3. Поляков А.А, Цветков В.Я. Прикладная ин- 4. Челышкова М.Б. Теория и практика конст-
форматика. - М.: МАКС Пресс, 2008. - Ч 1,2.- 788 с. руирования педагогических тестов: учеб. пособие. -
М.: Логос, 2002. - 432 с.
Тонхоноева Антонида Антоновна, старший преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.
Tonkhonoeva Antonida Antonovna, senior lecturer, department of CT and computer science, Buryat State University.
670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: ant [email protected]
УДК: 541.18(07) Т.В. Хекало
Историко-содержательный анализ авторской формулировки целей изучения, роли и значения курса физической и коллоидной химии по материалам лабораторных практикумов
В статье анализируются введения к практикумам по физической и коллоидной химии для вузов, изданные с 1952 по 2008 г., выявляются изменения авторской формулировки целей изучения, роли и значения курса физической и коллоидной химии.
T. V Kheca/o
Historical-content analysis of author’s formulation the aims of study, role and significance of the course of physical and colloidal chemistry with the use of laboratory courses
In the article the introductions into analysis laboratory courses in physical and colloidal chemistry for higher education published since 1952 through 2008 have been analyzed. The changes of author’s formulation the aims of
study, the role and significance of the course of physical a
Физическая химия - это ряд принципов и экспериментальных методов исследования химических систем [1]. Наряду с квантовой химией она считается теоретической базой химической науки. Физическая химия приближает химию к точным наукам, таким как физика и математика. Коллоидная химия первоначально была лишь разделом физической химии, сейчас ее выделяют в самостоятельную науку. Курс физической и коллоидной химии (ФКХ) в вузовском образовании завершает цикл общеобразовательных и химических наук. Модернизация высшего образования в России, подготовка высококвалифицированных
специалистов невозможны без
усовершенствования всей системы обучения ФКХэд системой обучения, согласно «Методике обучения химии» О.С. Зайцева, «подразумевается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей обучения, содержание обучения, методов обучения, средств, форм, методов контроля и диагностики достижения поставленных целей обучения» [2, с.21]. На вершине всех элементов системы обучения находятся цели. Цель необходима для того, чтобы показать студентам необходимость изучения данной дисциплины. Цели определяют
colloidal chemistry are revealed.
все остальные элементы системы обучения, они отвечают на вопрос «Зачем учить?» Цель обучения может быть по-разному мотивирована (хорошо - плохо), она может быть широкой или узкоспециальной и т.д. Настоящая статья посвящена анализу целей обучения физической и коллоидной химии, поставленных перед студентами авторами лабораторных практикумов по ФКХ, изданных за период с 1952 по 2008 г. Всего проанализировано 37 практикумов по физической химии и коллоидной химии. Все 37 учебных пособий написаны разными авторами и рекомендуются для студентов, обучающихся в различных вузах: медицинских, торговых, химико-технологических, сельскохозяйственных, педагогических, металлургических, геологических, в том числе для студентов химических факультетов. До настоящего времени нет ни одной работы, посвященной анализу содержания практикумов по ФКХ как учебной литературе.
Жесткого алгоритма структуры учебной книги не существует. Так, ГОСТ 7. 60-90, содержащий требования для всех видов изданий, носит рекомендательный характер. На основе ГОСТа издательства составляют собственные инструкции для авторов. Так, например, согласно «Инструкции по подготовке и оформлению автор-
ского оригинала» [3], при разработке учебника или учебного пособия может быть принята следующая последовательность расположения основных текстовых элементов: оглавление, предисловие, методические рекомендации, введение, основной текст и т.д. Основные дидактические элементы - цели, содержание, задачи обучения - рекомендуется располагать в предисловии или во введении учебного пособия (практикума). Так, предисловие в учебном пособии должно отвечать следующим основным требованиям:
1) характеризовать роль и значение дисциплины в подготовке специалистов;
2) определять место курса среди других дисциплин (предыдущих и последующих);
3) содержать формулировку основных задач, стоящих перед студентом при изучении учебной дисциплины.
