Научная статья на тему 'Историко-культурная топография ярмарочных городов России в конце XIX – начале XX вв'

Историко-культурная топография ярмарочных городов России в конце XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельникова Л. А.

В статье рассматривается проблема формирования историко-куль­турной топографии ярмарочных городов России в конце XIX – начале XX вв. Для проведения ярмарки в ярмарочных городах были построены ярмарочные комплексы. Основу ярмарочного комплекса составлял гостиный двор, включающий в себя торговые лавки, склады и амбары для хранения товаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурная топография ярмарочных городов России в конце XIX – начале XX вв»

ярко выраженного романтического склада. Его игра - это страстный порыв, бурная патетика, ярко выраженный драматизм музыкального повествования» [4, с. 7]. Далее, подчеркивая тесную связь исполнительской манеры Я. Флиера с романтическими традициями русской фортепианной школы, Г. Цыпин отмечает: «Романтическая взволнованность, буйство ослепительно ярких красок, стихийный волевой напор - то, что издавна понималось под «рубинштейновской традицией» и приветствовалось демократическими аудиториями в России, - все это с лушатель в избытке находил в искусстве Флиера... Мироощущение артиста, проникнутое героической динамикой, просветленным романтизмом, пафосом жизнеутверждения, разделялось большинством его современников и соотечественников» [4, с. 11]. Это мироощущение определяло и педагогический стиль Я.Флиера.

Таким образом, история русской фортепианной школы несет в себе множество высочайших достижений, связанных с рубинштейновской романтической традицией, в которой яркое, глубокое чувство всегда соединяется с пытливой, ищущей мыслью, в которой эмоция является психологическим стимулом к познанию, а интеллект постоянно подкрепляет жажду познания устремленностью к новому знанию, к новым художественным открытиям.

Список литературы:

1. Дельсон В.Ю. Святослав Рихтер. - М.: Гос. муз. изд-во, 1961.

2. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.

3. Метнер Н.К. Воспоминания. Статьи. Материалы / Сост., авт. вст. статьи и коммент. З.А. Апетян. - Сов. комп., 1981.

4. Флиер Я. Статьи. Воспоминания, интервью. - М.: Всесоюз. Изд-во Сов. комп., 1983.

5. Цыпин Г.М. Шопен и русская пианистическая традиция - М.: Музыка, 1990.

6. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Ч. II: Учебное пособие. - М.: «ГРАФ-ПРЕСС», 2008.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ТОПОГРАФИЯ ЯРМАРОЧНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

© Мельникова Л.А.*

Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

В статье рассматривается проблема формирования историко-культурной топографии ярмарочных городов России в конце XIX - начале XX вв. Для проведения ярмарки в ярмарочных городах были построе-

* Старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела.

ны ярмарочные комплексы. Основу ярмарочного комплекса составлял гостиный двор, включающий в себя торговые лавки, склады и амбары для хранения товаров.

Городское пространство, в котором живет современный человек, представляет собой сложную самоорганизующуюся систему. Это связано с тем, что город имеет собственные закономерности развития. Исследователь А.В. Ан-тюфеев полагает, что современное российское общество по отношению к городу часто выступает в двух лицах, которые условно можно назвать «гражданское общество» и «бизнес-сообщество». При этом интересы этих групп различны. Главной целью бизнеса является получение прибыли. В связи с этим представители строительного бизнеса стремятся к активной градостроительной деятельности, которая, порой, ведет к искажению историко-культурного облика города [1, с. 6-7].

Мы полагаем, что каждый города уникален в силу специфики его историко-культурного развития. Особый интерес для исследования представляют ярмарочные города. Это связано с тем, что развитие этих городов было обусловлено ярмарочной торговлей.

Следует отметить, что ярмарки, как места для широкой торговли появились в Западной Европе в X веке. Наиболее крупными ярмарочными городами в Западной Европе были города Шампани, Брюгге, Франкфурт на Майне, Лион, Женева и др.

В XIX веке международная ярмарочная торговля в Западной Европе пришла в упадок, вследствие чего многие ярмарочные города потеряли прежний блеск и величие. Одни города, словно остановились в историческом времени, застыли, привлекая многочисленных туристов. В других ярмарочных городах историческое прошлое уживается с современными небоскребами, офисами, банками. Как правило, в таких городах старый город, сохраняющий черты ярмарочного, становится неким подобием музея, вокруг которого кипит жизнь.

