Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 42-47. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 42-47.
Научная статья УДК 101.1
https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.5
Историографические концепции русской философии: некоторые аспекты хронологического и содержательного дискурса
(20-40-е гг. XX в.)
Александр Иванович Панюков
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия, apanukov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0277-4299
Аннотация. В статье предприняты попытки систематизации преимущественно содержательных аспектов русской философской мысли в интерпретации таких известных историографов русской философии, как Г.Г. Шпет, С.Л. Франк, Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковский. Анализируется научный контекст, в рамках которого возникали и оформлялись представленные в статье вариации интерпретации хронологических и содержательных аспектов развития русской философии. Выделены основные положения каждой из рассматриваемых в статье концепций с акцентом на «позитивный» или «негативный» фокус целостной оценки русской философской мысли. Детализация их положений, представленных в трудах Г.Г. Шпета, Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковского, включает как обозначение инвариантного, общего в содержании зарубежной и отечественной философской мысли, так и вариативного, специфического, характерного исключительно для русской философии. Можно констатировать, что в акцентировании внимания на интерпретации специфики русской философии известными отечественными историографами и реализуется цель настоящей статьи -проанализировать особенности хронологического и содержательного дискурса периода 20-40-х годов XX века относительно историографического анализа русской философии.
Ключевые слова: русская философия, историографические концепции, хронологический и содержательный дискурс
Для цитирования: Панюков А.И. Историографические концепции русской философии: некоторые аспекты хронологического и содержательного дискурса (20-40-е гг. XX в.) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 42-47. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.5.
Original article
Historiographical Concepts of Russian Philosophy: Some Aspects of Chronological and Substantive Discourse (20-40th Years of XX C.)
Alexander I. Panyukov
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, apanukov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0277-4299
Abstract. The article attempts to systematize mainly substantive aspects of Russian philosophical thought in the interpretation of such famous historiographers of Russian philosophy as G.G. Shpet, S.L. Frank, B.V. Yako-venko and V.V. Zenkovsky. The scientific context under which variations of interpretation of chronological and substantive aspects of the development of Russian philosophy presented in the article arose and took shape is analyzed. Conceptual issues of each of the concepts discussed in the article are highlighted, with an emphasis on the "positive" or "negative" focus of a holistic assessment of Russian philosophical thought. The detailed description of their provisions, as presented in the works of G.G. Shpet, B.V. Yakovenko, and V.V. Zenkovsky, includes both an indication of the invariant, common in the content of foreign and domestic philosophical thought, and the variable, specific, characteristic of Russian philosophy solely. It can be stated that the emphasis on the interpretation of the specificity of Russian philosophy by famous Russian historiographers is the aim of the present article - to analyze the features of the chronological and substantive discourse of the 20-40s of XX century regarding the historiographical analysis of Russian philosophy.
Keywords: Russian philosophy, historiographical concepts, chronological and substantive discourse For citation: Panyukov, A.I. (2023) Historiographical Concepts of Russian Philosophy: Some Aspects of Chronological and Substantive Discourse (20-40th Years of XX C.). Society: Philosophy, History, Culture. (6), 42-47. Available from: doi:10.24158/fik.2023.6.5 (In Russian).
© Панюков А.И., 2023
Историография русской философии имеет несколько этапов. В рамках настоящей статьи нас интересуют основные направления хронологической и содержательной интерпретации русской философской мысли в период с начала 20-х и до конца 40-х годов XX века. Методологический формат нашего исследования определен универсальными принципами историографического анализа, в частности, системности и историзма, реализованными в области интерпретации содержания работ известных философов: Г.Г. Шпета, Б.В. Яковенко, В.В. Зеньковского, Н.О. Лос-ского и др. Актуальность обращения к пониманию хронологических и содержательных особенностей историографических концепций русской философии связана с широким интересом современных исследователей к проблематике различных вариантов «авторского видения» особенностей русской философии (Сердюкова, 2022).
Интересующий нас этап русской философской мысли признан классическим, так как именно в это время идет формирование основных историографических концепций истории русской философии. Это время наиболее активной деятельности выдающихся русских философов, историков и литераторов, работавших в СССР: Г.Г. Шпета, М.Т. Иовчука, И.Я. Щипанова и др., а также в Европе и США: Б.В. Яковенко, С.Л. Франка, В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского и др.
