Научная статья на тему 'Историко-философская ретроспекция проблемы социального неравенства'

Историко-философская ретроспекция проблемы социального неравенства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
365
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / СТРАТИФИКАЦИЯ / КЛАССЫ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВА / SOCIAL INEQUALITY / CLASS STRUCTURE OF SOCIETY / STRATIFICATION / CLASSES / SOCIAL MOBILITY / FACTORS / DIFFERENTIATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плетнева А.А., Кичанова О.Е.,

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии и социологии. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы социального неравенства, а также вопросы, связанные с причинами, порождающими стратификацию в обществе. Авторы подвергают анализу стратификационные подходы, начиная с античности и заканчивая современностью. Приведены различные точки зрения философов и социологов на данную проблему и подходы к измерению неравенства. Проанализированы стратификационные теории Т. Гоббса, К.Маркса, М.Вебера и П.Сорокина. Выделяются и описываются характерные особенности деления людей на классы и страты. Уделяется особое внимание вопросам распределения благ, ресурсов, функций и возможностей в зависимости от социального положения. По итогам анализа материалов исследований авторами сделан вывод о том, что избыточное социальное неравенство в значительной степени способствует развитию отдельных индивидов в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and philosophical retrospection of the problem of social inequality

The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of philosophy and sociology. This article discusses the theoretical aspects of the problem of social inequality, as well as issues related to the causes of stratification in society. The authors analyze the stratification approaches, starting with antiquity and ending with modernity. Various scholar’s points of view on this problem and approaches to measuring inequality are given. The stratification theories of T. Hobbes, K. Marx, M. Weber and P. Sorokin are analyzed. Characteristic features of the division of people into classes and strata are distinguished and described. Particular attention is paid to the distribution of benefits, resources, functions and capabilities, depending on social status. Based on the analysis of research materials, the authors concluded that excessive social inequality contributes significantly to the development of individuals in society.

Текст научной работы на тему «Историко-философская ретроспекция проблемы социального неравенства»

Историко-философская ретроспекция проблемы социального неравенства Historical and philosophical retrospection of the problem of social inequality

Плетнева А.А.,

Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Россия, г. Казань e-mail pletneva033@bk.ru

Pletneva A.A.

1st year student Institute of digital technology and economics Kazan state power engineering university

Russia, Kazan e-mail pletneva033@bk.ru

Кичанова О.Е.

Студент 1 курса Институт цифровых технологий и экономики ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Россия, г. Казань e-mail o.ki2018@yandex.ru

Kichanova O.E.

1st year student Institute of Digital Technology and Economics Kazan state power engineering university

Russia, Kazan e-mail o.ki2018@yandex.ru

Научный руководитель Миннуллина Э. Б.

Доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой философии и медиакоммуникаций

Россия, г. Казань e-mail elinafil@mail.ru

Scientific adviser Minnullina E. B.

Doctor of philosophical science, assistant professor, Head department of philosophy and media communications

Russia, Kazan e-mail elinafil@mail.ru

Аннотация.

Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии и социологии. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы социального неравенства, а также вопросы, связанные с причинами, порождающими стратификацию в обществе. Авторы подвергают анализу стратификационные подходы, начиная с античности и заканчивая современностью. Приведены различные точки зрения философов и социологов на данную проблему и подходы к измерению неравенства. Проанализированы стратификационные теории Т. Гоббса, К.Маркса, М.Вебера и П.Сорокина. Выделяются и описываются характерные особенности деления людей на классы и страты. Уделяется особое внимание вопросам распределения благ, ресурсов, функций и возможностей в зависимости от социального положения. По итогам анализа материалов исследований авторами сделан вывод о том, что избыточное социальное неравенство в значительной степени способствует развитию отдельных индивидов в обществе.

Annotation.

The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of philosophy and sociology. This article discusses the theoretical aspects of the problem of social inequality, as well as issues related to the causes of stratification in society. The authors analyze the stratification approaches, starting with antiquity and ending with modernity. Various scholar's points of view on this problem and approaches to measuring inequality are given. The stratification theories of T. Hobbes, K. Marx, M. Weber and P. Sorokin are analyzed. Characteristic features of the division of people into classes and strata are distinguished and described. Particular attention is paid to the distribution of benefits, resources, functions and capabilities, depending on social status. Based on the analysis of research materials, the authors concluded that excessive social inequality contributes significantly to the development of individuals in society.

Ключевые слова: социальное неравенство, классовая структура общества, стратификация, классы, социальная мобильность, факторы, дифференциация общества.

Key words: social inequality, class structure of society, stratification, classes, social mobility, factors, differentiation of society.

