Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИНСКАЯ ИМПЕРИЯ / THE CING EMPIRE / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КООЖУУНАМИ / УЛОЖЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ПАЛАТЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ / THE CODE OF THE CHINESE CHAMBER OF FOREIGN RELATIONS / СОБСТВЕННИКИ ЗЕМЛИ / OWNERS OF THE LAND / ФЕОДАЛЫ / НОЙОНЫ / NOYONS / КОЧЕВНИКИ / АРАТЫ / РУССКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / RUSSIAN IMMIGRANTS / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LAND RELATIONS / ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / OCTOBER REVOLUTION / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / TUVAN PEOPLE''S REPUBLIC / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ТНР / МАЛЫЙ ХУРАЛДАН / SMALL HERALDAN / ФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / EMPLOYMENT / АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ / РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ / SOVIET RUSSIAN LABOR COLONY / THE ADMINISTRATIVE MANAGEMENT COOME / THE NOMADIC ARATS / THE LAND LAW OF TNR / LAND USE / RENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Канзай Роланд Орланович

В статье рассматриваются земельные отношения на территории Тувы, начиная с периода господства Цинской империи, и заканчивая исследованием земельного законодательства Тувинской народной республики. Проведен анализ феодальной собственности на землю, и специфика кочевого землепользования тувинскими аратами. Показано развитие земельного законодательства в Тувинской народной республике, как в динамике, так и статике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and legal development of land legislation in the Tuvan people''s Republic

The article examines land relations on the territory of Tuva, starting with the period of the rule of the Qing Empire, and ending with the study of land legislation of the Tuvan people's Republic. The analysis of feudal land ownership and the specificity of nomadic land use Tuvan ARATS. It shows the development of land law in the Tuvan people's Republic in terms of dynamics and statics.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

КАНЗАЙ Роланд Орланович,

преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета (г. Кызыл). Е-mail: aleksan-mina@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются земельные отношения на территории Тувы, начиная с периода господства Цинской империи, и заканчивая исследованием земельного законодательства Тувинской народной республики. Проведен анализ феодальной собственности на землю, и специфика кочевого землепользования тувинскими аратами. Показано развитие земельного законодательства в Тувинской народной республике, как в динамике, так и статике.

The article examines land relations on the territory of Tuva, starting with the period of the rule of the Qing Empire, and ending with the study of land legislation of the Tuvan people's Republic. The analysis of feudal land ownership and the specificity of nomadic land use Tuvan ARATS. It shows the development of land law in the Tuvan people's Republic in terms of dynamics and statics.

Ключевые слова: цинская империя, административное управление коожуунами, уложение китайской палаты внешних сношений, собственники земли, феодалы, нойоны, кочевники, араты, русские переселенцы, земельные отношения, октябрьская революция, тувинская народная республика, земельный закон ТНР, малый хуралдан, формы трудового землепользования, арендные платежи, русская советская трудовая колония.

The cing empire, the administrative management coome, the code of the Chinese chamber of foreign relations, noyons, owners of the land, the nomadic ARATS, Russian immigrants, land relations, the october revolution, the tuvan people's Republic, the land law of TNR, small heraldan, employment, land use, rents, soviet russian labor colony.

Начиная со второй половины XVI в. Тува находится в подчинении маньчжурской династии Цин, которая ввела новое административное деление оккупированной территории, и установила свою власть, путем утверждения местной знати в качестве предводителей. Начальное территориальное деление выглядела так: Тес - Хемский (далее он назывался Оюнарским), Салчакский, Тоджинский, Хасутский и Хемчикский коожуны. Помимо пяти перечисленных коожунов, существовали еще два принадлежавшие монгольским князьям, к ним относятся Маады и Чооду.

Административное управление осуществлялось Амбы - нойоном который возглавлял Оюнарский кожуун, ему подчинялись Угердаа являющимися наместниками в остальных коожунах. На оккупированных территориях действовал свод законов Цинской империи, в частности в Туве, -«Уложение Китайской палаты внешних сношений» - содержал следующие положение: «Всем ханам и князьям монгольским, стоящим в первых

шести степенях, предоставляется право носить на шапках и на шляпах шарик рубиновый, одежду же и прочие знаки достоинства употреблять точно такие, какие употребляют князья маньчжурского

1

владельческого дома» .

