Научная статья УДК: 913:623
https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-i5-30
Исторические науки
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ВОЗДУШНАЯ ТРАССА АЛЯСКА-СИБИРЬ
Павел Анатольевич Филин
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Арктический музейно-выставочный центр, Санкт-Петербург, Россия, arcticmuseum@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена итогам экспедиции Русского географического общества и Министерства обороны Российской Федерации по обследованию аэродромов перегоночной трассы «Аляска - Сибирь» в 2021-2022 гг. в части выявления и описания объектов, связанных с историей становления данной трассы. Особое внимание уделено объектам архитектурного наследия, сохранившимся со времен Великой Отечественной войны, поставлен вопрос о необходимости их сохранения и дальнейшей музеефикации. Дан обзор выявленных объектов техники - разбившихся самолетов, автомобильной спецтехники, станков и других объектов, связанных с историей трассы. Обосновывается необходимость выделения комплексного объекта историко-культурного наследия - исторического пути «Перегоночная трасса Аляска - Сибирь». Предложено создание музея, посвящённого истории трассы.
Ключевые слова: Красноярская воздушная трасса, Алсиб, Великая Отечественная война, аэродром, аэропорт, взлётно-посадочная полоса, архитектурное наследие
Для цитирования: Филин П.А. Историко-культурное наследие Великой Отечественной войны: воздушная трасса Аляска-Сибирь // Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 1. С. 15-30. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-i5-30
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Филин П.А., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
15
Original article Historical Sciences
https://doi.org/lO.52883/26i9-02i4-2023-6-l-i5-30
HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: ALASKA-SIBERIA AIR ROUTE
Pavel A. Filin
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) RAS, Arctic museum and exhibition center, Saint-Petersburg, Russia, arcticmuseum@mail.ru
Abstract. The article is devoted to the results of the expedition of the Russian Geographical Society and the Ministry of Defense of the Russian Federation to survey the airfields of the Alaska-Siberia air route in 2021-2022 in order to identify and describe objects related to the history of the formation of this route. Particular attention is paid to the objects of architectural heritage that have been preserved since the Great Patriotic War. The question of the need to preserve and further museumification of these objects is indicated. In addition, an overview of the identified technical objects is given - crashed aircraft, special vehicles, machine tools and other objects related to the history of the route. Proposals were made to create a special museum dedicated to the history of the Alaska-Siberia air route.
Keywords: Krasnoyarsk air route, Alsib, Russian Geographical Society, Great Patriotic War, airfield, airport, runway strip, architectural heritage
For citation: Filin P.A. Historical and cultural heritage of the Great Patriotic War: Alaska-Siberia air route. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(l):l5-30. (In Russ.). https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-l-i5-30
В 2022 году Россия отмечает 80-летие создание Красноярской воздушной трассы, по которой в годы войны в СССР из США поступали военные самолеты в рамках программы ленд-лиза. Название трассы «Ал-сиб» появилось в постсоветское время, было заимствовано из США и не применялось в годы войны в советской документации. В исторических документах она именовалась как «Красноярская воздушная трасса» (КВТ), а с 1943 г. как «Воздушная трасса Красноярск - Уэлькаль».
В 2020 г. на заседании попечительского совета Русского географического общества (РГО) было принято решение о проведении масштабной экспедиции по обследованию современного состояния аэродромов перегоночной трассы и её историко-культурного наследия. Экспедиция стартовала в 2021 г., ее первый этап был посвящен обследованию сохранившихся объектов инфраструктуры, второй в 2022 г. - поиску и обследованию мест падений самолетов. Транспортным средством экспедиции являлись вертолеты Ми-26 и Ми-8 Минобороны России.
