Научная статья на тему 'Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа на примере «Княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ'

Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа на примере «Княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
616
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА / ФИЛОСОФИЯ ФАЛЬСАФА / ГАЗАЛИ / РОЛАН БАРТ / СЕМАНТИКА / ИСЛАМ / СЕМИОТИКА / ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРА / ИХЙЯ / HERMENEUTICS / PHILOSOPHY OF FALSAFA / GHAZALI / ROLAND BARTHES / SEMANTICS / ISLAM / SEMIOTICS / ORIENTAL CULTURE / IHYA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Конурбаев Марклен Эрикович, Конурбаев Салават Маркленович

Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фалъсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада алъ-Газали ал-Туси «Насихат алъ Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид алъ-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусулъманской апологетики средневековъя. Изучение его работ позволяет обратитъся к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековъя. Один из самых известных его трудов, «Насихат алъ Мулюк», который входит в состав фундаменталъного теологического изыскания алъ-Газали «Эликсир счастъя», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусулъманской писъменности так называемым «княжъим зерцалам», представляющему собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающему через серию аллегорий и повествователъных историй постигнутъ на практике сущностъ управления страной. Проведенный в статъе герменевтический анализ «Насихат алъ Мулюк» вскрывает уникалъный подход выдающегося персидского философа к определению сложных моралъно-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Конурбаев Марклен Эрикович, Конурбаев Салават Маркленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ESSAY ON THE HISTORY AND HERMENEUTICS OF NASIHAT AL-MULUK BY GHAZALI, ABU HAMID MUHAMMAD IBN MUHAMMAD AL-TUSI: SEMIC ANALYSIS

The series ofarticles entitled «An Essay on the History and Hermeneutics ofphilosophy of Falsafa» is dedicated to the studies of Abu Hamid Muhammad Ibn Muhammad Al-Tusi's work «Nasihat Al-Muluk». The Persian philosopher of 1th century Al-Ghazali went down in history as one of the brightest representatives of medieval Muslim apologetics. The study of his works allows turning to different aspects of life of the medieval Muslim East. One of his mostfamous works, «Nasihat Al-Muluk», which is part of his fundamental theological study «The Elixir of Bliss», belongs to the genre of medieval Arabic-Muslim literature so-called «Mirrors for princes» which are simplified retellings offundamental philosophical views on state and politics of a certain thinker in plain language. These retellings help to comprehend in practice the essence of government by series of allegories and narratives. The conducted hermeneutical analysis of «Nasihat Al-Muluk» reveals the unique approach of a brilliant Persian philosopher to determination of complicated ethical questions that underlie the art of governing. The methodological approach of the French philosopher and literary critic Roland Barthes was taken as the analysis basis. The first and the second part of the essay contain the history of formation and evolution of philosophy of Falsafa and the exposition of the fundamentals of the hermeneutical teaching of Roland Barthes which underlies the instrumental basis of the analysis.

Текст научной работы на тему «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа на примере «Княжьих зерцал» (наставления правителям) Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: семный анализ»

6. Minaev, V.A., Bushueva, I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. Pp. 185-186.

7. Minaev, V.A., Mironov, Ia.A., Emyshev, V.S. Bezopasnost’ transportnoi sredy turizma: Uchebnoe posobie [Safety of the tourism transport environment: a textbook]. Under the editorship of V.A. Minaev. Professional’noe turistskoe obrazovanie [Professional tourist education]. Moscow: Sovetskii Sport Publ., 2007. 264 p.

8. Opolchenov, I.I. Problemy otsenki konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Problems of assessment of competitiveness of tourist product]. Turizm: ot nauki k praktike [Tourizm: from science to practice]. Trudy Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk [Works Russian Academy of Natural Sciences], vol. 1. Moscow: RAEN [Russian Academy of Natural Sciences] Publ., 2006. pp. 180-187.

9. Fedulin, AA. Professionalizm — trebovanie vremeni [Professionalism as the call of the times]. Turizm: pravo i ekonomika [Tourism: law and economics]. 2013. № 1. pp. 12—13.

10. http://warinform.com/?page_id=644/ (Accessed on July, 30, 2014).

11. http://www.crimea-kvn.ru/tourism/military_history.html (Accessed on July, 30, 2014).

12. http://www.pravda.crimea.ua/text/newspapers/2011/06/17/nuzhna-industriya-voenno-istoricheskogo-turizma (Accessed on July, 30, 2014).

УДК 008(091) DOI: 10.12737/6463

ИСТОРИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ФИЛОСОФИИ ФАЛЬСАФА НА ПРИМЕРЕ «КНЯЖЬИХ ЗЕРЦАЛ»

(НАСТАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЯМ) АБУ-ХАМИДА МУХАММАДА АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛ-ТУСИ:

СЕМНЫЙ АНАЛИЗ1

I Конурбаев Марклен Эрикович, доктор филологических наук,

I профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected],

I Конурбаев Салават Маркленович, выпускник Института Стран Азии и Африки МГУ

I имени М.В. Ломоносова, востоковед, [email protected],

Москва, Российская Федерация

Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам», представляющему собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающему через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского

1 Продолжение. Начало очерка в «Сервис plus», 2014. № 3.