Формально вся земля в Туве, во времена Цинской империи принадлежало китайскому императору, а фактически феодальными собственниками земли, являлись наместники китайского двора на местах «нойоны». Феодальные собственники распоряжались землями по собственному усмотрению, посредством передачи аратам скотоводам пастбищ, для дальнейшего выпаса скота. Но передача земли осуществлялось в целях хищнических поборов населения, за пользование земельными участками и другими природными ресурсами. Положение простых аратов, практически равнялось принудительно рабскому,

1 История Тувы. В 2-х т. Т. 1. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С.И. Вайншейна, М.Х. Манай-оола. Кызыл: ОАО «Тываполи-граф», 2014. С. 220.

так как последние были прикреплены к определенной территории. Не допускалось переход от одного феодала к другому, без соответствующего разрешения, наказание за нарушение данного правила каралось жестоким образом.

Китайская империя, хотя и не являлась собственником со всеми вытекающими из данного института прав и обязанностей, нельзя говорить о том, что она и вовсе лишена всех правомочий собственника. Можно выделить три признака подтверждающих, что Цинская империя является полновластным собственником земель на Урянхайской территории. Во-первых, Цинская династия ввела свою административно-территориальную единицу, разделившую без учета родоплеменных распределений, данная единица разделения существует до сих пор, под названием «кожуун». Во-вторых, передавая титул «фактического собственника» наместникам императорского двора (нойонам), она оставляла за собой право «богдыхана», по которому можно было в любой момент, у того или иного нойона, изъять любой земельный участок, и вынудить население перекочевать в другую местность, а то и вовсе отобрать всю территорию выделенную ему. В-третьих, тувинцы ежегодно выплачивала Цинским властям албан (имперский налог), отборной пушниной - до 9000 соболей1.

Своеобразие земельных отношений в дореволюционной Туве характеризовалось тем, что феодальные земельные отношения сложно переплетались с прежними родовыми формами землепользования. Так в некоторых районах Тувы, наряду с аалами, основанными на родственных связях с уравнительным распределение продуктов труда, сохранялись и родовые охотничьи угодья, вплоть до прихода советского режима.

Для кочевника - арата ценным земельным участком являлось пастбище, богатое растительностью, которая необходима домашнему скоту. На пастбища распространялись режим общего совместного пользования, оно являлось остатком родоплеменных пережитков. Земельные отношения связаны со скотоводством, и сезонными перекочевками, данные обстоятельства тормозили развитие пахотного землепользования, которое находилось на очень низком уровне

1 История Тувы: В 3 т. Т.П. / Под общ. ред. В.А. Ламина. Новоси-

бирск: Наука, 2007. С. 17.

у коренного населения. Но самой главной проблемой в развитии традиционного землепользования, является установленная Китайскими властями, система феодальной собственности на землю. Как выше уже отмечалось, Цинская династия являлась монопольным собственником всей Урянхайской земли, определявшая для этого непосредственного наместника на данной территории, при этом оставляло за собой право устанавливать и изменять правовой режим землепользования. Данное правило распространялось и на нойонов в отношении выделенных им территорий, и населения проживающего на данной местности.

При обстоятельствах полной феодальной зависимости, и специфики кочевого режима земельных отношений, конструкций сделок связанных с землей вовсе не существовало. Но были институты призванные укреплять феодальную собственность, к ним относятся: налоги (албан) которые выплачивались наряду Цин-ской империи, и феодалам на местах амбы -нойону и угердаа; известный кочевым народам институт под названием «саап ишкен»; различные виды трудовой повинности под названием

«кочага» или, как более позднее называлось

2

«мэдээ», а также «соодал» .

