5.4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПИРАТСТВА В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
Пенько Сергей Александрович. Должность: юрист. Место работы: Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. E-mail: sergejjpenk@rambler. ru
Аннотация: Пиратство как преступление международного характера: уголовно-правовой и криминалистический аспект, как много столетий назад остается не менее острым и опасным.
Морские разбойники возникли, когда на морских путях появились торговые корабли. Сам термин ««пират» имеет несколько толкований: pirata (лат.) происходит от греческого слова peirates, с корнем peiran (« пробовать, испытывать») и означает « пытать счастья»1. Согласно другому толкованию, пират — это ««предприимчивый человек», ««охотник за удачей» в море, пиратство первоначально возникло на реках и озерах, затем получило распространение и в морях (с развитием судостроения и морского судоходст-ва)2.
Ключевые слова: пират, преступление, морской разбой, захват судна, борьба с пиратством, конвенция по морскому праву.
PIRACY AS THE CRIME OF AN INTERNATIONAL CHARACTER CENTURIES AGO
Penko Sergei Alexandrovich. Position: lawyer. Place of employment: Ministry of Social Welfare and Labour of the Republic of Mari El. E-mail: [email protected]
Annotation: Piracy as the crime of an international character: the criminal - legal and criminalistical aspect remains no less sharp and dangerous as it was a lot of centuries ago.
Pirates appeared, when the trading ships appeared on the shipping routes. The term "pirate" has some interpretation: the origin of the term pirata (an armor.) is the Greek word peirates, with a root peiran ("to try, experience") and means "to try the luck". According to anther interpretation, the pirate is "the enterprising person", "the hunter of the luck" in the sea, the piracy has originally arisen on the rivers and lakes, then was extended in the seas (with development of shipbuilding and sea navigation).
Keywords: pirate, crime, maritime banditry, capture of a ship, struggle with piracy, United Nations Convention on the Law of the Sea.
Морские разбойники возникли, когда на морских путях появились торговые корабли. Сам термин «пират» имеет несколько толкований: pirata (лат.) происходит от греческого слова peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать») и означает «пытать счастья» . Согласно другому толкованию, пират — это «предприимчивый человек», «охотник за удачей» в море, пиратство первоначально возникло на реках и озерах, затем получило распространение и в морях (с развитием судостроения и морского судоходства)4.
Слово «пират» вошло в обиход примерно в IV—III вв. до н. э., а до того применялось понятие (и термин)
«лэйстес», указанное понятие было тесно связанно грабежом, убийством и добычей.
Необходимо отметить, что понятие «пират» исторически менялось и прошло в своей эволюции ряд этапов. Первый этап эволюции понятия «пират» — из смысла «моряк, совершающий поиск неизведанного» приобретает значение «авантюриста». Термин «пират» применялось к морякам авантюрного склада ума и поведения, готовым к случайностям рискового мореплавания. Они еще не были преступниками и сохраняли способность зарабатывать средства на жизнь честным путем. Пейратес были полноправными членами общества, пользовались уважением сограждан и участвовали во всех формах общественной жизни своего государства. Так, законы Афин о пиратах предусматривали создание и функционирование Общества пиратов, регламентировали членство в Обществе, возлагали на Общество такие обязанности, как помощь государству во время войны, охрана торговли и побережья от врагов и т. п.5
Второй этап эволюции указанного понятия заключается в изменении его понимания аналогичному определению термина «грабитель». Перепробовав различные способы морского промысла, «пейратес» стали применять вылазки на чужой берег и грабеж. Главным значением понятия «пиратства» стало понятие грабеж, сопряженный с насилием, как основной способ достижения цели максимально быстрого обогащения.
Так, еще до появления «пейратес» в Древней Г реции ее прибрежные жители, а также жители других приморских районов, переселившихся затем на территорию Греции, «жили в основном за счет берегового пиратства»,6 т.е. грабили тех, кто потерпел кораблекрушение; грабили также торговые суда, заходившие в их гавани на ночь или заходившие во время шторма; грабили купеческие суда и самих купцов, предлагавших свои товары и т. д.
