Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПОЛИТИКО - ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНО'

ИСТОРИКО-ПОЛИТИКО - ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
713
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ПРАВО / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЫЗГЛЯДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комилов Далер Рустамович

В данной статье рассматриваются политические и правовые взгляды Ибн Сино. Автор анализирует основные идеи мыслителя о роли и социальном статусе государства, его ответственности в развитии домохозяйств, формировании отношений между ее членами и индивидуальную нравственность и приходит к выводу, что в качестве законотворца мыслитель подразумевает Пророка. Обосновывается идея о том, что во взглядах мыслителя о государстве, роль главы государства занимают особое положение. Необходимость этого социального явления он видит в законотворчестве и обеспечении исполнения закона. Закон необходим для упорядочения общественных отношений. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить политико-правовые взгляды Ибн Сино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL- POLITICAL-LEGAL VIEWS OF IBN SINO

This article examines the political and legal views of Ibn Sina. The author considers the basis of the idea of thinking about the role and social status of the state of its responsibility in the development of households, the formation of a relationship between its members and individual morality. The author comes to the conclusion that the quality of the thinker is the thinker of the prophet. Particular attention is paid to the fact that the prophet's quality as head of state is not possible, at all times. The author substantiates the idea that he thinks about the state in his views, the role of the head of state occupies a special position. The need for this social phenomenon he sees in lawmaking and enforcement of the law. The law is necessary for ordering public relations. As an investigative task, the authors defined an attempt to assess the politically-legal vestiges of Ibn Sin.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПОЛИТИКО - ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНО»

ИСТОРИКО- КОМИЛОВ Далер Рустамович,

ПОЛИТИКО - аспирант кафедры истории философии и соцальной

ПРАВОВЫЕ философии Таджикского националного универсистета

ВЗГЛЯДЫИБН СИНО Республики Таджикистан (Таджикистан, Худжанд)

АФКОРИ КОМИЛОВ Далер Рустамович,

ТАЪРИХИЮ аспиранти кафедраи таърихи фалсафа ва фалсафаи

СИЕСИ ВА щтимош Донишгоуи миллии Тоцикистон (Тоцикистон,

^УЦУЦИИ ИБН СИНО Хуцанд)

HISTORICAL- KOMILOV Daler Rustamovich, POLITICAL-LEGAL Postgraduate student of the Department of History, philosophy VIEWS OF IBN SINO and social philosophy of the Tajik national University of Republic

Tajikistan (Tajikistan, Khujand), Е - MAIL: daler.komilzoda@gmail.com

Ключеыве слова: политика, право, закон, государство, формирование, вызгляды.

В данной статье рассматриваются политические и правовые взгляды Ибн Сино. Автор анализирует основные идеи мыслителя о роли и социальном статусе государства, его ответственности в развитии домохозяйств, формировании отношений между ее членами и индивидуальную нравственность и приходит к выводу, что в качестве законотворца мыслитель подразумевает Пророка. Обосновывается идея о том, что во взглядах мыслителя о государстве, роль главы государства занимают особое положение. Необходимость этого социального явления он видит в законотворчестве и обеспечении исполнения закона. Закон необходим для упорядочения общественных отношений. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить политико-правовые взгляды Ибн Сино.

Калидоважа^о: сиёсат, цуцуц, цонун, назарцо, давлат, ташакуллёбй.

Мацола ба назарцои сиёси ва цуцуции Ибни Сино бахшида шудааст. Муаллиф оид ба мацоми ицтимоии давлат, омилцои рушди хонаводауо, ташаккули муносибати байни аъзоёни он ва ахлоци инфироди маълумот додааст. Муаллиф бар он назар аст, ки мутафаккир пайгамбарро цамчун цомии цонуни илоцй мецисобад. Сарварии цокимият аз цониби пайгамбар имконнопазир нест ва нахоцад буд. Аз назари мутафаккир, дар давлат нацши сарвар мацоми махсусро доро мебошад. Цонун ин зарурат ва падидаи ицтимой буда, дар цонунгузории цифзи цамъияти зарур мебоашад. Муаллиф кушиш бар он дорад, ки цадафцои асоси тацицотро оид ба назарцои Ибни Сино дар бораи сиёсат ва цуцуц муайян намояд.

