Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В. М. БЕХТЕРЕВА - СОЗДАТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ'

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В. М. БЕХТЕРЕВА - СОЗДАТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ В. М. БЕХТЕРЕВА / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / АНТРОПОЛОГИЗМ / ЭНЕРГЕТИЗМ / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МОНИЗМ / БИОСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНОСТЬ И САМОБЫТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов В. В.

Введение. Одним из конструктивных направлений психологии развития личности является историко-методологический анализ концепций выдающихся ученых, разрабатывающих проблемы психологии развития, в частности, В. М. Бехтерева. Несмотря на то, что творческое наследие В. М. Бехтерева изучалось, в научных публикациях не нашел отражение историко-методологический анализ его научных достижений в области психологии развития и особенно саморазвития личности. В связи с этим, необходимо выявить философские, общенаучные и конкретно-научные методологические основания теоретических воззрения В.М. Бехтерева на личность и определить конструктивный методологический базис науки о развитии личности. Материалы и методы. Материалами исследования стали труды В. М. Бехтерева, а также результаты историко-психологического изучения его работ, представленные в научных публикациях отечественных авторов. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в первоисточниках, а также исторический и методологический анализ. Результаты исследования. Выделено три этапа творчества В. М. Бехтерева, имеющих отношение к исследованию личности и ее развитию. На первом подготовительном этапе был определен научный замысел исследования личности и ее развития с опорой на философские основы и объективные методы изучения. Второй этап - это основной этап концептуальной проработки феномена личности, который позволил ввести в научный оборот понятие «личность», раскрыть ее сущность, уточнить ее содержание с функциональных позиций, наметить структуру личности, выделив сознательную и бессознательную, пассивную и активную части. Третий этап - это комплексное изучение условий развития и воспитания личности с опорой на гармоничное сочетание глубоких теоретических изысканий и эмпирических исследований с применением объективных методов. Выводы. В творческом пути В. М. Бехтерева применительно к исследованию личности и ее развитию можно выделить три этапа, которые с точки зрения методологии исследования характеризуется следующими особенностями. На первом этапе на конкретно-научном уровне был уточнен методический аппарат психологии личности, включающий субъективный и объективный методы исследования, но с доминирующей ролью последнего. На философском уровне отправной точкой познания является антропологизм. На первом этапе в качестве естественнонаучного методологического основания разрабатывался общенаучный монистический энергетический подход. Второй этап в творчестве В. М. Бехтерева применительно к изучению личности - это этап доминирования в основном общенаучных и конкретно-научных подходов к пониманию личности: биосоциального, функционального подходов в сочетании с принципом самодетерминации. Третий этап характеризуется совокупностью методологических оснований концепции развития и воспитания личности В. М. Бехтерева. Концепцию личности и ее развития В. М. Бехтерева нельзя оценивать только с точки зрения исторического значения. Она является незавершенной, но перспективной программой построения на основе естественнонаучной парадигмы целостного учения о личности, ее развития и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF PERSONALITY DEVELOPMENT BY V. M. BEKHTEREV - THE CREATOR OF THE NATIONAL PSYCHOLOGICAL SCHOOL

Introduction. One of the constructive directions of the psychology of personality development is the historical and methodological analysis of the concepts of the activities of prominent scientists who develop the problems of developmental psychology, in particular V. M. Bekhterev. Despite the fact that the creative heritage of V. M. Bekhterev was studied, scientific publications did not reflect the historical and methodological analysis of his scientific achievements in the field of developmental psychology and especially self-development of the individual. In this regard, it is necessary to identify the philosophical, general scientific and specific scientific methodological foundations of the theoretical views of V. M. Bekhterev on personality and determine the constructive methodological basis of the science of personality development. Materials and methods. The materials of the study were the works of V. M. Bekhterev, as well as the results of the historical and psychological study of his works, presented in scientific publications of domestic authors. Theoretical research methods were used: theoretical analysis and generalization of the materials presented in the primary sources, as well as historical and methodological analysis. Results. Three stages of V. M. Bekhterev, which is related to the study of personality and its development. At the first preparatory stage, the scientific concept of the study of personality and its development was determined, based on philosophical foundations and objective methods of study. The second stage is the main stage of the conceptual study of the phenomenon of personality, which made it possible to introduce the concept of "personality" into scientific circulation, reveal its essence, clarify its content from functional positions, outline the structure of personality, highlighting the conscious and unconscious, passive and active parts. The third stage is a comprehensive study of the conditions for the development and upbringing of a personality based on a harmonious combination of deep theoretical research and empirical research using objective methods. Discussion and conclusion. In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its development, three stages can be distinguished, which, from the point of view of research methodology, are characterized by the following features. At the first stage, at the specific scientific level, the methodological apparatus of personality psychology was clarified, including subjective and objective research methods, but with the dominant role of the latter. At the philosophical level, the starting point of knowledge is anthropologism. At the first stage, a general scientific monistic energy approach was developed as a natural-science methodological basis. The second stage in the work of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality is the stage of dominance of general scientific and concrete scientific approaches to understanding personality: biosocial, functional approaches in combination with the principle of self-determination. The third stage is characterized by a set of methodological foundations for the concept of development and education of the personality of V. M. Bekhterev. The concept of personality and its development by V. M. Bekhterev cannot be assessed only in terms of historical significance. It is an incomplete, promising program for building a holistic doctrine of personality, its development and upbringing on the basis of the natural science paradigm.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В. М. БЕХТЕРЕВА - СОЗДАТЕЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

208|

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.923(091) ВАК 5.3.7

DOI 10.35231/18186653_2023_2_208

OPEN

Историко-методологический анализ концепции развития личности В. М. Бехтерева - создателя

отечественной психологической школы

В. В. Белов

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Одним из конструктивных направлений психологии развития личности является историко-методологический анализ концепций выдающихся ученых, разрабатывающих проблемы психологии развития, в частности, В. М. Бехтерева. Несмотря на то, что творческое наследие В. М. Бехтерева изучалось, в научных публикациях не нашел отражение историко-методологический анализ его научных достижений в области психологии развития и особенно саморазвития личности. В связи с этим, необходимо выявить философские, общенаучные и конкретно-научные методологические основания теоретических воззрения В.М. Бехтерева на личность и определить конструктивный методологический базис науки о развитии личности.

Материалы и методы. Материалами исследования стали труды В. М. Бехтерева, а также результаты историко-психологического изучения его работ, представленные в научных публикациях отечественных авторов. Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в первоисточниках, а также исторический и методологический анализ.

Результаты исследования. Выделено три этапа творчества В. М. Бехтерева, имеющих отношение к исследованию личности и ее развитию. На первом подготовительном этапе был определен научный замысел исследования личности и ее развития с опорой на философские основы и объективные методы изучения. Второй этап - это основной этап концептуальной проработки феномена личности, который позволил ввести в научный оборот понятие «личность», раскрыть ее сущность, уточнить ее содержание с функциональных позиций, наметить структуру личности, выделив сознательную и бессознательную, пассивную и активную части. Третий этап - это комплексное изучение условий развития и воспитания личности с опорой на гармоничное сочетание глубоких теоретических изысканий и эмпирических исследований с применением объективных методов.