21

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

философа и литературного критика Ролана Барта. В первой и второй части очерка приводится история возникновения и развития философии Фальсафа, а также изложение основ герменевтического учения Ролана Барта, которое легло в основу инструменталистики анализа.

Ключевые слова: герменевтика, философия Фальсафа, Газали, Ролан Барт, семантика, Ислам, семиотика, восточная культура, ихйя

Часть 3. Семный анализ княжьих зерцал «Насихат аль Мулюк» аль-Газали

В соответствии с приведенной в предыдущей публикации системой герменевтического анализа Ролана Барта[35] мы должны выявить круг базовых и опорных понятий аргументации аль-Газали, на которых он выстраивает свое наставление и дает свое видение системы власти.

Его понятия — многосложные и определяются иногда через призму нескольких понятий, а иной раз — через призму одного понятия. Аль-Газали дает своей работе название «Насихат аль Мулюк». Что это значит? Какой смысл он вкладывает в этот посыл? Какова его цель? Р. Барт такой посыл, который вначале задает читателю вопрос, а потом отвечает на него, называет «герменевтическим кодом» — это некоторая формула, в которой может заключаться весь смысл текста.

«Насихат аль Мулюк» состоит из двух элементов — «наставление» (насихат) и «правители» (мулюк). Сразу возникает подозрение, что в книге будет три смысловых ряда — то, что объясняет наставления, то, что объясняет правителей, а также то, что объясняет связь между ними.

Проведем первый лингвистический анализ названия.

«Наставление», или «о^^с“» (араб.), в словаре Х.К. Баранова переводится как «искренний совет, доброе наставление, сердечность, благожелательность» [15]. Русский термин в свою очередь имеет следующее толкование: это «назидательное, нравоучительное указание», «руководство, инструкция» [15]. Таким образом, если в арабском термине акцент делается на позитивном значении данного слова, то русский его эквивалент несет более жесткую смысловую нагрузку. Также стоит заметить, что понятие дано в единственном числе, что сокращает границы поиска смысла.

Следующее важное слово для книги аль-Газали — «правители» — «IJfJj^» (в переводе с арабского — король, монарх). В русском толковании «правитель» — «лицо, которое правит

страной, государством» [39]. Стоит обратить внимание на число — понятие употребляется во множественном, что, скорее всего, говорит о том, что ареол влияния книги не должен ограничиваться на каком-то из правителей, или, поскольку слово употребляется с определенным артиклем «У», означает либо конкретную группу правителей, либо весь их ареол.

Если говорить о связи этих понятий, то в арабском языке используется генетивная конструкция (разновидность именной атрибутивной конструкции, значение которой — обладание в широком смысле, в том числе собственно владение, отношение части к целому и т. п.) [19]. Из этого можно сделать вывод, что название должно было бы переводиться как «Наставление правителей». Таким образом, можно предполагать, что автор в тексте будет говорить, скорее всего, не от своего имени, или будет рассматривать опыт предыдущих правителей.

Из вышесказанного следует, что неизменными, корневыми в его системе являются семы2 «правления»3 и то, что связано с этикой. Чаще других в тексте используется понятие «справедливость», или «^У». Через различные примеры и сопоставления аль-Газали определяет первое и второе как необходимую логическую связь, где сема «справедливость» является необходимой составляющей семы «правления». Поскольку ни первое, ни второе не существует в готовом виде в языке как готовый «рецепт» реализации, то понять их можно только ассоциативно, что и делает аль-Газали, выстраивая систему зависимости между царем (как главным носителем понятия / семы «правление») и его деяниями (как носителями понятия / семы «справедливость»).

2 Под семой, согласно Лингвистическому энциклопедическому словарю, понимаем «минимальную предельную единицу плана содержания. Сема представляет собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности».

3 Важно подчеркнуть, что средоточием семы «правление» является употребляемое аль-Газали слово «царь» или «fJ^».

22

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа...

