Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты организации и осуществления судебной власти в Крымском ханстве (первая половина XV - вторая половина XVIII вв. )'

Историко-правовые аспекты организации и осуществления судебной власти в Крымском ханстве (первая половина XV - вторая половина XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / КАДИ / КАДИЛЫК / КАДИАСКЕРСКИЕ КНИГИ / CRIMEAN KHANATE / KADI / KADILYK / KADIASKER BOOKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аметка Ф. А., Хаваджи Д. Р.

В статье рассматриваются историко-правовые особенности организации и осуществления судебной власти в Крымском ханстве; исследуется деление ханства на судебные округа: кадилыки, полномочия судей и требования, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal aspects of the organization and implementation of judicial authority in the Crimaen Khanate (first half XV - second half of the XVIII century)

In the presented article, the historical and legal features of the organization and implementation of the judiciary in the Crimean Khanate are considered; examines the division of the khanate into judicial districts: censers, the powers of judges and the requirements that apply to candidates for the position of judge.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты организации и осуществления судебной власти в Крымском ханстве (первая половина XV - вторая половина XVIII вв. )»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 9-15.

УДК 340.11

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XV - ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВВ.)

Аметка Ф. А.1, Хаваджи Д. Р.2

'Крымский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации 2Кры1мский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье рассматриваются историко-правовые особенности организации и осуществления судебной власти в Крымском ханстве; исследуется деление ханства на судебные округа: кадилыки, полномочия судей и требования, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи.

Ключевые слова: Крымское ханство, кади, кадилык, кадиаскерские книги

Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что она как самостоятельный предмет исследования выступает впервые, поскольку до современного периода данный вопрос рассматривался лишь косвенно, сквозь призму таких наук как история, филология (в частности тюркологами, которые расшифровывали кадиаскерские книги или ярлыки крымских ханов), отчасти политология и др. Однако историко-правовое исследование организации судебной власти, принципов, на которых осуществлялось правосудие в Крымском ханстве до настоящего времени не осуществлялось.

Отсутствие до сих пор научной постановки изучения представленного объекта объясняется рядом факторов. Прежде всего, правовым статусом крымскотатарского народа после преступной депортации 18 мая 1944 г. и вплоть до 1991 г., когда все исследования подобного рода были запрещены. В ряде случаев скудность и недостаточность соответствующих исторических источников, памятников права, которые раскрывали бы организацию судебной власти и характер осуществления правосудия в Крымском ханстве, а также слабый интерес к этой проблеме со стороны юридической общественности обосновывают недостаточную изученность объекта исследования. В современных условиях, многие депортированные народы, в том числе и крымскотатарский, вернулись на свою историческую родину, актуализировались вопросы истории государства и права Крымского ханства в ХУ-ХУШ вв.

Назревшая необходимость во всестороннем и полном изучении всех аспектов жизни крымскотатарского народа и ее бывшей государственности, в частности, системы судебных органов и характера осуществления правосудия, связана с тем, чтобы обеспечить преемственность прогрессивных правовых традиций.

Недостаток научных и исторических источников в обозначенной проблеме пополняется благодаря изучению сообщений турецких, французских, литовских, российских авторов-путешественников и исследователей современников, в частности Челеби Э., Пайсонеля, Литвина М. и др. Опираясь на их опубликованные труды,

9

обобщив ряд выписок и кадиаскерских книг и всю имеющуюся литературу и исторические документы, впервые осуществлен комплексный анализ правовых основ деятельности судов, организации судебной системы, принципов правосудия, прав и обязанностей судей в Крымском ханстве первой половины XV- второй половины ХУШ вв.

Общеизвестно, что осуществление правосудия является основной функцией государства. В конституциях большинства современных демократических стран мира закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, однако основным для осуществления государственной власти он стал не сразу. Для этого необходимо было достичь соответствующего уровня цивилизации, пройти определенный путь к правовому прогрессу.

Напрасно искать в правовых документах Крымского ханства закрепления данного принципа, таким образом, название статьи имеет современное звучание и не означает того, что судебная власть была признана самостоятельной ветвью власти в Крымском ханстве. Тем не менее, такая постановка вопроса позволяет автору системно рассмотреть как организацию судов, так и характер правосудия того времени. Важно отметить, что особенность функционирования судов характеризуется состоянием правовой системы государства, в рамках которого они действуют. Суды Крымского ханства были составной частью мусульманской правовой системы, которая прослеживается как в источниках права, использовавшихся в судах, так и в характере судебной власти, ее принципах, судопроизводстве, судебных решениях.

