Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ возникновения морского пиратства'

Историко-правовой анализ возникновения морского пиратства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
599
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПИРАТСТВА / МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО / ПИРАТСТВО / МОРСКОЙ РАЗБОЙ / ПИРАТСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазуренко М.Н.

На протяжении своего исторического пути развития пиратство угрожало жизненно важным интересам государств, представляющим в настоящее время реальную опасность для мореплавания, а также права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В статье автор подробно рассматривает эволюционную (историческую) концепцию международного морского пиратства, дает подробный анализ возникновения понятия «пиратство» в контексте развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ возникновения морского пиратства»

Список литературы:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1.

2. Иванова Т.М., История становления и развития института защиты прав потребителей за рубежом // «Вестник Астраханского государственного технического университета». - 2015. - № 3.

3. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. - ЮС-ТИЦИНФОРМ, 2015.

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРСКОГО ПИРАТСТВА

© Мазуренко М.Н.

Международный институт бизнес-образования, г. Мурманск

На протяжении своего исторического пути развития пиратство угрожало жизненно важным интересам государств, представляющим в настоящее время реальную опасность для мореплавания, а также права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В статье автор подробно рассматривает эволюционную (историческую) концепцию международного морского пиратства, дает подробный анализ возникновения понятия «пиратство» в контексте развития цивилизации.

Ключевые слова концепция международного морского пиратства, международное морское право, пиратство, морской разбой, пиратские действия.

В течение разных этапов эволюционного пути развития цивилизаций освоение морских пространств оказывает значительное влияние на развитие политических, культурных, экономических и правовых связей между государствами. На протяжении своего исторического пути развития пиратство угрожало жизненно важным интересам государств, представляющим в настоящее время реальную опасность для мореплавания, а также права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Исследуя действенные методы борьбы с международным пиратством, следует обратиться к эволюционной (исторической) концепции международного морского пиратства.

Первые исторические упоминания об актах пиратства корреспондируются с зарождением торгового мореплавания. В период освоения новых земель для создания торгово-экономических отношений (конец XIX в. - начало XX в.) пиратство влияло на внешнюю политику и укрепляло позиции, прежде всего, в приморских государствах.

До настоящего времени ведется спор о происхождении пиратства - некоторые ученые придерживаются мнения, что это Греция, другие - что это Иллирия.

Согласно исследователю-политологу Д. Вомбевеллу, родиной пиратства является остров Крит, выделявшийся в политическом мире в 2000-1400 гг. до н.э., являвшийся страной с развитым военно-морским флотом на Эгейском море [1].

Сведения о более раннем этапе в истории пиратства установлены на основании календарей, составлявшихся жрецами Древнего Египта в соответствии с временными интервалами, соотносившимися с годами правления фараонов. В частности, в донесении секретаря египетского фараона Рамсеса III, относящемся к концу II тысячелетия до н.э., сообщалось о существовании морских разбойников, которые на протяжении более чем ста лет наносили значительный вред мореплаванию египтян. В этом документе говорилось: «Обрати внимание на народы Севера, живущие на островах. Они неспокойны, они ищут подходы к портам». На рубеже IV и III вв. до н.э. верховный жрец Манефониз Он-Ра написал «Историю Египта». Согласно записям Диогена Лаэртского он располагал иероглифическими «записями Тота» начиная с 306-27 г. до н.э. Византийский историк Снеллиус упоминает в своих трудах «Древние хроники», составлявшиеся жрецами на протяжении 365 лет.

В 228 г. до н.э. в акваториях Эгейского и Адриатического морей Римская империя ввела 200 кораблей против эскадр иллирийских пиратов, возглавляемых Скодри (Скутари),основавшего корсарское царство. В результате противостояния эскадре главы пиратов Аргона на время удалось упразднить пиратские набеги. Еще одна военно-морская экспедиция, целью которой была борьба с сицилийскими пиратами, организована претором Марком Антонием в 102 г. до н.э., однако она закончилась разгромом римского флота. Согласно историческим сведениям, в Италии распространен факт пленения римских преторов и ликторов и последующего взимания за них выкупа. Из-за непрекращающихся пиратских актов морская торговля становилась экономически невыгодной [2].

