НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ». № 3, 2013
удк 911.3: Попова О. В. [Popova O. V.]
27(470.56)"16/19"
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ СТАРООБРЯДЦЕВ ОРЕНБУРЖЬЯ
Historical and geographical peculiarities of settling old believers in ОгепЬигд
Статья посвящена эволюции старообрядчества в контексте вмещающей географической среды. Проведенное исследование носит комплексный географический характер и основано на использовании историко-географического подхода. Анализ имеющихся сведений позволил выделить несколько основных этапов появления старообрядцев в регионе, а также установить, каким этнокультурным трансформациям они подвергались в разные исторические периоды.
Ключевые слова: историко-географический подход, старообрядчество, миграции, адаптация, дисперсное и приречное расселение.
The article deals with the evolution of the Old Believers in the context of the accommodating geographic environment. The study is of a comprehensive geographical nature and is based on the use of historical-geographical approach. The analysis of the available data allowed to identify several stages of the Believers' emergence in the region, as well as to determine what ethno-cultural transformations they underwent in different historical periods.
Key words: historical and geographical approach, the Old Believers, migration, adaptation, particulate and riverside settlement.
Переселение староверов в XVII - начале XX в. привело к образованию старообрядческих общин в разных регионах России и за ее пределами. Исследователи раскола полагают, что из центральной России в конце XVII и в начале XVIII веков общее число мигрировавших старообрядцев достигло около одного миллиона человек. Общая численность старообрядцев в России в настоящее время, по приблизительной оценке, превышает 2 млн. чел. [1]. Многие приверженцы «старой веры» сохраняют в той или иной степени этнокультурную специфику.
Территория Оренбургской губернии была привлекательной для старообрядцев. Оторванность ее от центра России, консервативность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционной культуры и быта. Процесс переселения старообрядчества в регион был постепенным. В его развитии
Рис. 1. Первые старообрядческие общины в Оренбургской области, конец XVII до 30-х годов XVIII в.
прослеживаются хронологические этапы, характеризующиеся наиболее значимыми изменениями, происходившими в жизни старообрядцев. Ис-торико-географический подход позволяет проанализировать динамику расселения старообрядческих общин.
Со всей очевидностью прослеживаются 4 этапа расселения старообрядческих общин на территории Оренбургской области, которые укладываются в периодизацию этнокультурного развития территории в работе Т. И. Герасименко, но имеют свою специфику [2].
I этап - ранний (конец XVII - 30-е г. XVIII в.) (рис. 1).
На этом этапе территория региона являлась своеобразной пограничной зоной, разделявшей калмыцкие, казахские и башкирские кочевья. Первые сведения о старообрядцах в Оренбургских степях
относятся к концу XVII в., однако более широкое распространение старообрядчество получило после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии (1722). Бежавшие оттуда старообрядцы (преимущественно поповцы) образовывали тайные скиты, а также селились на территории Яицкого (Уральского) казачьего войска. Старообрядцы составляли ядро казачества в исследуемом регионе [3].
Оборона юго-восточной границы не могла быть сплошной, основные укрепления создавались на наиболее опасных направлениях в виде временных жилищ (землянок), а позднее стали возникать постоянные казачьи «городки». «Сакмарский городок», в настоящее время село Сакма-ра, это самое старое русское поселение на территории Оренбургской области. Он был построен яицким атаманом Василием Араповым в 1725 г. в устье реки Сакмары, при котором его заселили охотники из числа яицких казаков-старообрядцев [4, 5].
II - этап переселения староверов в рамках российской колонизации - с 1730 по 1917 гг.
Его можно подразделить на 3 периода: В период первоначальной российской колонизации (с 1730 по 1790 г.) распространение старообрядчества шло параллельно с процессами русской колонизации края, мощным толчком для которой в 30-40-х г. XVIII в. стало построение Оренбургской оборонительной линии с центром в Оренбурге (рис. 2). Основанные населенные пункты (Бузулук, Тоцк, Илек (Илецкий городок), Новосергеевка, Пречистинка, Воздвиженка, Никитино, Желтый, Черноречинское, Татищево, Рассыпная, Нижнеозерное, Илецкая Защита (Соль-Илецк), Орск, Карагайское, Губерля, Ильинка, Таналык, Студеное, Мухраново, Бородинск, Затонное, Рубежинский и др.) строились как непрерывные системы укреплений (военные крепости, станицы, форпосты, редуты, хутора) вдоль рек Самара, Сакмара и Яик [6, 7]. Их жителями, наряду с уфимскими, самарскими, исетскими и яиц-кими казаками, а также выходцами из Заволжья становились и беглые старообрядцы. Все они составили впоследствии ядро Оренбургского казачества. Это предопределило начало формирования приречной системы расселения старообрядческих общин.
