Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ БОРАТЫНСКИХ В г. КАЗАНИ'

ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ БОРАТЫНСКИХ В г. КАЗАНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ БОРАТЫНСКИХ В г. КАЗАНИ»

УДК 72.025 (470.41) ЕС. Евсеев, ОС. Щеглова

ИСТОРИКО-НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕСТАВРАЦИИ УСАДЬБЫ

БОРАТЫНСКИХ В г. КАЗАНИ

1. Историческая справка

Усадьба Боратынских (ул. Горького, 25) принадлежит к числу уникальных памятников зодчества. Дом был построен в начале XIX века на окраине города (вблизи Арского поля) для графини Апраксиной. Имеет все характерные черты дворянских построек первой половины XIX в.

Здесь находим все необходимые принадлежности дома: боковые флигеля, неизбежные пристройки к основному массиву дома, обширный двор с многочисленными службами. Внутри дома расположены высокие парадные комнаты и более скромные жилые и низкие антресоли.

В 1836 г. его приобретает помещик И. Д.Мамаев. По желанию хозяина дом был перестроен по проекту известного казанского архитектора Ф.Е.Петонди (Ф.409, оп. 1, дело № 1294).

При перестройке архитектор Ф.И. Петонди, сообразуясь с требованиями городской застройки, поставил дом не в глубине участка, как это было принято, а в одну линию со стоящими с двух сторон служебными флигелями, которые выдвинуты фасадами на улицу. Въезд в усадьбу был расположен не со стороны главной улицы, а со стороны внутреннего двора.

В 1860 г. домовладение числилось за штабс-капитаншей Верой Ивановной Чемодуровой. Оно было получено ею в 1841 г. по дарственной записи от Мамаевой. Иначе говоря, В. И. Чемодурова получила такой дар от своей матери Варвары Васильевны Мамаевой.

В 1863 г. усадьба принадлежала коллежской секретарше Колбецкой Павле Ксенофонтовне.

Архивные источники уточняют, что в 1870 г. ею владели наследники штабс-ротмистрши Екатерины Козиной, первой жены Н. Козина, родная сестра ученого - коллекционера Андрея Федоровича Лихачева.

До Боратынских, согласно Н.Я. Агафонову, усадьба по Большой Лядской принадлежала Нилу Козину (Ф. 114, оп.1, дело №91583).

Согласно архивным материалам (Ф. 98, оп.1, дело №1094), в 1874 г. домовладение записано на Ольгу Александровну Боратынскую, урожденную Казем-Бек (дочь известного профессора Казанского университета Александра Касимовича Казем-Бека). Ее муж Николай Боратынский - сын замечательного поэта, друга А. С. Пушкина Евгения Абрамовича Боратынского. При новых хозяевах дом опять

подвергся как внешней, так и внутренней переделке: с запада и севера дом расширен кирпичными стенами, построена полукруглая каменная терраса, в лепке зала появились гербы новых владельцев. За счет нового каменного пристроя Белый зал прибрел еще большую выразительность: появился полукруглый выступ, где размещались окна, этот прием, характерный для XIX века, создавал своеобразную прелесть и оригинальность.

Помимо собственно жилья, при Боратынских в этом доме в середине 1880-х годов помещалось отделение Общества взаимного поземельного кредита, а в 1889-1896 гг. - Нижегородско-Самарского земельного банка. В советское время - школа ликбеза взрослого населения №15, курсы по переподготовке учителей, детский приемник №3 и, наконец, музыкальная школа им. П.И. Чайковского, существующая и сейчас.

Внутреннее архитектурное убранство дает живое представление о быте XIX века, являясь редким бытовым памятником эпохи.

Несмотря на перестройку и утрату некоторых архитектурных деталей и одного из флигелей, дом представляет большую ценность как памятник архитектуры и истории XIX века.

2. Цели и задачи проекта реставрации

2.1 Реставрация и восстановление усадьбы Боратынских (I пол. XIX в.) - памятника истории и культуры российского значения - необходимы для сохранения целостного исторически сложившегося усадебного комплекса, неразрывно связанного с историей города Казани и историей рода Боратынских. Это позволит сохранить уникальный памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, воссоздать типичный облик городской провинциальной усадьбы, характерной для исторического центра Казани I половины XIX века, а в дальнейшем - создать музейный историко-архитектурный и литературный комплекс, позволяющий отразить историю, культуру, духовную жизнь нашего города конца XVIII- начала XX вв.

Реальной основой для решения этого вопроса является Постановление Кабинета Министров РТ № 244 от 06.04.2000 г. "О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения поэта Е.А.Боратынского", Федеральная программа сохранения и развития исторического центра г. Казани,

фонды музея Е. А.Боратынсюго и Национального музея РТ.

2.2 Научная концепция развития музея Е.А.Боратынского предполагает восстановление усадьбы на период II половины XIX века (реставрацию главного дома, воссоздание (строительство) восточного флигеля, реконструкцию парковой зоны с полным восстановлением архитектурно-планировочного решения) и музеефикацию (создание экспозиции в мемориальном пространстве и размещение информационного центра работы с посетителями).

