Научная статья на тему 'Историко-правовые вопросы сопредельных территорий и их значение для национальной безопасности России'

Историко-правовые вопросы сопредельных территорий и их значение для национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / США / USA / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ИСПАНИЯ / SPAIN / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ СПОР / TERRITORIAL DISPUTE / ЭКСПАНСИЯ / EXPANSION / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ / POLITICAL FORCES / ГРАНИЦЫ / BORDERS / АЛЯСКА / ALASKA / МЕКСИКА / MEXICO / ФОРТ-РОСС / FORT ROSS / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НЕФТЯНЫЕ РЕЗЕРВЫ / STRATEGIC OIL RESERVES / РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ (РАК) / RUSSIAN-AMERICAN COMPANY (RAC) / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ / ECONOMIC REASONS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ващенков С. А.

В статье рассматриваются некоторые вопросы историко-правового и экономического значения приобретенной Соединенными Штатами Америки в 1867 г. территории Аляски в контексте национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some historical and legal problems concerning the adjacent territories and their significance for the national security of Russia

Some problems concerning historical, legal and economic significance of Alaska territory acquired by the United States of America in 1867 are considered in the context of providing of the national security of Russia.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые вопросы сопредельных территорий и их значение для национальной безопасности России»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

С.А. ВАЩЕНКОВ,

начальник отдела информатизации учебного процесса,

кандидат экономических наук (Академия управления МВД России)

Историко-правовые вопросы сопредельных

территорий и их значение

для национальной безопасности России

В статье рассматриваются некоторые вопросы историко-правового и экономического значения приобретенной Соединенными Штатами Америки в 1867 г. территории Аляски в контексте национальной безопасности России.

Территориальный спор, политические силы, стратегические нефтяные резервы, национальные интересы, национальная безопасность.

Проблемы принадлежности сопредельных территорий порождают межгосударственные дискуссии с давних времен, особенно при условии, что спорная земля представляет интерес с экономической точки зрения — обладает богатыми недрами, источниками воды, выходом к морю. При этом часто территориальные разногласия не переходят в стадию конфликта и тянутся веками, находясь в латентном состоянии.

Процессы распада СССР и появления на его территории новых государств повлекли резкие изменения положения регионов России, которые коснулись, в частности, ее приграничных субъектов: их число значительно увеличилось.

Если до 1991 г. приграничными были 10 субъектов, краев и областей, то в настоящее время Россия граничит с 18 признанными ею государствами, с 16 из которых имеются сухопутные границы, с США и Японией — только морские.

К сожалению, некоторые россияне согласны с мнением, что можно «поступиться» частью территории южных Курильских островов ради налаживания добрососедских отношений с Японией. Эту точку зрения часто разделяют и те политики, которые призывают брать пример с «развитых», или «ци-

вилизованных», стран, имея в виду прежде всего США. В связи с этим представляет интерес мнение самих американцев о проблемах спорных, или сопредельных, территорий.

Первоначально территорию США образовали 13 небольших штатов. Границы страны на западе определяли Аппалачские горы, на юге они простирались до 31-й параллели.

Американцы всегда стремились приумножать свою территорию, используя для этого разнообразные способы. В 1803 году США выкупили у Франции за 15 млн дол. территорию Луизианы (не путать с современным одноименным штатом) площадью 2147 млн кв. км. В настоящее время эта территория составляет 23 % от всех земель США и располагается в пределах 14 современных штатов. Это приобретение не только увеличило площадь молодого государства, его особая значимость в том, что США завладели бассейном реки Миссисипи и городом Новый Орлеан, что позволило резко увеличить американский экспорт в Европу (товары перевозились водным путем по Миссисипи, поскольку внутренних мощенных дорог в стране практически не было).