В 1744 г. была создана Оренбургская губерния в составе Российской империи. В середине XVIII в. казачьи городки, слободы, остроги все более теряют черты временных поселений. Казаки-старообрядцы укореняются
Татарстан
Условные знаки
• Населенные ■ Миграции
пункты казаков старообрядцев
Рис. 2. Расселение старообрядческих общин в 1730-1790 гг.
и обживают заселенные ими районы. Беглопоповщина была самой популярной формой вероисповедания среди казаков. Казаки-старообрядцы в исследуемом регионе были довольно зажиточными, особенно по сравнению с крестьянством центральных губерний России. Но этот более высокий уровень жизни достигался ценой постоянных, очень нелегких трудов мирных и военных [3, 6].
В период активной российской колонизации (1790— 1861 гг.) ряд правительственных мероприятий, направленных на расширение влияния на нерусские народы, стабилизацию государственных границ, на освоение обширных пустующих территорий и природных месторождений стимулировали миграции старообрядческих общин. Старообрядцы прибывали на территорию региона в составе переселенцев (русское православное крестьянство, украинцы, татары, мордва, чуваши) из центрально-черноземных губерний России (Тамбовская, Рязанская, Курская, Орловская, Воронежская), а также губерний Среднего Поволжья, Западной
V
Татарстан
^ Щ/
Морд.БугуруслЛ/' "-----лг1г"-----
Условные знаки # Беглопоповцы | Поморцы
» Миграции старообрядцев
■екая toK.it1
лвш Старое Тюрино г1иеорьевка
• Рассыпная Населенные пункты казаков 0 Бугуруслап Городской населенный пункт о Софиевка Сельские населенные пункты
Челябинская область
Рис. 3. Расселение старообрядческих общин к 1861 г.
Сибири, средне- и североуральских областей (рис. 3). Они принесли с собой веками складывавшуюся культуру земледелия, агротехнические навыки и приемы. Миграции способствовали быстрому продвижению раскола по обширной территории.
В конце XVIII в. появляются старообрядческие поселения в Бугу-русланском уезде Оренбургской губернии (села Елатомка (Елатманка), Нижнее и Верхнее Заглядино, Русские Боклы; деревня Козловка), а также в Бузулукском уезде (село Старая Тепловка, Колтубановка, Лабазы). В XIX в. на территории Бугурусланского уезда проживало более 3500 человек старообрядцев, в том числе: Мордовский Бугуруслан (42), Старове-ровка (368), Пронькино (18), Кирюшкино (74), Турхановка (102), Старое Тюрино (38), Григорьевка (233) [8]. В конце 50-х годов XIX в. в Бугурусла-не насчитывалось 414, а в Бузулуке - 934 старообрядцев [9]. Большинство из первых старообрядческих поселений принадлежало к поморцам-без-брачникам (так называемым даниловцам). Дальнейшее распространение староверия шло вглубь области. Так, казанскими староверами-федосеевцами (кулугурами) были основаны села: Софиевка, Река Дема, Луна, Дуб-
Рис. 4. Расселение старообрядческих общин в 1861-1917 гг.
