Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатина Т.Н., Бурим С.М.

Образование является фундаментальным явлением и процессом в жизни каждого человека и общества. Оно выступает специфической областью общественной жизни, составляющей общественного прогресса, и всегда привлекает внимание ученых к исследованию ее роли, значения, влияния на формирование и развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Первой наукой, в которой образование становится предметом исследования является педагогическая. В ней образование сначала отождествляли с распространением и усвоением личностью определенной системой научных знаний, позже рассматривали как процесс, результат, социокультурный институт, наиболее общее педагогическое понятие, которое означает одновременно и социальное явление, и педагогический процесс, а также как духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Сегодня в обществе нет четко выработанного однозначного непротиворечивого общепринятого толкования образования, границы его определения являются слишком широкими, и каждое толкование по-своему является правильным и отражает отдельные стороны, грани феномена образования, что говорит о его многосторонности и многоаспектность. Учитывая роль, значение и функции, которые выполняет образование в обществе, в научной среде ее часто отождествляют с такими категориями, как «обучение», «воспитание», «социализация», «развитие личности», что скорее свидетельствует о том, что развитие личности не может быть однопорядковым, а, наоборот, должно рассматриваться как необратимый процесс усложнения социокультурных организаций человека - ее восхождение от примитивно-простой, хаотической к высокой, сложной, многогранной целостно-интегрированной культурности, что одновременно выступает результатом образовательного процесса (достижения образовательной цели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатина Т.Н., Бурим С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE CONDITIONS OF REGIONALIZATION

Education is a fundamental phenomenon and process in the life of every person and society. It acts as a specific area of public life, a component of social progress, and always attracts the attention of scientists to the study of its role, significance, influence on the formation and development of a person in the process of purposeful activity of society. The first science in which education becomes the subject of research is pedagogical. In it, education was first identified with the dissemination and assimilation of a certain system of scientific knowledge by a person, later it was considered as a process, a result, a socio-cultural institution, the most general pedagogical concept that means both a social phenomenon and a pedagogical process, as well as the spiritual appearance of a person who develops under the influence of moral and spiritual values. Today, there is no clearly developed unambiguous, consistent, generally accepted interpretation of education in society, the boundaries of its definition are too wide, and each interpretation is correct in its own way and reflects individual sides, facets of the phenomenon of education, which indicates its versatility and multi-aspect. Given the role, significance and functions that education performs in society, in the scientific environment it is often identified with such categories as "education", "upbringing", "socialization", "personality development", which rather indicates that personality development cannot be of the same order, but, on the contrary, should to be considered as an irreversible process of complication of socio-cultural organizations of a person - its ascent from a primitive, simple, chaotic to a high, complex, multifaceted holistically integrated culture, which at the same time is the result of the educational process (achievement of an educational goal).

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ»

Историко-педагогическое развитие системы образования в условиях регионализации

Татьяна Николаевна Лопатина

кандидат технических наук, старший преподаватель Ставропольский государственный педагогический институт Ессентуки, Россия lopatina67@list.ru 0000-0000-0000-0000

Светлана Михайловна Бурим

кандидат исторических наук Межрегиональный медицинский колледж Ессентуки, Россия evgeniys5555@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 21.04.2022 Принята 04.05.2022 Опубликована 15.06.2022

« 10.25726/и4943-0504-2463^

Аннотация

Образование является фундаментальным явлением и процессом в жизни каждого человека и общества. Оно выступает специфической областью общественной жизни, составляющей общественного прогресса, и всегда привлекает внимание ученых к исследованию ее роли, значения, влияния на формирование и развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Первой наукой, в которой образование становится предметом исследования является педагогическая. В ней образование сначала отождествляли с распространением и усвоением личностью определенной системой научных знаний, позже рассматривали как процесс, результат, социокультурный институт, наиболее общее педагогическое понятие, которое означает одновременно и социальное явление, и педагогический процесс, а также как духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Сегодня в обществе нет четко выработанного однозначного непротиворечивого общепринятого толкования образования, границы его определения являются слишком широкими, и каждое толкование по-своему является правильным и отражает отдельные стороны, грани феномена образования, что говорит о его многосторонности и многоаспектность. Учитывая роль, значение и функции, которые выполняет образование в обществе, в научной среде ее часто отождествляют с такими категориями, как «обучение», «воспитание», «социализация», «развитие личности», что скорее свидетельствует о том, что развитие личности не может быть однопорядковым, а, наоборот, должно рассматриваться как необратимый процесс усложнения социокультурных организаций человека - ее восхождение от примитивно-простой, хаотической к высокой, сложной, многогранной целостно-интегрированной культурности, что одновременно выступает результатом образовательного процесса (достижения образовательной цели).