Во все времена в обществе существовало неравномерное распределение привилегий, материальных и духовных благ у представителей разных социальных классов. Неравенство увеличивается с развитием общественных отношений и в результате приводит к образованию социальной иерархии.

Проблема социального неравенства возникла одновременно с формированием общества. Она привлекала внимание философов, мыслителей и учёных в силу своей фундаментальности и неочевидности ее решения.

Еще в античной философии Платон в диалоге «Государство» размышлял над дифференциацией членов общества. Философ, понимая справедливость как главную добродетель, высказывался против стяжательства и стремления людей к богатству, соответственно, против неестественного разрыва между бедными и богатыми. Он считал, что нужно иметь чувство меры во всем. В экономическом смысле у способного человека, не зависимо от его происхождения, должна быть возможность лифта. Для создания идеального государства, в представлении Платона, необходимо преодолеть раскол между бедными и богатыми, но это является утопией, так как в реальности государство «представляет собою множество государств... Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: бедняков и богачей; и в каждом из них опять-таки множества государств, так что ты промахнешься, подходя к ним как к чему-то единому». [1]

Платон считается одним из первых политических идеологов, размышлявших о государстве, как об обществе, имеющем классовый характер. Граждане являются представителями одного из трёх классов: правителей; воинов и чиновников, работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актёров). Каждому слою приписывались определенные функции. Платон смоделировал высоко стратифицированное общество, в котором правящему классу характерно равенство возможностей, полное отсутствие частной собственности и направленность на благосостояние общества. Таким образом, идею социального неравенства в аристократии Платона можно понимать диалектически: стратификация и классовое разделение как следствие неравных врожденных способностей необходимо в каком-то смысле для равенства и благоденствия всех.

Ученик Платона Аристотель в трактате «Политика» разделял позицию своего учителя о неизбежном неравенстве людей. Он выделял во всех государствах три класса: один - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний класс. Наилучшим классом он считал средний, потому что его члены благодаря условиям жизни в большей степени предрасположены следовать рациональному принципу. Опираясь на социальный опыт, Аристотель выделил закономерность, что из бедняков вырастают преступники, а из богачей мошенники. Рассуждая о стабильности государства, Аристотель отмечал необходимость поддерживать бедных, так как государство, имеющее множество бедняков, неизбежно будет иметь много врагов. Ведь нищета порождает бунт

и преступления. В обществе, где подавляющее большинство бедных, возникают сложности, и появляется угроза существованию государства. Аристотель был против того, чтоб государством управляли бедняки, у которых отсутствует собственность, и против эгоистического правления богачей. Из среднего класса формируется общество, наиболее приближенное к идеалу. Именно поэтому государство, где основная часть граждан - это представители среднего класса, управляется лучше всего, так как они обеспечивают общественное равновесие. В античности социальное неравенство рассматривали с позиции дифференциации в системе государства, тогда как в эпоху Просвещения стали рассматривать индивидуальное неравенство.

Социальная мысль эпохи Просвещения переняла и усовершенствовала рационалистические и гуманистические традиции прошлого. С точки зрения Т. Гоббса, все люди равны по своим умственным и физическим способностям. Различия, существующие между людьми, возникают из -за «подвижности» их темперамента, но оказывают не настолько значительное влияние на превосходство одних над другими. По мнению философа, на проявление и изменение способностей человека, влияют социальные факторы. Т. Гоббс в своих работах всегда подчеркивал равенство между людьми, поэтому для объединения государства и его развития, по мнению философа-материалиста, первое, что надо сделать, - это устранить неравенство во власти и привилегиях. Он приходит к выводу, что люди стремятся к власти только для получения привилегий, а, так как человеческие потребности постоянно возрастают, это пагубно влияет на развитие государства.

Т. Гоббс, считает, что общественный договор - это и есть гарант создания общности в виде государства. Договор между людьми представляет собой делегирование прав руководства другому человеку. Так граждане сами ограничивают свои права и свободы в пользу государства, целью которого является обеспечение безопасности и мира на всей территории страны. Данное государство может функционировать, только если в «идеальном обществе» будут отсутствовать привилегированные классы, поскольку с ними невозможно обеспечить равенство прав. Таким образом, на становление неравного положения людей, исходя из философии Гоббса, влияют социальные факторы. Но с развитием капиталистических отношений следует рассматривать и экономические факторы, влияющие на стратификацию общества.