ровка (Пономаревский, Шарлыкский районы). Для кулугуров характерно компактное проживание и зажиточность. Староверчество распространилось именно в том кусте деревень, жители которых переселялись на новые земли. Кроме того, старообрядческие общины выступали впоследствии еще и стабилизирующим элементом в адаптационных процессах. Так, старообрядцы-эрзя, переселившиеся из Нижегородского, Арзамасского и Алатырского уездов, довольно быстро включились в сложившийся здесь социально-хозяйственный комплекс и рыночные отношения.Каза-чьи старообрядческие поселения продолжали пополняться переселенцами из других регионов страны. В 1820 году на основанную в начале XIX века Новоилецкую оборонительную линию переселили казаков станицы Красноуфимской (г. Красноуфимск Свердловской обл.). Их разместили в форпостах Изобильном, Буранном, Новоилецком, Линевском, Угольном, и Ветлянском (Соль-Илецкий район). Также после расформирования баш-киро-мещерякского войска в 30-40-е годы XIX века часть башкир и мещеряков перевели в Оренбургское и Уральское войска [6]. В 1872 г., старообрядцев в Уральском казачьем войске было больше, чем приверженцев
официального православия — 46 347 и 32 062 человек соответственно, а в Оренбургском казачьем войске, на 61177 человек православного населения приходилось 8899 староверов [10].
Регион в этот период не утратил своего пограничного положения, где продолжала формироваться приречная система размещения укрепленных поселений, одними из жителей которых были старообрядцы.
Окончательное формирование географии
старообрядческих общин в Оренбуржье произошло в период с 1861 по 1917 год. (рис. 4). Крестьянская реформа 1861 г. придала новый импульс колонизационным процессам вообще и переселению староверов в частности. Старообрядцы появляются в центральных уездах Оренбургской губернии (поселок Благословенный, Нежинка и хутор Яковлевский) Оренбургского уезда.
Важным фактором стало преобразование станичного управления. В соответствии с «Положением об общественном управлении в казачьих войсках» (май 1870 г.) вводились две основные административные единицы: станица и поселок, которые соответствовали волости и сельскому обществу. Казачьи войска владели большими землями. В основном эти земли являлись неприкосновенной собственностью станиц. Широкое распространение имели заимочная и хуторская формы землепользования. Суть «заимочной системы» состояла в том, что каждый казак мог иметь столько земли, сколько он способен освоить. Тогда же начинается активное освоение жителями станиц ближайших территорий. Так, на притоках Сакмары и самой реке появляются казачьи старообрядческие хутора: Ар-хиповкий, Белов, Донсков, Еремин, Санков, Старцев (Дворики), Гребенс-кий, Ждановский, Майорский, Янгизский [6]. Чаще всего они назывались по фамилиям первых поселенцев. Угрозы нападений кочевников в этот период уже не было. Поэтому данные поселения строились обычно на ровных, богатых лесом и водой местах, где можно было заниматься не только хлебопашеством, но и огородничеством и садоводством. По официальным данным на 1897 г. число старообрядцев в процентном соотношении к общему числу населения в Оренбургской губернии составило 3,1 %, православных и единоверцев - 73,5 %, мусульман - 22,8 % [11]. К этому времени Оренбургский регион утратил значение пограничной местности. К 1901 г. число старообрядцев среди казаков Уральского и Оренбургского войска составило 63 346 (50 %) и 18 341 (4,6 %) соответственно [12].
Также в этот период происходит деление старообрядцев на различные толки и согласия. Самым многочисленным согласием в 1860-е годы оставались беглопоповцы. Их крупные общины - по 300-400 чел. -находились в селах Елатомка, Красный Яр, хуторе Яковлевском, станицах Рассыпная и Сакмарская, в Илецкой Защите [13]. Другое крупное согласие поповского направления, которое во второй половине XIX в. получило распространение на территории Оренбургской губернии было представлено Белокриницкой иерархией (австрийское согласие). К концу XIX в. Белокриницкая иерархия была самым активным и организованным старообрядческим согласием, как на территории Оренбургской епархии, так и в целом по Российской империи. Своего рода «опорными пунктами» старообрядцев поморского согласия стали Старая Теплов-ка, Лабазы, Илецкая Защита, Изобильное, Трудовое, Буранное [3, 9]. В 1850-1860-е годы образовались общины старообрядцев часовенного согласия, объединившие бывших беглопоповцев, которые после разгрома иргизских монастырей отказались от услуг беглых священников, заменив их уставщиками (Сакмарская станица и близлежащие хутора). Со временем из старообрядцев выделилась умеренная группа, которая, устав от преследований, была не против сближения с официальной церковью. В результате появилось новое религиозное течение - единоверие (Михайло-Архангельская и Покровская единоверческая церковь в Бу-гуруслане, Введенско-Богородицкая и Пророко-Ильинская в Илеке, Казанская Богородицкая Единоверческая церковь в Сакмарской станице) [7, 8, 14]. Также в этот период большое значение имели молитвенные старообрядческие дома: в Сакмарской станице (1), Оренбурге (2), Рассыпной (1), Елатомке (1) [14]. К 1905 году старообрядцы фиксировались уже практически во всех уездах Оренбургской губернии.