© Filin P.A., 2023
© Heritage and Modern Times, 2023
В 2021 г. экспедиция стартовала в Анадыре и произвела обследование аэродромов на Чукотке (Чаплино, Уэлькаль, Анадырь-«Горка», Тан-юрер, Марково, Омолон), далее вертолет, двигаясь в западном направлении, производил посадки на аэродромах трассы Алсиб в Якутии, Магаданском крае и Иркутской области (Зырянка, Сеймчан, Сусуман, Оймякон, Хандыга, Тарат, Якутск, Олёкминск, Витим, Киренск). Конечной точкой маршрута для группы РГО был город Улан-Удэ. Всего в ходе экспедиции было обследовано 14 аэродромов перегоночной трассы, общий маршрут составил порядка 8000 км от Берингова пролива до Байкала (рис. 1). В 2022 г. экспедиция, по сути, повторила данный маршрут, только со значительно большим числом поисковых радиальных вылетов на Чукотке.
Рисунок 1 - Маршрут экспедиции РГО и Министерства обороны Российской Федерации по обследованию аэродромов перегоночной трассы «Аляска - Сибирь» в 2021 г.
В задачи группы РГО входили определение и фиксация местоположения и состояния исторических взлётно-посадочных полос (ВПП), выявление объектов приаэродромной инфраструктуры, сохранившейся со времен Великой Отечественной войны. В действующих аэропортах проводились опросы местных жителей и краеведов с целью изучения истории аэропортов и поиска упавших самолетов, посещались музеи, мемориалы, места захоронения летчиков. В архивах и музеях выявлялась документация о строительстве и функционировании аэродромов в годы войны. На местности с привлечением местных жителей и местных музеев производился поиск объектов техники, остатков самолетов.
По результатам проведенных исследований и анализа полученных материалов можно сделать вывод об исключительной историко-
культурной ценности выявленных объектов наследия и сохранившихся артефактов, необходимости их сохранения, музеефикации и широкой популяризации. Выявлен новый комплексный объект историко-культурного наследия - исторический путь «Перегоночная трасса Аляска - Сибирь».
Исторические пути - один из известных типов наследия в мировой практике, отражающий процесс перехода от исследования и сохранения отдельных памятников культуры и природы к изучению и сохранению наследия в его целостности и многообразии [1]. На основе полученных в ходе экспедиционных работ данных можно утверждать, что обследованные объекты представляют собой целостную систему и феномен наследия - исторический путь, что требует единого подхода к его изучению, сохранению и популяризации. Также отметим, что среди известных нам исторических путей, инфраструктура исторической трассы военного назначения в качестве феномена наследия выделяется впервые.
Из истории создания Красноярской воздушной трассы
Истории Красноярской воздушной трассы и перегона авиационной техники посвящены многочисленные статьи и монографии. Системные работы подготовлены историками И.Е. Негенбля [2; 3], В.В. Филипповым [4; 5]. Следует также отметить кандидатские диссертации М.А. Бровцы-ной [6], М.В. Третьякова [7], и ряд сборников [8-12].
В самом начале Великой Отечественной войны наша страна испытывала острую нехватку вооружения, продовольствия, значительная часть авиации была уничтожена противником. В этих условиях важными становились договоренности с союзниками. 11 июня 1942 г. СССР и США подписали соглашение о поставках по ленд-лизу. Одним из путей доставки самолетов стала Красноярская воздушная трасса (рис. 2). Большинство аэродромов были построены с нуля, т.к. до войны наземные аэродромы были редкостью. Строительство велось в крайне суровых природно-климатических условиях, в условиях непроходимой тайги, вечной мерзлоты. Изыскания, проектирование и строительство шли практически одновременно. Это был настоящий трудовой подвиг как инженеров и управленцев, которые брали на себя ответственность за выбор площадок под аэродромы, так и строителей, которые выполняли работы на месте. О темпах строительства свидетельствуют наградные листы обычных рабочих, которые ежедневно выполняли 200-500% от положенной нормы. Существенная часть работ была выполнена местными организациями, среди которых прежде всего следует назвать «Дальстрой» НКВД СССР, использовавший труд заключенных. На строительство аэродромов мобилизовалось все население ближайших поселков, из различных регионов отряжались трудоармейцы.
|Г~=___=_____-_____ _______г—-
Рисунок 2 - Карта воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль.
