8. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации" (вместе с "Концепцией ...", утв. Минобразования РФ 26.11.2001, Минкультуры РФ 26.11.2001). http://legalacts.ru/doc/prikaz-minkultury-rf-ot-28122001 -n-1403/
9. Станиславский К.С. ПСС в 8 тт. М. Искусство. 1954. Т.5. 497 с.
10. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л.: Искусство, 1980. — 303 с.
11. Тряпицина А.П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «Образование». Universum: Вестник Герценовского университета. 2006 г. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-pedagogicheskom-obrazovanii-kak-neobhodimoe-uslovie-reaHzatsii-prioritetnogo-natsionalnogo-proekta-obrazovanie (дата обращения 13.02.19)
12. Тряпицына А.П. Методологические предпосылки построения педагогической. теории образования // Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект. СПб., 2001. С. 67- 76
Педагогика
УДК: 378. 14
аспирант Керимов Темирлан Теймуразович
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва)
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МЕДИАЦИИ» КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
Аннотация. В статье подробно изучается понятие медиации. Разбираются причины конфликтов в образовательной среде, способы их регулирования и методы поведения сторон конфликта. Кроме того, в работе определены принципы медиации и подходы к ней.
Ключевые слова: медиация, конфликт, педагог, поведение, спор, медиатор.
Annotation. The article explores the concept of mediation in detail. Understand the causes of conflict in the educational environment, methods of their regulation and methods of behavior of the parties to the conflict. In addition, the work defines the principles of mediation and approaches to it.
Keywords: mediation, conflict, teacher, behavior, dispute, mediator.
Введение. Противоречия в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами - все это было источниками конфликтов и предметом размышления философов на протяжении многих веков.
В обществе постоянно возникали разного рода конфликтные ситуации между людьми. Межличностные и семейные, социально-классовые и межгосударственные, последние из них уходили своей историей в условия жизни людей, в способ обладания ресурсами и властью, в степень удовлетворенности потребностями и интересами. Конфликты проявлялись настолько очевидно, что долгое время не рассматривались обществоведами. Конфликты, в особенности массовые, являлись объектом морали, в основе которой лежит полная противоположность добра и зла, и общественного права, которое преследовало противозаконные действия и проступки граждан.
Различие мнений у людей, несовпадение взглядов и неверная оценка тех или иных проблем часто приводили к разногласиям в обществе. Ситуация перерастает в конфликт, если она несет в себе определенный уровень негатива и ограничивает возможности хотя бы одной из сторон [1, 2].
Человечество за свою историю накопило огромнейший опыт, как в завязывании, так и в разрешении разного рода конфликтных ситуаций - от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело к формированию такой отрасли знаний о конфликтах и способах их урегулирования как управление конфликтами.
В простейших случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может без специальных знаний сориентироваться в том, что делать. Но, когда ситуация достаточно сложная, то оказывается далеко не лишним обладание приемами и методами урегулирования конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам (медиаторам) в области управления конфликтами.
Изложение основного материала статьи. Медиация является одной из важнейших функций управления конфликтами. Медиатор по своей роли находится в центре разного рода конфликтов и призван разрешать их всеми доступными ему способами и средствами.
Медиация представляет собой процедуру разрешения спора с привлечением посредника, и цель ее - не довести спор до открытой конфронтации. Ключевая особенность медиации - наделение сторон возможностью и правом контролировать не только содержание принимаемого решения, но и процесс его поиска и выработки. Посредник в процедуре медиации не равнозначен, например, судья в судейском разбирательстве, так как необладает никакой властью и не выносит общеобязательного решения [3].
Медиация по своей основной идее имеет архаичное происхождение. Необходимостью для привлечения третьей нейтральной стороны для разрешения конфликтов являлось, прежде всего, желание выжить (отдельных людей или группы, в частности, первобытных племен). Первыми, кто стал применять данные методы примирения, были жрецы и вожди, которые таким образом останавливали убийства и насилие, угрожающие самому племени. Довольно активно медиация применялась при разрешении международных споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг».
