Научная статья на тему 'Историко-содержательный анализ особенностей преподавания курса физической и коллоидной химии в вузах'

Историко-содержательный анализ особенностей преподавания курса физической и коллоидной химии в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВВЕДЕНИЕ К ПРАКТИКУМАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ / AUTHOR’S ATTITUDE / INTRODUCTION TO LABORATORY COURSE IN PHYSICAL AND COLLOIDAL CHEMISTRY / HISTORICALLY DEVELOPED FEATURES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хекало Татьяна Валентиновна

В статье анализируются введения к практикумам по физической и коллоидной химии, изданных с 1952 по 2008 гг. Цель анализа выявление исторически сложившихся особенностей преподавания этой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хекало Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE PHYSICAL AND COLLOID CHEMISTRY TEACHING AT HIGHER INSTITUTIONS

The article studies introductions to laboratory manuals, published from 1952 till 2008. The research objective is to reveal historically developed features of teaching this subject.

Текст научной работы на тему «Историко-содержательный анализ особенностей преподавания курса физической и коллоидной химии в вузах»

УДК 378 : 541.18

Хекало Татьяна Валентиновна

Khekalo Tatyana Valentinovna

кандидат химических наук, доцент кафедры химии Дальневосточного государственного медицинского университета dom-hors@mail.ru

Cand. Sci. (Chemistry), Assistant Professor of the Chemistry Department, Far Eastern State Medical University dom-hors@mail.ru

ИСТОРИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ В ВУЗАХ

HISTORICAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE PHYSICAL AND COLLOID CHEMISTRY TEACHING AT HIGHER INSTITUTIONS

Аннотация:

Summary:

В статье анализируются введения к практикумам по физической и коллоидной химии, изданных с 1952 по 2008 гг. Цель анализа - выявление исторически сложившихся особенностей преподавания этой дисциплины.

The article studies introductions to laboratory manuals, published from 1952 till 2008. The research objective is to reveal historically developed features of teaching this subject.

Ключевые слова:

введение к практикумам по физической и коллоидной химии, авторская позиция, исторически сложившиеся особенности преподавания.

introduction to laboratory course in physical and colloidal chemistry, author’s attitude, historically developed features of teaching.

Keywords:

Физическая химия оформилась как наука, как одно из направлений химии в конце XIX в. Сейчас, в начале XXI в., физическая химия вместе с квантовой химией, которая появилась позже, считается теоретической базой химической науки [1]. Физическая химия приближает химию к точным наукам, к физике и математике. Коллоидная химия первоначально была лишь разделом физической химии, но к началу XX в. превратилась в самостоятельную науку. Физическая и коллоидная химия - фундаментальные науки. Курс физической и коллоидной химии (ФКХ) в вузовском образовании завершает цикл как общеобразовательных, так и химических наук. ФКХ - самые многогранные и сложные науки в химическом образовании, из всех химических дисциплин, это наиболее математизированные дисциплины. Модернизацию высшего образования в России, задачу подготовки высококвалифицированных специалистов невозможно решить без усовершенствования всей системы обучения ФКХ.

Под системой обучения, согласно «Методике обучения химии» О.С. Зайцева [2, с. 21], «подразумевается целостное дидактическое образование взаимосвязанных элементов: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств, форм, методов контроля и диагностики достижения поставленных целей обучения». Существуют несколько форм обучения ФКХ: лекции, лабораторный практикум, семинары, самостоятельная работа студентов. В настоящее время много говорят о роли лекции в обучении, предлагают лекции даже отменить, но никто не сомневается в важности такой формы обучения, как практикум. Настоящая статья посвящена анализу содержания лабораторных Практикумов по ФКХ, изданных за период с 1952 по 2008 гг. Всего за этот период вышло 38 Практикумов по ФКХ, сюда же включены Практикумы по физической и Практикумы по коллоидной химии. Все 38 учебных книг написаны разными авторами, рекомендуются для различных вузов: медицинского, торгового, химико-технологического, сельскохозяйственного, педагогического, металлургического, геологического, а также для студентов химического факультета университета. До настоящего времени не имеется ни одной работы, посвященной анализу содержания практикумов по ФКХ как учебных книг.

Не существует жесткого алгоритма структуры учебной книги. Так, ГОСТ 7.60 - 90, содержащий требования для всех видов изданий, носит рекомендательный характер. На основе ГОСТа издательства составляют собственные инструкции для авторов. Так, согласно «Инструкции по подготовке и оформлению авторского оригинала» [3], при разработке учебника или учебного пособия может быть принята следующая последовательность расположения основных текстовых элементов: оглавление, предисловие, методические рекомендации, введение, основной текст и т.д. Основные дидактические элементы - цели, содержание, задачи обучения - можно найти в Предисловии или во Введении учебного пособия (Практикума). Так, Предисловие в учебной книге должно отвечать следующим основным требованиям:

1) характеризовать роль и значение дисциплины в подготовке специалистов;

2) показывать место курса среди других дисциплин (предыдущих и последующих);

3) содержать формулировку основных задач, стоящих перед студентом при изучении учебной дисциплины.