Выводы. В творческом пути В. М. Бехтерева применительно к исследованию личности и ее развитию можно выделить три этапа, которые с точки зрения методологии исследования характеризуется следующими особенностями. На первом этапе на конкретно-научном уровне был уточнен методический аппарат психологии личности, включающий субъективный и объективный методы исследования, но с доминирующей ролью последнего. На философском уровне отправной точкой познания является антропологизм. На первом этапе в качестве естественнонаучного методологического основания разрабатывался общенаучный монистический энергетический подход. Второй этап в творчестве В. М. Бехтерева применительно к изучению личности - это этап доминирования в основном общенаучных и конкретно-научных подходов к пониманию личности: биосоциального, функционального подходов в сочетании с принципом самодетерминации. Третий этап характеризуется совокупностью методологических оснований концепции развития и воспитания личности В. М. Бехтерева. Концепцию личности и ее развития В. М. Бехтерева нельзя оценивать только с точки зрения исторического значения. Она является незавершенной, но перспективной программой построения на основе естественнонаучной парадигмы целостного учения о личности, ее развития и воспитания.

Ключевые слова: творческий путь В. М. Бехтерева, исторический анализ, методологический анализ, личность, развитие личности, саморазвитие, воспитание, антропологизм, энергетизм, эволюционный монизм, биосоциальный подход, генетический подход, комплексный подход, личность и коллектив, социальность и самобытность личности.

Для цитирования: Белов В. В. Историко-методологический анализ концепции развития личности В. М. Бехте-

рева - создателя отечественной психологической школы. Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2023. - № 2. - С. 208-231. DOI 10.35231/18186653_2023_2_208

© Белов В. В., 2023

DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY I209I

Original article UDC 159.923(091) VAK 5.3.7

DOI 10.35231/18186653_2023_2_208

Historical and Methodological Analysis of the Concept of Personality Development by V. M. Bekhterev - the Creator of the National Psychological School

Vasiliy V. Belov

Pushkin Leningrad State University, Sankt-Peterburg, Russian Federation

Introduction. One of the constructive directions of the psychology of personality development is the historical and methodological analysis of the concepts of the activities of prominent scientists who develop the problems of developmental psychology, in particular V. M. Bekhterev. Despite the fact that the creative heritage of V. M. Bekhterev was studied, scientific publications did not reflect the historical and methodological analysis of his scientific achievements in the field of developmental psychology and especially self-development of the individual. In this regard, it is necessary to identify the philosophical, general scientific and specific scientific methodological foundations of the theoretical views of V. M. Bekhterev on personality and determine the constructive methodological basis of the science of personality development.

Materials and methods. The materials of the study were the works of V. M. Bekhterev, as well as the results of the historical and psychological study of his works, presented in scientific publications of domestic authors. Theoretical research methods were used: theoretical analysis and generalization of the materials presented in the primary sources, as well as historical and methodological analysis.

Results. Three stages of V. M. Bekhterev, which is related to the study of personality and its development. At the first preparatory stage, the scientific concept of the study of personality and its development was determined, based on philosophical foundations and objective methods of study. The second stage is the main stage of the conceptual study of the phenomenon of personality, which made it possible to introduce the concept of "personality" into scientific circulation, reveal its essence, clarify its content from functional positions, outline the structure of personality, highlighting the conscious and unconscious, passive and active parts. The third stage is a comprehensive study of the conditions for the development and upbringing of a personality based on a harmonious combination of deep theoretical research and empirical research using objective methods.

Discussion and conclusion. In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its In the creative path of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality and its development, three stages can be distinguished, which, from the point of view of research methodology, are characterized by the following features. At the first stage, at the specific scientific level, the methodological apparatus of personality psychology was clarified, including subjective and objective research methods, but with the dominant role of the latter. At the philosophical level, the starting point of knowledge is anthropologism. At the first stage, a general scientific monistic energy approach was developed as a natural-science methodological basis. The second stage in the work of V. M. Bekhterev in relation to the study of personality is the stage of dominance of general scientific and concrete scientific approaches to understanding personality: biosocial, functional approaches in combination with the principle of self-determination. The third stage is characterized by a set of methodological foundations for the concept of development and education of the personality of V. M. Bekhterev. The concept of personality and its development by V. M. Bekhterev cannot be assessed only in terms of historical significance. It is an incomplete, promising program for building a holistic doctrine of personality, its development and upbringing on the basis of the natural science paradigm.

Key words: Creative way of V. M. Bekhterev, historical analysis, methodological analysis, personality, personality development, self-development, education anthropologism, energyism, evolutionary monism, biosocial approach, genetic approach, integrated approach, personality and collective, sociality and personality identity.

For citation: Belov, V. V. (2023) Istoriko-metodologicheskiy analiz kontseptsii razvitiya lichnosti V. M. Bekhtereva - sozda-telya otechestvennoy psikhologicheskoy shkoly [Historical and Methodological Analysis of the Concept of Personality Development by V. M. Bekhterev - the Creator of the National Psychological School]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 208-231. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_208

Введение

В последние несколько лет в отечественной науке произошли значительные перемены, а именно было внесено изменение в номенклатуру научных специальностей1 и были разработаны новые паспорта научных специальностей. Эти перемены коснулись и психологии: был разработан паспорт новой научной специальности 5.3.7. «Возрастная психология».

В паспорте научной специальности 5.3.7. «Возрастная психология»2 на первом месте среди общих научных направлений стоит «теоретико-методологический и исторический анализ основных понятий, концепций и исследований психического развития в разные возрастные периоды». Данный пункт конкретизирован в разделе «Специальные направления исследований». И опять же на первом месте стоит «историко-методологический анализ исследований в области психологии развития с учетом возрастных изменений». Далее в этом же пункте «историко-методологический анализ рассматривается как анализ деятельности выдающихся ученых, научных организаций, разрабатывающих проблемы возрастной психологии и психологии развития».

Из этого следует, что для психологии развития общепризнанным перспективным научным направлением является историко-методологический анализ концепций выдающихся ученых, разрабатывающих проблемы данной отрасли психологии.

В паспорте научной специальности 5.3.7. «Возрастная психология» в разделе «Общие направления исследования» особое место занимает «изучение закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность личностного роста и развития на протяжении жизненного пути». Необходимость исследования развития личности признается всеми отечественными специалистами в области возрастной психологии3.

1 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.12.2022 № 1278 "О внесении изменений в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г № 118, и в соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 февраля 2021 г № 118, установленное приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 августа 2021 г № 786".

2 Паспорт научной специальности 5.3.7. «Возрастная психология».

3 Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 457 с.; Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). 452 с.; Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. 525 с.; Психо-

Отметим, что анализ наследия В. М. Бехтерева не является новым. Существует достаточно большое количество публикаций, в которых глубоко изучаются теоретические положения и эмпирические данные В. М. Бехтерева в различных областях науки: анатомии, нейрофизиологии, неврологии, психиатрии [24]. Во всех учебниках по истории психологии с различной степенью подробности дается характеристика творчества В. М. Бехтерева и его вклада в возникновение и развитие психологической науки как минимум отечественной, а в некоторых учебных изданиях и мировой психологии1. Существуют научные публикации, в которых с разной степенью глубины и детальности анализируются воззрения В. М. Бехтерева на личность [1; 3; 4; 8-10; 12; 13; 15-18; 23; 27]. Однако в данных публикациях не нашел отражение историко-методологический анализ его научных достижений в области психологии развития и особенно саморазвития личности.

Прежде чем формулировать цель исследования, уточним понятие «историко-методологический анализ. Т. А. Ромм, не определяя понятие «историко-методологический анализ», использует данный вид анализа для преодоления трудностей методологического характера в процессе общенаучного осмысления отдельного «историко-теоретического феномена», в частности социального воспитания [22]. Термин «историко-методологический анализ» употребляет в своем психологическом исследовании Ф. Е. Василюк, который осуществляет историко-методологический анализ того, что является «фундаментальной идеей», в его работе это анализ психотерапевтических упований или главного механизма, который непосредственно обеспечивает достижение терапевтических целей [6].