РГАЭ. Ф. 9527. Оп. 1. Д. 2124
В ходе работ были созданы полноценные логистические центры. Рядом с аэродромом сразу проектировались и строились дома для вспомогательных служб - механические мастерские, ангары, склады, жилые дома летно-подъемного состава, столовая, гостиница, здание аэропорта, радио и метеостанции, развивались системы наземной и речной транспортной логистики, появлялись новые сельскохозяйственные предприятия.
Важным моментом при выборе мест для аэродромов была возможность доставки топлива, которое поступало из США преимущественно Северным морским путем, а дальше, речными судами вверх по р. Анадырь, Колыма, Лена и др. В годы войны морские и речные навигации в Восточном секторе Арктики были в значительной мере ориентированы на обеспечение перегоночной трассы Аляска - Сибирь.
Начальником Красноярской воздушной трассы постановлением ГКО от 3 августа 1942 г. был назначен известный полярный летчик И.П. Мазурук. Административным центром трассы был выбран г. Якутск. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбенкс на Аляске, где их принимали советские летчики. Перегон осуществлялся эстафетным методом - трасса длинной 6306 километров от Фербенкса (США) до Красноярска, была поделена на пять этапов, где работали пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ: 1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фэрбенкса через Берингов пролив до Уэлькаля; 2-й ПАП из Уэлькаля до Сеймчана; 3-й ПАП - из Сеймчана до Якутска; 4-й ПАП - из Якутска до Киренска; 5-й ПАП - из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались транспортными самолётами (8-й транспортный авиационный полк).
За годы войны по различным данным перегнано от 7831 до 8094 самолетов (всего в СССР за годы войны было поставлено союзниками 22195 самолетов) [13, с. 8], т.е. по трассе Алсиб перегнано чуть менее тре-
ти всего авиационного ленд-лиза. Учитывая, что до войны перелеты в этой части страны были редкими и отмечались государственными наградами, в годы войны произошел фазовый скачок в развитии - перелеты стали массовым явлением.
Типы перегоняемой техники: бомбардировщики В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон»; истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт»; транспортные самолеты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6.
Историко-культурное наследие перегоночной трассы Аляска — Сибирь по результатам обследования
В ходе экспедиции выявлены и зафиксированы многочисленные материальные свидетельства, связанные с историей становления и развития перегоночной трассы. К таким материальным объектам можно отнести:
• остатки исторических ВПП, построенных в годы войны;
• архитектурное наследие трассы;
• захоронения летчиков, мемориалы, памятные доски;
• остатки техники, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу;
• обнаруженные фрагменты самолетов;
• исторические документы в архивах аэропортов;
• предметы, связанные с историей трассы в местных краеведческих и школьных музеях.
Рассмотрим данные категории на конкретных примерах.
Остатки исторических ВПП, построенных в годы войны. В ходе экспедиции выяснилось, что в разных местах для строительства ВПП применялись различные технологии. Так, на аэродромах Чаплино, Уэль-каль, Танюрер, Марково были зафиксированы многочисленные остатки так называемых аэродромных металлических плит, которые использовались в качестве полотна взлетно-посадочных полос. По архивным материалам известно, что такие плиты массово завозились в рамках поставок по ленд-лизу, а позже были освоены отечественной промышленностью.
Необычным способом ВПП была выполнена в Уэлькале - она была выполнена из деревянных брусков, набранных в виде клеточного каркаса. В промежутки между брусками утрамбовывалась смесь гравия с песком и глиной. В ходе экспедиции удалось обнаружить и зафиксировать фрагменты этой полосы. Имеются данные, что она прослужила до 1962 г.
По архивным материалам известно, что не всегда в спешке принимались верные решения. Так, летом 1943 г. построенная полоса около пос. Хандыга в Якутии оказалась непригодной из-за просадок грунта. Место было выбрано болотистое и без учета разливов р. Лены. В том же году было исследовано новое место у пос. Теплый Ключ в 70 км восточнее, где к 1 ноября 1943 был открыт аэропорт, название его оставлено
прежнее - Хандыга. Данный пример свидетельствует о том, насколько ответственные и оперативные решения приходилось решать инженерам - ведь для строительства аэродрома выделялись большие человеческие и материальные ресурсы, а цена ошибки - это не только расход средств -это задержки и потери самолетов.