Приведем пример, чтобы не быть голословными. Описание системы власти в книге аль-Газали начинается с развернутой метафоры, в основе которой лежит образ дерева, ствол которого есть царь (он же является носителем веры; и иного представления о царе в книге не существует), ветви — телесные деяния царя, а корни — его убеждения. Тем самым аль-Газали подталкивает своего читателя к иерархическому представлению своей системы, где основу составляет вера (ствол), через нее (эту веру) проходят «соки», идущие от корней (убеждений) к деяниям (ветвям). Кроме того, это дерево питается различными соками, которые по аль-Газали связаны, в первую очередь, со знанием царя о своем существовании и о последнем вздохе, также аль-Газали добавляет, что царь свое «дерево» должен питать «водой покорности»:

■чг- 1 ■ - ■ — л" " ^ ^ h v

i i ij^Ji jX> у L$jJi

cuJi iJLf; Jj t-lApj

ul db Lfjj <, iJJJj j» 4

i LlU—]1 ^ L*Uif «V* 4*i—J

1—ijJ? i-is" j ^ : Jjii jF- J(j l*S t JjJI ^

li|j ^ LJt *j?y!3 *AS

Vj-t' 0* oL^i L-PjJ i

XaJI j-iJl -Ut i o^il 4

. jL*>l jm Aij 4 jUj| jjai 4JU

L. j—< •j—*'} <Jj—A jT

dj—LJj t jlS’jVL

JliuLt J*iiJ * j Jj__p! *C/* u^*11

1 ' у *j ^ej у i : «л* ^ ~ Д1-^'

И Аллах, да возвеличится Его могущество и возвысится Его слово, предоставил тебе эту милость: взрастил зерно веры в твоем искреннем сердце и направил тебя. Он дал тебе возможность растить это зерно и повелел тебе поливать его водой покорности, чтобы оно превратилось в дерево, корень которого глубоко в земле, а вершина — высоко в небе. Как сказал Аллах, Всемогущий и Великий: «Разве ты не видел, как Аллах приводит притчей доброе слово -оно как дерево доброе, корень его тверд, а ветви в небесах».

И если вера не будет укреплять корень Дерева и наполнять его ветви, для него представляют опасность бушующие ветра смерти и ураганы исчезновения, и оно будет вырвано с последним

вздохом раба, и останется этот раб, да сохранит нас Аллах от этого, без веры, и встретит Господа своего без благодеяния.

Знай же, о султан, что у этого Дерева десять корней и десять ветвей, и его первый корень — убеждение в душе и сердце, а ветвь его — телесное действие.

И после того, как он встретил согласие высокого собрания, он разъяснил смыслы этих десяти корней и десяти ветвей, чтобы султан мира занимался выращиванием этого дерева.

Текст аль-Газали представляет из себя череду разнообразных толкований базовых понятий своего труда. Именно эти толкования и помогают нам лучше воспринять семы, из которых складывается базовое понятие «правление» в системе аль-Газали. Так, кроме метафорического описания царя, приведенного выше, в книге можно встретить прямое его описание с ограниченным использованием метафор. При этом, в отличие от строго лингвистического описания, где нам пришлось бы оперировать лексемами оригинала, мы в поиске составляющих базовое понятие сем опираемся на непосредственный контекст и логические связки. Так, в приведенном ниже описании реализуются семы, входящие в базовое понятие «правление» — «любимец Всевышнего» и «любимый повелитель»:

r-v у' чт- у _)ЬД Juej — *iJi til Jyj jj*l

3.ijjLp _A эДД) ,*p4- tu-jV

1 у :Ы1 iiisj iljJUl .» JmJi оyw

^ 4*1^ fJLtLM Jivy t ^ 1

^ omji

^ aJUj-jT iljLJt '^1*3 l)T yii . *—J>} ^ Д)1"

1 ^^L-Цз 1>UJ1 у

^JJ| L ^ <d]l Jl* , O'jLtj

JЛ31 *uT^ 4J[

^LjJ <i)l il>f 4

JLJ l ^ ^ 1 -г т A-lkJ-Jl |^ia_iu

*1^ у yij yi ^ J.U Л ^ ^

■ ^TJt J1^ iJ* у JJjj

Знай и убедись, что Аллах, да прославится Его Имя, сделал избранными две группы людей: это пророки, мир им, и правители. Что касается пророков, то их Он послал в мир, чтобы они разъяснили Его рабам правильный способ поклонения Ему и разъясняли путь к познанию

23

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Его. И Он Своей Мудростью избрал правителей, чтобы они защищали подданных от вражды между собой, увязал с правителями интересы Его созданий в жизненных делах и Своей Мощью возвел правителей на самое почетное место. Как говорится в преданиях, султан — тень Аллаха на Его земле. И ты должен знать, что тот, кому Аллах даровал степень правителя и сделал его Своей тенью, должен быть любим Его созданиями. Они должны следовать за ним, подчиняться ему и не должны перечить ему или спорить с ним. Сказал Аллах, Всевышний Он: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран, 4:59). И каждый, кому Аллах даровал веру, должен любить королей и султанов, подчиняться их приказам и знать, что Аллах дает власть и правление, дарует Свое царство, кому пожелает. Вот Слова Его, Всевышнего: «Скажи: “О Боже, Царь Царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоих руках — благо; Ты ведь над каждой вещью мощен“».

В этом высказывании аль-Газали лишает правителя религиозной функции, которой он наделяет пророка, но при этом говорит о прямой причастности правителя к Богу — Бог его выбирает. И, следовательно, общество должно уважать его выбор.