Для того чтобы конкретизировать значение термина «историко-методологический анализ» рассмотрим по отдельности два понятия «методологический анализ» и «исторический анализ».

логия развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.]; под общ. ред. Л. А. Головей. 2-е изд., испр. М.: Юрайт, 2023. 415 с.

1 Ярошевский М. Г. История психологии, от античности до середины XX в.: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 409 с.; Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней: учеб. для студентов психол. спец. вузов; МГУ им. М. В. Ломоносова. [5-е изд., перераб. и доп.]. М.: Акад. проект, 2004. 572 с.; Якунин В. А. История психологии: учеб. пособие / Якунин В. А.; Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова, 2001. 378 с.; Марциновская Т. Д. История психологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). 538 с.

Методологический анализ широко используется в научной литературе. Необходимо отметить, что еще в конце XX века Б. Г. Юдин произвел глубокое исследование методологического анализа как направления изучения науки. При этом он понимает под методологическим анализом одну из форм самосознания науки, как специфический тип рефлексии над познавательной деятельностью. Понимая чрезмерно общее толкование методологического анализа, Б. Г. Юдин конкретизирует его путем выделения хорошо известных четырех уровней методологического анализа. Кроме того, им были выделены основные проблемные области методологического анализа, в частности методологический анализ концепций [26].

Термин «исторический анализ» имеет множество значений1. Поэтому уточним его понимания применительно к исследованию концепции развития личности В. М. Бехтерева. Во-первых, одним из результатов исторического метода является периодизация. Во-вторых, данный анализ предполагает учет социально-культурного контекста разработки концепции развития личности, которая приходится на поздний российский имперский период конца XIX - начала XX веков. В-третьих, исторический анализ используется как «ретроспективный» («регрессивный», «реконструкционный») метод, при котором прошлое интерпретируется или реконструируется на основе каких-либо теоретических положений о более позднем состоянии этого явления или процесса2, в данном случае развития личности.

Опираясь на развернутую трактовку понятия «историко-методологический анализ», можно сформулировать цель исследования: выявив философские, общенаучные и конкретно-научные методологические основания теоретических воззрений В. М. Бехтерева на личность, оценить их конструктивность для построения психологической теории развития личности.

Материалы и методы

Материалами исследования стали труды В. М. Бехтерева, а также результаты историко-психологического изучения его работ, представленные в научных публикациях отечественных авторов.

1 Теория и методология истории: учебник для вузов / [Алексеев В. В. и др.]; отв. ред. В. В. Алексеев [и др.]; Ин-т истории, археологии и этнографии ДВО РАН [и др.]. Волгоград: Учитель, 2014. 503 с.

2 Там же.

Использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение материалов, изложенных в первоисточниках, а также исторический и методологический анализ.

Результаты исследования

Роль В. М. Бехтерева в создании отечественной психологии была отражена еще в 50-60-е годы XX века в работах ярких представителей Петербургской психологической школы, В. Н. Мясищева [19; 20] и Б. Г. Ананьева [2]. Авторы этих публикаций подчеркивали, что В. М. Бехтерев жил в период социальных трансформаций и бурного развития психологи, что повлияло на его научные представления о личности, ее развитии и воспитании.

Е. В. Левченко, обобщая представления самого В. М. Бехтерева об «историчности» его взглядов, изложенные в известной автобиографии, а также периодизации, представленные в литературе, выделяет пять известных периодов творчества В. М. Бехтерева [11] Применительно к изучению личности данная периодизация должна быть уточнена. Кроме того, с точки зрения анализа эволюции взглядов В. М. Бехтерева на личность, а не с хронологических позиций целесообразно говорить не о периодах, а об этапах творчества В. М. Бехтерева.

Первый этап исследования личности датируется 1988 годом, хотя творческая деятельность В. М. Бехтерева началась почти на десять лет раньше. В этот год он публикует работу «Сознание и его границы». Начинает познание личности в психологии В. М. Бехтерев с понимания сознания не случайно. Он исходит из еще доминирующей в то время субъективной психологии, предметом которой и являлось сознание, исследуемое с помощью интроспекции. Не соглашаясь с существующими определениями сознания, он предлагает свой вариант. «Под сознанием мы понимаем ту субъективную окраску или то субъективное, т.е. внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которой или которым сопровождаются многие из наших психических процессов»1. Определяя границы сознания с учетом предложенного определения, В. М. Бехтерев уточняет, что «мы должны отличать в нашей психической

1 Бехтерев В. М. Сознание и ее границы // В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999. С. 204.

жизни - сознательные и бессознательные процессы». Следовательно, он за несколько лет до З. Фрейда обращает внимание на необходимость изучения бессознательного.

С точки зрения методологии психологии личности важным является то, что в этот период, который можно обозначать как подготовительный, В. М. Бехтерев считает, что наряду с интроспекцией, для изучения личности важно использовать «стороннего наблюдателя», который способен познать «психику как связного целого, состоящего из взаимодействующих сознания и бессознательного, с подвижной, «плавающей» границей между ними». Обратим внимание, что данный этап в творчестве В. М. Бехтерева признает Н. М. Айдаралиева. Она выделяет этап методологических обоснований психологической концепции В. М. Бехтерева [1]. На начальном этапе своего творческого пути В. М. Бехтерев уже использует термин не только «личный внутренний опыт», но и «личность» и предлагает генетический аспект опосредованного через сознание изучения личности. Если признавать, что личность - это человек как носитель сознания1, то, строго говоря, в его работе описаны фазы развития личности на основе самонаблюдения за субъективными переживаниями, а также с опорой на изучение изменения сознания при патологии. Он выделяет формы сознания от простейшей до самой сложной. Начиная с неясного чувствования собственного существования в виде внутренних перемен, происходящих без их отношения к окружающему миру, через представления о себе, а в последующем переходя от освоения окружающей обстановки к улавливанию последовательности событий, т.е. времени. «Затем человек уже вступает в обладание всеми теми представлениями, которые его характеризуют как известную личность, но и при этом еще не может быть речи о полном сознании». «Высшая степень сознания» - это тогда, «когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой - может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы»2.

1 Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.

2 Бехтерев В. М. Сознание и ее границы // В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999. С. 206.

Обратим внимание на то, что В. М. Бехтерев использует I215' термины «личность» и «человек». Е. В. Левченко считает, что работа «Психика и жизнь» [11], изданная в 1904 году, - это этап становления антропоцентрической концепции, попытка создать целостное научное представление о человеке. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова [5] также подчеркивают, что первой отличительной чертой научной концепции В. М. Бехтерева является его антропологическая ориентация, согласно которой человек выступал как целостное онтологическое бытие.

В монографии «Психика и жизнь» В. М. Бехтерев опирается на основные начала Г. Спенсера, а также, как пишет Е. В. Левченко, исходя из идеи Г. Спенсера о синтетической философии [11], В. М. Бехтерев осуществляет поиск глубинных основ построения концепции человека и личности с позиции естествознания. Таким естественнонаучным основанием является энергетизм. Энергетизм как теоретико-методологическая основа познания человека опиралась на физическое понятие «энергия» от древнегреческого «действие, деятельность, мощь».

Энергетическая исследовательская позиция естествоиспытателя в период творчества В. М. Бехтерева являлась прогрессивной. Необходимо отметить, что представители естествознания, опирающиеся на энергетический подход, неоднозначно его трактовали применительно к психологическому толкованию личности. В. М. Бехтерев, по сравнению, например, с З. Фрейдом, предложил глубинное толкование личности. Это было не чисто физическое, не просто биологическое, гомеостатическое толкование личности. Ценность его энергетических воззрений заключается в том, что с учетом достижений физики того времени он глубоко проанализировал понятие «энергия» и его связь с веществом, материей и пришел к выводу, что психика может быть понята на основе ее связи с энергией в контексте жизни. Он пишет, что «нет вообще никакого логического основания признавать реальное существование психизма в инертной материи»1. И далее, что если «жизнь и психизм суть производные энергии, а не вещества, то мы и полагаем, что не материя, а энергия должна содержать в потенциальном состоянии то, что после соответствующих превращений лежит в основе жизни

1 Бехтерев В. М. Психика и жизнь // В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999. С. 195.