Никаких запретов в сфере такого грабежа для таких жителей не существовало ни в правовом, ни в моральном (обычном) смысле. Характеризуя это время в целом, римский юрист Секст Помпоний писал: «Народы, с которыми у нас нет отношений дружбы, гостеприимства и союза, не являются нашими врагами; однако если какая-нибудь вещь, которая принадлежит нам, окажется в их руках, то они становятся ее собственниками, а наши свободные люди становятся их рабами, и мы применяем к ним то же. Применение этого права объясняется "необходимостью возмездия" по отношению к варварским народам».7
Третий этап эволюции понятия «пират» — это дальнейшее совершенствование пиратских методов нападений с моря на жителей чужих государств и постепенное превращение организованного группового грабежа материальных ценностей в жестокое и беспощадное разграбление и уничтожение береговых поселений и их жителей. Грабители стали жестокими морскими бандитами.
По очередности появления в истории морского пиратства основные способы пиратских действий подразделяются на такие способы как:
1) нападения береговых пиратов на суда, потерпевшие кораблекрушение, и на суда, приблизившиеся к берегу ;
1 Гребельский П. Пиратские истории. СПб., 1994. С.5.
2 http://www.randewy.ru/razn/pirat2.html
3 Гребельский П. Пиратские истории. СПб., 1994. С.5.
4 http://www.randewy.ru/razn/pirat2.html
5 Гребельский П. Пиратские истории. СПб., 1994. С.5.
6 Мерьен Ж. Энциклопедия пиратства. С.8.
7 Ваттель Эммер, де. Право народов. Кн. II. М., 1960. С. 275.
8 Мерьен Ж. Энциклопедия пиратства. С.9.
2) нападения морских пиратов на береговые поселения и на суда, стоящие у берега или на берегу;
3) нападения морских пиратов на другие суда в море;
4) мошеннические действия по захвату судов и грузов в сочетании с вооруженным нападением пиратов.
Стоит отметить тот факт, что с развитием общества и цивилизаций, на пути распространения такого преступления как пиратство встала угроза возмездия, которая показывала, что прибыль от «морских экспедиций» была меньше, чем ущерб от набегов чужих пиратов. Цивилизованные народы начали приходить к взаимопониманию и объединяться против всех пиратов, включая собственных, ставя их «вне закона» на международном уровне.
Стоит отметить тот факт, что пиратам для получения прибыли необходимо было реализовать захваченные ценности, для чего им необходимо было иметь прочные и устойчивые связи с береговыми портами или иными местами, где с ними согласны торговать (такие рынки существовали во всех крупных портовых городах Римской империи, Греции, Египта и других стран. Финикийцы же строили в портах специальные пристани, где пираты могли ошвартоваться и предложить свой «товар»).
Если кратко проследить историю развития пиратства, то следует отметить, что пиратство в своей примитивной форме — морских набегов появилось одновременно с мореплаванием и раньше морской торговли; такими набегами занимались все прибрежные племена, овладевшие основами мореплавания. С появлением цивилизации грань между пиратами и торговцами долгое время оставалась условной: мореплаватели торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен.
Французский юрист Дж. Пардессю по вопросу правового регулирования пиратства и морской торговли указывает, в частности, на то, что один из древнейших индийских законов Ману относится к случаю заключения между капитанами аварийного и спасательного судов договора бодмереи — формы оказания помощи на море путем передачи припасов и снабжения под залог судна или груза.9
Одним из этапов развития древних морских законов и обычаев, касающихся безопасности человеческих жизней и имущества на море, является родосское морское право (по названию греческого острова Ро-дос).10 Принято считать, что родосские мореплаватели синтезировали свой свод морских обычаев на основе
заимствования обычаев арабов, финикийцев и кри-
11
тян, однако анализ родосского морского права, проведенный Цицероном, Ливнем, Страбоном и другими древними мыслителями, показал не только высокий уровень разработки правовых положений, но и оригинальность положенных в их основу идей.12
9 См.: Pardessus J. M. Collection des lois maritimes anterieures au XVIII siecle. Paris, 1828. T I. P. 28-29; Jones W. The law of Menu, Son of Brahma. London, 1807. Vol. 7. P. 25-28; Viswanatha S. International law in ancient India. Bombay, 1925. P. 7-10.
