Научная статья на тему 'Историко-правовой анализ особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья'

Историко-правовой анализ особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЯ / УКРАИНА / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ECOLOGICAL MONITORING / ENVIRONMENTAL PROTECTION / LEGISLATION / RUSSIA / UKRAINE / THE REPUBLIC OF BELARUS / FRANCE / GERMANY / THE EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киблицкая Ольга Александровна

Статья посвящена историко-правовому анализу особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья на примере Украины, Республики Беларусь, Франции и Германии. Подчеркивается значительное влияние законодательства Европейского союза на формирование национального законодательства государств-участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киблицкая Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS ECOLOGICAL MONITORING IMPLEMENTATION IN THE COUNTRIES NEAR AND FAR ABROAD

The work is devoted to the historical and legal analysis of the characteristics of the ecological monitoring implementation in the countries near and far abroad on the example of Ukraine, the Republic of Belarus, France and Germany. It emphasizes the considerable impact of European Union legislation on the forming of the national legislation of member-states.

Текст научной работы на тему «Историко-правовой анализ особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья»

О.А. Киблицкая

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Статья посвящена историко-правовому анализу особенностей экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья на примере Украины, Республики Беларусь, Франции и Германии. Подчеркивается значительное влияние законодательства Европейского союза на формирование национального законодательства государств-участников.

Ключевые слова: экологический контроль, охрана окружающей среды, законодательство, Россия, Украина, Республика Беларусь, Франция, Германия, Европейский союз.

На пути развития современной российской системы экологического контроля возникает немало различных проблем организационно-правового характера, требующих конструктивного решения. В связи с этим целесообразно основательно изучить, проанализировать и использовать историко-правовой опыт осуществления экологического контроля в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Так, особенность государственного экологического контроля на Украине, осуществляемого в процессе исполнения государством своей экологической функции, заключается в том, что он представляет собой прерогативу соответствующих органов, способных применять в предусмотренных законами случаях меры государственного принуждения по отношению к правонарушителям.

Осуществление государственного экологического контроля центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, специально уполномоченными органами управления в области охраны окружающей природной среды основывается на Конституции Украины, законе Украины «Об охране окружающей природной среды» 1991 года, а также ряде других нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус соответствующих государственных органов.

Важно акцентировать внимание на том, что действующая на Украине система государственного экологического контроля удовлетворяет потребности только частично, как правило, не учитывает в природопользовании имеющийся коммерческий аспект, не базируется на научных принципах, выработанных юридической наукой. Остановимся на наиболее проблемных вопросах в рассматриваемой области [1, с. 118-120].

Во-первых, не может не волновать вопрос структурного характера. В настоящее время на Украине действует довольно много контрольных органов, нередко дублирующих друг друга. До сих пор остается открытым вопрос о разграничении контрольных и управленческих функций, организации контроля на основе бассейнового принципа.

Министерство охраны окружающей природной среды выступает в роли органа специальной компетенции. Контрольные экологические функции выполняет Государственная экологическая инспекция с собственной сетью местных инспекций. В состав Министерства входит и Государственная служба заповедного дела, наряду с которой действует самостоятельная Служба государственной охраны природнозаповедного фонда Украины.

Аналогичные контрольные полномочия возложены на Государственную лесную инспекцию Министерства охраны окружающей природной среды и Службу государственной лесной охраны Государственного комитета лесного хозяйства Украины.

Во-вторых, заслуживает особого внимания вопрос, касающийся форм и методов деятельности органов государственного экологического контроля. Уже не первый год все ограничивается частными проверками подконтрольных объектов, в результате чего не

обеспечивается реализация принципа неотвратимости юридической ответственности правонарушителей, полное возмещение ими нанесенного ущерба от загрязнения окружающей среды.

Безусловно, в современных условиях рыночной экономики и экологизации производства очень важно обеспечить соблюдение принципа «загрязнитель платит». Для этого целесообразно введение экологической паспортизации предприятий, что позволило бы существенно модернизировать формы и методы экологического контроля. Заметим, что в западных странах такого рода контроль применяется уже давно в автоматическом режиме посредством электронной связи в системе «источник выбросов-региональный орган экологического контроля».

В-третьих, требует разрешения вопрос экологической экспертизы как одной их форм государственного экологического контроля. Здесь суть проблемы состоит в обязательности соответствующих экспертных заключений. В законодательстве требуется четкость по данному вопросу, потому что все зависит от воли тех, кому адресованы экспертные заключения.