Для этого периода характерно было дисперсное и приречное расселение старообрядческих общин.
III этап - советский (1917-1991 гг.).
После Октябрьской революции жизнь старообрядцев подверглась крупным изменениям, предпринятым со стороны государства в отношении всех этноконфессиональных групп, существующих в России. Основным содержанием периода стал распад религиозных общин, «тайное» старообрядчество, массовое отдаление населения от религии. Под влиянием преследования и соответствующей агитации люди перехо-
дили в единоверческую или в никонианскую (официальную православную) церковь.
Этот этап характеризовался ростом межэтнических контактов. Обязательное образование в светской школе, служба в армии, участие старообрядцев в Великой Отечественной войне, получение образования за пределами старообрядческих поселений привело к еще большему усилению контактов с внешним миром. Определение четких границ расселения старообрядческих общин в это время является очень сложным процессом в связи со значительной чересполосицей, дисперсным расселением и формированием поликультурных ареалов.
IVэтап - постсоветский (с 1991 года).
Религиозное «оживление» охватило все конфессии, в том числе различные направления старообрядчества (рис. 5).
Процессы религиозного возрождения в ряде мест имеют специфику, связанную как с историческим прошлым, так и с реалиями сегодняшнего дня. Староверы не имеют таких материальных возможностей и поддержки властных структур, как РПЦ. В населённых пунктах Оренбургской области, где традиционно доминировали старообрядчество и единоверие, восстанавливаются приходы РПЦ. Последнее обстоятельство не вызывает негативной реакции у сельских жителей, так как конфессиональная самоидентификация их довольно расплывчата. Не многие могут вспомнить, что их предки принадлежали к старообрядчеству, называют себя православными и посещают службы в новой церкви. Здесь они нередко сталкиваются с неприятием со стороны духовенства и даже обвинениями в расколе, так как отдельные элементы обряда выполняют «нетрадиционно», «по-своему» (двуперстие, поклоны при молении и т. д.), в соответствии с древними канонами, заложенными в генетической памяти. Многие старообрядцы «докрещиваются» в новой церкви и принимают веру официального православия [3, 5].
В некоторых селах, таких как Затонная, Беловка, Архиповка отсутствуют культовые здания, но пожилые жители собираются для проведения служб по церковным праздникам в частных домах. Часть верующих относит себя к православным, другие помнят старообрядческое происхождение. Однако и те, и другие уже затрудняются объяснить разницу и не видят ничего предосудительного в совместных богослужениях. Здесь бытует традиция пения духовных стихов, сохраняются старообрядческие
Услопные знаки:
Татарстан аСсвсрнос
Т
Бугурусла^^^^^бдулино аМатвеевка С? ' ' Пономаревкйц^^ „
,¿7 Грачевка Ъ'.ЛЛ
о . Л V Пл^наново ' Шйрлык л- 1Бу1улу1(*Сторм Теплмка &
¿Г © о Александровна
/ КурманасвкаТоцкое _ Тюлъган
С? Сорочинфс Октябрьское О
}? иЯцд/ лЖааняео , Первомайский Но*Гргт,свка Жв'с"
иДревлеправославие
(беглопоповцы) 0 Белокриницкая иерархия (австрийское согласие) Единоверие у Поморцы
=Часовенное согласие(кержакн) © Административные + Федосеевцы(кулугуры) центры
( старообрядческие
организации 9 Населенные пункты с
наличием старообрядческого населения
Башкортостан
Челябинская область
Кварксно
Саратовская область
Ташл% ПереВолоцкИ^,0[>ен6ург
ХУсс
Кувандык Бсл^свка
Э оМсД1
Трубовое «СоЛЬгИЛЁЦК
V Изобильное 0
Акбулак
Новотро
Рис. 5. Старообрядческие общины в Оренбургской области (современное расселение).