Тем самым, можно говорить о Божественном аспекте правления. Ведь аль-Газали понимает, что есть государства, где нет религиозных устоев и, соответственно, представлений о Боге. И общество в определении семы «правление» должны руководствоваться другими понятиями.

И аль-Газали дает его. Это «справедливость». И это определение становится вторым базовым элементом семы «правление».

«Царство устоит в неверии, но не устоит, будучи несправедливым»

Автор также отмечает сематическую связь царя с религией. Он пишет, что если у царя имеются убеждения, он не должен от них отступать. Также и с религией, она подобна убеждениям. И царь обязан следовать имеющимся религиозным убеждениям:

О! ,—-Д»- •; 1Д j З'.Уi Д» aUuJIj V.i!'

jLii» Li JS) ДДДД «-Jjlj t

Правитель должен быть верующим, любящим веру. Ибо правитель и вера — близнецы, как два брата, родившихся из одной утробы. И он должен заниматься делами религии и вовремя выполнять обязательные из них. И сторониться страстей, вредных нововведений, порицаемого, сомнительного и всего того, что приводит к нарушению законов религии.

Кроме приведенных выше сравнений, используемых автором для раскрытия сущности «правления», встречаем и другие, которые добавляют дополнительные семы к базовому понятию. Ниже приведено сравнение правления «царя» с рынком:

'■_‘ Д^,_ii I Д ЛэЗ ДД> Ду_'3 ЗД.Д1 > La^->3’I зД'.Д

Д,—11 -л]В У j аД д1 .Дl аЗ а:

И сказали мудрецы: «Правителя можно уподобить рынку: каждый несет на рынок, то, что, по его мнению, будет иметь хороший сбыт, и не несет то, что, как ему известно, продаваться не будет».

Таким образом, автор отмечает связь общества с правителем и его роль в создании власти. Комментируя вышесказанный пассаж, аль-Газали выявляет причастность других сем к семе «правление» — сему «связь с обществом»:

<dli Li i ДдjJl ^JUi ДД ,

jdJ J* i_r-^ I Ail 0 «ij ■ I V1'

«Поистине, люди похожи на своих правителей больше, чем на свое время»

По мнению аль-Газали, правитель — авторитет и пример для своего народа. И поступки правителя так или иначе отражаются на жизни людей.

Возвращаясь к освещению того, как аль-Газали освещает базовый концепт «правление», можно отметить, что определение данной семы концентрируется не только на главном представителе данного понятия — правителе. Он дает представление о функциях

24

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа...

и иерархии, которая позволяет семе «правление» существовать:

ijiWu ■ j jl^pp t _L3ai^j , ^jljl jJ 1 и. * ^^

Jj> uj я LpB Li . lUl j JPl; ЛСН LjUij , :5U1

«Религия держится царем, царь — войском, войско — деньгами, деньги — развитием страны, а страна — справедливостью между подданными».

В этом высказывании любопытно необычное построение иерархии. Если в обычном представлении правитель, власть находятся над народом, то здесь, говоря о функциях правления, аль-Газали отдает основную роль обществу, чье благосостояние и определяет благосостояние страны, войска, царя, наличие денег. Их благосостояние говорит и о религиозности царя. Таким образом, в этой системе мы видим трех активных субъектов (царь, войско, общество), инструменты как материальные (деньги), так и духовные (религия), и результатом взаимодействия всего этого становится развитие страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любопытно выявить сходство данной системы правления аль-Газали с той, которую привел Платон в своей работе «Государство». Говоря об идеальном государстве, Платон выстроил систему, в которой основными элементами функций власти являются три сословия. Верховное сословие — правители. Что интересно, он пишет, что правителями в государстве должны быть философы. Философы, по его мнению, «стремятся ко всему бытию в целом, не упуская из виду, насколько это от них зависит, ни одной его части, ни малой, ни большой, ни менее, ни более ценной» [41]. Философы — те, кто способен объединить идеи, а совокупность идей, в свою очередь, есть идеология, которая (как у аль-Газали религия), становится тем фундаментом, который «держится царем». Место среднего сословия Платон, как и аль-Газали, отдал страже, чтобы та охраняла государство. Нижнее же — ремесленники, которые обеспечивают продовольствием всех остальных.

Помимо этой семы «правления», аль-Газали представляет другие системы, состоящие из нескольких сем, определяющих «правление». Главным образом, аль-Газали рассматривает субъектов, из которых состоит система власти.