10 См. подробнее: Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. С. 345-346, 494-495.
11 Отфейль Л. Б. История, происхождение, развитие и изменение международного морского права. С. 97.
12 Таннебаум И. Л. Об аварии. Ярославль. 1913. С. 10.
Родосское морское право13 послужило основой для Афинского свода морских обычаев, для соответствующих разделов римского права, в частности Диге-стов Юстиниана и пр.14 Так, английские юристы М. Чорли и О. Джайлс, имея в виду ст. XLV родосского права, включенную затем в римское гражданское право (Digest 14.2 De Lege Rhodia de Juctu), прямо указывают, что правовое начало в виде обязанности вознаградить за сохранение имущества на море «берет свое начало из римского права».15 Так, согласно ст. XLV родосского права экипаж аварийного судна или иное лицо имеют право на 1/5 часть обломков кораблекрушения, извлеченных из воды.16 Статья XLXI родосского права предусматривала, что судовладелец или капитан, если он является судовладельцем, был обязан уплатить годовую зарплату наследникам погибших во время аварии моряков.17
Вместе с тем существовали и пиратские обычаи оказания взаимной помощи, когда группа пиратских судов, находившихся под командованием какого-либо пиратского адмирала или архипирата, осуществляла совместные пиратские операции, периодически переходившие в корсарские (каперские) операции. Такого рода морские обычаи существовали у викингов в X-XI вв. н.
э. и у других пиратов в различных регионах, но они не были общепризнанными и всегда были ограничены по времени (на время похода в какой-то район, на один сезон и пр.), как, впрочем, и другие договоренности пиратов (о дележе добычи, о компенсации за увечья, полученные в бою, и пр.) 18
Таким образом, можно сказать, что древние морские обычаи спасания моряков от опасности гибели во время аварии, а также защиты от гибели их судов и иного имущества, признаваемые как нормальные и естественные нормы поведения на море, имели распространение в основном среди обычных мореплавателей и купцов19. Что касается пиратов, то они игнорировали данные обычаи как нечто, мешающее их профессии, воспринимали их как чуждое явление их целям и взглядам, поэтому в древнем мореплавании последних веков до новой эры протекали два параллельных процесса в сфере формирования морских обычаев: во-первых, формирование и упрочение морских обычаев, признаваемых моряками ряда стран, согласно которым каждый моряк считал своим долгом помочь другим морякам, попавшим в аварию; во-вторых, практически полное отрицание пиратами каких-либо обязанностей в отношении других людей на море; исключение пираты могли сделать лишь для су-
13 Существует различное его наименование - Родосский морской закон, Родосский морской кодекс представляет собой сборник морского права, составленный в Византии в VII-VIII вв. на основе античных (древнегреческих, древнеримских и др.) обычаев мореплавания и морской торговли. Название памятника происходит от имени греческого острова Родос - крупного средиземноморского торгового центра. Его применение в Средиземноморье продолжалось до XV в.
14 Buckland J. Text of Roman law from Augustus to Justinian. 2nd ed. London, 1932. P. 38-39.
15 Chorley M. A., Giles О. С Shipping law. 4th ed. London, 1959. P. 253.
16 Kent J. Commentaries on American law. 12* ed. Boston, 1873. Vol. III. P. 4.
17 Justice: sea laws. 3rd ed. London, 1705. Vol. 1. P. 231-232.
18 См.: Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. С. 345-346.
19 Наздратенко А. Е. Международно-правовые проблемы обес-
печения безопасности мореплавания при угрозе возникновения аварии : Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата
юридических наук. /А. Е. Наздратенко; Науч. рук. К. А. Бекяшев. - М., 2003.
дов и людей той пиратской группы, в которую они временно (на рейс, сезон и пр.) входили, объединенные какой-то конкретной пиратской операцией.