Ключевые слова

Образование, культура, регион, развитие, педагогика.

Введение

Со временем образование превращается из элитарного в массовое. Считается, что современная массовизация образования, особенно высшего, является объективным явлением, которое вместе с

положительными последствиями несет и определенные угрозы (Сапрыкин, 2018). Например, для России главные угрозы заключаются в разбалансированности рынка труда и структуры подготовки специалистов, снижении качества высшего образования. Это в свою очередь влечет за собой ряд других рисков - рост уровня безработицы и повышению социальной напряженности; фрустрации среди образованного населения (различия между реальностью и ожидаемым результатом); необеспеченность специалистами тех специальностей, которые требует в настоящее время экономика страны (Коротков, 2019). Массовизация образования, рост его значения для развития материального производства (потребность общества в образованных работниках), признание государствами института образования как одного из наиболее важных в обществе, разработка и внедрение финансовых механизмов на содержание и развитие образовательной отрасли, а также эволюция понятийно-категориальной конструкции «образование», которая постоянно расширяется и приобретает новый смысл, вызывает изменение ее роли как в обществе в целом, так в определенной административно-территориальной единицы, в частности в регионе (Греханкина, 2016).

Проведя типологический анализ образовательной системы, пришли к выводу, что исторические и региональные типы культуры и образования сходны из-за их изоморфизма. «Историко-диахронный (в социальном времени) политический ряд культуры и образования дополняется регионально-синхронным (в социальном пространстве) спектром их типологических территориальных вариаций, их неравномерность развития «обусловила одновременное сосуществование в разных регионах и у разных этносов ... неодинаковых, отличных типов». Заметим, что в условиях проведения реформы децентрализации, суть которой заключается в формировании эффективного местного самоуправления и территориальной организации власти для создания и поддержания полноценной жизненной среды для граждан, меняются акценты роли и значения регионального управления, в котором регион выступает административно-территориальной единицей - область, район, город. Необходимость регионализации, в том числе и образовательной сферы, вызванная ростом масштабов общественного производства, усложнением управления и уменьшением возможности учитывать на государственном уровне особенности каждой административно-территориальной единицы. Попробуем определить роль образования в обеспечении общественного прогресса и развития региона (Коростелева, 2019).

Материалы и методы исследования

Казалось бы, что роль образования в общественном развитии уже давно оценена должным образом, но и до сих пор этот вопрос является предметом научных исследований значительного числа ученых и рассматривается с разных аспектов - как в глобальном масштабе (в современном мире, в жизни общества, в общественном развитии, в информационном обществе, в социально-экономическом и инновационном развитии страны и тому подобное), так и в конкретизированном (в становлении личности, удовлетворении потребностей населения, в повышении общекультурного, профессионального и интеллектуального уровня человека и др.). Объяснить это можно тем, что общество динамично развивается, одна общественно-экономическая формация сменяется другой, одна эпоха, как большой промежуток времени с выдающимися событиями, явлениями или процессами в природе, обществе, науке, искусстве, сменяет другую.

Результаты и обсуждение

Обратимся к небольшому хронологическому экскурсу в историю становления современной фазы развития общества, введения соответствующих терминов, ее характеризующих и основных представителей-носителей идеологических концепций. Так, в прошлом веке на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, в котором смена технологий происходит очень стремительно. Отметим, что впервые ввел термин «постиндустриальное общество» в 1962 г. американский социолог Д. Белл, который считается основателем теории постиндустриального общества. Он определил информацию и теоретические знания стратегическими ресурсами постиндустриального общества. Ученые заложили концептуальные основы теории общественных систем современного типа,

определили кардинальные изменения в экономике, в частности в производстве, и социально-культурной сфере (Алексахина, 2021).