Начинается он в 1922 г. с публикации «Очерка развития русской философии» Г.Г. Шпета (Шпет, 1922) и завершается в 1951 году публикацией «Истории русской философии» Н.О. Лосского (Лосский, 1994).
В 1922 г. в Берлине в «Русском универсальном издательстве» были также напечатаны «Очерки русской философии» Б.В. Яковенко (Яковенко, 1922). «Советский» мыслитель Г.Г. Шпет и «буржуазный» - Б.В. Яковенко были единодушны в негативных оценках русской философии. С.А. Левицкий оценил книгу Б.В. Яковенко как «крайне субъективно написанную» (Левицкий, 1996: 306). Мнение С.А. Левицкого можно отнести и к «Очерку» Г.Г. Шпета.
После статьи В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (Ленин, 1922) и «философского парохода»1 (сентябрь - ноябрь 1922 г.) книга Г.Г. Шпета является самым заметным событием в философской жизни советской России. К сожалению, массовый читатель получил возможность ознакомиться с «Очерком развития русской философии» Г.Г. Шпета только через шестьдесят лет после первой публикации.
В «Очерке...» Г.Г. Шпет иллюстрировал позицию В.С. Соловьева, изложенную в статье «Россия и Европа» (впервые опубликованную журналом «Вестник Европы» в 1888 г.), в которой родоначальник современной русской философии утверждал, что русская философия «.ничуть не похоже на философию» (Соловьев, 1912). Взгляды В.С. Соловьева и Г.Г. Шпета разделял Л.Д. Троцкий. В книге «Литература и революция» (1923) он писал: «В философии у нас нет никого, кроме третьестепенных учеников и безличных эпигонов. Отсюда ужасающая идейная чресполосица, постоянные теоретические недоразумения, неожиданнейшая философская отсебятина» (Троцкий, 1991: 267-268).
Г.Г. Шпет сформулировал общую негативную концепцию истории русской философии, которая вполне устраивала как коммунистических идеологов В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого, так и профессиональных философов Б.В. Яковенко и С.Л. Франка. Вместе с тем нужно согласиться с мнением В.В. Зеньковского, который писал, что книга Г.Г. Шпета - «самая ценное и основательное исследование» по истории русской философии (Зеньковский, 1991: 26). Негативные оценки в историографии русской философии фактически господствовали до середины 40-х гг. ХХ в., т. е. до образования в 1943 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедры русской философии и до издания в 1948 г. в Париже книги В.В. Зеньковского «История русской философии» (Зеньковский, 1991).
В пятидесятые годы ХХ века в историографии наблюдается возвращение к позитивной трактовке истории русской философии. Формируются «советская» (московская, ленинградская, свердловская школы) и «заграничная» (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, С.А. Левицкий и др.) концепции истории русской философии.
В общих чертах идеи Г.Г. Шпета составляли следующие положения: во-первых, история русской философии «тема весьма колючая» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 219); во-вторых, русская философия «если и существует, то не в виде науки», а как мораль, проповедь и мировоззрение» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 218); в-третьих, национальный характер русской философии определяется «в самой постановке вопросов, в подборе их, в модификациях» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 218-219); в-четвертых, «... первыми русскими духовными пастырями были константинопольские священники, которые "ввели грамотность
1 «Философский пароход». 100 лет назад большевики начали операцию по высылке за границу оппозиционной интеллигенции [Электронный ресурс] // Родина. URL: https://rg.ru/2022/09/24/mestnye-tovarishchi-pridaiut-bolshoe-znachenie-vysylke-professorov.html?ysclid=lifvw3rxg4294042770 (дата обращения: 03.06.2023).
в церковные и государственные дела"» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 225); в-пятых, «Максим Грек послужил первым звеном, соединяющим русскую книжность с западной научною школой» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 228); в-шестых, во второй половине XVII в. «западное влияние пробивается в Москву» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 231); в-седьмых, Россия вошла в европейскую семью «как сирота», «Константинополь был ей крестным отцом, родного не было» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 234); в-восьмых, Россия «стала христианскою, но без античной традиции и без культуропреемства», «Россия могла взять античную культуру прямо из Греции, но этого не сделала». «Нас крестили по-гречески, но язык нам дали болгарский» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 234); в-девятых, «Со-лунские братья сыграли для России фатальную роль» (Очерки истории русской философии ., 1991: 234). К сожалению, наши предки не прочитали даже то, что «... христианство не успело спрятать и уничтожить из наследия Платона, Фукидида и Софокла.» (Очерки истории русской философии ..., 1991); в-десятых, «Россия начала свою культуру с немецких переводов. И это есть новая Россия - Россия Петра - вторая Россия» (Очерки истории русской философии ..., 1991: 236).