Необходимо отметить, что в Риме (в 20 г. до н.э.) был принят закон, карающий пиратов смертной казнью через распятие на кресте. Римская империя не сразу создала свой морской флот, поэтому не смогла своевременно обеспечить защиту своих торговых судов от пиратов. Ущерб, приносимый пиратами, вызвал жесткую реакцию римского сената, который по предложению популярного римского народного трибуна Луция Апулея Сатурнина в 103 г. до н. э. принял Закон «О преследовании пиратов», согласно которому пираты объявлялись «Врагами человечества» (Hostis humani generis), а пиратство признавалось международным преступлением, за которое устанавливалось наказание в виде распятия на кресте.20 Когда Гай Юлий Цезарь в 81 г. до н. э. попал в плен к пиратам, а затем был выкуплен из плена и сам на четырех галерах с 500 воинами пленил тех, у кого был в плену, то, определяя участь 350 пиратов, он руководствовался Законом Апулея «О преследовании пиратов». Решив точно исполнить Закон, т. е. распять пиратов на кресте, он приказал поставить на морском побережье столько крестов, сколько было пленных пиратов. Учитывая гуманное отношение к нему пиратов во время его плена, он решил проявить «милосердие» и приказал сначала перерезать каждому из них горло, а затем уже распять на кресте, уменьшая тем самым их муки.21
Основа пиратского права Рима представляла собой фрагментарную копию ряда норм Родосского морского кодекса, греческих законов Солона, других афинских законов о пиратах, наёмниках и корсарах. При этом афинские законы регулировали порядок выплаты вознаграждения и его размер за захваченное «у наприя-теля» имущество. Законы допускали захват имущества только «у неприятеля», а не у мирных мореплавателей и купцов. В Афинах существовал Морской призовой суд, разрешавший споры о правомерности захвата имущества на море корсарами и пиратами-наёмниками. В Риме подобные морские споры разрешали преторы, использовавшие нормы Родосского морского кодекса и отдельные нормы законов Афин.22
Стоит отметить тот факт, что Родосское морское право было затем утрачено и возрождено лишь в VII в. н.э. Византией, а затем воспринято Венецией.
Также необходимо отметить, что в тексте Закона «О преследовании пиратов» 101-100 гг. предусматривались правила ведения дел с пиратами: возможность их найма на службу, что превращало их в корсаров, наказания для пиратов, нападающих на римских граждан и союзников Рима и захватывающих их имущество и т.д.
Интересным является положение указанного Закона, согласно которому римские граждане могут «совершать перевозки без риска независимо от того, каким делом они хотят заниматься и где бы они им ни занимались». При этом предписывалось, что никакой пират не может «использовать королевство, землю или любую территорию любого рисского союзника как базу действий. Никакое официальное лицо или гарнизон не будет укрывать пиратов в гаванях. Необходимо объединиться для всеобщей безопасности».
20 См.: Всемирный биографический энциклопедический словарь. С. 37.
1 См. подробнее: Марковец Р. Из пиратского плена // Красная звезда. 1989. 24 сент.
22 См.: Наумов Д.В. Мир океана. М., 1983.
Текст Закона предусматривал за укрывательство пиратов штраф в размере 200 тыс. сестерций. Закон давал возможность Риму преследовать пиратов на довольно обширных морских и сухопутных территориях.
Необходимо отметить, что в то время также существовали антипиратские флотилии, которые позволяли, но уже в редких случаях бороться с пиратством в море вне положений Закона.