На всех 14 обследованных аэродромах в том или ином виде сохранились следы исторических полос. Четыре аэродрома (Чаплино, Уэль-каль, Танюрер, Кедон) заброшены, остальные функционируют, некоторые активно развиваются.
Архитектурное наследие трассы. В ходе архивных исследований выявлено, что по каждому аэродрому велось архитектурно-ландшафтное проектирование - разрабатывались подробные планы участков застройки, на которых отражалось взаиморасположения ВПП, рулежных дорожек и объектов приаэродромного поселка. В Российском государственном архиве экономики сохранились схемы приаэродромных поселков, выполненные в 1942 и 1944 гг., где показаны как построенные строения, так и только планируемые (рис. 3).
Рисунок 3 - Проектная документация 1942 г. РГАЭ. Ф. 9527. Оп. 5. Д. 368
Кроме того, были разработаны типовые чертежи всех планируемых построек по трассе КВТ. Сохранились архитектурные чертежи планов и фасадов типовых построек, разработанные архитектором той же конторы
«Аэропроект» Давидом Львовичем Канторовичем (1904-1997). Всего за годы войны по трассе было построено 274 здания. В ходе экспедиции удалось выявить ряд таких зданий и сделать их описание. Так, в пос. Марково на Чукотке сохранилось здание аэропорта 1942 г. Здание в плохом состоянии, окна и двери выбиты, тем не менее, представители общественности активно выступают за его сохранение. На месте же бывшего военного приаэродромного поселка в послевоенное время возник своеобразный микрорайон пос. Марково.
В пос. Омолон на Чукотке сохранилось несколько зданий, построенных в годы войны: это здание гаража, а также три типовых жилых дома, которые задают ландшафтную планировку приаэродромной территории поселка. Здание гаража покрыто крышками и листовым железом бочек из-под американского бензина. На большинстве крышек есть выбитые клейма и надписи - US N, STC, стоят даты - число, порядковый номер недели, год. Большинство бочек датированы 1943 годом (рис. 4).
Рисунок 4 - Здание гаража и крыши из американских бочек, пос. Омолон
(фото П.А. Филина)
В пос. Сеймчан Магаданской области сохранилось здание аэропорта 1942-1944 гг. постройки. Это двухэтажная с башней деревянная постройка с элементами модерна, «теремкового» и скандинавского стиля (рис. 5). В 2017 году зданию аэровокзала присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Имеется предположение, что его архитектором являлся инженер конторы «Колымпроект» треста «Даль-строй» Н.Н. Юргенсон. Помимо здания аэропорта в Сеймчане сохранилось еще несколько деревянных зданий, построенных в похожей стилистике, которые определяют облик поселка.
Рисунок 5 - Здание аэропорта в пос. Сеймчан (фото П.А. Филина)
В городе Сусуман Магаданской области рядом с полосой имеется здание гостиницы аэропорта в псевдорусском «теремковом» стиле. Согласно мнению местных краеведов, оно было построено в годы войны. Похожее здание находится в Якутске при въезде в современный аэропорт (рис. 6). Его строительство началось в годы войны, завершено в послевоенные годы [13, с. 150]. Это здание сейчас никем не эксплуатируется, но включено в перечень выявленных объектов культурного наследия и требует работ по его сохранению [14]. По своей «теремковой» модерновой стилистике и архитектурным деталям здания в Сеймчане, Сусумане и Якутске представляют большой историко-архитектурный интерес и отражают единые и достаточно нетривиальные для военного периода подходы к проектированию сооружений по трассе перегона.
Довольно хорошо сохранился комплекс строений времен войны при аэродроме Оймякон в Якутии - это старое здание аэропорта, несколько жилых домов и служебных построек. По сути, это единственный более-менее в целостном виде сохранившийся комплекс городка военного времени.
