Ц ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Н.А. ГОЛОВИН
ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ К ПУБЛИКАЦИИ «ПРЕДИСЛОВИЯ» П.А. СОРОКИНА К СОЧИНЕНИЮ Ф. ТЁННИСА «ОБЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВО»1
Аннотация. Статья представляет собой вступление к публикации «Предисловия» (1940), подготовленного русско-американским социологом П.А. Сорокиным (1889—1968) для первого американского издания сочинения немецкого социолога Ф. Тённиса (1855—1936) «Общность и общество» (1887). «Предисловие» рассмотрено как самостоятельное теоретическое произведение с целью восполнить недостающие историко-социологические факты, обстоятельства его создания и публикации, идейные связи этого текста с другими теориями, прежде всего с социологией Ф. Тённиса. В «Предисловии», богатом отсылками к мыслям ключевых фигур китайской, европейской и арабской культур, социальным ценностям в их идейном наследии, П.А. Сорокин доказывает универсальность тённисовской типологии форм организации социума: «общности и общества» (по-немецки Gemeinschaft und Gesellschaft) и заявляет об идейном присоединении к этой дихотомии. Тем самым раскрывается проект теории общества и социальной эволюции П.А. Сорокина, охватывающий обе тённисовские формы социальности. Выявленные социальные ценности, составляющие самостоятельное основание теории П.А. Сорокина, позволяют раскрыть гносеологический аспект его социологии. Сочинение Ф. Тённиса и «Предисловие» к нему П.А. Сорокина опередили свое время. Они содержат многочисленные точки присоединения новых идей для развития теории современного общества и его эволюции.
Головин Николай Александрович — доктор социологических наук, профессор, кафедра теории и истории социологии, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3. Телефон: +7 (812) 710-00-77. Электронная почта: [email protected]
1 Статья подготовлена по итогам исследования при поддержке Программы академического обмена между Санкт-Петербургским и Гамбургским университетами, шифр НИР 10.57.129.2017, и Общества Фердинанда Тённиса в г. Киле (Ferdinand-Toennies-Gesellschaft e. V., Kiel).
Ключевые слова: российская социология; немецкая социология; теоретическая социология; история социологии; П.А. Сорокин; Ф. Тённис.
Для цитирования: Головин Н.А. Историко-социологические заметки к публикации «Предисловия» П.А. Сорокина к сочинению Ф. Тённиса «Общность и общество» // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 1. С. 137-149. DOI: 10.19181/socjour.2018.25.1.6283
В 1887 г. немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855-1936) опубликовал свою самую известную книгу «Общность и общество» (по-немецки — "Gemeinschaft und Gesellschaft"). В 1935 г. российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) организовал перевод этого сочинения на английский язык и подготовил «Предисловие» к нему для первого американского издания (1940) [30]. В 2002 г. в издательстве «Владимир Даль» вышло в свет русское издание указанной книги Ф. Тённиса [20]. «Предисловия», подготовленного П.А. Сорокиным для первого американского издания, в русском издании не оказалось, ведь его не было в немецком первоисточнике. Публикация «Предисловия» на русском языке как самостоятельного произведения интересна в нескольких отношениях.
Во-первых, на фоне выделения теоретического значения тённи-совских понятий (общность и общество) в нем содержатся некоторые важные идеи П.А. Сорокина о теории общества и социальной эволюции, которые формировались в тот период его жизни, когда он был максимально далек от публицистической деятельности и целиком отдался науке. При подготовке «Предисловия» П.А. Сорокин работал над своим главным научным исследованием «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Теоретическое содержание «Предисловия», налаживание контактов с Ф. Тённисом при подготовке американского издания «Общности и общества», судя по их переписке [25], не оставляют сомнений в том, что Ф. Тённис был для П.А. Сорокина весьма авторитетным теоретиком. В публикуемом тексте прямо заявлено о присоединении к его основному тезису о двух типах организации социума (общность и общество). П.А. Сорокин пишет: «Два типа общества можно проследить у многих мыслителей после Тённиса... в том числе у автора данного предисловия» [17, с. 154]. Эти слова позволяют точно установить одно из исходных положений его теории социальной и культурной эволюции.
