Научная статья на тему 'Историко-культурное своеобразие региона Ставрополья: этносоциогенез региона в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с древнерусским государством'

Историко-культурное своеобразие региона Ставрополья: этносоциогенез региона в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с древнерусским государством Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАННЕГО "ПРОНИКНОВЕНИЯ" СЛАВЯН В РЕГИОН / ЭТНИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / HISTORICAL CONCEPTS OF EARLY "PENETRATION" OF THE SLAVS IN THE REGION / ETHNIC / AND SOCIAL INTERACTION / ETHNIC CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

В статье дан анализ этно-социогенетических процессов регионе, в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с древнерусским государством. Основное внимание автор уделяет осмыслению исторических концепций раннего «проникновения» славян в регион, приоритетной роли древнерусского государства в процессе социальной, этнической, и культурной консолидации народов населяющих регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and cultural identity of a region of Stavropol: ethnosciences region towards the establishment of relations between the peoples ofthe Caucasus since Ancient Russian government

The article analyzes the ethnic and social genesis processes in the region, in line of the establishment of relations between the peoples of the Caucasus from the Old Russian state. The main attention is paid to understanding the historical concepts of early "penetration" of the Slavs in the region, the priority role of the Old Russian state in the process of social, ethnic, and cultural consolidation of the peoples living in the region.

Текст научной работы на тему «Историко-культурное своеобразие региона Ставрополья: этносоциогенез региона в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с древнерусским государством»

3. Лурье C.B. Историческая этнология. - M. : Академический Проект: Гаудеамус, 2004. - С. 292.

4. Чирков Ю. Горы вы кавказские / Традиционные песни терских и гребенских казаков/ - СПб., 2005.

5. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций по станицам Наурского и Шелковского р-н. ЧИАССР (записано в ст. Гребенской 1989) Региональный Фонд традиционной казачьей и славянской культуры Ставрополья "Возрождение". Единый сохранный фонд аудиозаписей. - Ставрополь, 2010.

6. Полевые материалы ТЭЭ МГУ, 1961 г.

7. Бороздин. Станица Ищерская. СМОМПК. Вып. 16. Владикавказ, 1893.- С. 61,63.

8. Востриков П.А. Поверия, приметы и суеверные обычаи наурцев. СМОМПК. Вып. 37. Р. 2. - Владикавказ, 1907. - С. 6.

9. РГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. С. 356-357.

10. Там же. - С. 106.

11. РГИА. Ф.398. Оп.81. Д.63. С. 356-357.

12. Чирков Ю. Горы вы Кавказские. Санкт-Петербург. Русская лира. 2005. (записана в станице Государственной Ставропольского края).

13.Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - С. 213.

LO

гН

О си

hQ-<

HISTORICAL AND CULTURAL IDENTITY OF A REGION OF STA VROPOL: ETHNOSCIENCES REGION TOWARDS THE ESTABLISHMENT OF RELA TIONS BETWEEN THE PEOPLES OF THE CA UCASUS SINCE ANCIENT RUSSIAN GOVERNMENT

Kalantaryan Lyubov Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article analyzes the ethnic and social genesis processes in the region, in Une of the establishment of relations,, between the peoples of the Caucasus from the Old Russian state. The main attention is paid to understanding the~ historical concepts of early "penetration" of the Slavs in the region, the priority role of the Old Russian state in the process of social, ethnic, and cultural consolidation of the peoples living in the region.

Keywords: historical concepts of early "penetration" of the Slavs in the region, ethnic, and social interaction, ethnic consolidation.

К f

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНА СТАВРОПОЛЬЯ: ЭТНОСОЦИОГЕНЕЗ РЕГИОНА В РУСЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КАВКАЗА С ДРЕВНЕРУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ

В статье дан анализ этносоциогенетических процессов регионе, в русле становления взаимоотношений народов Кавказа с Древнерусским государством. Основное внимание автор уделяет осмыслению исторических концепций раннего "проникновения" славян в регион, приоритетной роли Древнерусского государства в процессе социальной, этнической, и культурной консолидации народов населяющих регион.

Ключевые слова: исторические концепции раннего "проникновения" славян в регион; этническое и социальное взаимодействие; этническая консолидация.

