Ерёмина А.И.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: [email protected]
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРСКОГО ТАТАРО-БАШКИРСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
В 1920-1930-Х ГОДАХ
В статье, на основе архивных материалов, раскрывается история становления и функционирования Бирского татаро-башкирского педагогического училища в 1920-1930-х годах. Проведён историко-педагогический анализ деятельности учебного заведения, освещается его богатый позитивный опыт в подготовке будущих специалистов.
Ключевые слова: Бирское татаро-башкирское педагогическое училище, профессиональное образование, история, педагогика.
На сегодняшний день система российского образования требует особого внимания для совершенствования подготовки и переподготовки педагогических кадров. В связи с этим, накопленный позитивный педагогический опыт прошлого вызывает потребность всестороннего научного осмысления. Обращение к опыту прошлого позволит осмыслить и заимствовать всё наиболее передовое для того, чтобы осуществить преемственные связи между прошлым и будущим в подготовке кадров.
Бирское педагогическое училище (ныне Бирский филиал Башкирского государственного университета) является одним из старейших профессиональных учебных заведений Башкирии. Уникальность, учебного заведения в том, что за время своего функционирования ему удалось, не прерывая учебного процесса сохранить историческую преемственность передового педагогического опыта до сегодняшнего дня, качественно готовить учителей для начальной, неполной средней и средней школы, а так же работников для детского сада, библиотек, музеев.
История возникновения педагогического училища берёт своё начало с создания дореволюционных татаро-башкирских педагогических курсов. Впервые эту мысль выдвинуло уездное земство, которое планировало «создать особое учебное заведение для подготовки квалифицированных работников и распространения через них образования и общечеловеческой культуры, среди коренных обитателей местного края - татар и башкир» [7; л.2]. Так, во время первой мировой войны в 1914 году, при Бирс-ком высшем начальном училище были открыты курсы по подготовке учителей для татаро-
башкирских начальных школ. Просуществовали они недолго, в 1919 году руководство было вынуждено временно приостановить их функционирование из-за ряда различных причин, главными из которых были нехватка учебных помещений и денежных средств.
О дальнейшем существовании курсов речь зашла лишь к концу июня 1922 года, когда коллегия кантона решила произвести экзамен трём бывшим слушателям курсов, и по итогам сданных экзаменов принять окончательное решение. Предполагалось, что воспитанники, прошедшие курс обучения в условиях тяжёлого времени, на экзаменах не смогут продемонстрировать высокого уровня знаний и таким образом, помогут решить вопрос с их закрытием. Однако юноши, подвергнутые проверочным испытаниям, оказались развитыми и способными при ответах на вопросы. Это обстоятельство, заставило отдел народного образования (Губотнароб) призадуматься над дальнейшим существованием курсов. Вскоре, их дальнейшая судьба была решена благодаря личной инициативе одного из радетелей Муксинова, которому удалось добиться от органов просвещения решения о том, что курсы должны продолжить своё существование.
После этого Бирским отделом (Отнароб) была создана специальная комиссия. Вначале комиссией было принято решение оставить за курсами их прежнее название, но выяснилось, что педагогические курсы могли существовать в составе только двух классов вместо 4-х. В связи с этим, было принято коллегиальное решение, преобразовать курсы в татаро-башкирский педагогический техникум.
Педагогический техникум был открыт 9 ноября 1922 года. Целью учебного заведения являлась «подготовка рядовых квалифицированных работников просвещения для детского сада, трудовой школы 1 ступени, а также для учреждений политико-просветительского характера, таких как: библиотеки, музеи, клубы (кружки)» [7; л.6,7].
В техникуме функционировало 4 отделения: дошкольное, школьное, внешкольное, политико-просветительское и три приготовительных класса. Желающих поступить в педагогический техникум было много. Известно, что в первый год функционирования техникума таких насчитывалось всего 117 человек. Но прошли вступительные испытания и были приняты в техникум только 70 человек [7; л. 62]. Все поступившие были с разным образовательным цензом. Так, например, из них были те, которые закончили: 3-х летнюю школу II ступени, 7-ми летнюю школу II ступени, школу I ступени; 3 года школы рабочей молодёжи (ШКМ), школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
Целью приготовительных классов являлось выравнивание уровня образования будущих абитуриентов. В 1 и 2-й приготовительный класс принимались лица в возрасте от 12 до 15 лет со знаниями в объёме школы I и II ступени. При этом необходимо отметить, что при техникуме существовал ещё один приготовительный класс для подготовки будущих абитуриентов к зачислению в 1 и 2-й приготовительный класс, где основной возраст составлял 14-16 лет. Сюда принимали лиц, не имеющих образования, но желающих получить профессию учителя. Как видим, техникум брал на себя сложную задачу по выравниванию образовательного уровня студентов.