Во-вторых, поводом для публикации данного текста стало расширение историко-социологических знаний об интенсивных научных связях П.А. Сорокина в Германии. Ввиду публикации большого количества биографических исследований и материалов о нем здесь нет надобности подробно касаться обстоятельств, сопутствовавших подготовке «Предисловия», но все-таки отметим, что позади у него остались бурные годы революции и гражданской войны, публичное заявление
об отказе от политической деятельности (1918), начало преподавательской работы в Петрограде, исследование голода 1921—1922 гг. в России, высылка из страны в 1922 г., интеграция в американское и мировое социологическое сообщество.
В-третьих, небольшое по объему, но емкое по идейному содержанию «Предисловие» направляет внимание читателя на социальные ценности, входящие в различные теории, учения и концепции китайской, арабской и европейской культур. Такая ориентация публикуемого текста позволяет отметить еще одно самостоятельное основание социологии П.А. Сорокина — реализацию в ней нравственного начала.
Наконец, в-четвертых, чтение «Предисловия» означает знакомство с примером эффективной работы с крупным теоретическим содержанием — навык, необходимый тем, кто решился заняться социальной теорией — областью знания, в которой нет ни дефицита, ни простоты идей и концептуальных построений.
В настоящей вступительной статье ставится цель не только восполнить некоторые недостающие историко-социологические факты и обстоятельства создания «Предисловия» и его публикации, но и проследить идейные связи этого текста с другими идеями и социальными ценностями, прежде всего с социологией Ф. Тённиса.
В «Предисловии» отмечается, что после выхода в свет сочинение Ф. Тённиса (1887) долго оставалось без внимания читателя. Действительно, издатель из-за плохого сбыта книги напечатал лишь 750 из согласованного тиража в 1000 экземпляров. В начале ХХ в. спрос на издание стал быстро расти. В 1905 г. были допечатаны оставшиеся 250 экземпляров [23, S. 202]. Возникла необходимость подготовить новое издание.
Работая над вторым изданием «со значительными изменениями и дополнениями», Ф. Тённис снабдил его новым обстоятельным предисловием и поменял подзаголовок с «О коммунизме и социализме как эмпирических формах культуры» на «Основные понятия чистой социологии» (то есть теоретической социологии) [32]. В предисловии к данному изданию (1912) он отмечает, что его «...произведение, вышедшее в свет 25 лет назад, постепенно, но неуклонно оказало немалое влияние на формирование социологических теорий не только в немецкоязычном регионе, но и за его пределами (в Италии, Дании, России, Америке)» [33, S. 45]. Примечательно, что начало научных занятий П.А. Сорокина в Санкт-Петербурге и широкое признание сочинения Ф. Тённиса произошли одновременно.
Затем издания «Общности и общества» Ф. Тённиса последовали одно за другим. В 1935 г. вышло в свет уже восьмое издание — последнее прижизненное. В предисловии к нему автор пишет, что ему приятно почти через полвека вновь видеть издание своего сочинения, но планы его переработки он давно оставил и не расширяет теорию,
изложенную в сочинении. Там же зафиксировано прекращение развития социологии в Германии под властью нацистов (1933—1945): «...В немецкоязычном пространстве развитие социологической теории с некоторых пор и застопорилось, но в остальном мире оно по-прежнему продолжается...» [20, с. 5—6]. Ф. Тённис прав: подготовка американского издания «Общности и общества» при участии гарвардского профессора П.А. Сорокина и переводчика профессора Ч. Лумиса (Charles Price Loomis, 1905—1995), его бывшего студента, — одно из подтверждений непрекращающегося развития социологии в годы Второй мировой войны.
При чтении «Предисловия» полезно сравнить его с обширным предисловием Ф. Тённиса ко второму изданию «Общности и общества» (1912), а не только с основным текстом и предисловием к восьмому изданию 1935 г., с которого делались английский и русский переводы. Обнаруживается существенное различие в объеме и характере идейного контекста, привлекаемого Ф. Тённисом и П.А. Сорокиным к обсуждению базовых форм социальной жизни (общности и общества). Это различие обращает внимание на теоретическую значимость публикуемого «Предисловия». Выделим несколько аспектов прочтения «Предисловия» как самостоятельного теоретического произведения.