Президент США Т. Джефферсон (1801— 1809 гг.) прекрасно сознавал, что, купив у Наполеона Луизиану, он нарушил конституцию государства, которая юридически не предусматривала порядок расширения территории страны. Однако для США в то время главной задачей было не допустить утверждения в Северной Америке сильных государств — потенциальных соперников — Франции и Испании, и эта цель была достигнута. «Движущей силой» на пути к этому приобретению выступали американские бизнесмены, которые и раньше экспортировали через Новый Орлеан продо-

О 03

н

и

И IT

s

а н

о и

и О

X

^

О

а

<

Й и

100

вольственные продукты. Примечательно, что по наличному расчету американцы заплатили только 3 млн дол., на остальную сумму, причитавшуюся Франции, правительством США были выпущены облигации, гарантированные английскими банками, которые их и оплатили.

Планируя проведение этой сделки, США использовали тяжелое материальное положение революционной Франции, которая десять лет воевала практически против всей Европы. В частном письме Д. Ливингсто-ну, написанном 18 апреля 1802 г., президент США Т. Джефферсон выражал прямые угрозы Франции — начать войну, в случае если Париж не захочет «добровольно» продать Луизиану: «...первый пушечный выстрел в Европе будет для нас сигналом к тому, чтобы уничтожить любое основанное ею (Францией — С.В.) поселение» [1, с. 86]. При этом американцы ничем не рисковали: на море господствовал английский флот, и Наполеон не смог бы перебросить в Северную Америку ни одного солдата.

После присоединения Луизианы к своей территории американцы немедленно предъявили претензии Испании на принадлежавшую ей Флориду на том основании, что последняя является частью Луизианы. В сентябре 1810 г., в то время когда Испания была оккупирована Францией, американцы инспирировали «восстание» в г. Батон-Руж (ныне столица штата Луизиана), в результате которого была образована «независимая» республика, немедленно заявившая о желании присоединиться к США. Американские войска сразу же оккупировали эту территорию (тогда называвшуюся Западной Флоридой). Отметим, что именно на территории штата Луизиана в настоящее время находятся стратегические нефтяные резервы США. В 1812 году войска США оккупировали и Восточную Флориду (ныне штат Флорида), но война в Европе закончилась, и американцам пришлось оттуда уйти. Однако США продолжали требовать у ослабевшей от французской оккупации Испании уступить им Флориду. В это время испанское правительство даже рассматривало вариант передачи Флориды России только потому, что не желало ее присоединения к территории США [2, с. 32]. Тем не менее в 1818 г. войска США вновь оккупировали Восточную Флориду, истребляя при этом коренное население полуострова — индейцев-семинолов, и в 1819 г. Испании был навязан договор об «уступке» Флориды США. В настоящее время в этом штате расположен главный космодром НАСА.

Политика США по отношению к Испании и Франции вызвала у населения этих стран глубокое возмущение, ведь именно благодаря

силам испанских и французских войск американским колонистам удалось победить британцев и образовать независимое государство. Английская армия в Америке капитулировала именно перед французскими войсками (армию Дж. Вашингтона британцы всерьез не воспринимали) и не случайно мирный договор был подписан во Франции, в Версале.

В 1812 году Российско-Американская компания (РАК) основала в Калифорнии город-крепость Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско) для снабжения Аляски сельскохозяйственной продукцией. В то время Калифорния не контролировалась ни одной из европейских держав.

Мексика даже была готова признать права России на г. Форт-Росс взамен дипломатического признания Мексики со стороны самой России. Однако правительство Николая I считало мексиканцев «революционерами» и отказалось от столь выгодной для нашей страны сделки.

В 1841 году РАК продала русское поселение мексиканскому гражданину швейцарского происхождения Джону Саттеру за 42 тыс. руб. серебром (при этом он так и не доплатил 37,5 тыс. руб.).

Купив Луизиану, США приобрели границы с Мексикой. В приграничный мексиканский штат Техас устремились сотни американских поселенцев, привозя с собой рабов-негров. Однако в 1829 г. Мексика запретила рабство, и тогда американские колонисты в Техасе в 1835 г. подняли восстание, получая деньги и оружие из США. Тем американцам, кто ехал воевать в Техас, было обещано по 320 акров земли за трехмесячную военную службу.

