Научная статья на тему 'Историко-социологический анализ культурно-правовых традиций и этнического самосознания адыгов-шапсугов'

Историко-социологический анализ культурно-правовых традиций и этнического самосознания адыгов-шапсугов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНО-КУЛЬТУРНЫЙ / СУБЭТНОС / МАЛЫЙ НАРОД / ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ETHNICITY / ETHNOCULTURAL / SUB-ETHNOS / SMALL ETHNIC GROUP / ETHNOLOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суханова Инга Закровна

Исследуется проблема сохранения культурно-правовых традиций и этнического самосознания адыгов-шапсугов в современных условиях. Вопрос о самосознании и самоидентификации шапсугского этноса, определение его экономической и социально-политической роли в условиях глобальных урбанизационных процессов в Большом Сочи и прилегающих районах является одним из приоритетных в современном кавказоведении. Дается исторический аспект особенностей перехода традиционного шапсугского общества XIX в. к современности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Sociological Analysis of Cultural and Legal Traditionsand Ethnic Identity Circassians-Shapsugs

The problem of preservation of cultural and legal traditions and ethnic identity of Adygs-Shapsugs in the co-temporal conditions is observed. The issue of Shapsug ethnicity's self-awareness and self-identification, as well as the issue of determination of its economic and socio-political role in global urbanization processes of the Big Sochi and surrounding areas are the main priorities of the modern Caucasian studies. A historical perspective of the traditional features of Shapsug Society's transition from the XIX century to the present days is given.

Текст научной работы на тему «Историко-социологический анализ культурно-правовых традиций и этнического самосознания адыгов-шапсугов»

УДК 94(47+57)"1957/1991"

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРНО-ПРАВОВЫХ ТРАДИЦИЙ И ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ АДЫГОВ-ШАПСУГОВ

© 2012 г. И.З. Суханова

Сочинский институт Российского университета дружбы народов,

ул. Куйбышева, 32, г. Сочи, 354348,

sfrudn@rambler.ru

Sochi Institute of the Russian Peoples Friendship University, Kuibysheva St., 32, Sochi, 354348, sfrudn@rambler.ru

Исследуется проблема сохранения культурно-правовых традиций и этнического самосознания адыгов-шапсугов в современных условиях. Вопрос о самосознании и самоидентификации шапсугского этноса, определение его экономической и социально-политической роли в условиях глобальных урбанизационных процессов в Большом Сочи и прилегающих районах является одним из приоритетных в современном кавказоведении. Дается исторический аспект особенностей перехода традиционного шапсугского общества XIX в. к современности.

Ключевые слова: этнос, этно-культурный, субэтнос, малый народ, этнологическая экспертиза.

The problem ofpreservation of cultural and legal traditions and ethnic identity ofAdygs-Shapsugs in the co-temporal conditions is observed. The issue of Shapsug ethnicity's self-awareness and self-identification, as well as the issue of determination of its economic and socio-political role in global urbanization processes of the Big Sochi and surrounding areas are the main priorities of the modern Caucasian studies. A historical perspective of the traditional features of Shapsug Society's transition from the XIX century to the present days is given.

Keywords: ethnicity, ethnocultural, sub-ethnos, small ethnic group, ethnological expertise.

Российская Федерация является государством, в ко- стей. Но многонациональность не только придает ей тором проживает более 170 народов и национально- значимость в мировой политике, но при определенных

условиях дает повод к созданию конфликтных ситуаций на этнонациональной почве, особенно при неумелом администрировании и невнимании к региональным социокультурным ситуациям и историческим особенностям населения. На социально-политическом уровне Краснодарского края существует вопрос функционирования и сохранения традиций, культуры и самого существования причерноморских адыгов-шапсугов, которые являются автохтонным населением.

В этой связи актуально изучение вопроса о самосознании и самоидентификации шапсугского этноса, определение его экономической и социально-политической роли в условиях глобальных урбанизационных процессов Большого Сочи и прилегающих районов.