Первый: если Ф. Тённис в книге «Общность и общество» и в предисловии ко второму изданию основывается на работах политэкономов, социологов и политиков XVIII—XIX вв., то П.А. Сорокин прежде всего обращается к ключевым фигурам самобытных культур и цивилизаций. Действительно, как отмечено в «Предисловии», согласно самому известному китайскому мыслителю Конфуцию (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.), есть два состояния общества: «сяо-кан» (xiâokâng) — «средняя зажиточность (благополучие)» и «датун» (dàtong) — «великое единение»2. П.А. Сорокин высоко оценивает сочинения арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332—1406), противопоставлявшего общность арабов-кочевников и договорные отношения горожан3. В европейской культуре, согласно П.А. Сорокину, выделение двух типов социальной жизни восходит к Аристотелю, учителям церкви, вдохновителям средневековых религиозных движений за переустройство земного мира. Различение общности и общества прослеживается П.А. Сорокиным в философии эпохи Возрождения и Гуманизма, в немецкой классической философии, в концепциях немецкой исторической школы права, согласно которым обычное право — источник всякого права. Автор «Предисловия» может убедить читателя в том, что общность — исто-
2 О значении обоих терминов см. подробнее примечание 5 к публикуемому тексту «Предисловия» [17, с. 151].
3 О нем и других мыслителях см. примечания к публикуемому тексту «Предисловия» [17, с. 152—153].
рически первая и непреходящая форма социальности, в противоположность договорным отношениям. Он более критичен к последним, нежели Ф. Тённис, который в своих сочинениях скорее фиксирует переход от общинной организации социума — к общественной.
Таким образом, П.А. Сорокин значительно расширил идейно-теоретические и кросскультурные рамки тённисовского описания двух типов общества, убедительно доказал его всеобщность, но отнес себя к меньшинству тех, кто наблюдает присущие «договорному (контрактуальному) обществу» «тайные слабости» и «смог углубиться в их корни так, как то сделал Тённис» [17, с. 154].
Социальные и культурные ценности, этическое содержание — второй важный аспект прочтения «Предисловия» как самостоятельного текста. П.А. Сорокин касается вопроса о ценностных основаниях общества уже в самом начале текста, в связи с этикой Конфуция. Здесь уместно отметить, что, по Конфуцию, общество в состоянии «великого единения» должно быть основано прежде всего на морали, на нравственных императивах. П.А. Сорокин, как и китайский философ, полагает, что образцом нравственности являются семейные отношения, затем — дружеские (Аристотель, Цицерон) и братские отношения в христианской общине.
Третий аспект — этическое, ценностное содержание «Предисловия» связано с продолжительным обсуждением вопроса о роли ценностей в социальном познании, в котором участвовал его автор. Как отмечает В.В. Сапов [11, с. 145], начинающий российский социолог П.А. Сорокин мыслил в направлении идей М. Вебера — Б.А. Кистяковского: только свобода социальных наук от оценок обеспечивает их научность. Напомним, что немецкий социолог-неокантианец М. Вебер сформулировал данное методологическое положение в 1904 г., что оно обеспечило возможность основания в 1909 г. социологического общества в Германии (под председательством Ф. Тённиса), и не только там. П.А. Сорокин следует этому принципу, о чем впервые после высылки из России упоминает в журнальной статье немецкого "Koelner Viertelsjahrshefte fuer Soziologie" («Кёльнские ежеквартальники по социологии») в номере за 1923—1924 гг. [28, S. 93]. Затем в статье «Социология и этика» (1927) он подчеркивает неодинаковость логических статусов научного описания социального явления (поведения) и его нравственной оценки [19, с. 158]. Им внесено в гносеологическую дискуссию важное методологическое положение о том, что доказательность теории и ее ценностное содержание являются независимыми логическими структурами теории (что подтверждается специальными исследованиями [5]). Исходя из этого П.А. Сорокин отмечает, что «великие моралисты часто оказывались и великими социальными мыслителями или социологами, и наоборот» [19, с. 158—159]. Поэтому трудно найти научную работу, «в которой когнитивные суждения не
переплетались бы с суждениями оценочными» [19, с. 160]. Более того, полагал П.А. Сорокин, «однажды обнаружится, что главная ценность социологии совсем не академическая, а нравственная» [19, с. 162]. Именно так дополненный веберовский тезис о свободе от оценок в социальном познании раскрыт в публикуемом «Предисловии»4.
Обратимся к его этическому содержанию. Согласно П.А. Сорокину, в личных контактах нравственность воплощена прежде всего в семейных отношениях, а также в христианской общине (судя по его отсылкам к некоторым церковно-историческим фигурам — основателям новых монастырей с подчеркнуто братскими отношениями монахов). Если обратиться к христианской религиозно-философской мысли, которая охвачена в «Предисловии» начиная с Блаженного Августина и кончая Иоахимом Флорским, автором мистического учения о наступлении основанного на любви земного царства, вдохновителем религиозных движений Средневековья, то не останется сомнений в том, что главные социальные ценности для П.А. Сорокина — любовь к человеку, доверие и солидарность. Доступное нам авторитетное подтверждение этого вывода — труды культуролога и знатока религиозных движений Л.П. Карсавина (1882—1952), лекции которого П.А. Сорокин слушал, будучи студентом Психоневрологического института в Санкт-Петербурге [6].