Победив слабую мексиканскую армию, техасские поселенцы провозгласили независимость, и США по договору с Мексикой обязались не посягать на Техас. Однако в 1845 г. США, нарушив этот договор, аннексировали Техас, что привело к американо-мексиканской войне. В результате победы Соединенные Штаты отторгли у Мексики более половины ее территории — примерно 2,5 млн кв. км (это территория современных штатов Техас, Аризона, Невада, Нью-Мексико и Калифорния вместе взятых). Характерно, что американские колонисты провозгласили в Калифорнии «независимую республику» (ее называли медвежьей, так как на гербе этого «государства» был изображен медведь) и немедленно попросили США о «помощи».

За свой разбой американцы заплатили Мексике 15 млн дол. В настоящее время именно Техас и Калифорния являются самы-

ми развитыми с экономической точки зрения штатами США: в первом добывается нефть и газ, а во втором — золото.

В 1846 году США урегулировали территориальный спор с Англией в Орегоне, получив территорию, простирающуюся до 49-го градуса северной долготы. Англичане довольствовались северной частью Орегона (до 54-го градуса, севернее которого были территории Российской империи, юридически признанные и США, и Великобританией). Сейчас на этой территории находится один из крупнейших портов США на Тихом океане — Сиэтл.

В 1861 году рабовладельческие штаты Америки абсолютно в законном порядке приняли решение о выходе из состава Соединенных Штатов и об образовании собственного государства — Конфедерации. Однако центральное правительство начало войну против отделившихся штатов, которая сопровождалась неслыханной жестокостью. Армия Севера во главе с генералом У.Т. Шерманом во время своего знаменитого рейда по Югу проводила политику «выжженной земли», уничтожая посевы и промышленные предприятия. В гражданской войне 1861—1865 гг. погибло больше американцев, чем во всех внешних войнах США. Именно такой страшной ценой отстояли США свою территориальную целостность. И у этой войны были экономические причины: основной статьей экспорта США тогда был хлопок, производившийся на Юге. Потеря этого товара в тех условиях означала бы полное банкротство Соединенных Штатов.

Россия поддержала центральное правительство в гражданской войне, не допустив вмешательства Англии, планировавшей помочь южанам (что, вне всякого сомнения, привело бы к поражению северян). Русский посланник в Вашингтоне Э.А. Стекль 9 (21) января 1861 г. писал министру иностранных дел России А.М. Горчакову: «Ясно, что мы должны рассматривать г-на Линкольна как законно избранного президента» [1, с. 296].

В качестве «благодарности» сразу же после окончания гражданской войны Вашингтон стал оказывать давление на Петербург с целью заставить правительство принять решение о продаже Аляски. Американцы руководствовались следующими экономическими соображениями: Россия препятствовала хищническому промыслу китов и морских котиков американскими браконьерами в северной части Тихого океана, поскольку в 1847—1861 гг. американцы вывезли из Охотского моря (крупнейшего в мире по запасам морских

биологических ресурсов) китового жира и уса на 130 млн дол. (200 млн руб. по курсу того времени) [2, с. 123].

Еще во время Крымской войны, которую вела Российская империя в 1853—1856 гг., американцы предлагали передать Аляску «под защиту США». В 1859 году Вашингтон предложил Петербургу продать Аляску за 5 млн дол., и в 1866 г. эта сделка состоялась, но за Аляску было истребовано всего 7,2 млн. дол. золотом (т. е. по 4,7 дол. за кв. км), и это несмотря на то, что уже было доподлинно известно об огромных природных запасах золота, находящихся на этой территории. Отметим, что конгресс отказывался выделять президенту США данную сумму и даже обвинил его в нарушении конституции, так как договор с Россией о продаже Аляски был заключен без санкции парламента. Малоизвестный факт: представители русской православной церкви считали ненужной для России территорию Аляски, объясняя свою позицию тем, что местные индей-цы-тлинкиты отказываются креститься.