В то время как в Западной Европе ярмарочная торговля преобразовалась в выставочную, в России, напротив, наступил расцвет ярмарки. Однако для России в XIX в. характерны ярмарки, которые носили, преимущественно, региональный характер. Международными были Нижегородская и Ирбит-ская ярмарки.

Ярмарочные города, как большинство средневековых городов начинались с крепости, главной целью которой, была защита от врагов. Впоследствии у крепости появился так называемый нижний город, населенный представителями ремесленно-купеческих профессий. В силу благоприятных природных, географических, социокультурных факторов города с развитой торговлей становились ярмарочными, что отразилось на их топографии. Для ярмарочного города характерно наличие не только центральной площади, на которой располагался главный собор, но и большого количества торговых площадей. Кроме того в ярмарочных городах было множество купеческих зданий: складов, амбаров, лавок и др.

К примеру, в Симбирске в XIX веке торговля осуществлялась на площади у Вознесенского храма. Однако отдельные части ярмарочной площади были предназначены для торговли определенным видом товара и имели соответствующее название: хлебная, конная, сенная и т.д.

Для проведения ярмарки на ярмарочной площади строились ярмарочные комплексы, которые представляли собой совокупность строений, предназначенных для организации продажи. В Белоозерске деревянные и каменные торговые ряды сохранились до 30-х гг. XX века. В этих рядах торговали известные купцы: Капарулины, Балдины, Калинины, Тотубалины, По-здынины и др. [2, с. 5].

Ярмарка была выгодна не только торговым людям, но и местной власти. Поэтому строительство ярмарочных комплексов в ярмарочных городах велось с большим размахом и под контролем местных властей. Для проектирования ярмарочных комплексов приглашались известные архитекторы, вследствие чего постройки, расположенные на территории проведения ярмарки, отличались роскошью внешнего и внутреннего убранства.

В XIX в. многие ярмарочные комплексы строились из камня, так как старые комплексы из дерева часто горели. К примеру, в XIX в. пожарами были уничтожены ярмарочные ряды Макарьевской и Ирбитской ярмарок.

Основу ярмарочного комплекса составлял гостиный двор. Гостиный двор представлял собой некое огороженное место, в котором располагались склады, лавки для хранения и оптовой торговли. Гостиные дворы находились в стороне от других построек города, не принадлежали городским общинам, а составляли отдельную общественную группу, управляющуюся по особым правилам и обычаям [3].

История гостиных дворов уходит в далекое прошлое. Уже в XV веке в российских городах строились довольно крупные гостиные дворы. В Новгороде в этот период функционировало два гостиных двора: немецкий и готфский (голландский). В XVI-XVII вв. в Архангельске в этот период были построены два гостиных двора: русский и немецкий. В русском находилось 84 амбара и 32 лавки, а в немецком - 86 амбаров.

Вместе с тем местная власть не имела права вмешиваться во внутренние дела иностранного гостиного двора.

В XV-XVII вв. гостиные дворы были окружены крепостными стенами с башнями на углах. В XVIII веке они приобретают мирный характер. Однако независимость и статус гостиного двора сохранялся, что делало его похожим на отдельный город.

На территории гостиного двора располагалась «таможенная изба», а рядом с ней под навесом находились весы и гири. Рядом с избой стояли складские помещения. Отдельно от них строились жилые дома с сенями, чуланами и погребами. Особое место было отведено под конюшни.

Как правило, складская часть гостиного двора была выстроена в виде длинного единого здания, разделенного перегородками на отдельные поме-

щения и лавки. В зависимости от статуса ярмарки складские помещения могли строиться в два, три и более рядов.

Складские помещения делились на три категории: 1) амбары общего пользования; 2) затворные лавки; 3) отдельные лавки Амбары общего пользования использовались несколькими купцами для складирования товаров. Затворные лавки сдавались в аренду одному или двум-трем купцам и запирались самими купцами. Поэтому они и назывались затворными.

В ярмарочных городах гостиных дворов могло быть несколько, что соответственно вело к увеличению количества лавок и амбаров. Величина амбаров также расширялась. Например, ранее амбары строились размером 3 х 2 или 3 х 3 сажени. Однако в XVII в. у богатого гостя И. Юрьева в Нижнем Новгороде соляной амбар был уже размером 13 х 5 саженей, т.е. около 290 кв. м. [4].