26 мая 1925 г. в берлинском «Обществе по изучению Канта» С.Л. Франк на немецком языке прочитал доклад «Русское мировоззрение». В этом же году под названием «Сущность и ведущие мотивы русской философии» был напечатан журнальный вариант доклада, на русском языке первая публикация его была осуществлена журналом «Философские науки» в 1990 г. Доклад и статья имели огромное значение. Они были доброжелательно встречены научной общественностью. В докладе и статье С.Л. Франк определил основные задачи и тенденции изучения русской философии (Франк, 1996).
В середине 1930-х гг. к истории русской философии вновь обращается Б.В. Яковенко. В 1938 г. в Праге на чешском языке был напечатан расширенный и переработанный текст его «Очерков русской философии», который в чешском издании получил название «История русской философии». В 2003 г. в издательстве «Республика» по инициативе профессора П.В. Алексеева был выполнен и напечатан русский перевод «Истории русской философии». Особенность концепции истории русской философии Б.В. Яковенко заключалась в том, что он, прежде всего, отрицал, национальную специфику всякой философии, в том числе и русской (Яковенко, 2003). Современный исследователь М.И. Ивлева подчеркивает, что «история философии в понимании Яковенко является процессом самопознания сущего, поэтому он критикует Бердяева, Булгакова, Флоренского за попытку создания национальной, русской философии, утверждая, что философская мысль живет собственной внутренней жизнью, характеризуется собственным систематическим знанием, независимо от особенностей национального сознания»1.
В.В. Зеньковский справедливо упрекал Б.В. Яковенко в «постоянном облечении» русских философов в их «ошибках» (Зеньковский, 1991: 24).
Концепция истории русской философии Б.В. Яковенко сводится к следующим позициям: во-первых, русская философия «не отличается ни опытом, ни зрелостью» от других философий (Яковенко, 2003: 8); во-вторых, «на протяжении всего периода своего существования она в большей или меньшей степени находится в зависимости от философских течений иных народов и других эпох» (Яковенко, 2003: 8); в-третьих, «русское философствование нередко предстает не в форме научной мысли и научных трактатов, а в публицистической и даже беллетристической форме» (Яковенко, 2003: 8); в-четвертых, история русской философии не знает по-настоящему законченных систем; все, что в ней можно найти, - это в лучшем случае более или менее разработанные концепции, в основном же отдельные относительно проработанные учения, теории, мысли» (Яковенко, 2003: 8); в-пятых, «русское философствование лишено традиции в обоих основных значениях этого слова: оно не продолжает никакой чужой традиции, но и в себе не взрастило никакой собственной традиции» (Яковенко, 2003: 8); в-шестых, «Русское философствование столь же нерелигиозно, сколь и религиозно» (Яковенко, 2003: 9); в-седьмых, иногда русская философия принимает «... даже атеистическую направленность» (Яковенко, 2003: 9); в-восьмых, «. ленинский большевизм (революционно-диалектический материализм) как идейное явление имеет столь же русское происхождение, как и религиозно-философские концепции П. Флоренского или Н. Бердяева»; в-девятых, «имена В. Белинского, А. Герцена, М. Бакунина, Н. Михайловского, П. Кропоткина, В. Ленина можно с полным основанием поставить в один ряд с именами П. Прудона, Ф. Лассаля, К. Маркса, Дж. Мадзини и Т.Г. Масарика, точно так же, как имена Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова и Вл.С. Соловьева - рядом с именами Р. Эмерсона, Ф. Ницше, Г. Ибсена и С. Кьеркегора; в-десятых, «. можно утверждать, что по силе духовного воздействия на свой народ и все человечество Л. Толстой и Ф. Достоевский не знают себе равных» (Яковенко, 2003: 21); в-одиннадцатых, «кто хочет действительно понять русскую историю,
1 Ивлева М.И. Яковенко // Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 4. М., 2001. С. 512.