и психизма. Таким образом, жизнь и психизм, по нашему мнению, суть не что иное, как производные энергии, и все материальные проявления, как и все ее психические проявления, обязаны своим происхождением энергии и одной лишь энергии»1.

Развивая идею энергетизма, В. М. Бехтерев связывает физическое толкование, или, как пишут в научных изданиях, механицизм, с эволюционизмом как базовым биологическим учением. Необходимо отметить, что эволюционное толкование развития психики В. М. Бехтерева нашло отражение в теории развития психики в филогенезе А. Н. Леонтьева. В. М. Бехтерев отталкивается от понятия «раздражимость», которое связано с понятием «энергия», и подчеркивает, что раздражимость не тождественна «психическому», которое «служит внутренними определителями всех вообще так называемых жизненных потребностей и возбудителями соответствующих внешних движений организма»2. Конечно, дискуссионным является утверждение В. М. Бехтерева о связи раздражимости как внутреннего напряжения энергии с «самощущением» или чувствительностью, которая в общей недифференцированной форме присуща даже растениям и простейшим. В дальнейшем по мере дифференци-ровки «самощущения», усложнения нервной системы и движения, В. М. Бехтерев приходит к логическому последовательному пониманию сознания на основе связи энергии жизни и психики в процессе эволюции с участием нервной системы. При этом нервная система не порождает, а трансформирует энергию. В. М. Бехтерев, придавая большее значение энергетическому подходу, утверждал, что ответ на вопрос, «откуда возникло сознательное в психике, столь необходимое для самостоятельной жизни организмов, то мы должны ответить, что окончательное разрешение этого вопроса тесно связано с выяснением вопроса о природе энергии вообще»3.

Оценивая значение энергетизма в творчестве В. М. Бехтерева, отметим, что В. М. Бехтерев исходит из всеобщей меры движения - энергии, которая присуща миру вообще; это - сила, неотделимая от материи, вещества. Поэтому, как пишет Е. В. Левченко, природа рассматривается им как деятельная среда, единство вещества и силы. В отличие от Г. Спенсера, В. М. Бехтерев

1 Там же. С. 196.

2 Там же.

3 Там же. С. 197.

не соглашается с пониманием субъективной стороны как пассивной, реагирующей на динамику средовых влияний. Он считает, что живые существа в отличие от косной материи отличаются активным отношением к среде, которое выражается в возможности отстраиваться от актуальных воздействий, влиять на среду, преобразовывать ее в соответствии с потребностями [11].

Следующий этап начинается с 1905 года. Именно в этом году он выступает с речью на II съезде русских психиатров «Личность и условия ее развития и здоровья», в которой и предлагает начальную версию концепции личности. Позже концепция личности была уточнена и дополнена в его фундаментальном труде «Объективная психология», который выходил частями с 1907 по 1912 годы. Необходимо отметить, что между двумя этапами творчества В. М. Бехтерева не существует однозначных демаркаций, а есть плавные взаимные переходы. В первом периоде В. М. Бехтерев уже проявляет интерес к личности. Однако второй этап в творчестве В. М. Бехтерева отличается целенаправленной разработкой концепции личности и ее развития. Начиная с этого этапа все более очевидным становиться научный замысел В. М. Бехтерева.

Акцентируя внимание на концепции личности, во-первых, важно подчеркнуть ее системообразующую роль в творчестве В. М. Бехтерева. А. Н. Ждан подчеркивает, что центральная идея В. М. Бехтерева - объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии в России в целях исследования человеческой личности в ее здоровых и болезненных проявлениях [8]. Необходимо согласиться с общим выводом вступительной статьи А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. Они утверждают, что движущей мечтой В. М. Бехтерева является создание единого целостного учения о личности. При этом единство и целостность с позиции А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой означают охват всех сторон личности, всех граней ее взаимодействия с миром; а также построение учения на основе универсальных законов, объясняющих и объединяющих все многообразие исследуемых В. М. Бехтеревым разнокачественных и разноуровневых явлений. И хотя мечте не удалось сбыться, это был важный шаг к пониманию великой, но не неисчерпаемой тайны Человека [5].

Во-вторых, В. М. Бехтерев одним из первых начал рассматривать личность как научную категорию. М. Г. Ярошевский усиливает данное положение, считая, что он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности1.

В-третьих, он предложил свою развернутую трактовку личности. В. М. Бехтерев предлагал с точки зрения содержания трактовать личность как целостное биосоциальное существо, проявляющееся в объективно изучаемых внешних поведенческих актах [5]. Н. М. Айдаралиева обращает внимание на то, что личность в концепции В. М. Бехтерева одновременно предстает в нескольких ипостасях. Это и «представитель биологического вида», и «носитель нервно-психической организации», и «продукт социальной среды» [1]. Н. М. Айдаралиева также обращает внимание на то, что на этом этапе творчества В. М. Бехтерева существовали принципиальные различия в идейных основаниях естественнонаучной и идеалистической психологической мысли России, которые обнаруживаются в трактовке личности.

Определяя личность не с содержательной, а с функциональной стороны, отметим, что В. М. Бехтерев не отрицал господствовавшую в его время идею У. Джеймса, П. Жане, Т. Рибо о том, что личность объединяет и координирует психическую деятельность. Интегративность личности проявляется, следовательно, в том, что она есть «объединяющее начало», интегрирующее все психические явления. Но, как подчеркивает сам В. М. Бехтерев, он противопоставляет свои взгляды данной идее и добавляет функциональную характеристику личности с «направляющим началом», а также понимание личности как «самодеятельной особи». Первое означает, что личность -это не только «Я», она не только объединяет и координирует психическую деятельность, но еще и направляет ее. Это «направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека»2. В. М. Бехтерев пишет, что «ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно

1 Ярошевский М. Г. История психологии, от античности до середины XX в.: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 409 с.

2 Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды / В. М. Бехтерев; под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. Воронеж: МОДЭК, 1997. С. 99.

под названием воли, в отдельности не составляет личности, но общая совокупность всех психических явлений со всеми их особенностями, выделяющее данное лицо от других и обусловливает ее самодеятельность»1. Если говорить современным языком, то личность - это система, которая неотделима от того, что обозначается в психологии термином «индивидуальность».

Тем не менее самодеятельность личности к этому не сводится. В. М. Бехтерев обращает внимание на то, что человек является личностью, если он проявляет в той или иной мере индивидуальное отношение к окружающим условиям, представляясь самодеятельным существом. Д. А. Леонтьев в своей статье обращает внимание на интегрирующее толкование самодеятельности личности. Он приводит высказывание В. М. Бехтерева: «Личность, с объективной точки зрения, есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру»2. Оценивая вклад В. М. Бехтерева в психологию личности, Д. А. Леонтьев подчеркивает, что «положение о самодеятельности как об определяющей характеристике личности было весьма отчетливо и недвусмысленно сформулировано В. М. Бехтеревым в 1905 г, более чем за 15 лет до известной работы С. Л. Рубинштейна о творческой самодеятельности и более чем за четверть века до появления понятия самодетерминации у А. Адлера, идеи ориентации личности на внутренний закон у К. Юнга и принципа проактивности личности у Г. Олпорта. Самодеятельность В. М. Бехтерев называет «ценным даром человеческой личности» [14].

