Научная статья на тему 'Тувинская народно-революционная партия в политической системе Тувы'

Тувинская народно-революционная партия в политической системе Тувы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
656
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРЯНХАЙ / ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ХОШУН / ХУДОН / ТУВИНСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ / TUVA PEOPLE’S REPUBLIC / PEOPLE’S REVOLUTIONARY PARTY OF TUVA / URYANKHAI / KHOSHUN / KHUDON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сат Светлана Чечекооловна

Рассматривается вопрос о создании и организационном оформлении Тувинской народно-революционной партии в Тувинской Народной Республике, о роли Дальневосточного секретариата Коминтерна и ВКП (б) в создании Тувинской народно-революционной партии. Отмечено участие нойонов и аратов в политическом оформлении Тувинской народно-революционной партии, а также роль Тувинской народно-революционной партии в развитии политической системы Тувинской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUVA PEOPLE’S REVOLUTIONARY PARTY IN POLITICAL SYSTEM OF TUVA

The article discusses the creation and organizational features of the Tuva people’s revolutionary party in Tuva People’s Republic, the role of the Far Eastern secretariat of Comintern and the All-Union Communist Party of Bolsheviks (VKPb) in the formation of the Tuva people’s revolutionary party. It specifies the participation of noyons and arats in the political formation the Tuva people’s revolutionary party as well as the role the Tuva people’s revolutionary party in the development of the political system of the Tuva People’s Republic.

Текст научной работы на тему «Тувинская народно-революционная партия в политической системе Тувы»

народной пословице «Бог терпел и нам велел». «Устремление в будущее связано с христианской идеей о жизни в раю, о вознаграждении после смерти» [5, с. 201]. Для христианства характерно линейное представление о времени, ограниченном началом (Сотворение Мира) и концом (Конец света, Страшный Суд).

Культуры, ориентированные на прошлое (Англия, Китай), считают, что их жизнь в прошлом была лучше, чем сейчас, и что именно там следует черпать энергию и стимул к развитию. Этим объясняется и трепетное отношение к предметам старины, соблюдение традиций, обычаев, ритуалов. В философии и культуре Англии вера в то, что самое страшное, что может случиться со страной и народом, - это великое шекспировское «Порвалась связь времен!». Без связи с прошлым нет будущего. В современной Англии эти настроения не просто живы - они очень сильны [5, с. 198].

Китайцы обладают чрезвычайно развитым чувством истории, своего исторического бытия. Самой важной мерой самопознания человека в Китае является возможность соотнести себя с историей, причем не с реальным историческим прошлым, а с некой ми-фо-историей, которая понимается как след веяний великих предков. Персональное самосознание заменялось обнаружением себя, своего места на историческом пути развития. И как следствие, историческая жизнь страны воспринимается как личная жизнь, событие в истории Китая - как событие личной жизни.

Именно поэтому всякий факт истории, всякий обнаруженный артефакт, археологическая находка столь высоко ценятся. Один из парадоксов, если говорить о духовно-мистическом пространстве, заключается в том, что для китайского сознания не существует по-настоящему древней истории, которая чем-либо принципиально отличалась бы от сегодняшнего дня. Безусловно, со строго исторической точки зрения в прошлом Китая можно выделить и архаическую древность, и средние века, и новое и новейшее время. Однако это будет скорее хронологическое подразделение, тогда как цивилизационного разрыва между эпохами не существует. «Цикличность вечного повторения, проявившаяся в устойчивости китайской цивилизации, была превращена в метаморфозу мистической жизни, проявляющейся в мириадах исторических событий, но постоянно возвращающейся к самой себе, к традиции, заложенной первопредками» [6, с. 15].

Ориентированность этнического сообщества на прошлое и будущее можно доказать не только фактами истории или привлечением религиозных постулатов, но и данными самого языка. Так, сопоставляя то, как представители разных культур воспроизводят и озвучивают время (отнесение минут к предыдущему или последующему часу), мы определили ориентированность русской культуры на будущее, а английской и китайской - на прошлое (причем на мифологическое прошлое).

Библиографический список

1. Мищенко С.В. Метафоризация мифологизированного времени в различных лингвокультурах: дис. ... канд. филолог. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://31f.m/dissertation/page,7,442-dissertaciya-metaforizadya-mifologizirovannogo-vremeni-v-razlichnyx-lingvokulturax.html (дата обращения: 12.02.2012 г.).

2. URL: http://dullymanager.narod.ru/culture.html_(дата обращения: 12.02.2012 г.).

3. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д.:

Изд-во Рост. ун-та, 1992. 224 с.

4. Гумилев Л. Этнос и категория времени. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumilev-center.ru/?p=7296 (дата обращения: 12.02.2012 г.).

5. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 286 с.

6. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М.: Алетейя, 2003. С. 9-15.

УДК 321 (571.52) + 329.017/.019

ТУВИНСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТУВЫ С.Ч.Сат1

Тувинский государственный университет,

667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36.

Рассматривается вопрос о создании и организационном оформлении Тувинской народно-революционной партии в Тувинской Народной Республике, о роли Дальневосточного секретариата Коминтерна и ВКП (б) в создании Тувинской народно-революционной партии. Отмечено участие нойонов и аратов в политическом оформлении Тувинской народно-революционной партии, а также роль Тувинской народно-революционной партии в развитии политической системы Тувинской Народной Республики. Библиогр. 22 назв.

Ключевые слова: Урянхай; Тувинская Народная Республика; хошун; худон; Тувинская народно -революционная партия.

1Сат Светлана Чечек-ооловна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой теории, истории государства и права, тел.: 89233809958, e-mail: mk 8252@yandex.ru

Sat Svetlana, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Theory, History of the State and Law, tel.: 89233809958, e-mail: mk 8252@yandex.ru

TUVA PEOPLE'S REVOLUTIONARY PARTY IN POLITICAL SYSTEM OF TUVA S.Ch. Sat

Tuva State University,

36 Lenin St., Kyzyl, the Tyva Republic, 667000, Russia.

The article discusses the creation and organizational features of the Tuva people's revolutionary party in Tuva People's Republic, the role of the Far Eastern secretariat of Comintern and the All-Union Communist Party of Bolsheviks (VKPb) in the formation of the Tuva people's revolutionary party. It specifies the participation of noyons and arats in the politica l formation the Tuva people's revolutionary party as well as the role the Tuva people's revolutionary party in the development of the political system of the Tuva People's Republic.

Key words: Uryankhai; Tuva People's Republic; khoshun; khudon; people's revolutionary party of Tuva.

Особенностью формирования политической системы Тувинской Народной Республики явилось создание партии, ставшей затем, после провозглашения независимости Республики и ее конституционного оформления, "руководящей силой общества". В Монголии же события развивались в обратном порядке. 13 марта 1921г. в Троицкославске состоялось совещание монгольских революционеров, которое позже, в 1924г., было объявлено I Учредительным съездом Монгольской народной партии (МНП)[14, С.35]. Съезд организационно и идеологически укрепил ряды членов партии, избрав ЦК, а также утвердив партийную платформу "10 принципов" (программу). Главной целью объявлялось объединение в дальнейшем всех монгольских племен в одно государственное целое, в настоящее время - стремление к освобождению Монголии из-под власти китайских милитаристов. Подчеркивались две задачи - утверждение власти народа и восстановление государственности. Восстановление государственности - это было в прежних документах партийцев, а о власти народа и особенно об объединении всех монгольских племен впервые говорилось более четко и определенно. В целом в документе чувствовалось сильное влияние Коминтерна (власть народа, интернационализм и др.).

В Туве, в связи с особенностью ее политического развития, не было революционеров, подобных монгольской "семерке" (Д. Бодо, С. Данзан, Д. Догсом, Д. Лосол, Д. Сухэ-Батор, Д. Чагдаржав, X. Чойбалсан) [15, С.29], ставших бы "двигателями" создания партии. Однако в июле 1921 г. состоялась первая партийная конференция советских коммунистов, работавших в Туве, официально оформившая там образование большевистской партийной организации. Избранное конференцией бюро в январе 1923 г. постановлением Сиббюро ЦК РКП(б) утверждалось как "Районное бюро РКП(б) в Урянхае" [6, С.29], практической деятельностью оказавшее помощь "трудовому тувинскому народу в развитии революции".

Райбюро при проведении работы по преодолению экономической и культурной отсталости страны (Тувы) опиралось на ленинские указания. На II Конгрессе Коминтерна В.И. Ленин говорил о необходимости во всех колониях и отсталых странах "образовать самостоятельные кадры борцов, партийные организации, чтобы, в конечном счете, "перейти к советскому строю и через определенные ступени развития - к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития"[5, С.246]. И уже 21 марта 1921 г. Дальневосточный секретариат Коминтерна рекомендовал коммунистам в

Туве помочь тувинским революционерам "организовать урянхайскую народно-революционную партию". В мае Секретариат направил в Туву делегацию монгольских революционеров во главе со своим представителем Цивенжаповым Н.А. В условиях ТНР начала 20-х гг. объективно не могло быть партии нового типа, о чем свидетельствует хотя бы такое явление, как выступление нойонов основной движущей силой создания Республики. Масса аратства стояла в стороне от политической жизни. Но в Советской России в тот период значительное влияние имели радикальные идеи коммунистического похода на Восток, коль скоро революционный подъем на Западе пошел на спад. Особенно активными были дискуссии о темпах революционизирования в странах Востока в рамках Коминтерна. Б.З. Шумяцкий поддерживал идею создания ТНРП и в одном из писем в НКИД писал Г.В. Чичерину, что Фальский уже занялся делом создания Урянхайской нарревпартии, которая, находясь под влиянием Коминтерна, служила бы тем органом, через который можно было бы безболезненно выполнить наши революционные задачи [1, С.15]. И действительно, Ф.Г. Фальский сыграл самую активную роль в формировании ТНРП.