Срок обучения в техникуме составлял 4 года. Форма обучения была очная и заочная, а с 1938 года функционировал и экстернат. Экстернат предоставлял возможность лицам, не имеющих среднего профессионального образования получить его в порядке самостоятельной подготовки и сдачи экзаменов. Обучение в педагогическом техникуме было бесплатным.
В 1924-25 году в состав педагогического техникума целиком вошёл Николо-Берёзов-ский марийский педагогический техникум. А в 1930 году учебное заведение объединилось
с Бирским русским педагогическим техникумом. Таким образом, в техникуме образовалось два новых отделения: марийское и русское. В 1934 году учебному заведению было присвоено имя государственного и общественного деятеля, башкирского советского писателя, Афзала Тагирова.
4 марта 1937 года Бирский татаро-башкирский педагогический техникум был переименован в педагогическое училище. Необходимо отметить, что после того, как педагогический техникум был переименован, работа учебного заведения оставалась прежней.
Введение обязательного всеобщего семилетнего обучения в 1934-35 году, обусловило большую необходимость в педагогических кадрах и руководство училища, помимо основных отделений организовало ускоренные педагогические курсы по подготовке педагогов по всем школьным предметам (гуманитарным, точным и естественным наукам) для начальной, неполной средней и средней школы. Обучение на курсах было от одного месяца до года.
На курсы принимались лица обоего пола в возрасте от 18 до 30 лет, с законченным начальным средним, неполным и полным средним образованием. Приём на курсы осуществлялся за 1 класс педучилища.
Для непрерывной работы ускоренных педагогических курсов училищу помимо здания школы № 8 дополнительно было выделено несколько учебных помещений и общежитий. Так, например здания по улице Интернациональная 3 и 89, Кавказская 4, Красноармейская 30, Советская 25 и 52, Фрунзе 2, [8; л.26,35,41; л.40; л.45, 80].
Педагогические курсы готовили будущих педагогов по учебным планам 1 курса учительского института, что позволяло воспитанникам продолжить своё дальнейшее образование в институте. По прохождению каждой дисциплины для учащихся устраивались проверочные испытания. А по окончанию курсов, при наличии положительных годовых и по испытаниям отметок, слушатели курсов получали свидетельство на право временного преподавания в 5-7 классах неполных средних и средних школах с обязательством, что они окончат учительский институт заочно или экстерном. Учащиеся, не поступившие по каким либо причинам в учительские инсти-
туты, после окончания курсов могли быть приняты во второй класс на заочное отделение педагогического училища.
Необходимо сказать, что уровень разработанных учебных программ для курсов и педагогического училища был разным, так как курсы были ориентированы в основном на подготовку преподавателей для неполных средних и средних школ, а педагогическое училище готовило учителей для начальной школы. Срок обучения во всех учебных планах делился на семестры. В каждом семестре отводилось определённое количество часов на лекционную, практическую, зачётную и экзаменационную часть. Так же учебный план предусматривал и каникулярное время для студентов. Зимние каникулы с 1 по 15 января и летние - с 20 июня по 1 сентября.
Из учебных планов видно, что акцент делался в основном на предметах по специальности. В пределах предметов, указанных в учебных планах, будущие учителя педагогического училища получали тщательную подготовку. Так, например, в учебную программу по русскому языку для нерусских начальных школ, входили 3 раздела: развитие речи, письмо, изучение произведений литературы. Всего ученик за всё время обучения в своём словарном запасе должен был иметь 1700 -1900 русских слов. Устанавливался даже определённый регламент для каждого класса так, например: 2 класс - до 400 слов, 3 класс -500 - 600, 4 класс - от 800 - 900. [9; л. 16]. Таким образом, учащиеся должны были усваивать и накапливать слова для развития и совершенствования своей разговорной речи.
