторического и обществоведческого материала, который мог бы найти отражения в примерных программах 1920-х гг., то в середине XX в. исследователи уже анализировали измененное содержание программ, которое было реализовано в школах СССР в исследуемый период. При этом авторы пытались выйти на более высокий уровень обобщения и рассматривали этот вопрос в связи с особенностями организации учебного процесса. В настоящее время происходит территориальное расширение исследований, изучается изменение содержания историко-обществоведческих дисциплин в разных регионах страны с привлечением широкой базы местных источников.

Вопрос обеспечения учебной литературой историко-обществоведческих дисциплин был предметом исследования на протяжении всех периодов развития историографии общесоюзного уровня. В работах, посвященных развитию народного образования, авторы сходятся во мнении, что литературой школы были обеспечены слабо или же она не отражала всей необходимой информации [9, 10, 22, 23].

Вопрос обеспечения северных школ учебной литературой поднимался в работах А.Г. Базанова и Н.Г. Казанского, Ф.Ф. Кронгауза [6, 24]. Однако в этих исследованиях и в исследованиях, вышедших гораздо позже [5, 8, 11, 19, 26, 36], основное внимание уделялось литературе, направленной на ликвидацию неграмотности среди коренного населения (буквари, азбуки, рабочие книги). Следует подчеркнуть, что вопрос, связанный с обеспечением учебно-методической литературой школ Севера Западной Сибири по историко-обществоведческому циклу, ни советскими, ни современными историками исследован не был.

Одним из основных аспектов изучения государственной политики в области образования вообще и историко-обществоведческого в частности является характеристика системы подготовки кадров. Для Севера Западной Сибири это вопрос не просто подготовки учителей, но учителей истории и обществоведения для национальных школ, в том числе из представителей коренного населения Севера [20, 29].

М.М. Ишбаев, рассматривая становление системы школьного обучения в Ларьякском районе с 1917 г. до конца 1990-х гг., озвучил вывод о том, что, несмотря на значительные материальные затраты со стороны государства и определенную систему мероприятий, ликвидация неграмотности среди местного населения проходила медленными темпами. Причину такой ситуации он видел в отсутствии квалифицированных педагогических кадров [18].

Об этом писала и Л.В. Алексеева. Она пришла к выводу, что в школах Севера Западной Сибири профессиональных учителей не хватало, их выпуск был недостаточным [1, 2, 3]. В 2000-х гг. вопросы становления и развития системы образования обско-угорских народов северо-западной Сибири были изучены Е.Г. Чумак. В своём диссертационном исследовании она отмечает, что «проблема подготовки педагогических кадров для национальных школ решалась целенаправленно и планомерно на государственном и местном уровнях» [36, с. 19]. Однако заниженные требования к условиям приема абитуриентов из числа коренных национальностей привели к низкому образовательному уровню выпускников педагогических учреждений, что в свою очередь отразилось на качестве преподавания в национальных школах. С этим соглашается и Н.С. Казакова [19], которая дополнительно отмечает, что и к началу 1940-х гг. в Ханты-Мансийском национальном округе ощущался недостаток педагогических кадров по отдельным предметам, при этом она не указывает, какие конкретно дисциплины нуждались в учителях.

В целом можно отметить, что уже в первых обобщающих трудах общесоюзного уровня, посвященных становлению и развитию историко-об-ществоведческого образования, отдельное внимание уделялось вопросу подготовки педагогических кадров. В региональных исследованиях существует ряд работ, в которых современными исследователями на широкой источни-ковой базе представлен качественный и количественный анализ педагогического состава, работавшего в школах Севера Западной Сибири в 19201930-х гг., но отдельного внимания государственной политике в области подготовки учителей истории и обществоведения для северных школ не уделяется.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что отдельные аспекты государственной политики в области историко-обществоведческого образования - формулирование целей, вопросы содержания, методы обучения были наиболее полно рассмотрены в исследованиях общесоюзного уровня. На региональном уровне более подробно изучены вопросы партийно-государственного руководства культурным строительством на Севере, приведены численные показатели педагогического состава, подробно исследован вопрос, связанный с ликвидацией неграмотности в регионе. В меньшей степени изучены проблемы связанные с государственной политикой в области историко-обществоведческого образования в школах Севера Западной Сибири. Данная ситуация достаточно парадоксальна, поскольку именно в 20-30-е гг. XX в. были поставлены совершенно иные цели перед историко-обществоведческими дисциплинами, происходили кардинальные изменения в содержании исторической науки, принципиально изменились приемы работы педагогов, формы организации учебного процесса. При сохранении малоизученных вопросов сложно создать единую картину системы образования, существовавшей в первые десятилетия советской власти. В настоящее время существует необходимость рассмотреть эволюцию государственной политики в области историко-обществоведческого образования на Севере Западной Сибири из-за очевидных аналогий с современными трансформациями в образовательной сфере.

