Научная статья на тему 'Историко-географические особенности расселения старообрядцев Оренбуржья'

Историко-географические особенности расселения старообрядцев Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2830
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / МИГРАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / ДИСПЕРСНОЕ И ПРИРЕЧНОЕ РАССЕЛЕНИЕ / HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH / OLD BELIEVERS / MIGRATION / ADAPTATION / PARTICULATE AND RIVERSIDE SETTLEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Оксана Владимировна

Статья посвящена эволюции старообрядчества в контексте вмещающей географической среды. Проведенное исследование носит комплексный географический характер и основано на использовании историко-географического подхода. Анализ имеющихся сведений позволил выделить несколько основных этапов появления старообрядцев в регионе, а также установить, каким этнокультурным трансформациям они подвергались в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL PECULIARITIES OF SETTLING OLD BELIEVERS IN ОRENBURG

The article deals with the evolution of the Old Believers in the context of the accommodating geographic environment. The study is of a comprehensive geographical nature and is based on the use of historical-geographical approach. The analysis of the available data al-lowed to identify several stages of the Believers' emergence in the region, as well as to determine what ethno-cultural transformations they underwent in different historical periods.

Текст научной работы на тему «Историко-географические особенности расселения старообрядцев Оренбуржья»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». № 3, 2013

удк 911.3: Попова О. В. [Popova O. V.]

27(470.56)"16/19"

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ОРЕНБУРЖЬЯ

Historical and geographical peculiarities of settling old believers in ОгепЬигд

Статья посвящена эволюции старообрядчества в контексте вмещающей географической среды. Проведенное исследование носит комплексный географический характер и основано на использовании историко-географического подхода. Анализ имеющихся сведений позволил выделить несколько основных этапов появления старообрядцев в регионе, а также установить, каким этнокультурным трансформациям они подвергались в разные исторические периоды.

Ключевые слова: историко-географический подход, старообрядчество, миграции, адаптация, дисперсное и приречное расселение.

The article deals with the evolution of the Old Believers in the context of the accommodating geographic environment. The study is of a comprehensive geographical nature and is based on the use of historical-geographical approach. The analysis of the available data allowed to identify several stages of the Believers' emergence in the region, as well as to determine what ethno-cultural transformations they underwent in different historical periods.

Key words: historical and geographical approach, the Old Believers, migration, adaptation, particulate and riverside settlement.

Переселение староверов в XVII - начале XX в. привело к образованию старообрядческих общин в разных регионах России и за ее пределами. Исследователи раскола полагают, что из центральной России в конце XVII и в начале XVIII веков общее число мигрировавших старообрядцев достигло около одного миллиона человек. Общая численность старообрядцев в России в настоящее время, по приблизительной оценке, превышает 2 млн. чел. [1]. Многие приверженцы «старой веры» сохраняют в той или иной степени этнокультурную специфику.

Территория Оренбургской губернии была привлекательной для старообрядцев. Оторванность ее от центра России, консервативность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционной культуры и быта. Процесс переселения старообрядчества в регион был постепенным. В его развитии

Рис. 1. Первые старообрядческие общины в Оренбургской области, конец XVII до 30-х годов XVIII в.

прослеживаются хронологические этапы, характеризующиеся наиболее значимыми изменениями, происходившими в жизни старообрядцев. Ис-торико-географический подход позволяет проанализировать динамику расселения старообрядческих общин.

Со всей очевидностью прослеживаются 4 этапа расселения старообрядческих общин на территории Оренбургской области, которые укладываются в периодизацию этнокультурного развития территории в работе Т. И. Герасименко, но имеют свою специфику [2].

I этап - ранний (конец XVII - 30-е г. XVIII в.) (рис. 1).

На этом этапе территория региона являлась своеобразной пограничной зоной, разделявшей калмыцкие, казахские и башкирские кочевья. Первые сведения о старообрядцах в Оренбургских степях

относятся к концу XVII в., однако более широкое распространение старообрядчество получило после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии (1722). Бежавшие оттуда старообрядцы (преимущественно поповцы) образовывали тайные скиты, а также селились на территории Яицкого (Уральского) казачьего войска. Старообрядцы составляли ядро казачества в исследуемом регионе [3].