Важно отметить, что мусульманское право возникло как составная исламской религии, развивалось и совершенствовалось в результате толкования учеными-богословами и правоведами. Поэтому оно воспринимается и как система норм права, и как совершенная политико-правовая доктрина. Исламская религия, в рамках которой существует мусульманское право, имеет государственный характер и более чем все другие мировые религии связанна с государством и правом [1, с. 634]. Это не могло не отразиться на правовом положении судебных органов и характере судопроизводства в странах с мусульманской правовой системой, в том числе, и в Крымском ханстве.

Правовой основой деятельности судов в Крымском ханстве служили: Коран -священная книга мусульман и основной закон; сунна - собрание выражений Пророка и сообщений о его действиях; иджма - свод правил, которые содержат в себе толкование решений Корана и сунны главными учениками Пророка; кияс — решение и законоположение священных толкователей (Ханифи, Шафии, Малека, Ханба-ля). Отсюда и получили названия школы мусульманского права, одна из них - ха-нифитская, которая приобрела распространение в Крымском ханстве [2, с. 8; 3, с. 38]. Для мусульман суннитского направления эти решения и законоположения стали основой шариата [2, с. 27].

Достаточно высокое значение, при осуществлении правосудия в Крымском ханстве, имели фетвы - постановления, решения, выводы, принятые главным в духовной иерархии лицом - муфтием, которому подчинялись кади (судья), что доказывает связанность религии с правосудием. Кади (араб.; тюрк, и перс. - кази) - духовное лицо, которое решает споры и сомнения в делах практического значения о вере, а также семейного, наследственного и частично уголовного права по правилам фикх [1, с. 638; 2, с. 28]. Фикх содержит в себе изложение правил из практического

10

учения о вере и гражданском правоведении. Изучение этой науки, было необходимо кадию, для осуществления правосудия [2, с. 115].

Крымское ханство делилось на 48 судебных округов - кадилыков [4, с. 30]. Высшие должностные лица государства - Калга, Нуреддин, Ор-бей, 3 сераскеры-главы ногайских орд, валиде (мать хана) и беи Ширинские, Мансуры, Яшлавские, Барыны, Аргыны и прочие, имели свои бейлики (административно-территориальные единицы ханства) и уполномочены были осуществлять правосудие над своими подданными посредством кадиев, рассматривая гражданские, уголовные дела [5, с. 18]. При этом, если приговор предусматривал смертную казнь подсудимого, то это дело должно было рассматриваться в вышестоящем суде. На это обращает свое внимание и литовский дипломат Литвин М., сравнивая правосудие Крымского ханства и Литвы, он утверждал, что литовцы «мучают, уродуют, убивают без суда, по малейшему подозрению своих людей, добытых не войною и не куплею, принадлежащих не к чужому, а к нашему племени и вере», тогда как в Крымском ханстве бей не может осудить подвластного к смертной казни без санкции высшего суда [6, с. 49].

Своеобразным было и назначение судей на должность. Так, кади назначался жалованными грамотами крымского хана или по распоряжению кадиаскера (Верховного судьи ханства). В частности, крымский хан назначал кади Бахчисарая, Ах-месджита (Симферополя), Гезлева (Евпатории) и Оркапы (Перекопа), вне Крыма всех кадиев ногайских орд, которые, в свою очередь, назначали заместителей судей в своих областях. Все судьи, назначенные жалованными ханскими грамотами, имели право окончательного приговора по гражданским и уголовным делам, в которых не рассматривался вопрос о смертной казни [5, с. 33].

В полномочия кади первой инстанции входило рассмотрение всех уголовных и гражданских дел; назначение опеки и забота над теми, кто не мог управлять своим имуществом; выдача замуж женщин, не имеющих опекунов; осуществление высшего надзора за вакуфами; наблюдение за общественными дорогами, сооружениями; контроль за выполнением завещаний; исполнение наказаний по уголовным делам и решений по гражданским делам; сбор зекята [3, с. 38].

Второй судебной инстанцией являлся Диван бейлика или кадиаскер, который находился в столице ханства. Он рассматривал значительные поземельные споры, осуществлял раздел крупных наследств, надзор за выполнением решений, а также являлся следователем по делам «о смертоубийстве» [3, с. 70]. Кроме того, к его полномочиям относилось внесение даты правления того или иного хана [7, с. 75]. Судья, назначенный кадиаскером, не имел права вынесения окончательного приговора, его решение можно было обжаловать в Диван, или самому кадиаскеру. Суд ка-диаскера рассматривал все гражданские дела населения, а мурзы и беи находились в его юрисдикции, и никогда не направляли своих дел в судебные округа - кадилыки. Все эти ведомства имели право сажать в тюрьму, назначать удары палкой, взыскивать денежные штрафы, но ни в одном случае не имели права осуждать к смерти [5, с. 34]. За кадиаскером, по иерархии, следовал муфтий (духовная глава), который давал юридические указания для кади.

