Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / военнослужащие / история развития / религия / агитация / civic education / military personnel / development history / religion / agitation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куршев Алексей Владимирович

В статье представлены результаты исследования историко-педагогического пути возникновения и развития целостной системы гражданского воспитания военнослужащих в нашей стране начиная с древнерусского и заканчивая современным периодом. Раскрыта научная разработанность данной проблемы, обозначены ее неисследованные области, отражающие специфику формирования гражданственности в условиях несения военной службы. Охарактеризованы ключевые истерические вехи развития гражданского воспитания солдат и офицеров российской армии, совпадающие с периодами крупных социальных потрясений в нашей стране. Выявлена тесная взаимосвязь системы гражданского воспитания дореволюционной армии с религиозным воспитанием. Показана значимость агитационно-пропагандисткой работы гражданской направленности в Советской армии. Раскрыта роль индивидуально-дифференцированного подхода в современной системе гражданского воспитания военнослужащих России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF CIVIL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA

The article presents the results of a study of the historical and pedagogical path of the development of an integral system of civil education of military personnel in our country, starting from the period of the old Russian state and ending with the modern period. The scientific development of this scientific problem is disclosed, its unexplored areas are indicated, reflecting the specifics of the formation of citizenship in the conditions of military service. Key hysterical milestones in the development of civilian education of soldiers and officers of the Russian army, coinciding with periods of major social upheavals in our country, are described. The close relationship of the civil education system of the pre-revolutionary army with religious education was revealed. The significance of the propaganda work of a civilian orientation in the Soviet army is shown. The role of an individually differentiated approach in the modern system of civil education of Russian military personnel is disclosed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ»

2. Gusserl' Je. Krizis evropejskih nauk i transcendental'naja fenomenologija: vvedenie v fenomenologicheskuju filosofiju; perevod s nemeckogo D.V. Kuznicyna; otv. red. Ja.A. Slinin. Izd. 2-e, ispr. Sankt-Peterburg: Vladimir Dal', 2022. 398 s.

3. Emel'janov V.I. Jevoljucija prirody; Noumen cheloveka. Moskva: B.i., 1998. 43 s.

4. Zheleznjakova O.M. Fenomen dopolnitel'nosti v nauchno-pedagogicheskom znanii: monografija. Moskva: Flinta: Nauka, 2012. 350 s.

5. Isaev A.A., Teplyh D.A. Filosofija cveta: fenomen cveta v myshlenii i tvorchestve: monografija. Moskva: «FLINTA», 2021. 180 s.

6. Kant I. Soch. v 6-ti t. / Pod obshh.red. V.F. Asmusa, A.V. Gulygi, T.I. Ojzermana. T. 3. Moskva: Mysl', 1964. 799 s.

7. Karpov A.V. Fenomen i noumen lichnosti // Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. 2020. № 3 (53). S. 82-91.

8. Novaja filosofskaja jenciklopedija: V 4 t. / Nauchno-red. sovet: preds. V.S. Stjopin. Moskva: Mysl', 2000 - 2001. ISBN 5-244-00961-3.

9. Ojzerman T.I., Narskij I.S. Teorija poznanija Kanta. Moskva: Nauka, 1991. 208 s.

10. Toshhenko Zh.T. Ot fenomena k noumenu: opyt metodologicheskogo i metodicheskogo poiska // Sociologicheskie issledovanija. 2019. № 4. S. 3-14.

11. Chernus' V.K. Noumenologija N.A. Berdjaeva // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2016. № 3. S. 115-131.

12. Chernjaeva A.S. Fenomen ponimanija v social'no-filosofskoj refleksii: avtoref.dis...na soisk.uchen.step.kand.filos.n. Omsk, 2008. 23 s.

13. Sheler M. Polozhenie cheloveka v Kosmose // Problema cheloveka v zapadnoj filosofii. Moskva: Progress, 1988. S. 31-95.

14. Shulepova O.B. Fenomen nesoglasija v nauchnom poznanii (filosofsko-metodologicheskij analiz): Avtoref.dis.na soisk. uchen. step. d. filos.n. Novosibirsk, 2001. 48 s.

15. Sajmon Dzh. Fenomeny i noumeny: ob ispol'zovanii i znachenii kategorij / / Kant's Theory of Knowledge: Selected Papers from the Third International Kant Congress / Ed. by L.W. Beck. Dordrecht; Boston: Reidel Co., 1974.