Отношение к земле коренным населением, кардинально изменилось с наплывом русских переселенцев. Для кочевников основой жизнедеятельности, так или иначе, связано со скотоводством, от него получали все необходимое для дальнейшего существования. Выращивание сельскохозяйственных культур было побочным промыслом, и осуществлялось без особого для этого внимания. Русским же крестьянам, для которых оседлый образ жизни был основным, земля рассматривалась совсем иным образом. В этот период уже можно говорить о зачатках земельных правоотношениях, потому как, сдвиг произошел с пониманием кочевым народом ценности плодородия земли. Русские переселенцы, имея достаточно большой опыт в земледелии, и имея соответствующие инструменты для этого, передавали важный опыт для последующего приобщения кочевников к оседлости. Колонизаторы показали возможность обеспечить себя всем необходимым, для дальнейшего существо-

2 История Тувы. В 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. Л.П. Потапов: ред. колл. Ю.Л. Аранчын, Л.В. Гребнев и др., изд. «Наука», 1964. С. 284.

вания не перемещаясь при этом каждый раз от одного места на другое, и не завися всецело от погодных условий природы.

Переселение русских крестьян, начавшееся еще в 80-х гг. XIX в., особый оборот получила 1907-1913 гг. Созданное российским правительством специальное Переселенческое управление на территории Тувы, еще до того, как она вошла в состав России, осуществляло захват наиболее пригодных земель для выращивания культур. Из основной массы крестьян -

переселенцев образовалась русская крестьян-

1

ская колония .

В 1914 г., с принятием Урянхая в состав Енисейской губернии, переселение русского населения приобрело уже иной до невиданности масштаб. Отсутствие нормативной базы в области регулирования земельных отношений на территории Тувы, и не продуманность переселенческой политики царского правительства, привели к катастрофическим последствиям для простого народа, как со стороны коренного населения, так и со стороны переселенцев, где главным предметом споров являлся земельный вопрос.

Первые известные конструкции земельно-правовых отношений известны по следующим сведениям. Русские переселенцы, выбрав удобное место для переселения и испросив разрешения пограничного начальника, переселенец входит в сделку с кочевниками урянхами об уступке земли под постройки, покосы и пашни. Создается зависимость кочевника - урянха,

ближе подходящая, иногда как будто бы аренд-

2

ному праву, а иногда прямо и захватному праву .

По смыслу вышесказанных правоотношений нетрудно уследить, что земельные отношения осуществлялись беспорядочно, и отсутствовали необходимые властные полномочия соответствующих должностных лиц, которые хоть как-нибудь придавали бы легитимное признание возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей на землю. Последующая продолжившаяся переселенческая полити-

1 Минаев А.В. Влияние Конституции 1926 г. в ТНР на государственное строительство // История государства и права». М.: Издательская группа «Юрист», 2011. № 9. С. 16-20.

2 Протокол совещания генерал - губернатора Князева от 28 февраля 1911 г. Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем - Тувой (к 100-летию исторического события) Кызыл, 2014. С. 47.

ка привела к полному отходу, от каких либо правил, о чем свидетельствует следующий доклад чиновника С.Р. Минцлова за 1914 г. Там приводятся в частности такие сведения: приобретены были ими эти пространства от не имевших никакого права продавать их сойотов задешево: за водку, зеленый чай, далембу и т.п. на общую сумму зачастую не превышавшую несколько десятков рублей. Далее там же указывается, что сойот считает везде, где когда - либо стояла, хотя бы самое короткое время его юрта, земля принадлежит ему большое пространство кругом3.

Таким образом, можно говорить о полном отсутствии государственного регулирования земельных отношений, что привело незаконным захватам пастбищ у местных кочевников переселенцами, и всяческие неблагоприятные действия урянхайцев, одним из которых распространенным было массовое скотокрадство у русских.

После октябрьской революции вся обстановка сложившаяся до этого коренным образом изменилась. Согласно конституции Тувинской Народной Республики (далее - ТНР), вся земля, ее недра, леса воды и их богатства, объявлялись общенародным достоянием. Тувинские араты освобождались от феодальной зависимости, но характер земельных отношений между тувинцами не менялись вплоть до 1930 г.

В 1924 г. на первой конференции Тувинской Народной - Революционной партии, было решено реорганизовать землепользование в Туве, по избранному пути социалистического образа. Основными задачами для достижения намеченной цели считали: Прекращение прежних земельных отношений между тувинским и русским населением, а также приобщение внутри этих социальных групп, к коллективной форме владения и пользования землей; Учет земель посредством проведения землеустроительных работ, для последующего выделения необходимых земель для организации государственных и

4

коллективных хозяйств .