В связи с этическим и ценностным содержанием «Предисловия» важна ссылка П.А. Сорокина на философию Г.В.Ф. Гегеля. В параграфах 158—159 «Философии права» Гегель утверждает, что семья как целостность основана на нравственности. Однако в «Предисловии» гегелевское понятие семьи передано П.А. Сорокиным весьма неточно как «семейное общество»5. За этой неточностью — итоговая позиция самого П.А. Сорокина относительно ценностей, а именно: семья и община основаны на любви, на ней должно стоять и общество. (Однако, по Ф.Тённису, семья — волевая целостность, причем типы воли, лежащие в основе семьи и любой иной общности, с одной стороны, и общества — с другой, у Ф. Тённиса различаются, но взгляды на это различие обоих теоретиков описаны ниже.)
Интересна научно-биографическая ретроспектива в отношении автора «Предисловия». Молодой П.А. Сорокин впервые упоминает имя Ф. Тённиса не в научной, а в публицистической статье об американском поэте-анархисте У. Уитмене 'МШшап, 1819—1892) во «Всеобщем журнале литературы, искусства, науки и общественной
4 Показательный пример в подтверждение тезиса П.А. Сорокина состоит в том, что в стремительно развивающемся Китае начала XXI века официально считается, что конфуцианские ценности, общественное состояние «сяо-кан» и «датун» «отражают все чаяния китайского народа и его стремление к лучшей, счастливой жизни» [29].
5 См. примечание 17 к публикации «Предисловия» [17, с. 153].
жизни» (1912). Ф. Тённис назван одним из «лучших бардов» в мире наряду с Гомером и Шекспиром [13, с. 284]. Конечно, такое высказывание не относится к научному дискурсу, но подтверждает известность Ф. Тённиса в читающей России начала ХХ в.
Уже в следующем году в статье «Границы и предмет социологии» (1913) П.А. Сорокин «схватил»6 теоретическое содержание обоих тённисовских понятий, их связь с концепцией воли. В случае общности это будет «сущностная воля», а в случае общества — «свободная избирательная воля» (по-немецки соответственно Wesenswille и Kürwille). В тексте «Предисловия» в понятии «семейного общества», основанного на любви, П.А. Сорокин попытался «снять» (в гегелевском значении этого термина) тённисовское различение двух типов воли. Для подтверждения этого еще раз обратимся к статье «Границы и предмет социологии». В ней утверждается, что «некоторые лица, подобно Макаревичу и Тённису, различают Gemeinschaft und Gesellschaft (communauté7 et société), понимая под последними группы людей, стремящихся либо к общей цели, либо группы, построенные на договорном начале, и т. д. В качестве Gemeinschaft обычно приводится семья, в качестве Gesellschaft — коммерческое общество и т. д.» [15, с. 384]. В этом отрывке, как и в статье в целом, пока еще нет понятия «семейного общества». Оно сложилось у П.А. Сорокина позднее, в конце 1930-х — начале 1940-х гг., и уже использовано в «Предисловии» как выражение авторской концепции общества. (Правда, это понятие не нашло последователей в социологии.)
Примечательно, что понятийная пара Ф. Тённиса была впервые цитирована начинающим социологом П.А. Сорокиным по французскому изданию, несмотря на то, что с ней можно было познакомиться по русскому изданию книги «Эволюция социального вопроса» [21]. При тогдашнем дефиците социологических источников эта книга, несомненно, была прочитана автором «Предисловия», но использование французских социологических публикаций было в те годы предпочтительным. П.А. Сорокин, как и его учителя-социологи, «выше всех оценил творчество Дюркгейма» [3, с. 16]. К тому же он вла-
6 Позднее аспирант и ассистент П.А. Сорокина в Гарварде американский социолог Р. Мертон (1910—2003) отметил способность своего наставника быстро вникать в суть учений, концепций и теорий, а также доказательность его научных выводов. «Иногда я по просьбе Сорокина приносил из библиотеки множество увесистых томов. Через день-два он их все возвращал. У Сорокина был дар очень быстро схватывать основные идеи прочитанного... Это был профессор, не сомневающийся в своих познаниях, и никто не мог спорить с ним» [10, с. 129—130].