Введение к учебной книге, согласно той же Инструкции [4], может представлять собой краткий обзор современного состояния развития определенной области знания, оно должно содержать основопола-

гающие понятия. В нем можно давать анализ научных взглядов, теорий или школ, показывать преемственность в использовании знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин. Анализ 38 практикумов по ФКХ показал, что задачи и содержания лабораторных работ изложены в разделах, которые могут иметь разное название: Введение, Предисловие, Аннотация или просто «От авторов». Этот раздел обычно адресован и студентам, и преподавателям. Не существует единого алгоритма написания такого раздела, нет требования написания такого раздела вообще. Также отсутствуют критерии объема и содержания такого раздела. Поэтому тем ценнее сведения, которые можно из этого раздела извлечь. Ведь автор (или авторы) учебной книги в Предисловии пишет только то, что он желает высказать, только то, что он считает важным и необходимым сказать.

Чтобы облегчить задачу анализа практикумов за почти 60 лет, все книги были разделены на 4 периода таким образом, чтобы в каждом временном периоде оказалось приблизительно одинаковое количество книг. Последний, четвертый период (с 1990 по 2008 гг.) включает в себя большое число практикумов, так как этот период совпал с началом модернизации и реформирования высшего образования в России.

Из семи пособий I периода в пяти не сказано ни слова о значении практикума и цели выполнения лабораторных работ в обучении ФКХ. Только в двух книгах эта тема развивается, причем в одной из них сказано коротко, что «пособие должно помочь студентам овладеть методами физико-химического исследования и содействовать более глубокому усвоению теоретических положений лекционного курса» [5, с. 3]. Как можно увидеть в дальнейшем, эта фраза станет стандартной и кочующей из практикума в практикум на протяжении десятков лет. В другой книге роль лабораторного практикума связывается с требованиям к студентам учиться работать самостоятельно: «Такое положение фКх требует от учащихся систематического и упорного труда по освоению законов ФКХ и методов открытия этих законов. Гарантией успешного освоения всего этого является самостоятельная работа учащихся. В учебном процессе лабораторно-практические занятия по ФКХ имеют важнейшее значение. Умение поставить и провести опыт, сделать из него соответствующие выводы является основным условием самостоятельной работы [6, с. 3]». И далее - самое интересное: «Но приобретение навыков самостоятельной работы возможно только тогда, когда учебное пособие освобождает учащегося от необходимости частого обращения к преподавателю» [7, с. 3]. Для этого необходимы следующие условия: «во-первых, понимание теоретических основ выполняемой работы, во-вторых, детальное описание процесса проведение опыта. Но все это может себя оправдать только тогда, когда учащийся заблаговременно будет готовиться к предстоящему занятию [8, с. 4]». Эти два условия плюс требования к студенту прийти на занятие подготовленным также станет стандартным и будет присутствовать во многих поздних пособиях по ФКХ. Следует упомянуть, что оба пособия изданы для сельскохозяйственных вузов.

Третье пособие 1967 г. замечательно тем, что его «практические работы выполняются, за немногим исключением, с помощью доступных приборов и реактивов», и «часть работ является демонстрационными, или качественными опытами, без получения количественных результатов» [9, с. 3]. Это единственное пособие из семи, в котором упоминается о доступных приборах и реактивах, как о важном факторе.

В аннотациях к практикуму по КХ для университетов 1964 г. сказано: «Книга может быть полезна работникам исследовательских заводских лабораторий» [10, с. 2], что в лабораторных работах используются те же методы (а также приборы, посуда, реактивы), которые употребительны в современной научной работе. В этой же книге отмечается: «Многолетний опыт преподавания коллоидной химии... показывает, что осуществление последовательного прохождения всего учебного материала практикума вместе с читаемым курсом лекций встречает большие затруднения. Поэтому в начале отдельных разделов и в описании каждой работы имеются краткие сведения по теории изучаемого вопроса в объеме, необходимом, для выполнения работы.» [11, с. 3]. Замечательно, что ничего не сказано о причинах таких затруднений. Имеется в виду, что причины хорошо известны всем преподавателям ФКХ.

Итак, из предисловий к практикумам I периода, можно выделить четыре темы, которые авторы учебных книг обсуждают и, следовательно, считают наиболее важными. Это следующие темы:

1) необходимость самостоятельной работы студентов,

2) доступные приборы и реактивы,

3) использование практикума, кроме учебных целей на младших курсах, также для научноисследовательских целей и для спецпрактикума на старших курсах,

нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ.

Было рассмотрено 9 учебных книг II периода (1971-1978 гг.), значение, роль лабораторного практикума обсуждается только в трех книгах. В практикуме по физической химии для хим.-технол. вузов [12] подчеркивается роль лабораторных работ в будущей самостоятельной деятельности химика, то есть этот практикум продолжает ориентацию на подготовку научного работника. Пособие для педвузов повторяет традиционные цели лабораторно-практических занятий как части учебно-педагогического процесса: «здесь студенты получают навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных опытных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать теоретический материал.» [13, с. 2].