Прообразом будущей медиации стало третейское разбирательство, которое осуществлялось посредством привлечения к разрешению споров нейтральной третьей стороны - арбитра. Считается, что центрами возникновения третейского разбирательства были государства Европы - Англия и Франция XVII-XVIII вв. Именно в это время сложилась ситуация, когда устаревшее право не соответствовало общественным реалиям, не отвечало духу капиталистических отношений, и стороны охотнее обращались к третейскому разбирательству как более скорому, дешевому и компетентному [2, 3].
Медиация в современном ее понимании возникла только во второй половине XX в. Сначала она обосновалась в США, а чуть позже стала появляться в странах Европы - Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Австрии, Италии, Швейцарии.
К началу XX в. в стремительно развивающейся американской экономике возникла новая форма конфликтов: борьба между образовавшимися профсоюзами и работодателями за условия труда и размер заработной платы. Без быстрого разрешения споров возникала угроза забастовок, массовых увольнений и временного закрытия целых фабрик. Тогда государство решило создать специальную службу, которая должна была выступать в качестве нейтрального посредника в конфликтах между работниками и работодателями. Так, в 1947 г. была создана Федеральная служба посредничества (медиации) и примирения.
Второй предпосылкой к возникновению медиации было появление в США в конце 60-х гг. таких организаций, как «Community Mediation» и «Neighborhood Justice Centers». Это локальные негосударственные организации, деятельность которых была направлена на разрешение конфликтов в семьях, между соседями и малообеспеченными лицами. Основной мыслью такой медиации, ориентированной на общественность, была идея предложить определенному кругу лиц, который по финансовым или эмоциональным причинам отказывается от обращения в суд, другую площадку для разрешения споров с более низкими порогами доступа.
Третьей предпосылкой стали особенности американского гражданского процесса, сложившиеся к 60-м гг. А именно некоторые его негативные стороны. Согласно американскому законодательству, каждая сторона сама оплачивает услуги адвоката независимо от исхода дела. Так что для обеих сторон расходы неизбежны. В экономических спорах эти траты достигали астрономических сумм. К тому же сам процесс становился очень затянутым. В итоге нередко поводом для заключения судебного мирового соглашения становятся исчерпание ресурсов и разочарование. В таких условиях преимущества медиации становились очевидными [1, 2, 3].
Медиация превратилась в самостоятельную процедуру лишь с середины 70-х гг. В 1981 г. профессора Гарварда Роджер Фишер и Уильям Ури изложили гарвардскую концепцию «совместных действий», которая основана на разграничении интересов и позиций. Так, в процессе переговоров стороны обозначают свои юридические позиции, которые чаще всего являются диаметрально противоположными, что и ведет к невозможности компромисса. В то же время за жесткими позициями сторон стоят, прежде всего, определенные потребности (интересы), которые в отличие от позиций не являются противоположными. Если в ходе переговоров удастся определить эти интересы сторон, то будет сделан большой шаг на пути к достижению соглашения. Медиатор строит переговоры таким образом, чтобы на первый план вышли именно интересы сторон. А это значит, что достигнутое соглашение будет взаимовыгодным, не будет победителей и проигравших. Классическим примером будет являться ситуация с двумя сестрами и апельсинами. Каждая из сестер заявляет свою позицию: «Я хочу этот апельсин». Позиции сторон противоположны и, казалось бы, выигрыш одной сестры означает поражение другой. Мать для разрешения конфликта разрезает апельсин пополам, руководствуясь исключительно позициями сестер, не задумываясь об их реальных интересах. В то же время мать с помощью вопросов могла обнаружить, что один ребенок хотел бы выжать сок из апельсина, а другой хотел получить цедру для добавления в тесто. Задача медиатора состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание сторон на их реальных интересах, а не на юридических позициях [3].