Никто в истории общественной мысли так точно, как К. Маркс, не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между интересами различных классов. Так, основная концепция классов указывает на ранее переосмысленное экономическое неравенство. Анализируя капиталистическую стадию общества, он пришел к выводу, что экономика играет главную роль в развитии социальных явлений. Именно экономическое неравенство является объективным и единственным фактором устройства общества. Потому классовая принадлежность определяется объективными условиями, а не устоявшимися представлениями людей о принятой социальной позиции. Карл Маркс заложил в основу своей концепции социального расслоения понятие производственных отношений, полагая, что все остальные характеристики классов второстепенны. Великий немецкий мыслитель отмечал, что при капиталистическом строе есть господствующий класс, владеющий средствами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников. Именно между этими группами изначально существует конфликт, потому что они имеют совершенно разные экономические и политические интересы. Выдвинутая теория предполагает рассмотрение общества в целом как постоянный конфликт. Если конфликт достигнет критической стадии, то неизбежно произойдет исчезновение правящего класса, и переход в привилегированное положение другого. При этом обществу в развитии свойствен прогресс, который приведет в итоге к социальной форме взаимодействия людей без классов и угнетения.

Через несколько десятилетий после Маркса данную тему развил социальный философ Макс Вебер. Он значительно повлиял на теорию социальной стратификации. В отличие от Маркса он не считал основой

74

социального деления экономику. Теория М. Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа общества, чем у Маркса. Вебер выделял три взаимосвязанных компонента неравенства. Трехмерная модель социальной стратификации М. Вебера лежит в основе современных подходов, предполагающих учет множества оснований и критериев деления общества на классы.

Определяя класс, Вебер говорит о возможности индивида пользоваться различными благами в условиях рыночной системы. Класс объединяет людей со схожим положением и возможностями. В условиях рыночного хозяйства фактором появления определенных возможностей является собственность. Люди в таком обществе делятся на собственников, обладающих факторами производства, и предлагающих рабочую силу.

Значимые противоречия, возникающие во взаимодействии классов, по М. Веберу, являются результатом неравенства возможностей осуществления собственных «шансов» на рынке, а не факта наличия или отсутствия собственности. Таким образом, класс отражает экономическую стратификацию, которая не является единственной, и дополняется другими формами.

Он дополнил обоснованное Марксом понятие «класс» понятием «статусные группы». Под «социальным статусом» М. Вебер понимает определенные привилегии, социальный престиж, который основывается на таких критериях как: «образ жизни, формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, престиж рождения и профессии» [2]. В современном обществе идею о сущности социальной дифференциации предложил развивать наш соотечественник П. Сорокин. Он сформулировал теории социальной стратификации и социальной мобильности. В его учениях прослеживается разделение социального пространства на элементы. П.Сорокин утверждает, что индивид может занимать не один социальный статус, и они могут быть отличны друг от друга.

В своих трудах Сорокин разделяет точку зрения Карла Маркса, что зачастую индивид, обладающий определенной позицией в экономической сфере, будет относиться к тому же уровню в других сферах общественной жизни. Люди, имеющие экономическое превосходство, находятся на вершине иерархии политической и профессиональной жизни, тогда как представители бедных слоев обычно лишены многих гражданских прав и занимают низшие позиции в профессиональной сфере. Однако это не является закономерностью в обществе: «Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях» [3]. Говоря о том, что социальный статус в современном мире отличают такие свойства, как изменчивость и непостоянность, П.Сорокин выделят два типа социальной мобильности: вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность - это переход из одной социальной страты в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Схожие мысли прослеживались в идеях об устройстве идеального государства Платона. Он отмечал подвижность и открытость социальных слоев для постоянного притока человеческих сил наверх. Но в отличие от Сорокина он считал, что регулятором лифта являются не личные желания и экономические возможности, а решения опытных и знающих правителей.

Сорокин обращает внимание на две особенности социума: социальное расслоение и социальную мобильность. Они отражают то, что люди не равны по своим умственным способностям, физическим силам, наклонностям, вкусам и т.д., и для статуса характерна изменчивость. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Историко-философский анализ социальных взглядов на проблему неравенства показал, что социальная дифференциация существовала на всех этапах развития человечества и по сей день остается неотъемлемой

75

частью социума. В самом широком смысле неравенство предполагает жизнь людей в условиях, в которых они получают неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Под стратификацией понимают, что конкретные социальные различия между индивидами обретают свойство иерархического ранжирования. Общество можно делить по множеству критериев стратификации, и с любым из них связаны определенные способы детерминации и воспроизводства дифференциации индивидов. Социальное неравенство в наше время неизбежно. Более того, оно и необходимо, поскольку, как проявление индивидуальности человека, является сильнейшим стимулом для развития личности и общества.

Список используемой литературы:

1. Платон. "Государство" . Ленинградское отделение Издательство Наука, 2005 г. . — 576 с.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 169183.

3. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. —

543 с.

4. Карл Маркс и современная философия. Российская Академия Наук Институт Философии, Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса,Москва , 1999. , — 381 с

5. Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. М., 2005. . - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.