Введение к учебной книге согласно
инструкции может представлять собой краткий обзор современного состояния развития
определенной области знания, оно должно содержать основополагающие понятия [3]. Во введении может быть дан анализ научных взглядов, теорий или школ, показана
преемственность в использовании знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин. Анализ 37 практикумов по ФКХ показал, что цели обучения изложены в разделах, которые могут иметь разные названия (введение, предисловие, аннотация или просто «От автора»), и адресованы обычно и студентам, и преподавателям. Не существует единого алгоритма написания подобных разделов, требований к нему. Также отсутствуют критерии объема и содержания такого раздела. Поэтому сведения, которые можно из него извлечь, приобретают особую ценность, ведь автор (или авторы) учебной книги в предисловии пишут только то, что они счиГоютаважным ипшаббиадимым выпрмативное обеспечение учебного процесса в ДВГМУ» практикум - это учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса. Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности [4, с. 17].
Чтобы облегчить задачу анализа практикумов, вышедших почти за 60-летний период, все практикумы были разделены на четыре группы
таким образом, чтобы в каждой из них оказалось приблизительно одинаковое число книг. Последняя, четвертая группа (с 1990 по 2008 гг.), включает в себя большее число практикумов, так как период их выпуска совпал с началом модернизации и реформирования высшего образования в России.
I группа (1952-1969 гг.) представлена семью пособиями [5-11]. Значение ФКХ (КХ) раскрывается только в четырех из семи, два пособия из четырех рекомендованы для медвузов. В одном из них значение ФКХ раскрывается посредством указания связи с биофизикой и биохимией (т.е. со специальными предметами), причем подчеркивается, что «современная биохимия - химия живого -представляет собой физическую или физикохимическую биохимию» [8, с.4]. Тут же
цитируется М.В. Ломоносов: «Можно, исходя из структуры вещества, понять его химическое поведение» [8, с.4]. В другом пособии
цитируется Д.И. Менделеев: «Так как главные части тела организмов состоят из коллоидов, можно думать, что многие стороны явлений, своеобразно характеризующие организмы, будут выясняться по мере дальнейшего изучения коллоидов» [9, с.5]. В практикуме, рекомендованном для сельскохозяйственных вузов, приводятся те же слова М.В. Ломоносова и указывается место ФКХ в учебных планах: «ФКХ в учебных планах... занимает такое место, что она, с одной стороны, завершает цикл общеобразовательных наук, а с другой -создает теоретическое основание для изучения специальных наук (почвоведение, агрохимия и т.д.) [5, с.3]. В пособии, рекомендованном для торговых вузов, коротко резюмируется, что «коллоидные системы и коллоидно-химические процессы играют громадную роль в производстве пособий г1р отрулпчти: нны71-1978 гп) a^ro;дшоmлтвnннитигроraро[EжИHaaЮI . о значении изучаемой дисциплины. Причем в двух из них сказано лишь об узком практическом значении ФКХ для последующего изучения предметов данной специальности. В книге для медвузов сказано, что «практикум охватывает те главы, которые наиболее важны для биологии и медицины» [12, с.3]. В пособии для биологохимических факультетов пединститутов отмечено: «ФКХ служит основой для изучения физико-химических явлений и процессов и играет важную роль в познании. биохимии, физиологии растений и животных, агрохимии и т.д.» [13, с.3]. В практикуме для торговых вузов
представлено более общее значение ФКХ: «практическое значение коллоидной химии огромно: она теснейшим образом связана с запросами современной промышленности и сельского хозяйства» [14, с.5]. И только авторы практикума для химико-технологических вузов связали курс ФКХ с формированием мировоззрения и системы знаний будущего научного работника: «физическая химия имеет большое значение в формировании мировоззрения современного химика. Она помогает правильно ориентироваться в чрезвычайно обширном опыте современной химии и химической технологии. Физическая химия дает не только систему знаний об общих закономерностях химических явлений, но. исследователь, активный технолог находит в ней большое количество методов исследования, методов количественной оценки и контроля химических процессов» [15, с.3]. Таким образом, предисловие этого пособия ориентирует прежде всего на изучение физической химии с целью подготовки научного работника, на это указывает использование терминов «современный химик, исследователь, активный технолог». Интересен способ, к которому прибегают авторы, чтобы усилить связь физической химии и технологии и даже указать на приоритет физической химии. Авторы не говорят прямо, как следовало бы ожидать, что из физической химии происходит или возникает химическая технология, наоборот по их мнению, «постепенно химическая технология становится прикладной физической химией» [15, с.3]. Кстати, этим отличается существование обратной связи между теоретической и прикладной науками. Ни в одном практикуме, кроме упомянутого, за все временные периоды, такой связи не было отмечено. При этом далеко не во всех практикумах, рекомендованных для химикотехнологических вузов, акцентируется внимание на значении ФКХ.