Key words: politico, law, law, state, formation, outlook.

This article examines the political and legal views of Ibn Sina. The author considers the basis of the idea of thinking about the role and social status of the state of its responsibility in the development of households, the formation of a relationship between its members and individual morality. The author comes to the conclusion that the quality of the thinker is the thinker of the prophet. Particular attention is paid to the fact that the prophet's quality as head of state is not possible, at all times. The author substantiates the idea that he thinks about the state in his views, the role of the head of state occupies a special position. The need for this social phenomenon he sees in lawmaking and enforcement of the law. The law is necessary for ordering public relations. As an investigative task, the authors defined an attempt to assess the politically-legal vestiges of Ibn Sin.

Абуали ибн Сино (Авиценна (980-1037) является одним из самых известных философов, гением средневековой культуры и цивилизации таджиков, он был первым среди других ученых.

Абуали ибн Сино вслед за Аристотелем и Абунасром Фараби был архитектором теории общества и государства мечты. В своей книге «Китоб-уш шифо» (Книга исцеления) он разделил науку на теоретическую и практическую и показал три подзаглавия практической философии: наука нравственности, домоводство, политика городов. В «Хикмати машрикия» (Философия Востока) ввел

термин количественные изменения и предложил науку фикх в качестве четвертой части практической философии.

В «Донишнаме», («Книга знаний») ученый ввел качественные изменения в систематизацию этой части практической философии, на первое место выдвинул мероприятии по городам затем мероприятия по домоводству и науке о нравственности.

«Логика такого разделения практической философии, т.е. расположение на первое место мероприятий по городам наверное, потому, что человек явление общественное и способы домоводства, и основые постулаты нравственности формируются под влиянием общественности городов» [7, 578].

Из этого исходит, что Абуали ибн Сино очень хорошо осознавал роль и социальный статус государства, его ответственность в развитии домохозяйств, формировании отношений между ее членами и индивидуальной нравственности каждого.

Круг вопросов, которые охватывает наука о развитии городов, это причины появления, становления и формирования общества, его политической структуры, видов политики, политической власти, учение о справедливых и несправедливых городах-государствах, причины развития одного и падение другого, настоящей чести (закона), причины необходимости права (шариатского права), роль пророков в законотворчестве.

По данному вопросу он так высказался: «И третья часть, т.е. мероприятия по развитию городов», которые достигаются участием всех его членов, необходимо, чтобы человек узнал виды политики и охватывал обшественные науки и теорию справедливого города, чтобы смог улучшить и очистить справедливый город и отличить от него нечистый, несправедливый город. Горожанин должен знать причины и предпосылки развития городов, также, как и какие факторы способствовали падению государства. В третьей части познаются нужда людей в правах шариата, территориях и приговорах для всех, среди людей мира и познаются различия между настоящим пророком и самозванцем, людей вошедших на путь дявола [5, 565].

Появление общества по теории Абуали ибн Сино это необходимость в:

- сосуществовании т.е совместного обеспечения своих потребностей, жить коллективно и начинать строить общество и город. Если один из них не задействован, в строительстве социальной (общественной) жизни и нет доступа к условиям общества, и удовлетворяются только сосуществованием с похожими на себя личностями. В итоге обретяют такую жизнь, какой не подобает человеку и он становится человеком, далеким от морали.

Несмотря на это, такие личности вынуждены подчиняться какому-то виду общественной жизни, и стать похожими на людей социальных и цивилизованных [3, 445].

Политика Ибн Сино основывается на природном неравноправии людей. Он объясняет это следующим образом - если все люди богатые, то по причине зависти и противостояния это общество уничтожается.

Если все члены общества бедные люди, то погибнут от недоедания и недостачи других благ жизни.

Но каждый человек должен быть доволен своим положением: богатый должен оценить свое богатство как компенсацию за нехватку ума; бедный по отношению к богатым считать свой статус удовлетворительным. Ремесленник, который находит кусок хлеба благодаря своему ремеслу, не должен завидовать правителю, который имеет непомерную власть, ни богатому, имеющему несметные богатства.

Итак, из взглядов Ибн Сино явствует, что он считает людей неравноправными потому, что это исходит от специальной природы людей. Люди по своей сущности никогда не могут быть равными, но это неравноправие людей является относительным (нисб!).