На уроках часто проводились различные письменные упражнения: диктанты, списывание с книги и доски, составление плана, изложение, сочинение, а также студенты писали и публично защищали рефераты. Письменные упражнения способствовали хорошему запоминанию текстов, терминов и развитию умственных способностей учащихся. Использовалось заучивание и чтение наизусть стихов, басен, литературных отрывков. Большое внимание акцентировалось, прежде всего, на привитие будущим учителям навыков самостоятельной работы, обогащение их речи, технике выразительного чтения, культуре устной и письменной речи.
Всё это было, безусловно, важным и необходимым в деле начинающих педагогов. Будущему педагогу необходимо было не только грамотно говорить, но и красиво писать. Для этого учебный план предусматривал отдельные уроки. Для отработки письма использовались специальные разлинованные тетради. Учащиеся делали их сами и приносили на урок в готовом виде. На уроках на отработку навыков красивого письма учениками выполнялись различные упражнения: переход от среднего к мелкому письму, от крупного к среднему, выводились различным шрифтом буквы.
После прохождения теоретических дисциплин будущим учителям необходимо было закрепить свои навыки на практике. Так, учащиеся посещали занятия, где подробно знакомились с порядком школы, организацией занятий. Такую практику называли «пассивной» или «наблюдательной». После наблюдательной практики студенты представляли подробный отчёт по учебной и воспитательной части. Следующей формой работы было проведение пробных уроков студентами под руководством преподавателя. Практиканты самостоятельно составляли конспект урока, изучали дополнительную литературу по теме, подготавливали необходимое оборудование для проведения лабораторных и практических занятий. А в конце занятий практиканты с преподавателем обсуждали пройденный урок.
В целом, в педагогическом училище была оформлена определённая система общепедагогической и методической подготовки учащихся. Разнообразие методов и приёмов считалось обязательным условием организации познавательной деятельности на занятиях.
Особое значение придавалось режиму дня учащихся. Вся их жизнь регламентировалась строгой дисциплиной. В учебном заведении действовали Правила внутреннего распорядка, по которым прописывались: распорядок дня, принципы поведения в общежитии и на уроках. Так, согласно Правилам, каждый день учащихся был расписан по минутам: подъём, утренняя гимнастика, завтрак, обеденный перерыв, тихий час, подготовка к урокам, ужин, различного рода кружковые занятия, собрания и отбой. Всё это, безусловно, способствовало привитию у воспитанников
таких качеств как ответственность, трудолюбие, чувство долга и т. д.
Немаловажное значение в деятельности будущих педагогов играло физическое и трудовое воспитание. Лучшим средством для развития физических сил считались занятия гимнастикой. Трудовое воспитание осуществлялось на занятиях по ручному труду, учащиеся активно привлекались к работам на огороде, в саду. Руководством училища и учащимися была построена теплица, где выращивались всевозможные овощи. Таким, образом, это способствовало развитию самостоятельных навыков у учащихся.
Большое внимание уделялось и эстетическому воспитанию. Творческие способности будущих учителей формировались в процессе игры на музыкальных инструментах и т. д. Так, например, в праздничные дни воспитанниками давались концерты, устраивались литературно-музыкальные вечера, куда приглашались все выпускники учебного заведения. Преподаватели прилагали все старания к возбуждению у учащихся чувства прекрасного, приучали к содержанию в порядке и аккуратности одежды, учебных принадлежностей, помещений, уходу за комнатами.
Таким образом, воспитанию будущих учителей придавалось большое значение. Элементы умственного, физического, трудового нравственного и эстетического воспитания занимали огромное значение в системе всей работы педагогического училища. Что интересно, в организации его учебно-воспитательного процесса просматривалось множество признаков схожих с теми, которые были накоплены дореволюционной системы педагогического образования страны. Как пишет Т.М.Аминов: «Анализ позитивного опыта дореволюционного профессионального образования выявил отчётливые параллели с современным образованием» [2; с. 32].
В учебном заведении обучались студенты не только из Уфимского, но и других соседних районов: Аургазинского, Баймакско-го Кармаскалинского, Учалинского, Хайбу-линского, Чишминского, и т. д. Приезжим студентам предоставлялось общежитие. Выплачивалась дифференцированная стипендия или так называемое социальное обеспечение
в размере от 45 до 75 рублей в месяц в зависимости от успеваемости учащегося.
