Научная статья на тему 'Историко-правовой аспект развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования'

Историко-правовой аспект развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
202
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / НАУКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Анна Николаевна

С начала появления института высшего образования до его сегодняшнего закрепления на законодательном уровне прошло несколько определенных периодов развития и его становления. В статье приведена классификация исторических этапов развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal aspects of the development of Executive bodies of state power in the sphere of education

Since the advent of the Institute of higher education to its present legislative recognition passed some specific periods of development and its formation. The article describes the classification of the historical stages of development of Executive bodies of state power in the sphere of education in Russia

Текст научной работы на тему «Историко-правовой аспект развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования»

3'2015

Пробелы в российском законодательстве

2.10. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ

АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Егорова Анна Николаевна, аспирант. Место учебы: Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. E-mail: [email protected]

Аннотация: С начала появления института высшего образования до его сегодняшнего закрепления на законодательном уровне прошло несколько определенных периодов развития и его становления. В статье приведена классификация исторических этапов развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования в России.

Ключевые слова: образование, высшее учебное заведение, наука, исследование, университет, обучение, управление, право на образование.

HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EXECUTIVE BODIES OF STATE POWER IN THE SPHERE OF EDUCATION

Egorova Anna Nikolaevna, postgraduate student. Place of study: Chuvash state University named after I. N. Ulyanov. Email: [email protected]

Annotation: Since the advent of the Institute of higher education to its present legislative recognition passed some specific periods of development and its formation. The article describes the classification of the historical stages of development of Executive bodies of state power in the sphere of education in Russia. Keywords: education, higher education, science, research, University, training, management, right to education.

На современном этапе развития России образование в его неразрывной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста. А это делает его одним из главнейших факторов национальной безопасности, а также благополучия каждого гражданина [5, с.13]. С начала появления института высшего образования до его сегодняшнего закрепления на законодательном уровне прошло несколько определенных периодов развития и его становления.

Первым периодом следует считать появление высших учебных заведений. В 1724г. по Указу Петра I был создан Академический университет в Санкт - Петербурге, а в 1783г. на его базе была открыта сначала гимназия, а потом педагогический институт, ставший впоследствии Петербургским университетом - первым российским университетом [7, с. 92]. 12 января 1755 г. был принят Университетский устав Елизаветой Петровной. Он определял сущность государственной политики в сфере образования, также в нем были обусловлены ведущие принципы системы образования, такие как государственное управление, академическое содержание учебных планов и программ, тесная связь образования и воспитания в духе православия, любви к Родине [6, с.

3].

Манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 года впервые как орган управления в сфере образования было создано Министерство народного просвещения Российской империи, продемонстрировавший в себе сочетание единоначалия с коллегиальностью. Характерно, что сейчас, спустя почти 130 лет, история с ограничением автономии учебных заведений в некотором роде повторяется - в форме персонального назна-

чения ректоров федеральных университетов Правительством Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [10] руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации назначается Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов) [4, с.70].

Осенью 1817 г. было создано Министерство Духовных дел и Народного просвещения, которое состояло из двух подразделений: по духовным делам и по просвещению.

Начиная с 1917 г. следует второй период развития исполнительных органов в сфере образования (19171950гг.), который характеризуется установлением конкретного и непосредственного управления со стороны наркоматов и ведомств, регламентацией деятельности вузов и ужесточением государственного контроля за их деятельностью. Он включал в себя два подэтапа: первый - создание органов управления высшим образованием (1917-1936 гг.), второй - упорядочение данных органов (1936-1950 г.)

Конституцией РСФСР 1925 г. (ст.37) [9] были образованы 11 народных комиссариатов, в том числе Комиссариат просвещения, которые управляли отдельными отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Совета народных комиссаров РСФСР. Таким образом, общее и непосредственное руководство народными образованиями оставалось в ведении Народного комитета просвещения.

Далее следует третий период - с 1950 - по 1980 гг.. Он охватывал два подэтапа: первый - переход в ведение союзных республик высших учебных заведений и создание органа управления высшим образованием - Министерство высшего образования СССР, которое в дальнейшем Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1968 г. № 320 было модернизировано в Министерство высшего и среднего специального образования СССР.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что первый подэтап третьего периода характерен ослаблением централизации в управлении высшим образованием, о чем свидетельствует, в частности, переход высших учебных заведений в ведение союзных республик и появление Министерства высшего образования РСФСР, которое находилось в союзно-республиканском подчинении.

Второй подэтап третьего периода (1974 - 1980 гг.) берет свое начало с 1974 г., когда органы государственного управления образованием стали осуществлять единую государственную политику в области народного образования.

Подводя итог третьему периоду совершенствования управления высшем образованием, следует отметить его положительные преимущества, которые заключаются в передаче управления на республиканский уровень и образовании Министерства высшего образования РСФСР. Но тем не менее государство продолжало быть монополистом в решении всех вопросов высшего образования. Наряду с этим были условия к изменению системы управления вузами. Поскольку экономическая обстановка в стране с каждым годом модифицировалась, то необходимо было коренным образом обеспечить адаптацию учреждениям к новым условиям, позволить вузам быть более самостоятельными, дать возможность им получать внебюджетные доходы [1, с.48].