УДК 398.221

Ё

47

© КалантарянЛ.А., 2015

История России, процесс становления ее политических, экономических и этнокультурных связей с различными государствами и регионами нашли свое отражение в фундаментальных трудах Г.В. Вернадского, Н.М. Карамзина, B.C. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.Ф. Платонова, С.М. Соловьева, а также A.A. Корнилова, А.Е. Преснякова, С.Г. Пушкарева и др.

Концепции этногенеза и этническая история Северного Кавказа освящены в трудах Б.В. Виноградова, С.А. Головановой, Л.Н. Гумилева, A.B. Гадло, Б.Д. Грекова, А.Ф. Григорьева, В.А. Кузнецова, Е.И. Крупно-ва, E.H. Кушевой, Е.И. Нарожного, Б.А. Рыбакова, С.М. Соловьева и др.

В отечественной науке историко-культурное своеобразие Северного Кавказа стало предметом научного изучения уже в конце XIX -начале XX веков в трудах И.В. Бентковского, П.О. Бобровского, В. Броневского, А.Л. Зиссермана, A.A. Каспари, М. Краснова, А.И. Лаврова, Е. Маркова, А. Мельникова, Д.В. Раковича, А.И. Твалчрелидзе, Г.А. Ткачева, Ф.Ф. Торнау и др.

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Политическая и этнокультурная ситуация в регионе существенным образом изменилась с появлением Древнерусского государства, которое сразу же включило кавказский регион в сферу своих политических интересов, начинается более активное продвижение славянских племен на территорию региона, налаживаются этнические и культурные контакты [3, с. 132]. Походы киевского князя Святослава в середине X века в Приазовье, территории Волги и Дона способствовали распаду Хазарии и послужили толчком к возникновению Тмутараканского княжества, что укрепило политическое положение Древнерусского государства как единственной силы, способной противостоять экспансии кочевых народов. Входя в состав Древней Руси, Тмутаракань на протяжении боле двух веков оставалась крупным политическим и экономическим центром [2]. Г.В. Вернадский отмечает в данной связи: "С политической, как и со стратегической точки зрения, Тмутаракань в десятом веке была столь же важна, как и Киев. Поход Владимира на Крым в 989 году в какой-то мере был мотивирован его стремлением обеспечить себе владениеТмутараканью, старой столицей первого Русского каганата. Использование титула кагана первыми киевскими князьями ясно демонстрирует широту их политических интересов, а также их мечты о создании империи. В свое время утрата Киевом связи с Приазовьем и Северным Кавказом стала одной из главных, хотя и не прямой, причин последующего упадка и окончательного крушения Киевского каганата" [1, с. 79].

По мнению ученого, в торговом отношении Тмутаракань девятого века являлась гораздо более важным центром нежели Киев, свое приоритетное значение она сохраняла на протяжении десятого и одиннадцатого веков, даже тогда, когда был прочно установлен речной путь по Днепру "русские князья старались сохранять нетронутыми свои отношения с Тмутараканью и пристально наблюдали за событиями на Азовском море" [1,с. 80].

Изучая историю Древнерусского государства, ученый приходит к выводу о том, что уже "в восьмом веке на нижнем Дону и в Приазовье были русские (асо-славянские) поселения. Возможно, также, что русские проникли и в Крым",тем самым опровергая устойчивое мнение ряда ученых (Ю.В. Готье) о том, что на нижнем Дону и в Приазовье славянских поселений не было [1, с. 80].

Опираясь на первые русские летописи, в которых выделяются три основные юго-восточные племени - вятичи, радимичи и северяне,

Вернадский указывает на то, что в XI веке северяне заселяли территорию средних и восточных притоков Днепра, рек Десна, Суда, Сейм, Псёл, что соответствует современным территориям Курской, Черниговской, Полтавской областей, радимичи заселяли территорию, прилегающую к реке Сож, то есть "левобережную часть Могилевской области", вятичи обосновались в бассейнах рек Оки и Дон, охватывающую территорию центральных областей России -Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской.

Ученый приходит к выводу о том, что в более ранний период земли этих трех племён простирались намного дальше на юго-восток, и племена были вытеснены на север только в результате печенежских и куманских набегов.

Г.В. Вернадский высказывает предположение о том, что уже в начале IX века славянские племена (северяне и радимичи) расселились на всей территории Донца и Десны, вятичи в бассейне Дона. "У нас нет сведений о названии асо-славянского племени, - продолжает автор, - которое заселяло в восьмом и девятом веках нижний Дон и Приазовье, но можно утверждать с большой степенью достоверности, что оно называлось русь или рось, поскольку в этом регионе в начале девятого века был основан Русский каганат" [1, с. 83].

