МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
С.А. ВАЩЕНКОВ,
начальник отдела информатизации учебного процесса,
кандидат экономических наук (Академия управления МВД России)
Историко-правовые вопросы сопредельных
территорий и их значение
для национальной безопасности России
В статье рассматриваются некоторые вопросы историко-правового и экономического значения приобретенной Соединенными Штатами Америки в 1867 г. территории Аляски в контексте национальной безопасности России.
Территориальный спор, политические силы, стратегические нефтяные резервы, национальные интересы, национальная безопасность.
Проблемы принадлежности сопредельных территорий порождают межгосударственные дискуссии с давних времен, особенно при условии, что спорная земля представляет интерес с экономической точки зрения — обладает богатыми недрами, источниками воды, выходом к морю. При этом часто территориальные разногласия не переходят в стадию конфликта и тянутся веками, находясь в латентном состоянии.
Процессы распада СССР и появления на его территории новых государств повлекли резкие изменения положения регионов России, которые коснулись, в частности, ее приграничных субъектов: их число значительно увеличилось.
Если до 1991 г. приграничными были 10 субъектов, краев и областей, то в настоящее время Россия граничит с 18 признанными ею государствами, с 16 из которых имеются сухопутные границы, с США и Японией — только морские.
К сожалению, некоторые россияне согласны с мнением, что можно «поступиться» частью территории южных Курильских островов ради налаживания добрососедских отношений с Японией. Эту точку зрения часто разделяют и те политики, которые призывают брать пример с «развитых», или «ци-
вилизованных», стран, имея в виду прежде всего США. В связи с этим представляет интерес мнение самих американцев о проблемах спорных, или сопредельных, территорий.
Первоначально территорию США образовали 13 небольших штатов. Границы страны на западе определяли Аппалачские горы, на юге они простирались до 31-й параллели.
Американцы всегда стремились приумножать свою территорию, используя для этого разнообразные способы. В 1803 году США выкупили у Франции за 15 млн дол. территорию Луизианы (не путать с современным одноименным штатом) площадью 2147 млн кв. км. В настоящее время эта территория составляет 23 % от всех земель США и располагается в пределах 14 современных штатов. Это приобретение не только увеличило площадь молодого государства, его особая значимость в том, что США завладели бассейном реки Миссисипи и городом Новый Орлеан, что позволило резко увеличить американский экспорт в Европу (товары перевозились водным путем по Миссисипи, поскольку внутренних мощенных дорог в стране практически не было).
Президент США Т. Джефферсон (1801— 1809 гг.) прекрасно сознавал, что, купив у Наполеона Луизиану, он нарушил конституцию государства, которая юридически не предусматривала порядок расширения территории страны. Однако для США в то время главной задачей было не допустить утверждения в Северной Америке сильных государств — потенциальных соперников — Франции и Испании, и эта цель была достигнута. «Движущей силой» на пути к этому приобретению выступали американские бизнесмены, которые и раньше экспортировали через Новый Орлеан продо-
О 03
н
и
И IT
s
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
100
вольственные продукты. Примечательно, что по наличному расчету американцы заплатили только 3 млн дол., на остальную сумму, причитавшуюся Франции, правительством США были выпущены облигации, гарантированные английскими банками, которые их и оплатили.
Планируя проведение этой сделки, США использовали тяжелое материальное положение революционной Франции, которая десять лет воевала практически против всей Европы. В частном письме Д. Ливингсто-ну, написанном 18 апреля 1802 г., президент США Т. Джефферсон выражал прямые угрозы Франции — начать войну, в случае если Париж не захочет «добровольно» продать Луизиану: «...первый пушечный выстрел в Европе будет для нас сигналом к тому, чтобы уничтожить любое основанное ею (Францией — С.В.) поселение» [1, с. 86]. При этом американцы ничем не рисковали: на море господствовал английский флот, и Наполеон не смог бы перебросить в Северную Америку ни одного солдата.
После присоединения Луизианы к своей территории американцы немедленно предъявили претензии Испании на принадлежавшую ей Флориду на том основании, что последняя является частью Луизианы. В сентябре 1810 г., в то время когда Испания была оккупирована Францией, американцы инспирировали «восстание» в г. Батон-Руж (ныне столица штата Луизиана), в результате которого была образована «независимая» республика, немедленно заявившая о желании присоединиться к США. Американские войска сразу же оккупировали эту территорию (тогда называвшуюся Западной Флоридой). Отметим, что именно на территории штата Луизиана в настоящее время находятся стратегические нефтяные резервы США. В 1812 году войска США оккупировали и Восточную Флориду (ныне штат Флорида), но война в Европе закончилась, и американцам пришлось оттуда уйти. Однако США продолжали требовать у ослабевшей от французской оккупации Испании уступить им Флориду. В это время испанское правительство даже рассматривало вариант передачи Флориды России только потому, что не желало ее присоединения к территории США [2, с. 32]. Тем не менее в 1818 г. войска США вновь оккупировали Восточную Флориду, истребляя при этом коренное население полуострова — индейцев-семинолов, и в 1819 г. Испании был навязан договор об «уступке» Флориды США. В настоящее время в этом штате расположен главный космодром НАСА.