Перед исследователями всегда стоял вопрос об оценке названных выше действий Советской России и Коминтерна. Правда, оценки расходились в формулировках, а об идейном руководстве со стороны Коминтерна, его призывах овладевать марксистско-ленинской теорией говорилось как о само собой разумеющемся; разногласий здесь не возникало. История подавалась безмятежно, безоблачно, утверждалось, что царили полное согласие и взаимопонимание. На деле все было сложнее, так как большевистская партия и Коминтерн прямо вмешивались не только в дела МНРП и ТНРП, но и в дела считавшихся суверенными государств.

Последнее, справедливости ради отметим, относится к современному пониманию ситуации. Но в то время, пишет С.К. Рощин, смотрели иначе, тогда это не считалось криминалом, ибо руководствовались такими понятиями, как "общее дело", "интернационализм", "мировая революция"[16, С.38]. Шумяцкий и другие деятели смело шли на самые различные шаги, прежде всего, в кадровых вопросах. В Монголию и Туву прибывали работники из России, но с согласия монгольских и тувинских товарищей. Это были не официальные представители, а те, кто мог бы рука об руку, как "свои", трудиться с местными работниками. Для Монголии незаменимыми оказались специалисты и

общественные деятели из Бурятии, которые с Монголией были тесно связаны, хорошо разбирались в монгольской обстановке, отличались подготовленностью и образованием. Все они были активны, деятельны, заметны, занимали высокие посты.

В Туве такая политика проводилась во многом через РСТК, вернее, Райбюро РКП, которое состояло из секретаря Я.С. Чугунова и членов - консула в ТНР Ф.Г. Фальского, заместителя председателя Исполкома РСТК Н.Н. Нелидова [3, С.158], то есть в полной мере использовались возможности этого своеобразного образования на территории Тувы.

В "Очерках истории Тувинской партийной организации КПСС" организация ТНРП относится к лету 1921 г., когда в Оюннарском хошуне (Элегестинский сумон) революционно настроенные араты объединились в группу, которую возглавил Оюн Курседи. Члены этой группы, названной позднее агитационным бюро, ставили перед собой цель организационного оформления НРП, закрепления завоеваний революции [8, С.35]. Образовалось и другое агитбюро - в Туране, которое характеризовалось как узкоклассово-феодальное.

В сообщении С.А. Нацова эти две группы не указывались, а говорилось о совещании активных политических деятелей Танну-Тувы 29 октября 1921 г. в Туране, где установили, что причиной некоторого тормоза в работе Народно-Революционного Правительства, а также местных властей, являлось отсутствие такой политической организации, которая объединила бы волю и желание тувинских аратов в их национально-революционной борьбе. Чтобы осуществить эту задачу, создали Организационное бюро НРП, на которое возложили обязанности привлечения в партию новых членов из числа аратских масс. Председателем Оргбюро участники совещания избрали Нимажапа, заместителем Лопсан-Осора и секретарем Сомон-Баира. Советские представители играли здесь самую активную роль.

Оргбюро разослало своих представителей по хошунам, создавало ячейки партии на местах, 20 декабря обратилось с Манифестом к населению, где призывало его к объединению и активности. 28 февраля 1922 г. работало второе совещание. По его завершению 1 марта Оргбюро реорганизовалось в ЦК Народной революционной партии. В Центральный комитет вошли Нимажап (председатель ЦК), Лопсон-Осор (председатель Правительства и министр иностранных дел), Тумни-Насото (министр внутренних дел), Дарма-Базыр (министр юстиции) и Лопсо-Зорикто (военный министр). Совещание 28 февраля -1 марта 1922 г. вошло в историю как 1 съезд Тувинской Народно-Революционной Партии. В первые годы она именовалась Танну-Тувинской Аратской Революционной Партией - ТАРП) [17, С.72].