- 44 -
русскую литературу и русскую душу, тот должен, кроме всего прочего, а может быть, даже в первую очередь, ознакомиться с философскими поисками русского ума» (Яковенко, 2003: 22).
Эпохальным событием в историографии русской философии является выход в 1948 г. в парижском издательстве «YMCA-PRESS» первого тома «Истории русской философии» профессора Свято-Сергиевского православного богословского института В.В. Зеньковского (Зеньковский, 1991). «История» была переведена на основные европейские языки. В СССР текст книги был доступен читателям в специальных библиотеках. Начиная с 1989 г. в СССР и России «История русской философии» В.В. Зеньковского выходит массовыми тиражами. Книгу В.В. Зеньковского «Русские мыслители и Европа» можно рассматривать как предисловие и как послесловие к «Истории русской философии» (Зеньковский, 1955).
Концепция В.В. Зеньковского состоит из следующих положений: во-первых, «самостоятельное творчество в области философии» появляется в России «лишь во второй половине XVIII века (Зеньковский, 1991: 11); во- вторых, «русская философия, как и всякая другая, зарождается из недр религиозного мировоззрения» (Зеньковский, 1991: 11); в-третьих, «после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь.» (Зеньковский, 1991: 13); в-четвертых, «XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной мысли» (Зеньковский, 1991: 13); в-пятых, «с появлением первых произведений» В.С. Соловьева «русская философия вступает на путь построения систем» (Зеньковский, 1991: 23); в-шестых, в хХ в. русская философия не только развивается параллельно с западноевропейской, но и начинает постепенно, особенно после русской революции, выходить на путь мирового влияния (Зеньковский, 1991: 21-23).
В.В. Зеньковский разделил историю русской философии на три периода. «Первый период - до возникновения систем (XIX в. - до 1970-х гг.). Второй период - возникновение систем (конец XIX в. - первые два десятилетия XX в.). Третий период - XX в. (после 1917 года)» (Зеньковский, 1991: 23). Время до Петра 1 В.В. Зеньковский назвал «прологом к русской философии» (Зеньковский, 1991: 23).
24 мая 1947 г. член Политбюро ЦК ВКП (б), секретарь ЦК ВКВ (б) А.А. Жданов призвал советских философов пересмотреть негативные оценки русской философии и вернуться к ее «объективному» изучению. Он заявил. что, «... исключая историю русской философии из общей истории философии, умолчание о ней объективно означает умаление роли русской философии и искусственно делит историю философии на историю западноевропейской и историю русской философии.» (Жданов, 1947: 14). Советские философы услышали призыв партийного идеолога. Член-корреспондент АН СССР М.Т. Иовчук еще 1944 г. читал публичные лекции по истории русской философии. В 1949 г. в Минске вышло второе дополненное и исправленное издание стенограммы одной из его лекций. В ней М.Т. Иовчук сформулировал «новаторскую» концепцию истории философии в России. В частности, он предложил понятие «русская классическая материалистическая философия», выделив основные черты и разработав схему развития русской философии. Разработанная последовательность включала несколько положений: во-первых, «русская философская мысль имеет многовековую историю» (Иовчук, 1949: 6); во-вторых, «источником русской философской мысли была классовая борьба» (Иовчук, 1949: 6); в-третьих, «если зарождение русской философской мысли происходило еще в XV-XVII вв., то философия сформировалась как особая отрасль в России в середине XVIII в. К этому времени относится возникновение материалистического мировоззрения в России» (Иовчук, 1946: 7); в-четвертых, родоначальниками русской философии являются М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. От них идут «две ветви русской философии»: «одна ветвь - материализм в естествознании», «другая ветвь -освободительная русская философия» (Иовчук, 1949: 7); в-пятых, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов «в отличие от западноевропейского созерцательного метафизического материализма XVIII-XIX века. не только объясняли мир, но и стремились наметить пути революционного изменения общества» (Иовчук, 1949: 10); в-шестых, «русская классическая материалистическая философия явилась законным этапом в истории развития философской мысли человечества». Она - «соединяющее звено» между «созерцательным метафизическим материализмом» и философией марксизма, исторический итог развития домарксовой философии (Иовчук, 1949). К сожалению, по ряду причин концепция М.Т. Иовчука не получила широкого распространения в советской философии.
