УДК 34:314.72:332.1"19"(470.345)
ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СВОДА ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 ГОДА
О.Б. Кевбрина, С.Б. Котляров
Изучение исторического процесса систематизации законодательства России является отправной точкой для реализации в современных условиях реформы права. Систематизация законов -это прямая обязанность любого государства, независимо от исторической эпохи или формы правления. Современная необходимость систематизации законов является одной из актуальнейших проблем, решение которой может быть найдено в историческом прошлом. Осмысление прошлого опыта систематизации законодательства, как удачного, так и неудачного, может дать практический инструментарий в случае применения различных форм систематизации законодательства. Авторы делают вывод о том, что принятие Свода законов Российской империи стало шагом вперед: на место запутанного, противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная, продуманная и четкая система изложения законов. Свод законов явился неким комплексным документом, оказавшим колоссальное значение на юридическую политику и практику.
Ключевые слова: российское законодательство; реформирование законодательства; кодификация; систематизация законодательства; совершенствование законодательства; исторический опыт; Свод законов Российской империи.
O.B. Kevbrina, S.B. Kotlyarov. HISTORICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE SET OF LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE OF 1832
The study of the history of the process of systematization of Russian legislation is a starting point for the implementation of law reform in modern conditions. The systematization of laws is a direct duty of any state, regardless of the historical era or form of government. The modern need to systematize laws is one of the most pressing problems that can be solved in the historical past. Understanding the past experience of systematizing legislation, both successful and unsuccessful, can provide practical tools if different forms of systematizing legislation are applied. The authors conclude that the adoption of the Code of Laws of the Russian Empire was a step forward: a coherent, well-thought-out and clear system of presentation of laws took the place of confusing, contradictory and fragmented legislation. The code of laws was a kind of comprehensive document that had a huge impact on legal policy and practice.
Keywords: Russian legislation; legislative reform; codification; systematization of legislation; improvement of legislation; historical experience; Code of Laws of the Russian Empire.
Свод законов Российской империи является важнейшим историческим памятником российского законодательства, по-прежнему не утратившим своей значимости и авторитета. Актуальность проблемы принятия документа «Свод законов Российской империи» заключается в том, что его ретроспективный анализ помогает познать развитие систематизации права на современном этапе. В начале 1800-х гг. Россия была на грани революции, к тому же назревала война с Францией. Держава как никогда нуждалась в преобразованиях и в сильном реформаторе.
Император Александр I не видел никого другого, кроме М.М. Сперанского, на должности государственного секретаря - второго, после императора, лица в государстве. Необычайная трудоспособность, усердность, фантастическая начитанность, умение грамотно сформулировать и оформить любые
юридические документы буквально за одну ночь - таким был Михаил Сперанский. Сперанскому было доверено составить генеральный план преобразования Российской империи. В 1809 г. Сперанский создал такой план реформ, в котором были изложены не только идеи самого Сперанского, но и императора. Документ получил название «Введение к уложению государственных законов». Реформаторские, амбициозные проектные документы государственного секретаря коснулись всех сфер государственной жизни без исключения. Основополагающей идеей государственного устройства России Сперанский первым видел разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Впервые в государстве вводился парламент - Государственная Дума (причем, как и сейчас, предполагался двухпалатный парламент). И самое главное, особую роль в государстве Сперанский
120
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 4(42)
отводил титулатуре Императора, который не входил ни в одну из трех властей, но, как и ранее, окончательно утверждал либо отклонял любой законопроект [4, с. 124].
Проекты М.М. Сперанского не обошли вниманием и дворянство, которое, по мнению государственного секретаря, следовало образовать и окультурить. Теперь для того, чтобы получить высокий класс в Табеле о рангах (все чины делились на 14 классов, и необходимо было, начиная с 14-го, подойти к 1-му) пятые и восьмые классы обер-офицеры, старшие офицеры и генералы должны были иметь диплом о высшем образовании, т.е. всякий значимый чин был обязан либо закончить университет (российский или иностранный), либо просто сдать экзамены. Реакция на предложения Сперанского со стороны дворян не заставила себя долго ждать. Регулярные кляузы и доносы на него сделали свое дело. Документ под названием «Введение к уложению государственных законов» был отправлен в архив, а его автор - в ссылку на десять лет, как французский агент.
