ББК 63 (3)
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ЭМИГРАЦИИ ВО ФРАНЦИИ В 1920-1945 ГОДЫ
Сотников Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», Sergey@histr.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва
Historical and cultural heritage of Russian military emigration was recognized in the Motherland and is of great interest for scientists and researchers. Historical and activities of Russian military emigration in France in 1920-1945 was considerable part of cultural and scientific life of Russia abroad, had high quality standards and was one of the system-forming factors consolidating Russian emigration , above all its military part. Historical and cultural activities of military Russia abroad promoted convergence of Russian and French culture in the above mentioned period.
Историко-культурное наследие российской военной эмиграции получило признание на родине и вызывает пристальный интерес ученых и исследователей. Историкокультурная деятельность российской военной эмиграции во Франции в 1920-1945 годы составляла значительную часть культурной и научной жизни мира Зарубежной России, имела высокие качественные стандарты и являлась одним из системообразующих факторов, консолидировавших российскую эмиграцию, прежде всего, в ее военной составляющей. Историко-культурная деятельность российского военного зарубежья во Франции в рассматриваемый период способствовала сближению российской и французской культур.
Keywords: military emigration, Historical and cultural heritage, Military traditions, Russian All-Military union, France
Ключевые слова: военная эмиграция, историко-культурное наследие, воинские традиции, РОВС, Франция
Российская военная эмиграция во Франции в 1920-1945 годах осуществляла широкую историко-культурную деятельность. Благодаря активности РОВС и других воинских организаций жизнь российской военной диаспоры во Франции включала в себя целый комплекс различного рода историко-просветительских, научно-теоретических и
художественных мероприятий. Это позволило в значительной степени сохранить отечественные воинские традиции, российскую культуру, язык, ментальность и т.д.
Историко-культурное наследие российской военной эмиграции получило признание на родине, вызывает пристальный интерес исследователей.
В 2003 году в Российской Федерации в Царскосельском историко-литературном музее была открыта выставка «Возвращение белой эмиграции» [3, с. 9]. Сложившаяся в 1920-1930-е годы военная культура российского зарубежья выражалась в организации военно-научной деятельности, военном образовании, военно-периодической печати и собственно культурной деятельности военных эмигрантов.
Возвращение на родину историко-культурного наследия российской военной эмиграции во Франции 1920-1940-х годов представляет собой «включение компактного и комплексного наследия русского зарубежья в общий контекст истории отечественной культуры» [1, с. 402].
В рамках историко-культурной деятельности российской военной эмиграции во Франции в 1920-1939-е годы проводились вечера, офицерские собрания, литературные чтения. Например, в октябре 1925 года в Кают-компании русских морских офицеров в Париже состоялся вечер с участием А.И. Милич, Г.П. Дубровского, М.Г. Лаванши-Ждановой. В числе присутствующих был, в частности, адмирал в.кн. Александр Михайлович [15, с. 210]. В феврале 1927 года в Кают-компании морских офицеров состоялся бал в пользу нуждающихся морских офицеров. В нем приняли участие: баритон В.П. Попов, Н. Полякова, А. Яковлева и др.
Внимание российских военных эмигрантов привлекали вопросы военнотеоретического характера, изучение новейших военных технологий. Так, 24 июля 1927 года в библиотеке кают-компании Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища состоялся доклад М.П. Ермакова «Научный метод в его приложении к морской технике».
В рамках культурно-просветительской деятельности российской военной эмиграции находились вопросы изучения отечественной истории: 6 мая 1925 года в Париже в Союзе галлиполийцев состоялся доклад профессора М.И. Догеля «Достоинства и недостатки старого строя» [15, с. 185]. 6 сентября 1925 года в Париже в Казачьем Доме состоялась лекция К.И. Сычева «Смутное время на Руси. 1610-1612 годы».
22 января 1926 года в Институте славяноведения состоялась лекция профессора
Н.Н. Головина «Военные усилия России в мировой войне; причины, ограничившие возможность использования в полной мере многочисленность ее населения» [15, с. 231]. 7 марта 1926 года в Обществе русских офицеров-артиллеристов состоялся доклад
полковника Андреева «Численность и расход орудий и снарядов в войну 1914-1918 годов». 14 марта 1926 года в Обществе северян состоялся доклад Е.П. Семенова «Культура и цивилизация после войны 1914-1918 годов».
28 марта 1926 года в Обществе офицеров-артиллеристов состоялся доклад подполковника Головиднина «Основы современной радиотехники». 19 сентября 1926 года в Союзе русских офицеров начался курс лекций ген. А.И. Спиридовича «Русские монархи и Франция». Состоялась первая лекция на тему «Петр Великий в Париже» [15, с. 231].