Сегодня к основным факторам, определившим переход от индустриального к постиндустриальному общества, в науке педагогического управления ученые относят: превосходство сферы услуг над сферой производства; изменение в социальной структуре общества (классовое деление уступает место профессионализму); перемещение центров знаний, которые оказывают решающее влияние на стратегию развития общества, к университетам; создание новых интеллектуальных технологий (например, Интернет), внедрение планирования и контроля технологических изменений. Подтверждают это и ученые отмечая, что в экономике постиндустриального общества приоритет перешел к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни. По словам ученых, возглавляет такое общество новая правящая элита с достаточно высоким уровнем образования и современными знаниями, что становится основой социального конфликта в обществе (борьба между знаниями и некомпетентностью) и обостряет процесс социальной стратификации в обществе усиливается социальное ранжирование, неодинаковость и неравенство (Островкин, 2022).

В конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. возникло новое понятие, характеризующее современное общество, - «информационное общество», в котором главным становится выработка, распределение и потребление информации. Введение этого термина в терминологический оборот приписывают японскому ученому Ю. Хаяши. Основу этого понятия составляет понятие «информация» - одно из общих понятий науки; в широком смысле - новые сведения об окружающем мире, получаемые в результате взаимодействия с ним. Роль информации в информационном обществе значительно увеличивается как для конкретного человека, так и для общества в целом, также как и возрастает роль информационных технологий, которые проникают во все общественные и хозяйственные отношения, создается глобальное информационное пространство, которое обеспечивает доступ людей к информации, информационных продуктов и услуг (Лю, 2017).

Благосостояние информационного общества создается при эксплуатации знаний, возможностей их передачи в виде технологий широким массам населения. Поскольку знания получают прежде всего в образовательных учреждениях, поэтому образование должно стать фундаментом информационного общества. Однако, под давлением стремительного роста информационных технологий традиционное образование, его виды, формы, методы трансформируются (например, появляется дистанционное, электронное, STREAM; индивидуальная, дуальная формы получения образования; электронные дневники, учетные журналы успеваемости соискателей образования, расписания занятий, учебная и научно-методическая литература, тематические презентации, видео-уроки-лекции и др.), что, с одной стороны, расширяет функциональные возможности, а с другой - заставляет каждого участника образовательного процесса иметь соответствующие технику и знания, что является не всегда возможным в связи с процессом стратификации общества, который стремительно развивается и имеет противоречивое влияние - как способствует, так и затрудняет развитие самого общества (привилегии имеют те люди, у кого есть достаточный доход) (Болгова, 2016).

Как результат, в начале XXI века к педагогической науке стали относить понятия «общество знаний» - общество высококвалифицированных, мобильных и творческих индивидов, которые имеют свободный доступ к информации и знаний, ведущими характеристиками которого являются:

1) преобразование знаний в ключевой компонент любой сферы общества, в т. ч. и экономики;

2) превращение в главный продукт деятельности (как общественной, так и экономической) и главное ее сырье.

Следовательно, источником и носителем знаний становится образование. В таком случае общество знаний вносит качественные изменения в методологию и содержание современного образования, которое приобретает новые измерения:

- непрерывности (образование на протяжении всей жизни) и дифференциации обучения;

- доступности к качественным образовательным услугам и равенству условий для каждого человека во всестороннем развитии;

- конкурентоспособности профессионального образования, его соответствие современным требованиям;

- фундаментализации знаний;

- приоритетности общечеловеческих духовных ценностей;

- интеграционности (интеграция образования с наукой и производством, вхождение образования в единое мировое образовательно-научное пространство) и тому подобное (Кузнецов, 2020).

Учитывая вышесказанное можно утверждать, что успехи человечества в третьем тысячелетии в науке, производстве, развитии техники ускорили переход к широкому использованию во всех сферах жизнедеятельности общества научно-информационных технологий, которые базируются на интеллектуальной собственности. В связи с развитием производства, техники, изменения парадигмы экономического развития обостряется проблема определения целей, ценностей, миссии и роли образования как особого вида человеческой деятельности, повышаются требования к человеческим ресурсам, которые составляют основу человеческого капитала. Новые тенденции во взаимодействии человека и общества расширяют определение функций, которые выполняет образование сегодня. В частности, в педагогике к важным функциям образования относят (Тюличева, 2015):