Соборное уложение 1649 г было последним упорядоченным сводом законов. С тех пор законы то принимались, то отменялись, но никакого свода действующих законов не было. Была просто необходима систематизация законодательства. Ключевое предназначение систематизации заключается в упорядочении всех нормативно-правовых актов, имеющихся в государстве. Предпосылками систематизации является то, что с течением времени все, что существует в окружающем нас мире, приходит в определенный беспорядок. Систематизация направлена на создание такого правового информационного пространства, в котором любой нормативно-правовой акт можно было бы с легкостью установить. Одновременно решается другая немаловажная задача - правовое регулирование осуществляется, с одной стороны, беспробельно, с другой - непротиворечиво. Беспробельно в том смысле, что общественные отношения, которые регулируются правом, должны регулироваться постоянно на всех этапах своего развития: как оно возникло, как оно развивается и как оно прекратится. Кроме того, необходимо отметить, что особенность системы нормативно-правовых актов состоит в том, что они должны быть доступны любому пользователю, коим может быть человек, даже не имеющий юридического образования. Соответственно, это должна быть такая система, имеющая логичную внутреннюю организацию, которая будет доступна практически каждому, всякому и любому [5, с. 42].
В России первой половины XIX в. суще-
ствовало много действующих и отмененных законодательных документов, многие из которых полностью дублировали предыдущие или противоречили друг другу. Это порождало массу проблем и злоупотреблений в делопроизводстве, потому что только очень квалифицированный человек, а далеко не все чиновники в то время были квалифицированными, мог разобраться в сути дела, зная, какой закон действует, а какой уже нет. Попытки кодифицировать российское законодательство предпринимались и ранее, например, Екатериной II, Александром I, но безуспешно. И только в царствование Николая I эта деятельность увенчалась успехом. Николай любил порядок и считал, что он должен быть наведен во всем, в том числе и в сфере правового регулирования. Он выступил инициатором идеи об упорядочении законодательства. Предполагалось сначала создать свод всех законов, которые издавались с 1649 г., затем создать свод конкретно действующего законодательства. Николай I говорил: «Нам нужны не гении, а верноподданные», однако решить актуальную на то время проблему - упорядочить российское законодательство, он поручил именно гению - Михаилу Михайловичу Сперанскому, который был назначен главой комиссии по упорядочению законодательства.
Вернулся из ссылки М.М. Сперанский в 1821 г. с новыми и нереализованными старыми идеями. Сперанский сформулировал основы концепции систематизации российского законодательства, в основе которой центральное место занимал Свод законов. В 1826 г. М.М. Сперанский предоставил императору Николаю I две записки - «Краткое историческое обозрение комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному составлению законов» [1, с. 179]. Император Николай I воспринял данное предложение положительно.
Сперанский с коллегами за несколько лет к 1830 г. подготовили «Полное собрание законов Российской Империи», содержащееся в 45-и томах. Всего было три собрания, которые включили в себя 133102 законов [4, с. 123]. Необходимо сказать, что «Полное собрание законов Российской Империи» все же не вобрало в себя реальный полный перечень законов, и это логично, ведь большинство государственных архивов страны находились в никудышном состоянии. По некоторым подсчетам историков, уже первое собрание было лишено как минимум порядка нескольких тысяч документов. И наоборот, так как в тот период не была четко выработана трактовка слова «закон», в полное собрание входили документы, не имеющие юридической силы.