В последние века до новой эры законодательство Рима и Афин, предусматривало смертную казнь за доказанные занятия пиратством, также определённый ряд стран, в том числе установили правила, уравнивающие пиратство с кражей или морским разбоем. В Римской империи также применялось для пиратов наказание в виде использования в качестве морских гладиаторов.23
Допускалась выплата денежных компенсаций жертвам пиратских нападений за счет имущества пиратов. В законодательстве Морского союза, возглавляемого Афинами, предусматривалось, что смертная казнь для пиратов допустима лишь в случаях, когда они захватывают в плен и продают как рабов жителей стран, входящих в Морской союз. Если пираты захватывают рабов из других стран, как правило, за пределами Средиземноморья, то смертная казнь к ним не применяется, более того, пиратам разрешалось продавать совершенно открыто своих пленников на известных невольничьих рынках.24
Именно такой подход к действиям пиратов привел к тому, что к I в. до н.э. в ряде стран Средиземноморья сформировалось разделение пиратов на «чужих» и «своих». К «чужим» для конкретного государства относились пираты, которые нападали на торговые суда этого государства, брали в плен его граждан или подданных, разоряли его селения, порты, крепости и пр. Именно для «чужих» пиратов предусматривались жесткие наказания, когда их удавалось поймать.25 Наместники римских провинций или греческих колоний имели указания ловить нападавших на них пиратов и подвергать их публичной казни через обезглавливание распятие на кресте или растерзание дикими зверями.2
Таким образом, можно констатировать, что ко II—I вв. до н. э. в законодательстве ряда стран сложилось двоякое отношение к пиратам: 1) «чужих» пиратов жестоко наказывали, считая их врагами рода человеческого; 2) «своих» пиратов, если они не выходили за пределы установленных границ, считали весьма полезными, ибо они добывали рабов и прочие ценности и не причиняли зла своим гражданам и их имуществу.
Деление пиратов на «своих» и «чужих» существовало в целом ряде рабовладельческих государств Древнего мира, но особенно в тех, в которых были приняты законы о пиратах, подобные римским или греческим законам. К числу таких государств можно отнести Египет, Сирию, Византию (до и после распада Римской империи), Испанию, страны Малой Азии и пр.
При этом поведение пиратов регулировалось различными группами законодательных и обычных норм в зависимости от того, в какой роли они выступали: в роли «своих» или «чужих» пиратов, в роли наемников или корсаров. Поскольку одни и те же пираты могли быть отнесены одновременно к двум или трем указан-
23 См.: Редис Б. Кто есть кто в античном мире. С. 225-226.
24 Снисаренко А. Б. Эвпатриды удачи. С. 183.
25 Feeling L. С The Ancient pirates // Navigation. 1983. N 2. P. 3641.
26 Наказания за пиратство II Рогожинский Ж. Энциклопедия пиратов. С. 383.
ным группам, то их правовой статус был различным в тот или иной период.
Причины такой неопределенности правового статуса пиратов заключались в общей нестабильности рабовладельческой системы Древнего мира, отсутствием четких государственных границ и общепризнанных норм международного права, использованием вооруженных сил в качестве средства разрешения конфликтов. В таких условиях действия пиратов, (наемников, корсаров) были явлением обычным и даже необходимым, а поэтому и неизбежным для своего времени.
В VI в. на Чёрном море появляются славяне, которые именуются варварами, руссами и скифами, при этом нападения отмечаются с 555 г.
В VII веке развитие морского пиратства объясняется появлением «морского страхования». В Византии был принят Морской закон, явившийся кодексом торгового мореплавания. Он устанавливал коллективную ответственность судовладельца, фрахтователя и даже пассажиров, если они были на судне, за расходы и убытки, связанные с устранением общей опасности судна, груза и людей от воздействия стихии или пиратов.
В Тёмные века ^-Х вв.) происходит переход из эпохи рабовладения в период феодализма. При этом спрос на рабов в различных странах сохранялся и, соответственно, так как поставщиками таких рабов в основном были пираты, их значение также не утратило своего значения.
В.Ф.Сидорченко выделяет такой термин, характеризующий пиратство Тёмных веков как «государственное пиратство», то есть осуществление армией совместно с пиратами и корсарами грабительских походов, во время которых разграблялись морские суда, прибрежные города и селения.27
В указанный период времени существенную роль в поддержании пиратских обычаев по разграблению аварийных судов и грузов имели религиозные поверья. Так, например, согласно одному из них «аварийное судно отвержено богом и принадлежит сатане, из пасти коего вырвать, что возможно есть обязанность каждого христианина и заслуга перед богом» 28
При этом древние русские государства в своих отношениях с соседями придерживались международных договоров, которые они заключали. Проводилась линия на предоставление равных со своими подданными прав потерпевшим кораблекрушение иностранцам (византийцам, варягам и другим), т.е. стороны брали на себя обязательство пресекать проявления берегового пиратства и даже наказывать за него. (ст. 8 Договора 911 г и ст.9 Договора 945 г. Руси с Византией, ст. 12 Договора Великого Новгорода с Готским Берегом и немецкими городами 1189-1199 гг., ст. 37 Договора 1229 г. Смоленска с Ригой и Готским Берегом).