*—oJ-- р р- JlkLJI {$ J' fIji;

<_J: pp Л—xji Jijpl : V P Jlii . Jjj-X

у 1 р.иД1 pi 11 i p*! —') мЬ *** tj •

<Lti- ■ l£-L M JUllj t 'л—'1 i ^Pill ■—*:—’’j

*__p* 1 X-1ij

ц цЦ. ..'j_____>i i:i j.ui , vд: , pa

Правителя Бахрам-Кура спросили: «В скольких спутниках нуждается царь, чтобы стало совершенным его правление и его время протекало счастливо?» Он ответил: «В семи друзьях: праведный советник, чтобы делать ему явным его тайное и руководить его делами; хороший конь, чтобы спасти его в день, когда нужно будет спасаться; острый меч; надежные доспехи; много богатства, которое весит мало, а стоит дорого, такое, как драгоценности, жемчуг и яхонт; красивая жена, чтобы была приятной его сердцу, утоляющей его печали; и умелый пекарь».

lip «Д .» _,х j! *ilUJi Д:- ,v.xx _pijl JLi :

I—plj i ^JUJI ' ■'—-i.'1, i 'V j—:j.Д' . -+ ,-i-■—-J

■'1'. iI .^ ^Дх Да '—j^ j jI_b I:[ *.'! x ^'—'' .

ЛЗ lip . o1 j__.j Л .Л J.u- J? Ul_i JS lip ,

а! ,1Л- .-.XX jjj , Lif J jt eildl 1—i_ Дх J: Utiii -XL-JI

. В1' i'i1-' Ji UJLfl (-.-Lj1 lip .

Царь Аздашир говорил: «Обязательным для правителя является поиск четырех людей, и если он найдет их, то должен беречь: это верный советник, ученый писец, сострадательный привратник и поучающий сотрапезник. Потому что если советник будет верным, то он будет стремиться к сохранению власти в руках правителя, чтобы она как можно дольше оставалась у него. Грамотный писец свидетельствует об уме правителя и его серьезности. Если его привратник сострадателен, то в народе не будет смут. И если сотрапезник — поучающий, это указывает на упорядоченность дел и их праведность».

Проведенный семный анализ позволяет определить срез базовых семантических узлов, на которые в последующем опирается проай-ретический анализ: вера, древо, ветви, правление, справедливость. Отметим, что одно лишь выявление этих семантических узлов не дает нам полное раскрытие смысла, который закладывал в своем труде аль-Газали. В этих узлах содержится лишь указание на то, какие элементы политической системы, по мнению аль-Газали, являются ключевыми.

25

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Список использованных источников

1. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Наставление правителям и другие сочинения / пер. с арабского. М., 2004. 302 с.

2. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ат-Тибр ал-Масбук фи насиха ал-мулюк / пер. с персидского на арабский: аноним // Под ред.: Ахмад Шамсат-Дин. Бейрут: Дар ал-китаб аль-‘алямия, 1988, 132 сухуф.

3. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. Ч. 1—2 / пер., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хис-матулина. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. 466 с.

4. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Воскрешении религиозных наук / пер. с арабского Насыров И.Р. Т. 1, ч. 1. М.: 2007. 584 с.

5. Binder L. Al-Ghazzali’s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229—241.

6. Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.

7. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk // Jerusalem Studies ofArabic and Islam, 10, 1987, pp. 167—197.

8. FuadBaali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun’s Sociological Thought. USA: SUNY Press, 1988, 175 p.

9. Hillenbrand C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591—99.

10. Hillenbrand C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali’s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81—94.

11. Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali // The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47—55.

12. Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. — London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.

13. PetersF.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y. L.: Luzac, 1968.

14. Sherwani, H.K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450—74.

15. Абу Наср Аль-Фараби. Политика // Восточная филология. Душанбе, 1973. Вып. 2. С. 102—178.

16. Аверинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 544—545.

17. Ал-Фараби Абу Наср Мухаммад. Трактат о жителях добродетельного города / пер. с араб. И.О. Мухаммеда, А.В. Сагдеева // Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1971. С. 191—377.

18. Аристотель. Этика / пер. Брагинской Н.М.: АСТ, 2010.

19. Баранов Х.К. Большой арабско-русский словарь. М.: Живой Язык, 2006. 456 с.

20. Барт Р. S/Z / пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; под ред. Г.К. Косикова. 3-е изд. М.: Академический проект, 2009. 373 с.

21. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М.: Наука, 1965. 221 с.

22. Белкин М.В., Плахотская О. Словарь «Античные писатели». СПб.: Лань, 1998.

23. Большая Советская Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978.

24. Габитова Р.М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985. С. 61—97.

25. ИгнатенкоА.А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о познании трансцендентного — ал-гайб) // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

26. Игнатенко А.А. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. М.: Мысль, 1989. 254 с.

27. ИгнатенкоА.А. Как жить и властвовать. М.: Прогресс, 1994. 348 с.

28. Игнатенко А.А. Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья (по материалам «княжьих зерцал») // Одиссей. Человек в истории. 1993. Образ «другого» в культуре. М.: «Наука», 1994

29. Игнатенко А.А. Проблемы этики в «княжьих зерцалах» // Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука, изд. фирма «Восточная литература», 1993. С. 176—198.

30. Керимов Г.М. Аль-Газали: религиозно-философские взгляды // Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку, 1969. С. 71—100.