В-четвертых, крайне важным является вопрос прокурорского надзора за соблюдением экологического законодательства. В настоящее время осуществление такого надзора происходит через систему природоохранных региональных прокуратур, которые подчиняются Генеральному прокурору Украины. Это предоставляет возможность оказывать предметное влияние средствами прокурорского надзора на состояние экологического правопорядка и контролировать деятельность государственных органов по охране окружающей среды.

Однако природоохранных региональных прокуратур на Украине явно недостаточно, и соответствующую деятельность прокуратуры тормозит тенденция, направленная на свертывание общего надзора.

В-пятых, следует совершенствовать правовое регулирование государственного контроля, которое явно отстает от практических потребностей. В законе Украины «Об охране окружающей природной среды» имеется целый ряд недочетов. В связи с этим целесообразно разработать и принять закон «Об экологическом контроле», а также Экологический кодекс Украины, в котором необходимо закрепить вопросы организации и функционирования экологического контроля как составной части управления в соответствующей сфере.

Заслуживает особого внимания сравнительная характеристика экологического контроля градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь и Российской Федерации [2, с. 129-132].

Так, в Республике Беларусь имеется система территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, предназначенная конкретным административно-территориальным единицам. На их основании осуществляется территориальное градостроительное планирование. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь устанавливает требования к составу и содержанию схем, заказчиками которых являются местные исполнительные и распорядительные органы. Схемы утверждаются в том случае, если имеется положительная государственная экологическая экспертиза. Наличие такой системы при территориальном планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в Республике Беларусь дает возможность осуществлять комплексный учет природных и социально-экономических особенностей территорий.

Объекты государственной экологической экспертизы определены в Законе Республики Беларусь от 18 мая 1993 года № 2442-Х11 «О государственной экологической экспертизе» [3].

Что касается Российской Федерации, то из-за отмены экологической экспертизы документов территориального планирования невозможно проведение экологического контроля на этапе планирования градостроительной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза в Республике Беларусь состоит в основательной проверке соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям республиканского законодательства. В России же какие-либо иные государственные экспертизы проектной документации не допускаются. Исключение составляет экспертиза, предусмотренная ст. 49 Градостроительного кодекса, в ходе которой оценивается соответствие проектной документации различным требованиям технических регламентов. Однако такая оценка не прогнозирует уровень экологической опасности намечаемого строительства, не в состоянии определить достаточность и обоснованность планируемых мероприятий по охране окружающей среды, включения в проектную документацию. Безусловно, все это создает трудности в проведении экологического контроля деятельности по реализации проектной документации.

Сравнивая экологический контроль градостроительной и строительной деятельности в Беларуссии и России, следует подчеркнуть, что специальное законодательство Республики Беларусь в строительной области более экологизированно, о чем свидетельствует Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года № ЗОО-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» [4, с. 19].

Рассматривая осуществление экологического контроля в странах дальнего зарубежья, целесообразно остановиться на разграничении функций экологического контроля в двух ведущих государствах Европейского союза - Германии и Франции. При этом заметим, что разграничение функций экологического контроля в этих странах обусловлено в первую очередь их государственным устройством [5, с. 121-125].

Как известно, Франция является унитарным государством. Департамент - основная единица его политико-административного деления, в состав которого входят городские и сельские коммуны. В состав региона входит несколько департаментов под руководством префектов. Контроль в области охраны окружающей среды в определенной административно-территориальной единице осуществляют местные органы государственного управления, префекты, мэры городов. Министерство охраны природы и окружающей среды также располагает на местах уполномоченными, выполняющими функции по осуществлению общего экологического контроля в пределах данной территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Основного закона ФРГ Германия - федеративное государство. Выполнение государственных полномочий и решение задач государственной важности относятся к ведению земель, за исключением тех случаев, когда в Конституции устанавливается или допускается иное регулирование. Дополнением данного положения является ст. 83 Основного закона, закрепляющая, что исполнение федеральных законов -собственное дело земель.

Итак, сущность проблемы, касающейся разделения функций экологического контроля федерации и земель, охватывает область управления. Земли должны исполнять как федеральное законодательство, так и собственные нормативные акты.

В соответствии с французским правом функция контроля играет главную, базовую роль в отношении прочих функций управления в области охраны окружающей среды. Это объясняется тем, что при отсутствии контроля за исполнением принятых управленческих решений, а также осуществления конкретных мер по имеющимся нарушениям все другие функции не достигнут своей цели.

