Научная статья на тему 'Историко-теоретические предпосылки революции менеджеров. Территориальная и экономическая власть'

Историко-теоретические предпосылки революции менеджеров. Территориальная и экономическая власть Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпорация / рациональное управление / акционерный капитал / право распоряжения и право владения / революция менеджеров / территориальная (государственная) и экономическая власть / corporation / rational governance / equity and the right to dispose of ownership / management revolution / territorial (state) and economic power

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Владимир Александрович

В статье рассматриваются подходы, объясняющие причины возникновения корпораций, акционерного капитала. На примере Ост-Индской голландской компании освещаются обстоятельства и мотивы, способствовавшие возникновению первой крупной торговой кампании, ее отношения с Генеральными штатами Соединенных провинций Нидерландов. В этой связи представлены основные факторы, обусловившие впечатляющий рост корпораций и усиление их влияния в ХХ веке, некоторые особенности экономической власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND THEORETICAL PRESUPPOSITIONS OF THE MANAGERIAL REVOLUTION. TERRITORIAL AND ECONOMIC POWER

The article discusses approaches to the causes of corporate equity. On the example of the Dutch East India Company highlights the circumstances and motives that contributed to the emergence of the first major commercial campaign, its relations with the States General of the United Provinces of the Netherlands. In this regard, presents the main factors behind the impressive growth of corporations and their increasing influence in the 20th century, some of the features of economic power.

Текст научной работы на тему «Историко-теоретические предпосылки революции менеджеров. Территориальная и экономическая власть»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕВОЛЮЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

В.А. Федоров

Российский университет дружбы народов Кафедра государственного и муниципального управления ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются подходы, объясняющие причины возникновения корпораций, акционерного капитала. На примере Ост-Индской голландской компании освещаются обстоятельства и мотивы, способствовавшие возникновению первой крупной торговой кампании, ее отношения с Генеральными штатами Соединенных провинций Нидерландов. В этой связи представлены основные факторы, обусловившие впечатляющий рост корпораций и усиление их влияния в ХХ веке, некоторые особенности экономической власти.

Ключевые слова: корпорация, рациональное управление, акционерный капитал, право распоряжения и право владения, революция менеджеров, территориальная (государственная) и экономическая власть.

Понятие «революция менеджеров» появилось в названии книги американского социолога Дж. Бернхема, которая увидела свет в 1941 году. В некоторых отношениях он отталкивался от идеи технократизма Т. Веблена [3], Дж. К. Гэлбрейта [1], Даниела Белла [8], в соответствии с которыми научно-технические специалисты способны осуществлять рациональное управление обществом, взять в свои руки управление корпорациями, разумно распределять национальные ресурсы и т.п.

Свой вклад в исследование проблем корпоративного управления внесли и другие ученые. Большую работу проделали А. Берл и Г. Минс, изучавшие структуры собственности и управления в крупных корпорациях. Они обна-

ружили, что более половины крупнейших корпораций США контролируется или менеджментом, или небольшой группой (меньшинством) акционеров.

Их работа стала эмпирической базой теории менеджерского капитализма. Наиболее полное выражение идея менеджерской революции получила у Бернхема, который сам и ввел этот термин. Он обращает внимание на то, что в корпорациях функция контроля отделяется от собственности, но это разделение означает исчезновение собственности как социального явления, имеющего самостоятельное существование. Немногим позже Бернхема П. Друкер, называемый многими гуру современного менеджмента, в своей книге «Концепция корпорации» (1946) высказал мысль о возросшей роли управляющих в корпорации и особой миссии менеджмента в обществе [2].

Технократический взгляд на корпорацию как на организацию со сложной системой управления и отношений собственности совместимы, но вторая точка зрения, по крайней мере на данный момент, представляется более интересной. Корпорации появляются не столько как результат научно-технического прогресса и усложнения организационных и производственных процессов, что предполагает приоритет профессионализма, но еще более важной причиной их зарождения и развития представляется изменение характера и масштаба экономической деятельности, влекущее, в свою очередь, возникновение сложной системы отношений собственности и управления. И хотя основным актором экономической жизни корпорации становятся только в ХХ веке, возникают они как особые организационно-экономические структуры значительно раньше.