31. Кирабаев Н.С. Философия власти: ал-Маварди и аль-Газали // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.

32. Кирабаев Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали // Человек как философская проблема: Восток — Запад. М., 1991.

33. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987.

34. Кирабаев Н.С. Теория государства в мусульманском правоведении // Классический ислам. Традиционные науки и философия. М.: 1988. С. 9-47.

35. Конурбаев М.Э. Библия Короля Иакова в лингвопоэтическом освещении: Спецкурс: Учебно-методическое пособие. М.: Диалог-МГУ, 1998.

26

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа...

36. Конурбаев М.Э. Библия короля Иакова: литературный плагиат, политический манифест или библиографическое открытие? // Библия короля Иакова: 1611—2011. Культурное и языковое наследие / отв. ред. д-р филол. наук Е.Б. Яковенко. М.: БукиВеди, 2013. С. 75-86.

37. Конурбаев М.Э. Стиль и тембр текста. М.: МАКС-ПРЕСС, 2001.

38. Конурбаев М.Э. Тембральная организация английской речи (на материале Библии Короля Иакова). Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1993.

39. Конурбаев М.Э., Конурбаев С.М. Историко-герменевтический очерк философии «Фальсафа» на примере «княжьих зерцал» («насихат аль мулюк») Абу-Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси: история и методология. // Сервис plus, 2014. Том 8. № 3.

40. Макиавелли Н. Государь // пер. Муравьева Г., М.: Планета, 1990

41. Мискавейх. Трактат о природе справедливости / пер. и коммент. З.И. Гусейновой. // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 2000. С. 286-300. http://smirnov.iph.ras.ru/local/miskadlp.pdf (дата обращения: 12.09.2014),

42. Наумкин В.В. Учение о касб в произведении аль-Газали «Вокрешение наук о вере» // Ислам и мусульмане культура и политика (статьи, очерки и доклады разных лет). К 190-летию Института востоковедения РАН.

М. - Н. Новгород, 2008. С. 9-17.

43. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.

44. Отчет о работе санкт-петербургского филиала института востоковедения РАН (в процессе реорганизации в Институт восточных рукописей РАН) в 2007 г. СПб., 2008.

45. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. 576 с.

AN ESSAY ON THE HISTORY AND HERMENEUTICS OF NASIHAT AL-MULUK BY GhAzAlI, ABU HAMID MUHAMMAD IBN MUHAMMAD AL-tUsI: SEMIC ANALYSIS

Konurbaev Marklen Erikovich, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Lomonosov Moscow State University, [email protected], Moscow, Russian Federation,

Konurbaev Salavat Marklenovich, graduate of the Institute of Asian and African Studies of Lomonosov Moscow State University, orientalist, [email protected],

Moscow, Russian Federation

The series of articles entitled «An Essay on the History and Hermeneutics ofphilosophy of Falsafa» is dedicated to the studies of Abu Hamid Muhammad Ibn Muhammad Al-Tusi’s work «Nasihat Al-Muluk». The Persian philosopher of 1th century Al-Ghazali went down in history as one of the brightest representatives of medieval Muslim apologetics. The study of his works allows turning to different aspects of life of the medieval Muslim East. One of his most famous works, «Nasihat Al-Muluk», which is part of his fundamental theological study «The Elixir of Bliss», belongs to the genre of medieval Arabic-Muslim literature — so-called «Mirrors for princes» which are simplified retellings offundamental philosophical views on state and politics of a certain thinker in plain language. These retellings help to comprehend in practice the essence of government by series of allegories and narratives. The conducted hermeneutical analysis of «Nasihat Al-Muluk» reveals the unique approach of a brilliant Persian philosopher to determination of complicated ethical questions that underlie the art of governing. The methodological approach of the French philosopher and literary critic Roland Barthes was taken as the analysis basis. The first and the second part of the essay contain the history of formation and evolution of philosophy of Falsafa and the exposition of the fundamentals of the hermeneutical teaching of Roland Barthes which underlies the instrumental basis of the analysis.

Keywords: hermeneutics, philosophy of Falsafa, Ghazali, Roland Barthes, semantics, Islam, semiotics, Oriental culture, Ihya

27

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

References

1. Abu Hamid Muhammad ibn Muhammad al-Ghazali. Nastavlenie praviteliam i drugie sochineniia [Nasihat al-muluk (Counseling Kings)]. Moscow, 2004.302p.

2. Abu Hamid Muhammad ibn Muhammad al-Ghazali. Al-Tibr al-masbuk fi nasihat al-muluk (The Forged Sword in Counseling Kings). Beirut: Dar al-kitab al-alamia Publ., 1988,132p.

3. Abu Hamid Muhammad ibn Muhammad al-Ghazali. Eliksir schast’ia [KimyayU Sa'adat' (The Alchemy of Happiness)]. St.-Petersburg:Peterburgskoe vostokovedenie Publ., 2007. 466p.