Практикум для хим.-технол. вузов наполнен математическими выкладками, поэтому в его предисловии значение практикума представлено так: «В ходе выполнения работ.студенты получают количественные данные. Это особенно ценно, поскольку в настоящее время коллоидная химия из описательной дисциплины становится строго количественной наукой» [14, с. 5]. Далее вполне логично, указывается необходимость межпредметной связи с математикой: «В практикуме в максимальной мере использованы математические методы обработки экспериментальных результатов» [15, с. 5]. Выражение в «максимальной мере» явно демонстрирует «математическую ориентацию» практикума.

Темы, обсуждаемые в предисловиях к практикумам II периода:

1) нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ,

2) наличие лабораторного оборудования и 2-3 варианта лабораторных работ,

3) необходимый минимум приборов,

4) необходимость экономии реактивов,

5) использование практикума для научно-исследовательских целей и для спецпрактикума на старших курсах,

6) число часов, выделенных на лабораторные работы,

7) упрощение лабораторных работ.

Сразу бросается в глаза, большое число тем, появляющихся в практикумах II периода. Следует рассмотреть эти темы подробно.

Так, в пособии [16] сказано: «Практикум по физической химии по ряду причин не может отрабатываться в последовательности курса, соответствующей изложению материала на лекциях» [17, с. 3], что это за причины, не указано. Несколько подробнее об этом нарушении последовательности сказано в книге [18]: «Практикум. целесообразнее проводить после того, как прочитан курс лекций, так как работы выполняются одновременно по всем разделам программы. Однако опыт преподавателя показывает, что практические занятия начинаются раньше, чем закончится чтение курса лекций, поэтому не могут находиться в логической последовательности с изложением лекционного материала» [19, с. 3]. По этой причине в обоих практикумах большое внимание уделено теории изучаемых вопросов, которая предшествует описанию лабораторных работ. Итак, становится понятным, что лекции и лабораторные работы, согласно учебным планам, проводятся одновременно, хотя, существует и такой вариант как предварительное «начитывание» лекций до проведения лабораторных работ. И все же непонятно, почему лабораторные работы необходимо проводить одновременно и сразу по всем разделам программы. О причине такого расклада не сказано ни слова.

В шести пособиях из девяти указывается, что «количество лабораторных работ превышает возможность их выполнения в учебное время» [20, с. 3], потому что «в ряде работ приводятся 2-3 варианта» [21, с. 2]. Интересны объяснения, для чего такая «избыточность» работ. Первый вариант объяснения приведен в работах [22, 23, 24, 25]: «Чтобы преподаватель мог использовать вариант, исходя из наличия лабораторного оборудования» [26, с. 2], или «в зависимости от условий данной лаборатории» [27, с. 4; 28, с. 3], или сказано, что варианты лабораторных работ «отличаются использованием разного оборудования и различных веществ (реактивов)» [29, с. 3]. Второй вариант объяснения - «методические соображения преподавателя» [30, с. 5].

Третий вариант - возможность таким образом «учесть специализацию, профиль вуза» [31, с. 3], сюда же можно отнести возможность использования простых работ в общем курсе ФКХ, а более сложных - в специальном практикуме на старших курсах [32, с. 5], и далее по повышению степени сложности - в заводских лабораториях и научно-исследовательских институтах [33, с. 3]. Это является косвенным подтверждением того факта, что методики, оборудование и реактивы работ для учебных целей, и для научно - исследовательских, производственных целей аналогичны. И только в практикуме по КХ [34, с. 7] указана очень важная причина, почему должно быть несколько вариантов работ: разное число часов, отводимых по учебному плану для лабораторного практикума. Число часов зависит от специальности и в настоящее время для всех специальностей имеет тенденцию уменьшаться.

И последняя причина необходимости нескольких вариантов работ - «последняя по порядку, а не по значению» - это отсутствие приборов и реактивов. Так, в практикуме [35] сказано, что «эксперимент должен проводиться с учетом максимальной экономии материалов и реактивов [36, с.7]. В книге [37] «имеется большой набор работ для того, чтобы преподаватель имел возможность выбора применительно к наличию оборудования и реактивов в лаборатории» [38, с. 3]. В этой же книге указано, что «такие работы, как электрофорез, нефелометрия и седиментация, требуют специальной аппаратуры и поэтому не во всех лабораториях могут быть поставлены» [39, с. 3]. Там же [40] предложены два способа, что делать преподавателю, если необходимые приборы или реактивы отсутствуют:

1) так как в программе дисциплины такие методы есть, то можно не ставить лабораторную работу, а познакомиться с ними, читая практикум или учебник;

2) можно упростить имеющиеся работы, либо проводя их без приборов, либо заменяя отсутствующий реактив имеющимся в наличии, например, «вместо натурального каучука, растворение высокополи-меров можно демонстрировать на примере с желатином».

«Руководство к лабораторным работам по коллоидной химии» для товароведных факультетов [41] замечательно еще и тем, что в нем единственном дан список необходимых для практикума приборов: «совершенно необходимыми приборами, без которых прохождение практикума невозможно, являются капиллярные вискозиметры, секундомеры, приборы для определения поверхностного» натяжения (сталагмометры) [42, с. 4]».