Политика США по отношению к Испании и Франции вызвала у населения этих стран глубокое возмущение, ведь именно благодаря
силам испанских и французских войск американским колонистам удалось победить британцев и образовать независимое государство. Английская армия в Америке капитулировала именно перед французскими войсками (армию Дж. Вашингтона британцы всерьез не воспринимали) и не случайно мирный договор был подписан во Франции, в Версале.
В 1812 году Российско-Американская компания (РАК) основала в Калифорнии город-крепость Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско) для снабжения Аляски сельскохозяйственной продукцией. В то время Калифорния не контролировалась ни одной из европейских держав.
Мексика даже была готова признать права России на г. Форт-Росс взамен дипломатического признания Мексики со стороны самой России. Однако правительство Николая I считало мексиканцев «революционерами» и отказалось от столь выгодной для нашей страны сделки.
В 1841 году РАК продала русское поселение мексиканскому гражданину швейцарского происхождения Джону Саттеру за 42 тыс. руб. серебром (при этом он так и не доплатил 37,5 тыс. руб.).
Купив Луизиану, США приобрели границы с Мексикой. В приграничный мексиканский штат Техас устремились сотни американских поселенцев, привозя с собой рабов-негров. Однако в 1829 г. Мексика запретила рабство, и тогда американские колонисты в Техасе в 1835 г. подняли восстание, получая деньги и оружие из США. Тем американцам, кто ехал воевать в Техас, было обещано по 320 акров земли за трехмесячную военную службу.
Победив слабую мексиканскую армию, техасские поселенцы провозгласили независимость, и США по договору с Мексикой обязались не посягать на Техас. Однако в 1845 г. США, нарушив этот договор, аннексировали Техас, что привело к американо-мексиканской войне. В результате победы Соединенные Штаты отторгли у Мексики более половины ее территории — примерно 2,5 млн кв. км (это территория современных штатов Техас, Аризона, Невада, Нью-Мексико и Калифорния вместе взятых). Характерно, что американские колонисты провозгласили в Калифорнии «независимую республику» (ее называли медвежьей, так как на гербе этого «государства» был изображен медведь) и немедленно попросили США о «помощи».
За свой разбой американцы заплатили Мексике 15 млн дол. В настоящее время именно Техас и Калифорния являются самы-
ми развитыми с экономической точки зрения штатами США: в первом добывается нефть и газ, а во втором — золото.
В 1846 году США урегулировали территориальный спор с Англией в Орегоне, получив территорию, простирающуюся до 49-го градуса северной долготы. Англичане довольствовались северной частью Орегона (до 54-го градуса, севернее которого были территории Российской империи, юридически признанные и США, и Великобританией). Сейчас на этой территории находится один из крупнейших портов США на Тихом океане — Сиэтл.
В 1861 году рабовладельческие штаты Америки абсолютно в законном порядке приняли решение о выходе из состава Соединенных Штатов и об образовании собственного государства — Конфедерации. Однако центральное правительство начало войну против отделившихся штатов, которая сопровождалась неслыханной жестокостью. Армия Севера во главе с генералом У.Т. Шерманом во время своего знаменитого рейда по Югу проводила политику «выжженной земли», уничтожая посевы и промышленные предприятия. В гражданской войне 1861—1865 гг. погибло больше американцев, чем во всех внешних войнах США. Именно такой страшной ценой отстояли США свою территориальную целостность. И у этой войны были экономические причины: основной статьей экспорта США тогда был хлопок, производившийся на Юге. Потеря этого товара в тех условиях означала бы полное банкротство Соединенных Штатов.
Россия поддержала центральное правительство в гражданской войне, не допустив вмешательства Англии, планировавшей помочь южанам (что, вне всякого сомнения, привело бы к поражению северян). Русский посланник в Вашингтоне Э.А. Стекль 9 (21) января 1861 г. писал министру иностранных дел России А.М. Горчакову: «Ясно, что мы должны рассматривать г-на Линкольна как законно избранного президента» [1, с. 296].
В качестве «благодарности» сразу же после окончания гражданской войны Вашингтон стал оказывать давление на Петербург с целью заставить правительство принять решение о продаже Аляски. Американцы руководствовались следующими экономическими соображениями: Россия препятствовала хищническому промыслу китов и морских котиков американскими браконьерами в северной части Тихого океана, поскольку в 1847—1861 гг. американцы вывезли из Охотского моря (крупнейшего в мире по запасам морских
биологических ресурсов) китового жира и уса на 130 млн дол. (200 млн руб. по курсу того времени) [2, с. 123].