Каждый человек должен быть доволен своим положением: малообеспеченные люди своим умом и образованием, богатые своим богатством.

Действительно, когда мировое сообщество достигло высокого уровня развития, ни в одной стране нет гарантий равноправия людей.

Если люди в некоторых сферах равноправны, то в других сферах они неравноправны.

Например, в социально-экономической сфере не существует равноправия. Позитивные законы тех или иных стран гарантируют только возможное равноправие. Равноправие никогда не существовало и вообще оно невозможного.

Здесь взгляды Ибн Сино тождественны взглядам Платона. Это «геометрическое» равноправие, которому учил Платон, в философии Ибн Сино отражается, как согласие со своим положением. «Математическое» равноправие по Ибн Сино это тот взгляд, когда все одновременно не могут быть богатыми и бедными.

По вопросам государства и власти политико-правовые взгляды Ибн Сино больше похожи на политико-правовые взгляды Аристотеля.

Следует отметить, что его взгляды на счет государства, мечты или идеальное государство оставили след на взглядах представителей культуры и науки средневекового мусульманского мира.

Учение Платона о том, что идеальным государством должен руководить философ или мудрец (хаким), оказал сильное влияние на учение Ибн Сино. Сам Ибн Сино был ученым энциклопедистом, с другой стороны, являлся также, государственным чиновником.

Это название «государство мечты» Ибн Сино специально придумал, так как, оно объясняет его содержание «Мадина-ал-фозила», т.е город мудрецов, ученых, людей культуры и энциклопедистов.

По мнению ученого энциклопедиста (мутафаккир), человек отличается от зверя тем, что человек не может действовать в одиночестве. Для продолжения жизни и выживания люди вынуждены объедениться. Общество людей разделяется по принципу разделения труда. Для сотрудничества людей нужны закон и справедливость. Чтобы восторжествовали закон и справедливость, нужен человек, который сможет установить их.

Этот человек должен обратиться к людям с речью, и обязать их соблюдать и исполнять законы.

Развитое общество будет справедливым. Ибн Сино яляется сторонником справедливого общества и, вслед за Платоном, Аристотелем и Фараби, он по-своему его описывает:

1) Мудаббиры - падишахи, люди служители дворцов, военные.

2) Ремесленники - земледельцы.

3) Охранники - армия и защитники общественного порядка.

Особенность социального разделения общества состоит в том, что он поставил ремесленников на одну социальную лестницу общества выше, чем охранников.

Ученый также признает существование рабов (служивых людей).

Но в отличие от Аристотеля, он допускает ограниченное число рабов в зависимости от потребностей (зарурат). Кроме того, раб для Ибн Сино не «говорящий инструмент», а прежде всего человек.

По его мнению, общество тогда может существовать, когда слои и группы находятся в подчинении друг другу (по статусу). «Для защиты системы общественной (социальной) жизни, законодатель должен поставить во главе каждой группы руководителей, за ними других руководителей, так до тех пор, когда это заканчивается человеком из самых низов» [1, 45].

В справедливом городе никто не должен остаться безработным и без определенного места. Каждый работоспособный человек обязан принести пользу обществу. Общество борется против тунеядцев, лентяев, процентщиков.[2, 155]

Каждого человека в обществе должно отличать хорошее поведение. В противном случае общество на него оказывает давление. «Человек, говорит Ибн Сино, в общесте для достижения личной выгоды обязан из среды действий, который должен выполнить, обратить внимание на те поступки, от которых должен воздержаться». Человек это познает в детстве, в этой атмосфере (рухия) взрослеет и до тех пор, пока эти ценности не превратятся в природную веру, необходимо ему внушать, что нельзя так поступать.

Наряду с этим, существуют такие действия, которые противополжны указанным действиям (амал). Первые действия это плохие действия, а вторые действия - положительные.

Во взглядах Ибн Сино о государстве, роли главы государства занимают особенное положение. Необходимость этого социального явления он видит в законотворчестве и в обеспечении исполнения закона. Закон необходим для упорядочения общественных, отношений. Потому что, не каждый может установить закон и справедливость. Каждое партнерство появляется через закон шариата и действующего правителя. Закон шариата соблюдает и защищает это действие. В деле защиты закона шариата и законов правителя в обязанность одного человека не следует возлогать исполнение двух указов, исходяших от двух законов. [6, 235]

Закон нужен для систематизации общественных отношений, потому что не каждый может установить справедливость и закон.