Характеристики практикума как части учебно-педагогического процесса рассматриваются в шести пособиях из семи в III периоде (1980-1990 гг.). Вот перечисление этих тем-характеристик:

1) использование практикума для НИРС и для научно-исследовательских целей,

2) нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ,

3) наличие лабораторного оборудования и 2-3 варианта лабораторных работ,

4) необходимость освоения современных приборов,

5) выполнение нескольких лабораторных работ на одном объекте,

6) происхождение лабораторных работ.

Сравнение показывает, что некоторые темы II и III периодов повторяются, хотя есть и отличия формулировок. Так, в практикуме [43, с. 3] просто сказано, что «лабораторные работы проводятся параллельно с изучением теоретического курса» (объяснения причин нет), а пособие [44, с. 3] «позволяет подготовиться к

выполнению работ в любом порядке, поскольку это вызвано организацией преподавания. не требуется обращения к учебникам» (опять нет объяснения причин). О 2-3 вариантах работ (причем именно 2-3 -не больше) упомянуто в пособии [45, с. 3], зато приводится объяснения: «С тем, чтобы преподаватель мог выбрать один из них, исходя из наличия лабораторного оборудования». Два практикума [46, 47] рекомендуют свои лабораторные работы для НИРС, а также научным работникам и инженерам. Два учебных издания [48, 49] при перечислении целей практикума как звена учебно-педагогического процесса упоминают «умение обращаться с приборами» [50, с. 3], или даже «освоение современных приборов» [51, с. 5].

В «Практикуме по коллоидной химии» для химико-технологических специальностей [52, с. 3] впервые встречается предложение выполнить несколько разных работ на одном и том же объекте, «чтобы получилось комплексное изучение свойств дисперсной системы (например, исследование дисперсионного состава, электрических и реологических свойств суспензии глины в воде)». А из Введений к практикумам [53, 54, 55, 56] можно узнать, откуда вообще берутся лабораторные работы по ФКХ. Оказывается, источником новых работ или модернизации старых работ являются, во-первых, исследовательские работы авторов практикума (то есть научная деятельность) [57, с. 3; 58, с. 5], и, во-вторых, учебно-научные работы студентов, причем «задача последних - привлечение студентов к самостоятельным исследованиям в области ФКХ» [59, с. 3] (то есть к научной деятельности). Хорошо видно алгоритм:

Научная работа Научная работа

преподавателей и / Лабораторные \ студентов как

научных / работы \ будущих

сотрудников вузов научных

и НИИ V по фкх ; сотрудников

В шести учебных книгах из четырнадцати IV периода (1992-2008 гг.) о значении практикума не сказано ни слова. Темы из восьми пособий этого периода оказались следующими:

1) использование практикума для НИРС и для научно-исследовательских целей,

2) нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ,

3) 2-3 варианта одной лабораторной работы,

4) необходимость освоения современных приборов,

5) недостаток рабочих мест для студентов,

6) время, на которое рассчитана лабораторная работа,

7) упрощение лабораторных работ,

8) порядок выполнения лабораторной работы.

Большая часть тем повторяется с практикумами II и III периодов. Так, становятся обычным набором предложения о необходимости освоить современные приборы (оборудование), об использовании работ практикума для НИРС или для нужд научных сотрудников (аспирантов, инженеров). Повторяются и предложения о наличии «2-3 вариантов» и большом количестве вариантов одной работы [60, с. 2]. Чаще всего (в трех книгах из восьми) повторяется тема нарушения нормальной последовательности лекций и лабораторных работ. Нормальным считается для такой трудной дисциплины, как ФКХ, когда лекции прочитываются до выполнения практикума. В «Практикуме по коллоидной химии» 2005 г. сказано, что он «позволит студентам сознательно и успешно выполнить лабораторные работы без привлечения учебников» [61, с. 4]. «Наличие теоретической части позволяет выполнить практикум независимо от того, прочитаны ли соответствующие разделы лекционного курса», сообщают авторы издания 1998 г. [62, с. 2]. Понятно, что такой порядок работы требует от студентов максимума самостоятельности. При этом не следует забывать, что ФКХ, как фундаментальная дисциплина, изучается студентами младших курсов, обычно 1-2 курса. Первое, что приходит на ум, чтобы хоть как-то облегчить такую «самостоятельную работу» студентов -это упростить сами лабораторные работы. Как ни странно, такой подход обнаруживается только в одном пособии из 11: «методики и условия проведения опытов, объекты исследований выбраны таким образом, чтобы обеспечить полную самостоятельность студентов» [63, с. 2].