Оборона юго-восточной границы не могла быть сплошной, основные укрепления создавались на наиболее опасных направлениях в виде временных жилищ (землянок), а позднее стали возникать постоянные казачьи «городки». «Сакмарский городок», в настоящее время село Сакма-ра, это самое старое русское поселение на территории Оренбургской области. Он был построен яицким атаманом Василием Араповым в 1725 г. в устье реки Сакмары, при котором его заселили охотники из числа яицких казаков-старообрядцев [4, 5].

II - этап переселения староверов в рамках российской колонизации - с 1730 по 1917 гг.

Его можно подразделить на 3 периода: В период первоначальной российской колонизации (с 1730 по 1790 г.) распространение старообрядчества шло параллельно с процессами русской колонизации края, мощным толчком для которой в 30-40-х г. XVIII в. стало построение Оренбургской оборонительной линии с центром в Оренбурге (рис. 2). Основанные населенные пункты (Бузулук, Тоцк, Илек (Илецкий городок), Новосергеевка, Пречистинка, Воздвиженка, Никитино, Желтый, Черноречинское, Татищево, Рассыпная, Нижнеозерное, Илецкая Защита (Соль-Илецк), Орск, Карагайское, Губерля, Ильинка, Таналык, Студеное, Мухраново, Бородинск, Затонное, Рубежинский и др.) строились как непрерывные системы укреплений (военные крепости, станицы, форпосты, редуты, хутора) вдоль рек Самара, Сакмара и Яик [6, 7]. Их жителями, наряду с уфимскими, самарскими, исетскими и яиц-кими казаками, а также выходцами из Заволжья становились и беглые старообрядцы. Все они составили впоследствии ядро Оренбургского казачества. Это предопределило начало формирования приречной системы расселения старообрядческих общин.

В 1744 г. была создана Оренбургская губерния в составе Российской империи. В середине XVIII в. казачьи городки, слободы, остроги все более теряют черты временных поселений. Казаки-старообрядцы укореняются

Татарстан

Условные знаки

• Населенные ■ Миграции

пункты казаков старообрядцев

Рис. 2. Расселение старообрядческих общин в 1730-1790 гг.

и обживают заселенные ими районы. Беглопоповщина была самой популярной формой вероисповедания среди казаков. Казаки-старообрядцы в исследуемом регионе были довольно зажиточными, особенно по сравнению с крестьянством центральных губерний России. Но этот более высокий уровень жизни достигался ценой постоянных, очень нелегких трудов мирных и военных [3, 6].

В период активной российской колонизации (1790— 1861 гг.) ряд правительственных мероприятий, направленных на расширение влияния на нерусские народы, стабилизацию государственных границ, на освоение обширных пустующих территорий и природных месторождений стимулировали миграции старообрядческих общин. Старообрядцы прибывали на территорию региона в составе переселенцев (русское православное крестьянство, украинцы, татары, мордва, чуваши) из центрально-черноземных губерний России (Тамбовская, Рязанская, Курская, Орловская, Воронежская), а также губерний Среднего Поволжья, Западной

V

Татарстан

^ Щ/

Морд.БугуруслЛ/' "-----лг1г"-----

Условные знаки # Беглопоповцы | Поморцы

» Миграции старообрядцев

■екая toK.it1

лвш Старое Тюрино г1иеорьевка

• Рассыпная Населенные пункты казаков 0 Бугуруслап Городской населенный пункт о Софиевка Сельские населенные пункты

Челябинская область

Рис. 3. Расселение старообрядческих общин к 1861 г.

Сибири, средне- и североуральских областей (рис. 3). Они принесли с собой веками складывавшуюся культуру земледелия, агротехнические навыки и приемы. Миграции способствовали быстрому продвижению раскола по обширной территории.

В конце XVIII в. появляются старообрядческие поселения в Бугу-русланском уезде Оренбургской губернии (села Елатомка (Елатманка), Нижнее и Верхнее Заглядино, Русские Боклы; деревня Козловка), а также в Бузулукском уезде (село Старая Тепловка, Колтубановка, Лабазы). В XIX в. на территории Бугурусланского уезда проживало более 3500 человек старообрядцев, в том числе: Мордовский Бугуруслан (42), Старове-ровка (368), Пронькино (18), Кирюшкино (74), Турхановка (102), Старое Тюрино (38), Григорьевка (233) [8]. В конце 50-х годов XIX в. в Бугурусла-не насчитывалось 414, а в Бузулуке - 934 старообрядцев [9]. Большинство из первых старообрядческих поселений принадлежало к поморцам-без-брачникам (так называемым даниловцам). Дальнейшее распространение староверия шло вглубь области. Так, казанскими староверами-федосеевцами (кулугурами) были основаны села: Софиевка, Река Дема, Луна, Дуб-

Рис. 4. Расселение старообрядческих общин в 1861-1917 гг.