Шапсугский субэтнос представляет традиции данной местности и является частью адыгского этноса. Население, проживавшее на Северо-Западном Кавказе в XVIII - XIX вв. называло себя «адыгэ», а «черкесы» -иноназвание из грузинских, армянских и арабских источников. В заключении РАН 2010 г. отмечается, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими, и это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами единого черкесского (адыгского) народа [1]. На территории Лазаревского и Туапсинского районов компактно проживает более 10 тыс. причерноморских адыгов-шапсугов, которые стремятся сохранить культуру и самобытные черты. В начале XIX в. территория их расселения включала черноморское побережье Кавказа от р. Пшада до р. Шахэ и северные склоны Главного Кавказского хребта до р. Кубань между р. Адагум и Супс. Численность шапсугов в первой четверти XIX в. определяясь до 300 тыс. чел. [2, с. 89]. По мнению Ф. Дюбуа де Монперэ, шапсуги были наиболее многочисленным этносом в Черкесии, и к 1833 г. их насчитывалось 200 тыс. чел. [3, с. 34]. В период Кавказской войны шапсуги, как все адыгские народы, упорно отстаивали свои традиционные ценности и жизненный уклад. Окончание войны для них завершилось массовым выселением в Турцию (ма-хаджирством). В результате, согласно рапорту Управления Шапсугского округа от 30 октября 1864 г., «.. .шапсугских семей в наших пределах осталось сто шестьдесят» [4]. К началу 70-х гг. XIX в. в уездах Кубанской области насчитывалось небольшое количество шапсугского населения: в Майкопском - 2723 чел., в Екатеринодарском - 2050, в Баталпашинском - 210, а всего 4983 чел. [5, с. 568 - 569]. В 1869 - 1870 гг. проходил процесс возвращения адыгов-шапсугов в родные места. В 80-х гг. общественную жизнь народа полностью контролировала российская военная администрация. Особенностью нового административного устройства стало военно-казачье управление, которое вовлекло шапсугов в общероссийскую административную и политическую систему.

Изменения в культурно-политическом положении адыгов стали наблюдаться в первые годы советской власти. В 1924 г. постановлением Президиума Куба-но-Черноморского облисполкома на части территорий

современного Туапсинского и Лазаревского районов был образован Шапсугский национальный район, в котором проживало 5469 чел. Из них 73 % - шапсуги; 13 - русские; 7 - армяне; 7 % - украинцы. В дальнейшем относительный процент адыгов-шапсугов значительно уменьшился из-за включения в состав района территории с русским и армянским населением [6]. По данным переписи 1929 г., в Шапсугском национальном районе проживали преимущественно адыги-шапсуги: черкесы - 68 %; русские - 15; украинцы - 9; армяне - 6; другие народности - 2% [7, с. 188]. Шап-сугский национальный район неоднократно подвергался административно-территориальным преобразованиям. 24 мая был переименован в Лазаревский по названию райцентра. 12 июля 1949 г. с. Лазаревское преобразовано в курортный поселок, а в 1961 г. передано в состав города Сочи в качестве района.

За годы советской власти шапсугский народ оказался на грани культурного вымирания. С начала перестройки, когда отдельные народы стали стремиться к самоопределению, шапсугская интеллигенция подняла вопросы об обеспечении интересов этноса и выражала обеспокоенность о его сохранении. Одним из важных этапов возрождения района было создание организации «Адыге Хасэ», которая стала официально от имени шапсугского народа общаться с властными структурами. На I съезде причерноморских шапсугов, который прошел 1 декабря 1990 г. в Лазаревском, был поднят вопрос о создании Шапсугского национального района как субъекта Российской Федерации в границах традиционного расселения шапсугов от пос. Головинка Лазаревского района до пос. Новомихайловский Туапсинского района (включительно) [8, с. 2]. Национальный статус района должен был гарантировать сохранение культуры шапсугов и развитие культур иных народов.