В соответствии с поставленными задача-

3 Доклад чиновника особых поручений 6-го класса С.Р. Минцлова за 1914 г. Собрание архивных документов о протекторате России над Урянхайским краем - Тувой (к 100-летию исторического события). Кызыл, 2014. С. 165.

4 Минаев А.В. Конституционное строительство и государственная власть в Тувинской народной республике // Аспирантский вестник Поволжья. 2010. № 1-2. С. 154-156.

ми, принятый Земельный закон 1930 г. полностью соответствовал социалистическим реалиям, и устанавливал:

«Право непосредственного пользования землями сельскохозяйственного назначения из единого республиканского земельного фонда на установленных настоящим постановлением основаниях предоставляется: а) трудовым аратским хозяйствам и их объединениям; б) городским поселениям в) государственным и коопера-

1

тивным учреждениям и предприятиям» .

Земельный закон запрещал индивидуальный захват земельных угодий, а также совершать какие либо сделки с ней, допускавшихся при прежней власти. Право трудового пользования устанавливалась в виде использования ее земельным обществом. Земельным обществом считались дворы (юрты), входящие в состав арбанов или сумонов, коллективы и другие объединения.

Основными формами трудового землепользования, установленным Земельным законом, считалось: а) общинная - с уравнительными пределами пахотных и сенокосных угодий между дворами (юртами); б) товарищеская - с совместным пользованием земельными угодьями членами общества.2

Под общинно-уравнительными признавались земли переданные обществу, в котором, каждому из дворов, давалось право на надел земельным участком, согласно нормам установленным законодательством Республики. Каждый двор, свободно использовал надельную землю по своему усмотрению, не нарушая при этом правила трудового хозяйствования. Передел надельных земель производился не раньше, чем по истечении 10 лет последнего передела земель общества, на равных началах для всех ее членов.

Товарищеское землепользование представлялось собой общественное пользование землей, членами производственных объединений аратских хозяйств. При данном виде кооперирования труда, за каждым состоящим в обществе землепользователем, признается право, на совместное участие в пользовании общих земельных угодий товарищества. Все состоящие у

1 Земельная реформа в Туве в 1930 году. Ученые записки выпуск 6 / Отв. ред. Н.А. Сердобов, ТИИИЯЛИ, Кызыл, 1958. С. 41.

2 Там же.

членов товарищества земли, на основании добровольного их согласия, передаются на общее совместное пользование.

Всеми делами земельного общества ведал малый хуралдан (сход) полноправных ее членов, а между хуралданами - выборный дарга (староста). Хуралдан разрешал все вопросы, касающиеся земельного общества в целом, а именно: устанавливал и изменял в соответствии с Земельным законом порядок пользования различными угодьями, распоряжался угодьями общего пользования и свободными земельными участками, устанавливал порядок работы дарги и

3

контроля над его деятельностью .

Несмотря на огромные усилия больше-вицких и тувинских властей, полное копирование советской модели государственного строя, в Республике не произошло. Данное обстоятельство, напрямую связано и земельными отношениями, потому как, по логике властей кочевой образ жизни был феодальным пережитком, с которым нужно было покончить поскорей. Площадь пастбищных земельных угодий, определялся исходя от количественного показателя домашнего скота. Хозяйства, имевшие больше скота, соответственно пользовались большими по площади земельными угодьями, а юрты, имевшие меньшее количество скота, пользовались небольшим количеством земли. Правительство с целью ликвидации феодальных и ограничения кулацких элементов, вве-

4

ла новую систему уравнения землепользования .

Первоначально норма надела двора (юрт) определялись не площадью земли, а количеством скота на едока в каждом отдельном дворе. «... Трудовым аратским хозяйствам - как гласил земельный закон Республики - признается хозяйство, имеющее не свыше 10 бодо (условная единица учета скота) на едока. наличие в трудовом хозяйстве более 10 бодо на едока (душу) рассматривается как использование юртой сверх надельной земли угодий государст-

5

венных земельных имуществ» .