- человекотворческую - обеспечивает определенный уровень знаний, грамотность; состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческих ориентаций, готовности к выполнению различных социальных ролей, видов деятельности;

- технологическую - обеспечивает «базы жизни»; формирует навыки, умения и развивает коммуникативность в различных видах деятельности человека;

- гуманистическую - воспитание человека в духе мира, высокой нравственности, культуры, понимания приоритетов общечеловеческих ценностей;

- экономическую - формирует социально-профессиональную структуру и осуществляет подготовку квалифицированного рабочего, который должен обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;

- социальную воспроизводит социально-классовой и социально-статусную структуру общества, участвует в социализации личности;

- культурную - обеспечивает передачу и использование накопленных ранее культурных ценностей, формирует творческие способности человека.

В социологии выделяют следующие функции образования:

- социально-экономическую - подготовка к трудовой деятельности нового поколения рабочих; воспроизведение различных категорий работников и культуры производства;

- воспитательную-обеспечивает гармонизацию и совершенствование человечьих качеств, стимулирует саморефлексию личности (осознание человеком своей сути и личных возможностей);

- социальной защиты - распространяет потенциальные социальные возможности человека в профессиональном и личностном самоопределении;

- урбанистическую-раскрывает влияние образования на миграционные процессы (мобильность соискателей образования и научных кадров);

- демографическую - подчеркивает значимость культурно-образовательных факторов в демографических процессах государства (продолжительность жизни, рождаемость, браки, состав населения);

- функция социализации личности и отдельных слоев населения;

- функция интеграции с наукой и производством;

- функция трансляции культуры, знаний и навыков;

- продуктивную - создание новых идей, технологий, форм поведения и др.;

- репродуктивную - воспроизводство существующих общественных отношений, социальной структуры;

- стратификационное (образование выступает средством социального перемещения и продвижения вверх);

- функция селекции (отбора) - отбор и расположение претендентов на определенных социальных позициях;

- функция передачи накопленных человечеством знаний и наследственности социального

опыта.

С философской точки зрения такие функции образования: гуманистическая, социально-экономическая, социальной селекции и социальной мобильности, является явными (открытыми) функциями - такими, ради которых образование образуется и функционирует как социальный институт. В то же время выделяют латентные (скрытые) функции: сиделка (время пребывания соискателя образования в учебном заведении; формирование коммуникативных отношений, молодежной субкультуры); социальная селекция (закрепление социального неравенства через образование). При чем отмечается, что в случае расхождения явных и латентных функций возникает нестабильность, даже дезорганизация общества.

Учитывая выше сказанное и на основании научных подходов, изложенных авторами в своих исследованиях относительно значения и роли образования в жизни человека и общества, обобщим полученную информацию и попытаемся схематично представить свое видение роли образования в современном мире

Образование как высшая ценность человека и общества в современном мире влияет на:

- будущее (представление будущего и мотивирование его реализации; прогнозирование; стратегия и целеполагание; развитие системы ценностей);

- общество (социодинамика общества; уровень общественного сознания; эффект профессиональной деятельности; политические концепции; методологическая культура; рост интеллектуального потенциала (человеческий капитал));

- информационно-технологическую революцию (ориентированность в информационном поле; управление знаниями; компетентность);

- науку (потенциал науки; фундаментальность науки; перспективность науки; источник научных идей и их реализация; научные кадры);

- личности (интеллект; интересы; ценности; развитие способностей; социальный статус; профессионализм деятельности и ее качество; карьера; культура).

Стоит отметить, что в последнее время значительное внимание во всем мире уделяется формированию, развитию и рациональному использованию именно человеческого капитала, который обычно рассматривают как социально-экономическую категорию, включающую знания, умения, навыки, компетенции людей, которые приобретаются преимущественно путем обучения и профессионального опыта; это стоимость бывших инвестиций в навыки людей. В области государственного управления человеческий капитал понимают как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта. Социологи считают, что формирование человеческого капитала в любой стране происходит за счет трех основных факторов: доступная рабочая сила, квалификация рабочей силы и качество образовательных институтов. С педагогической точки зрения, составляющей человеческого капитала является образование, которое имеет целостная, полифункциональная и полисмысловую структуру. Все определения свидетельствуют о сложности и многогранности терминологической конструкции «человеческий капитал», подтверждают необходимость этого явления для общественного развития как самостоятельного экономического ресурса, фундамента рост ВВП за счет использования достижений научно-технического прогресса. Впрочем, человеческий капитал требует значительных инвестиционных вложений, отдачу которых можно увидеть через значительный промежуток времени в виде качественных человеческих ресурсов, имеющих общеобразовательные и узкоспециализированные знания и компетенции (Исаев, 2021).