Восстановление усадьбы Боратынских внесет свой вклад в решение следующих проблем:

- Сохранение исторического облика Казани XIX в. и

воссоздание культурно-исторической среды.

- Создание музейной экспозиции, отражающей культурную и духовную жизнь нашего города XIX - нач. ХХ вв. через судьбы Е.А.Боратынского и его потомков, историю усадьбы, которая включает в себя как пребывание Боратынских, так и историю музыкальной школы №2 1 им. П.И.Чайковского.

- К 1000-летию Казани музей может стать базой по изучению истории, культуры и литературы нашего края XVIII- XIX вв. (с привлечением ученых, краеведов и использованием современных информационных технологий).

- Перспективное развитие музея Е.А. Боратынского как научно-исследовательского центра изучения жизни и творчества поэта при поддержке филологов, историков, краеведов Республики Татарстан и России.

- Создание на базе музея научно-исследовательского центра изучения дворянской усадьбы, традиций и культуры дворянства как одной из наиболее важных страниц исторического прошлого Татарстана и России.

- Расширение музейного пространства (в том числе выставочных площадей) и новый качественный уровень его освоения с привлечением современных методов и средств.

- Совершенствование в музее новых форм работы с посетителями в рамках культурно-образовательной деятельности (создание музейно-педагогических программ по истории и литературе Казани XIX века к 1000-летнему юбилею города, организация клубных форм работы с научной и творческой интеллигенцией города).

Восстановленная усадьба Боратынских будет одним из интереснейших уголков старой Казани, который, несомненно, украсит облик нашего города и привлечет внимание не только казанцев, но и многочисленных туристов.

3. Существующее положение

По своему архитектурному решению усадьба Боратынских является образцом памятника архитектуры классицизма Ьой половины Х!Х в. В основу композиционного решения усадьбы была

положена традиционная трехчастная композиция с расположением главного дома по центральной оси. Оба флигеля были расположены по одной линии с главным домом. Один из них разобран в 70-е годы XX века, другой, угловой -отреставрирован в 1990 г.

Главный усадебный дом - в основе своей деревянный сруб, обшитый тесом, на высоком оштукатуренном кирпичном цоколе. Главный южный фасад украшает портик с шестью канелированными пилястрами, окна обрамлены наличниками с простой резьбой. К северовосточному углу примыкала деревянная пристройка-кухня, которая разобрана не так давно (на инвентарных планах 1953 г. она еще значится). Позже, видимо, уже при Боратынских, с запада и севера дом расширен кирпичными стенами. О том, что кирпичный пристрой появился позже кухни, говорят следы от бревен на торце кирпичной стены. Тогда же появилась и полукруглая кирпичная терраса, выходящая в сад.

Внутренняя планировка дома четко разделена на парадные помещения, решенные по анфиладной системе и выходящие в сторону главного фасада, и жилые, выходящие окнами во двор. Центральное место в доме занимает зал-столовая, который отделен от основных парадных помещений двумя парами коринфских колонн. Большие окна зала расположены в полукруглом выступе северной стены, с противоположной стороны в падуге -проем (ныне заложенный) небольших хор. Потолок зала украшен лепниной, в которой с появлением нового хозяина расположился герб Боратынских. Пол паркетный с наборным рисунком из разных пород в центре зала. В настоящее время поверх него настелен дощатый пол с линолеумом.

В остальных помещениях не сохранилось никаких архитектурных деталей интерьера. До недавнего времени в гостиной еще оставались угловые печи с полукруглым зеркалом, габариты которых читаются на стенах и на планах БТИ 1953 г.

Стены

Цоколь стен по всему периметру здания находится в неудовлетворительном состоянии: есть выпады камня в уровне земли, кладка размораживается, выветривается, есть механические разрушения. На южном фасаде по пилястрам облицовка имеет отклонения по вертикали.

Состояние кладки несущих стен здания, в целом, удовлетворительное, они имеют достаточную прочность и жесткость (кроме юго-западного угла здания). Состояние стен сруба на отдельных участках неудовлетворительное, древесина поражена гнилью и утратила свою прочность (углы сруба в нижних венцах на южном фасаде, и особенно поражена древесина восточной стены).

Кладка террасы и северо-восточной пристройки разрушена и сохранились лишь фрагменты руин.

Перекрытия

Несущие балки чердачного перекрытия по визуальному обследованию находятся в различном состоянии. Так, балки Белого зала - в предаварийном и аварийном состоянии, балки восточного антресольного крыла здания - в аварийно-критическом состоянии, балки прочих участков сохраняют свою прочность и жесткость. Состояние наката оценить трудно, т. к. потолочная поверхность повсеместно подшита современными материалами (фанерой и оргалитом) и покрашена. Исходя из этого, можно предположить, что состояние древесины наката неудовлетворительное. В Белом зале и антресольном крыле здания состояние наката на отдельных участках аварийное, и кое-где накат уже обрушился (антресоли). Засыпка утеплителя слежалась, по плоскости неравномерно распределена или вовсе отсутствует, т.е. малоэффективна.

