Научная статья на тему 'Историко-географические особенности формирования этнокультурных ландшафтов Якутии'

Историко-географические особенности формирования этнокультурных ландшафтов Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
477
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / LANDSCAPE / ЯКУТИЯ / YAKUTIA / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / HISTORICAL GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гнатюк Галина Анисимовна, Дегтева Жанна Федоровна

Авторы, используя историко-географический подход, выделяют периодизацию этнокультурных ландшафтов Якутии. Отмечается роль христианства, административно-управленческого обустройства Якутии в формировании культурных ландшафтов рассматриваемой территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-географические особенности формирования этнокультурных ландшафтов Якутии»

УДК 930.85

Галина Гнатюк1, Жанна Дегтева2

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ ЯКУТИИ*

HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL FEATURES OF THE FORMATION OF ETHNIC AND CULTURAL LANDSCAPES IN YAKUTIA

* Статья представлена на конференции, организованной при финансовой поддержке РГНФ и фонда «Дом наук о человеке» (Франция). Проект № 15-22-08501 «Организация и проведение научной конференции (с международным участием) «Ландшафт в нарративе памяти. Реальность. Образ. Моделирование».

Авторы, используя историко-географический подход, выделяют периодизацию этнокультурных ландшафтов Якутии. Отмечается роль христианства, административно-управленческого обустройства Якутии в формировании культурных ландшафтов рассматриваемой территории.

Ключевые слова: ландшафт, Якутия, историческая география

The authors, using historical and geographical approach, allocate periodization of ethnocultural landscapes of Yakutia. The special role of Christianity, administrative and management arrangement of Yakutia in shaping of the cultural landscape of the territory, is stated in the article.

Key words: landscape, Yakutia, historical geography

В исследованиях применялся историко-географический подход, который позволяет не только осуществить историко-географическую периодизацию и выявить историко-географические особенности формирования культурных ландшафтов, но и исследовать временные срезы в системе «природа-этнос-хозяйство», определить этнокультурные изменения на конкретной территории.

1 Гнатюк Галина Анисимовна, кандидат географических наук, профессор кафедры географии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected].

Galina Gnatyuk, Candidate of Geographical Sciences, Professor, Department of Geography, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

2 Дегтева Жанна Федоровна, заведующий учебно-научной лабораторией ландшафтоведения СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

Zhanna Degteva, Head of Educational and Scientific Laboratory of Landscape, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Проведя анализ исторических событий, происходивших на территории Якутии, были выделены основные периоды формирования современных этнокультурных ландшафтов края:

- заселение края, формирование коренного населения Якутии (до XVII века);

- вхождение Якутии в состав России и начало освоения Ленского края (XVII в. - начало XX в.);

- промышленное и аграрное освоение Якутского края (с начала до конца XX в.);

- преобразования в социально-экономической системе (с конца XX в. по настоящее время).

Древнейшие следы существования человека на территории современной Республики Саха (Якутия) относят к палеолиту [3]. Проведя анализ археологических и этнографических материалов, А.П. Окладников, пришел к заключению, что из современных племен Севера имеют больше всего оснований претендовать на прямое происхождение от древнейшего этнического пласта Якутии - юкагиры, обитавшие на этом пространстве до якутов и тунгусских племен [8]. Большинство исследователей склонны видеть в современных юкагирах потомков древнейшего аборигенного населения Северо-востока Сибири [2].

С середины I тыс. н.э. на территорию Якутии стали проникать группы тунгусов. Необычайно широкое расселение тунгусов (эвенов и эвенков) в сочетании с их небольшой численностью представляет собой уникальное явление в человеческой истории [9]. К моменту контакта с русскими, тунгусы были рассеяны на огромных пространствах Сибири, и делились на ряд групп, отличавшихся особенностями хозяйства и быта. Согласно антропологическим, археологическим и лингвистическим данным, эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья около I тыс. лет н.э. [5, 6].

Заселение края древними тюрко-и монголо-язычными этническими группами в XIII-XVII вв. привело к образованию народа саха (якутов) - народа сложного происхождения, тюркского по языку и северному по этнокультурному типу. Важнейшим отличием от соседей (оленеводов и охотников) у якутов было уникальное, самое северное пастбищное скотоводство - разведение крупного рогатого скота и лошадей [6].

Географическая дифференциация природных условий на данном этапе развития Якутии значительно повлияла на хозяйственную деятельность этнических общностей (рис. 1).

Вхождение Ленского края в состав России повлекло за собой распространение на этой территории государственного правопорядка, а также изменения статуса Якутии. Якутия стала играть важную роль как поставщик пушнины и опорная база для продвижения на северо-восток континента и дальше, в Северную Америку, землепроходцев и мореходов.