Любопытно, что С.А. Нацов, а также Я.С. Чугунов, обращаясь к причинам образования партии, упомянули о необходимости контролировать правительство. Чугунов, в частности, отмечал: никакого органа, руководящего действиями правительства, не было [21, С.151]. Кажется, звучит несколько странно, если учесть наличие Конституции, ясно определившей вер-

ховной законодательной властью съезд всех хошунов. Однако требовался иной и повседневный контроль, который, по примеру Советской России, могла осуществлять только партия с соответствующими целями. Да и образование ТНР, ее первая Конституция имели оттенки для России, рассмотренные нами выше. Не случайно С.А. Нацов докладывал о переизбрании Правительства на Втором партийном совещании, а не о его преобразовании на Всетувинском съезде. Данный нюанс по разным причинам пока не находился в поле зрения исследователей.

I съезд партии утвердил воззвание о своей связи с Коминтерном, что должно было показать вновь образованную партию не как организацию местного значения, а как тесно связанную с международным рабочим и освободительным движением, Дальневосточным секретариатом, расположенным в Иркутске, конкретно. По Временному Уставу партии, принятому съездом, сношение с Коминтерном осуществлял ЦК.

Временный устав высшим органом партии определял общепартийный съезд. Избираемый им ЦК руководил работой партии в перерыве между съездами и состоял из пяти членов и трех кандидатов. Для связи с международным революционным движением в ЦК входил представитель Коминтерна с правом решающего голоса.

Основой партии назывались ячейки с числом членов ТНРП не менее трех. Именно на ячейки возлагалось ведение агитации и пропаганды революционных идей среди масс. Высший орган ячейки, как и в РКП(б), - партийное собрание. Ячейка обладала правом приема в партию, членом которой считался каждый тувинец, признавший ее Программу (хотя Программы еще не было), подчиняющийся ее постановлениям и соблюдающий дисциплину в ТНРП, достигший 20-летнего возраста. Решение ячейки по приему утверждал ЦК.

Временный Устав вводил "суровую дисциплину", о чем, правда, не упоминается в "Очерках истории...". Предметом партийного наказания могли служить для отдельных членов партии выговор, порицание и исключение из партии, а для организаций (достаточно интересное положение Устава) - выговор, порицание и роспуск. Нарушением партдисциплины считалось неподчинение партийным постановлениям; личное поведение, дискредитировавшее партию: пьянство, разврат, воровство, употребление наркотических средств, халатность и прочее.

Решение I съезда ТНРП показало неподготовленность Тувы к такому повороту событий. Доселе неизвестные формы государственного правления, а тем более партийной работы, воспринимались трудно. Из доклада Я.С. Чугунова о работе райбюро РКП видно, что внутри правительства не было единства (его члены представляли разные роды). Когда ЦК потребовал от Предсовмина предать суду чиновников, не выполнявших законы, Лопсан-Осор отказался выдать единомышленников, предложив созвать в апреле съезд всех хошунов, но сам же и не допустил работы съезда. Военный министр Лопсан-Зарикту арестовал Председателя Правительства, предал его суду за рас-

трату государственных средств. На место Лопсан-Осора назначили Идам-Суруна, который начал реорганизацию правительства и пригласил русских совет-ников[22, С.152]. Однако новые министры разъехались по домам (юртам), уехал и сам Идам-Сурун.

"История Тувы" интерпретирует события как подрывную ликвидаторскую политику феодалов и чиновников, пробравшихся в ряды партии[2, С.152]. На самом деле шла необходимая притирка звеньев государственного механизма. С.А. Нацов считал, что по линии правительственной кое-что было сделано: управленческая работа была чиновничеству знакома и понятна.

Другое дело - работа партийная. На I съезде она затронула главным образом верхушку общества (достаточно вспомнить состав ЦК). Нойоны признавали ЦК, пока сами входили в него. Новые министры не видели необходимости в партийном органе, не понимали его функций, поэтому в марте 1923 г. Центральный Совет решил считать излишним существование ЦК, как организации, требовавшей ненужных расходов[18, С.24].

Не нужна оказалась партия и аратам, поскольку не тронула, по выражению Нацова, народные массы. В самом деле, главная экономическая деятельность кочевого скотоводства осуществлялась внутри небольших хозяйственных групп, объединенных реальными хозяйственными и кровными связями. Для кочевников не было нужды в создании нового бюрократического аппарата. А тувинские князья, высшие ламы и крупные чиновники не могли пока воспринять новые демократические идеи.

Райбюро столкнулось с необходимостью принимать срочные меры и по укреплению правительства и созыву нового съезда партии. Прежде всего, оно использовало праздник в июле, общий для тувинцев. Бюро созвало совещание и поставило вопрос ребром: желают ли урянхи создавать новый общественный строй и новые формы правления? Опорой для него служила группа О. Курседи, которая предложила созвать II съезд партии.