Всё же «спасание» чужого имущества в Тёмные века и в эпоху Раннего Средневековья происходило в случаях интересов самих спасателей, то есть пиратов, которые могли легальным путём присвоить имущество аварийного суда, так как таковым можно было признать любое судно, находящееся в опасности морской стихии.
Таким образом, из проведённого исторического анализ следует сделать несколько важных выводов:
1. В период античности пиратство оформилось как социально-экономический элемент общества. Понятие
«античное пиратство» не отождествляется с пиратством Греции и Рима, указанное явление возникло ранее греческих и римских «эвпатридов удачи». Стоит отметить, что существовали египетские и финикийские пираты. История пиратства непосредственно связана с историей мореплавания и не может рассматриваться раздельно с ним в процессе изучения.
2. В античное время формируются нормы, посвящённые регулированию деятельности пиратов. Так, например, афинские, римские законы и Родосское право закрепляли Общество пиратов и регламентировали его деятельность — помощь во время войны, охрана торговли и побережья, право «спасания» и т. д.
4. С развитием цивилизации в Греции и Риме начинают формироваться нормы, направленные на борьбу с пиратством. Среди причин невозможности урегулировать такую борьбу стоит отметить следующие: во-первых, из-за социально экономических особенностей античного общества пиратство продолжало успешно развиваться; во-вторых, всегда имелись люди, занимающиеся данным промыслом (потенциальные преступники); в-третьих, ни одно государство не могло постоянно и эффективно противостоять пиратству (например, из-за внутриполитических противоречий); в-четвёртых, оперативная борьба с пиратством не представлялось возможной в связи с отсутствием достаточных технических и ресурсных возможностей; в-пятых, главы государств не уделяли проблеме пиратства должного внимания, в силу занятости внутриполитическими и другими проблемами.
на научно-практическую статью
Пенько Сергея Александровича
«Правовое регулирование пиратства в эпоху античности»
Актуальность научно-практической статьи обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования российского законодательства в области проблем привлечения морских пиратов к уголовной ответственности, а также вопросов правового регулирования существующих пробелов и противоречий в Уголовном кодексе РФ и иных нормативно-правовых актов.
Статья содержит полный и всесторонний обзор правового регулирования пиратства в эпоху античности, проводится анализ международного законодательства того времени.
Данная научно-практическая статья является результатом обобщения юридического обзора вопросов пиратства в эпоху античности, и может быть интересна преподавателям предмета «Уголовное право», «Уголовноисполнительное право» и преподавателям гуманитарных дисциплин.
Научно-практическая статья Пенько Сергея Александровича на тему «Правовое регулирование пиратства в эпоху античности» необходимо опубликовать в журнале, рекомендованных ВАК.
Рецензент:
Баскакова Василиса Евгеньевна кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры Публичного права России и Зарубежных стран ГОУ ВПО «Марийский Государственный Университет», член Ассоциации юристов России,
заместитель председателя Координационного совета молодых юристов Марийского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»,
член комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл в соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 18 февраля 2002 года № 20 «О Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Марий Эл»,
член Союза журналистов России
Дата проверки 8 августа 2011 г.
1
(подпись) (расшифровка подписи)
Сидорченко В.Ф. Морское пиратство. - СПб.: Издательсткий дом С. - Петерб.гос.ун-та, Издательство юридического факультета С. - Петерб.гос.ун-та, 2004. - С. 28.
28 Эдберг Г.Ф. Крушения судов у острова Даго. СПб., 1863. С.29.