Современная Аляска является крупнейшим штатом США, ее территория составляет 1,5 млн кв. км (примерно в два раза больше Техаса, одного из самых больших штатов Америки). Побережье Аляски по своей протяженности превосходит береговую линию всех вместе взятых штатов. На Аляске находится около 3 млн озер и водоемов с пресной водой, там же обнаружены крупнейшие залежи нефти (Трансаляскинский нефтепровод за сутки может перекачивать в «материковые» штаты Америки по 2 млн бр нефти). США стремятся сохранять нефтяные ресурсы Аляски в качестве стратегического резерва, но и сейчас штат дает 20 % от всего объема американской нефтедобычи. Запасы природного газа составляют 85 трлн куб. футов и экспортируются в Японию.

Гигантскими являются рыбные ресурсы омывающих Аляску морей, особенно после безответственной уступки СССР в пользу США части Берингова моря в 1990 г.

Отметим и такую важную деталь: Аляска является еще и частью стратегической системы ПРО США [3].

Таким образом, в результате территориальной экспансии в XIX в., сопровождавшейся либо применением силы, либо угрозой ее применения, территория США значительно увеличилась. Без территориальных приобретений (среди которых особенно выделяются Техас, Калифорния и Аляска) США не смогли бы стать ведущей экономической и военной державой мира. Вместе с тем до настоящего

о

03

н

и

и у

к

а н

о и

и о

X

^

о

а

<

Й и

101

времени со стороны США не последовало извинений, например, перед той же Мексикой за грабительскую войну 1846—1848 гг., этого нет и в их планах. Вопросы о какой-либо уступке даже квадратного дюйма американской территории даже не обсуждаются, и политик, посмевший это сделать, немедленно осуждается общественным мнением, он предстает как предатель национальных интересов.

Список литературы

1. История внешней политики и дипломатии США 1775-1877 гг. М., 1994.

2. Американский экспансионизм: редакционная заметка // Новое время. М., 1985.

Представляется, что изложенный нами опыт решения спорных территориальных вопросов США может иметь значение для многих государств, имеющих в своем составе территории, правовой статус которых в полной мере не урегулирован на основе норм международного права, что влияет на национальную безопасность как в локальном регионе, так и во всем мире.

3. Официальный сайт РИА-Новости. URL: http://www.ria.ru/politics/20120301/ 583540220.htm (дата обращения: 16.10.2012).

E-mail: [email protected]

о

03

н

и

И IT

S

а н

о и

и О

X

^

О

а

<

Й и

102

Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научного центра,

доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Новые технологии прогнозирования форсайт: зарубежная практика и отечественные перспективы в сфере оптимизации правопорядка

В статье рассматриваются свойства технологии форсайта как способа предвидения будущего с позиции его прикладного значения для сферы правопорядка, обеспечиваемого органами внутренних дел. Проверяемым предположением выступает возможность методом предвидения развития событий (популярного за рубежом) определить приоритеты в процессе реформирования органов внутренних дел.

Форсайт, методы форсайта, этапы становления технологий прогнозирования форсайта, органы внутренних дел и гражданское общество.

В основу деятельности полиции МВД России заложена идея партнерской модели организации ее деятельности, предполагающей формирование отношений сотрудничества между полицией и населением. Полагаем, что основой для такого партнерства могут выступить адекватные представления российской общественности о возможности эффективного влияния органов внутренних дел на состояние правопорядка, соотнесенные с реалистичными представлениями органов внутренних дел о том, что ожидает от них общество.

Можно с уверенностью утверждать, что существующая практика деятельности полиции располагает убедительными примерами нахождения и установления такого баланса. При этом есть и противоположные примеры. Представляется, что систематизация накопленного опыта, нацеленная на выявление возможностей органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, может существенно приблизить решение рассматриваемой проблемы. Эмпирически выявленная и непрерывно подтверждаемая связь между возможностями органов внутренних дел в деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности и состоянием правопорядка, установленного в данное время и в определенном месте, может стать основой идеологической модели полиции, деятельность которой общественно ориентирована. Адекватно систематизированный опыт правоохранной деятельности, возможно, станет основным ориентиром как для самооценки органов внутренних дел, так и для оценки их работы общественностью. Оптимизация этих оценок сориентирует общественное мнение, окажет влияние на процесс принятия повседневных решений орга-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.