Каждое сотрудничество происходит по закону шариата и законам властей. Поэтому законы шариата учитываются при формировании сотрудничества и защищают его. В защите закона шариата и законов правителя не обязательно выполнение двух законов одним человеком».

Система взглядов Ибн Сино такова: потребность людей в сосушествовании и совместное удовлетворение нужд объединяет людей. Объединение людей и систематизация общества зависит от сотрудничества между ними. Поэтому в обществе люди нуждаются в справедливости и законе. Для этого необходим законодатель.

Так как государство, как общественное явление, во взглядах большинства восточных стран подразумевается с главой страны - шахом, халифом и т.д., поэтому не удивительно, что Ибн Сино также, с этой точки зрения, рассматривает вопрос о становлении государства.

Назначение государством (необходимость назначения главы государства) это законодательно и обеспечение исполнения закона необходимо для систематизации общественных отношений.

Как явствует из его учения, необходимость в мирном сосуществовании стало фактором появления государства. Тогда, как люди объединились для систематизации общественных отношений, им необходимы два явления, это закон и справедливость. Из этого высказывания следует, что Ибн Сино считает тождественным закон и справедливость, т.е. закон не в одиночестве, а на основе справедливости должен систематизировать общественные отношения. Вдобавок к этому, нужна личность, которая может установить, и реализовать закон и справедливость. Одним из личных качеств такого человека являлось быть оратором. Необходимость такого человека, Ибн Сино видит в справедливом установлении закона.

В его произведении «Налот» (Спасение) говорится, что такой человек по вопросам закона и справедливости и мировоззрения не должен оставлять людей без руководителя. Потому что в обратной ситуации между людьми, могут появиться различные мировоззрения, и каждый человек считает справедливым то, что в его пользу. И все то, что не в его пользу, считает не справедливым.

В качестве такого человека законотворца (законодателя) Ибн Сино считает пророка. Если такой человек появится, то он должен претворить в жизнь общества те законы, которые ниспосланы по указу, согласию и напутствию Великого Аллаха и посредством святого духа.

Пророк должен решить вопрос преемственности власти и продолжения реализации закона через своего заместителя халифа.

Если он не установит такого заместителя, то тогда выбирают, но лучше, если его установит сам пророк.

В качестве законотворца Ибн Сино подразумевает пророка. Но наличие пророка в качестве главы государства не возможен во все времена. Исходя из этого, возникает на повестке дня вопрос его заместителя (халифат). По этому вопросу Ибн Сино предусматривает два вопроса:

1. Назначение халифа со стороны самого пророка.

2. Через выборы должны состояться выборы халифа.

Эти выборы должны охватывать весь народ. Избранный халиф должен быт умным, молодцом, осторожным, компетентным по социальным вопросам, знатокам религии и шариата. [4, 85]

С другой стороны, халиф должен быть, осведомлен о светской и религиозной науке и на этой почве (замина) должен возглавить две власти.

Для достижения этих высот (Фазилат) человек должен исправить свою нравственность и душу. Как отмечает Ибн Сино «Первой политикой, с которого человек должен начинать, является политика своей души. Т.е сначала он должен исправить свою душу и стремиться к тому, чтобы политика и действия способствовали, чтобы человек стал добродеятельным. «Если кто - то сумеет исправить свою душу, то должен вступить в реализацию политики города т.е те кто исправил себя, то должен придерживаться политики и действия в городских делах.[3, 45]

Приход халифа на место пророка не имеет значения, но закон и справедливость устанавливаются с его стороны. В этой ситуации также действуют законы шариата. «Смысл нашего слова что необходимо, так должно быть» не так, чтобы законодательная наука это притворная придуманная наука и не от Бога, нет, это наука исходит от Бога и каждый здравомыслящий человек должен руководствоваться ею. Но не каждый здравомыслящий человек может управлять ею. Нет проблем в том, что, если мы рассмотрим те вещи присланные Богом». По Ибн Сино решающим условием для избрания главы справедливого города считаются его личные качества. Поэтому, если человек, который, претендует на должность халифа, не соответствует требованиям, то народ должен восстать против него. Но если претендент соответствует требованиям и он достойный человек, то должен быть избранным.