Вследствие активной деятельности адыгских политических лидеров проблема создания Национального района была поднята на самом высоком уровне. 15 июня 1992 г., согласно постановлению Верховного Совета РСФСР, принято решение о направлении материалов по данному вопросу в краевой Совет народных депутатов и администрацию Краснодарского края для согласования и принятия решения. Также был поставлен вопрос Совету национальностей Верховного Совета Российской Федерации о формировании группы народных депутатов для оказания практической помощи в решении вопроса, однако в связи с напряженной обстановкой на Северном Кавказе решение по шапсугскому вопросу принято не было. Несмотря на политические сложности, «Адыге Хасэ» развернуло активную политическую и культурную деятельность. В 2000 г., согласно постановлению Правительства РФ № 255, шапсуги были включены в состав коренных малочисленных народов России.

Озабоченность шапсугов вызывает несовершенство законодательства Краснодарского края в сфере реализации их экономических и культурных прав. Актуально стоит вопрос о включении этноса в перечень малых народов Краснодарского края.

В.А. Дмитриев так определяет этапы взаимодействия шапсугов с российской властью:

1. Военное сопротивление в годы Кавказской войны и в предшествующее время.

2. Покорность в период 1864 - 1920 гг.

3. Самоопределение в форме шапсугского Национального района 1924 - 1945 гг.

4. Интеграция в советский суперэтнос в 1920 -1980-е гг.

5. Поиск путей национального самоопределения в позднесоветский и постсоветский периоды 1980 -1990-е гг.

Все это время политическая активность шапсугов протекала в рамках общественной группы, ориентированной на взаимодействие с российским государственным механизмом в различных его проявлениях: борьба (1-й период), подчинение (2-й период), посредничество (1 - 3-й периоды), поиск партнерства (3 - 5-й периоды) [9, с. 159].

В июне 2011 г. председатель Совета старейшин причерноморских шапсугов Руслан Гвашев в обращении к Д.А. Медведеву выразил обеспокоенность старейшин по поводу «полного игнорирования властями Краснодарского края автохтонных жителей этого региона адыгов (черкесов) и в частности шапсугского субэтноса» [10].

Проблема социально-политических и интеграционных процессов в шапсугском обществе и роли их в сохранении традиций этноса изучены не в полной мере. Значительное количество работ XIX в. посвящено социально-экономическому развитию адыгского народа, из них можно выделить труды С. Броневского [11], Т. Лапинского [12], Дж. Белла [13], Дж. Лон-гворта [14], Ф. Щербины [5] и Н. Дубровина [15]. Важные сведения по истории, этнографии и быту адыгов-шапсугов представлены в работах С. Хан-Гирея [16], Л.И. Лаврова [17]. В последние годы комплексное этнографическое исследование проводилось И.Л. Бабич, в котором подробно рассматривалась степень сохранения этнической культуры, традиций и обычаев причерноморских адыгов-шапсугов [18]. Из работ последних лет, рассматривающих историко-политическое состояние шапсугского этноса, выделяется труд В.А. Дмитриева [9] и монография кубанского этнографа А.В. Сивера [7].

Источниковая база исследования представлена архивными фондами [4, 6, 19] и правовыми источниками [1, 10, 20 - 22]. Кроме того, привлечен полевой материал автора (апрель - август 2011 г.), который позволил определить социально-политические и культурные тенденции в шапсугском обществе [22, 23].

Сбор информации проводился методом социологического опроса шапсугского населения (выборка -100 человек на основе анкеты из 35 вопросов). В анкете отражены: половозрастной состав, уровень демографии, образования и рода занятий; сферы занятости; уровень традиционности уклада, быта и сохранения культурно-правовой традиции «Адыге Хасэ»; степень ассимиляции шапсугской этнической общности с возможными причинами выявленных особенностей. В

рамках данного исследования проведены интервью с председателем Совета старейшин причерноморских адыгов-шапсугов Р. Гвашевым, основоположником этнотуризма в Сочи, с хранителем традиций шапсуг-ского народа Айсой Ачмизовым и с представителями интеллигенции от 11 апреля и 25 августа 2011 г. Из 100 опрошенных представителей шапсугского этноса 53 % составляли мужчины и 47 % - женщины.