УДК 378 EDN FNSBYV

А.В. Куршев

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИИ

В статье представлены результаты исследования историко-педагогического пути возникновения и развития целостной системы гражданского воспитания военнослужащих в нашей стране начиная с древнерусского и заканчивая современным периодом. Раскрыта научная разработанность данной проблемы, обозначены ее неисследованные области, отражающие специфику формирования гражданственности в условиях несения военной службы. Охарактеризованы ключевые истерические вехи развития гражданского воспитания солдат и офицеров российской армии, совпадающие с периодами крупных социальных потрясений в нашей стране. Выявлена тесная взаимосвязь системы гражданского воспитания дореволюционной армии с религиозным воспитанием. Показана значимость агитационно-пропагандисткой работы гражданской направленности в Советской армии. Раскрыта роль индивидуально-дифференцированного подхода в современной системе гражданского воспитания военнослужащих России.

Ключевые слова: гражданское воспитание, военнослужащие, история развития, религия, агитация

Для цитирования: Куршев А.В. Историко-педагогический анализ становления системы гражданского воспитания военнослужащих в России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.143-147, EDN FNSBYV.

Alexey V. Kurshev HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF CIVIL EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL IN RUSSIA

The article presents the results of a study of the historical and pedagogical path of the development of an integral system of civil education of military personnel in our country, starting from the period of the old Russian state and ending with the modern period. The scientific development of this scientific problem is disclosed, its unexplored areas are indicated, reflecting the specifics of the formation of citizenship in the conditions of military service. Key hysterical milestones in the development of civilian education of soldiers and officers of the Russian army, coinciding with periods of major social upheavals in our country, are described. The close relationship of the civil education system of the pre-revolutionary army with religious education was revealed. The significance of the propaganda work of a civilian orientation in the Soviet army is shown. The role of an individually differentiated approach in the modern system of civil education of Russian military personnel is disclosed.

Keywords: civic education, military personnel, development history, religion, agitation

For citation: Kurshev A.V. Historical and pedagogical analysis of the formation of the system of civil education of military personnel in Russia // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.143-147, EDN FNSBYV.

Введение

В наши дни сформированностъ гражданских качеств военнослужащих России выступает неотъемлемым компонентом их профессиональной деятельности, обусловливающим ее духовно-нравственную и идеологическую направленность, получившую особую актуальность в современных условиях ведения СВО. Обострение политической ситуации в мире требует сегодня от российских военнослужащих проявления не только всегда свойственных им чувств патриотизма и самоотверженности, но и понимания своей высокой социальной роли, развития способности к активной социальной деятельности, направленности к отстаиванию интересов государства и граждан внутри страны, и других личностных инициатив, традиционно интегрируемых понятием гражданственности [10]. Не случайно, как справедливо отмечает доктор социологических наук С.П. Дырин, количество публикаций по формированию гражданственности (в том числе и военнослужащих) в современной педагогической литературе значительно превышает число опубликованных работ по данной проблеме в других областях гуманитарных наук [2]. Определенную часть таких исследований составляет изучение уже накопленного педагогикой опыта формирования гражданственности военнослужащих, позволяющего более четко понять сущность и определить ключевые векторы, закономерности динамики гражданского воспитания офицеров и солдат на разных этапах развития России, применяя полученные выводы в современной воспитательной практике. Поиск в историко-педагогической перспективе достижений и просчетов гражданского воспитания военнослужащих позволит выявить как объективные причинно-следственные связи, так и наиболее эффективные и прошедшие проверку временем способы развития гражданственности защитников Отечества.

Материалы и методы

Проведенное исследование, посвященное историко-педагогическому анализу становления системы гражданского воспитания военнослужащих в России, базируется на результатах контент-анализа историко-педагогических публикаций, раскрывающих отдельные аспекты формирования гражданственности представителей Вооруженных Сил нашей страны на различных этапах ее развития. Методологическими основаниями являются фундаментальные разработки исследователей военной истории и педагогики,

таких как Л.Г. Бескровный, Г.Я. Гревцева, А.П. Шарухин и др., изучение трудов которых с помощью общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.), позволило создать ряд авторских выводов по исследуемой проблеме. Основными материалами исследования послужили теоретические разработки, представленные в научных публикациях различного жанра, а также личный педагогический опыт автора, осуществлявшего педагогическую деятельность в ряде военных учебных заведений.