Любопытное здание командно-диспетчерского пункта сохранилось в Олекминске. По данным директора аэропорта, оно было построено в 1942 г. Перечисленные постройки являются свидетелями героического периода в истории нашей страны, имеют выразительные архитектурные черты, элементы единой стилистики и сходные архитектурные элементы. Эти здания требуют принятия решений по их сохранению.
Захоронения и мемориалы. В ходе перегона по разным данным погибло 113-115 летчиков, произошло 39 катастроф. В ряде населенных пунктов (Уэлькаль, Эгвекинот, Марково, Зырянка, Сеймчан, Томтор, Якутск, Красноярск и др.) имеются захоронения летчиков и установленные на их месте памятники и мемориалы. Кроме того, имеются мемориальные комплексы в ряде населенных пунктов (Уэлькаль, Эгвекинот, Магадан, Зырянка, Сеймчан, Томтор, Тарат, Якутск, Олекминск, Киренск, Красноярск и др., а также на Аляске) (рис. 7). В большинстве населенных пунктов, участвовавших в перегоне, в местных музеях имеются экспозиции, посвященные истории перегона.
Рисунок 6 - а) Старое здание гостиницы при аэропорте Сусуман (фото П. А. Филина); б) Здание бывшей гостиницы при аэропорте в Якутске (фото П.А. Филина)
Обнаруженные объекты техники. В ходе экспедиции проводились работы по выявлению и описанию объектов техники, связанной с эксплуатацией трассы Алсиб. Это остатки самолетов, автомобильной спецтехники, работавшей на аэродромах, станки, остатки пароходов, обслуживавших речные трассы в годы войны и др.
В районе аэродрома Танюрер в ходе обследования территории найдены многочисленные бочки с американскими маркировками 19431945 гг., а также образцы американской и отечественной техники -остатки нескольких грузовиков типа «Студебеккер», прожекторной установки на шасси ЗИС-12, автотракторной техники (скорее всего «Сталинцы» или «Катерпиллер»), грузовика Форд-2G8Т, фрагменты джипа
«Додж», шины американского производства и др. Уникальной является находка редкого американского тягача «The Army Air Forces Wrecking Truck Tractor Type C-2», 7,5 тонн, 6X6, строившийся в Детройте, а также фрагмента снегоочистительной машины (снежного плуга) американского производства с шильдой Wm. Bros Boiler Mfg. Co Mineapolis Minnesota. На территории, прилегающей к аэродрому Танюрер обнаружены многочисленные фрагменты самолетов, которые можно предварительно атрибутировать как Си-47, среди которых двигатели и центроплан самолета.
Рисунок 7 - Мемориальный комплекс в Якутске
В аэропорту Омолон сохранился действующий грейдер Caterpillar (Caterpillar pull grader №33), модель 1937 г., поставленный из США в годы войны. Данным грейдером до сих пор чистят снег на полосе (рис. 8). В ремонтно-эксплуатационной базе сохранились действующие станки, поставлявшиеся по программе ленд-лиза. Выявлены станки как минимум двух американских компаний: Pratt and Whiney и Cincinnati.
Рисунок 8 - Американский грейдер в пос. Омолон (фото П.А. Филина)
Примерно в 6 км от пос. Зырянка, в Невской протоке р. Колымы были обследованы остатки четырех колесных пароходов 1930-1950-х гг. По местной легенде в этой протоке был затоплен винтовой ленд-лизовский пароход «Александр Невский», однако внимательное обследование протоки, в т.ч. с помощью эхолота, не выявило его остатков.
В ходе второго этапа экспедиции в 2022 г. был выявлен и зафиксирован целый ряд самолетов, потерпевших аварии на трассе в годы войны и послевоенный период. По архивным документам и воспоминаниям установлено, что севернее Эгвекинота упал и разбился самолет Р-40 «Киттихаук» младшего лейтенанта Е.А. Федоренко. На восточном берегу залива Креста - транспортный самолет С-47 «Дуглас» старшего лейтенанта Е.С. Спиридонова, а в Ушканьих горах еще два «Дугласа» - экипаж старшего лейтенанта Е.Ф. Герасимова (рис. 9) и майора Ф.Л. Пономаренко.