Оценивая значение Древнерусского государства, Н.М. Карамзин пишет: "В самый первый век бытия своего Россия превосходила обширностию едва ли не все тогдашние Государства Европейские. Завоевания Олеговы, Святославовы, Владимировы распространили ее владения от Новагорода и Киева к Западу до моря Бальтийского, Двины, Буга и гор Карпатских, а к Югу до порогов Днепровских и Киммерийского Воспора; к Северу и Востоку граничила она с Финляндиею и с Чудскими народами, обитателями нынешних Губерний Архангельской, Вологодской, Вятской, также с Мордвою и с Казанскими Болгарами, за коими, к морю Каспийскому, жили Хвалисы, их единоверцы и единоплеменники (почему сие море называлось тогда Хвалынским, или Хва-лисским)" [4, с. 185].

Наиболее опасными соседями Руси были кочевые азиатские народы, "которые почти непрерывным потоком вливались в южнорусские степи через урало-каспийские ворота народов" и на протяжении нескольких веков оказывали сильнейшее воздействие на все сферы жизни Древнерусского государства [5, с. 21 ]. Хазары были одними из первых покорителей славян. Исследователь отечественной истории С.Г. Пушкарев называет власть хазар не слишком тяжелой "хазары ограничивались

сбором умеренной дани с подчиненных народов, зато под их покровительством русские могли производить оживленную торговлю с Востоком" [5, с. 21].

Рассматривая "славян и другие народы, составившие государство Российское" Н.М. Карамзин в своем фундаментальном труде "История государства Российского" так характеризует хазар: "Козары или Хазары, единоплеменные с Турками, издревле обитали на западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в Географиях Восточных. Еще с третьего столетия они известны по Арменским летописям: Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между Каспийским и Черным морем, на степях Астраханских. Аттила властвовал над ними: Болгары также, в исходе V века; но Козары, все еще сильные, опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, Царь Персидский, должен был заградить от них свои области огромною стеною, славною в летописях под именем Кавказской и доныне еще удивительною в своих развалинах. В VII веке они являются в Истории Византийской с великим блеском и могуществом, дают многочисленное войско в помощь Императору; два раза входят с ним в Персию, нападают на Угров, Болгаров, ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю землю от устья Волги до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Воспор и большую часть Тавриды, называемой потом несколько веков Козариею. Слабая Греция не смела отражать новых завоевателей: ее Цари искали убежища в их станах, дружбы и родства с Каганами; в знак своего к ним почтения украшались в некоторые торжества одеждою Козарскою и стражу свою составили из сих храбрых Азиатцев. Империя в самом деле могла хвалиться их дружбою; но, оставляя в покое Константинополь, они свирепствовали в Армении, Иверии, Мидии; вели кровопролитные войны с Аравитянами, тогда уже могущественными, и несколько раз побеждали их знаменитых Калифов" [4, с. 190].

Опираясь на летопись Нестора в исследовании экономического и культурного состояния Древнерусского государства, рассматривая деятельность различных государственных институтов, Н.М. Карамзин отмечаеттакже, что уже на самом раннем этапе его существования "народы, из коих составилось Государство Российское", имели "некоторую степень образования", живя в городах и налаживая торговые связи как внешние, так и внутренние. Русские купцы уже в X веке "на многих судах" прибывали в Царьград селились там и продавали воск, мед, меха, имея главным предметом торговли

невольников-рабов, на Русь они везли сукна, сафьян, пурпур, богатые одежды, вино, фрукты и т. д. "Они ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но и в самую отдаленную Сирию, а Черное море, покрытое их кораблями,или,справедливее сказать, лодками, было названо Русским" [4, с. 193].

На протяжении нескольких столетий Древняя Русь активно противоборствовала печенегам и половцам. Печенеги широко заселяли восточноевропейские степи,территорию Северного Прикаспия и Подонья, представляя собой этнос, возникший на основе угро-финских и тюркских племен. Совершая многочисленные набеги на Русь, в начале XI века они были разгромлены киевским князем Ярославом и окончательно оттеснены в степные районы Северо-Западного Причерноморья.