Не отступая от рефлекторного толкования психического, предложенного И. М. Сеченовым, В. М. Бехтерев вносит существенное уточнение для понимания генезиса личности. В работе Е. В. Левченко данное уточнение сформулировано следующим образом: для системы объективной психологии является определяющим положение о том, что зависимость между внешним раздражением и внешним же проявлением опосредована прошлым опытом. В. М. Бехтерева интересует не соответствие между, образно скажем, «входом» и «выходом», между раздражителем и поведением, а наоборот законы несоответствия между ними,

1 Там же. С. 100.

2 Там же. С. 101.

220'тот факт, что внешнее воздействие не может навязать наделенному психикой организму определенную реакцию, не может принудить его к ней. Психика опосредует соотношение между воздействием и внешним проявлением, превращает его «из прямого следствия в отдаленное последствие» [11].

В-четвертых, в работах В. М. Бехтерева представлены наброски структуры личности. Так, как отмечает В. Б. Помелов, он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части [21].

Третий этап, так называемый рефлексологический период - это этап комплексного познания закономерностей развития человека в целом, а также, применительно к персонологии с акцентом на воспитание личности выявление многообразных по своей природе факторов, влияющих на целенаправленное развитие личности, которое тем самым отличается практико-ориентированной направленностью. Необходимо также обратить внимание на взаимопроникновение всех трех этапов творчества В. М. Бехтерева.

Важно сказать о неоднозначной оценке рефлексологического периода для психологии даже при жизни В. М. Бехтерева и особенно сразу после его смерти, например, критические высказывания Л. С. Выготского, который в то же время очень высоко ценил творчество В. М. Бехтерева [7]. На современном этапе А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова считают, что переход от объективной психологии к рефлексологии приводит к отказу В. М. Бехтерева от психологии, которая превращается в науку о рефлексах. В то же время эти авторы признают, что развитие и воспитание личности это особое направление рефлексологии -генетической рефлексологии [5]. С позицией А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой не согласна Е. В. Левченко. Завершающий рефлексологический период творчества В. М. Бехтерева, по ее мнению, является логическим продолжением прошлых научных взглядов. Она считает, что сравнение предметов изучения в разные периоды свидетельствует о единстве логики исследователя; об отсутствии приписываемых ему «антипсихологизма» и «значительной динамичности взглядов исследователя». Е. В. Левченко обосновывает это положение целевой установкой и обширным кругом научно-исследовательских задач, решаемых под руководством В. М. Бехтерева [11].

В то же время можно утверждать, что существует определенное разногласие между названной им наукой рефлексологией и обширным кругом задач, которая она призвана решать.

Началом третьего этапа можно считать создание в 1918 году Института по изучению мозга и психической деятельности, целью которого, как пишет Е. В. Левченко, было «всестороннее изучение человеческой личности и условий правильного ее развития» [11]. Итак, для В. М. Бехтерева, исходя из его понимания личности как «индивидуального ядра не-рвопсихики», «личного комплекса сочетательных рефлексов»1, того, что возникает в результате приобретения индивидуального опыта, бесспорным является развитие личности и ее воспитание.

A. Н. Ждан прямо указывает, что в третьем советском периоде

B. М. Бехтерев, создавая общие основы рефлексологии, предлагал понятие в противовес условному рефлексу «сочетательный рефлекс», который формируется прижизненно [8].

Обозначая данное явление как «сочетательный рефлекс», по-видимому В. М. Бехтерев, оставаясь приверженцем рефлексологического постулата, вступал в научный спор с И. П. Павловым и его «условным рефлексом», больше соглашаясь с идеей доминанты А. А. Ухтомского.

Важным для понимания третьего этапа применительно к развитию личности и ее воспитанию является, по мнению Е. В. Левченко, то, что в поздних трудах В. М. Бехтерева происходит превращение рефлекса из явления, привязанного к нервной системе, в принцип анализа взаимодействия человека с миром на всех доступных изучению уровнях взаимодействия [11].

По сути, В. М. Бехтерев, говоря современным языком, изначально опирается на один из постулатов системного подхода.

А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова подчеркивает, что рефлексологические воззрения В. М. Бехтерева сыграли важную роль для понимания личности и ее развития. Исходя из понимания личности как целостного биосоциального существа, проявляющегося в объективно изучаемых внешних поведенческих актах, авторы статьи выделяют в трудах В. М. Бехтерева условия развития личности. К ним относятся «природа организма», его генетические предпосылки и соматические особенности,

1 Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека: руководство к объективному изучению личности / В. М. Бехтерев; под ред. и со вступ. ст. А. В. Гервера. 4-е посмертное изд. М.: Гос. изд-во; Ленинград: [б.и.], 1928. С. 515-516.

а также внешние природные гигиенические и социальные, экономические, политические условия [5].

Уточняя роль социальных условий, многие современные отечественные авторы подчеркивают, что личность рассматривается В. М. Бехтеревым во взаимодействии с другими людьми и, как следствие этого, рождается значимое для социальной, политической, этнической психологии понятие «коллективной или собирательной личности»1.

В. М. Бехтерев в своей работе «Коллективная рефлексология» взаимоотношение между личностью и обществом рассматривает в отдельном разделе. При этом, говоря современным языком, с методологической точки зрения он опирается на психосоциальный подход и на его базовые положения.

Во-первых, В. М. Бехтерев не соглашается с социологами Э. Дюркгеймом и Д. Драгическу в том, что «не общество есть продукт личности, а наоборот, личность есть продукт общества». В. М. Бехтерев все же считает, что генезис личности нельзя свести только к социуму и признает биосоциальную сущность личности. В. М. Бехтерев обращается к трудам Е. В. Де-Роберти, которому, как он считал, «мы обязаны созданием биосоциальной теории». «Согласно этой теории, человеческий ум или разум является результатом сочетания органических свойств материи, составляющих предмет изучения биологии, со сверхорганическими свойствами, изучаемым социологией»2.

Во-вторых, В. М. Бехтерев исходит из того, что развитие личности начинается с самого раннего возраста. Он пишет, что «подготовка личности к социальной деятельности и приспособление ее к социальной среде начинается уже в самом раннем возрасте вместе с развитием и регуляцией ее действий. Этими регуляторами являются, с одной стороны, противодействия, запрещения, осуждения, ограничивающие свободу движений и действующие в виде тормозящих условий, с другой стороны, похвала, поощрения и награды, побуждающие к деятельности и оживляющие последнюю»3. Поэтому в рамках генетической рефлексологии экспериментальные исследования проводились с детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев, заслуженный проф., акад., президент Психоневрологического ин-та. Петроград: Колос, 1921. С. 94-114.

2 Там же. С. 98.

3 Там же. С. 96.