Заключение

Таким образом, базовую составляющую человеческого капитала составляют знания и компетенции, получаемые прежде всего через образовательные институты, имеющие определенную территориальную ограниченность. По этой причине выделяют национальные, региональные, муниципальные и локальные системы образования, которые имеют такие общие признаки, как: управляемость (наличие органа управления), реализация образовательных (общих, профессиональных, специальных, дополнительных) программ, стабильность результатов образовательной деятельности. Факторами, которые определяют развитие образовательной системы, являются - социальный заказ, образовательная среда и потенциал самой системы образования. В этом контексте понятно, что образовательные системы должны удовлетворять запросы различных групп населения на определенной территории, чем и обеспечивается накопление человеческого капитала в государстве и его регионах, которые являются разными по размеру своей территории, численностью населения, природно-климатическими условиями, масштабам, качеству и направлениям использования производственных, природных и трудовых ресурсов и другими социально-культурными факторами (степени урбанизации, грамотности населения, наличием научных учреждений и и.). Следовательно, образовательные системы в каждом регионе имеют свои специфические особенности, их развитие осуществляется путем инвестирования образования, что и обеспечивает развитие интеллектуальных способностей человека и создает возможности для их реализации прежде всего в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Алексахина В.Г., Игнатова О.В. Участие России в процессах регионализации высшего образования // Вопросы региональной экономики. 2021. № 1(46). С. 215-222.

2. Болгова Е.В. Регионализация высшего образования: теоретико-методологические подходы // Развитие экономики и менеджмента в современном мире : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Воронеж, 11 декабря 2016 года. Воронеж: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. С. 24-27.

3. Греханкина Л.Ф. Повышение квалификации как фактор регионализации образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 425-432.

4. Исаев В.А., Исаева М.В. Глобализация и регионализация образования в условиях информатизации в вузах // Ноосферные исследования. 2021. № 1. С. 58-64.

5. Коростелева С. Г. Взаимосвязь принципов регионализации образования и народности воспитания в процессе непрерывного образования // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, 18 апреля 2019 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 49-52.

6. Коротков А.М.. Сергеев Н.К. Регионализация как тенденция развития современного российского образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5(138). С. 4-9.

7. Кузнецов А.Н. К вопросу о принципах регионализации системы дополнительного педагогического профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3(44). С. 89-101.

8. Лю Ч. Децентрализация управления образованием как фактор регионализации профессионального образования Китая в условиях его реформирования // Инновационные технологии в технике и образовании : IX Международная научно-практическая конференция, Чита, 21-22 декабря 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 98-107.

9. Островкин Д.Л., Реньц М.А. Регионализация как основной стратегический ориентир отечественного высшего образования // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 237-242.

10. Сапрыкин В.А., Назаренко А.С. К вопросу о регионализации образования: социологический аспект // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 253-256.

11. Тюличева Л.Д. Процессы регионализации профессионального образования // XVIII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона: материалы международной научной конференции, Бокситогорск, 27 марта 2015 года. Бокситогорск: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. С. 176-178.

Historical and pedagogical development of the education system in the conditions of regionalization Tatiana N. Lopatina

Candidate of Technical Sciences, Senior Lecturer Stavropol State Pedagogical Institute Essentuki, Russia lopatina67@list.ru 0000-0000-0000-0000

Svetlana M. Burim

Candidate of Historical Sciences Interregional Medical College Essentuki, Russia evgeniys5555@mail.ru 0000-0000-0000-0000