Из семи изданий III группы (1980 - 1990 гг.) значение ФКХ обсуждается только в предисловиях к четырем книгам. В «Практикуме по коллоидной химии» для химико-технологических специальностей [18, с.5] приводится определение коллоидной химии, состоящее из одного предложения: «коллоидная химия - наука о поверхностных явлениях и дисперсных системах, их физических, химических, механических свойствах». В пособии для фармацевтических вузов и факультетов [19, с.3] отражено значение ФКХ только как дисциплины, которая является теоретической основой для изучения приклад-
ных дисциплин специальности. Несколько больше сказано о значении коллоидной химии в монографии [20, с.3], рекомендованной студентам, изучающим почвоведение, агрохимию и биологию; в ней подчеркнуто, что коллоидная химия дает возможность изучать реальные объекты реального мира. В той же книге отмечено, что «коллоидная химия всегда находилась на стыке различных направлений в естествознании. Именно на стыке коллоидной химии, молекулярной биологии, физики и математики удалось успешно решить многие жизненно важные проблемы современной науки» [20, с.3]. В предисловии к «Практикуму по коллоидной химии ПАВ» [21, с.3] цель изучения этого пособия по современной коллоидной химии определяется только практическими свойствами поверхностно-активных веществ, их широким применением в производстве.
Из четырнадцати пособий IV группы (1992 - 2008 гг.) в десяти значение ФКХ не обсуждается. Оставшиеся четыре пособия являются практикумами по коллоидной химии. Первый из них, рекомендованный для химических факультетов университетов (1998 г.), раскрывает значение КХ в весьма энергичных выражениях: «коллоидная химия является одной из важнейших дисциплин, формирующих общетеоретическую подготовку химиков университетского уровня» [22, с.3]. Далее идет перечисление важнейших технологических процессов, протекающих в коллоидном состоянии вещества, причем «незнание их для будущих химиков-профессионалов просто недопустимо». Практикум 2000 г. [23, с.7] акцентирует
внимание на том, что современная коллоидная химия представляет собой одну из важнейших и самостоятельных частей физической химии». В Водобиий книге 20 082Ц2б,2C.4]кряг«зоноукшclHffl нбътюmиaширcмиIжколnидння)г^и'и^IIИNвл^Iетс^I не только фундаментальной общеобразовательной дисциплиной, но и инженерской дисциплиной, позволяющей прогнозировать, а в некоторых случаях и количественно рассчитывать, ряд важных в технике и технологии свойств дисперсных систем».
Анализ практикумов, изданных за почти 60летний период, позволяет прийти к следующим выводам. 1. Доля практикумов, в которых обсуждается роль и значение ФКХ (или КХ) за 60 лет неук лонно уменьшается - с 57% в 19521959 гг. до 44% в 1971-1978 гг., с 50% в 19801990 гг. до 29% в 1992-2008 гг., то есть
почти в два раза. В 50-60-х гг. о значении КХ было написано в каждом втором издании, а в 1990-2008-х гг. - в каждом третьем.