В книгах этого периода есть темы, которые появляются впервые. В двух практикумах, 1992 г и 1993 г. [64, 65] приводится порядок выполнения лабораторных работ. В практикумах [66, 67] впервые сказано, что каждая работа по коллоидной химии рассчитана на две пары учебных занятий, то есть на четыре академических часа. Следует заметить, что все работы и по физической, и по коллоидной химии во всех известных практикумах (насколько известно автору статьи), рассчитаны именно на четырехчасовые занятия. Каким же образом студенты распоряжаются этими четырьмя часами? Про это написано в пособии [68, с. 3]: «В самом начале семестра студенты знакомятся с графиком проведения работ. Ввиду недостатка рабочих мест кафедра не может обеспечить одновременное выполнение всеми студентами подгруппы одной работы, поэтому подгруппа разбивается на 4-5 бригад по 3 человека в каждой. Студенты одной бригады заранее готовятся к выполнению одинаковой работы.». Интересно, что здесь названа новая причина работы по маршруту: недостаток рабочих мест. До сих пор были упомянуты только две причины: нехватка оборудования и нехватка реактивов. Далее, согласно практикумам [69, 70], студенты или сразу сдают теоретическую часть преподавателю, или знакомятся с теорией по практикуму, прямо пришедши на занятие, затем выполняют практическую работу, оформляют результаты и сдают преподавателю.

Ретроспективный анализ раздела «Введение» («Предисловие») Практикумов по физической и коллоидной химии, изданных на протяжении почти 60 лет, позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, роль и характеристики практикума вообще обсуждаются в среднем только в половине пособий этого периода (в 19 из 37). То есть авторы каждого второго пособия не считают нужным даже касаться этой темы. Но доля авторов, обсуждающих роль практикума, за 60-летний период, увеличивается от 29 %

(1952-1969 гг.) и 33 % (1971-1978 гг.) до 75 % (1980-1990 гг.) и 57 % (1992-2008 гг.). Это свидетельствует о том, что постепенно происходит осознание авторами - преподавателями ФКХ - необходимости высказать свою точку зрения на эту проблему.

Во-вторых, было обнаружено, что объем и содержание раздела «Предисловие» Практикума сильно варьируется у разных авторов (от доли страницы до нескольких страниц).

В-третьих, оказалось, что темы, рассматриваемые в учебных книгах разных авторов, в общем, неизменны. Число этих тем невелико и изменяется за 60-летний период от четырех (таблица 1) до восьми (таблица 4). Так как содержание раздела «Введение» практически не регламентируется, то можно заключить, что авторы книг сообщают читателям этого раздела только то, что они, авторы, считают действительно важным и необходимым. Вот перечисление этих тем:

1) использование Практикума (кроме учебных целей) для НИРС и для научно-исследовательских

работ;

2) нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ;

3) необходимость экономии реактивов (или другой вариант: использование только доступных реактивов);

4) недостаток требуемых приборов и оборудования;

5) происхождение лабораторных работ;

6) необходимость упрощения лабораторных работ.

В-четвертых, анализ перечисленных тем позволяет сделать следующие выводы. До недавнего времени основной задачей высшего образования была подготовка высококвалифицированных узких специалистов, в идеале - научных работников. Это был, так сказать, госзаказ. Отсюда проистекал способ обучения: «показать обучаемому (студенту) систему современной науки (в данном случае физической и коллоидной химии) путем ее перенесения на систему изучаемой дисциплины» (в данном случае, вузовский курс физической и коллоидной химии) [71, с. 23]. Поэтому методы, а следовательно, приборы, оборудование, реактивы, используемые в лабораторном практикуме, должны быть идентичны с методами, приборами, оборудованием и реактивами, используемыми в производственных и, особенно, в научных лабораториях. Собственно говоря, лабораторные работы для практикума целиком изымают из научных статей, которые выходят из научных лабораторий. Беда в том, что химия - наука затратная. Химические приборы, оборудование, реактивы, посуда всегда стоили дорого, и, значит, были всегда труднодоступны. На протяжении почти 60 лет эта ситуация только ухудшилась. Интересно, что начиная с 1950-х гг., тема «экономии» и «нехватки» звучит все громче и громче. Сначала эта тема завуалирована, о ней вслух не принято говорить, но для преподавателей физической и коллоидной химии это всегда была тайна полишинеля. Собственно, это единственная «больная тема» практикумов по ФКХ. Следствия этой «больной темы» -все остальные проблемы: затруднения в проведении практикума, нарушение нормальной последовательности лекций и лабораторных работ, недостаток рабочих мест, необходимость самостоятельной работы студентов и т.д. Преподаватели курса ФКХ всегда находились в узких клещах «экономии» и «нехватки». Но удивительно, что только в двух практикумах (из 37) [72, 73] предлагается упрощение лабораторных работ в качестве метода решения старой проблемы «экономии» и «нехватки». Ни один автор не поставил цели придумать новые лабораторные работы.

До недавнего времени на проведение лабораторного практикума по ФКХ, согласно программе дисциплины для всех специальностей, отводилось 4 часа в неделю. Поэтому все лабораторные работы в рассмотренных Практикумах за 60-летний период, традиционно рассчитаны на выполнение в течение 4-х-часового занятия. В настоящее время для многих специальностей вводится курс «Химия», в которых входят отдельные темы ФКХ, причем на выполнение лабораторных работ, согласно Программе, отводится 1 час в неделю. Вероятно, можно сделать одно 4-х-часовое занятие в месяц, но реальнее проводить два 2-х-часовых занятия в месяц. Правда, это потребует создания принципиально новых лабораторных работ, так как ни в одном известном Практикуме нет работ, рассчитанных на 2-х-часовое занятие.