Received 21.04.2022 Accepted 04.05.2022 Published 15.06.2022

€> 10.25726/u4943-0504-2463-f

Abstract

Education is a fundamental phenomenon and process in the life of every person and society. It acts as a specific area of public life, a component of social progress, and always attracts the attention of scientists to the study of its role, significance, influence on the formation and development of a person in the process of purposeful activity of society. The first science in which education becomes the subject of research is pedagogical. In it, education was first identified with the dissemination and assimilation of a certain system of scientific knowledge by a person, later it was considered as a process, a result, a socio-cultural institution, the most general pedagogical concept that means both a social phenomenon and a pedagogical process, as well as the spiritual appearance of a person who develops under the influence of moral and spiritual values. Today, there is no clearly developed unambiguous, consistent, generally accepted interpretation of education in society, the boundaries of its definition are too wide, and each interpretation is correct in its own way and reflects individual sides, facets of the phenomenon of education, which indicates its versatility and multi-aspect. Given the role, significance and functions that education performs in society, in the scientific environment it is often identified with such categories as "education", "upbringing", "socialization", "personality development", which rather indicates that personality development cannot be of the same order, but, on the contrary, should to be

considered as an irreversible process of complication of socio-cultural organizations of a person - its ascent from a primitive, simple, chaotic to a high, complex, multifaceted holistically integrated culture, which at the same time is the result of the educational process (achievement of an educational goal).

Keywords

Education, culture, region, development, pedagogy.

References

1. Aleksahina V.G., Ignatova O.V. Uchastie Rossii v processah regionalizacii vysshego obrazovanija // Voprosy regional'noj jekonomiki. 2021. № 1(46). S. 215-222.

2. Bolgova E.V. Regionalizacija vysshego obrazovanija: teoretiko-metodologicheskie podhody // Razvitie jekonomiki i menedzhmenta v sovremennom mire : sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 11 dekabrja 2016 goda. Voronezh: Innovacionnyj centr razvitija obrazovanija i nauki, 2016. S. 24-27.

3. Grehankina L.F. Povyshenie kvalifikacii kak faktor regionalizacii obrazovanija // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2016. № 3. S. 425-432.

4. Isaev V.A., Isaeva M.V. Globalizacija i regionalizacija obrazovanija v uslovijah informatizacii v vuzah // Noosfernye issledovanija. 2021. № 1. S. 58-64.

5. Korosteleva S. G. Vzaimosvjaz' principov regionalizacii obrazovanija i narodnosti vospitanija v processe nepreryvnogo obrazovanija // Regional'naja kul'tura kak komponent soderzhanija nepreryvnogo obrazovanija : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennoj 70-letiju LGPU imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, Lipeck, 18 aprelja 2019 goda. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2019. S. 49-52.

6. Korotkov A.M.. Sergeev N.K. Regionalizacija kak tendencija razvitija sovremennogo rossijskogo obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. № 5(138). S. 4-9.

7. Kuznecov A.N. K voprosu o principah regionalizacii sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo professional'nogo obrazovanija // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. 2020. № 3(44). S. 89-101.

8. Lju Ch. Decentralizacija upravlenija obrazovaniem kak faktor regionalizacii professional'nogo obrazovanija Kitaja v uslovijah ego reformirovanija // Innovacionnye tehnologii v tehnike i obrazovanii : IX Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija, Chita, 21-22 dekabrja 2017 goda / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii; Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet. Chita: Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, 2017. S. 98-107.

9. Ostrovkin D.L., Ren'c M.A. Regionalizacija kak osnovnoj strategicheskij orientir otechestvennogo vysshego obrazovanija // Vestnik pedagogicheskih nauk. 2022. № 3. S. 237-242.

10. Saprykin V.A., Nazarenko A.S. K voprosu o regionalizacii obrazovanija: sociologicheskij aspekt // Gnoseologicheskie aspekty obrazovanija: Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov, posvjashhjonnyj pamjati professora S.P. Baranova. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tjan-Shanskogo, 2018. S. 253-256.

11. Tjulicheva L.D. Processy regionalizacii professional'nogo obrazovanija // XVIII Vishnjakovskie chtenija. Vuzovskaja nauka: uslovija jeffektivnosti social'no-jekonomicheskogo i kul'turnogo razvitija regiona: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Boksitogorsk, 27 marta 2015 goda. Boksitogorsk: Leningradskij gosudarstvennyj universitet im. A.S. Pushkina, 2015. S. 176-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.