В 1949 г. кафедра истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова подготовила и выпустила в Государственном политическом издательстве обширный сборник статей «Из истории русской философии» под редакцией профессора И.Я. Щипанова (Из истории русской философии ., 1949). В некотором смысле это была попытка создать свою «советскую» историю рус-
РН!ЬОЭОРНУ
ской философии. Предметом ее, как подчеркивалось в сборнике, «... является история зарождения и развития материалистического мировоззрения в России. История русской философии включает в себя не только собственно философские воззрения русских мыслителей, но также их взгляды на развитие общества и его законы, т.е. их социологические взгляды, а также этические и эстетические воззрения» (Из истории русской философии ..., 1949: 11). В сборнике с «больше-вицких» позиций рассматривались философские взгляды М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, М.А. Антоновича, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Д.И. Менделеева, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина и Г.В. Плеханова. Авторы статей выступили против фальсификаторских «потуг» «найти. для всякой русской философской системы обязательно какой-либо западноевропейский образчик» (Из истории русской философии ., 1949: 7).
В 1951 г. в Нью-Йорке на английском языке вышла книга Н.О. Лосского «История русской философии». В отличие от текстов Г.Г. Шпета, Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковского, она представляет собой наиболее «сбалансированное» изложение истории русской философии (Лосский, 1994).
Н.О. Лосский неоднократно подчеркивал, что «издать большую книгу по философии - нелегкая задача» (Лосский, 1994: 3) и отмечал, что «.в одной работе немыслимо дать оценку развития весьма сложной истории философии в целой нации». Вместе с тем книга Н.О. Лосского для того времени представляла собой наиболее полное описание русской философии (27 глав, около 26 печатных листов). В 1954 г. в СССР книга была переведена на русский язык и издана для специальных библиотек. В 1991 г. в России «История русской философии» Н.О. Лосского была напечатана большим тиражом для широкого читателя.
Концепция истории русской философии Н.О. Лосского сводится к следующим позициям: во-первых, «русская философия начала развиваться только в XIX в., когда русское государство уже имело тысячелетнюю историю» (Лосский, 1994: 4-5); во-вторых, русский народ получил «первое представление о философии только тогда, когда на церковнославянский язык стали переводить сочинения отцов церкви» (Лосский, 1994: 5); в-третьих, «века татарского господства, а впоследствии изоляционизм Московского государства помешали русскому народу ознакомиться с западноевропейской философией» (Лосский, 1994: 5); в-четвертых, «русское общество не было в достаточной мере знакомо с западной культурой, пока Петр Великий "не прорубил окно в Европу"» (Лосский, 1994: 6-7): в-пятых, «начало последовательного развития русской философской мысли восходит к тому времени XIX в., когда русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля (Лосский, 1994: 9); в-шестых, «начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. связано с именами Ивана Киреевского и Хомякова. Их философия была попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основе русского толкования христианства, опирающегося на сочинения отцов восточной церкви и возникшего как результат национальной самобытности русской духовной жизни» (Лосский, 1994: 10); в-седьмых, «Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Xомякова» (Лосский, 1994: 10). Н.О. Лосский делает вывод, что «русская культура XIX - начала XX вв. имеет всемирное значение» (Лосский, 1994).
В заключение нужно отметить, что книга Н.О. Лосского фактически подводит итоги развития историографии русской философии первой половины XX века. Н.О. Лосскому удалось преодолеть многочисленные противоречия историографических концепций Г.Г. Шпета, Б.В. Яковенко и В.В. Зеньковского. Несмотря на «большевицкую» критику и «разгромные» рецензии журналов «Вопросы философии» и «Коммунист» книга Н.О. Лосского, как и В.В. Зеньковского, является важнейшим источником советской концепции русской философии. Благодаря созданию в МГУ им. М.В. Ломоносова кафедры русской философии и научно-организаторской деятельности профессоров М.Т. Иовчука и И.Я. Щипанова, центр изучения истории русской философии постепенно перемещается в СССР, а затем и в Российскую Федерацию.
Список литературы:
Жданов А.А. Выступление на дискуссии по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». 24 июня 1947 г. М., 1947. 46 с.
Зеньковский В.В. История русской философии : в 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. 222 с.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Р., 1955. 278 с.