7 В тексте П.А. Сорокина издания 2014 года в данном термине опечатка — соттитйе [15, с. 384]. В тексте издания 1913 года — другая опечатка — соттипйе [14, с. 67]. В цитате опечатки исправлены.
дел французским языком лучше, чем немецким [12, с. 90—91]. Однако через 15 лет в книге «Современные социологические теории» (1928) немецкая социология, особенно формальная школа, была представлена им весьма детально, в частности, подробно описана тённисовская понятийная пара. Была подчеркнута ее комплементарность дюркгей-мовской органической и механической солидарности [26, p. 492—493].
Таким образом, публикуемое «Предисловие» трактует суть великих и самобытных культур: китайской, арабской и европейской, затрагивает проблемы определения оснований теории общества, социальной эволюции, роли этических ценностей в обществе и в методологии социального познания. Оно открыто для полемического присоединения новых социологических идей во всех названных тематических областях.
Как отмечено выше, первое издание «Общества и общности» Ф. Тённиса было долго обделено читательским вниманием. Лишь спустя почти четверть века интерес к нему стал расти. Такое же неприятие наблюдается и в отношении русского издания «Общности и общества», которое тоже было встречено почти полным молчанием читателя, если не считать откликами журнальную статью А.Н. Малинкина [9] и сопроводительную статью А.Ф. Филиппова [22]. Спустя десятилетие у молодых российских социологов все-таки возникает интерес к фундаментальной теории Ф. Тённиса и к теории социальной эволюции. Публикация данного «Предисловия» в годы интенсивного обращения к наследию П.А. Сорокина поддержит их. Ясно, что идеи обоих теоретиков социальной эволюции опередили свое время, но и времена меняются: в начале XXI в. в Германии и в России (соответственно) издаются полные собрания их сочинений. Публикация русского перевода «Предисловия» может быть полезной и здесь.
Для удобства читателя русский текст публикуемого «Предисловия» снабжен примечаниями и комментариями. При их подготовке помимо цитированной выше литературы использовались следующие источники: [1; 2, с. 233; 4, с. 245; 8; 16, с. 134; 18, с. 137; 24, p. 62]. Кроме того, использовались труды учителей и коллег П.А. Сорокина: М.М. Ковалевского (1851-1916), Л.П. Карсавина (1882-1952), Б.А. Кистяковского (1868-1920), рекомендации научного референта Общества Ф. Тённиса (Ferdinand-Tönnies-Gesellschaft e. V., Kiel) С. Клауке (S. Klauke), председателя этого Общества А. Дайкзеля (A. Deichsel), замечательного философа-медиевиста А.А. Клестова (Санкт-Петербург). Автор признателен им, а также магистру английской филологии Е.П. Савельевой (Санкт-Петербург), внимательно проверившей перевод текста на русский язык.
ЛИТЕРАТУРА
1. Билал Араби. Ибн-Хальдун — основоположник арабской социологии //
Социологические исследования. 1990. № 11. С. 107-109.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера; Вступ. ст.
B.С. Соловьева; Примеч. В.С. Нерсесянца. М.: Мир книги; Литература, 2009. — 462 с.
3. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001. —
100 с.
4. Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. Т. 1: Философия / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2006. — 727 с.
5. Ивин А.А. Логика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Оникс; Мир и образование, 2008. — 336 с.
6. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М.: Ломоносовъ, 2012. — 192 с.
7. Клестов А.А. Критический труд о времени и происхождении латинских переводов Аристотеля, греческих и арабских комментариев, использованных учеными-схоластами, выполненный Амаблем Журденом в 1814-1819 гг. в Париже // Проблемы современной экономики. 2017. № 1. С. 214-221.
8. Левин И. Ибн-Халдун — арабский социолог 14 века // Новый Восток. 1926. № 12. С. 241-263.
9. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тённиса // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 201-205.
10. Мертон Р. Фрагменты воспоминаний // Социологические исследования. 1992. № 10. С. 128-133.
11. Сапов В.В. Питирим Сорокин о праве, социологии и морали // Наследие. 2017. № 2. С. 142—145.
12. Сергиева Н.С. Лингвистическая биография Питирима Сорокина: основные этапы и задачи изучения // Наследие. 2017. № 1. С. 83-95.