Для созыва съезда была создана Комиссия во главе с Председателем Правительства Идам-Суруном. В нее, кроме него, вошли Чугунов, Гурсит, Данзын, Авам. Комиссия исходила из важности решения неотложных вопросов партийного и государственного строительства и создания работоспособного и заслуживающего доверия ЦК. Комиссия четко отражала точку зрения о необходимости партии. Она обратилась к массам с положениями о наличии во главе страны Народного Правительства, но отсутствии партии, которая должна была бы защищать интересы беднейшего класса. Ни одно правительство, утверждала Комиссия, не может существовать без партии, на которую оно могло бы опираться, и которая направляла бы работу правительства на путь поддержки интересов простого народа. Создав партию, беднота приобретет себе надежного защитника.

Эти слова обращения не требуют особых комментариев. Далее инициаторы съезда стремились расширить социальную базу партии и обращались с призы-

вом к трудящимся встать в ряды НРП, ибо только тогда можно будет действительно защищать интересы бедноты. Для этой цели, объявляли они, на 6 июля (1923) в г. Красном созывается всеобщий съезд танну-тувинского народа, сочувствующего революционной работе. Назывались и основные вопросы повестки дня: причины роспуска ранее организованного ЦК партии, организация партии, выбор ЦК и ЦКК.

2 июля 1930 г. прошло заседание Райбюро РКП(б). Присутствующие обсудили доклад по созыву II организационного Танну-Тувинского партийного съезда и Временный Устав Нарревпартии. Заседание утвердило повестку дня съезда - доклад инициативной группы, причины распада партии и роспуска ЦК, цели и задачи партии, Устав, выборы членов ЦК, о средствах и бюджете, доклады Министерств, текущие дела. По первому и шестому вопросам докладчиком утвердили Идам-Суруна, по второму - Нимажапа, по третьему и четвертому - Медведева и по пятому - Чу-гунова[19, Л.101].

Таким образом, представители Райбюро брали на себя наиболее важные проблемы - политическую, организационную и кадровую, считая, что необходимо провести линию РКП(б), создать такой ЦК, который бы в дальнейшем не допустил развала ТНРП. Данное заседание лишний раз показало методы организации партии, идущей в русле Коминтерна.

6-7 июля 1930 г. - дни работы съезда. (В "Очерках истории..." допущена опечатка, дата съезда значится 6-7 июня). На нем присутствовало 588 участников, из которых араты составляли 450 человек[9, С.42]. Нацов упоминает, что часть присутствующих не были членами партии, но не уточняет, сколько именно.

В повестку дня вошли в том же порядке все 8 вопросов, что были утверждены Райбюро РКП(б). По докладам Идам-Суруна и Нимажапа съезд констатировал: "Принимая во внимание абсолютную бездеятельность ЦК партии, избранного на первом организационном съезде, его совершенно пассивное отношение к работе, неумение объединить вокруг себя революционный народ и провести в жизнь защиту интересов бедноты, съезд постановляет: бывшую Танну-Тувинскую Народную Партию во главе с ее Центральным Комитетом считать распущенной".

Съезд утвердил новый временный Устав ТНРП, который практически повторял Устав I съезда. Но в 1923 г. появилось одно усиление, в дальнейшем позволившее партии занимать доминирующее положение в общественно-политической жизни, а затем и установить свою диктатуру. "На всяких съездах и совещаниях, государственных и общественных, - говорилось в пункте 7 Временного Устава, - где присутствуют члены Танну-Тувинской Нарревпартии, из числа последних создается фракция. Задачей таких фракций является проведение в жизнь через указанные съезды и совещания партийных решений (разрядка моя - С.С.), постановлений. Ячейки и ЦК следят за тем, чтобы во всех указанных совещаниях и съездах присутствовали члены партии, чтобы была возможность создать фракцию[20, Л.104].

Поскольку Устав готовился под эгидой Райбюро,

то источник заимствования находится легко. Им стал Устав Российской Коммунистической партии (большевиков), принятый XII Всероссийской конференцией РКП(б), прошедшей 4-7 августа 1922 г. Пункт 60 требовал организации фракций во всех внепартийных съездах, совещаниях и выборных органах для усиления всестороннего влияния партии, проведения ее политики во внепартийной среде[4, С.582].

Перед партией вставала, прежде всего, задача организационного укрепления своих рядов, ведения всего комплекса партработы. На первых порах не было опыта по оформлению аппарата ТНРП сверху донизу, планирования, постановки стратегических задач. Это отразилось, в частности, в протоколах заседаний Политбюро ЦК ТНРП, где в течение первых лет существования партии не было серьезных вопросов как в области госстроительства, так и партийной работы. Политбюро занималось незаслуживающими его внимания мелочами, которые могли бы безболезненно разрешаться любым из министерств.