В рамках культурно-просветительской работы российской военной эмиграции во Франции организовывались специализированные мероприятия для казачества. Например, 5 июня 1927 года Республиканско-демократическое объединение и Общеказачий сельскохозяйственный союз организовали цикл докладов под руководством профессора А.П. Маркова о хозяйственном устройстве современной России. В частности, был заслушан доклад А.П. Маркова «Национализация промышленности» [15, с. 231].
В январе 1929 года в Коломбелле состоялось собрание Казачьей станицы, на котором были заслушаны сообщения полк. В.В. Короченцова «Из истории казачества», профессора А.П. Маркова «Что такое коммунизм?» и Н.М. Мельникова «Казачество и коммунизм».
В отдельных случаях организовывались даже радиопередачи. Например, в 1939 году состоялось Радиосообщение о русской эмиграции: «Недавно большая парижская радиостанция «Радио 37» устроила радиопередачу о русской эмиграции во Франции, в которой известный русский журналист Л.Д. Любимов сделал сообщение о достижениях русской эмиграции в различных областях. Сообщение Л.Д. Любимова длилось 45 минут. В нем он нарисовал полную картину жизни русской эмиграции» [18, с. 30].
В рамках российской военной диаспоры во Франции в 1920-1930-е годы активно проявил себя феномен российской военной периодической печати как системообразующий военную эмигрантскую диаспору фактор [19, с. 5]. При этом «читательскую аудиторию военной периодики составлял постоянный контингент офицеров с крайне консервативными взглядами» [14, с. 94], что в значительной степени отражалось на содержании изданий.
В русском зарубежье выходило более 100 военно-периодических изданий различной направленности [7, с. 62].
В среде российской военной эмиграции во Франции были особенно популярны парижские издания «Русский военно-исторический вестник», «Часовой», «Станица» [11, с. 9]. Отличительной особенностью российской эмигрантской военной периодики
являлась ее прямая зависимость от центральных военно-административных структур российского зарубежья, прежде всего - от РОВС [8, с. 204].
В 1920 году во Франции уже существовало 63 русских эмигрантских издательств, многие из которых выпускали продукцию, ориентированную на военную читательскую аудиторию [2, с. 12].
5 марта 1939 года в Париже в помещении Общества галлиполийцев состоялось празднование 10-летнего юбилея журнала «Часовой». На торжественном заседании присутствовали вел. кн. Андрей Владимирович и весь высший командный состав Белой армии в изгнании. С вступительным словом выступил председатель Общества друзей «Часового» гр. Негрод. Выступили: полковник В.В. Свечин, профессор А.А. Гулевич, адмирал Кедров, генерал И.Г. Акулинин и др. Заключительное слово сказал главный редактор журнала В.В. Орехов [17, с. 541].
14 октября 1934 года в Париже состоялось открытие Казачьей библиотеки и кабинета гравюр при ней. Слово о казачестве и задачах казачьей библиотеки сказали полковник А.И. Бояринов и профессор С.Г. Сватиков. А.К. Семенченков представил свою коллекцию гравюр [16, с. 616].
Российской военной эмиграцией во Франции и ее колониях строились в 1920-1940-е годы православные церкви. Так, в память о последней эскадре Российского Императорского флота в 1937-1938 годы в Бизерте была сооружена церковь во имя Св. Александра Невского. Она была построена на сбережения русских моряков и эмигрантов, живших в Тунисе и Франции [4, с. 13].
9 июня 1935 года в Союзе галлиполийцев состоялось торжественное богослужение и трапеза по случаю 10-летия со дня основания в Париже походной церкви Союза галлиполийцев. Торжественную литургию совершил о. Иаков Смирнов в сослужении с настоятелем походной церкви о. Виктором Юрьевым. На торжестве присутствовали также генерал Е.К. Миллер, генерал М.И. Репьев, адмирал М. А. Кедров и др. [17, с. 80].
Российская военная эмиграция во Франции в 1920-1945 годы проводила также мемориальные мероприятия и благотворительные акции. При этом «многие мемориальные и благотворительные организации белой эмиграции являлись военными по составу и направлению деятельности» [10, с. 83].
13 апреля 1930 года Зарубежное объединение морских организаций провело заседание, посвященное памяти адмирала И.К. Григоровича. С речами выступили его соратники: граф В.Н. Коковцов, адмиралы А.И. Русин и П.П. Муравьев, генерал-майор Федоров, контр-адмирал Шрамченке. Отрывки из воспоминаний адмирала И.К. Григоровича прочитал капитан 2-го ранга А.П. Лукин. В январе 1931 года лидеры военной
эмиграции во Франции совместно с другими представителями эмигрантской общественности направили соболезнования вдове маршала Жоффра [6].