13. Сорокин П.А. Бард жизни // Сорокин П.А. Ранние сочинения. 1910-1914 / Сост. В.В. Сапов. СПб.: Издательский дом Миръ, 2014. С. 270-284.
14. Сорокин П.А. Границы и предмет социологии // Новые идеи в социологии. Сборник 1. СПб: Изд-во «Образование», 1913. С. 59-108.
15. Сорокин П.А. Границы и предмет социологии // Сорокин П.А. Ранние сочинения: 1910-1914 годы / Сост. В.В. Сапов. СПб.: Издательский дом «Мир», 2014. С. 379-407.
16. Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Глава ХХХ. Флуктуация в правительственной регламентации, формах правления и свободе / Пер. с англ. Н.Ф. Зюзева // Наследие. 2017. № 1.
C. 123-141.
17. Сорокин П.А. «Предисловие» к первому американскому изданию сочинения Ф. Тённиса «Общность и общество» / Пер. с англ., примечания и комментарии Н.А. Головина // Социологический журнал. 2019. Том 25. № 1. С. 150—156.
18. Сорокин П.А. Развитие социологии // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 136-147.
19. Сорокин П.А. Социология и этика // Наследие. 2017. № 2. С. 158-162.
20. Тённис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. — 451 с.
21. Тённис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб: «Вестник знания» (В.В. Битнера), 1908. — 80 с.
22. Филиппов А.Ф. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тённиса // Тённис Ф. Общность и общество: основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2002. С. 386-446.
23. Carstens U. Ferdinand Tönnies: Friese und Weltbueger: eine Biografie. Norderstedt: Books on Demand, 2005. — 372 S.
24. Hegel G. W.F. The philosophy of right; The philosophy of history. 2nd ed. Chicago, etc.: Encyclopedia Britannica, 1994. XIV. — 545 p.
25. Sorokin P. Brief an Ferdinand Toennies from 1.09.1935 // Ferdinand-Toennies-Nachlass an der Schleswig-Holsteinischen Landesbibliothek. Code number Cb 54.56: 775, 15.
26. Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. New York, London: Harper and Brathers, 1928. — XXIII, 785 p.
27. Sorokin P. Foreword // Toennies F. Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft) / Transl. by Ch.P. Loomis. New York: American Book Company, 1940. P. V-VII.
28. Sorokin P. Soziologie in Russland // Koelner Viertelsjahsrhefte fuer Soziologie. 1923-1924. Vol. 3. No. 1. P. 92-93.
29. The Right to Development: China's Philosophy, Practice and Contribution // The State Council Information Office of the People's Republic of China. December 2016 [online]. Accessed 01.06.2018. URL: <http://english.gov.cn/ archive/white_paper/2016/12/01/content_281475505407672.htm>
30. Toennies F. Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft) / Transl. by Ch.P. Loomis. New York: American Book Company, 1940. — 293 p.
31. Toennies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Berlin, 1887. — XV, 294 S.
32. Toennies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. 2., erhebl. veränderte u. vermehrte Aufl. Berlin: Curtius, 1912. — XIXV, 312 S.
33. Toennies F. Vorrede zur 2 Auflage // Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. 2., erhebl. veraenderte u. vermehrte Aufl. Jena: Verlag von Gustav Fischer. 1925. S. 45-57.
Дата поступления: 06.06.2018. SOTSIOLOGICHESKIY ZHURNAL = SOCIOLOGICAL JOURNAL
2019. Vol. 25. No. 1. P. 137-149. DOI: 10.19181/socjour.2018.25.1.6283 N.A. Golovin
Faculty of Sociology, Saint-Petersburg State University, St Petersburg, Russian Federation.
Nikolay A. Golovin — Doctor of Sociological Sciences, Professor, Department of Theory and History of Sociology, Faculty of Sociology, Saint-Petersburg State University. Address: 1/3, Smolnogo Str., 191124, St Petersburg, Russian Federation. Phone: +7 (812) 710-00-77. E-mail: [email protected]
Historical-Sociological Notes on "Foreword" Written by Pitirim A. Sorokin to F. Tönnies' "Community and Society" Abstract. This article presents an introduction to the publication of"Foreword" (1940) — prepared by P.A. Sorokin (1889-1968), a Russian and American sociologist — for the first American edition of "Community and Society" (1887) by F. Tönnies (1855-1936), a German sociologist. "Foreword" is examined as a standalone theoretical piece in order to complete the historical-sociological facts and circumstances of its creation and publication, the ideological connections of the text in question with any other theories, and above all — with the sociology created by F. Tönnies. In "Foreword", which is filled with references to ideas by major representatives of Chinese, European and Arab cultures and to the social values in their ideological heritage, P.A. Sorokin established the universal character of the social organization types introduced by F. Tönnies — "community and society" ("Gemeinschaft und Gesellschaft" in German) — and stated his ideological affiliation to this dichotomy. Thus, the project for the theory of society and social evolution by P.A. Sorokin has been shown to cover both social forms introduced by F. Tönnies. The identified social values, which constitute an independent foundation for Sorokin's theory of society and social evolution, help in developing the gnoseological aspect of his sociology. The writing of F. Tönnies, as well as P.A. Sorokin's "Foreword", defined their era. They include multiple points for incorporating new ideas in order to expand and evolve the theory of modern society.