ровка (Пономаревский, Шарлыкский районы). Для кулугуров характерно компактное проживание и зажиточность. Староверчество распространилось именно в том кусте деревень, жители которых переселялись на новые земли. Кроме того, старообрядческие общины выступали впоследствии еще и стабилизирующим элементом в адаптационных процессах. Так, старообрядцы-эрзя, переселившиеся из Нижегородского, Арзамасского и Алатырского уездов, довольно быстро включились в сложившийся здесь социально-хозяйственный комплекс и рыночные отношения.Каза-чьи старообрядческие поселения продолжали пополняться переселенцами из других регионов страны. В 1820 году на основанную в начале XIX века Новоилецкую оборонительную линию переселили казаков станицы Красноуфимской (г. Красноуфимск Свердловской обл.). Их разместили в форпостах Изобильном, Буранном, Новоилецком, Линевском, Угольном, и Ветлянском (Соль-Илецкий район). Также после расформирования баш-киро-мещерякского войска в 30-40-е годы XIX века часть башкир и мещеряков перевели в Оренбургское и Уральское войска [6]. В 1872 г., старообрядцев в Уральском казачьем войске было больше, чем приверженцев

официального православия — 46 347 и 32 062 человек соответственно, а в Оренбургском казачьем войске, на 61177 человек православного населения приходилось 8899 староверов [10].

Регион в этот период не утратил своего пограничного положения, где продолжала формироваться приречная система размещения укрепленных поселений, одними из жителей которых были старообрядцы.

Окончательное формирование географии

старообрядческих общин в Оренбуржье произошло в период с 1861 по 1917 год. (рис. 4). Крестьянская реформа 1861 г. придала новый импульс колонизационным процессам вообще и переселению староверов в частности. Старообрядцы появляются в центральных уездах Оренбургской губернии (поселок Благословенный, Нежинка и хутор Яковлевский) Оренбургского уезда.

Важным фактором стало преобразование станичного управления. В соответствии с «Положением об общественном управлении в казачьих войсках» (май 1870 г.) вводились две основные административные единицы: станица и поселок, которые соответствовали волости и сельскому обществу. Казачьи войска владели большими землями. В основном эти земли являлись неприкосновенной собственностью станиц. Широкое распространение имели заимочная и хуторская формы землепользования. Суть «заимочной системы» состояла в том, что каждый казак мог иметь столько земли, сколько он способен освоить. Тогда же начинается активное освоение жителями станиц ближайших территорий. Так, на притоках Сакмары и самой реке появляются казачьи старообрядческие хутора: Ар-хиповкий, Белов, Донсков, Еремин, Санков, Старцев (Дворики), Гребенс-кий, Ждановский, Майорский, Янгизский [6]. Чаще всего они назывались по фамилиям первых поселенцев. Угрозы нападений кочевников в этот период уже не было. Поэтому данные поселения строились обычно на ровных, богатых лесом и водой местах, где можно было заниматься не только хлебопашеством, но и огородничеством и садоводством. По официальным данным на 1897 г. число старообрядцев в процентном соотношении к общему числу населения в Оренбургской губернии составило 3,1 %, православных и единоверцев - 73,5 %, мусульман - 22,8 % [11]. К этому времени Оренбургский регион утратил значение пограничной местности. К 1901 г. число старообрядцев среди казаков Уральского и Оренбургского войска составило 63 346 (50 %) и 18 341 (4,6 %) соответственно [12].