2. Было выделено 5 дефиниций ФКХ (КХ) на основании соответствующих ключевых
признаков:
а) как фундаментальной дисциплины - на
основе формирования общетеоретической подготовки специалистов, мировоззрения
современного химика;
б) как науки (философский аспект),
изучающей живое и неживое (химическую и биологическую форму существования материи) на основании изучения реальных объектов реального мира - организмы состоят из коллоидов; дисциплины, связанной с
последующими профильными дисциплинами -на основе связи с биофизикой и биохимией, с почвоведением и агрохимией и т.д.;
г) как инженерской, прогностической дисциплины - на основании связи с химической технологией;
д) как науки, процессы и объекты которой
используются в производстве - на базе производства промышленных и
продовольственных товаров, запросов
современной промышленности и сельского хозМйотвавсего отмечается роль ФКХ (КХ) в качестве дисциплины, базовой для
последующих профильных дисциплин (дефиниция в). Реже всего отмечается значение ФКХ (КХ) как фундаментальной, формирующей мировоззрение, дисциплины (дефиниция а) и как инженерской, прогностической (дефиниция г). 3. Нет связи между наличием или отсутствием в практикуме целей изучения ФКХ и названием специальности, для которой рекомендовано данное пособие. Поэтому нельзя сказать, что авторы-преподаватели, например, университетов или медицинских институтов «выглядят лучше», чем авторы-преподаватели других вузов.
Конец XX - начало XXI в. характеризуется тенденцией, которая прослеживается во всех областях знания, а именно - ставить человека в центр всех теоретических предпосылок научного исследования. «Эта тенденция, или принцип, антропоцентризма отражает возросший интерес к человеку как центру вселенной, интерес к человеческим потребностям как определяющим разные типы человеческой деятельности. Такая переориентация наблюдается не только в гуманитарных, но и в естественных науках, напри-
мер в литературоведении это обращение к образам автора и читателя в их разных ипостасях, в экологии - внимание ко всем проблемам окружающей среды и к достижению известной гармонии человека и природы, в физике - признание позиции наблюдателя и т.д. Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям в развитии человеческой личности и ее усовершенствовании» [26, с.54].
Без сомнения, вузовская система преподавания в целом и преподавания курса ФКХ в частности не может отставать от тенденции антропоцентризма как веяния времени. Более того, образование должно играть опережающую роль в цивилизационных процессах, оно не может позволить себе долго перестраиваться. Пока же следует признать, что, во-первых, во всех имеющихся практикумах по ФКХ авторская позиция, касающаяся таких важнейших элементов, как цель обучения, роль и значение дисциплины, год от года все менее и менее выражена; и, во-вторых, из пяти выделенных авторских дефиниций ФКХ реже всего отмечена как фундаментальная, формирующая мировоззрение дисциплина, которая может сыграть важнейшую роль в развитии личности обучающегося, ее сов ершенствовании.
Литература.
1. Физическая химия. Принципы и применение в биологических науках / И. Тиноко и др. - М.: Техносфера, 2005. - 744 с.
2. Зайцев О.С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
3. Инструкция по подготовке и оформлению авторского оригинала / сост. В.В. Гомза, Л.А. Суевалова; под общ. ред. В.В. Гомза. - Хабаровск: Изд-во Хабаров. гос. техн. ун-та, 1996. - 60 с.
4. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в ДВГМУ /сост. Л.П. Владимирова. - Хабаровск: Изд. центр ДВГМУ. -2007.. - сА№шин С.Н. Руководство к практическим занятиям по физической и коллоидной химии. — М.: Типография ТСХА, 1952. - 115 с.
6. Арямова И.И. Руководство к лабораторным работам по коллоидной химии / под ред. проф. И. А. Маколкина. - М. 1964. - 87 с.