Литература

1. Алексеева, Л.В. Социокультурная политика советской власти на Обь-Иртышском Севере в 1920-1941 гг. : приоритеты, формы осуществления и результаты [Текст] / Л.В. Алексеева. - Екатеринбург : Ин-т истории и археологии УрО РАН, 2003. - 251 с.

2. Алексеева, Л.В. Ханты-Мансийский автономный округ в первое десятилетие (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.) [Текст] / Л.В. Алексеева. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. - 194 с.

3. Алексеева, Л.В. Ямало-Ненецкий автономный округ в первое десятилетие своей истории (декабрь 1930 г. - июнь 1941 г.) : монография [Текст] / Л.В. Алексеева. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. -245 с.

4. Андреевская, Н.В. Методика преподавания истории в семилетней школе [Текст] / Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский. - М. : Учпедгиз, 1947. -215 с.

5. Артёменко, О.И. Культура и образование коренных малочисленных народов Севера [Текст] / О.И. Артёменко. - М. : ИНПО, 2007. - 192 с.

6. Базанов, А.Г. Школа на Крайнем Севере [Текст] / А.Г. Базанов, Н.Г. Казанский. - Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР. Ленинград. отд-ние, 1939. - 207 с.

7. Барулина, Л.С. Становление и развитие отечественного исторического образования в российской школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Барулина. - М., 1998. - 224 с.

8. Белич, И.В. История становления учебно-воспитательных учреждений для детей народов севера-западной Сибири [Текст] : монография / И.В. Белич. -Тобольск : ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. - 127 с.

9. Бущик, Л.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР [Текст] / Л.П. Бущик. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 537 с.

10. Вяземский, Е.Е. Становление и развитие системы школьного исторического образования в современной России [Текст] : дис. . д-ра пед. наук / Е.Е. Вяземский. - М., 2004. - 455 с.

11. Городенко, Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского автономного округа [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Д.В. Городенко. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1997. - 84 с.

12. Данилов, В.Н. Власть и формирование исторического сознания советского общества [Текст] / В.Н. Данилов. - Саратов : Науч. кн., 2005. - 192 с.

13. Дзюбинский, С.Д. Очерки методики обществоведения в школе II ступени [Текст] / С.Д. Дзюбинский, Б.Н. Жаворонков, С.П. Сингалевич. - Казань : Татиздат, 1927. - 234 с.

14. Епифанова, П.П. Становление и развитие школьного гуманитарного образования в Советской России (1917-1939 гг.) [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / П.П. Епифанова. - М., 2009. - 215 с.

15. Жаворонков, Б.Н. Подвижная лаборатория по обществоведению [Текст] / Б.Н. Жаворонков, С.Н. Дзюбинский. - Л. : Гос. изд., 1926. - 26 с.

16. Зиновьев, М.А. Основные вопросы методики преподавания истории: руководство для преподавателей истории средней школы [Текст] / М.А. Зиновьев. - Л.-М. : АПН РСФСР, 1948. - 236 с.

17. Иоаннисиани, А. История в школе II ступени. (Из стенограммы доклада в методической секции Общества историков-марксистов) [Текст] / А. Иоаннисиани // Историк-марксист. - 1927. - Т. 3. - С. 153.