Keywords: Russian sociology; German sociology; theoretical sociology; the history of sociology; P.A. Sorokin; F. Tönnies.
For citation: Golovin N.A. Historical-Sociological Notes on "Foreword" written by Pitirim A. Sorokin to F. Tönnies' "Community and Society". Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2019. Vol. 25. No. 1. P. 137-149. DOI: 10.19181/ socjour.2018.25.1.6283
REFERENCES
1. Bilal Arabi. Ibn-Haldun — founder ofthe Arab Sociology. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1990. No. 11. P. 107-109. (In Russ.)
2. Hegel G.W.F. The philosophy of right [Russ. ed.: Filosofiia prava. Transl. from Germ. by B.G. Stolpner, Editorial article by V.S. Solov'ev; Note by V.S. Nersesiants. Moscow: Mir knigi; Literatura publ., 2009. 462 p.].
3. Gofman A.B. Emil' Diurkgeim v Rossii: Retseptsiia diurkgeimovskoi sotsiologii v rossiiskoi sotsial'noimysli. [The Reception of Durkheim Sociology in the Russian Social Thought.] Moscow: GU VSHE publ., 2001. 100 p. (In Russ.)
4. Dukhovnaia kul'tura Kitaia: Entsiklopediia: v 5 t. T. 1: Filosofiia. [Spiritual culture of China: Encyclopedia: in 5 Vol. Vol. 1 Philosophy.] Ed.by M. L. Titarenko. Moscow: Vostochnaia literatura publ., 2006. 727 p. (In Russ.)
5. Ivin A.A. Logika: uchebnoeposobie dlia studentov vuzov. [Logic: Manual for Students of Higher education Institutions.] Moscow: Oniks publ.; Mir i obrazovanie publ. 2008. 336 p. (In Russ.)
6. Karsavin L. P. Monashestvo v Srednie veka. [Monkhood in the Middle Ages.] Moscow: Lomonosov publ., 2012. 192 p. (In Russ.)
7. Klestov A.A. "Critical Research on the Age and the Origin of the Latin Translations of Aristoteles, Greek and Arabic commentaries, used by the scholastics, carried by Amable Jourdain in 1814-1819 in Paris. Problemy sovremennoi ekonomiki. 2017. No. 1. P. 214-221 (In Russ.)
8. Levin I. Ibn-Khaldun — Arab Sociologist ofthe 14th century. Novyi Vostok. 1926. No. 12. P. 241-263. (In Russ.)
9. Malinkin A.N. On life and works of Ferdinand Toennis. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 1998. No. 3-4. P. 201-205. (In Russ.)
10. Merton R. Fragments of memoirs. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1992. No. 10. P. 128-133. (In Russ.)
11. Sapov V.V. Pitirim Sorokin about the Right, Sociology and Morals. Nasledie. 2017. No. 2. P. 142-145. (In Russ.)
12. Sergieva N.S. The Linguistic Biography of Pitirim Sorokin: Main Stages and Problems of Studying. Nasledie. 2017. No. 1. P. 83-95. (In Russ.)
13. Sorokin P.A. Bard of life. Sorokin P.A. Rannie sochinenija. 1910-1914. [Early Works. 1910-1914]. Ed. by V.V. Sapov. Saint Petersburg: Izdatel'skij dom Mir publ., 2014. P. 270-284. (In Russ.)
14. Sorokin P.A. Borders and Subject of Sociology. Novye idei v sociologii. [The new ideas in sociology]. No. 1. Saint Petersburg: Obrazovanie publ., 1913. P. 59-108. (In Russ.)