По возрастному составу лица до 30 лет составляли 24 % от общего числа опрошенных, 31 - 45 лет - 36 %; 40 - 60 лет - 22; старше 60 лет - 18 %. Таким образом, были опрошены разновозрастные респонденты. Наибольший интерес к опросу проявили лица в возрасте 31 - 45 лет, что обусловлено обеспокоенностью зрелого населения социально-культурным и политическим будущим этноса. Демографические показатели шапсугского этноса на основании анкетирования свидетельствуют о следующем: 48 % имеют 1 - 2 ребенка; 10 % - 3 - 5 детей, и 1 - более 5 детей, а 41 % детей не имеют. Данные показатели свидетельствуют о переходе шапсугов от традиционного типа рождаемости к современному, причем снижение уровня рождаемости определяется сложным экономическим положением населения.

В семейных отношениях шапсугского этноса сохраняются традиционные ценности: 31 % не состоят в браке; 64 - состоят в официальном браке; 5 % - в гражданском браке. Доля последних мала в связи с тем, что гражданский брак не соотносится с моральными и культурными традициями шапсугов. Процент межнациональных браков более чем в два раза ниже мононациональных, что также свидетельствует о сохранении этнических традиций.

У 82 % респондентов оба родителя этнические шапсуги, среди родственников межнациональные браки наблюдаются у 65 %. Однако в этносе наблюдаются тенденции к ассимиляции, многие представители шапсугского этноса (67 %) «принимают» брак своих детей с представителями других национальностей, что является проявлением толерантности. Кроме того, о повышении уровня ассимиляции говорят и такие факты:

- большинство детей в шапсугских семьях знают два языка, причём зачастую русский лучше, чем национальный;

- в быту многие пользуются русским разговорным языком, адыгейский используется для общения со старшими родственниками и представителями адыгского этноса;

- большая часть детей посещает русскоязычные учебные заведения, а доля учебных часов, посвященных изучению родного языка, довольно мала.

Следовательно, налицо усиление процесса ассимиляции шапсугов. Однако сдерживающим фактором в данном случае выступают культурные связи с республикой Адыгея, изучение в школах адыгейского языка, истории, народного творчества адыгов, а также социально-политическая и культурно-просветительская деятельность «Адыге Хасэ» причерноморских шапсугов.

Важным для определения тенденций культурного развития этноса, его мировоззрения и степени социали-

зации в современном обществе является образование. Как показало анкетирование, 47 % респондентов имеют высшее образование. Довольно высоко количество лиц со среднеспециальным образованием - 40 %. Лица с полным средним образованием составляют меньшинство - 13 %, а с неполным средним образованием отсутствуют. Данный факт может оказать существенное влияние на род занятий шапсугского этноса. Сопоставим полученные указанные данные с данными исследования рода занятий шапсугов. В системе управления заняты 14 %; студентов - 3 %; в сфере торговли - 9; сфере услуг - 13; сфере образования - 9; другое - 22 %. Данные свидетельствуют об освоении шапсугами разнообразных видов деятельности.

При изучении самоидентификации были получены следующие данные. Из опрошенных определяют себя как шапсуги 76 %; как адыгейцы - 13; как черкесы -10; как россияне - 1 %. Национальные праздники отмечают 80 % респондентов; соблюдают национальные традиции 94 %; и более чем 90 % опрошенных знает историю и культуру адыгов-шапсугов. Это свидетельствует о достаточно высокой степени сохранения национальной культуры. Очень важным для сохранения традиций и обычаев шапсугского этноса, по мнению респондентов, является знание «Адыге Хасэ» - этикета и морально-правовых установлений адыгов. Таким образом, этническая общность причерноморских шапсугов имеет свои отличительные особенности жизни, уклада и традиций, учёт и детальное исследование которых способны помочь в формировании адекватной национальной, социально-экономической политики Краснодарского края.