18. Ишбаев, М.М. Выход в свет: Становление национальной школы в Ларьяк-ском районе [Текст] / М.М. Ишбаев. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. - 112 с.

19. Казакова, Н.С. Государственная политика по просвещению населения Ханты-Мансийского национального округа в 1931-1941 гг. [Текст] : дис. . канд. ист. наук / Н.С. Казакова. - Нижневартовск, 2009. - 173 с.

20. Колокольникова, З.У. Краткосрочные курсы как форма подготовки учителей национальной школы в 20-30-е гг. XX века [Электронный ресурс] / З.У. Колокольникова, О.А. Казанкова. - Режим доступа: http://www. rusnauka.com/32_PRNT_2013/Pedagogica/2_148186.doc.htm. (дата обращения: 11.06.2017).

21. Константинов, Н.А. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский. - М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1948. - 471 с.

22. Королев, Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики 1921-1931 [Текст] / Ф.Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З.И. Равкин ; под ред. Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 508 с.

23. Котомкина, Е.А. Из истории народного образования в России в 19171932 гг. [Текст] / Е.А. Котомкина. - Тверь : Лилия Пронт, 2002. - 244 с.

24. Кронгауз, Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере [Текст] / Ф.Ф. Кронгауз. - М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1948. - 122 с.

25. Кудрявцев, А.Е. Очередные вопросы методики обществоведения на второй ступени : Опыт методического исследования [Текст] / А.Е. Кудрявцев. - М. ; Л. : Гос. изд-во, 1925. - 222 с.

26. Кузнецова, Е.В. Становление и развитие народного образования в Западной Сибири (1921-1925 гг.) [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е.В. Кузнецов. - Кемерово, 1995. - 22 с.

27. Лиджеева, К.Ф. Развитие сферы образования в национальных районах юга России в 1918-1941 гг. : сравнительно-исторический анализ [Текст] : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / К.Ф. Лиджеева. - Астрахань, 2014. - 40 с.

28. Лиджеева, К.Ф. Социально-экономическая и культурна интеграция народов Северного Кавказа в советское государство (1920-1930-е гг.) [Текст] / К.Ф. Лиджеева // Вестник Моск. гос обл. ун-та. - 2011. - № 3 - С. 145-148. -(Сер. История и политические науки).

29. Мануилова, А.Е. Повышение квалификации работников народного образования в Сибири в 20-30-е гг. XX в. [Электронный ресурс] / А.Е. Мануилова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2014. - Т. 20. -С. 3166-3170. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/54897.htm. (дата обращения: 11.06.2017).

30. Очерки истории исторической науки в СССР [Текст] : в 5 т. Т. 4. / гл. ред. М.В. Нечкина. - М. : Наука, 1966. - 856 с.

31. Петухова, О.А. Историческое образование в российской школе в первые годы советской власти, 1917-1937 гг. [Текст] : дис. . канд. ист. наук / О.А. Петухова. - Смоленск, 2004. - 283 с.

32. Равкин, З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925 гг. [Текст] / З.И. Равкин ; под ред. П.Н. Шимбирева. - М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959. - 276 с.

33. Ушмаева, К.А. Историки и власть на юге России (1917-2000 гг.) [Текст] / К.А. Ушмаева. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2006. - 368 с.

34. Хаминов, Д.В. Историческое образование и наука в Томском университета в конце XIX - начале XXI в. [Текст] / Д.В. Хаминов. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2011. - 270 с.

35. Чемоданова, Т.В. Государственная политика в сфере школьного обществоведческого образования в 1920-х - начале 1930-х годов [Текст] : дис. . канд. ист. наук / Т.В. Чемоданова. - Астрахань, 2010. - 208 с.

36. Чумак, Е.Г. Становление и развитие системы образования обско-угорских народов северо-западной Сибири в 1920-1950-е гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е.Г. Чумак. - Тюмень, 2008. - 22 с.

37. Щулепникова, Е.И. Почему в 1920-е годы в школах не преподавали историю [Электронный ресурс] / Е.И. Щулепникова. - Режим доступа: http://pish.ru/ blog/archives/category/articles/articles2014. (дата обращения: 11.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.