Еще во время Крымской войны, которую вела Российская империя в 1853—1856 гг., американцы предлагали передать Аляску «под защиту США». В 1859 году Вашингтон предложил Петербургу продать Аляску за 5 млн дол., и в 1866 г. эта сделка состоялась, но за Аляску было истребовано всего 7,2 млн. дол. золотом (т. е. по 4,7 дол. за кв. км), и это несмотря на то, что уже было доподлинно известно об огромных природных запасах золота, находящихся на этой территории. Отметим, что конгресс отказывался выделять президенту США данную сумму и даже обвинил его в нарушении конституции, так как договор с Россией о продаже Аляски был заключен без санкции парламента. Малоизвестный факт: представители русской православной церкви считали ненужной для России территорию Аляски, объясняя свою позицию тем, что местные индей-цы-тлинкиты отказываются креститься.
Современная Аляска является крупнейшим штатом США, ее территория составляет 1,5 млн кв. км (примерно в два раза больше Техаса, одного из самых больших штатов Америки). Побережье Аляски по своей протяженности превосходит береговую линию всех вместе взятых штатов. На Аляске находится около 3 млн озер и водоемов с пресной водой, там же обнаружены крупнейшие залежи нефти (Трансаляскинский нефтепровод за сутки может перекачивать в «материковые» штаты Америки по 2 млн бр нефти). США стремятся сохранять нефтяные ресурсы Аляски в качестве стратегического резерва, но и сейчас штат дает 20 % от всего объема американской нефтедобычи. Запасы природного газа составляют 85 трлн куб. футов и экспортируются в Японию.
Гигантскими являются рыбные ресурсы омывающих Аляску морей, особенно после безответственной уступки СССР в пользу США части Берингова моря в 1990 г.
Отметим и такую важную деталь: Аляска является еще и частью стратегической системы ПРО США [3].
Таким образом, в результате территориальной экспансии в XIX в., сопровождавшейся либо применением силы, либо угрозой ее применения, территория США значительно увеличилась. Без территориальных приобретений (среди которых особенно выделяются Техас, Калифорния и Аляска) США не смогли бы стать ведущей экономической и военной державой мира. Вместе с тем до настоящего
о
03
н
и
и у
к
а н
о и
и о
X
^
о
а
<
Й и
101
времени со стороны США не последовало извинений, например, перед той же Мексикой за грабительскую войну 1846—1848 гг., этого нет и в их планах. Вопросы о какой-либо уступке даже квадратного дюйма американской территории даже не обсуждаются, и политик, посмевший это сделать, немедленно осуждается общественным мнением, он предстает как предатель национальных интересов.
Список литературы
1. История внешней политики и дипломатии США 1775-1877 гг. М., 1994.
2. Американский экспансионизм: редакционная заметка // Новое время. М., 1985.
Представляется, что изложенный нами опыт решения спорных территориальных вопросов США может иметь значение для многих государств, имеющих в своем составе территории, правовой статус которых в полной мере не урегулирован на основе норм международного права, что влияет на национальную безопасность как в локальном регионе, так и во всем мире.
3. Официальный сайт РИА-Новости. URL: http://www.ria.ru/politics/20120301/ 583540220.htm (дата обращения: 16.10.2012).
E-mail: [email protected]
о
03
н
и
И IT
S
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
102
Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научного центра,
доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Новые технологии прогнозирования форсайт: зарубежная практика и отечественные перспективы в сфере оптимизации правопорядка
В статье рассматриваются свойства технологии форсайта как способа предвидения будущего с позиции его прикладного значения для сферы правопорядка, обеспечиваемого органами внутренних дел. Проверяемым предположением выступает возможность методом предвидения развития событий (популярного за рубежом) определить приоритеты в процессе реформирования органов внутренних дел.
Форсайт, методы форсайта, этапы становления технологий прогнозирования форсайта, органы внутренних дел и гражданское общество.
В основу деятельности полиции МВД России заложена идея партнерской модели организации ее деятельности, предполагающей формирование отношений сотрудничества между полицией и населением. Полагаем, что основой для такого партнерства могут выступить адекватные представления российской общественности о возможности эффективного влияния органов внутренних дел на состояние правопорядка, соотнесенные с реалистичными представлениями органов внутренних дел о том, что ожидает от них общество.
Можно с уверенностью утверждать, что существующая практика деятельности полиции располагает убедительными примерами нахождения и установления такого баланса. При этом есть и противоположные примеры. Представляется, что систематизация накопленного опыта, нацеленная на выявление возможностей органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, может существенно приблизить решение рассматриваемой проблемы. Эмпирически выявленная и непрерывно подтверждаемая связь между возможностями органов внутренних дел в деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности и состоянием правопорядка, установленного в данное время и в определенном месте, может стать основой идеологической модели полиции, деятельность которой общественно ориентирована. Адекватно систематизированный опыт правоохранной деятельности, возможно, станет основным ориентиром как для самооценки органов внутренних дел, так и для оценки их работы общественностью. Оптимизация этих оценок сориентирует общественное мнение, окажет влияние на процесс принятия повседневных решений орга-