Политбюро ЦК ясно не представляло своих основных (директивных) задач и поэтому не имело никаких серьезных перспектив работы во всех областях жизни страны. Постановка партийной работы была сопряжена с различными трудностями, прежде всего, трудно было с кадрами ввиду неграмотности членов партии, о чём упоминалось выше.

Поскольку ЦК трудно было руководить партийной работой на местах, III съезд решил образовать при 5-ти хошунах хошунные комитеты партии в составе председателя, члена и секретаря. Членам партий предлагалось работать в общественных организациях на местах, более сознательно относиться к своим обязанностям и стремиться к общественной работе. ЦК обратил внимание на качественный состав партийной организации, проведение чистки, исключение из партии за пьянство, хулиганство и другие проступки, установление 8-месячного стажа при поступлении в партию, на осторожное отношение при поступлении в партию старых чиновников. В последующем съезды ТНРП неизменно обращались к этому вопросу.

VI съезд (сентябрь 1927 г.) рекомендовал во всей внутрипартийной работе уделить наибольшее внимание партработе в худонах, усилить живое руководство путем частичных выездов членов ЦК в худонские организации партии для инструктирования, при этом обратить внимание на организационную сторону местных партийных организаций[10, Л.24].

В 1927 г. Нацов отмечал, что Политбюро ЦК ТНРП и Президиум ЦК Ревсомола вплотную занялись партийной и воспитательной работой. ЦК партии принимал меры к оживлению партийной работы, как в центре, так и на местах.

В Кызыле был создан кружок по изучению общественных наук, в который вовлекались все ответственные работники центральных партийных учреждений. Программу кружка составили на 5 месяцев, она охватывала 10 тем:

- первобытный коммунизм,

- патриархально-родовая община,

- эпоха рабства,

- эпоха крепостничества (феодализм),

- ремесленный строй,

- торгово-промышленный капитал,

- капитализм и империализм,

- эпоха мировой социальной революции, социализм,

- краткая история Интернационала.

Первое заседание кружка, участниками которого было 30 человек, состоялось 11 января 1927 г. Этот кружок являлся первым политическим кружком в истории страны. Он, без сомнения, являлся шагом вперед в деле развития общественного и культурного самосознания членов партии и ревсомола[11, С.153].

Усилиями ЦК НРП и Ревсомола в Кызыл-Хото, докладывал Нацов, организована Центральная Партийная Школа. В нее привлекли 50 % членов партии и 50 % членов Ревсомола, всего 40 человек. Открытие ЦПШ прошло 23 января 1927 г. На шестимесячных курсах в ЦПШ обучались исключительно представители с мест. Школа предназначалась для подготовки актива местных организаций (секретарей хошунных комитетов и ячеек). На занятиях в школе учитывался общеобразовательный уровень учащихся, поэтому программа ее строилась соответствующим образом и предполагала изучение:

- истории национального освободительного движения тувинских аратов,

- истории развития общественных форм,

- истории мирового революционного движения,

- практической работы НРП и РСМ,

- практической работы Правительства и местных самоуправлений,

- обучение письменности и математике.

ЦК партии и партячейки все более учитывали специфичные условия Тувы, социальные и географические. Партийная работа оживлялась весной, когда доступными становились отдаленные поселения. Тогда центральные органы партии и ревсомола "бросали" своих работников "на места", чтобы оживить работу местных организаций. Летом, когда араты были заняты сельхозработами или кочевали, проводились курсы-передвижки по хошунам, руководителями которых являлись слушатели ЦПШ и работники центральных аппаратов ТНРП и ТРСМ. На курсах шла подготовка актива для ячеек и популяризация решений съездов партии и ревсомола.

Год от года партийные и ревсомольские съезды набирали силу, а их решения становились директивами для неукоснительного выполнения, что особенно проявилось на рубеже 20-30-х гг., когда началась борьба с "правыми". Особняком в этом отношении, как уже отмечалось выше, стоял VIII съезд ТНРП. На нем ведущую роль играли руководители новой формации, такие как С.Тока, С. Танов и О. Шагдыр-Сюрюн, обладавшие специальной подготовкой в стенах КУТВ и вносившие в политическую жизнь ТНР кардинальные изменения. Съезд избрал новый состав ЦК ТНРП. Генеральным секретарем ЦК ТНРП стал Игрит Шаг-дыржап, а вторым секретарем - Салчак Тока. В уже сложившейся "двойке" партийных руководителей Сал-чак Тока быстро набирал силу и влияние.

