УДК: [272:271.2)61943/459
Федотов Сергей Петрович, преподаватель кафедры истории и международных отношений, Среднерусский
институт управления - филиал, Российская академия
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РПЦ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В данной статье рассмотрена взаимосвязь диалога РПЦ и Англиканской церкви в призме политического развития отношений Российской империи и стран Западной Европы в конце XIX - начале XX века. Религиозные контакты православных и англиканцев стали одним из определяющих факторов в построении военных союзов в преддверии начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. В этот момент на территории Российской империи представители Англиканской церкви активизировали деятельность интерконфессиональных организаций. В частности, в 1912 году было открыто Общество ревнителей сближения Восточно-православной и Англиканской церквей.
Ключевые слова: РПЦ, Англиканская церковь, Антанта, Тройственный союз, Российская империя, Германская империя, Франко-прусская война, Первая мировая война.
Fedotov S.P., Lecturer of the Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
HISTORICAL AND POLITICAL ASPECTS IN THE RELATIONSHIP OF THE ROC AND THE ENGLISH-CHURCH IN THE END OF THE XIX CENTURY BEGINNING OF THE XX CENTURY
The article examines the relationship between the dialogue of the ROC and the Church of England In the prism of the political development of relations between the Russian Empire and Western European countries In the late 19th and early 20th centuries. Religious contacts between Orthodox and Anglican became one of the determining factors In the construction of military alliances on the eve of the outbreak of the First World War of 1914-1918. At this point In the territory of the Russian Empire, representatives of the Anglican Church Intensified the activities of Inter-confessional organizations. In particular, In 1912 the Society of Zealots for the Rapprochement of the Eastern Orthodox and Anglican Churches was opened.
Keywords: ROC, Anglican Church, Entente, Triple Alliance, Russian Empire, German Empire, Franco-Prussian War, World War I.
В конце XIX - начале XX века произошли значительные изменения в международной обстановке. В это время наметилась тенденция великих держав к переделу мира. Кроме этого, на международной арене возросло влияние объединившей-
ся в 1870 году Германской империи. Этот факт повлиял на обострение отношений Германии с Великобританией и Францией. В особенности это стало актуально после поражения Франции во Франко-прусской войне 1870-1871 гг.
Определяющее значение в расстановке сил в Европе стала играть набирающая милитаристскую силу Германская империя. Россия, пытаясь уравнять баланс политических сил, начала налаживать дипломатический диалог с Францией. Тенденцию к усилению Германии понимали и в Лондоне. Несмотря на традиционное противоборство с Россией, Англия в сложившейся ситуации выступила за построение политического диалога с Россией. Угроза начавшейся в Германии милитаризации повлияла на выбор Англии оставить традиционную политику «блестящей изоляции» и перейти к политике блокирования против набирающей силы Германской империи. Важным стимулом к такому выбору Великобритании являлись германская военная программа и колониальные амбиции Германии.
Результатом развивающихся дипломатических отношений России, Франции и Англии на рубеже XIX - XX веков стало создание в период с 1904 по 1907 г. военно-политического союза трех государств, получившего название «Антанта». Противоборство Антанты и Тройственного союза стало предпосылкой к Первой мировой войне, где в роли противника Антанты и её союзников был блок центральных держав, в котором Германия занимала ведущую роль.
Нельзя не отметить в складывающихся дипломатических отношениях между Россией и Англией этого времени значения конфессионального диалога. Завершение XIX века в некоторой степени успокоило развивающийся на протяжении всего столетия диалог англиканцев и православных. Во второй половине XIX века отношения РПЦ и Англиканской церкви развивались по положительной линии. Одним противоборствующим фактором в соединении стало разногласие в теологических корнях. Развитие такой ситуации привело к появлению в России богословской оппозиции и, как следствие, свертыванию диалога. Однако внешнеполитическая обстановка в определенной степени оживила его в начале XX столетия.
В конце XIX века Российская империя была одной из ведущих стран мира. Роль России на внешнеполитической арене определялась её географическим и геополитическим положением.