Литературный обзор

Источниковедческий анализ развития гражданского воспитания военнослужащих в России показывает, что данная проблема всегда интересовала военно-педагогическую общественность России, однако в целом уровень ее изученности является явно недостаточным, не включая в себя комплексных и полномасштабных исследований. Подавляющее большинство исследований проблематики формирования гражданственности носят общепедагогический характер, не отражая специфики развития гражданских качеств личности в рамках военной службы. Это, прежде всего, работы М.Н. Гендуговой, Л.Б. Дашидондоковой, В.Я. Ефремова, О.И. Полухина, И.М. Тагильцевой, О.Д. Халтагаровой и др. Кроме того, сегодня в рамках педагогики уже сформировался определенный пласт специальных научных исследований, целиком посвященных отдельным аспектам развития гражданственности, таким как формы, методы, технологии, содержание и т.д. [1]. К группе таких исследований относятся работы Л.И. Аманбаевой, А.С. Гаязова, Т.Б. Журавлевой, А.М. Фактора, З.М. Хубиевой и др. Наконец, можно выделить и ряд работ военных педагогов, изучение которых дает возможность получения подробного представления о развитии образовательного процесса в Российской армии, в том числе и в аспекте гражданского воспитания. Такие сведения можно почерпнуть в ходе изучения трудов И.А. Алехина, В.И. Вдовюка, П.А. Зайчинковского. Н.Ф. Феденко и других ученых. В тоже время подробный анализ как этих, так и многих других научных работ в области гражданского воспитания показывает, что в качестве отдельной исследовательской задачи вопросы становления гражданственности российских военнослужащих не ставились.

Результаты

Ознакомление с проблемами формирования гражданственности военнослужащих во многих работах позволяет говорить о том, что

предпосылки становления целостной системы воинского гражданского воспитания начали закладываться еще в период существования Древней Руси, фигурируя в качестве отдельных упоминаний в различных памятниках письменности, летописях, сказаниях и т.д. Однако в силу существовавшей тогда феодальной раздробленности и несформиро-ванности общего Российского государства роль данных предпосылок в создании общего морального облика древнерусского воина не могла быть значительной. Но уже ко времени укрепления Московского княжества в XV веке можно встретить поучения, изборники и списки, более подробно характеризующие гражданские качества воинов, базирующиеся на приоритете роли семьи и церкви в их жизнедеятельности [9].

Мощный импульс развитию системы гражданского воспитания военнослужащих был дан в эпоху социальных преобразований Петра I, когда в России появилась не только действовавшая на регулярной основе армия, но и возникли военные учебные заведения, в которых воспитательная работа осуществлялась уже на постоянной основе. Более четко педагогическая задача гражданского воспитания будущих офицеров конкретизировалась в появившихся чуть позднее кадетских корпусах, уставы которых впервые четко зафиксировали перечень необходимых для воспитания личностных качеств кадетов.

Об эффективности действовавшей в кадетских корпусах системе гражданского воспитания можно судить по достижениям их выпускников, многие из которых (Б.Б. Беллинсгаузен, П.И.Пестель, А.Н. Радищев, М.М. Херасков и др.) стали видными общественными деятелями, учеными, первооткрывателями. Важным преимуществом кадетских корпусов, помимо возможности получения дополнительной гражданской специальности, была организация разнообразной внеаудиторной деятельности кадетов, предполагающей осуществление ими различных видов гражданской активности в обществе. Значительную роль в формировании гражданственности курсантов играло и религиозное воспитание, устанавливающее тесную связь между идеями возможности самопожертвования на войне и необходимостью военной службы, офицерской чести и избавления от грехов, гражданского долга и преданности вере [3].

Еще большее значение институт полковых священников имел для рядовых солдат дореволюционной российской армии, основной

задачей которых, по сути, выступало проведение воспитательной работы в войсках. Священнослужители, совмещая в своих проповедях и беседах религиозную и воспитательную тематику, поддерживали и укрепляли боевой дух солдат, развивали их граждан-ско-патриотическую направленность, предотвращали дезертирство. Следует полагать, что эффективность института полковых священников в аспекте гражданского воспитания солдат оказалась настолько высока, что военная служба постепенно перестала восприниматься ими как тяжкое бремя, а отвага, смелость, активность, решительность и другие черты гражданственности - стали основными характеристиками российских военнослужащих. Как следствие этого, в XIX веке полковые священники входили в штат каждой воинской части Российской армии, ведя агитационную, разъяснительную и воспитательную работу, способствующую развитию профессионально важных, в том числе и гражданских качеств рядовых солдат [6].

В тоже время постепенно нарастающие в России классовые противоречия, социальная дифференциация и расслоение общества, крепостничество и другие факторы существенно снижали эффективность воспитания солдат, не имевших реальной возможности для реализации гражданственности ввиду практически полного отсутствия своих гражданских прав.