Исторически корпорация как форма акционерного общества, как паевое товарищество впервые возникает в Нидерландах. В 1602 г. решением Генеральных штатов Соединенных провинций Нидерландов ряд голландских торговых компаний были объединены в единую Ост-Индскую компанию с целью исключения взаимной конкуренции и выработки общей политики в торговле со странами Востока. Она просуществовала 196 лет. Эта компания осуществляла торговлю (в том числе чаем, пряностями, шелком, медью, серебром, текстилем, хлопком, керамикой и опиумом) с Японией, Китаем, Цейлоном, Индонезией и другими странами.

При благоприятных обстоятельствах эта торговля приносила чрезвычайно высокие доходы, но домой возвращалось только одно судно из трех, в то время как остальные становились жертвами форсмажорных обстоятельств (капера, пираты, бури, бунты экипажей, дезертирство моряков и т.д.). При этом один удачный рейс из трех окупал убытки и даже приносил прибыль. Для богатого торговца, имеющего в собственности три парусных судна с наемными экипажами, пригодных для океанической навигации, такой вид коммерции несет очень высокие риски. (Если у одного купца успешно вернулись два из трех судов, а у другого ни одного, то в среднем как раз и будет одно из трех). Для второго купца это предприятие оборачивается большими убытками и вероятным банкротством. Кроме высоких рисков, этот вид пред-

принимательства осложнялся необходимостью обслуживания судов, пополнения продовольствия и воды на морских маршрутах большой протяженности.

В соответствии с законом больших чисел увеличение числа судов, отправляющихся в дальние страны, уменьшает вероятность случайного отклонения от статистической закономерности. А это требовало привлечения весьма значительных финансовых средств. Ост-Индской компанией было выпущено и продано 2 153 акции, стоимостью 3 гульдена за каждую. На 3 гульдена в то время можно было купить 3 воза пшеницы. Всего же акций было продано на общую сумму 6,5 млн гульденов. Таким образом, при незначительной для отдельного купца цене одной акции была собрана огромная для того времени сумма, позволявшая приступить к решению широкомасштабных задач компании. Тем самым для каждого акционера, во-первых, были резко снижены коммерческие риски и, во-вторых, в соответствии с суммой его паевого вклада в капитал компании была распределена ответственность за судьбу парусников и доля в прибыли.

Главным руководящим органом компании была общая дирекция в составе 17 директоров (8 от Амстердама, 4 от Зеландии и др.). Отделения (камеры) компании находились в Амстердаме, в Роттердаме, в Зеландии, по одному в Делфте и Хорне Энкхёйзене. Они управлялись коллегиями главных акционеров [9. С. 14].

Уже в середине XVII в. компания имела более 150 коммерческих судов и около 50 000 служащих. Показательно, что к этому времени в ее распоряжении находилось 40 военных кораблей и частная армия, насчитывающая около 10 000 солдат. Можно сказать, что голландская Ост-Индская компания была, по сути, государством в государстве. Она обладала монопольным правом ведения торговли с заморскими территориями, беспошлинной транспортировки товара в метрополию, правом создания факторий, укрепленных прибрежных крепостей, содержания вооруженных сил, включая военные корабли, правом на заключение международных торговых договоров и пр.

Членами экипажей судов голландской Ост-Индской компании были основаны торговые фактории и поселения на разных континентах, ставших впоследствии крупными городами (например, Нью-Йорк, первоначально имевший название Нью-Амстердам, Батавия - в настоящее время Джакарта в Индонезии, Кейптаун и многие другие). Успехи голландцев не давали покоя англичанам.

Компания принимала активное участие в международных отношениях того времени. Так, она самостоятельно, с помощью вооруженных отрядов из местного населения, созданных на средства компании, вытеснила из нынешней Индонезии своих соперников - португальцев. Голландская Ост-Индская компания долгое время пользовалась монопольным правом торговли со своими колониями. При этом действия компании осуществлялись от лица Генеральных штатов провинций.

Торговый оборот Голландии к середине XVII в. превосходил оборот Англии в пять раз. Торговая экспансия голландцев, естественно, вызывала неудовольствие англичан и стала основной причиной англо-голландских войн. После поражения Голландии компания стала испытывать затруднения и в результате распалась.