Высшей судебной инстанцией в Крымском ханстве являлся Диван, членами которого были: калга-султан, нуреддин-султан, визирь, беи, ханифитский шейх-уль-ислам и главы трех школ мусульман [8, с. 103], кадиаскер, городской (Бахчисарай-

11

ский) мулла [4, с. 44]. Сторона, относительно которой было вынесено решение или приговор, имела право подать апелляцию в Диван, в случае если приговор «не согласовывался с законом, но это должен подтвердить Диван, только в этом случае обиженная сторона легко могла получить кассацию приговора» и ходатайствовать о пересмотре дела. В Диван направлялись все гражданские и уголовные дела «определенного значения и в особой важности» [4, с. 44]. После рассмотрения дела, изучения доказательств и опроса свидетелей кадиаскер выносил приговор.

В сложных уголовных делах, связанных с государственными преступлениями, последнее слово было за ханом. Хан выносил уджет (судебный приговор), который записывался в особую кадиаскерскую книгу, после чего приговор приобретал юридическую силу [9, с. 5]. Хан имел право приговаривать к смертной казни преступников только за государственные преступления (воровство и убийство на большой дороге, за изготовление фальшивой монеты, за преступления против народа) [5, с. 35].

Назначение судьи на должность осуществлялось письменным актом, который должен был быть прочитан в мечети, в присутствии лиц, которые могут удостоверить факт назначения от хана или от кадиаскера [2, с. 384].

Систематизированные сведения о том, какие требования предъявлялись на должность судьи (кади) в Крымском ханстве в историографии отсутствуют, однако, принимая во внимание о том, Крымское ханство относилось к мусульманской правовой системе, опираясь на труды известного ученого в сфере мусульманского права Н. Торнау, мы можем предположить, что к лицу, претендующего на должность судьи, предъявлялись следующие требования. В частности, он достичь совершеннолетия; быть в полном рассудке (не быть слабоумным или душевнобольным); быть правоверным (мусульманином); характеризоваться как человек справедливый и непредвзятый; иметь чистоту происхождения (быть законнорожденным); иметь необходимую степень учености (знать Коран, все постановления и повеление шариата; хадисы знать наизусть не требовалось); владеть арабским языком; быть мужского пола (хотя по книге Мюльтека разрешалось женщине быть кади по гражданским делам) [2, с. 112].

При осуществлении правосудия судья должен был придерживаться определенных правил, за нарушение которых его отстраняли от выполнения обязанностей. Прежде всего, все решения кади должны основываться на шариате и быть справедливыми. Получение и дача взяток запрещались, так как это расценивалось не только как преступление, но и как грех. Судьи (кади) не имели права требовать вознаграждения у сторон за свое дело, а, наоборот, «для лиц малообеспеченных и бедных они обязаны были покупать бумагу, чернила и т.п.». По этому поводу Литвин М. отмечает, что «правосудие у татар лучше, чем у нас (Литве): «за убийство, у нас, определяется наказание не по Божественному закону, чтобы кровь смывалась кровью, а денежное, с судейскими десятинами, и потому убийства бывают часто. В Литве даже слуга судьи, исполнитель приговора, берет десятую часть, и определенную часть берет и подчиненный судьи, который назначает день суда и многие другие. У нас (в Литве) же ради этих десятин судья бывает судьей, чего нет у татар, так как судьи там - лица духовные, и правосудие почитают свято. Для лучшего правосудия суды Крымского ханства свободны от всяких уловок и крючков, которые затягивают судебный процесс» [6, с. 37].

12

Кади по всем предметам «не совсем ему понятным обязан запрашивать о мнении или же просить советов «знающих» в деле лиц (то есть экспертов). Он не мог принимать участие в решении дела относительно отца, бывшего хозяина (если кади - вольноотпущенный), а также своего недруга, в этих случаях кади должен был заявить самоотвод [10, с. 23]. Предполагался запрет на рассмотрение дел кадием, если его психофизиологическое состояние было неудовлетворительным, в частности, если он огорчен чем-то, нездоров, очень голодный, находится в особом веселом расположении духа. Считалось, что подобные обстоятельства могут препятствовать судье вникать в дело с соответствующим вниманием и выносить решение с необходимым обоснованием [2, с. 116]. Также судья в Крымском ханстве не имел права заниматься торговлей либо иной другой коммерческой деятельностью.