В-третьих, он описывает процесс развития личности в онтогенезе. При этом В. М. Бехтерев пишет, что изначально социальные регуляторы начинают действовать через близких людей, которые воздействуют на ребенка уже с первых дней его жизни соответственным обращением с ним родной матери или няни. Затем со временем ребенок знакомится путем опыта с общими социальными установлениями в окружающей среде и усваивает тем же путем, а равно и путем подражания, что позволено и что не позволено, что допустимо и что недопустимо. Наконец, знакомство с законами, определяющими известные репрессии за нарушение минимума требований относительно поведения индивида в определенной среде, окончательно завершают регуляцию его действий... Мало-помалу этим путем поведение отдельных лиц направляется в сторону соответствия интересам коллектива и из человека постепенно вырабатывается социальная личность. В этом случае ребенок как бы повторяет историю создания общественности, ибо и развитие общественности шло не иначе, как путем постепенного подчинения интересов отдельного лица общим интересам коллектива. Помимо воздействия закона и репрессий В. М. Бехтерев считает, что на этапе социальной личности социум действует через общественное мнение. Однако это возможно, когда степень развития личности такова, что «социальные навыки представляются уже готовыми и только нуждаются в тех или других отдельных случаях в направляющем влиянии одобрения или осуждения со стороны близких или со стороны общественного мнения». Наивысшей уровень развития социальной личности предполагает, что регулятором выступает созданный «личностью принцип». «Для развитой социальной личности даже не требуется похвалы или осуждения со стороны близких или общества. Она действует по сложившимся навыкам, ибо приобретенные с воспитанием и жизнью сочетательные рефлексы становятся привычками, уже сами по себе определяют поведение человека в различных случаях»1. Следовательно, по В. М. Бехтереву, саморазвитие, самодетерминация - это вершина развития личности.

Говоря о развитии личности, В. М. Бехтерев выдвинул смелую для ученого идею, которую в заключительной части всту-

1 Там же. С. 99.

1224'пительной статьи Г. М. Яковлев и В. И. Шостак [28], скорее в публицистической форме, обозначали как бессмертие человеческой личности, и которая, например, в работе М. А. Щукиной трактуется с позиции возрастной психологии [25].

Можно утверждать, что В. М. Бехтерев предпринял попытку обосновать бессмертие личности не просто с опорой на энергию, материю и дух, а говоря современным языкам, с позиций естественно-научной парадигмы как отправного методологического основания.

В. М. Бехтерев, опираясь на принцип развития, точнее на эволюционный подход, раскрывая сущность соотносительной деятельности, определяет данное методологическое основание как эволюционный монизм. Он писал, что «учение, как объединяющее все мировые явления, мы обозначаем именем эволюционного монизма, ибо в данном случае к монизму мы приходим путем выяснения и анализа эволюционного процесса, приводящего все вообще внешние проявления видимого мира к единой мировой энергии как началу всего сущего»1.

Если определить философскую методологическую основу данного положения В. М. Бехтерева, то это диалектический материализм с его известной формулировкой о том, что «в мире нет ничего, кроме движущей материи». «Эта мировая энергия обусловливает движение всего во Вселенной, ибо во всем познаваемом пространстве нет ничего без движения, и мы не знаем вообще ни одного явления в природе, ни одного процесса, который не сопровождался бы движением»2.

Признавая масштабность и глубину мысли В. М. Бехтерева, соглашаясь с бесспорной связью энергии и сознания, что подтверждается так называемыми «количественными расстройствами сознания», остается нерешенным вопрос о связи энергии с качественными проявлениями сознания. Именно с этих позиций энергетический подход В. М. Бехтерева подвергался критике, в том числе и его соратниками, последователями, соотечественниками, обвинявшими его в энергетизме, механицизме.

В. М. Бехтерев настойчиво доказывал продуктивность энергетизма, в том числе и применительно к бессмертию человеческой личности. Исходя из закона сохранения энергии,

1 Там же. С. 5.

2 Там же.

он считал, что человек, обладая известным запасом энергии, заимствованной от предков в силу рождения, приобретает новый запас энергии от других путем воспитания и собственного активного взаимодействия с другими людьми.

Отметим также, что энергетизм В. М. Бехтерев рассматривал с деятельностных позиций по отношению к развитию личности. Он писал, что труд, связанный с затратой энергии, есть физиологическая необходимость для человека. Но труд сам по себе как всякая деятельность, встречающая на пути своем те или другие препятствия, приводит человека к совершенствованию, которое продолжается от самого младенчества до прекращения человеческой жизни»1.

В-четвертых, В. М. Бехтерев считал, что влияние социума неодинаково на разные личности. Он писал, что «различные личности находятся в различных условиях в смысле общения их с окружающими лицами, а равно и в неодинаковых условиях воспитания, что также не лишено громадного значения в отношении будущего развития каждой данной личности»2. Индивидуальные различия личности В. М. Бехтерев объяснял вовлеченностью человека в профессиональную деятельность, а также материальным благополучием. Конечно, исходя из биосоциальной сущности личности, В. М. Бехтерев, акцентирует внимание на климатических, природных условиях, физическом здоровье, болезнях, влияющих на ее развитие.

В-пятых, В. М. Бехтерев в контексте взаимоотношения личности и социума и ее развития сопоставляет социальную личность и индивидуальность, самобытность человека. С одной стороны, все разнообразные условия развития личности, прежде всего имеющие отношение к социуму, придают конкретной личности ее индивидуальный облик. Именно «благодаря совокупности всех условий, неодинаковых или различных личностей и происходит характерологическое отличие одной личности как социальной особи от других3. В то же время В. М. Бехтерев подчеркивал, что в процессе развития каждая личность в значительной мере является не индивидуальной, а социальной. В. М. Бехтерев в большой степени считает, что социум нивелирует индивидуальность, т.к. «человек, находящийся в обществен-

1 Там же.

2 Там же. С. 99.

3 Там же. С. 100

ном месте, является как бы автоматом, подчиняющимся общим правилам и выполняющим общепринятые обычаи»1. В то же время В. М. Бехтерев подчеркивал, что в интересах общества не подавлять личность, а, наоборот ее развивать, содействовать всестороннему развитию личности. Для аргументации В. М. Бехтерев обращается к теории «героев, великих людей».

В-шестых, В. М. Бехтерев особое внимание уже в то время обращал на саморазвитие личности. Это проявляется и во взаимоотношении личности и коллектива. В. Б. Помелов отмечает, что воззрения на взаимоотношение личности и коллектива были противоположны господствовавшим в то время педагогическим идеям А. С. Макаренко о приоритете коллектива над личностью. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, В. М. Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды [21]. В. М. Бехтерев стоял у истоков психологии саморазвития личности, т.к. исходил из того, что обычаи и общественные стереотипы ограничивают личную свободу личности и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности2.

В-седьмых, для развития личности важна ее социальная позиция. В. М. Бехтерев писал, что «дети в коллективе представляются гораздо более жестокими, нежели взрослые люди, и это потому что они еще не отражают в себе социальности в такой мере, чтобы сдерживать свои индивидуальные стремления и сообразовывать свои поступки с общими интересами»3.

И, наконец, интересным для современной науки о личности является положение В. М. Бехтерева о важности активной общественной жизни личности: «Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности, которая утрачивает свою самодеятельность. Еще одним обязательным условием цельного развития личности является обучение и воспитание, духовное, экономическое и политическое освобождение человека»4.

1 Там же. С. 103.

2 Ярошевский М. Г. История психологии, от античности до середины XX в.: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 409 с.

3 Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев, заслуженный проф., акад., президент Психоневрологического ин-та. Петроград: Колос, 1921. С. 103.

4 Там же.

В. М. Бехтерев на третьем этапе своего творчества уделял внимание не только развитию личности, но и воспитанию. М. Г. Ярошевский подчеркивает, что В. М. Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов, в частности рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что именно социальная среда является источником развития человека. Наследственность же задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом1.

Обсуждение и выводы

Изначально методологической основой концепции личности является конкретно-научная методология, уточняющая методический аппарат психологии личности, включающая субъективный и объективный методы исследования в их единстве, но с доминирующей ролью последнего. На философском уровне отправной точкой познания является антропологизм, согласно которому человек - это базисная категория, лежащая в основе понимания психики и личности. На первом этапе оформляется парадигмальная основа концепции личности и ее развития. В качестве такой основы, если пользоваться современными понятиями, выступает естественнонаучная парадигма, которая была конкретизирована в виде общенаучного монистического энергетического эволюционного подхода, рассматривающего в единстве энергию, материю и дух как проявление одного начала - энергии в процессе эволюции.