Начиная с 1980г. и по настоящее время следует четвертый период развития управления высшим образованием, который включал в себя также два подэтапа. Первый подэтап (1980-1991 г.г.) характеризовался переходом от жестко централизованной модели управления

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Егорова А.Н.

учреждений высшего образования к автономной модели.

Министерство народного образования РСФСР (1988 — 1991 гг.) был образован путем слияния в одно министерство двух министерств: Министерства высшего образования СССР и Министерства просвещения СССР. Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы образован в 1991 г. У него были исключительные полномочиями по проведению государственной политики в области науки и технического прогресса на территории государства. А уже в ноябре этого же года данный комитет был преобразован в Министерство науки, высшей школы и технической политики России.

Второй подэтап начинается с 1991 г. и продолжается по настоящее время. Он отличался появлением новых направлений управления высшими учебными заведениями, таких как: оперативное управление, регламентное управление, стратегическое управление. В ноябре 1991 г. после распада СССР Указом первого Президента Российской Федерации центральные органы государственного управления РСФСР подверглись реформированию. Было учреждено Министерство науки, высшей школы и технической политики РСФСР (1991 -1993 гг.), которое уже в феврале 1993 г. преобразовано в Министерство науки и технической политики Российской Федерации.

Министерство образования РСФСР (1991 -1995 гг.) стало правопреемником Государственного комитета СССР по народному образованию в части общего и профессионального образования, средних специальных учебных заведений.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (август 1996 - май 1999 гг.) было создано путем объединения Госкомвуза России и Министерства образования Российской Федерации.

На сегодняшний день Министерство образования Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти (май 1999 г. — по настоящее время).

Как видно из приведенных фактов, российское управление образованием за почти 200-летний период проделало достаточно нелегкий путь. В настоящее время все силы государства по организации просвещения сконцентрированы в одном министерстве.

Процесс развития самоуправления в сфере образования в современных российских условиях удерживается не столько слабостью законодательной базы, сколько ее слабым использованием. Законодательное обеспечение самоуправления в образовании, несомненно, нуждается в доработке, но главные препятствия внедрению самоуправленческих начал - это финансы, культура, а самое важное - характер отечественного политического процесса [8, с. 11].

Все этапы логически связаны между собой и демонстрируют диалектическое развитие системы высшего образования, напрямую связанной с развитием и трансформацией государства [2, с.32]. Принятый Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» открывает новый этап совершенствования законодательства об образовании и возвращает в российское законодательство понятие «высшее образование», принятое во всем мире.

Список литературы:

1. Галушкин А.А., Мустафаева М.М. О состоянии системы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Коллегия Минюста России и конференция в МГЮА им. О.Е.Кутафина // Правовая инициатива. 2012. № 5.

2. Галушкин А.А. Некоторые вопросы деятельности ФМС России: гражданство, иммиграция // Правовая инициатива. 2012. № 5.

3. Грудцына Л.Ю. Создание инновационных предприятий при образовательном учреждении // Новый юридический журнал. 2013. №2. С.62-78.

4. Грудцына Л.Ю., Иванова С.А. Экономические и правовые аспекты системы управления высшими учебными заведениями в России // Образование и право. 2012. № 4(32).

5. Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. № 3(7). С.11-15.

6. Зайцева Л.А. Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М.., 2008. 236 с.

7. Кретинин Г.В., Брюшкин В.Н., Гальцов В.И. Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград: «Янтарный сказ», 2002. 536 с.

8. Смолин О.Н. Управление учреждением образования в контексте образовательной политики: правовой аспект. М.: «СПАРК»,2006. С.5-13.

9. СУ РСФСР. 1925. №30. Ст.218.

10. СЗ РФ. 2012. № 53(Ч.1). Ст.7598.

11. Степанов Ю.В. Проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере образования // Бизнес в законе. - 2012. - №6.

12. Хмелевский С.В. О бесценном «национальном достоянии России», или к вопросу об обеспечении позитивного развития отечественной системы образования и науки // Социально-политические наук. - 2013. №3.

Рецензия

на статью «Историко-правовой аспект развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования» аспирантки кафедры теории и истории государства и права Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова Егоровой Анны Николаевны

В научной статье приведена классификация исторических этапов развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования в России. Исследования проводились путем изучения истории развития данных органов начиная с момента появления института высшего образования до его современного законодательного закрепления.

Представленная статья, без сомнения, своевременна и актуальна. На сегодняшний день образование является одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Автор научной статьи провел серьезную работу по исследованию развития исполнительных органов государственной власти в сфере образования в России. В статье представлены результаты научного анализа, сделаны выводы о каждом этапе развития системы управления образованием. Все этапы логически связаны между собой и демонстрируют диалектическое развитие системы высшего образования.

Научная статья полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к подобным научным трудам. Статья может быть рекомендована к публикации в специализированном журнале.

Рецензент: профессор кафедры частного права АНО ВПО «РУК» Чебоксарский кооперативный институт, д.и.н., к.ю.н. Вязовская Т.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.