С 1623-1669 гг. на территории Ленского края появляется множество острогов и зимовий. Происходит очаговое расселение русских, завязываются многочисленные

контакты с местным населением. Частые контакты при сборе ясака требовали знания языков и обычаев разных народов. Некоторые роды, не желая платить ясак, покидали насиженные места и уходили в другие районы. Начались массовые миграции племен, новые этногенетические процессы, что привело к трансформация этнической картины Ленского края.

Рис. 1. Расселение этносов в начале XVII в. в современных границах Якутии (составлено авторами)

Изменению территориальной структуры этносов способствовало создание почтовых станков (небольших населенных пунктов). Только на Иркутско-Якутском тракте к 1917 г. было построено 66 станций [11]. Создание почтового тракта становится осью притяжения местного населения. Формируется новая система расселения, которая в значительной степени сохранилась до настоящего времени. Многие современные населенные пункты - это бывшие почтовые станки (Покровск, Еланка, АтДабан и др.).

Образование почтовых трактов и приход на территорию Якутии во второй половине XVII в. русских крестьян привели к появлению земледельческой культуры и еще большему усилению контактов с местным населением. Русские крестьяне стали учителями для первых якутских земледельцев, обучая и передавая им свой опыт и знания.

Со второй половины XVII столетия Якутия становится и местом ссылки полит-ссыльных, административно-ссыльных и ссыльно-поселенцев. В 60-х гг. XVII столетия сюда тысячами ссылались украинские казаки и поселяне, недовольные присоединением их края к Москве. Значительный процент ссыльных составляли мятежные стрельцы, раскольники, шведские военнопленные, польские конфедераты и т.д.

Происходит увеличение количества пришлого населения, усложняется национальный состав Якутии.

В 30-е годы XVIII в. появляются первые гражданские учебные заведения в Якутском крае (цифирная и гарнизонная, позже навигацкая, словесная и казачья школы). К 1917 г. в Якутской области действовало 173 школы, из них 164 - одноклассных, 5 - двух-трехклассных, 3 средние школы (реальное училище, женская гимназия, учительская семинария) и, кроме того, Якутская фельдшерская школа, средняя сельскохозяйственная школа, 3 приюта. Это способствовало концентрации населения в местах, где были размещены учебные заведения, а также частым этническим контактам и изменениям в языке и культуре [7].

В развитие культуры и образования народов Ленского края значительный вклад внесла Православная церковь, созданием церковно-приходских школ, училищ, выпуском первых книг на якутском языке. К 1918 г. в духовном ведомстве Якутии действовали все традиционные институты русского православия [7]. Однако традиционные политеистические верования и шаманство сосуществовали наряду с православием. Христианство, принесенное в Ленский край, способствовало формированию якутского литературного языка.

В формировании культурных ландшафтов рассматриваемой территории значительную роль сыграло административно-управленческое обустройство Якутии. Одним из основных документов по управлению малыми народами и народностями был «Устав об управлении инородцами» 1822 года, который способствовал совершенствованию системы управления Сибирью.

Устав поощрял развитие товарно-денежных отношений в хозяйственной жизни местного населения. Разделял инородцев в рамках права Российской империи на «оседлых», «кочевых» и «бродячих» и согласно этому разделению определял их административный и правовой статус. Устав заменил натуральный ясак денежным налогом, натуральная повинность вытеснялась уплатой денег. В начале XIX века «Устав» закреплял за коренными народами Сибири находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны, позволял открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы. «Устав» декларировал полную веротерпимость [10].

Управление Якутским краем требовало образования административных центров. Образуются поселения с функциями управления Якутск, Олекминск, Вилюйск, Жи-ганск, Зашиверск и др., которые привлекали и концентрировали население разного этнического состава. Где более интенсивно происходило смешение этносов и взаимообогащение их культур.

В 1810 году был создан Департамент мануфактур и внутренней торговли. На этом этапе организованы Торговые дома, которые занимались скупкой и реализацией сельскохозяйственного сырья, крупного рогатого скота и продуктов, вступали в подряды с казною, совершали поставки мяса, масла, рыбы и других продуктов, за-

нимались скупкой и реализацией пушнины (крупные торговые фирмы доставляли пушнину в Москву, Кяхту и Лондон). Благодаря развитию торговли увеличивается возможность этнических контактов. В поселениях с торговой функцией возрастает численность населения, изменяется национальный состав.

Важным событием в истории края стало открытие месторождений золота (притоки р. Олекмы и р. Витим) 1840-60 гг. Зарождение золотодобывающей промышленности, сопровождается возникновением компаний, банков, проникновением иностранного капитала, оживлением торговли, началом промышленной миграции. Происходят сдвиги в социальной, этнической и демографической структурах населения.