Отстранение феодалов от управления обществом и, напротив, широкое привлечение бедных слоев общества к политической жизни ТНР составляло основу новой политики ТНРП, что и отразилось в Конституции 1930 г. Съезд бедноту и пастушество определил как социальную базу партии, а государство назвал аратским. Отсюда следовал вывод о неприятии феодально-байских и ламских элементов и полной их изоляции от участия в общественно-политической жизни страны. Национальные демократы потерпели поражение. Началось решительное выдвижение трудовых аратов в органы государственной власти. Однако выдвиженцы "без специальных знаний и подготовки," в кратчайшие сроки заменившие старый управленческий аппарат, будучи в основном малограмотными, стали послушными исполнителями воли партии, что позволяло ей ставить перед госаппаратом фантастические задачи, диктуемые политическими амбициями.

Таким образом, на VIII съезде произошел резкий поворот к укреплению госаппарата и партии за счет увеличения доли бедняков и батраков. Основное внимание обращалось на численное увеличение доли бедняков в партии. Начиная с VIII съезда, создавались кадры рядовых партийных работников низшего звена, готовых безоговорочно выполнять любые решения высших инстанций в порядке партийной дисциплины. Социальное положение приобретало все более заостренный классовый характер. ЦК ТНРП тщательно готовил меры решительного наступления на "феодально-теократические элементы".

В секретном докладе представителя Коминтерна Г. Банзаракзаева "Политическое состояние ТНР" от 6 августа 1929 г. отмечалось: "Тувинская Народная Республика, когда почувствовала у себя некоторую устойчивость, пытается отходить от нашего влияния. Такая политика проводится главным образом "правыми" элементами страны. Нынешняя хозяйственная политическая линия ТНР объективно ведет к поддержке зажиточной части населения, а также в интересах феодально-теократических элементов страны. Активность "правых" группировок за господство в стране и за руководство государственным и партийным аппаратом весьма увеличилась. Политика равной коалиции в руководстве страной, или, вернее, внеклассовая политика, ведет к усилению силы и мощи "правых". Левое настроение в стране имеет глубокие социальные корни. Считаю грубейшей ошибкой недооценку роли и значения в будущем и настоящем "левой" группировки" [12, Л.18].

Руководящие органы Интернационала учли эти рекомендации своего представителя, а впоследствии выдвинули курс провести наступление на экономическую мощь феодалов и лам, конфисковать их имущество.

Таким образом, приход к партийной и государственной власти "левых" сил привел к потере национально-демократической ориентации, что вызвало значительные негативные последствия в развитии страны. Меры, предпринятые "левыми" в социально-экономической области, вошли в противоречие с национальными интересами и привели к разрушению

норм жизни тувинского народа. Имеется в виду копирование зарубежной политики без всякой предварительной подготовки, без обращения внимания на опасность потери государственности и ущемления национальных интересов. VIII съезд ТНРП обсудил вопрос о Программе партии. В резолюции съезда по этому пункту повестки дня говорилось, что Программа, принятая VI съездом, в значительной степени устарела и во многом не соответствует новым целям и задачам ТНРП[13, Л.97]. Действительно, главная констатация съезда заключалась в том, что ТНР вступила в новый этап своего развития по некапиталистическому пути. И в резолюции съезда подчеркивалась необходимость дать обоснование данного этапа, определить задачи нового строительства.

Влияние Коминтерна и ВКП (б) чувствовалось в постановке целей, определяемых резолюцией. Программа должна исходить из того, что "... в эпоху, когда на очередь дня в развитых капиталистических государствах выдвигается задача завоевания власти пролетариатом, когда налицо уже существует диктатура пролетариата в СССР, являющаяся фактором мирового значения, освободительные движения в колониальных и полуколониальных странах, вызванные проникновением туда мирового капитализма, могут привести, несмотря на незрелость общественных отношений этих стран, взятых изолированно, к социалистическому развитию их при помощи и поддержке со стороны пролетарской диктатуры и международного пролетарского движения вообще..." Программа должна была твердо определить, что Аратская Революционная Партия работает только под руководством Коммунистического Интернационала и в тесном союзе с мировым пролетарским революционно-освободительным движением.

Программа, как отмечалось в резолюции, должна твердо определить природу государственной власти как диктатуры трудящихся аратских масс и природу самой партии, как партии, осуществляющей эту диктатуру и опирающейся на батрацко-бедняцкие слои аратов. Она должна указать более конкретные пути революционного преобразования страны по хозяйственной политической и культурной отраслям. Съезд поручал Центральному Комитету проект Программы поставить на широкое обсуждение партийных масс, получить заключение Коминтерна и представить программу на утверждение следующего съезда. На деле подготовка Программы затянулась, так как сказывались события 1930-1932 гг.