В XI—XII веках Русь отражала набеги половцев, которые в течение более чем двух веков оказывали существенное влияние на расстановку политических сил в регионе, этнокультурные отношения Руси и кавказских государств. На территории южнорусских степей сложились два крупных половецких племенных союза приднепровский и донской. В результате удачных военных походов русских часть донских половцев переместилась в северокавказский регион, что способствовало осуществлению этнокультурных контактов с проживающими там адыгами, аланами, вайна-хами и другими кавказскими народами [6].

В период монгольского владычества Восточная Русь была надолго отделена от Западной Европы. По мнению Пушкарева: "Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания. Находившаяся под властью татар Восточная Русь сама превратилась в сознании неосведомленных европейцев в "Татарию" [5, с. 103].

Тем не менее, в период господства Золотой Орды, в Древнерусском государстве, и на территории региона не прерываются процессы этнической консолидации, складываются качественно новые условия для культурного взаимодействия проживающих в регионе этносов. Возникают новые государственные образования - Ногайская Орда, Астраханское, Казанское, Крымское ханства.

Археологические свидетельства ордынской культуры незначительны, за исключением территории дельты Дона, где в XIII веке существовал ордынский город Азак. С распадом Золотой Орды большая часть монголов ушла с территории Кавказа, а оставшиеся немногочисленные племена ассимилировались с ме-

стным населением, переняв их культуру и ведя оседлый образ жизни. Так, например, ассимилируясь с кипчаками остатки монгольских племен, переселились в горные районы Центрального Кавказа и явились основой для формирования кавказских народов - балкарцев и карачаевцев [7].

Два века монгольской экспансии отразились на судьбах и других кавказских народов, вызвав активную миграцию по территории региона.

Одно из самых могущественных кавказских государств Алания прекратило свое существование, в результате часть алан переселилась в Грузию, другая - стала основой для формирования осетинского народа.

Адыгские племена начали активное переселение в предгорные районы Центрального Кавказа, часть из них обособилась и дала начало складыванию самостоятельного этноса - кабардинцев. С территории Закавказья на Кубань и Северо-Западный Кавказ переселились абазины.

Ко времени распада Золотой Орды процесс этногенеза современных народов Северного Кавказа в основном завершился. Определились этнические различия, сложилось относительно стабильное расселение северокавказских этносов на территории региона. В северо-западной части его, в Прикубанье и Причерноморье, как в горной полосе, так и на равнине проживали адыгские народы. Самый многочисленный из них - кабардинцы - в конце XV - начале XVI веков расселился в центральной части предкав-казских степей. В горах центрального Кавказа в XIII—XV веках под воздействием переселившихся сюда кипчаков происходили начальные стадии формирования карачаево-балкарского этноса. В горных ущельях центра Кавказа в эпоху Золотой Орды завершился этногенез осетин. Восточнее их - в горах и долинах рек Сунжи и Терека размещались вайнахские народы. Их соседями в горах Северо-Восточного Кавказа и на прикаспийской низменности были этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи. Славянское влияние в регионе усиливается с появлением Тмутараканского княжества, которое более двух веков остается крупным культурным, экономическим и политическим центром, форпостом этнической консолидации славян и кавказских народов, а также зарождением гребенского казачества, осваивающих свободные земли на гребнях Кавказских гор и притеречные долины. В VIII веке, а по некоторым данным и ранее, славянские поселения появляются в Приазовье, на нижнем Дону и в низовьях Терека, что находит подтвержде-

ние в монографии А.Ф. Григорьева, в которой достаточно аргументировано обоснована гипотеза автохтонного происхождения гребенских казаков на Северном Кавказе. На основе глубокого анализа автор отмечает: "гребенское ядро" на Северном Кавказе начало формироваться с X века в процессе тесного взаимодействия славян с горскими и тюркскими соседними народами и последующего пребывания славянских групп на Терек из различных древнерусских княжеств и областей: Новгородской, Рязанской, Донской" [8,108], что и подтверждает интенсивность миграционных процессов в процессе эт-носоциогенеза на территориях Ставрополья и Северного Кавказа, в котором славянский этнос играл ключевую роль.

Активные миграционные процессы изменили этническую карту региона, что отразилось на процессах этнокультурогенеза в целом. Процессы культурного и этнического взаимодействия в регионе не прерываются и во время монгольского владычества, напротив, складываются качественно новые условия для развития этнокультурогенеза, усиление миграционных процессов способствует возникновению новых государств, что, в свою очередь, изменяет геополитическую карту региона.