4 ноября 1934 года в Ницце состоялся Гуслярский вечер к 125-летию поэта А.В. Кольцова. Первая часть вечера прошла под председательством трех генералов -французского, бельгийского и русского - и была посвящена памяти короля Александра и Пуанкаре [16, с. 625].
10 июня 1921 года в Париже состоялся вечер в пользу Союза русских офицеров с участием Иды Рубинштейн, г-жи Мистенгетт, артистов театра «Летучая мышь», И. Иванцова и др. [15, с. 39]. 26 марта 1924 года в Париже состоялся бал-маскарад с участием Хора кубанских казаков [15, с. 130]. 18-19 июля 1925 года Союз галлиполийцев провел Благотворительный бал в пользу фонда русских воинов, погибших на фронтах Франции. В нем приняли участие В.Н. Валентинова, М.Б. Черкасская, В.А. Дюкомен, Г.А. Лапшин и др. [15, с. 199].
В ряде случаев российская эмигрантская военная молодежь проводила спектакли и театрализованные действия. 13 ноября 1926 года в Париже Общество студентов-казаков поставило спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя.
5 апреля 1928 года в Союзе галлиполийцев в Париже была поставлена пьеса А.М. Ренкинова «Галлиполи». 10 октября 1926 года в Париже состоялся концерт Донского казачьего хора под управлением С. А. Жарова. В его программу были включены духовные, светские и казачьи песни. 30 апреля 1927 года в Лионе на вечере Союза галлиполийцев выступил русский флотский оркестр.
Российской военной эмиграцией во Франции проводились такие мероприятия, как «День русского инвалида» в Париже, русско-французские дни в Лионе и др. [8, с. 88].
Существовали и более специфические праздники. Например, 16 июля 1927 года в Париже проводился День русского шофера (большинство русских шоферов в Париже в прошлом являлись офицерами белых армий).
Таким образом, можно сделать вывод, что историко-культурная деятельность российской военной эмиграции во Франции в 1920-1945 годы составляла значительную часть культурной и научной жизни мира Зарубежной России, имела высокие качественные стандарты и являлась одним из системообразующих факторов, консолидировавших российскую эмиграцию, прежде всего - в ее военной составляющей. Историко-культурная деятельность российского военного зарубежья во Франции в рассматриваемый период способствовала сближению российской и французской культур.
Литература
1. Айвазян М.А. К вопросу о формировании фондов русской эмиграции 1917-1940 гг. (Новые подходы) // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. Кн. 2. М., 1994.
2. Базанов П.Н., Шомракова И.А. Книга русского зарубежья. Из истории книжной культуры ХХ века: Учебное пособие. СПб., 2003.
3. Вестник РОВС. Издание Русского Обще-Воинского Союза. 2004. № 8-9.
4. Власов С. История последней эскадры Российского императорского флота // Узники Бизерты: Документальные повести о жизни русских моряков в Африке в 1920-25 гг. М., 1998.
5. Воеводин А. Студенческая жизнь (Иностранный легион) // В кн. Африка глазами эмигрантов. М., 2002.
6. ГАРФ. Ф. 5856. Оп. 1. Д. 112. Л. 1-9.
7. Домнин И. В. Военная периодика русского зарубежья как часть культурного наследия // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. Научная конференция. Москва, 13-14 апреля 1993 г. М., 1993.
8. Ершов В.Ф. Адаптация российской военной эмиграции в странах размещения в 1920-е годы // История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в Х1Х-ХХ веках: Сборник статей. ИРИ РАН. М., 1996.
9. Ершов В.Ф. Военная периодика зарубежной России в 1920-30-е гг. // Россия: Идеи и люди. Сборник научных трудов. Вып. 4. М., 1999.
10. Ершов В.Ф. Российская военно-политическая эмиграция в 1920-1945 гг. М., 2003.
11. Литература русского зарубежья в фондах библиотек Москвы. Краткий справочник. М., 1993.
12. Луконин Ю.В. Марокканские будни изгнанников // В кн.: Российская диаспора в Африке. М., 2001.
13. Немо. О русских военных музеях в эмиграции // Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. Сан-Франциско: Музей Русской культуры в Сан-Франциско 1966.
14. Русские без отечества. Очерки антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. М., 2000.
15. Русское зарубежье. Хроника. Т. 1.
16. Русское зарубежье. Хроника. Т. 2.
17. Русское зарубежье. Хроника. Т. 3.
18. Часовой. 1939. № 230.
Шинкарук И.С. Военная периодика российской эмиграции 1920-30-х гг.: Автореф... дис. канд. ист. наук. М., 2000.