Медиация не требует выработки односложной позиции «черное - белое», а допускает принятие различий в точках зрения, в интересах сторон. Придя к осмыслению этого факта, страны Европы, имеющие богатую традициями и хорошо функционирующую систему правосудия, взяли этот метод на вооружение, интегрировав медиацию в правовую систему.
Россия имеет давнюю историю существования и развития институтов альтернативного разрешения споров, в том числе с участием посредника: Некоторые ученые утверждают, что, например, третейский суд как форма разрешения споров появился в России еще в первом тысячелетии и являлся распространенным у славян способом разрешения споров, развиваясь в дальнейшем на протяжении всего средневекового периода. Наибольшего развития система третейских судов достигла в середине XIX веке. Одним из основных преимуществ производства в этих судах была быстрота разбирательства. Приоритетным способом рассмотрения дел были устные прения («словесная расправа»), причем они не имели каких-либо ограничивающих предписаний с точки зрения ритуала, формы выражения. Кроме того, для разбора срочных дел суд мог назначить чрезвычайное заседание суда даже в праздничные дни. Важнейшим элементом разбирательства была присяга, позволяющая сторонам опереться на доверие вместо формальностей. Все эти характеристики очевидным образом указывают на сходство с современными процедурами медиации.
В советской системе существовали так называемые товарищеские суды, действовавшие в трудовых коллективах, целью которых было «предупреждение правонарушений, воспитание людей путем убеждения и общественного воздействия, создания обстановки нетерпимости к любым антиобщественным поступкам». Они имели право рассматривать гражданские, дисциплинарные, административные и даже мелкие уголовные дела. Эти суды, являясь негосударственными органами, могли принимать решения о применении к гражданам мер общественного порицания, штрафных санкций и ходатайствовать перед руководством о применении мер дисциплинарного воздействия.
До принятия Закона о медиации единственной сложившейся формой альтернативного разрешения споров в России оставалось третейское разбирательство, основанное на вынесении обязательного суждения третейским судьей или трибуналом. Однако ни третейские, ни «товарищеские» суды нельзя назвать в полной мере аналогичными институту медиации. В конечном итоге эти формы разбирательства обнаруживали куда больше общего с традиционным судебным разбирательством, так как последнее слово в них принадлежало арбитру-судье [3].
Медиация же в российской правовой действительности - явление относительно новое, однако уже законодательно регламентированное. С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Концепция данного закона основывалась на том, что современная российская судебная система не справляется с объемом исков и что «система альтернативных способов и средств разрешения споров и урегулирования конфликтов» поможет разгрузить суды. Для создания такой системы необходимо несколько условий, среди которых - готовность спорящих сторон к использованию процедур медиации, к обращению к посреднику [4].
Несмотря на то, что появление правовой базы для медиативных процедур можно считать серьезным прогрессом в развитии правовой культуры, перспективы дальнейшего развития этих процедур кажутся неоднозначными.
Из истории создании медиации сложились следующие ее принципы:
— Добровольность. Вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор — свободно выбранным. Добровольность предполагает, что стороны без принуждения из вне, по взаимному согласию принимают решения в рамках процесса и могут, как и медиатор, отказаться от участия в нем и прекратить переговоры, в любой момент. Действие принципа добровольности в отношении сторон продолжается и после завершения процедуры медиации на этапе исполнения медиативного соглашения;
— Принцип беспристрастности и независимости (нейтральности) медиатора. Это означает, что медиатор должен быть независим от всех участников, а также от предмета спора. Принцип независимости (нейтральности) в медиации требует не того, чтобы медиатор имел представление о мировоззрении каждого из участников. В этом значении «нейтральность» трактуется как объективность и справедливость медиатора, и проведение процедуры без проявления предпочтения или предоставления преимуществ какой- либо из сторон;
— Сотрудничество и равноправие сторон. Совместный характер действий предполагает, что в процессе принимают участие все участники. Причем, ни за одной стороной не может быть признано право считать приемлемым для нее, только один результат. Медиация опирается, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества и ориентацию на результат «выигрыш - выигрыш». Равноправие сторон, в свою очередь, означает, что ни одна из сторон не имеет никаких преимуществ. Им предоставляется равное право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и иметь одинаковое время для индивидуальной работы с медиатором;
— Конфиденциальность. Конфиденциальность, в широком смысле, означает правило, в силу которого факт проведения процедуры медиации, а также сведения, включая устную информацию, и документы, которые использовались в ходе процесса медиации, не подлежат разглашению, если иное не установлено соглашением сторон. Следование этому принципу предполагает, что все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, и информация об условиях медиативного соглашения в том числе, остается внутри этого процесса. Соблюдение конфиденциальности медиации является профессиональной обязанностью медиатора [1, 3].