Таким образом, с момента образования Древнерусского государства Северный Кавказ включается в сферу его геополитических интересов, что стимулирует интенсификацию этнических и культурных контактов в процессе продвижения славянских племен на территорию региона.

Примечания:

1. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. -Прага : Евразийское книгоиздательство, 1927. -4.1.-264 с.

2. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. - М. : Наука, 1988.-Т. 1.-325 с.

3. Калантарян Л.А. Макродинамика культуроге-неза и морфогенез культур региона Северного Кавказа // KANT. - Ставрополь : Ставролит, 2014. -№3(12). -С. 128-132.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12-ти томах. - М., 1989. - Т. 1-3.

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь : Кавказский край, 1993. - 416 с.

6. Ткаченко Д.С., Колосовская T.A. Военно-политическая история Северного Кавказа XVI—XIX вв.: факты, события, люди. - Ставрополь : СГУ, 2009. -291 с.

7. Чекменев С.А., Кузнецов И.В. На земли вольные, кавказские: Ист. очерк. - Ставрополье 985. - 197 с.

8. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с.

PROBLEMS OF EDUCA HON IN THE ERA OF GLOBAUZA TION OF SOCIETY

Zavialov Andrey Ivanovich, Post-graduate Student (Political science), Research centre for the STUDY of Problems of National and International Security, Institute of International Relations and World History, Nizhni Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Nizhni Novgorod

The whole world is under the pressure of globalization. Especially sharply this process affects the younger generation. Our country in these conditions it is necessary to pay special attention to the education of the younger generation. However, modern Russian education system does not meet the requirements. Keywords: globalization; personal development; problems of education.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВА

Весь мир находится под прессом глобализации. Особенно остро этот процесс влияет на подрастающее поколение. Нашей стране в этих условиях необходимо уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Однако современная российская система образования не отвечает предъявляемым требованиям.

Ключевые слова: глобализация; развитие личности; проблемы образования

В современном мире идут постоянные войны, где-то открытым способом (Сирия, Ирак, Украина и т.д.), где-то тихим, завуалированным способом. Но цель везде одна - подчинить народы и страны одному глобальному центру. То, что глобальные процессы захватывают наш мир, видно уже всем. Глобализм пытается нивелировать национальные культуры, религиозные верования, устои семьи и всего, от чего мир имеет свои неповторимые особенности, "краски".

Чтобы лучше понять происходящее, мы должны понять основы глобализма, идеи-фундаменты этого здания. Их не так много и они совсем не сложные, но они всегда прикрыты занавесом красивых и правильных слов. На продвижение этих идей работает огромная "пропагандистская машина". В основе всего стоит разделение на цивилизованных и всех остальных, которые нуждаются в просвещении. И просвещение это ведётся с применением насилия, навязывания, разрушения. В сегодняшнем мире аксиомой является то, что цивилизованными считают себя представители англо-санксонской цивилизации. И главной миссией, которой как они считают, их наделили свыше, является просвещение других народов. Отличительными особенностями цивилизации Запада являются: выпячивание прав и свобод индивида (отвергая его обязанности), наличие денежного эквивалента у всего на свете (в том числе совести, преданности, убеждений и т.п.), культ прогрессизма (идея бесконечного прогресса). Для продвижения их идей в сегодняшнем мире используются все средства и методы, вплоть до уничтожения несогласных. Глобализм сегодня - это однополярное сознание, распространяемое на весь мир. "В процессе глобализации целенаправленно осуществляется перестройка массового сознания и мировоззрения посредством жесткого воздействия современных средств манипуляции всей духовной сферой человека с применением информационных и социокультурных технологий." [1, с. 73]

Чтобы победить страну и ее народ, необходимо оторвать его от своих корней, лишив традиционных ценностей и сломав систему образования. В нашем понимании человеческие ценности - это то, что не имеет цены, за что можно отдать самое дорогое, что имеет человек - жизнь. Традиции в этом понимании являются иммунной системой общества. Лишить общество традиционных ценностей -значит обречь его на погибель. Другая очень важная составляющая общества - его образованность. Неграмотных людей проще обма-

УДК 32.019.5

© Завьялов AM, 2015

LO

гН

О си

ь-

Q-<

ЗАВЬЯЛОВ Андрей Иванович, аспирант, Научно-исследова тел ьский центр изучения проблем национальной и международной безопасности, Институт международных отношений и мировой истории (ИМОМИ), Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.