иконы, нередко соседствующие на одной полке с «мирскими». Православие существовало здесь в той форме, в которой различия в обрядовой стороне двух церквей (официальной православной и старообрядческой) практически отсутствовали, последнее способствовало процессу их естественного сближения [3, 5]. Таким образом, создавались условия для перехода старообрядцев в РПЦ.
На современном этапе старообрядческие общины расселены дисперсно. Изолированных общин осталось очень мало. Представителями таких общин являются старообрядцы-федосеевцы (кулугуры) в селах Со-фиевка, Река Дема, Луна и Дубровка. Они затворились от внешнего мира и живут по своим законам. У них отсутствует церковная иерархия, они убеждены, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста, который управляет всеми делами в молельном доме.
Нравы жесткие: не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица. Браки строятся по канонам домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка.
Таким образом, расселение старообрядцев на исследуемой территории шло параллельно с хозяйственно-культурным освоением и российской колонизацией. Начавшись в конце XVII в., оно продолжалось до первой четверти XX столетия.
На начало 2013 года в Оренбургской области действовало 7 зарегистрированных старообрядческих организаций [15] (см. рис. 5). В настоящее время на территории Оренбургской области продолжают сохраняться почти все старообрядческие согласия, наличие которых фиксировалось документами конца XIX - начала ХХ в. В силу ряда причин остается нерешенной проблема их количественной характеристики.
ЛИТЕРАТУРА 1. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество XVII-XIX веков: в 2-х т. / сост. Г.М. Прохоров, под общ. ред. В. В. Нехотина. М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. 688 с.
2. Герасименко Т. И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов. Монография. Санкт-Петербург, 2005. 235 с.
3. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: Историко-эт-нографическое исследование. Уфа, 2000. 219 с.
4. Федорова А. В. Народы Южного Урала: Этнический взгляд на историю, 101 с.
5. Юдин П. Городок Сакмарский (историко-этнографический очерк) / под ред. Н. И. Маркова. Сочи; Сакмара: Сочинское полиграфпред-приятие. 2006. 48 с.
6. Коротин Р. П., Павлычев И. Г., Пьянков И. Г. На рубежах отечества. Оренбург, Изд-во «Оренбургская губерния», 2003. 303 с.
7. Чибилев А. А., Соколов А. А. Илекский район Оренбургской области: Краеведческий атлас // ОРО ВОО «Русское географическое общество». Оренбург: Печатный дом «Димур», 2007. 36 с.
8. Кабанов Г. С. Мы - староверы. Оренбург: Печатный дом «Димур», 2003. 440 с.
9. Катькова В. В. Старообрядчество Самарской губернии во второй половине XIX - начале XX в.: Автореф. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2010. 34 с.
10. Данилко Е. С. «Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы...» / Старообрядчество: история, культура, современность. М.: 2002. С. 98-109.
11. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. XVIII. Оренбургская губерния / по общ. ред. А. Тройницкого. Изда-
ние центрального статистического комитета внутренних дел, 1904. 198 с.
12. Чернавский Н. Исследование Н. Чернавского. Вып. 2 // Труды Оренбургской ученой Архивной комиссии. Оренбург: Типография Оренбургской Духовной Консистории, 1901-1902. Вып. 10.
13. Камзина А. Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской православной церкви в Оренбургской епархии 1859-1917 гг.: дис. ... канд. истор. наук. Оренбург, 2004. 203 с.
14. Оренбургская губерния. Список населенных мест по сведениям 1866 г. Изд-во: Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1871. 222 с.
15. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Приволжском федеральном округе. Экспертный доклад / под ред. В. А. Тиш-кова, В. В. Степанова. Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. С. 59-68.
ОБ АВТОРЕ Попова Оксана Владимировна, аспирант кафедры географии и
регионоведения Оренбургского государственного университета. 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1407. Тел. (3532) 372542, E-mail: [email protected]
Popova Oksana Vladimirovna, a graduate student, Department of Geography and Regional Studies, Orenburg State University. 460024, Orenburg, Prospect Pobedy, 13. Room 1407, phone (3532) 372542. E-mail: [email protected]