В 1870 г. русский синод сделал официальное уведомление англиканам. Согласно уведомлению, православная церковь прежде совместного общения в таинствах считает необходимым согласие в вере. По этой причине в деятельности англиканцев настало некоторое затишье. Одновременно интерес к православию не ослабел, а наоборот, приобрел с оживлением внешнеполитического дипломатического взаимообщения России и Англии новые контакты с англиканцами.
Уже в 1888 г. Киевский митрополит Платон (Городецкий) (1803-1891) получил по случаю празднования 900-летия Крещения Руси поздравление от архиепископа Кентерберийского Эдварда Бен-сона (1821-1896). В отличие от других западных иерархов он выразил своё почтение в адрес Русской церкви. Также просил передать благопожела-ния епископам, духовенству и мирянам всей Русской церкви и подчеркнул важность соединения для успешного противостояния католицизму. Митрополит Платон (Городецкий) в ответном послании высказал надежду на установление более полного духовного союза между Русской церковью и Англиканской, предложив обсудить вопрос об условиях объединения и общения в таинствах [5]. Бенсон однако же поставил условием общение в таинствах до вероисповедного единства.
Полномочным представителем Бенсона на праздновании был Вильям Джон Биркбек (1859— 1916), который после неоднократно бывал в России. Он стал ревностным апологетом православия в Англии. Биркбек выучил русский язык, изучал древнее русское церковное пение и знакомил своих соотечественников с жизнью Русской православной церкви. В последующие годы он совершил не менее 10 поездок в Россию как с частными, так и с официальными визитами. Он с помощью C.B. Смоленского объездил самые отдалённые уголки страны, посещая монастыри и центры старообрядчества, и завязал дружбу с царской семьёй, св. Иоанном Кронштадтским и К.П. Победоносцевым (1827-1907). Сам К.П. Победоносцев владел английским, хорошо знал литературу и мог часами беседовать с англичанами, проявлявшими интерес к православию [4].
В конце XIX - начале XX века произошло взаимное оживление отношений между РПЦ и Англи-
128 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION «VOLUM 6*ISSUE № 2• 2017
канской церковью. Это отразилось на увеличении взаимных поездок представителей духовенства как со стороны России, так и Англии. В частности, в 1888 году на 900-летнем юбилее Крещения Руси присутствовал видный англиканский религиозный деятель Вильям Джон Биркбек, который затем неоднократно путешествовал по России [3].
В 1892 г. протопресвитер И.Л. Янышев опубликовал на немецком языке исследование «Действительно ли вероучение Англиканской церкви является православно-католическим?», в котором приходил к выводам, близким к позиции Филарета (Дроздова), и отмечал многие протестантские, а именно кальвинистские черты в англиканстве, противоречащие православному вероучению (учение о двух таинствах, отказ от икон, учение о предопределении и т. д.). Это исследование оказало сильное влияние на позицию синода. В то же время профессора Киевской духовной академии А.Я. Булгаков и Московской В.А. Соколов в работах об апостольском преемстве англиканских рукоположений пришли к выводу о её действительности и возможности её признания православными [1].
Осенью 1894 г., в день погребения императора Александра III, королева Виктория в качестве «верховного правителя» англиканской церкви повелела отслужить во всех англиканских храмах поминальные службы. В Виндзорском замке были внесены в служебник погребальные песнопения русского православного богослужения.
На коронацию Николая II в 1896 г. Англиканская церковь прислала своего официального представителя - епископа Питербороского Майкла Крайтона, который привёз послание архиепископа Кентерберийского к Петербургскому митрополиту Палладию.
В ответ, 5-22 июня 1897 г. в Лондон по приглашению Англиканской церкви на торжества по случаю 60-летнего юбилея царствования королевы Виктории, а в сущности, для сближения с епископальными англиканцами совершил визит архиепископ Финляндский Антоний (Вадковский) (1846— 1912), вскоре после этого ставший митрополитом Петербургским и постоянным членом Святейшего синода (с 25.12.1898). Архиепископ Антоний участвовал в многочисленных встречах с английским епископатом и богословами и присутствовал на
торжественных богослужениях церкви Англии. Оксфордский и Кембриджский университеты удостоили его степеней доктора теологии и доктора права [3].