Из истории русской философии / под ред. И.Я. Щипанова. М., 1949. 830 с.
Иовчук М.Т. Основные черты русской классической материалистической философии. Минск, 1949. 60 с.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. 496 с.
Ленин В.И. О значении воинствующего материализма // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 5-13.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. 456 с.
Очерки истории русской философии / А.И. Введенский [и др.]. Свердловск, 1991. 592 с.
Сердюкова Е.В. Судьба книги Н.О. Лосского «История русской философии» и полемика вокруг нее в 1950-е гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2022. Т. 26, № 1. С. 41-60. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-1-41-60.
Соловьев В.С. Россия и Европа // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева : с 3 портретами и автографом : в 10 т. СПб., 1912. Т. 5. С. 82-154.
Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991. 400 с.
Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. 738 с.
Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Петроград, 1922. 348 с.
Яковенко Б.В. История русской философии. М., 2003. 510 с.
Яковенко Б.В. Очерки русской философии. М., 1922. 128 с.
References:
Frank, S. L. (1996) Russkoe mirovozzrenie [Russian Worldview]. St. Petersburg. 738 р. (In Russian). lovchuk, M. T. (1949J Osnovnye cherty russkoi klassicheskoi materialisticheskoi filosofii [The Main Features of the Russian Classical Materialistic Philosophy]. Minsk. 60 р. (In Russian).
Lenin, V. I. (1922) O znachenii voinstvuyushchego materializma [On the Significance of Militant Materialism]. Pod znamenem marksizma. (3), 5-13. (In Russian).
Levitskii, S. A. (1996) Ocherki po istorii russkoi filosofi [Essays on the History of Russian Philosophy]. Moscow. 496 р. (In Russian). Losskii, N. O. (1994) Istoriya russkoi filosofii [History of Russian Philosophy]. Moscow. 456 р. (In Russian). Serdyukova, E. V. (2022) The Events of N.O. Lossky's "History of Russian Philosophy" and the Debate around it in the 1950s. RUDN Journal of Philosophy. 26 (1), 41-60. (In Russian).
Shchipanov, I. Ya. (ed.) (1949) Iz istorii russkoi filosofii [From the History of Russian Philosophy]. Moscow. 830 р. (In Russian). Shpet, G. G. (1922) Ocherk razvitiya russkoi filosofii [An Essay on the Development of Russian Philosophy]. Petrograd. 348 р. (In Russian).
Solov'ev, V. S. (1912) Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. In: Sobranie sochinenii Vladimira Sergeevicha Solov'eva : s 3 portretami i avtografom : v 101. Vol. 5. St. Petersburg, рр. 82-154. (In Russian).
Trotskii, L. D. (1991) Literatura i revolyutsiya [Literature and Revolution]. Moscow. 400 р. (In Russian). Vvedenskii, A. I., Losev, A. F., Radlov, E. L. & Shpet G. G. (1991) Ocherki istorii russkoi filosofii [Essays on the History of Russian Philosophy]. Sverdlovsk. 592 р. (In Russian).
Yakovenko, B. V. (2003) Istoriya russkoi filosofii [History of Russian Philosophy]. Moscow. 510 р. (In Russian). Yakovenko, B. V. (2003) Ocherki russkoi filosofii [Essays of Russian Philosophy]. Moscow. 128 р. (In Russian). Zen'kovskii, V. V. (1955) Russkie mysliteli i Evropa. Kritika evropeiskoi kul'tury u russkikh myslitelei [Russian Thinkers and Europe. Criticism of European Culture by Russian Thinkers]. Paris. 278 р. (In Russian).
Zen'kovskii, V. V. (1991) Istoriya russkoi filosofii: v 21. [History of Russian Philosophy: in 2 vols.]. Vol. 1. Part 1. Leningrad. 222 р. (In Russian).
Zhdanov, A. A. (1947) Vystuplenie na diskussii po knige G.F. Aleksandrova «Istoriya zapadnoevropeiskoi filosofii». 24 iyunya 1947 g. [Speech at the Discussion on the Book by G.F. Alexandrov "History of Western European Philosophy". June 24, 1947]. Moscow. 46 р. (In Russian).
Информация об авторе А.И. Панюков - доктор философских наук, профессор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия.
Information about the author A.I. Panyukov - D.Phil., Professor, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.