Известен факт пленения на пути к острову Родос из Рима киликийски-ми пиратами Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до н.э.). Установив от спутников Цезаря его происхождение, пираты установили размер выкупа 50 талантов (1310 кг серебра). После освобождения Цезарем было организовано нападение на стоянку пиратов с реализованной целью казни всех участников захвата и возвращения выкупа.

Внутренние раздоры послужили временному невмешательству в деятельность Рима пиратов, и только в 73 г. до н.э. снова была послана против них боевая эскадра Антония Критского, исходом действий которой стало объединение с пиратами. Во II в. до н.э. киликийскими морскими пиратами под руководством Тифона (2 в. до н.э.) осуществлен захват Сирийского царства. Пиратские замки располагались вдоль киликийского, ликийского, пам-филийского берегов Средиземного моря. Таким образом, следует отметить этап создания пиратского государства, укрепившего свое влияние договора-

ми с греческими прибрежными городами, располагавшими портами и торговыми площадями. Похищенное пиратами имущество считалось военной добычей. Были установлены санкции за нарушение введенных порядков римскими гражданами, в частности, приглашение добровольно броситься в море по команде «За борт!».

В 67 г. до н.э. по предложению народного трибуна Авла Габиния против пиратов по побережьям Испании, Франции, Африки, Сицилии и Сардинии снаряжена крупная военно-морская операция Помпея. Результатом операции было искоренение пиратства на значительный период времени, до V в. н.э. Данный период времени ознаменовался появлением в Карфагенском порту новыми пиратскими эскадрами, к концу V в. н.э. захватившими почти все побережье Римской империи [3].

Существует понятийная разница в статусе и функциональных взаимосвязях между международным сообществом и морским пиратством нашего времени и пиратством в исторической ретроспективе. В античных государствах, равно как и позднее, в Средневековье правители государств в военно-морских операциях широко использовали силы морских пиратов. Из исторических источников следует, что афинские законы нормативно закрепляли существование особой гильдии - Общество пиратов - и регламентировали функции Общества: помощь Афинскому государству во время войны, охрана прибрежных городов и торговых путей, безопасность флота в определенном морском пространстве и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Известен факт пиратской организации Поликрата Самосского в VI в. до н.э. Между ней и граничащими странами, таких, как Греция и Финикия, были организованы финансовые отношения, основанные на взимании подати за обеспечение безопасности судов и грузов. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи.

В 509-27 гг. до н. э. (римская республика) сформировался взгляд на пиратство как силу, противостоящую не одному либо нескольким народам, а человечеству («hostes humani generis»). Античная эпоха представлена расцветом пиратских государств: Миноса, Поликрата и Секста Помпея. Вместе с тем, с крушением Римской империи происходит замещение интересов в межгосударственных отношениях многих стран, из-за наращивания национальных экономических мощностей которых вытесняется морская торговля, что в свою очередь ослабило пиратскую коалицию. Период снижения мощи пиратских государств и ослабления контроля пиратов над морскими пространствами продлился до средних веков. Развитие мореплавания и морской торговли является значительной предпосылкой для возникновения, существования и укрепления пиратства.

Современный этап возрождения морского пиратства начался лет 20 назад в связи с ростом мирового торгового мореплавания [4]. Более 80 % меж-

дународных перевозок самых различных товаров осуществляется морем. Одновременно в морях и океанах перемещается более 10 млн. грузовых контейнеров. По оценкам экспертов, около 20 тысяч грузовых судов в год проходят по кратчайшему морскому пути между Европой, Азией и Африкой -через Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Аденский залив. Эти морские перевозки - 7 % всей нефти, потребляемой человечеством, или 30 % нефти и газа, потребляемых Европой.