Рисунок 9 - Фрагмент хвостовой части Си-47 «Дуглас» лейтенанта Е.С. Спиридонова
(фото Е.А. Рогозиной)
В ходе радиальных поисковых вылетов были обнаружены места падений всех перечисленных самолетов, зафиксированы координаты и местоположение обломков, установлены памятные стелы. Обнаруженные объекты техники обладают очень высокой музейной ценностью. В ходе экспедиции 2022 г. значительная часть объектов вывезена в музеи Минобороны России.
Исторические документы в архивах аэропортов. При анализе документации, хранящихся в аэропортах были обнаружены документы военного времени в аэропортах Сеймчана, Олекминска и Витима. В архиве
аэропорта Сеймчан сохранилась уникальная проектная документация 1940-х гг. Это несколько папок с рабочей документацией по строительству ВПП и приаэродромной инфраструктуры. В архиве аэропорта Витим сохранились отдельные документы из проектной документации 1940-х гг. - чертежи различных зданий (архитектор Конторович). В аэропорту Олекминска сохранились совершенно уникальные документы - книги приказов по аэропорту 1940-х гг., по которым можно проследить и изучить историю и повседневную жизнь аэропорта в годы войны. Обнаруженные документы существенно дополняют наши знания об истории становления КВТ.
Заключение
В годы войны самоотверженным трудом была создана авиатрасса, которая связывала страну в широтном направлении в единое целое и работала в параллели с Транссибом и Северным морским путем. Более того, это была не просто трасса в виде нитки аэропортов. К концу войны это был авиационный коридор из сетки аэропортов, позволявший маневрировать и уходить на безопасную площадку в случае плохих погодных условий. По сути, в те годы был сформирован транспортный каркас освоения Восточной Сибири: в широтном направлении страну охватывали три трассы - Северный морской путь, трассы «Аляска-Сибирь» и Транссиб. К перегоночной трассе примыкали крупные сибирские реки, которые «сшивали» страну по долготам, соединяя авиатрассу с Северным морским путем.
Значение трассы «Аляска - Сибирь» отнюдь не ограничивается периодом Великой Отечественной войны. Это были капитальные вложения в транспортную инфраструктуру страны, которая стала важным системообразующим фактором экономического и социального развития Сибири и Дальнего Востока на всем послевоенном периоде существования СССР. Даже в разрушительный период 1990-х гг., созданная в годы войны инфраструктура продолжала и продолжает на современном этапе функционировать, а местами активно развиваться. Большую роль созданная авиационная инфраструктура играла в обеспечении безопасности страны в годы «холодной войны».
Итоги экспедиции показали, что сейчас трасса в широтном направлении, к сожалению, не работает. Попасть из одного аэропорта в другой, особенно, если они находятся в разных субъектах федерации, практических невозможно. Все местные аэропорты «завязаны» на региональные центры. Заброшены и не действуют несколько аэропортов на Чукотке. Тем не менее, большинство аэропортов функционируют и ряд из них находятся в состоянии серьёзной модернизации.
Важным итогом исследования трассы было выявление целого ряда уникальных объектов, связанных с её историей. Прежде всего, это архи-
тектурные сооружения - наиболее заметные и видовые, зримые свидетели истории трассы, истории трудового и военного подвига народа. На базе некоторых сохранившихся зданий и сооружений могут быть в дальнейшем созданы музеи и экспозиции. Наибольшего внимания заслуживают здания в Сеймчане и Якутске. Сохранилось здание аэропорта в пос. Марково (к сожалению, в плохом состоянии). Экспонатами масштабного музея истории перегоночной трассы могут стать выявленные в ходе экспедиции уникальные объекты техники.