Также в этот период происходит деление старообрядцев на различные толки и согласия. Самым многочисленным согласием в 1860-е годы оставались беглопоповцы. Их крупные общины - по 300-400 чел. -находились в селах Елатомка, Красный Яр, хуторе Яковлевском, станицах Рассыпная и Сакмарская, в Илецкой Защите [13]. Другое крупное согласие поповского направления, которое во второй половине XIX в. получило распространение на территории Оренбургской губернии было представлено Белокриницкой иерархией (австрийское согласие). К концу XIX в. Белокриницкая иерархия была самым активным и организованным старообрядческим согласием, как на территории Оренбургской епархии, так и в целом по Российской империи. Своего рода «опорными пунктами» старообрядцев поморского согласия стали Старая Теплов-ка, Лабазы, Илецкая Защита, Изобильное, Трудовое, Буранное [3, 9]. В 1850-1860-е годы образовались общины старообрядцев часовенного согласия, объединившие бывших беглопоповцев, которые после разгрома иргизских монастырей отказались от услуг беглых священников, заменив их уставщиками (Сакмарская станица и близлежащие хутора). Со временем из старообрядцев выделилась умеренная группа, которая, устав от преследований, была не против сближения с официальной церковью. В результате появилось новое религиозное течение - единоверие (Михайло-Архангельская и Покровская единоверческая церковь в Бу-гуруслане, Введенско-Богородицкая и Пророко-Ильинская в Илеке, Казанская Богородицкая Единоверческая церковь в Сакмарской станице) [7, 8, 14]. Также в этот период большое значение имели молитвенные старообрядческие дома: в Сакмарской станице (1), Оренбурге (2), Рассыпной (1), Елатомке (1) [14]. К 1905 году старообрядцы фиксировались уже практически во всех уездах Оренбургской губернии.

Для этого периода характерно было дисперсное и приречное расселение старообрядческих общин.

III этап - советский (1917-1991 гг.).

После Октябрьской революции жизнь старообрядцев подверглась крупным изменениям, предпринятым со стороны государства в отношении всех этноконфессиональных групп, существующих в России. Основным содержанием периода стал распад религиозных общин, «тайное» старообрядчество, массовое отдаление населения от религии. Под влиянием преследования и соответствующей агитации люди перехо-

дили в единоверческую или в никонианскую (официальную православную) церковь.

Этот этап характеризовался ростом межэтнических контактов. Обязательное образование в светской школе, служба в армии, участие старообрядцев в Великой Отечественной войне, получение образования за пределами старообрядческих поселений привело к еще большему усилению контактов с внешним миром. Определение четких границ расселения старообрядческих общин в это время является очень сложным процессом в связи со значительной чересполосицей, дисперсным расселением и формированием поликультурных ареалов.

IVэтап - постсоветский (с 1991 года).

Религиозное «оживление» охватило все конфессии, в том числе различные направления старообрядчества (рис. 5).

Процессы религиозного возрождения в ряде мест имеют специфику, связанную как с историческим прошлым, так и с реалиями сегодняшнего дня. Староверы не имеют таких материальных возможностей и поддержки властных структур, как РПЦ. В населённых пунктах Оренбургской области, где традиционно доминировали старообрядчество и единоверие, восстанавливаются приходы РПЦ. Последнее обстоятельство не вызывает негативной реакции у сельских жителей, так как конфессиональная самоидентификация их довольно расплывчата. Не многие могут вспомнить, что их предки принадлежали к старообрядчеству, называют себя православными и посещают службы в новой церкви. Здесь они нередко сталкиваются с неприятием со стороны духовенства и даже обвинениями в расколе, так как отдельные элементы обряда выполняют «нетрадиционно», «по-своему» (двуперстие, поклоны при молении и т. д.), в соответствии с древними канонами, заложенными в генетической памяти. Многие старообрядцы «докрещиваются» в новой церкви и принимают веру официального православия [3, 5].

В некоторых селах, таких как Затонная, Беловка, Архиповка отсутствуют культовые здания, но пожилые жители собираются для проведения служб по церковным праздникам в частных домах. Часть верующих относит себя к православным, другие помнят старообрядческое происхождение. Однако и те, и другие уже затрудняются объяснить разницу и не видят ничего предосудительного в совместных богослужениях. Здесь бытует традиция пения духовных стихов, сохраняются старообрядческие

Услопные знаки:

Татарстан аСсвсрнос

Т

Бугурусла^^^^^бдулино аМатвеевка С? ' ' Пономаревкйц^^ „

,¿7 Грачевка Ъ'.ЛЛ

о . Л V Пл^наново ' Шйрлык л- 1Бу1улу1(*Сторм Теплмка &

¿Г © о Александровна

/ КурманасвкаТоцкое _ Тюлъган

С? Сорочинфс Октябрьское О

}? иЯцд/ лЖааняео , Первомайский Но*Гргт,свка Жв'с"