Ибн Сино также, высказался о видах государства В «Книге алмалмуъ» или «№икмати арузия» он высказался о нижеследуюших видах власти:

1. Народная власть, в которой все ее жители равноправны и ее председатель избирается посредством всего народа, или через председателей второго ранга.

2. Правительство, которое находится под подчиненим нижестоящих правительств.

3. Правительство, допускающее насилие в правлении, он называл монархией.

4. Аристократическое правительство, которого Ибн Сино считал справедливым правлением [7, 145].

Ученый-энциклопедист высказал замечательные мысли и по вопросам условий заключения брака,

наследия, развода, воспитания и обоюдных обязанностей родителей и детей. Роль женщины он определил в связи с условиями своего времени и требованиями шариата ислама.

«Как человечество построил жильё и собрал там запасы для удовлетворения своих потребностей, он нуждается в том кто будет охранять его запасы от тех которые, хотят отобрать у него эти запасы таким достойным человеком становится женщина, которую бог создал для мужчины парой, которая должна стать для мужчины доверительным лицом и местом смирения души» [2, 235]. Мужчина должен предпринять в отношении женщины следующую политику:

1) Внушить женщине страх и уважение в отношении мужа, чтобы жена не смогла отказаться выполнять его распоряжения. Но мужчина должен защищать свою честь, достоинство и веру и выполнять свои обещания.

2) Мужчина должен к женщине относиться с уважением и обеспечить ее лучшими условиями жизни и не ревновать ее.

3) Заботиться о женщине, чтобы ее мысли были заняты домашними делами и не допускать мысли об измене с чужими мужчинами.

Женщина должна иметь такие качества: мудрая, религиозная, стыдливая, умная, быстродействуюшая, любящая, любвиеобильная, должна подчиняться мужу, родяшая, чистосердечная, не злопамятная, соблюдать чистоту, улыбчивая. Женщина не должна быть длинноязычной, не отвечать мужу, не должна проявять высокомерие в отношении мужа наоборот, должна быть, скромной, хорошо выполнять свои обязанности. Быть экономичной, чтобы сберечь деньги, продукты питания и имущество мужа. Устранять грусть мужа посредством доброго нрава и сладкой речи' [5, 245] Закон должен дать точное определение браку.

«В отношении наследников не должно быть сомнений и подозрений. И по этой причине не должен появиться, беспорядок в этом деле». [1, 335]

Ибн Сино сторонник устойчивого брака, против бездумного развода. Но в тоже время, он обосновал те моменты, когда развод необходим:

а) не совпадение природы мужчины и женщины;

б) не возможность родить детей.

В доме родители обязаны воспитывать своих детей. В свою очередь, дети также обязаны при болезни и старости ухаживать и заботиться о родителях.

По взглядам Ибн Сино на политико- правовые вопросы, можно сделать следующие выводы:

- появление государства считать необходимостью общественного сосуществования людей;

- к вопросам закона он относится осторожно, и связывает его со справедливостью;

- важным вопросам общества считает упрядочение семейных отношений и воспитание детей, по этому вопросу он выражает примечательные высказывания;

- по его мнению государство мечты Ибн Сино похоже на идеальное государство Аристотеля и Фараби, который также, укрепляет их идеи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абуали ибн Сино. Избранные произведения //А. Сино.-Душанбе: Ирфон, -1980. - 450 с.

2. Абуали ибн Сино. Ан-наджат //А. Сино. (на арабском языке).- Каир, 1337. - 303 с.

3. Абуали ибн Сино. Избранные философские произведения //А. Сино.-Москва: Наука, 1980. - 474 с.

4. Абуали ибн Сино. Наследие. Т. 2 // А Сино. - Душанбе, 2005.- 650 с.

5. Абуали ибн Сино. Аш-шифо ал-илоъиёт (на арабском языке) // А Сино. - Каир, 1952. - 451 с.

6. Абуали ибн Сино. Аш-шифо ал-илоъиёт. Т. 2. // А. Сино. - Душанбе, 2012.- 449 с.

7. Диноршоев М. Вклад и развитие философии. В предисловии книги: Абуали ибн Сино. Наследие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.1. //М. Диноршоев. - Душанбе: Адиб, 2005. -568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.