С момента возникновения Советского государства новый вектор развития системы гражданского воспитания военнослужащих во многом устранил эти противоречия, создав реальные возможности проявления гражданственности для каждого из них. В условиях избранного руководством страны курса на социализм и равенство, военнослужащие созданной Красной армии уже не могли оставаться в стороне от общественно-политической жизни, будучи включенными в нее в качестве дееспособных и активных членов, что, как отмечает в своей диссертационной работе О.Н. Посвятенко, без создания соответствующей педагогической системы не оказалось бы возможным [8].

Именно поэтому еще в 1922 году непосредственно в структуре Красной армии были организованы отделы воспитательной работы (политуправления) с военнослужащими, одним из направлений деятельности которых было гражданское воспитание солдат и офицеров, о чем также говорит содержание принятой в те годы резолюции «О единой системе политвос-

питания», где ставилась задача формования «гражданского сознания» красноармейцев. Эффективному решению данной задачи послужил незамедлительный выпуск методического пособия «Красноармеец-гражданин», где подробно освещались не только гражданские права и обязанности солдат, но и раскрывались правовые основы советского государства, а также морально-этические нормы несения военной службы. Позднее введённые планы политвоспитания красноармейцев позволили создать целостную систему гражданского воспитания военнослужащих, в рамках которой осуществлялась постоянная работа с рядовыми солдатами [7].

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в работу данной системы в направлении ее еще большего усиления, соответствующего процессу массовой мобилизации. С этой целью в войсках вводится должность заместителя командира, ответственного за политическую работу, в обязанности которого входит проведение систематических занятий с красноармейцами, согласно 60-часового плана политического обучения, один из разделов которого был посвящен их гражданским правам и обязанностям. В методическом аспекте в условиях военных действий такие занятия чаще всего осуществлялись в агитационно-пропагандисткой форме митингов и публичных чтений, на которых помимо теоретической информации осуществлялась передача информационных досье от Совинформбюро, а также объяснение указаний Верховного Главнокомандующего и обращений военных советов [269].

В послевоенные годы система гражданского воспитания военнослужащих стала все больше приобретать свойственные традиционному образовательному процессу черты, а формы занятий приблизились к вузовским, включая в себя лекционные и семинарские компоненты. В то же время постепенно ранее действующие способы и подходы к воспитанию гражданственности военнослужащих стали терять свою эффективность на фоне общих застойных явлений в советском обществе.

К сожалению, в первоначальный период современной России данные тенденции снижения эффективности гражданского воспитания военнослужащих продолжили свое влияние, усилившись негативными экономическими факторами, резко снизившими уровень гражданственности солдат и офицеров.

Но сегодня задача формирования гражданственности военнослужащих вновь актуализировалась, а ее решение осуществляется на основе дифференцированного подхода к образованию, предполагающего индивидуализацию требований по общественно-государственной подготовке, когда содержание образовательного процесса отвечает личностным характеристикам каждого военнослужащего [4].

Этот подход позволяет создать благоприятные условия для развития личности, формирования активной гражданской позиции и ответственности перед обществом. Индивидуализация процесса гражданского воспитания военнослужащих базируется на психолого-педагогическом изучении командирами подразделений личности каждого военнослужащего, позволяющем определить объем и интенсивность морального воздействия на подчиненного в целях более эффективного

выполнения воинских обязанностей.

Развитию гражданских качеств будущих

защитников Отечества также способствует и работа, осуществляемая ветеранами боевых действий и офицерами, уволенными в запас, регулярно участвующими в различных общественных мероприятиях, приуроченных к памятным датам воинских побед России. Наряду с этим проведение военными комиссариатами и представителями военно-учебных центров различных социальных акций еще больше привлекает молодежь к вопросам гражданского воспитания, актуализирует для каждого молодого человека постановку вопросов защиты и сохранения целостности государства [5].

Заключение

Подводя итоги краткого обзора становления системы гражданского воспитания военнослужащих в России, можно сделать определенные выводы.

Постепенно развиваясь и отходя от сугубо религиозных, а затем и идеологических корней, современная система гражданского воспитания военнослужащих базируется на своих научных основах, разработанных в течение многовекового периода, выделение ступеней которого позволит выяснить особенности развития гражданственности и их объективно сложившиеся предпосылки. Наиболее востребованным практикой способом гражданского воспитания российских солдат периода XIX века стал институт полковых священников, сочетавших воспитательные функции с

религиозными проповедями, имевшими существенное влияние на верующих рекрутов.

Выводы, сделанные на основе анализа практики гражданского воспитания военнослужащих в период существования Советского государства, показывают, что развитие армии всегда предусматривало важную роль гражданского воспитания. Руководство армии придавало этому аспекту особое внимание в

четко регламентированный действующими документами. Руководство Российской армии уделяет пристальное внимание государственно-патриотическому воспитанию военнослужащих, ежегодно обновляя учебные планы и выделяя значительный бюджет времени на проведение воспитательной работы в данном направлении.