Для уравнивания имущественного поло-

3 Там же.

4 Минаев А.В., Дубровский О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. 291 с.

5 Земельная реформа в Туве в 1930 году. Ученые записки. Вып. 6 / Отв. ред. Н.А. Сердобов, ТИИИЯЛИ, Кызыл, 1958. С. 43.

жения различных аратских хозяйств, и устранения оставшихся феодальных порядков, были введены новые ставки арендных платежей в различных социальных группах.

Наиболее низкими ставками арендных платежей за пользования сельхоз земель устанавливались для государственных (госхозов), кооперативных (колхозов) и трудовых аратских хозяйств. Арендная плата с государственных и кооперативных хозяйства пользование землей устанавливались в следующих размерах: при использовании земель под выпас - 5 коп. с га; при использовании угодий под сенокос - 1 руб. с га; при использовании земель для маральников - 5 коп. с га; при использования земель для хлебопашества - 5 руб. с 1 га;

Ставки арендной платы с трудовых аратских хозяйств (до 10 бодо на едока), с зажиточных хозяйств (свыше 10 бодо на едока) и феода-

1

лов устанавливались в следующих размерах :

Для непосредственного претворения всех правил закрепленных земельным законодательством Тувинской народной республики, были на местах образованы земельные комиссии, действовавшие на постоянной основе2.

В мае 1932 г. между правительством СССР и ТНР было подписано соглашение «Об

1 Положения о земельных комиссиях при хошунных управлениях и о порядке взимания арендной платы за пользование Государственных земельных имуществ, ТОГА. С. 55.

2 Минаев А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (1921-2009 гг.): (монография). Красноярск: Изд-во «Луна Река», 2009. 200 с.

урегулировании положения граждан СССР, проживающих в Тувинской Народной Республике». Данное соглашение, по сути, изменило правовое положение и землепользование русской крестьянской колонии. Русская крестьянская колония с приходом советских властей была преобразована в Русскую Советскую трудовую колонию (РСТК). Управление РСТК первоначально осуществлялось Красным Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов и поселковыми советами. После подписания соглашения, РСТК вновь преобразован в Комитет советских граждан, который был подчинен местным сумоным управлениям ТНР. Теперь уже земельное законодательство ТНР распространялось на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от социального происхождения и имущественного по-ложения3. К концу 1944 г. было полностью зем-леустроены 4 госхоза, опытная сельскохозяйственная станция, за которым было закреплено 16,6 тыс. га земельных угодий, и 21 колхоз советских граждан, общая площадь земельных угодий (без пастбищ) составляло 25,2 тыс. га4.

Таким образом, в период ТНР земельное законодательство значительным образом преобразилось. Закрепленные за простыми аратами скотоводами различные повинности, которые столетиями эксплуатировались в качестве рабского труда в пользу феодалов, в результате тяжелой классовой борьбы перестали существовать. С приходом октябрьской революции, и провозглашением социалистического пути развития для России, население, проживающее в Туве, приняло решение не отступать данной, когда то присяге русскому императору. Но социалистический строй сильно отличался от прежних более привычных режимов, и тем самым институты введенные государством было не полностью понятным населению Тувы, что приводило значительным затруднениям претворения в жизнь, намеченных задач большевицкого правительства. Несмотря слабо продуманную государственную политику в области урегулирования отношений в области использования, охраны и управления землей, можно говорить именно о возникновении с точки зрения права земельных правоотношений.

3 Минаев А.В. Конституционное право в 30-е годы в ТНР // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. № 5-6. С. 123-126.

4 Архивные материалы Минживзема ТНР. ТОГА. С. 32-33.

Вид домашнего скота С трудовых аратских хозяйств С феодалов и баев

1. За каждую лошадь ст. 4 лет 50 коп 1 руб.

2. За каждую лошадь моложе 4 лет 30 коп. 80 коп.

3. За каждую голову кр. рог. 25 коп. 60 коп.

4. За каждую голову кр. рог. скота моложе 3 лет 15 коп. 30 коп.

5. За каждую голову овцы 5 коп. 20 коп.

6. За каждую голову ямана (козы) 10 коп. 20 коп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.