иДревлеправославие

(беглопоповцы) 0 Белокриницкая иерархия (австрийское согласие) Единоверие у Поморцы

=Часовенное согласие(кержакн) © Административные + Федосеевцы(кулугуры) центры

( старообрядческие

организации 9 Населенные пункты с

наличием старообрядческого населения

Башкортостан

Челябинская область

Кварксно

Саратовская область

Ташл% ПереВолоцкИ^,0[>ен6ург

ХУсс

Кувандык Бсл^свка

Э оМсД1

Трубовое «СоЛЬгИЛЁЦК

V Изобильное 0

Акбулак

Новотро

Рис. 5. Старообрядческие общины в Оренбургской области (современное расселение).

иконы, нередко соседствующие на одной полке с «мирскими». Православие существовало здесь в той форме, в которой различия в обрядовой стороне двух церквей (официальной православной и старообрядческой) практически отсутствовали, последнее способствовало процессу их естественного сближения [3, 5]. Таким образом, создавались условия для перехода старообрядцев в РПЦ.

На современном этапе старообрядческие общины расселены дисперсно. Изолированных общин осталось очень мало. Представителями таких общин являются старообрядцы-федосеевцы (кулугуры) в селах Со-фиевка, Река Дема, Луна и Дубровка. Они затворились от внешнего мира и живут по своим законам. У них отсутствует церковная иерархия, они убеждены, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме.

Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.

Таким образом, расселение старообрядцев на исследуемой территории шло параллельно с хозяйственно-культурным освоением и российской колонизацией. Начавшись в конце XVII в., оно продолжалось до первой четверти XX столетия.

На начало 2013 года в Оренбургской области действовало 7 зарегистрированных старообрядческих организаций [15] (см. рис. 5). В настоящее время на территории Оренбургской области продолжают сохраняться почти все старообрядческие согласия, наличие которых фиксировалось документами конца XIX - начала ХХ в. В силу ряда причин остается нерешенной проблема их количественной характеристики.

ЛИТЕРАТУРА 1. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество XVII-XIX веков: в 2-х т. / сост. Г.М. Прохоров, под общ. ред. В. В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. 688 с.

2. Герасименко Т. И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. Монография. Санкт-Петербург, 2005. 235 с.

3. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: Историко-эт-нографическое исследование. Уфа, 2000. 219 с.

4. Федорова А. В. Народы Южного Урала: Этнический взгляд на историю, 101 с.

5. Юдин П. Городок Сакмарский (историко-этнографический очерк) / под ред. Н. И. Маркова. Сочи; Сакмара: Сочинское полиграфпред-приятие. 2006. 48 с.

6. Коротин Р. П., Павлычев И. Г., Пьянков И. Г. На рубежах отечества. Оренбург, Изд-во «Оренбургская губерния», 2003. 303 с.

7. Чибилев А. А., Соколов А. А. Илекский район Оренбургской области: Краеведческий атлас // ОРО ВОО «Русское географическое общество». Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. 36 с.

8. Кабанов Г. С. Мы - староверы. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2003. 440 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Катькова В. В. Старообрядчество Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: Автореф. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2010. 34 с.

10. Данилко Е. С. «Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы...» / Старообрядчество: история, культура, современность. М.: 2002. С. 98-109.

11. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. XVIII. Оренбургская губерния / по общ. ред. А. Тройницкого. Изда-

ние центрального статистического комитета внутренних дел, 1904. 198 с.

12. Чернавский Н. Исследование Н. Чернавского. Вып. 2 // Труды Оренбургской ученой Архивной комиссии. Оренбург: Типография Оренбургской Духовной Консистории, 1901-1902. Вып. 10.

13. Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии 1859-1917 гг.: дис. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2004. 203 с.

14. Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 г. Изд-во: Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1871. 222 с.

15. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад / под ред. В. А. Тиш-кова, В. В. Степанова. Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. С. 59-68.

ОБ АВТОРЕ Попова Оксана Владимировна, аспирант кафедры географии и

регионоведения Оренбургского государственного университета. 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407. Тел. (3532) 372542, E-mail: [email protected]

Popova Oksana Vladimirovna, a graduate student, Department of Geography and Regional Studies, Orenburg State University. 460024, Orenburg, Prospect Pobedy, 13. Room 1407, phone (3532) 372542. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.