Второй этап в творчестве В. М. Бехтерева применительно к изучению личности - это этап доминирования в основном общенаучных и конкретно-научных подходов к пониманию личности. Прежде всего это биосоциальный подход, который позволял рассматривать как основу создание единого целостного учения о личности, которое является существенным шагом на пути создания единой науки о человеке. Кроме того, В. М. Бехтерев опирался на функциональный подход к пониманию личности как единства двух начал - координирующего и направляющего. На этом же этапе, введя понятие «самодеятельная особь», В. М. Бехтерев заложил основы исследования личности на основе принципа самодетерминации. И, нако-

1 Ярошевский М. Г. История психологии, от античности до середины XX в.: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академия, 1997. 409 с.

нец, можно утверждать о попытке использовать системно-структурный подход для выявления компонентов личности.

Третий этап характеризуется совокупностью методологических оснований концепции личности В. М. Бехтерева. Н. А. Логинова пишет о таких методологических основах концепции личности В. М. Бехтерева как антропологизм, объективность научного познания, комплексность, принцип развития, единство психобиологического и психосоциального подходов, связь с практикой. Именно неразрывная связь глубокой теории с практикой человеческого бытия и определяют отличительную особенность третьего периода творчества В. М. Бехтерева, направленного на решение многообразных проблем развития и воспитания личности.

Методологический анализ концепции личности и ее развития В. М. Бехтерева с учетом исторического контекста позволяет выявить исходное методологическое основание для решения проблемы личности. На основе современных достижений естествознания необходима дальнейшая разработка монистического антропологического эволюционного подхода В. М. Бехтерева.

Список литературы

1. Айдаралиева Н. М. Основные проблемы психологической концепции личности

B. М. Бехтерева и этапы ее создания // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 2А. - С. 123-129.

2. Ананьев Б. Г. Психологическая школа Ленинградского университета // Вестник Ленинградского университета. - 1969. - № 5. - С. 79-86.

3. Аншакова В. В. Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий: дис. ... докт. психол. наук. - Астрахань, 2005. - 365 с.

4. Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и места в них проблемы личности: дис. ... кандид. филос. наук. - Свердловск, 1969. - 232 с

5. Брушлинский А. В., Кольцова В. А. Творческий и жизненный путь Владимира Михайловича Бехтерева // Вступительная статья в кн. В. М. Бехтерев Проблемы развития и воспитания человека. Москва: Изд-во Институт практической психологии. - Воронеж НПО «МОДЭК», - 1997. - С. 5-34.

6. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. -240 с.

7. Выготский Л. С. Памяти В. М. Бехтерева // Народное просвещение. - 1928. - № 2. -

C. 68-70.

8. Ждан А. Н. Становление традиций отечественной психологии: петербургские (ленинградские) и московские научные школы // Вестник СПбГУ. - Сер. 16. - 2015. - Вып. 1. -С. 74-80.

9. Кольцова В. А. Психология в России в начале XX века. (Предреволюционный период) // Психологическая наука в России XX столетия. - М., 1997. - С. 10-48.

10. Левченко Е. В. История психологии отношений: дис. ... д-ра психолог. наук: 19.00.01. - СПб., 1995. - 454 с.

11. Левченко Е. В. Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа // в кн. В. М. Бехтерев ¡22д\ Избранные труды по психологии личности. Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1999. - С. 5-35.

12. Левченко Е. В. История и теория психологии отношений / отв. ред. А. А. Крылов. -СПб.: Алетейя, 2003. - 309 с.

13. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция // Методология и история психологии. - 2008. - Т. 3. - Вып. 4. - С. 21-45.

14. Леонтьев Д. А. Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. - 2008. - Т. 3. - Вып. 4. - С. 7-20.

15. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 285 с.

16. Логинова Н. А. О петербургской-ленинградской психологической школе. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3. - № 4. - С. 47-56.

17. Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев - основатель Ленинградской психологической школы // Методология и история психологии. - 2008. - Т. 3. - Вып. 4. - С. 46-58.

18. Логинова Н. А. Новые страницы истории Петербургской психологической школы // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - № 4. - С. 101-112.

19. Мясищев В. Н. В. М. Бехтерев - замечательный ученый, врач, педагог, общественный деятель. - Киров, Кн. изд, 1956. - 40 с.

20. Мясищев В. Н. Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев. - М.: Знание, 1953. -32 с.

21. Помелов В. Б. В. М. Бехтерев - гордость отечественной науки (к 160-летию со дня рождения ученого) // Вопросы педагогики. - 2017. - № 11. - С. 67-75.

22. Ромм Т. А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Новосибирск, 2007. - 370 с.

23. Степанова Е. И. В. М. Бехтерев и человекознание // в кн. В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1999. - С. 261-273.

24. Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 160-летию со дня рождения Владимира Михайловича Бехтерева и 110-летию Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. - СПб.: Альта Астра, 2017.

25. Щукина М. А. Пять рождений личности: ступени персоногенеза в автобиографическом трактате М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2018. - Т. 15. - № 2. - С. 368-383.

26. Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки / отв. ред. В. С. Швырев; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. - М.: Наука, 1986. - 260 с.

27. Яковлев А. А. Психологическая концепция личности в трудах А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.01. - М., 2003. - 235 с.

28. Яковлев Г. М., Шостак В. И. Военно-медицинская академия как один из этапов творческой биографии В. М. Бехтерева // в кн. В. М. Бехтерев Избранные труду по психологии личности. Т. 2: СПб.: Алетейя, 1999. - С. 274-281.

References

1. Aydaraliyeva, N. M. (2019) Osnovnyye problemy psikhologicheskoy nablyudeniya lichnosti V. M. Bekhtereva i etapy yeye sozdaniya[The main problems of the psychological concept of personality by V.M. Bekhterev and the stages of its creation]. PsikhoLogiya. Istoriko-kriticheskiye obzory i sovremennyye issLedovaniya - Psychology. HistoricaL-criticaL reviews and contemporary research. Vol. 8. No. 2A. Pp. 123-129. (In Russian).

2. Anan'yev, B. G. (1969) Psikhologicheskaya shkola Leningradskogo universiteta [Psychological school of Leningrad university]. Vestnik Leningradskogo universiteta - Bulletin of Leningrad University. No. 5. Pp. 79-86. (In Russian).

3. Anshakova, V. V. (2005) Problema lichnosti v eksperimental'nom, empiricheskom i dukhovno-fizicheskom issledovaniyakh otechestvennoy psikhologicheskoy mysli v kontse XIX-nachale XX stoletiy [The problem of personality in the experimental, empirical and spiritual-moral directions of Russian psychological thought in the late XIX - early XX centuries]: dis. ... dokt. psikhol. nauk. Astrakhan'. (In Russian).

4. Batalov, A. A. (1969) Filosofskiye vzglyady V. M. Bekhtereva i mesta v nikh problemy lichnosti [Philosophical views of V. M. Bekhterev and places in them are personal problems]: dis. ...kandid. filos. nauk. Sverdlovsk. (In Russian).

5. Brushlinskiy, A. V., Kol'tsova, V. A. (1997) Tvorcheskiy i zhiznennyy put' Vladimira Mikhay-lovicha Bekhtereva [The creative and life path of Vladimir Mikhailovich Bekhterev // Introductory article in the book V. M. Bekhterev Problems of human development and upbringing] // Vstupi-tel'naya stat'ya v kn. V. M. Bekhterev Problemy razvitiya i vospitaniya cheloveka. Moskva: Izd-vo Institut prakticheskoy psikhologii, Voronezh: MODEK. Pp. 5-34. (In Russian).