При рассмотрении немецкого экологического законодательства невозможно обнаружить легального определения экологического контроля. В Германии термин «:коп1хо11е», соответствующий российскому понятию «контроль», практически не употребляется.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова контроль означает проверку, а также наблюдение с целью проверки [6, с. 268]. По утверждению В.М. Манохина, контроль - это

метод, включающий три элемента: проверку всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверку путей и средств выполнения закона или иного правового предписания, предоставляющую возможность объективной оценки достигнутых результатов, в частности, соблюдена ли законность; принятие мер в ходе контроля для оценки, устранения имеющихся недостатков, поощрения или же наказания [7, с. 242]. Ряд ученых рассматривают контроль как способ обеспечения законности и дисциплины [8, с. 297; 9, с. 2-3].

Во Франции Кодекс охраны окружающей среды - это основной источник правового регулирования отношений в сфере управления экологической системой и экологического контроля. Его действие охватывает буквально все административно-территориальные единицы.

В Германии же осуществление нормативного регулирования экологического контроля базируется на принципе, связанном с федеративным устройством. Так, согласно Основному закону ФРГ охрана окружающей среды от вредных воздействий относится к конкурирующей компетенции федерации и земель. Федеральный закон от 15 марта 1974 года (в ред. от 26 сентября 2002 года) «О защите окружающей среды от вредного воздействия вследствие загрязнения воздуха, дыма, сотрясений и иных аналогичных процессов» - это основной нормативный акт, регулирующий государственное

экологическое управление и экологический контроль как часть управления в Германии. С его помощью устанавливаются общие требования по защите окружающей среды от различного рода вредных воздействий в ходе строительства и эксплуатации производственных объектов.

Осуществление экологического контроля во Франции происходит на государственном и муниципальном уровнях, а также на уровнях департамента и региона. В каждом департаменте имеется Совет департамента по охране окружающей среды, в который входят представители различных комиссий и советов департамента, занимающиеся осуществлением экологического контроля. В каждом регионе имеется региональный комитет охраны окружающей среды, состоящий из представителей региональных советов, представителей ассоциаций защиты окружающей среды, назначаемых президентом регионального совета, а также компетентных лиц, назначаемых президентом регионального совета. Основная функция регионального комитета охраны окружающей среды заключается в осуществлении экологического контроля в конкретной административно-территориальной единице.

В Германии законодательно не установлено, какие органы исполнительной власти земель должны претворять в жизнь предписания Федерального закона об охране окружающей среды. Полномочия органов исполнительной власти земель определяются самими землями и закрепляются в соответствующих законах. На уровне федерации государственное регулирование природоохранной деятельности в Германии находится в компетенции федерального министра по делам окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов. Непосредственный контроль представляет собой главный способ защиты окружающей среды, в процессе которого выдаются разрешения на эксплуатацию объектов, способную нанести вред окружающей среде, а также контроль за теми объектами, эксплуатация которых согласно закону не требует получения специального разрешения. Для создания и эксплуатации сооружений, способных причинить вредные воздействия окружающей среде, необходимо получение разрешения уполномоченных органов земель. Четвертым постановлением правительства об исполнении Федерального закона о защите окружающей среды от вредных воздействий определены такие мероприятия.

Следует акцентировать внимание на огромном влиянии законодательства Европейского союза на формирование национального законодательства государств-участников. Отметим, что постановления Совета Европейского союза имеют силу закона. Их исполнение обязательно для государств, являющихся его членами. Нормы же

постановлений, в отличие от директив, обладают непосредственным действием, и их включение в национальное законодательство совершенно необязательно. Вместе с тем в результате принятия Европейским союзом аналогичных постановлений национальное законодательство таких государств, как Германия и Франция, а также многих других стран-членов Европейского союза претерпело определенные изменения. В связи с этим в указанных странах появились специализированные организации по экологическому аудиту, которые создаются в соответствии с национальным гражданским законодательством в организационно-правовой форме союза, акционерного общества или же общества с ограниченной ответственностью, товарищества [5, с. 152].

Таким образом, изучение, анализ и использование зарубежного историко-правового опыта осуществления экологического контроля в условиях российской действительности представляет как научный, так и практический интерес.

Литература

1. Шемшученко Ю.С. Вопросы эффективности государственного экологического контроля в Украине // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» (Москва, 9 апреля 2008 г.). М., 2008.

2. Пахарева Г.В. Экологический контроль градостроительной и строительной деятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» (Москва, 9 апреля 2008 г.). М., 2008.

3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 70.

4. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 109.

5. Терновая О.А. Разграничение функций экологического контроля в Германии и Франции // Правовые проблемы государственного, муниципального и иных видов экологического контроля в России: Материалы «круглого стола» (Москва, 9 апреля 2008 г.). М., 2008.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1973.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

9. Макштарева С.Л. Отражение понятия «правовой контроль» в юридической науке // История государства и права. 2008. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.