4. Abu Hamid Muhammad ibn Muhammad al-Ghazali. Voskreshenie religioznykh nauk [Ihya' Ulum al-Din or Ihya'u Ulumiddin (The Revival of Religious Sciences)]. Moscow: 2007. 584p.

5. Binder L. Al-Ghazzali’s Theory of Islamic Government. Muslim World, 45, 1955, pp. 229—241.

6. Bruce B. Lawrence. Ibn Khaldun and Islamic ideology. Leiden : E.J. Brill, 1984. 136 p.

7. Crone Patricia. Did al-Ghazali write a Mirror for Princes? On the Authorship of Nasihat al-Muluk // Jerusalem Studies of Arabic and Islam, 10, 1987, pp. 167-197.

8. FuadBaali. Society, State, and Urbanism: Ibn Khaldun’s Sociological Thought. USA: SUNY Press, 1988, 175 p.

9. Hillenbrand, C. A little-known Mirror for Princes of al-Ghazali // Festschrift fur Gerhard Endress, Leuven, 2004, pp. 591-99.

10. Hillenbrand, C. Islamic Orthodoxy or Realpolitik? Al-Ghazali’s Views on Government // Journal of Persian Studies, 1988. pp. 81-94.

11. Lambton, Ann K.S. The Theory of Kingship in the Nasihat-ul-Muluk of Ghazali // The Islamic Quarterly, 1, 1954, pp. 47-55.

12. Muhsin S. Mahdi. Alfarabi and the Foundation of Islamic Political Philosophy. — London: University of Chicago Press, 2001, 264 p.

13. Peters, F.E. Aristotle and the Arabs: the Aristotelian Traditions in Islam. N.Y. L.: Luzac, 1968.

14. Sherwani, H.K. El-Ghazali on the Theory and Practice of Politics // Islamic Culture, 9, 1935, pp. 450-74.

15. Abu Nasr Al-Farabi. Politika [Politics]. Vostochnaia filologiia [Oriental philology]. Dushanbe, 1973. Issue 2. pp. 102-178.

16. Averintsev, S.S. Filologiia [Philology]. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar’ [Encyclopaedia of Linguistics]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1990. pp. 544-545.

17. Abu Nasr Al-Farabi. Traktat o zhiteliakh dobrodetel’nogo goroda [The Virtuous City]. Alma-Ata: Nauka Publ., 1971. pp. 191-377.

18. Aristotle. Etika [Ethics]. Moscow: AST Publ., 2010.

19. Baranov, Kh.K. Bol’shoi arabsko-russkii slovar’ [Comprehensive Arabic-Russian dictionary]. Moscow: Zhivoi Iazyk Publ., 2006, 456 p.

20. Barthes, R. S/Z. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ., 2009. 373 p.

21. Batsieva, S.M. Istoriko-sotsiologicheskii traktat Ibn Khalduna “Mukaddima” [Ibn Khaldun’s historical and sociological treatise The Muqaddimah]. Moscow: Nauka Publ., 1965. 221 p.

22. Belkin, M.V. andPlakhotskaia, O. Slovar’ “Antichnye pisateli” [Antique authors: reference book]. St.-Petersburg: Lan’ Publ., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Bol’shaia Sovetskaia Entsiklopediia [Great Soviet Encyclopaedia]. Moscow: Sovetskaia entsiklopedia Publ., 19691978.

24. Gabitova, R.M. “Universal’naia” genemevtika Fridrikha Shleiermakhera [The “universal” Hermeneutics of Friedrich Schleiermacher], Germetevtika: istoriia i sovremennost‘ [Hermeneutics: a historical and contemporary perspective]. Moscow: Mysl‘ Publ., 1985. pp. 61-97.

25. Ignatenko, A.A. Poznat’ nepoznavaemoe (al’-Gazali o ratsional’nom poznanii transtsendentnogo-al-gaib) [Cognizing the uncognizable: al-Ghazalr on rational cognition of the transcendental — (al-) Ghaib]. Srednevekovaia arabskaia filosofiia: Problemy i resheniia [Medieval Arabic philosophy: Problems and solutions]. Moscow, 1998. pp. 175-209.

26. Ignatenko, A.A. V poiskakh schast’ia. Obshchestvenno-politicheskie vozzreniia arabo-islamskikh filosofov srednevekov’ia [In search for happiness. Social and political views of Arabic Islamic philosophers]. Moscow: Mysl’ Publ. 1989. 254 p.

27. Ignatenko, A.A. Kak zhit’ i vlastvovat’ [To live and rule]. Moscow: Progress Publ., 1994, 348 p.

28. Ignatenko, AA. Obman v kontekste arabo-islamskoi kul’tury srednevekov’ia (po materialam “kniazh’ikh zetsal”) [Deceit in the context of Arabic-Islamic medieval culture (case-study: the Prince’s mirror plates)]. Odissei. Chelovek v istorii. 1993. Obraz “drugogo” v kul’ture [Odysseus. A human in history. 1993. The image of “other” in culture”. Moscow: Nauka Publ., 1994.