С конца XIX в. наблюдается рост производственных и финансовых корпораций, которые в ХХ в. становятся главными акторами глобализирующейся мировой экономической деятельности. Основные причины их интенсивного развития в общем-то те же, что и причины появления голландской Ост-Индской компании. К ним можно отнести:

- большую капиталоемкость проекта, превышающую обычные возможности большинства инвесторов;

- недостаточно точную определенность условий его реализации и, следовательно, высокие риски;

- масштаб и сложность политических, технических, организационных и административных задач, решение которых предполагается при реализации проекта.

Доли акционерного капитала во многих крупных корпорациях сильно раздроблены - так, что ни у кого из акционеров (физических и юридических лиц) нет контрольного пакета акций. Акционерный капитал, по сути, представляет собой особую форму собственности, схожую по ряду признаков с кооперативной. Большое число собственников не позволяет в полной мере реализовать право распоряжения (функция управления) собственностью. Формой реализации этого права является собрание акционеров, собираемое, как правило, не чаще одного раза в год. Оперативное же управление и подготовка проектов стратегических решений осуществляются профессиональными наемными менеджерами. Таким образом, постепенно происходит то, что называется революцией менеджеров, то есть отделение права владения от функции управления.

Несмотря на очевидные плюсы такого разделения, обнаруживаются (особенно отчетливо в последнее время) некоторые его недостатки. Такие, например, как стремление менеджеров улучшить текущие отчетные показатели (прежде всего капитализацию корпорации) в ущерб стратегическим задачам.

Важно заметить, что на рассмотренном примере с голландской Ост-Индской компанией хорошо видно, что уже в то время обнаруживается тесная взаимосвязь, переплетение интересов и функций крупнейшей корпорации и государства, или, по терминологии известного географа и экономиста Д. Харви [8], экономической и территориальной (политической) власти. Эта взаимосвязь была подчеркнута президентом американской корпорации «Дженерал моторс» Чарльзом Вильсоном, который в январе 1953 г. на заседании сенатского комитета по военным делам, где обсуждалась его кандидатура на пост министра обороны, на вопрос, чьи интересы станут более важ-

ными для будущего министра - страны или его фирмы, заявил: «Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот. Это одно и то же». Этот афоризм Вильсона сразу стал популярным [6].

Активное взаимодействие территориальной (государственной) и экономической власти (в модифицированном виде) существует и в настоящее время, тем более что государство или государства нередко сами являются крупным акционерами. Исполнение государственных функций, контроль за территорией, как отмечает Д. Харви, очень затратное дело. Однако капитал «остро нуждается в этом контроле». Экономическая власть в современных условиях приобрела, говоря словами Элен Вуд, уникальную «способность абстрагировать себя от «сверхэкономической» власти. Одновременно это абстрагирование делает для капитала возможным и необходимым опору на внешнюю по отношению к нему силу» [7].

Это абстрагирование выражается, на наш взгляд, прежде всего в отказе экономической власти, в отличие от ранних корпораций былых времен, от использования прямого силового или нормативно-правового принуждения.

Несмотря на этот отказ, роль экономической власти постоянно возрастает, благодаря таким ее качествам, как вездесущность и универсальность. Это усиление ее влияния относится к числу основных признаков, определяющих характер реализуемого в настоящее время проекта глобализации. Экономическим аспектам глобализации посвящено множество работ разнообразных жанров, хотя, как нам представляется, некоторые ее важнейшие проблемы либо считаются несущественными, либо же деликатно замалчиваются. К ним, в частности, относится проблема соотношения политической и экономической власти, способная привести к переустройству самих принципов мировой и локальной политической организации и/или к изменению каких-то функциональных норм экономики.

Для вездесущей экономической власти национальный суверенитет и государственные границы являются досадной помехой (за некоторыми, весьма существенными исключениями, заслуживающими отдельного рассмотрения). Именно это обстоятельство лежит в основе наблюдающегося наглядного перераспределения властной мощи между такими ее классическими субъектами, как государство, политические партии, и новыми ее носителями, такими как, прежде всего, транснациональными корпорациями, а также неправительственными организациями. Последние, как правило, лишь периодически возникают на поверхности публичной жизни (объединения, форумы, встречи представителей мировой экономической, политической, информационной и т. п. элиты. Все это влечет за собой, кроме прочего, ослабление полномочий государственных органов власти в пользу экономической власти, местных органов самоуправления, видоизменение роли политических партий. Непубличность новых носителей неформальных властных пол-

номочий ведет к постепенной латентной эрозии формального каркаса веками складывавшейся системы транспарентной демократии, формальной определенности прав и соответственно ответственности лиц, облеченных легальными полномочиями.