Важными методологическими основаниями, позволяющими эффективно осуществлять гражданское воспитание защитников Отечества, являются дифференцированный и индивидуальный подходы, позволяющие оптимизировать процесс гражданского воспитания военнослужащих.

течение всего исследуемого периода.

Сегодня тематика гражданского воспитания в современных Вооруженных силах России образует существенный целостный раздел воспитательной работы с военнослужащими, главным средством реализации которой выступают образовательный процесс,

Литература

1. Домбровская И.И., Кобзарь П.Е. Диагностика сформированности гражданской позиции молодежи, избирающей военную профессию // Наука и военная безопасность. 2018. № 1 (12). С. 134-139.

2. Дырин С.П. Содержание понятия «гражданственность личности» // Вестник Набережночелнинско-го государственного педагогического университета. 2023. № 5 (48). С. 59-61.

3. Зинькевич, Р.В. Формирование патриотизма и гражданственности у воспитанников военно-учебных заведений России в XVIII-XX вв.: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Москва, 2015. 187 с.

4. Ивлев Д.А. Условия развития гражданственности как ценностной ориентации военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 143-145.

5. Ксенофонтов В.А. Формирование личности офицера в контексте военной безопасности // Научная мысль. 2022. Т. 19. № 1-1 (43). С. 69-77.

6. Куршев А.В. О роли религии и церкви в воспитании гражданственности военнослужащих российской армии / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 1. С. 26-29.

7. О воспитательной работе и политических занятиях с красноармейцами и младшими командирами РККА в 1939-40 учебном году // Пропагандист и агитатор РККА, № 22, ноябрь, 1939. С. 45-46.

8. Посвятенко О.Н. Деятельность органов государственной власти и военного управления по политическому воспитанию военнослужащих Красной армии: автореф.дис. на соиск. уч. ст.канд. ист. наук. М., 2010. С. 14.

9. Чухлебова И.А., Свиридов В.А. Преемственность в духовном воспитании будущих офицеров в вузах МО РФ // Вестник МГЭИ (on line). 2021. № 1. С. 368-380.

10. Языков Е.Ю. Сущность гражданско-правовой культуры как целевого ориентира высшего образования / / Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4-1. С. 215-223.

References

1. Dombrovskaya I.I., Kobzar' P.E. Diagnostika sformirovannosti grazhdanskoj pozicii molodezhi, izbirayushchej voennuyu professiyu //Nauka i voennaya bezopasnost'. 2018. № 1 (12). S. 134-139.

2. Dyrin S.P. Soderzhanie ponyatiya «grazhdanstvennost' lichnosti» // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. № 5 (48). S. 59-61.

3. Zin'kevich, R.V. Formirovanie patriotizma i grazhdanstvennosti u vospitannikov voenno-uchebnyh zavedenij Rossii v XVIII-XX vv.: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. Moskva, 2015. 187 s.

4. Ivlev D.A. Usloviya razvitiya grazhdanstvennosti kak cennostnoj orientacii voennosluzhashchih //Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 2 (87). S. 143-145.

5. Ksenofontov V.A. Formirovanie lichnosti oficera v kontekste voennoj bezopasnosti // Nauchnaya mysl'. 2022. T. 19. № 1-1 (43). S. 69-77.

6. Kurshev A.V. O roli religii i cerkvi v vospitanii grazhdanstvennosti voennosluzhashchih rossijskoj armii / / Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2008. № 1. S. 26-29.

7. O vospitatel'noj rabote i politicheskih zanyatiyah s krasnoarmejcami i mladshimi komandirami RKKA v 1939-40 uchebnom godu // Propagandist i agitator RKKA, № 22, noyabr', 1939. S. 45-46.

8. Posvyatenko O.N. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoj vlasti i voennogo upravleniya po politicheskomu vospitaniyu voennosluzhashchih Krasnoj armii: avtoref.dis. na soisk. uch. st.kand. ist. nauk. M., 2010. S. 14.

9. CHuhlebova I.A., Sviridov V.A. Preemstvennost' v duhovnom vospitanii budushchih oficerov v vuzah MO RF // Vestnik MGEI (on line). 2021. № 1. S. 368-380.

10. Yаzykov E.YU. Sushchnost' grazhdansko-pravovoj kul'tury kak celevogo orientira vysshego obrazovaniya // Pedagogicheskij zhurnal. 2022. T. 12. № 4-1. S. 215-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.