Все рассмотренные выше категории объектов, связанные с историей перегоночной трассы, представляют собой уникальный целостный пространственно-распределенный по всей Сибири комплекс - исторический путь «Перегоночная трасса Аляска - Сибирь». Он свидетельствует о непосредственном вкладе этого макрорегиона и его жителей в победу в Великой Отечественной войне. Очевидно, что данный комплекс должен быть осмыслен, надлежащим образом описан, составлены карты выделяемых объектов наследия, а сами объекты в их комплексе включены в современную социальную и культурную жизнь. Проведенная экспедиция РГО и Минобороны России является первым шагом к реализации межрегионального, а в перспективе и международного историко-культурного проекта по изучению и сохранению наследия перегоночной трассы «Аляска - Сибирь».
Литература
1. Шульгин П. М., Штеле О. Е. Исторические пути и дороги как объект культурного наследия / / Наследие и современность, 2018. № 2. С. 95.
2. Негенбля И. Е. История воздушной трассы Фербенск - Якутск - Красноярск. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2017. 367 с.
3. Негенбля И. Е., Антонов Ю. К., Филиппов В. В. Трасса мужества Аляска - Сибирь: посвящается 70-летию перегоночной воздушной трассы Аляска - Сибирь. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. 325 с.
4. Орлов Д. Филиппов В. От Сибири до Победы. Красноярская воздушная трасса Аляска — Сибирь. Красноярск: ООО «Издательство Поликор», 2015. 238 с.
5. Филиппов В. В., Негенбля И. Е. Книга Памяти Красноярской воздушной трассы, 1942-1945. Красноярск: Изд-во Поликор, 2016. 415 с.
6. Бровцына М. А. Роль Восточно-Сибирского региона в осуществлении авиационного ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) Канд. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Красноярск, 2006.
7. Третьяков М. В. История становления и развития авиации Дальстроя в 1932-1957 гг. Канд. дисс. на соиск уч. степ. канд. историч. наук. Магадан, 2011.
8. «Аляска - Сибирь - Фронт»: история легендарной авиатрассы: документы. Комментарии. Воспоминания, 1942-1945 / авиац. науч.-техн. центр «АЛСИБ»; [авт.-сост. В. И. Прянишников]. М., 2005. 361 с.
9. Авиаторы Якутии в годы войны: Ст., очерки, воспоминания / [Составитель И. Е. Негенбля]. М.: Воениздат, 1995. 222с.
10. Воздушная трасса Фэрбенкс - Якутск - Красноярск и её роль в социально-экономическом развитии РС (Я): материалы научно-исторической конференции, посвя-щённой 75-летию воздушной трассы Фэрбенкс - Якутск - Красноярск (Аляска - Сибирь) (г. Якутск, 2 ноября 2017 г.): [сборник статей] Якутск: СМИК, 2018. 87 с.
11. Трасса Аляска - Сибирь и ее роль в послевоенном развитии воздушного транспорта и в целом в социально-экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию перегоночной трассы Аляска - Сибирь, (г. Якутск, 1 ноября 2012 г.) / [редкол.: к.ист.н. И.Е. Не-генбля (отв. ред.) и др.]. - Якутск: СМИК-Мастер, 2013. 95 с.
12. Трасса мужества и дружбы: [Воздуш. трасса Аляска-Сибирь в 1942-1945 гг.]: Сборник / Сост. И. Е. Негенбля. - Якутск: Нац. кн. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992. 219 с.
13. Перегоночная трасса Аляска - Сибирь. Документы, воспоминания, фотографии. Сост. Негенбля И. Е., Калашников А. А. Якутск: РИО медиа-холдинга, 2015. 340 с.
14. https://minkult.sakha.gov.ra/spisok-obektov-kulturnogo-nasledija
References
1. Shul'gin P. M., Shtele O. E. Istoricheskie puti i dorogi kak ob"ekt kul'turnogo naslediya / / Nasledie i sovremennost'. 2018. № 2. S. 95.
2. Negenblya I. E. Istoriya vozdushnoi trassy Ferbensk - Yakutsk - Krasnoyarsk. Yakutsk: RIO media-kholdinga, 2017. 367 s.