В 1903 году Россию посетил епископ Епископальной англиканской церкви в США Ч. Графтон. До приезда в Россию епископ Графтон направил письмо митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), в котором отметил свои экуменические взгляды. При встрече епископ Графтон вручил митрополиту Антонию грамоту от своего первенствующего епископа, рекомендательное письмо председателя Комитета межцерковных сношений, а также свою иностранную записку о возможностях взаимного общения между Англиканской и Русской церквями. По возвращении из России епископ Графтон в беседе с протоиереем посольской церкви в Лондоне Е. Смирновым так охарактеризовал РПЦ: «Она (церковь) счастлива, что сумела сохранить вверенное ей наследство Христово без всяких изменений; она ничего не прибавила к нему и ничего не убавила от него. Она по всему праву должна называться среди других церквей православной...» [6].
Завершение Первой мировой войны не повлияло на развитие отношений между РПЦ и Англиканской церковью. Напротив, после Первой мировой войны Англиканская церковь продолжала развивать отношения с отдельными автокефальными православными церквями Востока. Были достигнуты определенные результаты, но они не могли считаться окончательными, общепризнанными всею православною церковью, так как по многим вопросам не было суждения РПЦ. Новый этап в диалоге православных и англиканцев, начал свое развитие уже в период Советского Союза.
Библиография:
1. Булгаков А.Я. К вопросу об англиканской иерархии // ТКДА. 1898. 8. - С. 554-574.
2. Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. - по начало XXI в. Научная монография. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС. - 2015. - С. 156.
3. Ливцов В. А., Филонов В. И., Лепилин A.B. Взаимоотношения православия и католичества в истории России в контексте идеи единства церкви. М„ 2006.-С. 57.
4. Соловьёва Т. Англиканская и православная церкви в XIX в. II Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. Сб. статей-М.:ББИ, 1997.-С. 55.
5. Филонов В.И. Начало православно-католического диалога и участие в нем Русской православной церкви II Власть. - 2013. - № 9. -С. 115.
6. Филонов В.И. Проблемы взаимоотношений между Русской православной церковью и Ватиканом в период с 1929 по 1933 гг Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2014. -№2 (37).-С. 39-41.
References:
1. Bulgakov A. Ja. К voprosu ob angllkanskoj ierarhii II TKDA. 1898. 8. - S. 554-574. (In Russ.)
2. Llvcov V.A. Jekumenlcheskoe dvlzhenle I Russkaja pravoslavnaja cerkov' v kontekste gosudarstvennoj konfesslonal'noj politiki Rossll s seredlny XIX v. - po nachalo XXI v. Nauchnaja monograflja. Orel: Izdatel'stvo OF RANHiGS. - 2015. -S. 156. (In Russ.)
3. Llvcov V. A., Fllonov V. I., Lepilin A.V. Vzalmootnoshenlja pravoslavlja I katollchestva v istorii Rossll v kontekste ¡del edlnstva cerkvl. M., 2006. -S. 57. (In Russ.)
4. Solov'jova T. Angllkanskaja I pravoslavnaja cerkvl v XIX v. II Polski edlnstva: Problemy religi-oznogo dialoga v proshlom I nastojashhem. Sb. statej -M.: BBI, 1997.-S. 55. (In Russ.)
5. Fllonov V.l. Nachalo pravoslavno-katollcheskogo dialoga i uchastie v nem Russkoj pra-voslavnoj cerkvi II Vlast'. - 2013. - № 9. - S. 115. (In Russ.)
6. FilonovV.I. Problemy vzaimootnoshenij mezhdu Russkoj pravoslavnoj cerkov'ju i Vatikanom v period s 1929 po 1933 gg Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Novye gumanitarnye issledovanija». - 2014. - № 2 (37). -S. 39-41. (In Russ.)
130 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUM 6*ISSUE № 2• 2017