6. Vasilyuk, F. Ye. (2003) Metodologicheskiy analiz v psikhologii [Methodological analysis in psychology]. Moscow: MGPPU; Smysl. (In Russian).

7. Vygotskiy, L. S. (1928) Pamyati V. M. Bekhtereva [In memory of V. M. Bekhterev]. Narod-noye prosveshcheniye - Public enlightenment. No. 2. Pp. 68-70. (In Russian).

8. Zhdan, A. N. (2015) Stanovleniye traditsii otechestvennoy psikhologii: peterburgskiye (leningradskiye) i moskovskiye nauchnyye shkoly [Formation of the traditions of Russian psychology: St. Petersburg (Leningrad) and Moscow scientific schools]. Vestnik SPbGU- Vestnik SPbGU. Ser. 16. Vyp. 1. Pp. 74-80. (In Russian).

9. Kol'tsova, V. A. (1997) Psikhologiya v Rossii v nachale XX veka. (Predrevolyutsionnyy period) // Psikhologicheskaya nauka v Rossii XX veka - Psychological science in Russia of the XX century. Moscow: Pp. 10-48. (In Russian).

10. Levchenko, Ye. V. (1995) Istoriya psikhologii otnosheniy [History of relationship psychology]: dis. . doktor psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. St. Peterburg. (In Russian).

11. Levchenko, Ye. V. (1995) Nauchnoye naslediye V. M. Bekhtereva i yego shkola [Scientific heritage of V. M. Bekhterev and his school] // v kn. V. M. Bekhterev Izbrannyye trudy po psikhologii lichnosti. Vol. 1. St. Peterburgg: Aleteyya. Pp. 5-35. (In Russian).

12. Levchenko, Ye. V. (2003) Istoriya i teoriya psikhologii otnosheniy [History and theory of relationship psychology]; otv. red. A. A. Krylov. St. Peterburg: Aleteyya. (In Russian).

13. Levchenko, Ye. V. (2008) Mikhail Yakovlevich Basov: zhiznennyy put' i psikhologicheskaya kontseptsiya [Mikhail Yakovlevich Basov: life path and psychological concept]. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. Vol. 3. Vyp. 4. Pp. 21-45. (In Russian).

14. Leont'yev, D. A. (2008) Teoriya lichnosti A. F. Lazurskogo: ot naklonnostey k otnosh-eniyam otnosheniyam [A. F. Lazursky's personality theory: from inclinations to relationships}. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. Vol. 3. Vyp. 4. Pp. 7-20. (In Russian).

15. Loginova, N. A. (2005) Opyt chelovekoznaniya: Istoriya kompleksnogo nablyudeniya v psikhologicheskikh shkolakh V. M. Bekhtereva i B. G. Anan'yeva [Experience of human science: The history of an integrated approach in psychological schools of V. M. Bekhterev and B. G. Anan-yev]. St. Peterburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. (In Russian).

16. Loginova, N. A. (2006) O peterburgskoy-leningradskoy psikhologicheskoy shkole [About the St. Petersburg-Leningrad psychological school]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 3. No. 4. Pp. 47-56. (In Russian).

17. Loginova, N. A. (2008) B. G. Anan'yev - osnova Leningradskoy psikhologicheskoy shkoly [B. G. Ananyev - founder of the Leningrad psychological school]. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. Vol. 3. Vyp. 4. Pp. 46-58. (In Russian).

18. Loginova, N. A. (2020) Novyye stranitsy istorii Peterburgskoy psikhologicheskoy shkoly [New pages of the history of the St. Petersburg psychological school]. Vestnik Rossiyskogo fundamental'nykh fundamental'nykh issledovaniy. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki-Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research. Humanities and Social Sciences. No. 4. Pp. 101-112. (In Russian).

19. Myasishchev, V. N. (1956) V. M. Bekhterev - zamechatel'nyy uchenyy, vrach, pedagog, obshchestvennyy deyatel' [V. M. Bekhterev - a wonderful scientist, doctor, teacher, public figure]. Kirov: Kn. izd. (In Russian).

20. Myasishchev, V. N. (1953) Vydayushchiysya russkiy uchenyy V. M. Bekhterev [Prominent Russian scientist V. M. Bekhterev]. Moscow: Znaniye. (In Russian).

21. Pomelov, V. B. (2017) V. M. Bekhterev - gordost' otechestvennoy nauki (160-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo) [V. M. Bekhterev - the pride of Russian science (on the 160th anniversary of the scientist's birth)]. Voprosy pedagogi - Issues of pedagogy. No. 11. Рр. 67-75. (In Russian).

22. Romm, T. A. (2007) Istoriko-metodoLogicheskiy analiz stanovleniya i razvitiya teo-reticheskikh predstavleniy o sotsial'nom vospitanii [Historical and methodological analysis of the formation and development of theoretical ideas about social education]: dis. ... doktor pedagogicheskikh nauk: 13.00.01 Novosibirsk, 2007. (In Russian).

23. Stepanova, Ye. I. (1999) V. M. Bekhterev i chelovekoznaniye [V. M. Bekhterev and human knowledge] // v kn. V. M. Bekhterev Izbrannyye trudu po psikhologii lichnosti. Vol. 2. St. Peterburg: Aleteyya. Рр. 261-273. (In Russian).

24. Shkola, V. M. (2017) Bekhtereva: ot istokov do sovremennosti [V. M. Bekhterev's school: from the origins to the present]. Proceedings of the All-Russian Conference dedicated to the 160th anniversary of V. M. Bekhterev and to the 110th anniversary of Bekhterev Psychoneurological Institute. St. Peterburg: Al'ta Astra. (In Russian).

25. Shchukina, M. A. (2018) Pyat' rozhdeniy lichnosti: stupeni personogeneza v avtobiogra-ficheskom traktate M. M. Zoshchenko «Pered voskhodom solntsa» [Five births of personality: stages of personogenesis in M. M. Zoshchenko's autobiographical treatise "Before sunrise"]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki - Psychology. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 15. No. 2. Рр. 368-383. (In Russian).

26. Yudin, B.G. (1986) Metodologicheskiy analiz kak napravleniye izucheniya nauki [Methodological analysis as a direction of the study of science] / Otv. red. V. S. Shvyrev; AN SSSR, In-t istorii yestestvoznaniya i tekhniki. Mosow: Nauka. (In Russian).

27. Yakovlev, A. A. (2003) Psikhologicheskaya kontseptsiya lichnosti v trude A. F. Lazur-skogo i V. N. Myasishcheva [Psychological concept of personality in the works of A. F. Lazursky and V. N. Myasishchev]: dis. ... kandidata psikhologicheskikh nauk: 19.00.01. Mosow. (In Russian).

28. Yakovlev, G. M., Shostak, V. I. (1999) Voyenno-meditsinskaya akademiya kak odna iz pervykh tvorcheskikh biografii V. M. Bekhtereva [Military Medical Academy as one of the stages of V. M. Bekhterev's creative biography] // v kn. V. M. Bekhterev Izbrannyye trudu po psikhologii lichnosti. Vol. 2. St. Peterburg: Aleteyya. Рр. 274-281. (In Russian).

Информация об авторе

Белов Василий Васильевич - доктор психологических наук, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0001-7462-9619, e-mail: vasvasbelov@yandex.ru

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vasiliy V. Belov - Dr. Sci. (Psychol.), Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-7462-9619, e-mail: vasvasbe-lov@yandex.ru

Поступила в редакцию: 30.05.2023 Received: 30 May 2023

Принята к публикации: 06.06.2023 Accepted: 06 June 2023

Опубликована: 30.06.2023 Published: 30 June 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.