Следует отметить, что для крупных ярмарочных пунктов было характерно строительство гостиных дворов, ориентированных на продажу определенного вида товаров. В Пскове имелся «гостиный двор для московских купцов с 69 амбарами» и «Двор гостиный льняной с 81 амбаром» [5, с. 174].

Расцвет ярмарочной торговли в XIX веке обусловил строительство крупных складских помещений в один или два этажа. Как правило, открытие гостиного двора сопровождалось торжественной церемонией: совершался молебен с водоосвящением, ярмарочные помещения освещались святой водой, и поднимался флаг, извещающий об открытии ярмарки.

Однако места в гостиных дворах не всегда хватало. В связи с этим торговля велась с возов, которые загромождали площадь. Здесь же стояли пустые телеги и подводы, хозяева которых отправились в харчевни или питейные дома. Таким образом, площадь превращалась в постоялый двор.

Важную роль в ярмарочной торговле играл ярмарочный дом, который строился на гостинодворской площади, а иногда в центре города. Внутри дома находились торговые залы, кладовые и иные помещения. Обычно торговые площади этого дома сдавались местным и приезжим торговцам в аренду. Однако места было недостаточно. Поэтому местная власть старалась использовать для торговли городские площади.

К примеру, во время проведения крещенской ярмарки в Вологде ярмарочная торговля проводилась во дворе Ярмарочного дома, на Гостинодворской и Казанской площадях [6, с. 33].

Как правило, деятельность ярмарочного дома контролировалась местной властью, что свидетельствовало о большом внимании, которое придавали местные власти проведению ярмаркам [7, с. 173].

Кроме гостиного двора для ярмарочных городов характерно большое количество заведений, предназначенных для обслуживания приезжающей на ярмарку публики, а также увеселительных заведений.

В Саранске в XIX веке на ярмарочной площади находились манеж, десять корпусов деревянных торговых лавок, торговые лавки арзамасского ряда, кожевенного и скобяного ряда, винные подвалы, одиннадцать ветря-

ных мельниц, хлебные амбары государственных крестьян. В 1874 г. здесь был построено здание, в котором разместились городской трактир и ярмарочный комитет. Во время проведения ярмарки лавки и магазины работали по 14 часов в сутки, а булочные, колбасные и пивные лавки, чайные и трактиры работали с 5 утра до 20 ч. вечера [8].

В 1876 г. в городе Великом Устюге, в котором проводилась Прокопьев-ская ярмарка, насчитывалось около 450 лавок, питейных заведений, трактиров и балаганов [9].

Список литературы:

1. Антюфеев А. В. Устойчивое развитие города и социальные аспекты градостроительной политики // Социология города. - 2010. - № 3. - С. 5-9.

2. Норкова Э. Торговля на Белоозере (XI в. - начало XX в.) // Новый путь. - Белозерск, 2000. - 6 июля. - С. 4-5.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - СПб., 1890-1907. - Режим доступа: http://slovonline.ru/slo-var_brogefron/b-3/id-1280/gostinyj_dvor.html (дата обращения: 12.03.2012).

4. Половников А. П. Торговля в старой России [Электронный ресурс]. -М.: Госторгиздат, 1958. - Режим доступа: www.booksite.ru/fulltext/pol/ovn/ ikov/1.htm#1 (дата обращения: 12.03.2012).

5. Кулишер М. Очерк истории русской торговли. - СПб., 1923. - 322 с.

6. Сахарова Ю. Вологодские ярмарки // Вестник НСО. Сер. Гуманитарные науки. - Вологда, 2004. - Вып. 2. - С. 31-36.

7. Лебединская Т.А., Морозов Ю.П. Из истории ярмарок в Вологодской области (XVII - начало XX века) // Вологодский государственный технический университет. - Вологда, 2000. - Т. 1 . - С. 171 -175.

8. Ярмарочная площадь. Саранский городской сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.saransk-online.info/sight/4/08/ (дата обращения: 12.03.2012).

9. Чебыкина Г.Н. Прокопьевская ярмарка (исторический очерк) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.booksite.ru/trade/main/market/27.htm (дата обращения: 12.03.2012).

ПОНЯТИЯ ДУХА, ДУХОВНОСТИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Попова Г.С.*

Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье представлена авторская попытка дефиниции понятий духа, духовности и духовной культуры. Автор на основании триединства

* Профессор кафедры Культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.