Существует следующие подходы к медиации:
1. Медиация, ориентированная на решение проблем. Основной особенностью этого подхода является сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях. Позиция — это исход конфликта, который сторона заявляет, как наиболее предпочтительный. Интерес — цель, которая должна быть удовлетворена или достигнута. В рамках данного подхода медиатор вначале предлагает сторонам изложить свои позиции, а уже потом помогает им признать, что у сторон существуют общие интересы и потребности;
2. Трансформативная медиация. Данный подход позволяет участникам определить ход медиации, в то время как медиатор следует за ними (а не наоборот, когда участники следуют указаниям медиатора). В данном случае, в центре внимания — общение сторон, предоставление им возможности по-новому взглянуть на происходящее и понять это сердцем, а не только разумом. Здесь ключевыми компонентами являются услышать и выслушать: именно это помогает участникам конфликта пережить некую «трансформацию» и прийти к взаимопониманию, что, в свою очередь, способствует признанию ими потребностей друг друга и более чуткому отношению к таким потребностям;
3. Нарративная медиация. Она основана на убеждении в том, что медиаторы и участники конфликта оказывают продолжительное влияние друг на друга в ходе диалога, то есть сам процесс выглядит как процесс, в ходе которого участники излагают свой взгляд на происходящее;
4. Экосистемная или семейно-ориентированная медиация. Данный подход к медиации хорошо подходит для урегулирования семейных конфликтов потому, что основной задачей в ходе разрешения подобных конфликтов является помощь семьям в преодолении грядущих перемен и сохранении нормальных отношений с детьми. Этот подход также применим к межкультурным конфликтам и спорам между людьми разных поколений;
5. Медиация, основанная на понимании. Главная цель этого подхода заключается в разрешении спора посредством понимания, так как более глубокое понимание сторонами их собственных перспектив, приоритетов и интересов, как и перспектив, приоритетов и интересов всех других сторон, делает их способными совместными усилиями преодолеть возникший между ними конфликт. В рамках данного подхода ключевое значение имеет ответственность сторон за те решения, которые они принимают. Такой подход предполагает, что именно сами участники, а не профессионалы, наиболее полно представляют себе суть спора и имеют наилучшие возможности найти решение;
6. Оценочная медиация. Медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при определенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта [2, 3].
Факторы, влияющие на успешность проведения медиации:
— Мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение;
— Настойчивость в действиях медиатора;
— Степень напряженности конфликта;
— Длительность конфликта (продолжительные конфликты менее поддаются регулированию, чем скоротечные);
— Характер отношений сторон (чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество);
— Адекватность применяемых тактик и техник урегулирования конфликтов особенностям конкретной ситуации [3].
Выводы. Таким образом, анализ исторического опыта формирования понятия «медиация» говорит о том, что оно является сложным процессом в структуре управления конфликтами. Принципы и подходы к медиации дают понимание к медиативной технологии и применения ее в различных сферах человеческой жизни.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов [Текст]. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
2. Емельяненко, Л.М. Конфликтология [Текст]. / Л. М. Емельяненко, В.М. Петюх, Л.В. Торгова // Учебное пособие - К: КНЕУ, 2003. - 215 с.
3. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие. М.: МЦУПК, 2013. — 128 с.
4. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-Ф3.
Педагогика
УДК: 376.2
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Ляпина Юлия Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена экспериментальному исследованию особенностей нормативного кризиса при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту детей с задержкой психического развития. Представлена экспериментальная программа сравнительного изучения особенностей данного кризиса у детей с нормальным и задержанным темпом развития. Описываются индивидуально-типологические особенности возрастного кризиса детей с нормальным и задержанным темпом развития в аспекте таких феноменов как внутренняя позиция школьника, мотивы учения, произвольность поведения и деятельности, самооценка. Оценивается хронологическая нормативность возникновения возрастного кризиса при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: возрастной кризис развития, задержка психического развития, внутренняя позиция школьника, мотивация, произвольность, самооценка.
Annotation. The article is devoted to the experimental study of the features of normative crisis which children with mental development delay (MDD) face during their transition from preschool to primary school age. An experimental programme of comparative analysis of the features typical of this crisis which affects children with normal and abnormal pace of development is presented. The article describes the individual typological features of the age crisis which children with normal and delayed development go through with due account for such phenomena as the inner attitude of the student, learning motivation, arbitrary behaviour, self-esteem. The chronological normativity of the age crisis which occurs in children with mental development delay during their transition from preschool to primary school age is estimated.
Keywords: developmental age crisis, mental development delay, inner attitude of the student, learning motivation, arbitrary behaviour, self-esteem.
Введение. Основополагающими исследованиями по проблеме возрастных кризисов в отечественной психологии являются научные работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, К. Н. Поливановой, Д. Б. Эльконина и других исследователей. Л. С. Выготский подчеркивает, что кризисы являются обязательным условием для нормального, последовательного развития личности и связывает их с изменением сложившейся социальной ситуацией развития и возникновением новой [3].
Д. Б. Эльконин подчеркивает взаимосвязь возрастных кризисов с ведущими видами деятельности. Переходы между так называемыми возрастными эпохами, по его мнению, являются большими кризисами, каждая эпоха открывается периодом развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи является малым кризисом и связан с формированием интеллектуально-познавательных сил детей, их операционально-технических возможностей [13].
По мнению К. Н. Поливановой, кризис - это не просто период смены социальной ситуации развития или ведущего вида деятельности. Кризис - это совершенно специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития [10].
Полноценное переживание возрастного кризиса обеспечивает ребенку эффективное развитие во время последующего возрастного периода. В противном случае, течение следующего возрастного этапа осложняется нерешенными проблемами предыдущего. И, если нормально развивающиеся дети, как правило, самостоятельно справляются с задачами развития в данный период, то детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуется целенаправленная психологическая помощь. К сожалению, исследований, посвященных переживанию возрастного кризиса развития детьми c ОВЗ чрезвычайно мало (А.И. Гаурилюс [4], С.Н. Каштанова [6] и др.), а относительно такой распространенной их категории как задержка психического развития (ЗПР) их практически нет.
Особую актуальность для исследования в отношении детей с ЗПР имеет, на наш, взгляд, возрастной кризис перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно в этот период ребенок вступает в кардинально новую для него ситуацию социального развития, готовится стать и начинает быть школьником, что требует особого внимания и поддержки со стороны всех психолого-педагогических специалистов сопровождения.
Как показывают многочисленные исследования, (И.В. Коротенко [7], Ю.Л. Левицкая [8], У.В. Ульенкова [12], Н.В. Шутова [15] и др.) к концу дошкольного периода дети с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению. Они не достигают оптимального уровня сформированности личностной, социальной, мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой готовности к обучению. У детей с ЗПР отмечается отсутствие познавательного интереса, саморегуляции и контроля, критического отношения к результатам деятельности, преобладание игровых интересов, неадекватная самооценка.
Изложение основного материала статьи. Нами было проведено экспериментальное исследование возрастных особенностей развития детей с ЗПР в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Экспериментальное изучение проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода. На основе выше перечисленных работ мы предположили, что переживание