Как отмечается в "Очерках истории Тувинской организации КПСС", благодаря всесторонней братской помощи СССР тувинский народ под руководством народно-революционной партии к 1940 г. добился значительного социально-экономического и культурного прогресса. Ликвидация класса феодалов, демократизация общественно-политической жизни, вытеснение иностранного торгового капитала из экономики страны и последовательное утверждение в ней социального уклада, успехи культурного строительства -все эти и другие глубокие изменения характеризовали новый, более высокий этап в развитии тувинского об-

щества в направлении к социологизму.

Исходя из таких выводов об итогах развития страны, ЦК ТНРП создал комиссии по разработке проектов Программы и Устава партии. Проекты этого документа обсуждались на Пленумах ЦК в октябре 1940 г. и феврале 1941т., затем были вынесены на обсуждение.

После обсуждения проектов Программы и Устава ЦК ТНРП обратился к ЦК ВКП(б) и ИККИ с просьбой оказать помощь в их редакции. В редактировании проектов приняли участие А.А. Жданов, Д.З. Мануиль-ский, А.Я. Вышинский, А.Ф. Горкин. В результате их работы были составлены окончательные редакции проектов Программы и Устава ТНРП и Конституции ТНР. Принятая XI съездом ТНРП Программа подтвер-

ждала, что развитие страны по некапиталистическому пути к социализму является генеральной линией ТНРП.

Таким образом, в развитии Тувинской народно-революционной партии с Первого съезда до начала 40-х гг. произошли серьезные изменения, особенно это было заметно на рубеже 20 -30-х гг. В своих программных заявлениях от задач народно-демократического характера под внешним воздействием (ВКП(б), Коминтерн) партия в начале 30-х гг. делает резкий поворот в сторону ускорения движения ТНР по социалистическому пути, что внесло значительные изменения в общественно-политическую атмосферу страны.

Библиографический список

1. АВПРФ.Ф.08.0п.6.Д.29. Л.15 12. Там же. Д.26. Л.18.

2. История Тувы. Т.Н. С. 102. Там же. С.29. 13. Там же. Д.30 Л. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Их не забудет Тува. Кызыл, 1967. С. 158. 14. Рощин С.Н. Указ. соч.С.35.

4. КПСС в резолюциях. М., 1983. Т.2. С.582. 15. Там же. С.29.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.41. С.246. 16. Там же. С.38.

6. Очерки истории Тувинской организации КПСС. С.29. 17. Сердобов Н.А. Указ. соч. С.72.

7. Там же. С. 34. 18. ЦГА РТ Ф.1 Оп.1. Д.1497. -Л.24.

8. Там же. С.35. 19. ЦХИДНИ. Ф.7031. Оп. 1. Д.З. Л.101.

9. Там же. С.42. 20. Там же. Л. 104.

10. РГАСПИ. Ф.495. Оп.153. Д.18. Л.24. 21. ЦХИДНИ КК. Ф.7031. Оп.1. Д.6. Л.151

11. Там же. Ф.495. Оп. 153. 22. Там же. Л. 152.

УДК 796.8

РОЛЬ ДЫХАНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТОЛЧКА В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

л _ rt <J

© Г.К. Хомяков1, С.В. Балагуров2, И.М. Утяшева3

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Предлагается методика обучения дыханию при выполнении классического движения «толчок» в гиревом спорте. Обосновано построение комплекса упражнений, развивающих дыхательную мускулатуру. Впервые введён в тренировочный процесс индекс эффективности кровообращения, предложен алгоритм тренировочного процесса гиревиков. Установлено, что комплексный подход к тренировкам позволяет сократить сроки достижения высоких спортивных результатов. Предлагается поэтапное развитие физических качеств в месячном цикле тренировки на основе педагогических принципов. Приведён практический пример тренировки гиревика. Графически отображена динамика индекса эффективности кровообращения. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: спортивная тренировка; гиревой спорт; методика обучения дыханию; комплекс общеразви-вающих упражнений.

ROLE OF BREATHING UNDER KETTLEBELL JERK G.K. Chomyakov, S.V. Balagurov, I.M. Utyasheva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The paper proposes methods to teach breathing while performing a classical movement - the "jerk" in kettlebell lifting. It justifies the combination of general developing exercises contributing to the development of respiration muscles. The authors are the first to introduce a blood circulation efficiency index in the training process. They elaborate an algorithm of kettlebell lifter training process. It is found out that an integrated approach to training reduces the time period required to

1Хомяков Геннадий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры, тел.: 89501418235, e-mail: bezpproz@irgups.ru

Chomyakov Gennady, Candidate of Medicine, Associate Professor of the Department of Physical Education, tel.: 89501418235, email: bezpproz@irgups.ru

2Балагуров Сергей Владимирович, аспирант. Balagurov Sergey, Postgraduate.

3Утяшева Ирина Мунировна, ассистент кафедры физической культуры. Utyasheva Irina, Assistant Professor of the Department of Physical Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.