Складывается гибкая комбинация территориальной власти, информационно-технологических зависимостей и капитала. Экономическая власть приобретает реально-виртуальный характер. Она становится все «более вездесущей, неуловимой, неосязаемой, неотвратимой». Сущность этой власти Ю.М. Осипов определяет как финансизм, который, по его мнению, «представляет собой самый изощренный экономический империализм, а в соединении с глобализмом - экономический ультраимпериализм» [4. С. 360]. Однако экономическая власть по-прежнему нуждается в государственной поддержке, поскольку нарастание интегративных процессов в мировой экономической системе предполагает унификацию политико-правовых норм и процедур их правоприменения, организационную и технологическую стандартизацию, демпфирование провалов рынка, стимулирование экономический активности и т.д. Особенно отчетливо регулирующая роль ведущих государств проявилась в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. Не все государства обладают способностью в полной мере реализовать эти функции, но все обязаны гарантировать возврат суверенного долга.

Все эти противоречивые проявления находятся в тесной системной связи, предполагая, обусловливая друг друга. Их различные сочетания с учетом технологических, геополитических и культурных факторов могут образовывать разнообразные, в том числе и непредсказуемые властные конфигурации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - URL: http://libes.ru/113139.read.

[2] Веблен Т. Теория делового предприятия. - М.: «Дело», 2007.

[3] Вуд Э.М. Логика власти: дискуссия с Дэвидом Харви. - URL: http://www.redflora.org/ 2014/04/blog-post_18.html.

[4] Гэлбрейт Д.К. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1979. -Перевод с английского, 1976. - URL: http://www.modernlib.ru/books/gelbreyt_dzhon/ ekonomicheskie_teorii_i_celi_obschestva/read.

[5] Осипов Ю.М. Неоэкономика: движущие силы и стимулы развития // Социальная экономика. - Харьков, 2001. - № 2.

[6] Харви Д. Краткая история неолиберализма. - М.: Поколение, 2007.

[7] Энциклопедия Кругосвет. - URL: www.krugosvet.ru?q=istoriya/ost-indskaya-kompaniya.

[8] Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - URL: http://www.biblio-tekar.ru/encSlov/23/77.htm.

[9] Drucker Peter F. Concept of the Corporation // Transaction Publisher.

0edopoeB.A. HcTOpHKO-TeoperaHecKHe npegpoctmKH peBO^Kmnn MeHegxepoB...

REFERENCES

[1] BellD. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. - URL: http://libes.ru/113139.read.

[2] Veblen T. Teorija delovogo predprijatija. - M.: «Delo», 2007.

[3] URL: http://www.redflora.org/2014/04/blog-post_18.html.

[4] URL: http://www.modernlib.ru/books/gelbreyt_dzhon/ekonomicheskie_teorii_i_ celi_ob-schestva/read.

[5] Osipov Ju.M. Neojekonomika: dvizhushhie sily i stimuly razvitija // Social'naja jekono-mika. - Har'kov, 2001. - № 2.

[6] Harvi D. Kratkaja istorija neoliberalizma. - M.: Pokolenie, 2007.

[7] URL: www.krugosvet.ru?q=istoriya/ost-indskaya-kompaniya.

[8] URL: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/23/77.htm.

[9] Drucker Peter F. Concept of the Corporation // Transaction Publisher.

HISTORICAL AND THEORETICAL PRESUPPOSITIONS OF THE MANAGERIAL REVOLUTION. TERRITORIAL AND ECONOMIC POWER

Vladimir A. Fedorov

Peoples' Friendship University of Russia Department of Public Administration Miklukho-Maklaya st., 10-2, Moscow, Russia, 117198

The article discusses approaches to the causes of corporate equity. On the example of the Dutch East India Company highlights the circumstances and motives that contributed to the emergence of the first major commercial campaign, its relations with the States General of the United Provinces of the Netherlands. In this regard, presents the main factors behind the impressive growth of corporations and their increasing influence in the 20th century, some of the features of economic power.

Key words: corporation, rational governance, equity and the right to dispose of ownership, management revolution, territorial (state) and economic power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.