Оценивая политику Краснодарского края последних пяти лет, респондентами были даны следующие ответы: положительно - 3 %; отрицательно - 30; безрезультатно - 59, имеют особое мнение - 8 %.

В диалоге с властью шапсуги рассматривают возможности улучшения своего положения. Но многие направления, относительно сохранения и развития традиционной культуры адыгов-шапсугов остаются открытыми. Наиболее острые вопросы были определены и озвучены во время встречи с представителями шапсугской общественности [22]. Они высказывали свое мнение и позицию земляков по социально-экономическим, национально-культурным и политическим вопросам. В рамках встречи были определены актуальные проблемы шапсугского общества:

- увеличение учебных часов в школах по изучению адыгейского языка;

- определение перечня традиционных мест проживания и традиционной хозяйственной деятельности шапсугов;

- создание правовых механизмов пользования общедоступными природными ресурсами и землей;

- правовая защита исконной среды обитания, образа жизни культуры и традиций.

Для сохранения своей этнической общности шапсуги неоднократно обращались в органы власти о проведении комплексной этнологической экспертизы, что особенно актуально в условиях олимпийского строительства.

Процесс проведения экспертизы регулируется федеральными законами «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ [24] и «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ [25]. Как отмечает этнограф, исследователь малочисленных народов России Н.И. Новикова, этнологическая экспертиза - «научное исследование влияние изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса» [26].

В Краснодарском крае этнологическая экспертиза не проводилась, однако в условиях активного олимпийского строительства в Большом Сочи возникает вопрос о влиянии государственных строительных проектов на традиционные места обитания причерноморских шапсугов. Наиболее важным для шапсу г-ского этноса является сохранение культурного и материального наследия, которое формирует у этноса чувство самобытности и дает способность к возрождению шапсугской культуры. В рамках данной проблемы крайне важным для шапсугов является сохранение традиционных мест обитания, что соответствует Федеральному закону Российской Федерации «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». Экспертиза позволит шапсугской общественности участвовать в проектах, которые могут оказать влияние на среду их традиционного обитания и регулировать эти вопросы в сотрудничестве с административно-властными органами Сочи и Краснодарского края.

Однако по данному вопросу существуют кардинально различные мнения. Так, в ходе Парламентских слушаний 2007 г. ведущий научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН В.В. Степанов отмечал: «Сомневаюсь, что для таких малочисленных народов, как шапсуги, можно искусственно вычленить исконную среду обитания, традиционный образ жизни. Это ни к чему хорошему не приведет, кроме как дискриминации остального населения» [27].

Тем не менее вопрос о сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни вызывает особую озабоченность шапсугов. Для законодательного регулирования этого вопроса необходимо включить шапсугов в перечень малочисленных народов Краснодарского края.

Одним из вариантов поступательного решения проблемы было утверждение Законодательным собранием Краснодарского края «Краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур» от 28 февраля 2007 г. № 2908-П. Одним из ее направлений является сохранение и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, в том числе причерноморских адыгов-шапсугов, улучшение инфраструктуры на территории их проживания, повышение уровня вовлеченности их представителей во взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления [28].

Взаимодействие региональной власти и шапсугского этноса, совместная выработка нормативных актов в отношении шапсугской этнической общности, объективный подход к интересам коренного малочисленного народа Краснодарского края будет способствовать росту и укреплению внешнеполитического престижа России, что наиболее актуально в условиях проведения XXII Олимпийских игр. Кроме того, это позволит выработать наиболее эффективную этносоциальную и национальную политику на десятилетия, исходя из принципов законности, демократии, справедливости и гражданского согласия в многонациональной России.

Литература и примечания

1. Официальное заключение ИЭА РАН, что адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги являются одним народом. URL: http://www.aheku.org/datas/users/592-otvet_ran.jpg (дата обращения: 27.08.2011).