7. Руководство к практическим работам по коллоидной химии: учеб. пособие / О.Н. Григоров и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Л.: Химия, 1964. -331 с.
8. Эпштейн Я.А. Практикум по физической и коллоидной химии / для студентов мед. ин-та. -Душанбе: Ирфон, 1967. - 95 с.
9. Маршев П.М. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для студ. мед. ин-тов. - М.: Высшая школа, 1967. - 151 с.
10. Скопин Ю.А., Ермекова Б. А., Некрасова Р.П. Руководство к лабораторным работам по физической и коллоидной химии. - Алма-Ата: Кайнар, 1967. -140 с.
11. Физическая и коллоидная химия: руководство к лабораторным работам для студентов специальностей 0101, 0107, 0108, 0204, 0402, 0635 / Г.В. Иллювиева и др. - Л.: РТП ЛГИ, 1969. - 91 с.
12. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. для мед. вузов / Х.М. Рубина и др. - М.: Высшая школа, 1972. - 152 с.
13. Малахова, А. Я. Практикум по физической и коллоидной химии / учеб. пособие для студ. биологохимических факультетов пед. ин-тов. - Минск: Вышэйша школа, 1974. - 335 с.
14. Поспелова К. А., Жванко Ю.Н. Руководство к лабораторным работам по физической и коллоидной химии (для студентов товароведных факультетов). -М, 1970. - 85 с.
15. Практикум по физической химии: учеб. пособие для вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. под ред. С.В. Горбачева. - М.: Высшая школа, 1974. - 496 с.
16. Практикум по коллоидной химии и электронной микроскопии: учеб. пособие для студ. хим. и хим.-технол. спец. вузов / под ред. С.С. Воюцкого и доц. Р.М. Панич. - М.: Химия, 1974. -2241с7. Практикум по коллоидной химии (коллоидная химия латексов и поверхностно-активных веществ): учеб. пособие для вузов / под ред. Р.Э. Неймана. - М.: Высшая школа, 1971. - 176 с.
18. Практикум по коллоидной химии: учеб. пособие для хим.-технол. спец. вузов / В.И.Баранова, и др.; под ред. И.С. Лаврова. - М.: Высш.шк., 1983. -216 с.
19. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для фарм. вузов и факультетов / Е.В. Бугреева, и др.; под ред. К.И. Евстратовой. -М.: Высшая школа, 1990. - 255 с.
20. Садименко А.П., Духнина Т.П., Глуз Е.Б. Экспериментальные методы коллоидной химии / отв.ред. О.А. Осипов. - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1988. - 160 с.
21. Вережников В. Н. Практикум по коллоидной
химии поверхностно-активных веществ: учеб.
пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. - 224 с.
22. Цыганкова Л.Е., Шель Н.В. Лабораторный практикум по коллоидной химии: учеб. пособие для студ. хим. факультетов ун-тов. / науч. ред. В.И. Вигдорович. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. - 96 с.
23. Волков В.А., Данюшин Г.В., Семенова Т.В. Лабораторные работы по коллоидной химии / под ред. В.А. Волкова. - М.: РИО МГТУ, 2000. - 222 с.
24. Кемалов, А.Ф., Кемалов Р.А. Научнопрактические основы физико-химической механики и статистического анализа дисперсных систем: учеб. пособие. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 476 с.
25. Елизарова Е.П. Коллоидная химия: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 68 с. 26. Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX в. (опыт парадигмаль-ного анализа) // Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л.Н. Чурилина. -Изд. 4-е. - М.: Флинта; Наука, 2009. - с.54.
Хекало Татьяна Валентиновна, кандидат химических наук, доцент ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет».
Hekalo Tatyana Valentinovna, candidate of chemical sciences, associate professor, Far East State Medical University.
680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева - Амурского 35; (4212) 30-53-11, факс: (4212) 32-55-92