Резюмируя, можно сказать, что в настоящее время актуальным является создание Практикума по физической и коллоидной химии, состоящего из лабораторных работ простых, не требующих дорогостоящих приборов, оборудования, реактивов и рассчитанных на 2-х-часовые занятия. Ни один из известных практикумов по физической и коллоидной химии, изданных за 60 лет, не отвечает этим требованиям.

Конец ХХ - начало XXI в. знаменательный тенденцией, которая прослеживается во всех областях знания: поставить человека в центр всех теоретических предпосылок научного исследования. Эта тенденция, или принцип антропоцентризма, наблюдается не только в гуманитарных, но и в естественных науках, например, в литературоведении - это обращение к образам автора и читателя в их разных ипостасях, в физике - это признание позиции наблюдателя и т.д. Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их функциям в его жизнедеятельности, по их назначению в развитии человеческой личности и ее усовершенствовании [74, с. 54].

Можно считать одним из приложений принципа антропоцентризма особое внимание к субъективному, авторскому взгляду на особенности лабораторного практикума как учебно-педагогического процесса. Вопреки ожиданиям, авторы учебных пособий во введении не пишут вовсе (или пишут очень мало) о «роли и значении дисциплины в подготовке специалистов», или «о месте дисциплины среди других дисциплин (согласно «Инструкции по подготовке и оформлению авторского оригинала» [75]). Что же касается «формулировки основных задач, стоящих перед студентом при изучении дисциплины» [76], то все эти «основные задачи» направлены на решение одной проблемы: все имеющиеся лабораторные практикумы не удовлетворяли и не удовлетворяют требованиям современности. Следует признать, что авторы прак-

тикумов всегда это понимали, поэтому тема «экономии» и «нехватки» и оказалась, если можно так выразиться, авторским взглядом на особенности лабораторного практикума по ФКХ.

Ссылки:

1. Тиноко И., Зауэр К., Вэнг Дж., Паглиси Дж. Физическая химия. Принципы и применение в биологических науках. М., 2005.

2. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.

3. Инструкция по подготовке и оформлению авторского оригинала / составители: В.В. Гомза, Л.А. Суевалова; под общ. ред. В.В. Гомза. Хабаровск, 1996.

4. Там же.

б. Скопин Ю.А. Руководство к лабораторным работам по физической и коллоидной химии / Ю.А. Скопин, Б.А. Ерме-кова, Р.П. Некрасова. Алма-Ата, Ї967.

6. Алешин С.Н. Руководство к практическим занятиям по физической и коллоидной химии. М., 1952.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Там же.

5. Там же.

9. Маршев П.М. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для ст-в мед. ин-тов. М., 1967.

10. Григоров О.Н. Руководство к практическим работам по коллоидной химии: учеб. пособие / О.Н. Григоров, И.Ф. Карпова, З.П. Козьмина, К.П. Тихомолова, Д.А. Фридрихсберг, Ю.М. Чернобережский. М.;Л., 1964.

11. Там же.

12. Практикум по физической химии: учеб. пособие для вузов / изд-е S-е, перераб. и доп. под ред. С.В. Горбачева. М., 1974.

13. Балезин, С.А. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для ст-в биол.-хим. фак. пед. ин-в. М., 1972.

14. Практикум по коллоидной химии и электронной микроскопии: учеб. пособие для ст-в хим. и хим.-технол. спец. вузов / под ред. С.С. Воюцкого и доц. Р.М. Панич. М., 1974.

15. Там же.

16. Практикум по физической химии.

17. Там же.

1S. Малахова А.Я. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для ст-в биолого-хим. фак-в пед. ин-тов. Минск, 1974.

19. Там же.

20. Рубина Х.М. Практикум по физической и коллоидной химии: учебник для мед. вузов. М., 1972.

21. Балезин С.А. Указ. соч.

22. Там же.

23. Малахова А.Я. Указ.соч.

24. Рубина Х.М. Указ. соч.

25. Лабораторный практикум по коллоидной химии (методические указания) / составители: А.И. Альтов, К.Б. Хлыстова, К.А. Черняковская; под общ. ред. А.И. Альтова. Ярославль, 1971.

26. Балезин С.А. Указ. соч.

27. Малахова А.Я. Указ. соч.

2S. Инструкция по подготовке и оформлению авторского оригинала.

29. Дулицкая Р.А., Фельдман Р.И. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для ст-в нехим. вузов.

М., 197S.

30. Лабораторный практикум по коллоидной химии (методические указания).

31. Дулицкая Р.А., Фельдман Р.И. Указ. соч.

32. Практикум по коллоидной химии и электронной микроскопии.

33. Практикум по коллоидной химии (коллоидная химия латексов и поверхностно-активных веществ): учеб. пособие

для вузов / под ред. Р.Э. Неймана. М., 1971.

34. Лабораторный практикум по коллоидной химии (методические указания).

Зб. Там же.

36. Там же.

37. Поспелова К.А., Жванко Ю.Н. Руководство к лабораторным работам по физической и колодной химии (для студентов товароведных факультетов). М., 1970.

38. Там же.

39. Там же.

40. Там же.

41. Там же.

42. Там же.

43. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для фарм. вузов и фак. / Е.В. Бугреева, К.И. Евстра-това, Н.А. Купина и др.; под ред. К.И. Евстратовой. М., 1990.

44. Практические работы по физической химии: учеб. пособие для вузов / под ред. К.П. Мищенко, А.А. Равделя и А.М. Пономаревой. Л., 19S2.

45. Балезин С.А. Практикум по физической и коллоидной химии: учеб. пособие для студ. хим.-биол. фак. пед. ин-тов. М., 19S0.

46. Практические работы по физической химии.

47. Практикум по коллоидной химии: учеб. пособие для хим.-технол. спец. вузов / В.И. Баранова, Е.Е. Бибик, Н.М. Кожевникова и др.; под ред. Лаврова И.С. М., 198S.

4S. Лабораторные работы и задачи по коллоидной химии: учеб. пособие для ст-в хим.-технол. спец. вузов / под ред. Ю.Г. Фролова и А.С. Гродского. М., 19S6.

49. Балезин С.А. Указ. соч.

50. Там же.

51. Лабораторные работы и задачи по коллоидной химии.

52. Практикум по коллоидной химии.

53. Практические работы по физической химии.

54. Практикум по коллоидной химии.

бб. Лабораторные работы и задачи по коллоидной химии.

56. Вережников В.Н. Практикум по коллоидной химии поверхностно-активных веществ: учеб. пособие. Воронеж, 19S4.

57. Практикум по коллоидной химии.

58. Лабораторные работы и задачи по коллоидной химии.

59. Практические работы по физической химии.

60. Цыганкова Л.Е., Шель Н.В. Лабораторный практикум по коллоидной химии: учеб. пособие для студ. хим. фак. ун.; науч. ред. В.И. Вигдорович. Тамбов, 199S.

61. Практикум по коллоидной химии: учеб. пособие / под ред. И.М. Гельфмана. СПб., 2005.

62. Цыганкова Л.Е., Шель Н.В. Указ. соч.

63. Лабораторный практикум по коллоидной химии: учеб. пособие / В.И. Антоненко, В.М. Жихарев, Ю.С. Кузнецов и др. Челябинск, 1994.

64. Физическая и коллоидная химия. Лабораторные работы / сост. И.А. Дибров, А.Б. Липин, И.И. Иванов, М.М. Ульянова, Э.М. Журенков. СПб., 1992.

65. Кленин В.М. Практикум по коллоидной химии: метод. пособие для студ. 4 курса. М.,199З.

66. Ляндсберг Р.А. Лабораторный практикум по физической и коллоидной химии. Петропавловск-Камчатский, 2004.

67. Кленин В.М. Указ. соч.

6S. Физическая и коллоидная химия.

69. Там же.

70. Кленин В.М. Указ. соч.

71. Зайцев О.С. Указ. соч.

72. Поспелова К.А., Жванко Ю.Н. Указ. соч.

73. Лабораторный практикум по коллоидной химии.

74. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. пособие / сост. Л.Н. Чурилина. М., 2009.

75. Инструкция по подготовке и оформлению авторского оригинала.

76. Там же.

References (transliterated):

1. Tinoko I., Zauer K., Veng Dzh., Paglisi Dzh. Fizicheskaya khimiya. Printsipy i primenenie v biologicheskikh naukakh. M., 2005.

2. Zaytsev O.S. Metodika obucheniya khimii: Teoreticheskiy i prikladnoy aspekty: ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M., 1999.

3. Instruktsiya po podgotovke i oformleniyu avtorskogo originala / comp. by: V.V. Gomza, L.A. Suevalova; under general ed. of V.V. Gomza. Khabarovsk, 1996.

4. Ibid.

б. Skopin YU.A. Rukovodstvo k laboratornym rabotam po fizicheskoy i kolloidnoy khimii / Y.A. Skopin, B.A. Ermekova,

R.P. Nekrasova. Alma-Ata, 1967.

6. Aleshin S.N. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam po fizicheskoy i kolloidnoy khimii. M., 1952.

7. Ibid.

5. Ibid.

9. Marshev P.M. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya st-v med. in-tov. M., 1967.

10. Grigorov O.N. Rukovodstvo k prakticheskim rabotam po kolloidnoy khimii: ucheb. posobie / O.N. Grigorov, I.F. Karpova,

Z.P. Koz'mina, K.P. Tikhomolova, D.A. Fridrikhsberg, YU.M. Chernoberezhskiy. M.;L., 1964.

11. Ibid.

12. Praktikum po fizicheskoy khimii: ucheb. posobie dlya vuzov / Згй ed., changed and added, ed. by S.V.Gorbachev. M., 1974.

13. Balezin, S.A. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya st-v biol.-khim. fak. ped. in-v. M., 1972.

14. Praktikum po kolloidnoy khimii i elektronnoy mikroskopii: ucheb. posobie dlya st-v khim. i khim.-tekhnol. spets.vuzov / ed.

by S.S. Voyutskiy i ass. prof. R.M. Panich. M., 1974.

15. Ibid.

16. Praktikum po fizicheskoy khimii.

17. Ibid.

1S. Malakhova A.Y. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya st-v biologo-khim. fak-v ped.in-tov. Minsk, 1974.