Был установлен суровый учет проведения дел на всех стадиях. Для этого при судах существовали канцелярии. Кади сам вел алфавитный реестр имен лиц, которые судятся, реестр об их явке и про окончательное рассмотрение дела. Все эти данные вносились в отдельную книгу, а ежедневные решения кади складывались в особый футляр за его печатью, и по окончании месяца сшивались в тетради [10, с. 23], которые называлось кадиаскерскими книгами.

Обобщая имеющиеся сведения о характере правосудия в судах Крымского ханства, авторы статьи выявили следующие принципы, положенные в основу отправления правосудие кадиями.

1. Принцип религиозно-правовой законности, то есть судья действовал в суровом соответствии с шариатом: «все, что учинено не в соответствии с шариатскими постановлениями считается не законным, и объявляется недействительным» [2, с. 117].

2. Принцип доказанности вины, то есть имела место своего рода презумпция невиновности, так как считалось, что, «базируясь на постановлениях шариата, судья не предполагал ни подлога, ни преднамеренности, ни вины в любом действии, без признания в том обвиняемого, или без предоставления доказательств, основанных на показаниях свидетелей» [2, с. 117]. К тому же наказание назначалось только в том случае, если грех или преступление становится известным и доказанным [2, с. 462]. При рассмотрении дела кади очень строго придерживался норм шариата. Если при обжаловании судебного решения будет доказано, что, например, «незаконно осудили какого-либо слабого раба, то на собрании татарских улемов (законодателей) этого кадия, что незаконно судит, бьют камнем, совсем не давая пощады» [11, с. 44].

3. Принцип взаимного равенства сторон в судебном процессе. Он отвечает правилу, которое действовало в судопроизводстве Крымского ханства, согласно которому «требование заслуживает доверия или внимания». В мусульманском правоведении это правило обозначают так: «противная сторона для подкрепления справедливости своего требования обязана предоставить свидетелей, а другой стороне дается вера, что она может подкрепить свое показание присягой» [2, с. 118]. Академик Литвин М., который прожил в Крымском ханстве определенное время, в своем произведении «О нравах татар, литовцев и московитян» пишет о том, что «суду кадия повинуются наравне с простыми людьми вельможи и вожди, кроме верховного владыки, которому они приписывают более чем человеческое происхождение, все пользуются одинаковыми правами» [6, с. 17]. Сравнивая судопроизводство Литвы и

13

Крымского ханства, исследователь отмечает: «Несправедливо в Литве то, что бедняк, желая притянуть к суду магната, ни за какие средства не найдет себе стряпчего. Не менее несправедливо и то, что соседа моего более сильный, который живет со мной в околотке, имеет другую подсудность и не так легко призывается к суду» [6, с. 39].

4. Принцип справедливости. Сура 4 Корану велит в судебных делах и спорах решать по наиболее суровой справедливости, даже относительно ближайших своих родственников или друзей [2, с. 118].

5. Принцип осуществления правосудия только уполномоченным лицом - кади, то есть «без утверждения в должности кади, никто не уполномочен принять на себя звания кадия и заняться решением дел, которые подлежат рассмотрению шариатского суда» [2, с. 384].

6. Принцип неотвратимости наказания. Наказанию за преступления, предусмотренные в шариате, «подлежат одинаково лица всех состояний», то есть независимо от имущественного состояния и богатства [2, с. 467].

7. Принцип гласности. Рассмотрение дел кади вёл в мечети или в месте, указанном заранее судьёй (мехкеме). Помощники кади должны показывать любому желающему место судебного процесса. Наказание за преступления всегда исполнялось в присутствия народа [2, с. 91]. В Литве того же исторического периода, для сравнения, (взято из произведений М. Литвина) не было даже соответствующих мест для заседаний суда: «Часто обиженному приходится искать правосудия далее чем за 50 вёрст, что очень плохо» [6, с. 41].

Особенностью осуществления правосудия в Крымском ханстве является его религиозный характер, каким переполнены все этапы судопроизводства. Не только само правосудие основывалось на религиозно-правовых нормах, но и организация судопроизводства составляла религиозно-правовое действо. Перед осуществлением правосудия кади должен был прийти к мечети, осуществить обряд молитв и потом направлялся в мечеть. В соответствии с религиозным обрядом кади садился спиной к Каабе (Мекка), приглашая к себе спорящие стороны и сажая их так, чтобы во время судебного процесса они были обращены лицом к Мекке.

Таким образом, правосудие в Крымском ханстве имело свои отличительные, неповторимые особенности, обусловленные, главным образом, мусульманской религией. Это прослеживается в правовом положении судей в ханстве, в принципах правосудия, в организации и проведении судебного процесса. По свидетельству Торнау Н., правосудие осуществлялось с большой справедливостью и бесстрастием, и свято почиталось народом.