Через три года в укороченном формате был подготовлен «Свод законов Российской Империи» в 15-и томах. 19 января 1833 г. состоялось заседание государственно совета, где работа комиссии получила полное одобрение политической элиты [3, с. 46]. Свод вступил в силу 1 января 1835 г. в качестве единственно верного юридического кодекса. Законы упорядочивались согласно отраслевому принципу. Все законодательство было разделено Сперанским на две основные группы - государственные и гражданские законы [5, с. 126]. Государственные законы, в свою очередь, подразделялись на определительные и охранительные законы на основе различия в предмете правового регулирования. Определительные законы состояли из норм, отражавших существо «государственного союза» и вытекающих из них прав.
Как известно, медаль имеет как лицевую, так и оборотную сторону. Хочется, отметить эту «оборотную» сторону применительно к Своду законов. Несмотря на свой стройный внешний вид, с внутренней составляющей было не все так гладко - речь идет о недостатках. Николай был консерватором и крайне не хотел идти на радикальные перемены, он всячески старался сохранить существующий самодержавный строй. Поэтому император не стал затрагивать суть законодательства, видя в этом крайне опасную реформу. Далее Свод неоднократно переиздавался в полном объеме в 1842 и 1857 гг. В третьем издании произошло значительное увеличение объема нормативных документов: так, если в 1832 г. насчитывалось около 36 тыс. статей, к 1842 г. это число увеличилось до 52 тыс., а в 1857 г. число статей возросло до 90 тыс. Позднее подверглись изменению и переизданию лишь отдельные тома. После судебной реформы 1864 г., в 1892 г. в сборник Свода вошел еще один дополнительный том, в котором содержались судебные уставы. Окончательное и кардинальное изменение было сделано в 1906 г.
«Закон должен быть краток, чтобы его легко могли запомнить и люди несведущие», - с этим высказыванием Сенеки трудно не согласиться, поэтому 15-томный «Свод законов» Сперанского представляет собой интерес, в первую очередь, как уникальный исторический документ, не имеющий аналогов, в то же время современная российская Конституция в многочисленных моментах пересекается с проектами Сперанского.
Современные российские ученые утверждают, что Конституция Российской Федерации 1993 г. списана из каких-то иных зарубежных образцов. Однако, если внимательно почи-
тать планы Сперанского и сопоставить с текстом нынешней Конституции, можно увидеть их родство, а также полное отличие от Конституции Франции или США. Можно с уверенностью сказать, не будь Сперанского, не была бы проведена систематизация законодательства. Ведь руководство над всей работой он взял на себя: раздавал различные поручения и рекомендации подчиненным, разрешал спорные вопросы, а также докладывал императору об успехах или неудачах. Не стоит обделять вниманием и коллег Сперанского по работе - это Петр Хавский, Дмитрий Замятин, Александр Куницын, Константин Арсеньев и др.
В современной историко-правовой литературе сохраняется актуальность исследований институционализации гражданско-правовых отношений, системы гражданского права и системы гражданского законодательства. Именно правоведы 30-50-х гг. XIX в. заложили основы теоретического обоснования понятия и классификации законов. Теоретические основания исследований о сущности гражданских законов определяли особенности их классификации.
В своих работах правоведы ссылались на действующее общее российское гражданское законодательство. Соборное Уложение 1649 г. и последующие узаконения имели значение до Свода законов Российской империи 1832 г. Все разрозненные нормативные акты были названы новоуказными статьями. Вплоть до 1832 г. все нормативно-правовые акты имели форму наказов, указов, грамот, регламентов, уставов и пр. Все указы Правительствующего сената издавались с целью разъяснения гражданам смысла существующих законов либо для обеспечения их надлежащего исполнения. Соответственно систематическое изложение гражданских законов в Полном собрании законов и Своде законов Российской империи способствовало изучению гражданских законов [2, с. 6].