Таким образом, в период Вхождения Ленского края в состав России произошла значительная этническая трансформация территории Якутии. Многовековой опыт адаптации к суровым климатическим условиям сблизил культуры различных народов: юкагиров, эвенов, эвенков, якутов, русских и др. Взаимовлияние и взаимодействие культур разных этносов привело к изменению хозяйства и создало возможность для освоения новых природных ландшафтов.

Начало следующего периода связано с образованием Якутской Автономной Советской Социалистической республики в составе РСФСР (27 апреля 1922 года). К этому времени наряду с коренными народами здесь уже проживали представители более ста национальностей [12]. Первая половина XX в. на территории Якутии характеризуется процессами индустриализации, коллективизации, сельскохозяйственного и культурного строительства и переводом кочующего населения на оседлый образ жизни. Поселкование способствовало образованию и строительству постоянных населенных пунктов, центров колхозов, бригад, производственных участков.

Значительные изменения происходят в организации труда в отрасли «оленеводство». Создание оленеводческих бригад, определение маршрутов выпаса оленей, строительство на маршрутах оленбаз способствует изменению уклада жизни оленеводов: кочевание исчезает как образ жизни, появляется «производственное» кочевание. У северных народов со стадами оленей теперь кочует только работник-оленевод, семья же постоянно находится в поселении.

Вопрос о землепользовании, который решался с учетом материальной заинтересованности основной массы сельских жителей в увеличении посевной площади и увеличении поголовья скота привел к переделам земли. Переделы земли коснулись в основном якутов и русских крестьян (общее число русских крестьян к началу XX в. составляло около 10646 человек [1]).

Происходят изменения в скотоводческой культуре якутов, многие зимники (кы-стык) начали развиваться как постоянные населенные пункты, летники (сайлык), как пастбище и места заготовки сена. Таким образом, на данном этапе происходят изменения в культуре ведения традиционного хозяйства, не только малочисленных народов, но и якутов.

Благодаря открытию богатых золотом месторождений Алдана быстро развивается добывающая промышленность. В 1924 году был организован первый Якутский

государственный золотопромышленный трест. Алдан становится центром индустрии, и нуждается в квалифицированных специалистах. Массовая промышленная миграция населения в течение 20-30-х годов привела к образованию на территории бывшего Алданского округа четырех новых административных районов: Алданского, Томмотского, Тимптонского и Учурского, ставшими центрами золотой промышленности Якутии. Здесь происходит концентрация и формирование иноэтнических групп населения. По национальному составу жители Алдана в 30-х годах распределялись следующим образом (по убыванию): русские, китайцы, корейцы, якуты [4].

Многочисленные экспедиции по изучению природных ресурсов привели к открытию, а затем и к освоению месторождений золота и олова в Усть-Майском и Верхоянском районах. На этапе промышленного освоения края происходит формирование в 1950-60 гг. новой алмазодобывающей отрасли, строительство Вилюйской ГЭС - первой в мире гидроэлектростанции на многолетней мерзлоте, развитие нефтегазового комплекса и его инфраструктуры (конец 1960 гг.), освоение Южно-Якутского угольного бассейна (1970-1980 гг.), формирование ТПК, строительство Нерюнгрин-ской ГРЭС, железной дороги, предприятий энергетики, транспорта и др. объектов. Все это привело к возникновению городов и поселков городского типа (Айхал, Удачный, Мирный, Чернышевский, Алмазный, Промышленный, Кызыл-Сыр и др.).

Вследствие этого, происходит приток специалистов разных национальностей, что приводит к изменениям в этническом составе населения и увеличению этнокультурных контактов; формируются многонациональные населенные пункты, где происходит смешение культур как пришлого, так и местного населения; смещаются и сокращаются ареалы традиционного природопользования в местах промышленного освоения.

Следующий период с конца XX века на начальном этапе перехода к рыночной экономике характеризуется сокращением промышленного производства. Существовавший ранее интенсивный приток населения сменяется довольно устойчивым оттоком. Реформа сельскохозяйственных предприятий приводит к распаду совхозов и колхозов, к образованию фермерских, крестьянских хозяйств и родовых общин, что сказывается на трансформации хозяйственного уклада жизни. Вследствие этого, происходит смена этнического состава: увеличивается доля якутов и коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения, сокращается доля славянской группы населения.

Демократизация общественной жизни в данный период обеспечивает этнокультурные и этноязыковые потребности национальных групп представленных в Якутии. Тенденция быстрого роста национального самосознания народов республики обеспечивает возрождение традиционной религии, христианства и других конфессий.