Заполнение слуховых окон утрачено

Кровля в неудовлетворительном состоянии в целом: мелкие и большие дыры, неплотности в соединениях и примыканиях. Состояние металла кровли сравнительно удовлетворительное. Несущие конструкции кровли нарушены при многих переделках и скорых ремонтах - система нарушена, изобилует подпорками, есть провисы, разрушены и ослаблены отдельные соединения, утрачены звенья системы.

Лестница антресольного этажа в плохом состоянии - древесина несущих элементов поражена гнилью, разрушены соединения, утрачена прочность.

На основании визуального предварительного обследования можно сказать следующее: здание, в целом, пока имеет достаточную прочность и пространственную жесткость. Названные выше дефекты и утраты несущих и ограждающих конструкций говорят о необходимости проведения в ближайшее время капитального ремонта конструкций по проекту реставрации.

Причинами неудовлетворительного и аварийного состояния отдельных элементов являются: переувлажнение кладки цоколя по периметру здания из-за отсутствия отмостки и гидроизоляции; плохие условия эксплуатации (затяжка текущих ремонтов); неблагоустроенность, запущенность прилегающей территории (в течение 1992 г. в непосредственной близости к зданию и на остатках цоколя северовосточной пристройки поставлены частные гаражи, которые усугубляют положение, т.к. образовались пазухи - накопители мусора и влаги); отсутствие организованного отвода дождевых и талых вод с крыши и прилегающей территории.

4. Проектное предложение

Основной задачей проекта является восстановление усадьбы на период 70-х годов Х1Х века, т.е. владения Боратынских, сохраняя его мемориальность, а также обьемно-пространственную композицию. Некоторую помощь в этом оказали планы главного дома и флигелей, сделанные рукой О. А. Боратынской - правнучки поэта. Фасады главного дома дошли до нашего времени без существенных изменений, с утратами отдельных деталей фриза и фронтона. Предусматривается раскрытие всех заложенных оконных и дверных проемов, замена деревянной обшивки южной и западной стен. Заполнения оконных и дверных проемов восстанавливаются в первоначальном виде.

На северном фасаде восстанавливается каменная терраса, выходящая в сад. Фото семьи Боратынских и учащихся школы 30-х годов, а также шурфы (инженерное обследование) позволили определить конфигурацию и примерные размеры усадьбы, которые уточнятся после сноса гаражей и дополнительных исследований.

Проектом предусматривается восстановление кухни (северо-восточной пристройки), что позволит музею разместить там фонды и служебные помещения. Основанием для этого служит, во-первых, сохранившийся цоколь, позволяющий определить основные габариты в плане; во-вторых, инвентарный план 1953 г., по которому определяется местоположение окон; чертеж О. Боратынской, а также архивные фотографии, где видна восточная стена пристройки. Кроме того, на обшивке северной стены виден след примыкания кровли кухни к главному дому. Ранее деревянная пристройка восстанавливается в современных материалах: стены кирпичные с железобетонными перекрытиями. Для создания облика деревянной постройки предлагается кирпичные стены обшить тесом или имитировать обшивку в штукатурке.

В восточной части территории воссоздается флигель, разобранный в 90-е годы ХХ в. Восстановление производится по инвентарному плану 1953 г.

Внутри основного здания усадьбы предлагается восстановить первоначальную планировку и отделку интерьеров. В зале разбирается перегородка между колоннами, раскрываются дверные проемы в коридор и на хоры. После ремонта стропильной системы и наката укрепляется штукатурка потолка и реставрируется лепнина. В гостиной предлагается восстановить угловые печи, на антресолях -ограждение лестницы и комнаты О.А. Боратынской, во всех помещениях - карнизные тяги, полы.

Проектом предусматривается благоустройство прилегающей территории.

Предлагается восстановление сада путем реконструкции зеленых насаждений с частичной вырубкой деревьев, растущих в непосредственной близости от здания.

Благоустройство территории предполагает мощеные пешеходные дорожки с площадками отдыха, снабженными беседками, скамьями, газонами.

По противопожарным требованиям обеспечивается подьезд непосредственно к самому зданию. В северозападной части территории предусматривается небольшая автостоянка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егерев В.В. Внутреннее архитектурное убранство

зданий г. Казани. Казань, 1927 г.

2. Дом Боратынского / ул. Горького, 25 /. Сборник " Старая и новая Казань ", 1927 - с. 161-184.

3. Усадьба Боратынского, II половина XIX века, ул. Горького, 25. Казань в памятниках истории и культуры. - Казань, 1982. - с. 254-255.

4. Национальный Архив РТ. Фонд 409, опись 1, дело № 1294. Проект на постройку дома и флигеля помещику И. Д. Мамаеву. Архитектор Ф.Е .Петонди, 1846 г.

5. Национальный Архив РТ. Фонд 114, опись 1, дело № 1583. Оценочная книга, 1864-1871 гг.

6. Национальный Архив РТ. Фонд 98, опись 1, дело № 1094. Проект на отстройку холодных служб на месте, принадлежащему О.А.Боратынской. 1874 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.