Итак, стремление императора Николая I модернизировать общественные отношения в России приводило к осуществлению органами центральной власти и управления действий, направленных на реформирование гражданского законодательства в целом, связанного с потребностью в активизации буржуазных отношений. Однако сущность общественных отношений, их особенности и закономерности формирования и развития определяли значимость действий законодателя, а затем органов исполнительной власти и управления по приведению гражданских законов в соответствие с российской социально-экономической и политической действительностью. Вступление в юридическую силу Свода гражданских за-
122
вестник Российского университета кооперации. 2020. № 4(42)
конов способствовало в условиях абсолютной монархии и крепостного права осмыслению правовых институтов и разделов права преимущественно в историко-сравнительных, сравнительно-правовых и догматических исследованиях. Соответственно цивилистика как юридическая наука в 1930-1950-х гг. являлась результатом апробации западного государственно-правового опыта, но сущность, система и формы гражданских законов формировались в социально-экономических и политических реалиях Российской империи.
В статьях Свода, в большинстве случаев, были объединены содержательные стороны сразу нескольких законов, что наглядно иллюстрируют приведенные под ними многочисленные ссылки.
Подводя итог, подчеркнем, что принятие Свода законов Российской империи позволило упорядочить делопроизводство, помогло предотвратить многие злоупотребления, также данный свод оказал огромное влияние на судьбы большого количества людей. Свод законов Российской империи стал прогрессивным шагом, поскольку на место противоречивого и разрозненного законодательства пришла стройная и четкая система изложения законов. Свод законов стал неким комплексным документом, оказавшим колоссальное значение на юридическую политику и практику.
Список литературы
1. Кодан С.В. Свод законов Российской империи. Место и роль в развитии юридической техники и систематизации законодательства в России в XIX - начале ХХ века // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 178-191.
2. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. История развития следственных органов в России с XVIII века и до начала ХХ века // Черные дыры
в российском законодательстве. 2017. № 2. С. 5-8.
3. Майков П.М. О Своде законов Российской империи. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1905. 276 с.
4. Налимов С.А. Свод законов Российской империи как акт систематизации законодательства // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия «Право». 2016. № 13. С. 122-126.
5. Сидорчук М.В. Систематизация законодательства России в 1826-1832 гг.: дис. ... канд. юрид. наук. Ленинград, 1983. 189 с.
References
1. Kodan S.V Svod zakonov Rossijskoj imperii. Mesto i гоГ v razvitii yuridicheskoj tekhniki i siste-matizatsii zakonodateFstva v Rossii v XIX - nachale XX veka [Code of Laws of the Russian Empire. The place and role in the development of legal technology and the systematization of legislation in Russia in the XIX - early XX century] // Yuridicheskaya tekhnika. 2007. № 1. S. 178-191.
2. Kotlyarov S.B., Chicherov E.A. Istoriya razvi-tiya sledstvennykh organov v Rossii s XVIII veka i do nachala XX veka [The history of the development of investigative bodies in Russia from the 18th century to the beginning of the 20th century] // Chernye dyry v rossijskom zakonodateFstve. 2017. № 2. S. 5-8.
3.MaykovP.M. O Svode zakonov Rossijskoj imperii [On the Code of Laws of the Russian Empire]. SPb.: Tip. t-va «Obshchestvennaya poFza», 1905. 276 s.
4. Nalimov S.A. Svod zakonov Rossijskoj imperii kak akt sistematizatsii zakonodateFstva [Code of Laws of the Russian Empire as an act of systemati-zation of legislation] // Vestnik Yuzhno-UraFskogo gos. un-ta. Seriya «Pravo». 2016. № 13. S. 122-126.
5. Sidorchuk M.V. Sistematizatsiya zakonodateFstva Rossii v 1826-1832 gg. [Systematization of Russian legislation in 1826-1832]: dis. ... kand. yurid. nauk. Leningrad, 1983. 189 s.
КЕВБРИНА Ольга Борисовна - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: okevbrina@ruc. su.
КОТЛЯРОВ Сергей Борисович - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: [email protected].
KEVBRINA, Olga Borisovna - Doctor of History, Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].
KOTLYAROV, Sergey Borisovich - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: [email protected].