3. Negenblya I. E., Antonov Yu. K., Filippov V. V. Trassa muzhestva Alyaska -Sibir': posvyashchaetsya 70-letiyu peregonochnoi vozdushnoi trassy Alyaska - Sibir'. Yakutsk: Media-kholding «Yakutiya», 2012. 325 s.
4. Orlov D. Filippov V. Ot Sibiri do Pobedy. Krasnoyarskaya vozdushnaya trassa Alyaska — Sibir'. Krasnoyarsk: OOO «Izdatel'stvo Polikor», 2015. 238 s.
5. Filippov V. V., Negenblya I. E. Kniga Pamyati Krasnoyarskoi vozdushnoi trassy, 1942-1945. Krasnoyarsk: Izd-vo Polikor, 2016. 415 s.
6. Brovtsyna M. A. Rol' Vostochno-Sibirskogo regiona v osushchestvlenii avi-atsionnogo lend-liza v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945 gg.) Kand. dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk. Krasnoyarsk, 2006.
7. Tret'yakov M. V. Istoriya stanovleniya i razvitiya aviatsii Dal'stroya v 19321957 gg. Kand. diss. na soisk uch. step. kand. istorich. nauk. Magadan, 2011.
8. «Alyaska - Sibir' - Front»: istoriya legendarnoi aviatrassy: dokumenty. Kom-mentarii. Vospominaniya, 1942-1945 / aviats. nauch.-tekhn. tsentr «ALSIB»; [avt.-sost. V. I. Pryanishnikov]. M., 2005. 361 s.
9. Aviatory Yakutii v gody voiny: St., ocherki, vospominaniya / [Sostavitel' I. E. Negenblya]. M.: Voenizdat, 1995. 222 s.
10. Vozdushnaya trassa Ferbenks - Yakutsk - Krasnoyarsk i ee rol' v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii RS (Ya): materialy nauchno-istoricheskoi konferentsii, posvyashchennoi 75-letiyu vozdushnoi trassy Ferbenks - Yakutsk - Krasnoyarsk (Alyas-ka - Sibir') (g. Yakutsk, 2 noyabrya 2017 g.): [sbornik statei] Yakutsk: SMIK, 2018. 87 s.
11. Trassa Alyaska - Sibir' i ee rol' v poslevoennom razvitii vozdushnogo transporta i v tselom v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regionov Sibiri i Dal'nego Vostoka: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 70-letiyu peregonochnoi trassy Alyaska - Sibir', (g. Yakutsk, 1 noyabrya 2012 g.) / [redkol.: k.ist.n. I.E. Negenblya (otv. red.) i dr.]. - Yakutsk: SMIK-Master, 2013. 95 s.
12. Trassa muzhestva i druzhby: [Vozdush. trassa Alyaska-Sibir' v 1942-1945 gg.]: Sbornik / Sost. I. E. Negenblya. - Yakutsk: Nats. kn. izd-vo Resp. Sakha (Yakutiya), 1992. 219 s.
13. Peregonochnaya trassa Alyaska - Sibir'. Dokumenty, vospominaniya, fotografii. Sost. Negenblya I. E., Kalashnikov A. A. Yakutsk: RIO media-kholdinga, 2015. 340 s.
14. https://minkult.sakha.gov.ru/ spisok-obektov-kulturnogo-nasledija
Сведения об авторе Филин Павел Анатольевич, к.и.н., с.н.с.
Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, зам. директора Арктического музейно-выставочного центра, Санкт-Петербург, Россия. Email: arcticmuseum@mail.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 01.11.2022. Одобрена после рецензирования: 18.01.2023.
Принята к публикации: 14.02.2023. Опубликована: 15.04.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author of the publication Pavel A. Filin, Ph.D. in History, senior researcher at the Center for Arctic studies of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera) RAS; deputy director of the Arctic museum and exhibition center, Saint-Petersburg, Russian Federation. Email: arcticmuseum@mail.ru
Conflicts of Interest Disclosure The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 01.11.2022. Approved after peer reviewing: 18.01.2023. Accepted for publication: 14.02.2023. Published: 15.04.2023.
The author has read and approved the final manuscript.