19. Ibid.

20. Rubina K.M. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: uchebnik dlya med. vuzov. M., 1972.

21. Balezin S.A. Op. cit.

22. Ibid.

23. Malakhova A.Y. Op. cit.

24. Rubina K.M. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii (metodicheskie ukazaniya) / comp. by: A.I. Al'tov, K.B. Khlystova,

K.A. Chernyakovskaya; under general ed. of A.I. Al'tov. Yaroslavl', 1971.

26. Balezin S.A. Op. cit.

27. Malakhova A.Y. Op. cit.

2S. Instruktsiya po podgotovke i oformleniyu avtorskogo originala.

29. Dulitskaya R.A., Fel'dman R.I. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya st-v nekhim. vuzov. M., 197S.

30. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii (metodicheskie ukazaniya).

31. Dulitskaya R.A., Fel'dman R.I. Op. cit.

32. Praktikum po kolloidnoy khimii i elektronnoy mikroskopii.

33. Praktikum po kolloidnoy khimii (kolloidnaya khimiya lateksov i poverkhnostno-aktivnykh veshchestv): manual for universi-

ties / ed. by R.E. Neyman. M., 1971.

34. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii (metodicheskie ukazaniya).

35. Ibid.

36. Ibid.

37. Pospelova K.A., Zhvanko Y.N. Rukovodstvo k laboratornym rabotam po fizicheskoy i kolodnoy khimii (dlya studentov tova-rovednykh fakul'tetov). M., 1970.

38. Ibid.

39. Ibid.

40. Ibid.

41. Ibid.

42. Ibid.

43. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya farm. vuzov i fak. / E.V.Bugreeva, K.I.Evstratova, N.A. Kupina, et al.; ed. by K.I. Evstratova. M., 1990.

44. Prakticheskie raboty po fizicheskoy khimii: ucheb. posobie dlya vuzov / ed. by K.P. Mishchenko, A.A. Ravdel' and A.M. Ponomareva. L., 19S2.

45. Balezin S.A. Praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya stud. khim.-biol. fak. ped. in-tov. M., 19S0.

46. Prakticheskie raboty po fizicheskoy khimii.

47. Praktikum po kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya khim.-tekhnol. spets. vuzov / V.I. Baranova, E.E. Bibik, N.M. Kozhevnikova, et al.; ed. by Lavrov I.S. M., 198З.

48. Laboratornie raboty i zadachi po kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya st-v khim.-tekhnol. spets. vuzov / ed. by Y.G. Frolov

and A.S. Grodskiy. M., 19S6.

49. Balezin S.A. Op. cit.

50. Ibid.

51. Laboratornie raboty i zadachi po kolloidnoy khimii.

52. Praktikum po kolloidnoy khimii.

53. Prakticheskie raboty po fizicheskoy khimii.

54. Praktikum po kolloidnoy khimii.

55. Laboratornie raboty i zadachi po kolloidnoy khimii.

56. Verezhnikov V.N. Praktikum po kolloidnoy khimii poverkhnostno-aktivnykh veshchestv: manual. Voronezh, 19S4.

57. Praktikum po kolloidnoy khimii.

5S. Laboratornie raboty i zadachi po kolloidnoy khimii.

59. Prakticheskie raboty po fizicheskoy khimii.

60. Tsygankova L.E., Shel' N.V. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii: ucheb. posobie dlya stud. khim. fak. un.; sci. ed.

V.I. Vigdorovich. Tambov, 199S.

61. Praktikum po kolloidnoy khimii: manual / ed. by I.M. Gel'fman. SPb., 2005.

62. Tsygankova L.E., Shel' N.V. Op. cit.

63. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii: ucheb. posobie / V.I. Antonenko, V.M. Zhikharev, Y.S. Kuznetsov, et al.

Chelyabinsk, 1994.

64. Fizicheskaya i kolloidnaya khimiya. Laboratornie raboty / comp. by I.A. Dibrov, A.B. Lipin, I.I. Ivanov, M.M. Ul'yanova, E.M. Zhurenkov. SPb., 1992.

65. Klenin V.M. Praktikum po kolloidnoy khimii: metod. posobie dlya stud. 4 kursa. M., 199З.

66. Lyandsberg R.A. Laboratorniy praktikum po fizicheskoy i kolloidnoy khimii. Petropavlovsk-Kamchatskiy, 2004.

67. Klenin V.M. Op. cit.

6S. Fizicheskaya i kolloidnaya khimiya.

69. Ibid.

70. Klenin V.M. Op. cit.

71. Zaytsev O.S. Op. cit.

72. Pospelova K.A., Zhvanko Y.N. Op. cit.

73. Laboratorniy praktikum po kolloidnoy khimii.

74. Kubryakova E.S. Evolyutsiya lingvisticheskikh idey vo vtoroy polovine XX veka (opyt paradigmal'nogo analiza) // Aktual'nie problemy sovremennoy lingvistiki: manual / comp. by L.N. Churilina. M., 2009.

75. Instruktsiya po podgotovke i oformleniyu avtorskogo originala.

76. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.