За время работы училищу удалось сформировать слаженный педагогический коллектив. Многие преподаватели с большим педагогическим стажем (четырнадцать, двадцать два, двадцать четыре года), например, В.Б. Гильмияров - первый директор татарского педагогического училища, П.В. Алексеев, А.Н. Васильев, М.А. Коровиченко. Образовательный ценз преподавателей был разным: выпускники реальных училищ, учительских семинарий, высших педагогических курсов, институтов народного образования, военных академий [7; л. 50]. Среди преподавателей есть и те, кто закончил педагогический техникум в 20-х гг.: К.П. Воронцова, Н.В. Нач-кова, А.К. Ржензинская и другие.
При оплате работы преподавателя учитывался педагогический стаж, образование и количество отведённых часов. Помимо основного оклада производилась и почасовая оплата. Руководство училища всячески старалось поддержать преподавателей с большим педагогическим стажем, выплачивая различного рода дополнительные денежные пособия за выслугу лет, премии, льготы.
Необходимо отметить, что закончившие педагогическое училище выпускники становились не только преподавателями в школе, но и будущими работниками Министерств, Башгосиздательств, преподавателями высших учебных заведений и т. д. Так, например Г. Ашимов - главный агроном Министерства сельского хозяйства, Ш. Шаймарданов - работник Башкирского государственного издательства, В. Сулейманов - преподаватель Башкирского государственного педагогического института и др. [7; л. 167].
У выпускников учебного заведения остались самые тёплые воспоминания о своих студенческих годах. Вот как, например, бывший выпускник подполковник Ф. Ямалов в письменном поздравлении в честь 30-летнего юбилея учебного заведения описывает свои студенческие годы: «Желающих поступить на учёбу было много! Лишь немногие удостоились такой чести, быть принятыми в училище. Училище тянуло в свои уютные классы, в разные кабинеты, обставленные загадочными приборами, обещало показать всё это незнакомое и
научить многому. Не уходят из памяти первые дни и месяцы учёбы. Я смотрел на преподавателей влюблёнными глазами. Много читал, улучшил знания в русском языке. Стал отличником. Знания, полученные в училище, дали мне возможность быть неплохим воспитателем молодого поколения» [7; л. 172]. Надо сказать, что такого рода поздравление было не единственным. Выпускники не забывали родных стен педагогического училища, учителей. Они навещали и поздравляли руководство с юбилейными датами и событиями.
Таким образом, деятельность Бирского педагогического училища, безусловно, имела положительное значение в жизни наро-
дов Южного Урала, за весь период своего функционирования педагогическому училищу удалось выпустить свыше тысячи квалифицированных педагогов для начальной, неполной средней и средней школы, а так же работников для детского сада, библиотек, музеев. Несмотря на все трудности по реорганизации учебного заведения, руководству педагогического училища удалось эффективно подготовить и выпустить работников просвещения, полностью отвечающих задачам своего времени. Деятельность педагогического училища была продолжена и после 1939 года уже в статусе Учительского института.
28.10.2013
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие системы профессионального образования в регионах России в XX-XXI веках (на примере Республики Башкортостан), проект № 13-16-02006
Список литературы:
1. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - до 1917 года. - М.: Наука, 2006.
2. Аминов Т. М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования системы профессионального образования. Образование и наука. - 2009. -№8. - С. 31-44.
3. Аминов Т. М. Новая концепция историко-педагогического исследования. Сибирский педагогический журнал. - 2008. №11. - С. 445-450.
4. Аминова Л.Я. Генезис женского образования в Башкирии (вторая половина XIX - начало XX века: дис.... канд. пед. наук. - Уфа, 2006.
5. Веселов А. Н. Профессиональное и техническое образование в СССР. - М.,1960. - С. 435.
6. Осовский Е.Г. Развитие профессионального образования в СССР (1917-1940). - М., 1980. - С. 287.
7. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. Р - 4610. О. 1. Д.1.
8. ЦГИА РБ. Ф. Р - 4610. О. 1. Д. 3; 4610. О. 1. Д. 10; 4610. О. 2. Д. 8; 4611. О. 1. Д. 4.
9. ЦГИА РБ. Ф. Р - 4610. О. 2. Д. 35.
Сведения об авторе:
Ерёмина Анастасия Игоревна, аспирантка кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы РБ, 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, e-mail: [email protected]