Грабежи в открытом море, захваты судов с целью выкупа или завладения ценным грузом продолжают с различной степенью интенсивности иметь место и в других районах Мирового океана, особенно в Карибском бассейне, в водах Западной Африки, а также в Малаккском проливе, Южно-Китайском море и прибрежных пространствах Индостана. Следовательно, проблема пиратства как составной части преступности на море является глобальной в географическом плане. При этом меняется характер пиратских действий: они становятся более масштабными и насильственными [5].

Нападения совершаются уже не отдельными судами, а флотилиями быстроходных катеров. Если средневековые корсары орудовали ножами и мачете, то сегодня они вооружены крупнокалиберным автоматическим оружием, гранатометами и даже переносными ракетными пусковыми установками. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имевшие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров.

По данным Международного морского бюро Международной торговой палаты, в период с 2002 по 2012 г. в мире было отмечено свыше 3400 актов пиратства (т.е. в среднем по 400 в год), что почти в 2 раза превысило уровень предшествующего десятилетнего периода.

В 2008 г. произошло беспрецедентное увеличение (на 11 %) числа актов пиратства, или вооруженного разбоя, в отношении судов на море во всем мире, при этом было захвачено 42 корабля и взято в заложники 815 моряков. У побережья Сомали произошло 111 инцидентов (хотя в 2003 г. была зафиксирована лишь 21 пиратская атака) [6].

В 2010 г., по информации Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро (ММБ), отмечено более чем двукратное возрастание нападений на гражданские суда. Если за первые шесть месяцев 2009 г. было зарегистрировано 114 пиратских нападений, то в 2010 - с января по июль -уже 240. Количество случаев применения пиратами огнестрельного оружия возросло на 200 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Всего за 2009-2012 гг. ММБ приводит такие данные: на 114 судов высаживались пираты; 34 судна были захвачены; 88 судов были обстреляны; 661 член экипажа был взят в заложники; 12 членов экипажа были похищены; 6 членов экипажа погибли; 8 членов экипажа пропали без вести.

Таким образом, пиратство, иначе еще называемое морским разбоем, появилось с возникновением мореплавания и полностью никогда не исчезало, пройдя этапы взлетов и падений.

Список литературы:

1. Тодоров А.А. Уголовно-правовая характеристика пиратства по российскому и зарубежному законодательству: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2012. - С. 25.

2. Лукшин И.В. Противоправные действия, посягающие на свободу мореплавания // Право и политика. - 2011. - № 6. - С. 15.

3. Бажанов Е.П. Современный мир. - М.: Научная книга, 2013. - С. 65.

4. Кравченко И.Н. Дипломатическая история США (1844-1919). - М.: Научная книга, 2002. - С. 176; Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 1-3. - М.: Научная книга, 2012. - С. 10-19.

5. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Т. 1-3. - М.: Научная книга, 2012. - С.10-19.

6. Марков С. Терроризм на море - угроза национальной безопасности России // Обозреватель Observer. - 2011. - № 4. - С. 32-41.

ПРИЧИНЫ ФИНАНСОВОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Плохоцкая А.С.*, Гурунян Т.В.*

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск

Высокая конкуренция, ухудшение условий для деятельности компании в условиях кризиса, данные факторы способствовали к увеличению количества компаний, которые пережили банкротство. Сложившиеся экономическая ситуация в России оставляет след на причины роста несостоятельности компаний. Рассмотрению этих причин и особенностей посвящается данная статья.

Ключевые слова: банкротство, неустойчивость российских компаний, «симптомы» банкротства, факторы кризиса, Рекомендации по борьбе с банкротством.

Залог эффективного и успешного развития экономики любой страны является стабильное функционирование предприятия. Однако в условиях

* Студент 4 курса кафедры Финансов и кредита.

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.