Периодизации событий, происходящих в экономической, социальной, политической и культурной жизни Якутии позволила увидеть произошедшие структурные изменения этнокультурного ландшафта, формирование которого тесным образом связано с заселением и освоением Ленского края.

Литература

1. Гоголев, А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) / А.И. Гоголев. - Якутск : Издательство ЯГУ, 1993. - 200 с.

2. Гурвич, И.С. Этногенез юкагиров / И.С. Гурвич, Ю.Б. Симченко // Этногенез народов Севера. - Москва, 19S0.

3. Долгих, Б.О. Происхождение нганасанов / Б.О. Долгих // Сибирский этнографический сборник. - Москва, 1952.

4. Игнатьева, В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этно-статистические исследования) / В.Б. Игнатьева. - Якутск, 1994. - 144 с.

5. Историко-культурный атлас «Якутия. Природа. История. Этнография. Современность». - Москва : Феория, 2007.

6. История Якутского края // Официальный сайт РС(Я) (электронный ресурс): http://sakha.gov.ru

7. Национальный архив Республики Саха (Якутия): путеводитель: в 2 ч. / Ком. гос. арх. службы Респ. Саха (Якутия); [сост.: И.И. Каженкина и др.; редкол.: М.М. Степанова (отв. редактор) и др.] - Якутск : Якутский край, 2007 - 21б с.

S. Окладников, А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству / А.П. Окладников // История Якутской АССР. - Москва, 1955.

9. Парникова, А.С. Расселение якутов в XVII - начале XX в. / А.С. Парникова. -Якутск, 1971. - 152 с.

10. Туголуков, В.А. Этнические корни тунгусов / В.А. Туголуков // Этногенез народов Севера. - Москва : Наука, 19S0.

11. Устав об управлении инородцев от 22 июля 1S22 года Полное собрание законов Российской империи с 1S49 г. Т. 3S. - № 29. - С. 394-41б.

12. Ф. 225-и, 335 ед. хр., 1S05 - 1S91 гг.; оп. 1-3

13. Федорова, Е.Н. Миграция населения Якутии: Прошлое и настоящее / Е.Н. Федорова, Г.А. Железнова. - Новосибирск : Наука, 2003. - 200 с.

References

1. Gogolev A.I. Jakuty (Problemy jetnogeneza i formirovanija kul'tury) / A.I. Gogolev. -Jakutsk : Izdatel'stvo JaGU, 1993. - 200 s.

2. Gurvich I.S., Simchenko Ju.B. Jetnogenez jukagirov / I.S. Gurvich, Ju.B. Simchenko // Jetnogenez narodov Severa. - Moskva : Nauka, 19S0.

3. Dolgih B.O. Proishozhdenie nganasanov / B.O. Dolgih // Sibirskij jetnograficheskij sbornik. - Moskva, 1952.

4. Ignat'eva V.B. Nacional'nyj sostav naselenija Jakutii (Jetno-statisticheskie issledovanija) / V.B. Ignat'eva. - Jakutsk, 1994. - 144 s.

5. Istoriko-kul'turnyj atlas Jakutija. Priroda. Istorija. Jetnografija. Sovremennost'. M.: Izdatel'stvo «Feorija», 2007.

6. Istorija Jakutskogo kraja // Oficial'nyj sajt RS (Ja) (jelektronnyj resurs): http://sakha. gov.ru

7. Nacional'nyj arhiv Respubliki Saha (Jakutija): putevoditel' v 2-h ch. / Kom. gos. arh. sluzhby Resp. Saha (Jakutija); [sost.: I. I. Kazhenkina i dr.; redkol.: M.M. Stepanova (otv. redaktor) i dr.] - Jakutsk: Jakutskij kraj, 2007. - 216 s.

8. Okladnikov A.P. Jakutija do prisoedinenija k Russkomu gosudarstvu / A.P. Okladnikov // Istorija Jakutskoj ASSR. - Moskva, 1955.

9. Parnikova A.S. Rasselenie jakutov v XVII-nachale XX v. / A.S. Parnikova. - Jakutsk, 1971. - 152 s.

10. Tugolukov V.A. Jetnicheskie korni tungusov / V.A. Tugolukov // Jetnogenez narodov Severa. - Moskva : Nauka. - 1980.

11. Ustav ob upravlenii inorodcev ot 22 ijulja 1822 goda. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1849 g. - T. 38. № 29. - S. 394 - 416

12. F. 225-i, 335 ed. hr., 1805 - 1891 gg.; op. 1-3

13. Fedorova E.N. Migracija naselenija Jakutii: Proshloe i nastojashhee / E.N. Fedorova, G.A. Zheleznova. - Novosibirsk : Nauka, 2003. - 200 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.