29. Ignatenko, A.A. Problemy etiki v “kniazh’ikh serkalakh” [Ethical issues in Prince’s mirror plates]. Bog-chelovechestvo-

28

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа...

obshchestvo v traditsionykh kul’turakh Vbstoka [God-Human-Society in traditional Oriental cultures], Moscow: Nauka Publ., 1993,

30, Kerimov, G.M. Al’-Gazali: religiozno-filosofskie vzgliady [Al-Ghazali’s religious and philosophical views], Baku, 1969, pp, 71-100,

31, Kirabarev, N.S. Filosofiia vlasti: al-Mavardi i al’Gazali [The philosophy of power: al-Mawardi and al-Ghazali], Sravnitel’naia filosofiia, Moral’naia filosofiia v kontekste mnogoobraziia kul’tur [Comparative philosophy. Moral philosophy in the context of cultural diversity], Moscow, 2004,

32, Kirabarev, N.S. Sootnoshenie vlasti i avtoriteta v politisheskom uchenii Al’-Gazali [The correlation of power and authority in the political doctrine of al-Ghazali], Chelovek kak filosofskaia problema, Vbstok-Zapad [A human as studied by philosophy. East to West], Moscow, 1991,

33, Kirabarev, N.S. Sotsial’naia filosofiia musul’manskogo Vbstoka [Social philosophy of the Muslim East], Moscow: UDN Publ,, 1987,

34, Kirabarev, N.S. Teoriia gosudarstva v musul’manskom pravovedenii [The theory of state in Muslim legal studies], Moscow, 1988, pp, 9-47,

35, Konurbaev, M.E. Bibliia Korolia Iakova v lingvopoeticheskom osveshchenii [The King James Version (KJV): a linguistic perspective], Moscow: Dialog-MGU Publ,, 1998,

36, Konurbaev, M.E. Bibliia Korolia Iakova: literaturnyi plagiat, politicheskii manifest ili bibliograficheskoe otkrytie? [The King James Version (KJV): a case of literature plagiarism, a political manifesto, or bibliographical discovery?] Bibliia korolia Iakova, Jul’turnoe i iazykovoe nasledie [The King James Version (KJV), Cultural and linguistic heritage], Moscow: BukiVedi Publ,, 2013, pp, 75-86,

37, Konurbaev, M.E. Stil’ i tembr teksta [Textual style and tone], Moscow: MAKS-PRESS Publ,, 2001,

38, Konurbaev, M.E. Tembral’naia organizatsiia angliiskoi rechi (na material Biblii Korolia Iakova) [The timbral structure of English speech (case study: The King James Version (KJV)], Dissertatsiia kandidata filologicheskikh nauk [A Candidate of Philology’s thesis], Moscow, 1993,

39, Konurbaev, M.E., Konurbaev, S.M. Istoriko-germenevticheskii ocherk filosofii Fal’safa na primere «Kniazh’ikh zertsal» («Nasikhat al’ Muliuk») Abu-Khamida Mukhammada al’-Gazali al-Tusi: istoriia i metodologiia [An Essay on the History and Hermeneutics of Nasihat al-Muluk by Ghazali, Abu Hamid Muhammad Ibn Muhammad Al-Tusi: history and methodology], Servis plus [Service plus], 2014, Vbl, 8, №3,

40, Niccolm diBernardo deiMachiavelli. Gosudar’ [The Prince], Moscow: Planeta Publ,, 1990,

41, Abu ‘Ali Ahmad ibn Muhammad ibn Ya’qub Ibn Miskawayh. Traktat o prirode spravedlivosti [Refinement of Morals/ Ethical Instruction], Moscow: Nauka Publ,, 2000, pp, 286-300, http://smirnov.iph,ras,ru/local/miskadlp,pdf (Accessed on September, 12, 2014),

42, Naumkin, V.V. Uchenie o kasb v proizvedenii al’-Gazali “Vbskreshenie nauk o vere” [Al-Ghazali’s doctrine of the Revival of Religious Sciences], Islam i musul’mane, kul’tura i politika [Islam and the Muslims: culture and politics], Moscow-N.Novgorod, 2008, pp, 9-17,

43, Ozhegov, S.I. Slovar’ russkogo iazyka [A dictionary of the Russian Language], Moscow: Rus.Iaz. Publ,, 1991, 917 p,

44, Otchet o rabote sankt-peterburgskogo filiala instituta vostokovedeniia RAN (v protsesse reorganizatsii v Institut vostochnykh rukopisei PAN) v 2007 godu [A 2007 report on the performance of the St-Petersburg campus of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences (currently restructured: The Institute of Oriental Manuscripts (IOM) of the Russian Academy of Sciences (RAS)].

45, Plato, Gosugarstvo [The state], Moscow: Nauka Publ,, 2005, 576 p,

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.