2. Граданов В.К. О расселении и численности адыгских народов в первой половине XIX века // Советская этнография. 1963. № 4. С. 72 - 89.

3. Монперэ Ф.Д. де. Путешествие вокруг Кавказа. Майкоп, 2010.

4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 774. Оп. 1. Д. 1. Л. 90.

5. Щербина Ф.А. История Армавира и черкесов-гаев. Екатеринодар, 1916.

6. Государственный архив г. Сочи (ГАГС). Ф. Р. 25. Оп. 1. Д. 40. Л. 14 об. - 15.

7. Сивер А.В. Шапсуги: Этническая история и идентификация. Нальчик, 2002.

8. Шапсугия. 1991. № 1.

9. Дмитриев В.А. Политическая антропология российского общества. Политически активная личность в истории шапсугов XIX - XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5, № 3. С. 141 - 161.

10. Обращение председателя Совета старейшин адыгов Причерноморья к Президенту РФ от 16.06.2011. URL: http://www.natpress.net/index.php?newsid=6808 (дата обращения: 29.07.2011).

11. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические представления о Кавказе, собранные и пополненные Симеоном Броневским. Нальчик, 1999.

12. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995.

13. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 - 1839 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. / сост. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974.

14. Лонгворт Дж. Год среди черкесов // Там же.

15. Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927. С. 108.

16. Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. Нальчик, 2008.

17. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.

Поступила в редакцию

18. Бабич И.Л. Причерноморские шапсуги: проблемы сохранения культуры. URL: http://aiigi.adygnet.ru/socio/journal/14.pdf (дата обращения: 29.07.2011).

19. ГАГС. Ф.Р. 24 - Справка о создании Шапсугского Национального района.

20. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации о создании Шапсугского национального района в составе Краснодарского края. URL: http://natpress.net/uploads/ posts/2011-06/shapspostonavleniyabig.jpg (дата обращения: 30.09.2011).

21. Постановление VII съезда причерноморских адыгов-шапсугов от 30 апреля 2011 г., пос. Лазаревское, г. Сочи. URL: http://www.Zihia.net/index.php?newsid=1664 (дата обращения: 30.09.2011).

22. Встреча-беседа с представителями шапсугской интеллигенции и местного самоуправления, в беседе принимали участие: известный шапсугский политический деятель, один из основателей Шапсугского Хасэ, председатель Совета старейшин причерноморских адыгов-шапсугов Руслан Гвашев; директор туристической фирмы «Джегош» и основоположник этнотуризма в Сочинском регионе Айса Ачмизов, заслуженный учитель Кубани историк и общественник Мадин Хушт, научный сотрудник Лазаревского краеведческого музея Анна Хушт, а также представители «Чилэ Хасэ» и шапсугской молодежи от 11.04. и 25.08. 2011 г.

23. Анкетированием было охвачено 100 респондентов -представителей шапсугского этноса Лазаревского района г. Сочи, апрель - июль 2011 г.

24. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ c изм. и доп. URL: http://www.rg.ru/2009/04/08/korennye-narody-dok.html (дата обращения: 29.07.2011).

25. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06 2002 г. № 73-Ф3 с изм. и доп. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=69446 (дата обращения: 29.07.2011).

26. Новикова Н.И. Этнологическая экспертиза на перекрестке истории, этнологии и юридической антропологии // Проект отечественная этнография / этнология как практика междисциплинарных исследований. URL: http://www.ethnoconsul1ing.rijy engine/documents/document258.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

27. Парламентские слушания от 25.10.2007 г. // Правовое обеспечение этнологической экспертизы как обязательного условия при освоении северных территорий от 25.10.2007. URL: http://www.sakhitti.ru/itti/inst/Web_ethno/Library/PID_Ethno_ax-spert.pdf (дата обращения: 30.09.2011).

28. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 28.02.2007 № 2908-П. Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2007 г. // Информ. бюл. ЗС КК, № 51 (122) от 16.03.2007.

3 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.