15. Sorokin P.A. Borders and Subject of Sociology. Sorokin P.A. Rannie sochinenija 1910-1914. [Early Works. 1910-1914]. Ed. by V.V. Sapov. Saint Petersburg: Izdatel'skij dom Mir publ., 2014. P. 379-407. (In Russ.)
16. Sorokin P.A. Society, Culture, and Personality: Their Structure and Dynamics. Chapter XXX. Fluctuation in a Government Regulation, the Forms of Government and Freedom. Tranl. by N.F. Zyuzev. Nasledie. 2017. No. 1. P. 123-141. (In Russ.)
17. Sorokin P.A. "Foreword" to the "Community and Society" by F. Tönnies. Transl. from Eng., notes and comments by N.A. Golovin. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2019. Vol. 25. No. 1. P. 150-156. DOI: 10.19181/socjour.2018.25.1.628
18. Sorokin P.A. Development of Sociology. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizacija. Obshhestvo. [Society, Culture, and Personality.] Ed., transl. and Foreword by A.Yu. Sogomonov. Moscow: Politizdat publ., 1992. P. 136-147. (In Russ.)
19. Sorokin P.A. Sociology and Ethics. Nasledie. 2017. No. 2. P. 158-162. (In Russ.)
20. Toennies F. Community and Society: Basic Concepts of Pure Sociology. [Russ. ed.: Obshhnost' i obshhestvo: osnovnye ponjatija chistoj sociologii. Transl. from Germ. by D.V. Skliadnev. Saint Petersburg: Vladimir Dahl publ., 2002. 451 p.]
21. Toennies F. Jevoljucija social'nogo voprosa. [Evolution of a Social Problem.] Saint Petersburg: "Vestnik znanija" (V.V. Bitnera) publ., 1908. 80 p. (In Russ.)
22. Filippov A.F. Between Sociology and Socialism: Introduction to Ferdinand Toennies Concept. Toennies F. Community and society: Basic Concepts of Pure Sociology. [Russ. ed.: Obshhnost' i obshhestvo: osnovnye ponjatija chistoj sociologii. Transl. from Germ. by D.V. Skliadnev. Saint Petersburg: Vladimir Dahl publ., 2002. P. 386-446.]
23. Carstens U. Ferdinand Toennies: Friese und Weltbueger: eine Biografie. [Ferdinand Toennies: Frisian and World Citizen: A biography]. Norderstedt: Books on Demandpubl., 2005. 372 p. (In Germ.)
24. Hegel G.W.F. The philosophy of right; The philosophy of history. 2nd ed. Chicago etc.: Encycl. Brit. publ., 1994. XIV, 545 p.
25. Sorokin P. Letter to Ferdinand Toennies of 1.09.1935. Ferdinand-Toennies-Nachlass an der Schleswig-Holsteinischen Landesbibliothek. [Ferdinand Toennies Heritage at The Schleswig-Holstein States Library.] Code number Cb 54.56: 775, 15.
26. Sorokin P. Contemporary Sociological Theories. New York, London: Harper and Brathers, 1928. XXIII, 785 p.
27. Sorokin P. Foreword. Toennies F. Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft). Transl. by Ch.P. Loomis. New York: American Book Company, 1940. P. V-VII.
28. Sorokin P. Sociology in Russia. Koelner Viertelsjahrshefte fuer Soziologie. [Cologne Quarter year Notebooks for Sociology.] 1923-1924. Vol. 3. No. 1. P. 92-93. (In Germ.)
29. The Right to Development: China's Philosophy, Practice and Contribution. The State Council Information Office of the People's Republic of China. December 2016. Accessed: 01.06.2018. URL: <http://english.gov.cn/archive/white_paper/2016/12/01/con-tent_281475505407672.htm>.
30. Toennies F. Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft). Transl. by Ch.P. Loomis. New York: American Book Company, 1940. 293 p.
31. Toennies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. [Community and Society.] Berlin, 1887. XV, 294 p. (In Germ.)
32. Toennies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegriffe der reinen Soziologie. [Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft)]. 2nd ed., the added and processed. Berlin: Curtius publ., 1912. XXIV, 312 p. (In Germ.)
33. Toennies F. Foreword to the 2nd Edition. Toennies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Grundbegrriffe der reinen Soziologie. [Fundamental concepts of sociology (Gemeinschaft und Gesellschaft).] 2nd ed., the added and processed. Berlin: Curtius publ., Jena: Verlag von Gustav Fischer publ. 1925. P. 45-57. (In Germ.)
Received: 06.06.2018.