Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ИСТОРИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ / СТРАНЫ УЧАСТНИЦЫ / ЕДИНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Матвеев Е.В.

Статья посвящена изучению проблем становления и развития Евразийского экономического союза. Выявлены и проанализированы его целевые, организационные и составные аспекты. Представлены этапы и причины становления, организационные межгосударственные структуры. В статье разобраны особенности евразийского экономического процесса, барьеры на пути интеграции. На основе данных характеристик дается представление о возможных перспективах и направлениях развития ЕАЭС.The article is devoted to the study of the Eurasian economic Union. Identified and analyzed his target, a fundamental and integral aspects. Presents the stages and the reasons for the formation, organizational super structure. This article explores the peculiarities of the Eurasian economic process, the barriers to integration. On the basis of these characteristics gives insight into the possible perspectives and directions of development of the EAEC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 38.04.02

ИСТОРИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Historical and organizational aspects of formation and development prospects of the Eurasian

economic Union in the current economic condition

Е. В. Матвеев, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного

университета (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем становления и развития Евразийского экономического союза. Выявлены и проанализированы его целевые, организационные и составные аспекты. Представлены этапы и причины становления, организационные межгосударственные структуры. В статье разобраны особенности евразийского экономического процесса, барьеры на пути интеграции. На основе данных характеристик дается представление о возможных перспективах и направлениях развития ЕАЭС.

Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический союз, объединение, сотрудничество, конкурентноспособность, страны участницы, единая политика, экономические интересы, единое экономическое пространство.

Summary

The article is devoted to the study of the Eurasian economic Union. Identified and analyzed his target, a fundamental and integral aspects. Presents the stages and the reasons for the formation, organizational super structure. This article explores the peculiarities of the Eurasian economic process, the barriers to integration. On the basis of these characteristics gives insight into the possible perspectives and directions of development of the EAEC.

Keywords: integration, Eurasian economic Union, Association, cooperation, competitiveness, participating countries, common policy, economic interests, common economic spa

Распад СССР и образования на его территории новых независимых государств поставил перед каждым из них такую нелегкую задачу, как определение собственного пути дальнейшего существования и экономического развития.

Тесное переплетение экономик этих государств послужило основной причиной интеграции независимых государств на постсоветском пространстве.

Евразийская интеграция является новой формой экономического сотрудничества, которое отвечает складывающимся сегодня на международной арене экономическим реалиям. Формированием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был сделан первый шаг к становлению наднационального центра экономической силы на евразийском континенте. На основе этого объединения создан Евразийский экономический союз, который станет одним из глобальных игроков, определяющих мировую повестку дня.

Изучение Евразийского экономического союза позволяет увидеть нам: причины создания ЕАЭС, необходимость и цель его создания; историческое начало и движущие силы этого процесса; перспективы и проблемы дальнейшего развития.

Целью данной статьи является изучение и обобщение имеющегося материала по данной проблеме.

Из этого вытекают следующие задачи:

- изучить целевую, принципиальную и организационную структуру ЕАЭС

- изучить исторические и причинные аспекты создания ЕАЭС;

- раскрыть сущность деятельности ЕАЭС

- рассмотреть перспективы развития ЕАЭС.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В числе крупнейших современных международных объединений относится Евразийский экономический союз.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане. Однако в силу он вступил с 1 января 2015 года.

Первой председательствующей страной в ЕАЭС стала Беларусь.

Рис.1.Эмблема Евразийского экономического союза

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

- уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств - членов и их территориальной целостности;

- уважение особенностей политического устройства государств - членов;

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

- соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

- функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Состав участников ЕАЭС

ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона:

Россия (с 1 января 2015 года),Казахстан (с 1 января 2015 года), Беларусь (с 1 января 2015 года), Армения (со 2 января 2015 года), Киргизия (с 12 августа 2015 года).

Евразийский экономический союз - это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целяхъ всестроннней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Общая площадь территории 20 229 248 км2 (занимая 1 место в мире) и численностью в 183 миллиона человек (занимая 1 место в мире. Так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура, то возможно вступление в данное объединение и иных стран, причем речь идет не только о тех странах, которые входят в Содружество Независимых Государств. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной

организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства.

На стадии переговоров: Египет, Тайланд, Иран и Монголия. Выразили интерес: Сингапур, Пакистан, Израиль, Индия, КНР, Тунис

Членство в ЕАЭС также рассматривают Таджикистан и Узбекистан.

21 июля 2015 г. Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС.

Евразийский экономический союз не представляет собой реинкарнацию СССР, а создает иную, высокоэффективную модель сотрудничества, основанную на взаимной выгоде и уважении всех прав его членов.

Цель создания ЕАЭС.

ЕАЭС — исключительно экономическая структура, политический аспект — исключен.

Страны интегрируются, преследуя исключительно экономические интересы.

Основными целями Союза являются:

- создание условий для стабильного развития экономик государств - членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.

Это создание полноценного экономического объединения, призванного обеспечить интересы всех его участников в современном высоко конкурентном мире, стать гарантом их успешного социально-экономического развития, способствовать повышению жизненного уровня людей.

- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.

Путем создания Евразийского экономического союза можно достичь уникального синергетического эффекта, добиться хорошего результата в вовлечении инвестиций, созданием рабочих мест, разработкой новых технологий и развитием передовых производств.

- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Организация эффективного сотрудничества между основными факторами в рамках современной глобальной экономики. Это поможет придать ей более равноправный характер, избавить от перекосов, связанных с доминированием отдельных центров экономической силы, в конечном итоге сбалансировать мировую экономику, сделать ее более устойчивой и стабильной. Евразийский интеграционный проект не является попыткой создать некую закрытую от других экономическую зону. Наоборот, логика развития ЕАЭС показывает, что его сила — в максимальной открытости для диалога со всеми. Так, Евразийский экономический союз вполне может и должен стать частью проекта «Большой Европы» от Атлантики до Тихого океана. Поэтому у сотрудничества между ЕАЭС и Европейским союзом есть огромные перспективы, они являются естественными партнерами. То же самое можно сказать и о взаимодействии между Евразийским экономическим союзом и крупнейшими экономиками мира — Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки. Также можно отметить важность сотрудничества ЕАЭС с экономиками стран Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока и не только.

Организационная (надгосударственная) структура ЕАЭС.

Органами Евразийского экономического союза являются:

-Высший Евразийский экономический совет; -Евразийский межправительственный совет; -Евразийская экономическая комиссия; -Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет, ВЕЭС) является высшим органом Союза, состоящим из глав государств - членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета

принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Высший совет собирается не реже одного раза в год. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) является органом Союза, состоящим из глав правительств государств - членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами - членами в порядке. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган Союза.

В компетенцию Комиссии:

• таможенные тарифы и нетарифное регулирование;

• таможенное администрирование;

• техническое регулирование;

• санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

• зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

• установление торговых режимов с третьими странами;

• статистика внешней и внутренней торговли;

• макроэкономическая политика;

• политика в области конкуренции;

• промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

• энергетическая политика;

• естественные монополии;

• государственные и муниципальные закупки;

• внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции;

• транспорт и перевозки;

• валютная политика;

• интеллектуальная собственность и авторское право;

• миграционная политика;

• финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый рынки);

• и некоторые другие области.

Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств - членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств - членов. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС). Комиссия располагается в Москве.

Суд Евразийского экономического союза (далее - Суд) является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза, статус, состав, компетенция и порядок функционирования и формирования которого определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами - членами и органами Союза Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках Союза,

международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства - члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства - члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства - члена, назначаемых на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств - членов сроком на девять лет. Суд рассматривает дела в составе Большой коллегии Суда, Коллегии Суда. Суд ЕАЭС располагается в Минске.

История создания Евразийского экономического союза. Идея создания Союза.

Идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе.

Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

Этапы евразийской интеграции.

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Март 1996 г., подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Февраль 1999 г., - Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Октябрь 2000 г., - Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Сентябрь 2003 г., - Соглашение о формировании Единого экономического пространства.

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность Евразийского экономического союза

Экономика Евразийского экономического союза

Макроэкономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в ЕАЭС создается за счет:

Снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции.

Стимулирования «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития.

Увеличения конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного союза, благодаря вхождению на рынок новых стран.

Увеличения средней заработной платы, благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда.

Наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары.

Увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС, благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения.

Повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка.

В то же время, подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят только рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 года или на неопределённый срок.

Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2014 год)

Таблица 1

Страны Население, млн.человек Размер реального ВВП, млрд. долларов США Размер ВВП на душу населения, тыс. долларов США Инф ля- ция, % Уровен ь безработицы, % Торговый баланс, млрд. долларов США

Россия 142.5 2057.0 14.4 9.1 4.9 196.4

Белоруссия 9.6 77.2 8.0 18.3 0.7 -2.6

Казахстан 17.9 225.6 12.6 6.7 5.1 39.7

Преимущества ЕАЭС.

Ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС- свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС.

Члены ЕАЭС получат возможность:

- пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов; -динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции; -повышать производительность труда; -увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

- обеспечивать занятость граждан.

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС

- Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам. Проявляют интерес к сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.

Перспективы развития

С 1 января 2016 года в стадии становления общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники).

Координирование энергополитики и формирование на базе общих принципов общих энергорынков (электроэнергетического, рынка газа, нефти и нефтепродуктов). Данная задача будет реализована в несколько этапов и окончательно завершена к 2025 году: формирование общего рынка электроэнергии предполагается завершить к 2019 году, а общего рынка углеводородов - к 2025 году.

В 2025 году в Алма-Ате должен начать работу наднациональный орган по регулированию финансового рынка союза.

На долгосрочную перспективу рассчитана: -пошаговая либерализация транспортных перевозок на территории создаваемого Союза, что, в первую очередь, касается автомобильного и железнодорожного транспорта, -

согласованная агропромышленная политика,

-интеграция со странами дальнего зарубежья: Израилем, Индией, Новой Зеландией, КНДР.

На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин предложил создать большое партнерство в Еввразии в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства ЕАЭС и КНР. На том же мероприятии Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал создать форум ЕАЭС-ЕС. Таким образом, ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции

Заключение

Евразийский экономический союз - самый экономическо-амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии. Это - качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий

широкие перспективы экономического роста, формирующий для «интеграционной тройки» новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире

Библиографический список

1.Васильева Н.А., Лагутина М.Л. «Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации», ЕАБР, Евразийская экономическая интеграция, №3, август 2012 г.

2.Вьюнов В. Н., Нур Ф. И., Пискарев А. Е., Иванова Т. А., Самсонова М. А., Сидельникова А. А. Евразийская интеграция: сложный и длинный путь // Молодой ученый. 2015. № 2.

3.Глазьев С.Ю., Чушкин В.И., Ткачук С.П. «Европейский Союз и Евразийское экономическое сообщество: сходство и различия процессов интеграционного строительства», Экономическая газета. 2013 г

4.Официальный сайт ЕврАзЭС http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut

5. ru.wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

6. eurasiancommission.org.ru - Евразийская экономическая комиссия

7. Ш.т-интернет журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.