Список литературы

1. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник / О. Ф. Скакун. - Харьков: Консум. Университет внутренних дел, 2001. - 704 с.

2. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведния /Н. Торнау. - СПб : Типогр. 2 отделения Собственной Э.И.В. Канцелярии, 1850. - 475 с.

3. Попов А. И. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии в Бахчисарай / А. И. Попов. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1888. - 131 с.

4. Крым: прошлое и настоящее / Инт истории СССР АН СССР / отв. ред.: Агаджанов С. Г., Сахаров А. Н. - М. : Мысль, 1988. - 107 с.

5. Пейссоннель Ш. де. Записка в состоянии гражданском, политическом и военном Малой Татарии / Ш. де Пейссоннель. - М., 1755. - 73 с.

14

6. Литвин М. В нравах татар, литовцев и московитян / М. Литвин / Пер. с лат. Шестакова С. - М., 1845. - 77 с.

7. Лашков Ф. Ф. Исторический очерк крымскотатарского землевладения / Ф. Ф. Лашков // ИТУАК. - № 21. - 1894. - С. 59-89.

8. Книга путешествий Э. Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667). -Симферополь: Таврия, 1996. - 240 с.

9. Абдуллаев И. Возрождаемый архив: цели и перспективы / И. Абдуллаев // Голос Крыма. -2001. - № 6. - С. 5-11.

10. Лашков Ф. Ф. Сельская община в Крымском Ханстве / Ф. Ф. Лашков. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1887. - 64 с.

11. Книга путешествий Э. Челеби в Крыме (1666-1667) / Перевод с турецкого Э. В. Бахревского. -Симферополь: Дар, 1999. - 240 с.

Ametka F. A., Khavaji D. R. Historical and legal aspects of the organization and implementation of judicial authority in the Crimaen Khanate (first half XV - second half of the XVIII century) / F. A. Ametka, D. R. Khavaji // Scientific notes of V. L Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 4. - Р. 9-15.

Annotation: in the presented article, the historical and legal features of the organization and implementation of the judiciary in the Crimean Khanate are considered; examines the division of the khanate into judicial districts: censers, the powers of judges and the requirements that apply to candidates for the position of judge.

Keywords: Crimean Khanate, Kadi, Kadilyk, Kadiasker books.

Spisok literatury'

1. Skakun O. F. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / O. F. Skakun. - Xar'kov: Konsum. Universitet vnutrennix del, 2001. - 704 s.

2. Tornau N. Izlozhenie nachal musul'manskogo zakonovedniya /N. Tornau. - SPb : Tipogr. 2 otdele-niya Sobstvennoj E' .I.V. Kancelyarii, 1850. - 475 s.

3. Popov A. I. Vtoraya uchebnaya e'kskursiya Simferopol'skoj muzhskoj gimnazii v Baxchisaraj / A. I. Popov. - Simferopol': Tavricheskaya Gubernskaya Tipografiya, 1888. - 131 s.

4. Kry'm: proshloe i nastoyashhee / Int istorii SSSR AN SSSR / otv. red.: Agadzhanov S. G., Saxarov A. N. - M. : My'sl', 1988. - 107 s.

5. Pejssonnel' Sh. de. Zapiska v sostoyanii grazhdanskom, politicheskom i voennom Maloj Tatarii / Sh. de Pejssonnel'. - M., 1755. - 73 s.

6. Litvin M. V nravax tatar, litovcev i moskovityan / M. Litvin / Per. s lat. Shestakova S. - M., 1845. -

77 s.

7. Lashkov F. F. Istoricheskij ocherk kry'mskotatarskogo zemlevladeniya / F. F. Lashkov // ITUAK. -№ 21. - 1894. - S. 59-89.

8. Kniga puteshestvij E'. Chelebi. Poxody' s tatarami i puteshestviya po Kry'mu (1641-1667). - Simferopol' : Tavriya, 1996. - 240 s.

9. Abdullaev I. Vozrozhdaemy'j arxiv: celi i perspektivy' / I. Abdullaev // Golos Kry'ma. - 2001. - № 6. - S. 5-11.

10. Lashkov F. F. Sel'skaya obshhina v Kry'mskom Xanstve / F. F. Lashkov. - Simferopol': Tavricheskaya Gubernskaya Tipografiya, 1887. - 64 s.

11. Kniga puteshestvij E'. Chelebi v Kry'me (1666-1667) / Perevod s tureczkogo E'. V. Baxrevskogo. -Simferopol': Dar, 1999. - 240 s.

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.